Главная · Простудные заболевания · Освобождение от физкультуры физкультурные группы. Заболевания глаз и активное движение Близорукость какая группа здоровья

Освобождение от физкультуры физкультурные группы. Заболевания глаз и активное движение Близорукость какая группа здоровья

Установление инвалидности . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработка индивидуальной программы реабилитации.

Инвалидность без срока переосвидетельствования . В соответствии с Приложение к Правилам признания лица инвалидом , применительно к нарушениям зрительных функций (пункт 9), инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) в следующих случаях:

Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

Критерии определения групп инвалидности по зрению

Определение группы инвалидности по зрению производится на основании степени нарушений функций зрительного анализатора, которые сформулированы в Международной классификации болезней десятого пересмотра, том 1, часть 1. Они включают в себя оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации
независимо от состояния остроты центрального зрения.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.

III группа инвалидности устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;

Оспаривание решений МСЭ . В соответствии с Правилами признания лица инвалидом , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган - главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро МСЭ. Решение Федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в главное бюро, или одновременно и в главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и инвалидности.

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры. Другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

А Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения. В том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное, внимание.

Поэтому, на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ — справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели — 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ — дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели. Но, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии — на 1 месяц.

КЭК

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой. И (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники. А вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды. Как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость. И требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет. Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная (I)

Основная группа — для здоровых детей и детей с незначительными функциональными отклонениями, не влияющими на их физическое развитие и физическую подготовленность. Эта группа в медицинских и школьных документах обозначается римской цифрой I. Все школьники попадают в нее. Если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная (II)

Подготовительная группа, обозначается цифрой II — для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и(или) слабую физическую подготовку. Занятия в этой группе может порекомендовать врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется. На справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато, необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе. Например, на весь учебный год, на полугодие, на четверть. И конкретные рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой. Например, не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Бланк справки о занятиях в подготовительной физкультурной группе

Специальная

Специальная группа — это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний ().

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), и заверяется тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

Бланк справки о занятиях ребенка в специальной физкультурной группе

На сегодняшний день выделяют две специальные группы: Специальная «А» (III группа) и Специальная «Б» (IV группа).

Специальная «А» (III)

К специальной группе «А» или III физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (вне обострения).

В школах занятия в спецгруппе «А» проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Но, будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе «А» обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало — сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

Специальная «Б» (IV)

К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически — это освобождение от школьных занятий физкультурой.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах, должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Освобождение от физкультуры. Физкультурные группы.

2-06-2012, 15:50

Описание

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

И. В. Сухиненко (1980) установила, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эмметропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100- 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз , вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е. И Ливадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза . На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения , улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Специальные упражнения

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений .

1 . Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2 . И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3 . И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4 . И.п. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5 . И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6 . И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7 . И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8 . И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения .

1 . Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

2 . Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

3 . Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7-10 раз каждой рукой.

4 . Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7-8 раз.

5 . Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8-10 раз.

6 . Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6-7 раз.

7 . Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8 м. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

8 . Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

9 . Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

10 . Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками с расстояния 3-5 м. Повторить 12-15 раз.

11 . Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5-7 мин.

12 . Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5-7 мин.

13 . Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10-12 раз.

14 . Игра в бадминтон через сетку и без нее - 15-20 мин.

15 . Игра в настольный теннис - 20-25 мин.

16 . Игра в большой теннис у стенки и через сетку - 15- 20 мин.

17 . Игра в волейбол - 15-20 мин.

18 . Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 м - 15-20 мин.

19 . Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м - 15-20 мин.

20 . Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно .

1 . И.п. - лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10- 12 раз.

2 . И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз другой рукой. При поднимании рук - вдох, при опускании - выдох.

3 . И.п. - лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4 . И.п. - то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

5 . И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха - выдох.

6 . И.п. - лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.

7 . И.п. - лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9 . И.п. - то же. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх-влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11 . И.п. - то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.

12 . И.п. - то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13 . И.п. - то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на носки.

14 . И.п. - стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

15 . И.п. - то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16 . И.п. - стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17 . И.п. - то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18 . И.п. - стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19 . И.п. - стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20 . И.п. - стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

21 . И.п. - то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры - прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10-15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2-3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1 . Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2 . Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3 . Игры с метанием мяча в мишень.

4 . Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5 . Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6 . Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

7 . Гонка мячей по кругу.

Физическая культура для школьников с близорукостью. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое развитие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4-5 ч сидит за партой. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группe основную программу физического воспитания осуществляют в течение 1 - 1,5 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегенеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл. 40).

Таблица 40. Ограничения к занятиям физкультурой школьников по состоянию органа зрения

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только способствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникновению, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьников, занимающихся в основной и подготовительной группах.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. При выполнении многих общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках . Через 25-30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20-30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов , у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1-4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2-3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомодационного аппарата. Школьникам младших классов с близорукостью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкультуры, занятия лечебной физкультурой.

В 5-7-х классах школьникам , страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых используются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр , занимающимся в 5-7-х классах, необходим индивидуальный подход . Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).

В 8-10-х классах в связи с увеличением объема и интенсивности учебного процесса, дефицитом свободного времени, дальнейшим снижением двигательной активности значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исключить упражнения на перекладине в программе по гимнастике, преодоление полосы препятствий, а также классическую борьбу. Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивными играми проводятся без ограничений, исключаются силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, их можно заменить подъемом по канату с помощью ног.

Школьники старших классов с неосложненной близорукостью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе или группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложненной близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физической культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразвивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2; 1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям .

Важную роль играют и дыхательные упражнения , усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходимо соблюдать все ее основные принципы:

Системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

Регулярность воздействий;

Длительное применение физических упражнений;

Постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

Индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

Сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода - подготовительный и основной (тренировочный) . Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2.

Правильным следует считать полное дыхание с использованием всего дыхательного аппарата . Начинать обучение нужно с усвоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения , а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполняются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений , используют подвижные игры и отдельные элементы из спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, а также повышения эмоционального тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетбольную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2,5 мес . На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индивидуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ребенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упражнений дома. В школе от занятий физкультурой детей не освобождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью . Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания : обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении или в отделении спортивного совершенствования. Программные требования выполняются ими без ограничений. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы : студентов с миопией 3,5-4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близорукостью 5,0-5,5 дптр - в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр , у которых не выявлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию для практически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих близорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыхательные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, проводимые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физической культурой.

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и процедур по закаливанию организма;

Выполнение общеразвивающих упражнений по заданию преподавателя;

Выполнение упражнений по улучшению аккомодационной способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных занятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют результаты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физкультурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное время групповым методом (по 6-8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического развития студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыхательных упражнений . Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча массой 2-3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медленный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения , резкие движения туловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упражнения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом . Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный характер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них требуется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные тренировки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии , особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

В табл. 41

Таблица 41. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движения важное место занимает проблема исследования анализаторных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости . Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положении, когда изменение рефракции превышает допустимые градации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагрузки. Важность этого вопроса для современного спорта заключается в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить тактику спортивного врача при данном виде патологии органа зрения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый - близорукость и массовый спорт, второй - близорукость и большой спорт . По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличились до 6,0 дптр, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается сравнительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийского резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо индивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалификацию и перспективность спортсмена. Известно немало примеров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю. Власову и Ю. Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю. Овчинникову - призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортивным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстановительное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррекцией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция является для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогрессирования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей следует руководствоваться прежде всего при решении вопроса о возможности занятий спортом начинающими спортсменами с близорукостью . Эта таблица может служить также ориентиром и при решении этого вопроса в отношении спортсменов высокого класса с использованием индивидуального подхода.

Статья из книги:

Рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что острота зрения начинает падать, а очертания предметов становятся расплывчатыми. Невизуализированный мир не так информативен, да и качество жизни на порядок ниже.

Инвалидность по зрению: критерии и выплаты

Почему ухудшается зрение

Причины, приводящие к снижению функций зрительного нерва, можно условно разделить на несколько групп.

Биологические факторы , связанные с протекающими в организме процессами. К таким можно отнести:

  • наследственные мутации органов зрения, а также спонтанные мутации, вызванные внешними факторами окружающей среды;
  • хромосомные нарушения;
  • родовые травмы;
  • аномалии и патологии развития плода, повлекшие за собой нарушение работы и функций строения зрительного нерва;
  • врожденные дефекты мышц глаза;
  • искривление и мутность хрусталика;
  • нарушение однородности стекловидного тела;
  • изменение структуры роговицы;
  • аномалии сетчатки глаза;
  • возрастные изменения органов зрения;
  • изменения в строении опорно-двигательного аппарата, влияющие на процесс кровоснабжения, и как следствие – нарушение мозгового кровообращения;
  • скачки артериального давления;
  • стрессы и нервные потрясения, чрезмерные моральные и эмоциональные нагрузки;
  • умственное и физическое переутомление;
  • недостаток сна;
  • зашлакованность организма и последствия токсических отравлений;
  • черепно-мозговые травмы;
  • несбалансированное питание и увлеченность фаст-фудом, вызывающие дефицит витаминов и основных микроэлементов;
  • некоторые заболевания, например, сахарный диабет, острые вирусные или микробные инфекции, в т.ч. заболевания крови;
  • заболевания шейного и плечевого отделов позвоночника.

В зависимости от степени разрушения первоначальной структуры мышц и тканей, а также процента утраченных функций зрительных органов, последствия воздействия биологических факторов могут быть относительно допустимыми или требующими хирургического вмешательства.
Факторы окружающей среды. К этой обширной группе можно отнести следующие причины, вызывающие снижение зрительного восприятия:

  • недостаточная или плохая освещенность рабочего места;
  • несоблюдение положения тела и рекомендуемого расстояния между книгой/ при чтении;
  • продолжительные нагрузки на глаза без перерыва на отдых;
  • последствия трудовой деятельности и вредные производственные факторы;
  • некачественный или устаревший монитор без специального защитного экрана или с внутренними дефектами, влияющими на качество и четкость вывода информации на экран;
  • проживания в экологически нестабильной местности.

К этой же группе относятся вредные привычки.

Социальные причины обусловлены внутренним стеснением и неловкостью от ношения корректирующих зрение линз или очков. Обычно это относится к детям, которые видя насмешки сверстников над своими носящими очки одноклассниками, не говорят родителя о проблеме, углубляя потерю зрительных функций.

Нередко к ухудшению зрительного восприятия приводят сразу несколько причин, и чем они серьезнее, тем более значительно их воздействие на глаза.

В среднем каждый год около 55 тысяч россиян получают по зрению группу инвалидности. Это понятие заключает в себя весьма обширный диапазон показателей нарушения зрительного восприятия от небольших отклонений до существенной потери светочувствительности и полнейшей слепоты.

Для признания человека инвалидом учитывается показатель остроты зрения и способность его к самообслуживанию. К последнему критерию относятся:

  • возможность самостоятельного передвижения без посторонней помощи;
  • способность к общению;
  • свободное ориентирование в пространстве;
  • контроль поведения;
  • способность обучаться;
  • возможность осуществлять трудовую деятельность.

Эти показатели могут иметь различную выраженность, в различной мере ограничивая возможности человека, снижая уровень и качество жизни.

При определении инвалидности нужна комплексная оценка всех показателей. Однако при изучении аномалий и патологий зрительных органов и способности человека к восприятию окружающего мира важная роль отводится состоянию наиболее здорового глаза. Исходя из этого, медицинская комиссия решает вопрос о присуждении одной из групп инвалидности, определяемой согласно степени выраженности дисфункций зрительного восприятия и наложенных ограничений условий жизнедеятельности. Критерии каждой степени утверждены Международной классификацией заболеваний и включают:

  • показатель остроты и диапазон поля зрения;
  • главные электрофизиологические коэффициенты;
  • степень работоспособности по зрению.

I группа инвалидности предоставляется людям с сильными, необратимыми повреждениями зрительных нервов и утратой более 85 % зрительного восприятия вплоть до самой слепоты на два глаза. Потеря зрительных функций ведущего глаза характеризуется как выраженная (III степень) или значительно выраженная (IV степень), при этом человек не может осуществлять свою жизнедеятельность без посторонней помощи и социальной защиты.

II группа обуславливается общей остротой зрения в промежутке от 0,1 до 0,05 и выраженной потерей функций зрительного аппарата (III степень). Обычно люди с такой группой инвалидности - слабовидящие, которым необходима значительная социальная поддержка.

III группа характеризуется общим показателем остроты зрения наиболее здорового глаза от 0,3 до 0,1. Медицинской комиссией утрата функций органов зрения признается умеренной (II или I степень), поскольку человек не может себя обслуживать частично, но так же нуждается в незначительной социальной защите.

При предоставлении инвалидности по причине потери зрения в расчет берется на только способность пациента к зрительному восприятию, но и все указанные в его медицинской карте заболевания (тяжелые, врожденные, хронические), общее состояние здоровья, место проживания и экологическое благополучие региона, а также возрастная группа. Немаловажными могут оказаться социальные показатели и материальная обеспеченность.

Важно! Детям до достижения совершеннолетия присваивается статус «ребенок-инвалид», а по достижении 18 лет он должен пройти процесс переосвидетельствования и подтверждение статуса и группы.

Процедура оформления

Процесс получения и оформления всех бумаг по предоставлению инвалидности довольно долгий. Первый этап – осмотр офтальмолога и подтверждение права человека на инвалидность. После чего пациент в установленные сроки проходит полную медицинскую комиссию в поликлинике по месту проживания, цель которой составить карту здоровья и выявить все заболевания и патологии всех жизненно важных систем. Нередко это приводит к назначению дополнительных анализов и процедур (УЗИ, рентген, ЭКГ, МРТ и т.д.)

Следующим этапом идет получение заверенных главврачом поликлиники, где производился полный медосмотр, справок и рекомендаций по оформлению инвалидности. Эти документы необходимы для прохождения другой медико-социальной экспертизы (МСЭ), которая выносит окончательное решение о категории присваиваемой группы инвалидности.

Перечень необходимых бумаг и документов:

  • направление за подписью заведующего поликлиникой на МСЭ;
  • письменное заявление пациента на освидетельствование права на инвалидность;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • нотариально заверенная ксерокопия трудовой книжки;
  • амбулаторная медкарта и все необходимые выписки с печатями;
  • акт о травме, полученной в ходе осуществления трудовой деятельности, написанный по форме Н–1, или о приобретенном профессиональном заболевании.

Существует два вида инвалидности:

Постоянная инвалидность I категории присваивается гражданам со следующими показателями:

  • установленная полная слепота на оба глаза;
  • при условии, что ни при каких условиях, включающих применяемом хирургическое вмешательство или иную проводимую терапию, состояние больного не улучшится;
  • снижение зрительных функций обоих глаз и остроте зрения ведущего менее 0,03;
    концентрическое сужение зрительных полей на обоих глазах до 10 ° и менее, характеризующееся необратимыми патологическими изменениями.

Оспорить решение медико-социальной экспертизы можно в законном порядке на основании Постановления Правительства РФ №95 «Правила признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. В этом случае назначается повторная экспертиза на федеральном уровне и ее решение окончательное. Однако, существует возможность его оспаривания при обращении заинтересованного в получении группы инвалидности лица в суд.

Предоставление льгот

Человек с подтвержденной группой инвалидности имеет право на разработку индивидуальной реабилитационной программы (ИПР), которая дает возможность получения необходимых аппаратов и технических средств для трудовой и профессиональной деятельности, обеспечения достойного уровня жизни.

В программу курса реабилитации входит медицинская, педагогическая и психологическая помощь, а также социально-экономическая защита. Их смысл состоит в компенсации полученных инвалидом ограничений или улучшении условий его проживания. Кроме того, ИПР помогает восстановить статус человека на социальном уровне, признать его права обществом и достичь материальной независимости.

В зависимости от присвоенной группы инвалиду подбирается комплекс восстановительных процедур:

  • медикаментозное или санаторно-курортное лечение;
  • оперативное вмешательство.

Инвалиду по зрению положены ежемесячные денежные выплаты, пенсии или иная финансовая помощь, предусмотренная социальной защитой в рамках пенсионного законодательства РФ.

Размеры выплачиваемых социальных денежных пенсий различным группам людей-инвалидов с 31 марта 2015 года:

  • инвалиды первой группы, полученной с рождения, и дети инвалиды - 11645,69 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы, присвоенной в детстве, а также инвалиды первой группы- 9838,21 руб/месяц;
  • инвалиды второй группы (исключая лица с присвоенной инвалидностью с детства) - 4325 руб/месяц;
  • инвалиды третьей группы- 4153,08 руб/месяц.

При расчете денежных выплат во внимание берутся условия проживания и экологическая обстановка в регионе, а также факторы, при которых человек лишился зрения (производственная или иная травма), поэтому окончательная сумма может быть больше.

Разрешенные виды трудовой деятельности

Степень работоспособности и пригодности человека к труду определяется на этапе освидетельствования медицинско-социальной комиссией. При оформлении на работу инвалиду предоставляются гарантии согласно ТК РФ и рабочее место, полностью соответствующее требованиям, санитарно-гигиеническим условиям и рекомендациям медико-социального бюро.

Инвалид по зрению не допускается работать при высоком уровне шума и влажности в рабочем помещении, на химическом производстве, а также под воздействием вредных производственных и биологических факторов. Под запрет попадает деятельность, подразумевающая тяжелые физические или динамические нагрузки, нервно-психическое напряжение, характеризующаяся ненормированным рабочим графиком или неудобным положением тела человека.

Инвалид по зрению имеет все те же права, что и любой другой член общества: право на жизнь, труд и защиту. Именно поэтому в рамках социальной программы адаптации людей с ограниченными возможностями разрабатываются методики улучшения их качества жизни, механизмы защиты и социализации, а на производствах вводятся специальные рабочие места.

Видео - Получение пенсии по инвалидности

Глазные недуги - не причина отказываться от спорта

Но по итогам последних клинических исследований это совершенно неправильно.

Физические упражнения и занятия определенным видом спорта для людей с близорукостью очень важны. Они выполняют такие функции:

способствуют развитию тела в положительном качестве; активируют работу множества функций в организме.

Повышенная работоспособность цилиарной мышцы и укрепление склерой оболочки провоцируются именно правильными физическими нагрузками.

Так проецируется луч

Разрешено или нет заниматься определенным видом физической деятельности, зависит не от наличия болезни, а от стадии ее развития.

Миопия и тренировки в бассейне

Довольно часто больные интересуются, можно ли заниматься плаванием с наличием миопии.

Вода - универсальная среда для тренировок при плохом зрении вдаль

Врачи утверждают, что на слабой или средней стадии развития патологии (до 6 диоптрий) без сопутствующих болезней данный вид физической деятельности разрешается.

Но: тренировки должны быть умеренными при средней форме отклонения в работе оптической системы, чтобы пульс не превышал 140 ударов в минуту.

Лучше отдавать предпочтение тренировкам средней интенсивности

Важно: Сильные нагрузки при плохом зрении вдаль, свыше 6 диоптрий особенно, запрещены, потому что есть риск отслоения сетчатки, что уже грозит слепотой.

При средней интенсивности и регулярности занятий по плаванию можно даже улучшить состояние органов зрения.

Силовые упражнения на руки при близорукости

Пациенты нередко спрашивают у офтальмолога, можно ли при миопии качать руки.

Силовые нагрузки нужно выполнять с осторожностью

Накачивание рук для развития мышц предплечья и трапециевидных возможно только на слабой и средней стадиях развития офтальмологического отклонения.

Этот вид физической активности относится к тяжелым нагрузкам не изначально, а в перспективе, поэтому нужно найти идеальный баланс.

Для того чтобы не навредить глазам и получить эффект от упражнений, стоит увеличивать нагрузку медленнее нормы для здорового человека.


Если все же беспокоит возникающий риск, не лишним будет проконсультироваться с офтальмологом. Доктор уже порекомендует дальнейшие действия.

Помощь тренера - это необходимость

При слаборазвитой миопии подобная физическая активность не вредна глазам. Главное – не сильно усердствовать.

Спорт и плохое зрение вдаль: совместимы ли данные понятия?

Регулярные тренировки много значат для современного человека.

Чтобы тело было в хорошей физической форме, настроение всегда отличным, а внутренние органы функционировали так, как надо, необходимо систематически укреплять организм.

Здоровое питание также много значит

Однако иногда некоторые виды спортивной деятельности противопоказаны по причине нарушения функций организма. Именно поэтому офтальмологи часто слышат вопросы о том, можно ли заниматься спортом при миопии.

Циклические упражнения средней тяжести полезны при миопии и не наносят вреда глазам. Более того, они даже оказывают пользу в ускорении обменных процессов.

К видам спорта, которые разрешены при нарушении глазной функции до 8 диоптрий, относятся:

бег; йога; плавание; лыжный спорт; серфинг.

Легкая атлетика положительно влияет на организм при миопии

Упражнения высокой интенсивности противопоказаны из-за повышенной частоты сердечных сокращений и напряжения, которое негативно сказывается на глазах.

Близорукость и спорт могут сосуществовать, но, если относиться к этому тандему с полной ответственностью и осторожностью.

Важно: Тяжелая атлетика при офтальмологической патологии с отклонением более 4 диоптрий запрещена категорически.

У детей при снижении физической активности и увеличении зрительной может развиться близорукость.

Именно поэтому не стоит запрещать малышу заниматься любимым видом спорта, если у него есть генетическая предрасположенность к данному глазному недугу.

Диагностика играет важную роль

Важно: Если у ребенка уже выявлена близорукость, стоит включить его в особую группу физической подготовки, которая есть в каждой школе.

Правильно рассчитанная нагрузка во время занятий спортом при близорукости приносит пользу и телу и глазам.

Не стоит полностью отказываться от активного образа жизни даже при высоком уровне близорукости.

Йога с индивидуально подобранными занятиями, как и гимнастика, позволят поддерживать тело в тонусе, и не нанесут вред глазам.

Занятия йогой идеально подходят для тех, кто плохо видит вдаль

Консультацию о том, какие именно нагрузки разрешены при разных стадиях заболевания, можно получить у офтальмолога и компетентного тренера в любом спортивном центре.

Также не забывайте делать гимнастику для глаз.

Ознакомьтесь также с видео роликом на данную тему:

Если Вам нужна консультация специалиста, обращайтесь:

Совместимы ли миопия и спорт? Раньше на этот вопрос существовал только один ответ - конечно, нет. Однако при грамотном подходе к этой проблеме определенные физические упражнения не только не запрещены, но даже показаны, поскольку помогут укрепить сосуды глаза и стабилизировать состояние. При полном отказе от любой физической активности происходит расслабление мышц, снижение тонуса во всем организме человека.

Группы здоровья при миопии

Первые ограничения физической активности накладываются в школе во время уроков физкультуры. Группа здоровья определяется в зависимости от степени миопии и наличия дегенеративных изменений глазного дна. Существуют 3 группы здоровья для занятий физкультурой, которые предусматривают ограничение физических нагрузок и освобождение от них:

Первая группа здоровья, основная. Включает детей с нормальным зрением и ухудшением остроты менее 0,5 при отсутствии коррекции. В группу не допускаются дети с установленной гиперметропией и миопией свыше 3 диоптрий. Вторая группа здоровья, подготовительная. В нее входят дети со зрением ниже 0,5 диоптрий при условии коррекции. Запрещено посещение второй группы здоровья детьми, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий. Ни в первую, ни во вторую группу здоровья не могут входить дети с воспалительными и дегенеративными заболеваниями глаз. Третья группа здоровья, специализированная. Предусматривает освобождение от физкультуры и проведение занятий по индивидуальной программе. Посещение этой группы здоровья рекомендуется детям, у которых миопия и гиперметропия свыше 6 диоптрий, присутствуют дегенеративные изменения глазного дна и хронические воспалительные процессы.

Какие упражнения полезны?

В зависимости от степени прогрессирования заболевания, в каждом конкретном случае можно подобрать специальные упражнения, с помощью которых можно укрепить глазные мышцы и нормализовать циркуляцию внутриглазной жидкости.

Ведь при отсутствии физических нагрузок, в т. ч. и на мышцы глаз, происходит их ослабление и даже атрофия. При нагрузках, которым подвергаются глаза во время учебного процесса, близорукость может значительно усилиться. Очень часто это происходит в высших учебных заведениях, где очень насыщенная учебная программа.

Упражнения для глаз

Близорукость не является диагнозом, при котором нельзя двигаться. Очень полезны для кровообращения и укрепления мышц циклические упражнения. Главное, не превышать рекомендованную интенсивность и длительность. При этом основным показателем является частота пульса.

При слабой и средней степени миопии необходимо отдать предпочтение упражнениям, при выполнении которых пульс не превышает 100-140 удоаров в минуту. Это может быть бег трусцой и плавание средней интенсивности.

Хорошие результаты дают некоторые спортивные игры - пионербол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и др. При этом человек должен внимательно следить за мячом, который находится то близко, то далеко, переключать зрение. Это способствует усилению аккомодации и является успешной профилактикой дальнейшего прогрессирования заболевания.

Какими видами спорта нельзя заниматься при близорукости?

Во время учебы в школе дети часто посещают разнообразные кружки и спортивные секции. Диагноз близорукость не должен стать препятствием на пути ребенка быть наравне со сверстниками. Однако, перед тем как окончательно остановиться на выборе того или иного вида спорта, следует учесть интенсивность нагрузки и существующие противопоказания.

При выборе вида спорта нужно обязательно учитывать степень миопии и наличие изменений на глазном дне. Самым главным является 2-й фактор, поскольку он свидетельствует о прогрессировании заболевания и появлении дегенеративно-дистрофических изменений.

бокс; борьба; большой теннис; спортивная и художественная гимнастика; прыжки на лыжах с трамплина; горнолыжное двоеборье.

При средней степени миопии противопоказания не столь расширены, особенно при отсутствии каких-либо изменений на глазном дне. Однако все равно не рекомендуется заниматься видами спорта, при которых требуются большие и длительные физические нагрузки. Кроме того, нужно исключить упражнения, при которых нужно совершать прыжки с высоты более 1,5 м.

Близорукость легкой степени не предполагает особых ограничений, кроме тех, которые накладываются при любой степени заболевания. Рекомендуется выбирать цикличные виды спорта без больших и длительных нагрузок. Не допускается повышение ЧСС более 180 ударов в минуту при выполнении упражнений. Поэтому лучше отдать предпочтение более спокойным видам спорта:

бегу; спортивной ходьбе; плаванию; гребле; фехтованию; стрельбе и т.п.

Однако, даже несмотря на то что циклические виды спорта полезны для укрепления мышц глаза, нужно быть осмотрительным. Следует избегать акробатики, гимнастических упражнений на снарядах, прыжков на любую высоту, поскольку это может привести к развитию ишемии.

Если человек носит линзы, это не является противопоказанием к занятиям спортом. Занимаясь некоторыми видами спорта, их можно даже не снимать.

Как не допустить прогрессирования миопии?

Стабилизировать близорукость, не допустить ее дальнейшего прогрессирования и ухудшения зрения можно с помощью регулярных упражнений. Главное правило для достижения успеха - утреннюю гимнастику следует проводить регулярно, обязательно включив комплекс упражнений для укрепления цилиарной мышцы глаза.

Не последнюю роль в достижении стабильной ремиссии играет закаливание. С его помощью можно добиться укрепления иммунитета, повышения сопротивляемости вирусным и бактериальным заболеваниям.

Разработать комплекс упражнений и определить необходимую нагрузку поможет специалист - врач спортивной медицины или офтальмолог. Спорт не только позволит укрепить организм, но принесет массу удовольствия.

Кроме того, следует регулярно проходить обследование у офтальмолога и при необходимости проходить профилактическое лечение. При ухудшении зрения нельзя игнорировать факт прогрессирования заболевания или заниматься самолечением, следует немедленно обратиться за консультацией к специалисту .

Это даст возможность не допустить дальнейшего развития заболевания, ухудшения зрения и развития необратимых процессов на глазном дне.

Видео

  • Категория: