Главная · Простудные заболевания · Кто такой бог Гефест в древнегреческой мифологии? Кто такой Гефест: боги Древней Греции.

Кто такой бог Гефест в древнегреческой мифологии? Кто такой Гефест: боги Древней Греции.

Гефест — в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия, из бедра Геры, в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого . Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня . До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить , посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали , бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на , покалечив ноги, отчего стал хромым.

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную . Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов), он преследовал Афину, Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний.

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице . Он связан с мифом об Орионе. Служил некоему смертному мужу.

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг . По Гесиоду — супруг хариты Аглаи.

Бог огня и кузнечного дела, оружейник богов.

Гефест родился хромым, поэтому раздраженная Гера сбросила его с Олимпа. Свалился он прямо в Океан, но не пострадал, так как о нем позаботились морские богини Эвринома и Фетида. В их подводном гроте Гефест вырос и выучился кузнечному ремеслу.

Достигши мастерства, Гефест изготовил великолепный золотой трон и послал его своей матери, но этот подарок был продиктован скорее местью, чем любовью. Как только Гера села на трон, сработали наручники, приковавшие ее к нему. Никто из богов не сумел ее освободить, поэтому им ничего другого не оставалось, как послать за автором этого коварного изобретения.

Приход Гефеста на Олимп имел далеко идущие последствия: он перестроил и переоборудовал все жилища богов. Никому не известно, какими были жилищные условия богов до появления там Гефеста, и только из сообщений о его деятельности мы узнаём, что он соорудил им великолепные дворцы из золота, серебра и бронзы. Естественно, Гефест позаботился и о себе.

Не желая даже здесь отказаться от своего чумазого ремесла, Гефест устроил в своем дворце великолепно оборудованную мастерскую. Гомер с восторгом рассказывает о его кузнечных мехах, которые работали автоматически, подчиняясь мысленным командам Гефеста. Тем не менее Гефест не брезговал и физическим трудом, поэтому его часто видели вспотевшим и усталым, чего не скажешь об остальных богах.

Понятно, что такой мастер на все руки был очень популярен среди богов. В то же время они не очень-то принимали его всерьез и не прочь были подшутить над его хромотой (иногда раздавались не только шутки, но и самый что ни на есть «гомерический смех» богов - например, когда однажды Гефест попытался ), а его жена Афродита без зазрения совести обманывала его с Аресом.

Сочувственно к Гефесту относилась только Гера, осознавшая, по-видимому, что некогда поступила с ним несправедливо. Поэтому в частых спорах Геры с Зевсом Гефест всегда стоял на ее стороне. Иногда это ему дорого обходилось: во время очередного скандала Зевс буквально вышвырнул его с Олимпа.

Гефест летел по огромной дуге (или траектории, выражаясь языком современной баллистики) целый день, пока не приземлился на острове Лемносе. Тамошние жители отнеслись к нему приветливо, и Гефест почувствовал себя на Лемносе как дома: он даже устроил себе кузницу в вулкане Мосихле.

Когда Гефест перешел из греческого пантеона в римский (приняв имя ), он оборудовал себе очередную кузницу на Сицилии, под горой Этной, и еще одну - на расположенных неподалеку Липарских островах. Очевидно, у него там был уже целый кузнечный цех, так как в подмогу пришлось брать нескольких великанов Киклопов.

В жизнь мифических героев Гефест почти не вмешивался. Он ограничивался изготовлением оружия и, как всякий фабрикант-оружейник, сбывал его обеим воюющим сторонам. Например, по просьбе Фетиды он ее сыну Ахиллу, но в то же время, выполняя желание богини Эос, изготовил аналогичное вооружение для Мемнона, противника Ахилла. В войны он не вмешивался, за одним исключением: во время битвы под стенами Трои Гефест по просьбе Геры укротил своим огнем реку Ксанф (Скамандр), бог которой хотел утопить в своих волнах Ахилла. Зато тем старательнее он защищал своих почитателей и собратьев по ремеслу, особенно кузнецов и всех работающих с огнем. И вообще, у людей были все основания испытывать благодарность к нему: если верить «Гомеровским гимнам», именно Гефест с помощью Афины научил людей ремеслам и искусствам, чтобы они жили не в лесах и пещерах, подобно диким зверям, а в благоустроенных домах и городах, где можно легко и покойно проводить свою жизнь от весны до зимы.

В честь Гефеста греки устраивали великолепные празднества. В Афинах были два вида таких праздников: гефестейи и халкейи. Первые праздновались вначале каждый год, а с 329 г. до н. э. - каждый четвертый год, в середине ноября; вторые проходили ежегодно, и отмечали их в первую очередь кузнецы. В Афинах Гефесту был посвящен храм в дорическом стиле, сооруженный в 450-440 гг. до н. э. и впоследствии украшенный культовой статуей работы Алкамена. Храм до сих пор возвышается над развалинами Агоры - он сохранился лучше всех греческих храмов. (Его ошибочно называют Тесейон, так как скульптуры храма изображают подвиги Тесея. Лишь недавнее топографическое исследование Афин показало, что первоначально, до того как античный храм был в 5 в. н. э. преобразован в храм святого Георгия, он был посвящен Гефесту.)

В отличие от вазописи и рельефов, античных статуй Гефеста сохранилось довольно мало, наиболее известен, пожалуй, малый бронзовый «Гефест с кузнечным инструментом». Сохранилось множество монет из малоазийской Греции с изображением Гефеста - свидетельство широкого распространения его культа в тех краях.

Из многочисленных произведений европейских художников назовем лишь самые значительные: картины «Мастерская Вулкана» Ван Хемскерка (ок. 1536, Национальная галерея в Праге) и Тинторетто (после 1577), «Гефест изготавливает доспехи для Ахилла» Романо (1532-1534), «Венера в мастерской Вулкана» Рубенса и Ван Дейка (обе созданы в 1630-1632), «Кузница Вулкана» Веласкеса (1630), «Вулкан застает врасплох Венеру и Марса» Буше (1754), «Вулкан» Домье (1835, Национальная галерея в Праге), «Афродита и Арес, плененные Гефестом» Прохазки; скульптуры «Вулкан» Брауна (1715, Национальная галерея в Праге) и мраморный «Вулкан» Торвальдсена (1838).

Римский Вулкан почти совпадает с Гефестом, но римляне больше подчеркивали его первоначальный древнелатинский характер бога разрушительной силы.

В поэзии используется образ Гефеста как лемносского кузнеца: «Лемносский бог тебя сковал…» - А. С. Пушкин, «Кинжал» (1821).

Чтобы выделить из него, пожалуй, самого выдающегося персонажа. Бог Гефест, действительно, сильно отличается от иных представителей пантеона. Среди безупречно красивых, божественно совершенных олимпийцев нарочито уродливый кузнец стоит особняком. Впрочем, сила его в творческом начале. Умение созидать, а не внешняя оболочка, сделали из него достойнейшего из богов.

Гефест: рождение

Гефест был рожден Герой. А вот насчет отцовства Зевса мнения расходятся. По одним мифам, Гера произвела на свет отпрыска без участия своего мужа. Тем самым она отомстила последнему за рождение Афины, которая, как известно, появилась на свет из головы Громовержца. Но более популярна версия о том, что Гефест - сын Геры и Зевса.

Вот только с рождения малыш не отличался силой. Он был страшненьким и слабеньким. Гера устыдилась такого сына и избавилась от него, сбросив с Олимпа в море. Но не суждено было тому погибнуть, так как нашедшие его океаниды Фетид и Эвринома прониклись жалостью к несчастному младенцу. Они укрыли его в глубоком гроте и целых девять лет ухаживали за ним. Впрочем, будущий не остался в долгу. Он сотворил для своих приемных родителей множество чудесных украшений.

Возвращение на Олимп состоялось после примирения Гефеста с Герой. Сам Дионис сопровождал его обратно.

Второе падение, после которого божественный кузнец стал хромым, случилось уже по воле Зевса. Разъяренный властитель Олимпа сверг его с неба за то, что во время ссоры тот имел смелость вступиться за Геру. Считается, что это падение было очень долгим. Бог Гефест летел целый день, пока не упал на острове Лемнос уже на закате.

Стихия огня

Стихия огня всегда вызывала уважение, смешанное со страхом. Огонь волен созидать, а волен и беспощадно уничтожать. Пламя, вырывающееся из кратеров вулканов, сметает все на своем пути. Но то же пламя способно плавить металлы, придавая им форму оружия или утвари. Очень часто огонь воспринимается людьми как некое очищение. Стихия, которая может убить или возродить.

Бог огня Гефест символизирует в полной мере сложную природу пламени. Он сам не раз проходил через полное падение к новому возвышению. Его хромота и уродство есть следствие принадлежности к столь неукротимой стихии. Вулкан (а именно так называли Гефеста римляне) часто вызывает страх, он не кажется прекрасным. Но яркое пламя, горящее внутри него, - это огонь, полыхающий в горнах. Это выкованные доспехи, мечи, орудия труда, сосуды.

Место в пантеоне

Теперь уже становится понятным, почему греки, несмотря на их преклонение перед физическим совершенством, почитали кузнеца с Олимпа.

Именно Гефест, греческий бог огня, научил людей мастерству. Он считается покровителем ремесел. Ему человечество обязано знаниями по укрощению металла. В некотором роде он близок Афине. Как и богиня искусства, Гефест осеняет своей милостью художников, работающих с огнем. Те же ювелиры, создавая свои изящные изделия, используют стихию огня для плавки серебра либо золота. Да и кузнецы порой выковывают истинные шедевры. Из-под их молота выходят на свет хитроумные сплетения стеблей, бутонов и цветов. Не зря в жены столь необычному богу досталась Венера. рядом с грубым и уродливым мужем, чьи руки создавали удивительные вещи, подчеркивала мысль, что в подобном союзе рождается истинная гармония.

Бог-кузнец

Бог Гефест относится к тем редким богам, что не чурались труда и изобретательства. Даже всесильные жители Олимпа порой прибегали не к хитрости или божественному могуществу, а шли к хромому кузнецу за его чудесными «поделками». Гефест не отказывал в просьбе никому. Его руками созданы были скипетр и эгида Зевса, щит Геракла, вооружение Ахилла. На Олимпе возвышался дворец из бронзы, в котором была оборудована большая кузница. В ней-то и творил свою затейливую утварь Гефест.

Атрибуты бога-творца

У каждого олимпийца есть свой личный атрибут. Это своего рода олицетворение его сил и личностных качеств. Символ бога Гефеста - это наковальня и инструменты кузнеца. Именно они передают саму сущность божества.

Вообще, в искусстве принято изображать Гефеста очень сильным мужчиной с мощным торсом и руками молотобойца. При этом на голове у него часто красуется яйцевидный колпак, такой в Греции носили ремесленники. А ещё на Гефесте всегда надета короткая туника. Она характерна для рабочих, которые к тому же для удобства оставляли обнаженным правое плечо.

Ритуалы и поклонение

Как уже говорилось выше, греки с большим почтением относились к Гефесту. Особенно его культ был силен на Сицилии и в Кампании. Объясняется сей факт просто. Расположенные там Этна и Везувий всегда повергали местных жителей в трепет. Казалось, внутри этих гор постоянно бушует пламя. И никто, кроме Гефеста, неспособен вовремя его укротить. А ещё было поверье, что именно внутри этих вулканов располагаются знаменитые кузни бога.

Но и в Афинах отдавали дань уважения Гефесту. В его честь устраивались по большим праздникам ритуальные состязания с факелами. В подобных забегах участвовали юноши. Каждому их них в руки давали по зажженному факелу. А затем звучал сигнал к началу состязания. Все участники устремлялись к заранее обговоренной цели. Победителем объявлялся тот, кто достигнет финиша с непогасшим огнем. Именно ему и доставался приз.

В Риме культ огненного кузнеца не угас. Его храм располагался на неподалеку от цирка Фламиния. В честь хромого Вулкана устраивались даже специальные праздники, которые так и назывались - Вулканалии.

Художественное наследие

Бог Гефест знаком нам не только по дошедшим до нас греческим фрескам, росписям на вазах, скульптурам. Его мощная фигура легко узнается в более поздних римских изображениях.

Потом наступил небольшой период забвения. Казалось, греческие боги навсегда покинули умы людей. Они забыты и уже не вернутся. Однако эпоха Возрождения подарила нам новый взлет олимпийцев. Зевс, Ахилл, Венера, Арес - забытые было небожители, вновь воссияли во всей своей красе. Не обошли своим вниманием художники и божественного кузнеца. Вновь воспылал огонь в горне, снова сильные руки подняли молот.

Сюжет обыгрывается и современными художниками. Конечно, их произведения уже очень далеки от канона. Но зато они прекрасно передают саму суть огненного божества.

Творческий импульс

Вы можете задать вопрос: "А зачем нам знания о каком-то древнем божестве?" На самом деле, божество это на своем примером доказывает необходимость творческой активности и несгибаемости даже в условиях, когда все против вас. Несмотря на физические недостатки, Гефест смог стать одним из олимпийцев. Невзирая на болезненные падения, он вновь занимал свое место среди совершенных небожителей. Его тяга к творчеству вызывала и у божественных, и у человеческих созданий заслуженное уважение.

Часто приходится слышать сетования о том, что те или иные надуманные препятствия мешают самовыражению. Неудачи повергают в уныние, собственное несовершенство кажется непреодолимым. А приобретенное увечье ставит крест на дальнейшей жизни.

Но на примере Гефеста можно наблюдать, как неукротимый внутренний огонь и сила способны поднять из любой бездны. Для творческого начала неважно, насколько идеальными вы будете. Важно лишь ваше стремление к созиданию.

Гефест Гефест

(Ήφαιστος, Volcanus). Бог огня, сын Зевса и Геры, хромой от рождения. Он считался искусным мастером, обрабатывающим металлы посредством огня; он выстроил на Олимпе медные чертоги богам, выковал вооружение Ахиллеса, роковое ожерелье Гармонии, латы Диомеды, эгиду и скипетр Зевса. Кузница его находится в горниле горы Этны, где помогают ему циклопы. Супругой Гефеста считалась Афродита. Любимым местопребыванием его на земле считался остров Лемнос. Римляне отождествляли с Гефестом своего бога Вулкана.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГЕФЕСТ

(Ήφαιστος), в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Г. выступает или как фетиш пламени (Hom. Il. II 426; IX 468; Hom. Od. XXIV 71), или как повелитель огня. Его происхождение трактуется двояко. Он - сын Зевса и Геры (Hom. Il. XIV 338), но он же сын только Геры, рождённый ею в отместку Зевсу (Hes. Theog. 927 след.). Родители недолюбливали его и дважды сбрасывали на землю: однажды это сделала мать, за что он ей отомстил, приковав к трону, в другой раз Зевс, когда Г. защищал перед ним Геру (Apollod. I 3, 5). Г. хром на обе ноги и безобразен, что сближает его с архаическими стихиями. Но вместе с тем, будучи олимпийцем, он берёт в жёны прекрасную богиню Афродиту, обманывавшую его с Аресом, или хариту (Hom. Il. XVIII 382). На Олимпе Г. развлекает шутками богов, угощает их амбросией и нектаром и вообще выступает в некоей служебной роли, что также указывает на его негреческое происхождение. У Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (III 219-229) рассказывается о том, что Г. вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы, - молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы (Сarm. I 4, 1-8). Всё это свидетельствует о хтонической связи Г. с силами природы. Мифы о Г. отражают также расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Г., а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - «сыновьями Г.» (Aeschyl. Eum. 13). Классический образ Г. - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки. Он куёт Ахиллу оружие и великолепный щит (Hom. Il. XVIII 369-616). Медные быки царя Ээта (Apoll. Rhod. III 229-238), опочивальня Геры (Hom. Н. XIV 166- 168), венец Пандоры (Hes. Theog. 579-584) тоже сделаны Г. В «Энеиде» Вергилия (VIII 370-453) даётся грандиозное описание подземной кузни Г., где создаются Зевсовы громы и молнии, а также оружие Энея. Гомеровский гимн объединяет Г. и Афину, обучивших людей ремёслам (XX 2-7). Г. приковывает Прометея. но явно против своей воли, по приказанию Зевса (Aeschyl. Prom. 14). Орфический гимн изображает Г. как некую космическую силу во всей её фетишистской нетронутости. Он - мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон (LXVI), т. е. Г. - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. Г. преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем (CIA, р. 64) и Дедалом. После низвержения Г. с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога. С островом Самоc Г. связан через мать Геру Самосскую, т. к. именно она была прикована Г., поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На Крите отсутствуют малейшие указания на культ Г. На материк культ Г. был занесён с островов Эгейского мора эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин. В римской мифологии Г. соответствует Вулкан.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, Учёные записки Московского государственного педагогического института им. Ленина, 1953, т. 72; с. 147-63; Wilamowitz-Moellendorff U. v., Hephaistos, «Nachrtchten Götting. Gesellschaft der Wissenschaften., 1895; Маlten L., Hephaistos. «Jahrbuch des deutschen archäologischen Institutes., 1912, Bd 27; Brommer F., Die Rückführung des Hephaistos, там же, 1937, Bd 52, S. 198-219; Schrade H„ Götter und Menschen Homers, Stuttg.. 1952; Delcourt М., Hephaistos ou la légende du magicien, P., 1957.
A. Ф. Лосев.

В произведениях античного искусства Г. изображается обычно в одежде ремесленника, с молотом или клещами. Среди сюжетов: «Гера, пойманная Г. в ловушку», «возвращение Г. с Олимпа», «сотворение Пандоры», «Г. показывает Фетиде щит, изготовленный для Ахилла» (фрески, вазопись), он участвует в сценах: рождения Афины (рельеф восточного фронтона Парфенона, вазопись), «Вулкан и киклопы» (рельефы римских саркофагов), гигантомахии (рельеф северного фриза сокровищницы сифнийцев в Дельфах, вазопись). В 15-18 вв. наиболее распространены в европейской живописи сюжеты: «Венера в кузнице Вулкана» (Джулио Романо, Ф. Пармиджанино, Я. Пальма Младший, П. П. Рубенс, А. ван Дейк, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «кузница Вулкана» (Приматиччо, Пьетро да Кортона, Ф. Бассано, Тициан, Д. Веласкес, Л. Джордано, Дж. Б. Тьеполо и др.), «Марс и Венера, застигнутые Вулканом» (см. в ст. Арес ), «Фетида у Вулкана» и др. Рельеф Г. Р. Доннера «Венера в кузнице Вулкана» (18 в.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Гефест

Бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии. Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги. По Гомеру, супруг Афродиты. Отец афинского царя Эрихтония (от Геи). Ему соответствует римский Вулкан.

// Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Яннис РИЦОС: Образцы // Н.А. Кун: ГЕФЕСТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ГЕФЕСТ

Гефест (1), сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал наконец в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру, наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь. Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать. Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп. Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады (2) с тирсами (3) в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов (4), смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши к кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые.

Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа я Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

(1) Гефест (у римлян Вулкан) - первоначально бог огня; с развитием ремесел, и особенно кузнечного ремесла, становится богом-покровителем металлургии того времени. Особенно чтили Гефеста в Афинах, где ремесла достигли наибольшего в Греции развития.

(2) Менады - спутницы Диониса; в переводе на русский язык менады значит неистовствующие; менады - то же, что и вакханки.

(3) Тирс - палка, обвитая плющом или виноградом, с кедровой шишкой на конце.

(4) Тимпан - ударный музыкальный инструмент, имевший форму двух бронзовых чашек, которыми ударяли друг о друга.

Гефест в мифах Древней Греции – бог огня, искусный кузнец и строитель, покровитель когорты представителей кузнечного ремесла и изобретателей. Единственный из пантеона, кто работал не покладая рук, а также, в отличие от всех богов, которые по определению уже совершенны, имел физический недостаток.

История появления

Гефест дружил с . Это у него из кузнечного горна сердобольный титан, жалеющий людей, похитил искры огня и даровал человечеству. А один из мифов рассказывает историю ослепшего охотника Ориона, которому кузнец создал механические глаза. Во времена Флегрейской битвы с гигантами Гефест вместе с Гелиосом колесил по миру в колеснице.

Экранизации

Гефест продолжил мастерить волшебные вещицы и на киноэкранах. В вольной экранизации древнегреческих мифов «Битва титанов» (1981) бог огня по велению Афины создал для крылатого коня и Буббо, сову с интеллектом. В картине режиссера Десмонда Дэвиса в роль кузнеца вжился Пэт Роуч.


Гефест в полной красе блистает и в современном кинематографе. Постановка Джонатана Либесмана «Гнев титанов» (2012) вновь повествует о Персее. В образе бога огня предстал актер .