Главная · Бронхит · Виды и назначение лабораторий. Клинические виды исследований, проводимые в клинико-диагностической лаборатории

Виды и назначение лабораторий. Клинические виды исследований, проводимые в клинико-диагностической лаборатории

Сестринский процесс предполагает всестороннюю оценку состояния здоровья пациента. Первый этап включает субъективное и объективное обследование.

Объективное обследование определяет помимо физического обследования, дополнительные методы:

  • Лабораторные;
  • Инструментальные (рентгеноскопия, эндоскопия, УЗИ, радиоизотопные).

Лабораторная ветвь практической медицины- основные, иногда единственные диагностические критерии оценки клинической ситуации многих инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Правильность проведения всех аспектов диагностики определяют качеством всех этапов исследования: преаналитическим, аналитическим, постаналитическим.

Преаналитический этап- сестра готовит пациента к исследованию, проводит забор биоматериала, обеспечивает его правильное хранение, транспортирует, регистрирует и документирует. Ответственность за достоверность исследований на долабораторном этапе несёт медсестра.

Аналитический (лабораторный) этап- специалист по диагностике непосредственно проводит лабораторный тест. На этом этапе ответственность несут сотрудники лабораторного отделения.

Постаналитический (постлабораторный) этап- взаимодействие сотрудников лаборатории и клиницистов стационара по оценке результатов исследования.

Материал для лабораторных исследований - это различные биологические жидкости (субстраты): кровь, её компоненты (плазма, эритроциты), моча, кал, желудочный сок, желчь, мокрота, выпотные жидкости (экссудат, транссудат), ткани паренхиматозных органов, получаемые при биопсии.

ПОМНИТЕ!

  • Перед взятием биологического субстрата необходимо получить информированное согласие пациента на выполнение процедуры.
  • Необходимо соблюдать конфиденциальность результатов обследования.

ЗНАЙТЕ!

  • Срочность исследования биологического материала указывают символом «CITO»

Правила забора, хранения, и транспортировки биоматериала.

Соблюдать:

  • подготовку пациента перед взятием материала для исследования (забор крови в состоянии натощак, учёт физиологических отправлений, сопутствующей патологии, приём лекарственных препаратов);
  • идентичность условий сбора (требования к лабораторной посуде, объём и состояние материала);
  • правила наложения венозного жгута (длительное пережатие способствует увеличению концентрации гемоглобина, белков, минералов за счёт выхода жидкости в ткани);
  • применение ингибиторов и консервантов при необходимости (некоторые анализы мочи, кал на микрофлору);
  • правила хранения(температурный режим, сроки, лабораторная посуда, контейнеры, транспортные средства).

Факторы риска для лабораторных результатов:

  • Экзогенные - фармакотерапия, техника забора, чистота/ стерильность лабораторной посуды.
  • Эндогенные - гемолиз вследствии механического и холодного воздействия, нарушение пищевого режима.

Достоверность результатов лабораторных методов исследования определяет исключение экзогенных и эндогенных факторов.

Виды лабораторий, их назначения.

Клиническо-диагностическая

Определение физико-химических свойств биологических субстратов (например, общий анализ крови, мочи, мокроты; биохимическое исследование крови: холестерин, общий белок, билирубин; кал на скрытую кровь, яйца гельминтов, простейшие).

Для транспортировки биоматериалов в лабораторию используют специальные контейнеры(одноразового пользования) или чистую, сухую, стеклянную посуду.

Бактериологическая.

Выявление микробного состава идентификация микрофлоры (например, моча на стерильность, кал на кишечную группу, мазок из зева при подозрении на дифтерию).

Сестра получает для забора материала стерильную посуду, подготовленную в бактериологической лаборатории.

Иммунологическая/ вирусологическая

Проведение исследований по маркерам к некоторым инфекционным агентам, а также естественным (нормальным) антителам к широко распространённым бактериям и вирусам (кровь на ВИЧ, гепатиты В и С, RW- инфекцию).

Исследование и забор крови для различных методов.

Наиболее распространены морфологическое и биохимическое исследование крови. Всем пациентам любого лечебного отделения и по показаниям амбулаторным пациентам врач назначает общий анализ крови.

Общеклинический анализ крови (ОАК) включает определение: концентрации гемоглобина, количества эритроцитов, цветового показателя, скорости оседания эритроцитов(СОЭ), числа лейкоцитов с дифференцированным подсчётом отдельных видов клеток(лейкоцитарной формулы).

В неотложных ситуациях один наиболее информативный показатель, например, при остром аппендиците- число лейкоцитов.

Взятие крови на общий анализ проводит лаборант- специалист клинической лаборатории, для биохимической диагностики крови берёт сестра процедурного кабинета. Накануне сестра информирует пациента о предстоящем исследовании. Забор крови проводят утром в состоянии натощак.

При взятии крови из вены время наложения жгута должно быть минимальным, при этом исключена «работа кулаком». В противном случае возможен местный стаз, гипоксия, сдвиг в распределении некоторых веществ (калия, натрия, холестерина) между форменными элементами крови и её жидкой частью.

Для коагулограммы не берут первые 0,5-1,0 мл крови, но эту порцию крови можно использовать для всех других биохимических тестов.

В современных условиях исключить контаминацию биоматериала позволяют специальные приспособления типа «вакутейнеров». Это способствует соблюдению условий асептики и ускорению процедуры забора крови.

  1. Сообщить пациенту о предстоящем исследовании на кануне.
  2. Оформить направление в лабораторию.
  3. Объяснить порядок проведения процедуры: утром, натощак, до проведения медико- диагностических процедур.
  4. Транспортировать биосубстрат в соответствующую лабораторию из лечебного отделения в специальном контейнере.

На сегодняшний день многие институты, медицинские клиники и фабрики нуждаются в собственных специализированных лабораториях, предназначенных для изучения какого-либо вопроса и получения информации. Чтобы данные были достоверны, необходимо иметь точное и настроенное оборудование, обученный персонал, а также соблюдать стерильность используемых посуды и инструментов. Как правило, для этой цели владельцы закупают сушильные шкафы .

Какие бывают лаборатории

В зависимости от направленности можно выделить два основных типа: медицинский и химический. Первый включает несколько видов:

Химические подразделяют на:

  • лаборатории органической химии;
  • аналитические, предназначенные для анализа на соответствие установленным требованиям компонентов веществ;
  • химико-технические для контроля какой-либо продукции при помощи специализированной аппаратуры;
  • пробирные спектральные для установления химического состава на основании его люминесцентного, испускающего, поглощающего, отражающего спектров и оценки количества металлических примесей путем сплавления пробы с реагентами.

К отдельной группе относятся судебно-медицинские лаборатории. Так как в зависимости от поставленной задачи может потребоваться подход как с химической, так и с медицинской стороны, данные подразделения имеют сложное оснащение. Патологоанатомические предназначены для установления причины и времени смерти на основании аспирационной биопсии, а также пункционного материала. Многие санитарно-эпидемиологические станции нуждаются в исследовании объектов окружающей среды. Для этих целей также существует специальное подразделение, оснащенное аналитическими приборами, инструментом, посудой и

Виды лабораторий, их назначение. Клинико-диагностическая - определение физико-химических свойств биологических субстратов и микроскопия. Например, общий анализ (крови, мочи, мокроты, кала), анализы мочи по Зимницкому и Нечипоренко, кал на скрытую кровь, кал на яйца гельминтов. Биохимическая - определение химических свойств биологических субстратов. Например, печеночные пробы крови (общий белок, билирубин, тимоловая и сулемовая пробы), кровь на ревматесты. Бактериологическая (лаборатория клинической микробиологии) - выявление микробного состава и идентификация микрофлоры (кровь на стерильность, моча на биопосев, кал на кишечную группу и дисбактериоз. Иммунологическая - Проведение исследований по маркерам к некоторым инфекционным агентам, а также к естественным антителам к широко известным бактериям и вирусам (кровь на ВИЧ, гепатиты В, С и др.).

Слайд 5 из презентации «Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Участие медицинской сестры в лабораторных исследованиях пациента.pptx» можно в zip-архиве размером 2619 КБ.

Скачать презентацию

Лабораторные по физике

«Лабораторные по физике» - Модули – лабораторные работы. Составьте план эксперимента. В зависимости от заданных параметров модуль отрабатывает анимацию и расчёты. Проведя эксперимент, определите площадь кюветы. Введение. Фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Интерактивные лабораторные работы в курсе физики 7-11 классов.

«Лабораторная работа» - Цифровая коллекция лабораторных работ по физике Цифровая коллекция лабораторных работ по биологии и экологии* Цифровая коллекция лабораторных работ по химии* ______________________________________ * В разработке. Добавление фронтальных заданий для всего класса. Как методическое пособие для учителя по выполнению широкого спектра экспериментов с цифровым датчиками как лабораторный практикум для выполнения работ учащимися как рабочую тетрадь – рабочие бланки учащихся как редактируемую открытую коллекцию ресурсов, для подготовки к урокам и планирования занятий, позволяющую осуществлять экспорт и импорт учебных материалов как удобную оболочку, позволяющую организовать контроль знаний учащихся (тренинги, зачеты, экзамены).

«Демонстрация опытов» - Почему так происходит? Зажмем в тисках металлическую линейку. Вынужденные колебания. Объяснить принцип действия данного прибора. Демонстрация проводится в следующем порядке:1. Сделать приборы вызывающие большой интерес у учащихся. Просунув в кольцо линейку, ударьте ею по кольцу. Конус будет передвигаться вверх, пока своими концами не попадет в вырезы.

«Опыты по физике» - Спектры магнитных полей. Измерение КПД. Индукционный ток. Время определяется при помощи секундомера. Как зависит период и частота свободных колебаний. Зависимость индукционного тока. Соотношение между моментами сил. Чем больше длина, тем меньше частота. Действия тока могут быть разными. Показания приборов.

Особая роль принадлежит медицинским лабораториям республиканских, краевых, областных больниц и СЭС, которые должны обеспечивать максимальный уровень лабораторных исследований; они являются организационно-методическими, научно-техническими и учебными центрами соответствующих административных территорий. В их обязанности входит изучение и анализ работы лабораторий данного региона, распространение передового опыта, повышение квалификации врачей и лаборантов, оказание консультативной помощи, внедрение унифицированных методов, контроль за качеством исследований и т.д.

В военно-полевых условиях медицинские лаборатории организуются в составе военно-полевых медицинских учреждений или самостоятельно. Они предназначены для лабораторной диагностики боевой патологии, выявления и экспертизы объектов, зараженных в результате применения оружия массового поражения. Такие медицинские лаборатории выполняют клинико-гематологические, санитарно-гигиенические, бактериологические, патологоанатомические, судебно-медицинские и другие исследования. Организация работы медицинских лабораторий зависит от боевой обстановки, интенсивности потока пораженных и больных, характера боевой патологии. Медицинские лаборатории оснащаются комплектным имуществом.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение химии как одной из фундаментальных естественных наук необходимо для формирования мировоззрения человека. Зна­ния по технике и технологии лабораторных работ позволяют на научной основе заниматься экспериментальной и исследователь­ской работой в любой области химии и химической технологии.

Возросла роль химии в развитии электротехники, электрони­ки, космической техники. Важную роль играет химия и в практи­ческой жизни.

Сохранение окружающей среды, проведение экологической экс­пертизы, мониторинга биосферы, создание безотходных технологи­ческих процессов, утилизация отходов, использование вторично­го сырья - важные экологические задачи современного общества.

Глобальная проблема XXI в. - охрана природы и окружающей среды. Химические предприятия являются источниками выбросов в атмосферу, гидросферу, литосферу. Контроль содержаний вред­ных веществ, их предельно допустимых концентраций (ПДК) воз­ложен на экологические лаборатории.

Чистые атмосфера и космос, природные воды, леса, поля, кра­сота и сохранность природы - это здоровье и жизнь на Земле.

Специалисты, работающие в химической отрасли, должны об­ладать суммой знаний и умений, основанных на изучении химии, физики и других наук.

Техника и технология лабораторных работ имеет большое при­кладное значение, основана на строгих научных принципах.

Конечно, нужные знания и навыки приобретаются со време­нем, но лучше усвоить их в начале работы, чтобы избежать отри­цательных результатов и травматизма.

России от СССР досталась развитая структура химической про­мышленности. Производство минеральных солей, кислот, этано­ла, синтетического каучука, резины, взрывчатых веществ, а также нефтепереработка налажены в необходимых объемах.

Однако производство пластмасс, синтетических волокон, ла­ков и красок, красителей, высокомолекулярных соединений от­стает от должного уровня и уступает развитым странам.

На основе рыночных отношений будут отрегулированы объемы производства необходимых химических продуктов. Анализом их качества займутся специалисты - химики-аналитики и экологи.

Глава 1

ХИМИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ

И ИХ ОСНАЩЕНИЕ

1.1. ЛАБОРАТОРИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Химические лаборатории разной направленности имеют общие принципы организации, используют одинаковое оборудование и выполняют одинаковые операции.

Химические лаборатории могут быть учебными и исследова­тельскими. Их классифицируют также по специфике проводимых работ на лаборатории общей, аналитической, физической, орга­нической химии, специальные технологические, цеховые, завод­ские и т.д.

Помещение лаборатории должно быть просторным и светлым, что необходимо учитывать при проектировании. Нельзя размещать помещение лаборатории вблизи выхлопных труб, вибрирующих машин, так как это может привести к неточным результатам ана­лиза, порче приборов.

Основная рабочая площадь на одного сотрудника, работающе­го в лаборатории, должна составлять около 14 м 2 . Каждый сотруд­ник должен быть обеспечен лабораторным столом длиной не ме­нее 1,5 м.

Общие правила проведения лабораторных работ

Каждому работающему в лаборатории предоставляется место, которое необходимо содержать в порядке и чистоте. Запрещается загромождать рабочее место лишними предметами.

При выполнении лабораторных работ следует строго соблюдать определенные правила.

    Перед занятиями необходимо заранее ознакомиться с ходом работы по учебному пособию, уяснить цели и задачи, обдумать каждое действие. Приступать к выполнению работы можно только после сдачи предварительного отчета (краткого описания хода экс­перимента) и собеседования. О допуске к работе в лаборатории ведущий преподаватель делает отметку в рабочем журнале.

    Работающий должен знать основные свойства используемых и получаемых веществ, их действие на организм, правила работы

с ними и на основе этого принять все меры для безопасного про­ведения работ.

    Запрещено проводить эксперимент в грязной посуде, а также пользоваться веществами из склянок без этикеток или с неразбор­чивой надписью.

    Нельзя выливать избыток реактива из пробирки обратно в реактивную склянку. Сухие соли набирают чистым шпателем или ложечкой.

    Нельзя путать пробки от разных склянок. Чтобы внутренняя сторона пробки оставалась чистой, пробку следует класть на стол внешней поверхностью.

    Нельзя уносить реактивы общего пользования на рабочее место.

    Выполнение лабораторной работы и каждого отдельного экс­перимента требует строгого соблюдения всех указаний, содержа­щихся в описании работы. Эксперимент следует проводить тща­тельно, аккуратно и без спешки.

    Запрещается без разрешения преподавателя проводить какие-либо опыты, не относящиеся к данной работе, или изменять их последовательность.

    Если работа не может быть закончена за одно занятие, то необходимо заранее обсудить с преподавателем, на каком этапе работа должна быть прервана и когда можно будет ее закончить.

Правила техники безопасности

При работе в химической лаборатории соблюдают основные правила техники безопасности.

    В лаборатории категорически запрещается работать одному, так как даже небольшая незамеченная неисправность оборудова­ния или ошибка в выполнении эксперимента может привести к тяжелым последствиям.

    Необходимо избегать лишних движений и разговоров в лабо­ратории, непосредственных контактов кожи, глаз и дыхательных путей с реактивами. На занятиях следует постоянно носить лабора­торный халат.

    Все работы с ядовитыми и сильнопахнущими веществами, с концентрированными растворами кислот, щелочей, а также упа­ривание их растворов следует проводить только в вытяжном шка-фу. Створки шкафа во время работы должны быть опущены до 18 - 20 см от его рабочей поверхности.

    Измельчение твердых веществ, дающих едкую пыль (извести, иода и др.), разбавление концентрированных кислот и щелочей, приготовление хромовой смеси нужно проводить в фарфоровой посуде в вытяжном шкафу, защитив глаза очками, а руки перчат-

ками. Разбавляя концентрированные кислоты, особенно серную, осторожно вливают кислоту в воду, но не наоборот.

    С легковоспламеняющимися жидкостями нельзя работать вбли­зи нагревательных приборов. Запрещается нагревать летучие легко­воспламеняющиеся вещества на открытом пламени. Для этого не­обходимо использовать водяную или масляную баню.

    Пробирки при нагревании закрепляют либо в штативной лап­ке, либо в пробиркодержателе ближе к отверстию. Отверстие про­бирки необходимо направлять от себя и окружающих во избежа­ние поражения при выбросе веществ из пробирки.

    Отбирать в пипетку любые вещества следует, пользуясь толь­ко сифоном или резиновой грушей.

    Особенно внимательно нужно проводить сборку установок из стекла. Нельзя зажимать стеклянные изделия в лапки штативов без соответствующей мягкой подкладки. Особенно осторожно сле­дует обращаться с тонкостенной посудой, термометрами, холо­дильниками.

    В лаборатории запрещается принимать пишу, курить.

    Нельзя класть на лабораторные столы посторонние предме­ты, а также находиться в лаборатории в верхней одежде.

    О любом происшествии в лаборатории, даже самом незна­чительном, необходимо сообщить преподавателю или лаборанту.

Правила противопожарной безопасности

Работая в химической лаборатории любого профиля, необхо­димо соблюдать правила противопожарной безопасности.

    Обращаться с нагревательными приборами следует осторож­но. Запрещается работать с неисправным оборудованием и прибо­рами. Категорически запрещается использовать для подключения электроприборы с оголенными проводами или поврежденной изо­ляцией. При перегорании спирали электроплитки отключите плитку от электросети.

    Проводя работы, при которых может произойти самовозго­рание, необходимо иметь наготове асбестовое одеяло, песок, со­вок и т.д.

    В случае воспламенения горючих веществ следует быстро по­гасить горелку, выключить вентиляцию вытяжного шкафа, обес­точить электронагревательные приборы, убрать сосуды с огнеопас­ными веществами.

Горящие жидкости следует накрыть асбестовым одеялом, а за­тем, если необходимо, засыпать песком; ни в коем случае не сле­дует заливать водой. Небольшие локальные пожары тушат при по­мощи углекислотного огнетушителя. При большом задымлении следует надеть противогаз.

Оказание первой помощи при несчастных случаях

В лаборатории бывают случаи, требующие неотложной меди­цинской помощи, - порезы рук стеклом, ожоги горячими пред­метами, кислотами, щелочами. Для оказания первой помощи в лаборатории имеется аптечка. В серьезных случаях необходимо по­страдавшего сопроводить к врачу.

Основные правила первой помощи:

    при мелких порезах стеклом удалить осколки из раны, про­дезинфицировать ее раствором иода и перевязать бинтом;

    при ожоге рук или лица реактивом смыть реактив большим количеством воды, затем в случае ожога щелочью - 1%-м раство­ром уксусной кислоты, в случае ожога кислотой - 3%-м раство­ром гидрокарбоната натрия, а затем опять водой; одежду, сопри­касавшуюся с реактивом, следует снять;

    при ожоге горячей жидкостью или горячим предметом обож­женное место промыть проточной холодной водой 5-10 мин;

    при попадании химического вещества в глаза промыть их (используя глазную промывалку) 10-15 мин струей холодной воды так, чтобы она стекала от носа к виску; в любом случае пострадав­шего незамедлительно доставить к врачу;

    при попадании ядовитого вещества внутрь необходимо вы­звать рвоту - промыть желудок большим количеством теплого рас­твора поваренной соли (3 - 4 чайные ложки на стакан воды); если пострадавший потерял сознание или если отравление вызвано проглатыванием растворителя, кислоты или щелочи, то рвоту вы­зывать нельзя; пострадавшего следует перенести на свежий воздух и оставить в спокойном положении в тепле; немедленно вызвать бригаду неотложной помощи;

    при поражении электрическим током быстро отключить элек­троэнергию общим рубильником; вынести пострадавшего на све­жий воздух и при необходимости сделать ему искусственное дыха­ние и массаж сердца.

1.2. САНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛАБОРАТОРИЙ

Каждая химическая лаборатория должна быть оснащена при-точно-вытяжной вентиляцией, санитарно-техническими панелями с подводом воды, газа, вакуума, электротехническими панелями столов и вытяжных шкафов с подводкой переменного и постоян­ного (в случае необходимости) тока и контурами заземления.

Непременный атрибут любой химической лаборатории - вы­тяжной шкаф, в котором работают с токсичными веществами,

а также сжигают и прокаливают органические и неорганические вещества.

Около рабочих столов и водопроводных раковин должны быть емкости объемом 10-15 л для слива растворов, реактивов, рас­творителей, а также корзины-сборники сухого мусора.

Химическая лаборатория должна быть оборудована установкой для получения дистиллированной или деминерализованной воды. Для получения дистиллированной воды используют дистилляторы. Дистиллированную воду собирают в стеклянные бутыли с плотно закрывающимися крышками. Она необходима для приготовления растворов, промывки химической посуды в аналитических, эко­логических и других лабораториях. Для получения дистиллирован­ной воды рекомендуется иметь две установки: работающую и ре­зервную. Дистиллированную воду следует расходовать экономно, длительное ее хранение не допускается.

Для получения чистой деминерализованной воды применяют ионитовые (ионообменные) фильтры. Воду пропускают через кати-онит, который связывает только катионы. В результате получается вода, имеющая кислую реакцию. Затем эту воду пропускают через анионит, связывающий только анионы. Вода, пропущенная через оба ионитовых фильтра, деминерализована, имеет низкую удель­ную электропроводность (х < 1 мкСм/см) и используется при про­ведении работ, требующих отсутствия неорганических примесей.