Главная · Болезни уха · Что понимается под методами науки. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных образов, которые применяются на стыках наук, включая и группы наук, которые функционируют в пределах определенной формы движения м

Что понимается под методами науки. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных образов, которые применяются на стыках наук, включая и группы наук, которые функционируют в пределах определенной формы движения м

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
Механико-математический факультет

Кафедра вычислительной механики и прочности конструкций

На тему: Методология науки

Руководитель: доцент Гарт Э.Л.

Исполнитель: студентка группы МД-10м-1

Саверская М.А.

Днепропетровск-2011

Вступление 3

Понятие метода и методологии науки 4

Методология научного объяснения 15

Список использованной литературы 18

Вступление

Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

Вот что говорит о развитии науки американский историк науки Т.С. Кун: «Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые – это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе – это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание»

Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.
^

Понятие метода и методологии науки


Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος - путь) - систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);

2) учение об этой системе, теория метода.

Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

Итак, метод (в той или иной своей форме) - это совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода - регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Метод не является чем-то бессубъектным, которое существует отдельно и вне субъекта. Последний всегда включает метод и неотрывный от него. Иначе говоря, "человек - центр всей методологии" (Фейер-Бах). Любой метод является средством, приемом обеспечения и достижение цели, имеет инструментальный характер и является системой регулятивов.

Разнообразность сфер людской деятельности обусловливает разнообразный спектр методов, которые могут быть квалифицированные за разными критериями. Прежде всего нужно выделить методы духовной (идеальной, теоретической) и материальной деятельности. Вместе с тем методы можно классифицировать согласно философским категориям на единичные, особые и общие; за сферой и масштабами применения - на единичные, специфические, общие и всеобщие (универсальные).

Относительно методов науки, то основ их деления на группы, типы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания методы разделяют на формальные и содержанию, эмпирические и теоретические, методы исследования и преподавание и т.п. Отличают еще и качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредствованного познания, оригинальные и произвольные и т.п.

В современной науке довольно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В связи с этим методы научного познания за степенью всеобщности и сферой деятельности можно поделить на несколько основных групп:

1. Философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный и прочие).

2. Общенаучные методы исследование (информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент и т.п.).

3. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных образов, которые применяются на стыках наук, включая и группы наук, которые функционируют в пределах определенной формы движения материи.

4. Методы специальных наук, то есть совокупность образов, принципов познания исследуемых приемов и процедур, которые применяются в той или другой сфере отдельной науки.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамическая, целостная система разных методов разных уровней, сфер деятельности, направленности, которые реализуются с учетом конкретных условий. Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой методология.
^
Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1)совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2)учение о научном методе познания.

Рассмотрим современные общие определения методологии (табл. 1).


Источник

Определение



«Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности»


«Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»



«Учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение)»



«Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира»



«Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии»



«Главная цель методологии науки – изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»



«Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности»



Общий подход к решению задач того или иного класса

В.В. Краевский )

Методология как способ, средство связи науки и практики

Н.А. Масюкова

Методология как средство помощи науки практике

Методология долгое время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод и «логос» – учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта). И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель – мотив – способ – результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» – ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив – заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним – метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

В гуманитарных, в общественных науках в силу ранее недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики – это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В приведенном определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны – его зауженность. Подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Современные авторы разделили методологию (методологию науки) на два типа (рис.1.).

Рис. 1 - Два типа, выделенных в методологи науки

Для появления такой неопределенности и многозначности предмета методологии были причины. Методология как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е – 70-е годы прошлого века. Методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. Преодолевая идеологическое давление эти ученые поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре базовых уровня (рис. 2.).


Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе

Рис. 2 - Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе

Подобное разделение привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» – порознь. Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило – в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А ученым – представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. – нужна методология (как наука об организации деятельности – см. ниже) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время. Третий сверху уровень отведен как бы методологам конкретных наук – методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» – они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях. А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

В последние десятилетия благодаря работам и просветительской деятельности Г.П. Щедровицкого, стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», а свое научное направление «системомыслительной деятельности» методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали в проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность. Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности – в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. В последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ. Так, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление – методология практической деятельности.

Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. Необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».

Организация –

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Отметим, что не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная деятельность, направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата. В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии. Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о следующей направленности методологии:

Методологии игровой деятельности

Методологии учебной деятельности;

Методологии трудовой, профессиональной деятельности.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность – целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления – временнόй структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики «историческое (временнόе) и логическое»). Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Схема структуры методологи содержит следующие важнейшие компоненты (рис. 3).


Общая схема структуры методологии

Рис. 3 - Общая схема структуры методологии

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

Каждая наука имеет свою методологию.

В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методологи (табл.2.).

Таблица 2 - Основные урони методологи


Виды методологии

Специфические особенности данного вида методологии

Всеобщая методология

Является универсальной по отношению ко всем наукам и в содержание которой входят философские и общенаучные методы познания

Частная методология

Применяется для группы родственных юридических наук, которую образуют философские, общенаучные и частные методы познания, например, государственно-правовых явлений

Методология научных исследований конкретной науки

В содержание данной методологи включаются философские, общенаучные, частные и специальные методы познания, например, методология криминалистики, криминологии и других наук

^

Методология научного объяснения


Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познавательная процедура, как объяснение. Ее главная цель - выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения. Поэтому в самом общем виде объяснением можно назвать подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение (закон и причину прежде всего). Раскрывая сущность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Таким образом, решение объяснительных задач - важнейший стимул развития научного знания и его концептуального аппарата.

В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью и признанием пользуется дедуктивно-помологическая модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный закон - в этом состоит его особенность. В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов. В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений. Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая модель объяснения описывает лишь конечный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.

В области гуманитарных, социальных наук используется так называемое рациональное объяснение. Его суть заключается в том, что при объяснении поступка некоторой исторической личности исследователь старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным).

Гораздо большую сферу охватывает телеологическое или интенциональное объяснение. Оно указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию (стремление), на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие, на намерения участников исторических событий. Телеологическое объяснение, по мнению крупного современного философа и логика Г. X. фон Вригта, "является той моделью объяснения, которая так долго отсутствовала в методологии наук о человеке и которая является подлинной альтернативой модели объяснения через закон".

Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной формой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитарным наукам). Во-вторых, при объяснении поведения отдельных личностей данная модель неприменима, здесь "работают" рациональная и интенциональная схемы.

Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.

Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо сочетать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объяснения для более глубокого постижения природы и социальной жизни.

Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, т.е. подведению изучаемого явления под закон и причину, так как - особенно в социальном познании - невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т.п. Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания.

Согласно Г. X. Вриггу, объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных - каузальное объяснение. Последнее в свою очередь бывает двух видов: предсказание и ретросказание. Обосновывая это свое деление, философ отмечает, что объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в экспериментальных науках. С другой стороны, ретросказательные объяснения занимают важное место в таких науках, как космогония, геология, теория эволюции, изучающих историю (развитие) природных событий и процессов. В этих науках мы путем исследования прошлого можем обнаружить его элементы ("следы") в настоящем.

Рестросказательные объяснения, т.е. пересмотр отдаленного прошлого в свете более поздних событий, "в высшей степени характерны", по Вриггу, для исторической науки. При этом он предостерегает, что, применяя ретросказательне объяснение, следует избегать абсолютизации прошлого, его переоценки.

Последняя легко может ввести в заблуждение, так как делает суждение историка вопросом его вкусов и предпочтений, в соответствии с которыми он отбирает важное или "ценное". Разумеется, этот элемент присутствует в историографии. В процессе понимания и объяснения более недавних событий историк, согласно Вриггу, приписывает прошлым событиям такую роль и значение, которыми они не обладали до появления этих новых событий. Поскольку полное будущее нам неизвестно, мы и не можем сейчас знать все характеристики настоящего и прошлого. А это означает, что "полное и окончательное" описание прошлого невозможно.
^

Список использованной литературы


  1. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М.: ДМК Пресс, 2002. – 464 с.

  2. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования Учебное пособие. - 2-е изд., испр. – К.: МАУП, 2004. – 216 с.

  3. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. – М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979.

  4. Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. - М., 1986. С. 64.

  5. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 578 с.

  6. Кохановский В.П. – М.: АТС; Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 574 с.

  7. Кохановский В. П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 576 с.

  8. Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс. д-ра культурологии. – Тольятти, 1998.

  9. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М.: Мысль, 2000

  10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. – М.: Эгвес, 2000. – 272 с.

  11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317 с.

  12. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. – М.: Изд-во политической литературы, 1972.

  13. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. – Пущино, 1987.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

Механико-математический факультет

Кафедра вычислительной механики и прочности конструкций

на тему: Методология науки

Руководитель: доцент Гарт Э.Л.

Исполнитель: студентка группы МД-10м-1

Саверская М.А.

Днепропетровск-2011

Вступление

Список использованной литературы

Вступление

Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Такова уж его жизнь, что он постоянно вынужден иметь дело с проблемами и сложными задачами. Для того чтобы с ними справляться, человеку необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и является ближайшей целью всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказания на будущее и соответствующие практические действия.

Вот что говорит о развитии науки американский историк науки Т.С. Кун: «Если науку рассматривать как совокупность фактов, теорий и методов, собранных в находящихся в обращении учебниках, то в таком случае ученые это люди, которые более или менее успешно вносят свою лепту в создание этой совокупности. Развитие науки при таком подходе - это постепенный процесс, в котором факты, теории и методы слагаются во все возрастающий запас достижений, представляющих собой научную методологию и знание»

Цель и задача методологического исследования науки и её формирования заключается в развёртывании таких представлений о науке и научной деятельности, которые бы учитывали различные аспекты и характеристики науки, полученные в сложившихся направлениях методологии, логики и науковедения.

Понятие метода и методологии науки

Мемтод (от др.-греч. ??????? -- путь) -- систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. В отличие от области знаний или исследований, является авторским, то есть созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. В силу своей ограниченности рамками действия и результата, методы имеют тенденцию морально устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества. Совокупность однородных методов принято называть подходом. Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных способов, приемов и операций, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);

2) учение об этой системе, теория метода.

Так, методология науки исследует структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы и формы реализации знания в практике. Однако неверно сводить полностью методологическое к рациональному. «Все сущее не делится на разум без остатка», так как существуют и внерациональные средства и приемы познания.

Итак, метод (в той или иной своей форме) -- это совокупность определенных правил, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта на решение конкретной задачи, достижение определенного результата в данной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Основная функция метода -- регулирование познавательной и иных форм деятельности.

Метод не является чем-то бессубъектным, которое существует отдельно и вне субъекта. Последний всегда включает метод и неотрывный от него. Иначе говоря, "человек -- центр всей методологии" (Фейер-Бах). Любой метод является средством, приемом обеспечения и достижение цели, имеет инструментальный характер и является системой регулятивов.

Разнообразность сфер людской деятельности обусловливает разнообразный спектр методов, которые могут быть квалифицированные за разными критериями. Прежде всего нужно выделить методы духовной (идеальной, теоретической) и материальной деятельности. Вместе с тем методы можно классифицировать согласно философским категориям на единичные, особые и общие; за сферой и масштабами применения -- на единичные, специфические, общие и всеобщие (универсальные).

Относительно методов науки, то основ их деления на группы, типы может быть несколько. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания методы разделяют на формальные и содержанию, эмпирические и теоретические, методы исследования и преподавание и т.п. Отличают еще и качественные и количественные методы, методы непосредственного и опосредствованного познания, оригинальные и произвольные и т.п.

В современной науке довольно успешно работает многоуровневая концепция методологического знания. В связи с этим методы научного познания за степенью всеобщности и сферой деятельности можно поделить на несколько основных групп:

1. Философские методы (диалектический, метафизический, аналитический, интуитивный и прочие).

2. Общенаучные методы исследование (информация, модель, изоморфизм, структура, функция, система, элемент и т.п.).

3. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных образов, которые применяются на стыках наук, включая и группы наук, которые функционируют в пределах определенной формы движения материи.

4. Методы специальных наук, то есть совокупность образов, принципов познания исследуемых приемов и процедур, которые применяются в той или другой сфере отдельной науки.

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамическая, целостная система разных методов разных уровней, сфер деятельности, направленности, которые реализуются с учетом конкретных условий. Давайте подробнее рассмотрим, что представляет собой методология.

метод наука исследование результат

Любое научное исследование осуществляется определенными приемами и способами, по определенным правилам. Учение о системе этих приемов, способов и правил называют методологией. Впрочем, понятие «методология» в литературе употребляется в двух значениях:

1) совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере деятельности (науке, политике и т.д.);

2) учение о научном методе познания.

Рассмотрим современные общие определения методологии (табл. 1).

Таблица 1 - Энциклопедические и авторские определения методологии

Источник

Определение

«Методология (от «метод» и «логия») - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности»

«Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе»

«Учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение)»

«Методология - 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира»

«Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии»

«Главная цель методологии науки - изучение тех методов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке. Но, кроме этой основной задачи, методология изучает также структуру научного знания вообще, место и роль в нем различных форм познания и методы анализа и построения различных систем научного знания»

«Методология является дисциплиной об общих принципах и формах организации мышления и деятельности»

Общий подход к решению задач того или иного класса

В.В. Краевский )

Методология как способ, средство связи науки и практики

Н.А. Масюкова

Методология как средство помощи науки практике

Методология долгое время рассматривалась дословно как учение о методах деятельности (метод и «логос» - учение). Подобное понимание методологии ограничивало ее предмет анализом методов (начиная с Р. Декарта). И такое понимание методологии имело свои исторические основания: в условиях классового общества, разделения труда на труд умственный и физический (по К. Марксу), относительно небольшая группа людей «умственного труда» задавала цели деятельности, а остальные трудящиеся «физического труда» должны были эти цели исполнять, реализовывать. Так сложилась классическая для того времени психологическая схема деятельности: цель - мотив - способ - результат. Цель задавалась человеку как бы «извне» - ученику в школе учителем, рабочему на заводе начальником и т.д.; мотив либо «навязывался» человеку также извне, либо он его должен был сам себе сформировать (например, мотив - заработать деньги, чтобы прокормить себя и свою семью). И, таким образом, для большей части людей для свободного проявления своих сил, для творчества оставался только один способ: синоним - метод. Отсюда и бытовавшее узкое понимание методологии.

Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности, наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности, методологии художественной деятельности и т.д.

В гуманитарных, в общественных науках в силу ранее недостаточного уровня развития их теоретического аппарата, сложилась тенденция относить к методологии все теоретические построения, находящиеся на более высокой ступени абстракции, чем наиболее распространенные, устоявшиеся обобщения. Например, В.И. Загвязинский так определяет методологию педагогики: «Методология педагогики - это учение о педагогическом знании и о процессе его добывания, то есть педагогическом познании. Она включает:

1) учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе о педагогической проблематике;

2) исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;

3) учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова).

В приведенном определении наличествует, с одной стороны, раздвоенность, неоднозначность предмета методологии. С другой стороны - его зауженность. Подобные подходы к определению методологии довольно типичны. Современные авторы разделили методологию (методологию науки) на два типа (рис.1.).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1 - Два типа, выделенных в методологи науки

Для появления такой неопределенности и многозначности предмета методологии были причины. Методология как таковая, в первую очередь методология науки, в советские времена стала оформляться лишь в 60-е - 70-е годы прошлого века. Методология науки, благодаря трудам П.В. Копнина, В.А. Лекторского, В.И. Садовского, В.С. Швырева, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и других авторов стала развиваться. Преодолевая идеологическое давление эти ученые поделили методологию (рассматривая только лишь методологию науки) на четыре базовых уровня (рис. 2.).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2 - Четыре базовых уровня методологии науки в советской научной школе

Подобное разделение привело к тому, что ученые должны были заниматься методологией или использовать ее в своих исследованиях лишь на каком-то определенном «этаже» - порознь. Верхние первый и второй уровни вышеуказанной конструкции строения методологии отведены для философов. Но философы сами конкретных научных исследований не ведут (за исключением собственно философских исследований). Они анализируют лишь наиболее общие результаты, полученные в различных отраслях научного знания в прошлых исследованиях, как правило - в прошлых десятилетиях, а то и столетиях. Их труды, поэтому, следует отнести, в основном, к гносеологии как науке о познании, логике науки и т.д., то есть к тем аспектам, которые связаны с наукой как со сложившейся системой научных знаний (прошлая деятельность умерла, остались лишь ее результаты). А ученым - представителям конкретных наук: физикам, химикам, педагогам и т.д. - нужна методология (как наука об организации деятельности - см. ниже) как оружие их собственной деятельности для проведения их собственных исследований, проводимых в настоящее время. Третий сверху уровень отведен как бы методологам конкретных наук - методологам физики, биологии, психологии и т.д. Но позиция, положение этих методологов «зависает» - они уже не философы, но и не собственно ученые, которые добывают новое научное знание. Эти методологи, как правило, в конкретные методики и техники научных исследований не вникают. Поэтому их результаты редко представляют интерес для исследователей в конкретных предметных областях. А конкретными методиками и техниками исследований вроде как должны заниматься «простые» ученые (четвертый этаж), зачастую в значительном или в полном отрыве от верхних этажей такого строения методологии.

В последние десятилетия благодаря работам и просветительской деятельности Г.П. Щедровицкого, стали формироваться группы специалистов, называющих себя «методологами», а свое научное направление «системомыслительной деятельности» методологией. Эти группы методологов (О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий и др.) стали в проводить «организационно-деятельностные игры» с коллективами работников сначала в сфере образования, затем сельского хозяйства, с политологами и т.д., направленные на осмысление инновационной деятельности, что принесло им довольно широкую известность. Параллельно с этим в печати стали появляться публикации ученых, посвященные анализу и научному обоснованию инновационной деятельности - в образовании, в инженерном деле, в экономике и т.д. В последние годы среди программистов распространился термин «методология» совсем в новом «звучании». Под методологией программисты стали понимать тот или иной тип стратегии, то есть тот или иной общий метод создания компьютерных программ. Так, наряду с методологией научно-исследовательской деятельности стало формироваться новое направление - методология практической деятельности.

Методология - это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии - организация деятельности. Необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».

Организация -

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Отметим, что не всякая деятельность нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте. Продуктивная деятельность, направлена на получение объективно нового или субъективно нового результата. В случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии. Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра-учение-труд, то можно говорить о следующей направленности методологии:

- методологии игровой деятельности

- методологии учебной деятельности;

- методологии трудовой, профессиональной деятельности.

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временн?й структурой (авторы исходят из пары категорий диалектики «историческое (временн?е) и логическое»). Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат. Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.

Схема структуры методологи содержит следующие важнейшие компоненты (рис. 3).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 3 - Общая схема структуры методологии

Такое понимание и построение методологии позволяет с единых позиций и в единой логике обобщить различные имеющиеся в литературе подходы и трактования понятия «методология» и его использование в самых разнообразных видах деятельности.

Каждая наука имеет свою методологию.

В конечном счете и юристы, и философы под методологией научного исследования понимают учение о методах (методе) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и приемов, предназначенных для успешного решения познавательных задач. Соответственно методология юридической науки может быть определена как учение о методах исследования государственно-правовых явлений.

Существуют следующие уровни методологи (табл.2.).

Таблица 2 - Основные урони методологи

Методология научного объяснения

Наряду с пониманием существует и такая важнейшая познавательная процедура, как объяснение. Ее главная цель - выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение обычно тесно связано с описанием и составляет основу для научного предвидения. Поэтому в самом общем виде объяснением можно назвать подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение (закон и причину прежде всего). Раскрывая сущность объекта, объяснение также способствует уточнению и развитию знаний, которые используются в качестве основания объяснения. Таким образом, решение объяснительных задач - важнейший стимул развития научного знания и его концептуального аппарата.

В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью и признанием пользуется дедуктивно-помологическая модель научного объяснения. Эта модель (схема) подводит объясняемое явление под определенный закон - в этом состоит его особенность. В данной модели объяснение сводится к дедукции явлений из законов. В качестве законов в этой модели рассматриваются не только причинные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.

Следует обратить внимание на то, что дедуктивно-номологическая модель объяснения описывает лишь конечный результат, а не реальный процесс объяснения в науке, который отнюдь не сводится к дедукции факта из закона или эмпирического закона из теории, а всегда связан с весьма трудоемким исследованием и творческим поиском.

В области гуманитарных, социальных наук используется так называемое рациональное объяснение. Его суть заключается в том, что при объяснении поступка некоторой исторической личности исследователь старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным).

Гораздо большую сферу охватывает телеологическое или интенциональное объяснение. Оно указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию (стремление), на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие, на намерения участников исторических событий. Телеологическое объяснение, по мнению крупного современного философа и логика Г. X. фон Вригта, "является той моделью объяснения, которая так долго отсутствовала в методологии наук о человеке и которая является подлинной альтернативой модели объяснения через закон".

Следует иметь в виду, что, во-первых, дедуктивно-номологическая модель (схема) иногда провозглашается единственно научной формой объяснения, что неверно (особенно применительно к гуманитарным наукам). Во-вторых, при объяснении поведения отдельных личностей данная модель неприменима, здесь "работают" рациональная и интенциональная схемы.

Обе эти схемы являются в социальном познании приоритетными по отношению к дедуктивно-номологическому объяснению, которое, конечно же, применяется и в гуманитарных науках, но занимает здесь более скромное место, чем в естествознании.

Что касается научного познания в целом, то в нем необходимо сочетать (а не противопоставлять друг другу) различные виды объяснения для более глубокого постижения природы и социальной жизни.

Понимание и объяснение тесно связаны. Однако надо иметь в виду, что понимание не сводится к объяснению, т.е. подведению изучаемого явления под закон и причину, так как - особенно в социальном познании - невозможно отвлечься от конкретных личностей, их деятельности, от их мыслей и чувств, целей и желаний и т.п. Кроме того, понимание нельзя противопоставлять объяснению, а тем более отрывать друг от друга эти две исследовательские процедуры, которые дополняют друг друга и действуют в любой области человеческого познания.

Согласно Г. X. Вриггу, объяснение имеет ряд форм, среди которых одна из основных - каузальное объяснение. Последнее в свою очередь бывает двух видов: предсказание и ретросказание. Обосновывая это свое деление, философ отмечает, что объяснения, обладающие силой предсказания, играют исключительно важную роль в экспериментальных науках. С другой стороны, ретросказательные объяснения занимают важное место в таких науках, как космогония, геология, теория эволюции, изучающих историю (развитие) природных событий и процессов. В этих науках мы путем исследования прошлого можем обнаружить его элементы ("следы") в настоящем.

Рестросказательные объяснения, т.е. пересмотр отдаленного прошлого в свете более поздних событий, "в высшей степени характерны", по Вриггу, для исторической науки. При этом он предостерегает, что, применяя ретросказательне объяснение, следует избегать абсолютизации прошлого, его переоценки.

Последняя легко может ввести в заблуждение, так как делает суждение историка вопросом его вкусов и предпочтений, в соответствии с которыми он отбирает важное или "ценное". Разумеется, этот элемент присутствует в историографии.

В процессе понимания и объяснения более недавних событий историк, согласно Вриггу, приписывает прошлым событиям такую роль и значение, которыми они не обладали до появления этих новых событий. Поскольку полное будущее нам неизвестно, мы и не можем сейчас знать все характеристики настоящего и прошлого. А это означает, что "полное и окончательное" описание прошлого невозможно.

Список использованной литературы

1. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 464 с.

2. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования Учебное пособие. - 2-е изд., испр. - К.: МАУП, 2004. - 216 с.

3. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. - М.: Советская Энциклопедия, 1968-1979.

4. Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. - М., 1986. С. 64.

5. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 578 с.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки - М.: АТС; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 574 с.

7. Кохановский В. П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 576 с.

8. Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат дисс. д-ра культурологии. - Тольятти, 1998.

9. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. - М.: Мысль, 2000

10. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы наследия; векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

11. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 317 с.

12. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. Изд. третье. - М.: Изд-во политической литературы, 1972.

13. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. Щедровицкий П.Г. К анализу топики организационно-деятельностных игр. - Пущино, 1987.

Размещено на Allbest.ur

...

Подобные документы

    Методология естествознания как система познавательной деятельности человека. Основные методы научного изучения. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов. Современные тенденции развития естественно-научного изучения.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Понятие культуры и ее основные разновидности. Сущность, содержание, функции, цели, критерии выделения науки. Научное знание и естественнонаучное познание. Виды методов и методология. Организация мегамира и микромира. Концепции возникновения жизни.

    шпаргалка , добавлен 18.06.2010

    Естествознание как отрасль науки. Структура, эмпирический и теоретический уровни и цель естественнонаучного познания. Философия науки и динамика научного познания в концепциях К. Поппера, Т. Куна и И. Лакатоса. Этапы развития научной рациональности.

    реферат , добавлен 07.01.2010

    Эмпирический и теоретический уровни и структура научного познания. Анализ роли эксперимента и рационализма в истории науки. Современное понимание единства практической и теоретической деятельности в постижении концепции современного естествознания.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Характеристика и отличительные особенности способов познания и освоения окружающего их мира: обыденный, мифологический, религиозный, художественный, философский, научный. Методы и инструменты реализации данных способов, их специфика и возможности.

    реферат , добавлен 11.02.2011

    Превращение науки в производительную силу, ее переплетение с техникой и производством. Ведущие отрасли научного знания. Специфические характеристики науки. Определение научно-технической революции, ее основные достижения и связь с естествознанием.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2011

    Концепция как совокупность главных идей методов исследования и описания результатов, функции науки. Картин мира – научная, механическая, электромагнитная и современная (объединяющая все естественные науки). Основные принципы, на которых они основываются.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Место естествознания в современной научной картине мира. Вклад средневековой науки в развитие научного знания. Пример смены парадигм в археологии – борьба концепций эволюционизма и миграционизма. Развитие науки в Средние века, вклад Леонардо да Винчи.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Наука - это способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Характерные черты науки. Общие и частные методы и формы научного познания. Антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира.

    реферат , добавлен 12.07.2008

    Глобальный эволюционизм как основная парадигма современной естественной науки. Синергетика как новое миропонимание конца XX века. Радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования и формирование новых философских оснований науки.

Любая область науки связана с методологией (от греч. metodos - путь исследования, или познания, теория и logos - слово, понятие, учение). Более того, качество научного познания прямо зависит от уровня развития методологии.

Что такое методология

Методология - это система исходных руководящих принципов, способов и приемов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Говоря кратко, методология - учение о методах научного познания мира. Развитие науки предполагает и развитие методологии. Кроме предметного, всякое научное открытие имеет и методологическое содержание, потому что оно предполагает критический анализ и пересмотр ряда устоявшихся понятий, законов природы или общественного развития. Сказанное в полной мере относится и к педагогике.

Её функции

Философы отмечают ряд функций методологии. Это - гносеологическая (познавательная). Она очевидна, поскольку существует исследовательская деятельность по научному познанию мира, раскрытию тайн природы, явлений общественной жизни, сознания» и интеллекта человека. Гносеологическая функция удовлетворяет потребность в знаниях существенных связей и отношений окружающего мира, в познании его законов.
Прогностическая функция методологии предполагает предсказание, предвидение развития природных и общественных явлений, каких-либо событий, развития личности. Этот прогноз не может быть «гаданием на кофейной гуще» или мистическим пророчеством прорицателя. Прогноз как догадка или предположение опирается на предварительные наблюдения, опыт, интуицию, логические рассуждения исследователя. Прогностическая функция методологии выступает в виде гипотезы, справедливость которой предстоит еще доказать.
Преобразовательная функция методологии заключается в том, что методы исследования способствуют не только объяснению изучаемых явлений, но, что очень важно, служат также инструментом действенного изменения жизни, общественных явлений.
И еще одна функция - организующая - связана с согласованием путей и форм наших действий с условиями окружающего нас мира, с теми реальными обстоятельствами, которые складываются в данной ситуации.

Методологические уровни

В методологии наук функционируют методы разных по обобщенности уровней. В схематическом изложении они сводятся к следующему.
Высший, предельнообший, потому универсальный, уровень относится ко всем наукам. Этот уровень обычно связывают с философией, раскрывающей наиболее общие законы и закономерности бытия, развития окружающего природного и социального мира, духовной сферы человека. Разные философы по-разному объясняют эти законы. Мы не ставим задачей полемику ни с одним философским учением и направлением, считая, что это дело самих философов.
Методы на философском уровне имеют мировоззренческую направленность: философы ставят вопрос о соотношении бытия и сознания, о первичности материи или сознания по отношению друг к другу. Этот вопрос философы считают основным. И в зависимости от того, что признано первичным, а что вторичным (материя или сознание), - различают мировоззрение материалистическое (первичность материи) и идеалистическое (первичность сознания). Мы упоминаем об этом потому, что от мировоззрения исследователя, как правило, зависит его подход к объяснению окружающего мира. Но это положение не строго однозначно: в науке много случаев, когда исследователь, придерживающийся, например, идеалистических воззрений, выдает научные результаты, совпадающие с материализмом. К примеру, академик И.П.Павлов- православный христианин - в своем учении об условных рефлексах давал им вполне материалистическое объяснение. К.Д. Ушинский - также христианин - прямо призывал не смешивать науку с религией; а когда критики обвиняли его - одни в материализме, другие в идеализме, то Константин Дмитриевич прямо отвечал: «Я не придаю никакого значения тому, назовут ли меня материалистом или идеалистом»1. Примеры можно продолжить.
Философский уровень методов подтверждает мысль о всеобщей взаимосвязи наук.
Общенаучный уровень методов характеризуется тем, что эти методы используются при изучении различных областей действительности. А это возможно потому, что разные явления окружающего мира объективно, независимо от того, изучаем мы их или нет, подчинены одинаковым законам и функционируют в соответствии с ними. К числу общенаучных относятся теоретические методы: моделирования, формализации, теории вероятностей, системный, структурно-функциональный, статистический, кибернетический, информационный и др. К этой же группе причисляют логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, классификация и систематизация, обобщение и абстракция.
Конкретно-научный уровень методов. Эти методы раскрывают специфические для отдельно взятой науки законы, причинно-следственные связи и отношения, характерные именно для данной науки. Они, как правило, не могут быть востребованы и использованы для изучения явлений других наук. Например, методы механики вряд ли могут быть использованы в генетике и наоборот; методы психологии трудно использовать для объяснения астрономических и космических явлений, а обратное - возможно.
Есть еще один уровень методов, условно назовем его внутринаучным. Его смысл состоит в следующем. Некоторые законы, твердо установленные и устоявшиеся в науке, могут быть использованы в качестве концепции (методологическая функция) в исследовании других проблем той же науки. Например, закон интериоризации-экстериоризации в психологии стал концептуальной основой для разработки теории поэтапного формирования умственных действий (в той же психологии). Закон естественного отбора, открытый сначала в развитии растительного и животного мира, стал концепцией исследования и в микробиологии. На таком же уровне располагаются и частные законы отдельных наук, которые могут быть взяты другой наукой как концепция. К примеру, закон сохранения вещества и энергии, открытый сначала в области химии, стал концепцией исследования многих явлений физики.
Методология науки эвристична по своей сути. Это значит, что методы науки наталкивают исследователей на продуктивное творческое мышление. Они способствуют поиску и порождению процедур и приемов, направленных на решение творческих задач, на отсечение неперспективных вариантов при поиске решений. Методология побуждает искать новые, нетрадиционные, оригинальные пути решения поставленных задач.
Все сказанное о методологии науки вообще, целиком относится и к педагогике как науке. Перейдем к более подробному рассмотрению этого вопроса.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Систематический методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное . Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные.
Общая занимается вопросами обоснования научного знания независимо от того, в какой из конкретных научных дисциплин получено, проблемой роли опыта в научном познании, различиями между науками и науками о культуре, структурами таких универсальных операций научного познания, как и понимание, проблемой единства научного познания и т.п.
Частная методология исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп. Можно говорить, напр., о методологии физики, о методологии биологии, о методологии наук исторического ряда и т.п. И в физике, и в биологии применяется объяснения. Вместе с тем многие биологические объяснения используют цели, которое теряет применительно к физическим объектам. Что представляет собой целевое, или телеологическое, биологическое объяснение и почему оно может использоваться только в биологических науках, но не в физике, космологии или химии? Можно заменить телеологическое объяснение обычным для др. естественных наук объяснением через научный закон? Эти и подобные вопросы относятся к частной методологии.
В социальных и гуманитарных науках сравнительно хорошо разработаны частные методологии социологии, экономической науки, психологии, ряда исторических наук. Характерной особенностью всякой частной методологии является то, что она, будучи важной для какой-то отдельной науки или узкой группы наук, почти не представляет интереса для др. наук. Напр., объекты исследования всех социальных и гуманитарных наук находятся в процессе постоянного изменения, и каждый из них не может быть вполне понят в отвлечении от его истории; основываясь на этом обстоятельстве, иногда говорят, что является в некотором смысле «общей наукой», поскольку к ней вынуждены обращаться все др. . И вместе с тем своеобразная методология исторического исследования вряд ли может вызвать у лингвиста, психолога или экономиста. История не является парадигмой социальных и гуманитарных наук, точно так же, как не является парадигмой естественно-научного познания.
Конкретная методология, называемая иногда методикой, занимается методологическими аспектами, связанными с отдельными исследовательскими операциями в рамках конкретных научных дисциплин. К сфере этой методологии, меняющейся от науки к науке, относятся, напр., проведения физического эксперимента, методика эксперимента в биологии, методика опроса в социологии, методика анализа источников в истории и т.п.
Истолкование научного познания как специфической человеческой деятельности, осуществляемой сообществом ученых, диктует широкое понимание М.н. Центральными ее проблемами являются: исследование способов обоснования научного знания, позволяющих придавать гипотезам интерсубъективного или объективного знания; анализ критериев приемлемости, или адекватности, систем научных утверждений (научных теорий); изучение тех систем категорий, которые используются в качестве координат научного мышления.
Социальные и гуманитарные науки (науки о культуре) принципиально отличаются от естественных наук (наук о природе). Это означает, что в рамках общей М.н. наряду с методологией естественно-научного познания должна разрабатываться также вполне самостоятельная методология социального и гуманитарного познания. Этим не отрицается единство науки, и в частности научного метода. Однако само это единство предстоит еще выявить и исследовать, поскольку очевидно, что оно не может быть сведено к уподоблению наук о культуре наукам о природе. Долгое считалось, что есть единая методология научного познания, хотя и разрабатываемая преимущественно на материале естественных наук. Предполагалось, что как только социальные и гуманитарные науки, существенно отстающие в своем развитии от естественных наук, станут полноценными научными дисциплинами, все сказанное по поводу методов естественных наук окажется приложимым к социальному и гуманитарному познанию. Пока господствовала эта т. зр., для утверждения которой в 20 в. многое сделал , М.н. о культуре находилась в зачаточном состоянии. Ее началось, в сущности, только в . 19 в. и было связано с именами В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера, В. Дильтея и др. Однако и сейчас еще под «М. н.» нередко понимается методология естествознания, а под «философией науки» - естественных наук.
Существенные методологические различия между науками о природе и науками о культуре связаны с особой ролью ценностей (и, соответственно, оценок) в науках о культуре (за исключением наук исторического ряда, тяготеющих к чистому описанию и стремящихся избегать оценок). В социальных и гуманитарных науках ценности являются не просто строительными лесами, используемыми при возведении теорий, а неотъемлемыми структурными элементами самих этих наук и конструируемых в их рамках теорий. Данные науки должны, в конечном счете, содействовать рационализации человеческой деятельности, прояснению ее целей и перспектив, что невозможно без введения и обоснования определенных ценностей. Сложность проблемы ценностей в случае социальных и гуманитарных наук обусловлена в первую очередь тем, что эти науки не выражают (за редкими исключениями) явных оценочных суждений и не устанавливают предписывающих норм. Ценности входят в социальное и гуманитарное обычно в форме двойственных, описательно-оценочных высказываний или же в форме отнесения к ценностям, о котором говорил в свое время Вебер.
Социальные и гуманитарные науки широко используют не только обычные эмпирические и теоретические методы обоснования знания, но и контекстуальные методы, предполагающие к традиции, авторитетам («классике»), здравому смыслу, интуиции, вкусу и т.п. Обсуждение последних означает сближение М.н. о культуре с филос. герменевтикой.
Хотя социальные и гуманитарные науки, ориентированные на ценности, существенно отличаются от естественных наук своими методами обоснования, своеобразие познания общества и человека определяется гл.обр. той системой категорий, в рамках которой протекает это и которая задает его основные цели и ценности. Единая категориальная научного мышления отчетливо распадается на две системы понятий, самодостаточные, но в более широком плане взаимодополняющие друг друга. В первую из них входят абсолютные понятия: добро , динамический временной «было-есть-будет», предопределенность (« »), понимание и др. Во вторую систему входят сравнительные понятия: вероятность , предпочтение, статический временной ряд «раньше-одновременно-позже», средство, объяснение и др. Система абсолютных категорий тяготеет к представлению мира как становления, или потока. В системе сравнительных категорий предстает как сложившееся, как (см. АБСОЛЮТНЫЕ ). Бинарные оппозиции « - » и «бытие - » являются центральными оппозициями научного мышления. В русле восприятия мира как потока и становления идут гуманитарные и отчасти социальные науки, трактующие свои объекты как , порождающий ; , за исключением тех из них, которые тяготеют к наукам исторического ряда, отдают приоритет описанию мира как бытия, постоянного повторения одних и тех же элементов, их связей и взаимодействий.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ" в других словарях:

    Методология науки, в традиционном понимании, это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки. Методология, в прикладном… … Википедия

    методология науки - МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ научная дисциплина, занимающаяся исследованием и проектированием методов научно познавательной деятельности (см. Метод, Методология). М. н. всегда была органически связана с эпистемологией и философией науки, а также с… …

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как… … Философия науки: Словарь основных терминов

    Часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе … Словарь терминов логики

    МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - – учение о принципах и методах получения знаний … Философия науки и техники: тематический словарь

    Методология науки. Системность. Деятельность - «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. СИСТЕМНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» книга Э. Г. Юдина. Издана в Москве в 1997. Эрик Григорьевич Юдин (1930 1976) отечественный философ, занимавшийся проблемами методологии науки и философией системных исследований. Книга… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений … Философская энциклопедия

    Методология учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Методология Методология истории Методология клинического диагноза Методология науки Методология ARIS Методология программирования Методология экономической науки… … Википедия

    - (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы, применяемые в изучении политики, включают в себя научно исследовательскую работу в архивах; изучение ранее опубликованных материалов; социологические опросы и… … Политология. Словарь.

В XXI веке научные познания практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности достигли своего пика. Люди научились познавать окружающий мир не только посредством практических успехов и ошибок, но и в теоретическом плане, путем выработки концепций, знаний и т. д. Подобный успех всех существующих наук возник благодаря дополнительной категории, которая также развивалась на протяжении многих столетий. Ведь ни одна из них не смогла бы «породить» любого рода концепцию, если бы не применяла в процессе теоретического осмысления определенные способы, приемы или методы. Именно благодаря этим трем составляющим в мире появляются новейшие познания в той или иной области, что в конечном итоге приводит к эволюции всего человеческого вида. Таким образом, в статье автор попытается рассмотреть суть такого понятия, как методология, а также его ключевые аспекты.

Понятие методологии

Нужно понимать, что данный термин можно встретить во многих существующих научных отраслях. Понятие методологии настолько многогранно и специфично, что многие ошибочно называют эту категорию отдельной наукой. Подобные выводы являются заблуждением. В этом случае возникает логический вопрос: "Что такое методология?"Для лучшего понимания нужно обратиться к его истории. Сам термин «методология» имеет древнегреческие корни. Слово означало «путь к чему-либо», или же «мысль». В современной трактовке методологией называется учение о способах, методах и приемах исследования научного предмета. Таким образом, мы говорим не об отдельной отрасли, а о совокупности способов для изучения отдельно взятого научного сегмента.

Чтобы полностью разобраться в вопросе о том, что такое метод и методология, нужно полностью рассмотреть суть этого учения. Оно имеет не только своеобразную структуру, но и некоторые видовые ответвления, о чем пойдет речь далее в статье.

Классическая структура учения

Научная методология имеет своеобразную и достаточно сложную структуру, наполненную различными элементами. Все учение состоит из разных теоретических и практических способов осмысления научного предмета. Классическая структура методологии содержит в себе всего два основных элемента. Каждый из них характеризует определенную сторону «разработки» научного предмета. Проще говоря, классическая структура основана на практической и теоретической стороне проявления методологии в виде целостного учения. Отсюда можно выделить следующие элементы:

1. Гносеологию, или же теоретическую часть учения. Её основной целью являются научные концепции, которые возникают лишь при логической разработке предмета. Гносеология отвечает не просто за знания, но и за их переработку с целью «взыскания» рационального зерна. Данный элемент напрямую связан с самой научной отраслью.

2. Второй элемент имеет практическое значение. Тут уже нет специфических теорем и концепций. Основой является алгоритм, совокупность способов достижения практической цели. Именно благодаря второму элементу теоретические знания могут реализоваться в реальном полисе благодаря принципам практического применения, которые появляются в целом комплексе фактических действий.

Однако научная методология также подвержена иным способам структурирования, что говорит о важности данного учения.

Вторичная структура

Помимо представленных элементов, в системе учения выделяют вторичную структуру, которая позволяет более точно увидеть связь методологии с научными отраслями, существующими на сегодняшний день. Условно подобную структуру можно разбить на пять составляющих, а именно:

Методологическое основание, которое, в свою очередь, состоит из ряда самостоятельных наук: психологии, философии, логики, системологии, этики и эстетики.

Второй элемент позволяет увидеть формы и особенности деятельности, а также её нормы и принципы.

Логическая структура построения является третьим элементом. Она включает в себя субъект, объект, предмет, форму и средства реализации.

На определенных этапах фактической реализации методологии этот процесс может быть разделен на фазы, этапы и стадии.

Пятым элементом является технологическая характеристика решения определенных задач.

Учитывая достаточно сложную и разветвленную структуру методологического учения, можно сделать вывод о его перспективах развития в структуре отдельных наук. Все существующие виды учения на сегодняшний день сформированы под влиянием той или иной отрасли. Для полного ответа на вопрос о том, что такое методология, нужно рассмотреть «жизнедеятельность» этого учения в составе конкретных научных знаний.

Методологические направления

Теория и методология - это неразрывно связанные между собой понятия. Однако это учение встречается не только в сугубо научных отраслях. Существует несколько основных направлений развития методологии, среди которых присутствуют практические отрасли деятельности человека, например:

Методология решения задач в сфере информатики.

Методологическая база программирования.

Совокупность методов и способов бизнес-моделирования.

Эти направления показывают, что практический метод и методология в целоммогут быть использованы на практике в полной мере. Более теоретическими направлениями являются научная методология (тема статьи) и биогеоценология (смесь биологии и географии).

Следует помнить, что в стандартном виде научная методология имеет определенные отличительные черты, которые прослеживаются на примерах конкретных отраслей науки.

Методология права

Право является достаточно специфической научной отраслью. Оно изначально сформировалось как основной регулятор общественных отношений. Поэтому право непосредственно влияет на социум. Методология познания права и способы его реализации достаточно разные. В первом случае мы говорим о теоретическом осмыслении правовых концепций, во втором - о фактической реализации подобных концепций в общественной плоскости. Таким образом, методология права отличается двойственностью. Если в иных научных отраслях говорится лишь об абстрактных методах получения знаний, то в праве четко перечислены способы получения «юридических ведомостей». Проще говоря, речь идет о конкретных методах, а именно:

1. Научный метод состоит из основополагающих принципов отрасли или науки вообще. С его помощью появляется возможность намного глубже увидеть суть той или иной проблематики, а также её роль и место в правовом полисе. Чаще всего выделяют общенаучный метод (используется во всех отраслях) и частнонаучный (применим только в праве).

2. Посредством философского метода появляется возможность изучить право на основе существующих идей мировоззрения. Другими словами, происходит осмысление права (вырабатывается правопонимание) посредством критики, сравнения и характеристики его составляющих элементов.

3. Специально-юридический метод существует исключительно в отрасли права. Он представляет собой систему специфических анализ, сравнительно-правовой и т. п.

«Прикладная» методология в праве

Следует отметить, что методология познания не является единой совокупностью способов. Существует также ряд приемов, которые направлены не на познание отрасли, а на её фактическое применение. В данном случае значение метода первостепенное, потому что с его помощью происходит правореализация. Юристами выделено два основных метода:

1. Императивный - веление власти, существующее в источниках права. Субъекты не имеют возможности сами регулировать свое поведение.

2. Диспозитивный - основан на равенстве и независимости сторон, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения в рамках правовых норм.

Таким образом, научная методология права существует не только на теоретическом, но и на социальном уровне, что дает возможность всевозможным концепциям реально воплощаться в жизнь. Именно по этой причине право является общественно регулирующей наукой. Совершенно иную методологическую базу можно увидеть в экономике или социологии, потому что сфера действия абсолютно иная. Попытаемся рассмотреть данные отрасли с учетом предмета их изучения.

Процесс познания в экономике

Экономическая методология существенно отличается от правовой прежде всего тем, что в её составе не содержится практических способов реализации. Экономические теории существуют как бы за гранью реальной экономики. Наука координирует данную сферу жизни, но прямо не влияет на неё. Процесс познания в экономических теориях насыщен различными методиками. Причем способы эти используются настолько обширно и глубоко, что посредством нескольких можно полностью разобраться в некоторых проблематиках научной отрасли. При этом экономическая методология направлена исключительно в сторону позитивного исхода. Другими словами, концепции ученых данной отрасли очень часто являются «утопиями», что мешает их применению в реальной жизни.

Экономические виды изучения

Дабы ответить на вопрос, что такое методология в экономической отрасли, необходимо рассмотреть каждый способ изучения в отдельности. Как правило, в науке выделяют методы (способы), возникающие в сравнении с естественными науками, а именно:

Метод дифференциации и выделения экономики как отдельной науки;

Метод определения научной сферы с точки зрения существующих методов;

Способ фундаментального исследования принципов экономических теорий;

Осмысления экономических феноменов для их дальнейшего предвидения;

Метод разработки теоретических знаний при помощи эмпирического и философского подходов;

Математический способ;

Способ соотношения и сравнения экономических явлений;

Исторический метод для изучения становления и появления экономики в целом.

Также методология системы экономики содержит ряд специально-научных методов, используемых исключительно в экономике. Например, посредством экономического моделирования можно достаточно упрощенно и абстрактно представить любое экономическое явление с целью выделения его основных аспектов. Функциональный анализ, в свою очередь, поможет увидеть реальную эффективность свойств того или иного научного аспекта. При экономическом моделировании активно используются графики и диаграммы. С их помощью можно увидеть динамику какого-либо экономического явления в определенном промежутке времени или другой среде, которая представляет научный интерес.

Наиболее рискованным, но в то же время эффективным методом является экономический эксперимент. Он помогает увидеть реальное действие экономического явления, однако предсказать результаты практически невозможно. Таким образом, экономический эксперимент является достаточно опасным методом изучения науки.

Предмет изучаемых знаний в социологии

Если на протяжении всей статьи были рассмотрены методы и способы изучения и практического применения знаний в конкретных сферах, то социологическая наука «прекрасна» тем, что она разрабатывает в большей части теоретические знания. Социальная методология, а точнее, совокупность методов данной отрасли, напрямую зависит от предмета её изучения. Согласно мнению многих ученых, социология - это наука об обществе и процессах, возникающих в нем. Данная дефиниция показывает который фактически является объектом действия её методов.

Отсюда следует, что методология и социальной науки развились вследствие её тесного соотношения с культурологией, психологией, антропологией и иными гуманитарными дисциплинами. Таким образом, предмет является важным аспектом, который предопределил появление целого массива способов получения фундаментальных знаний этой отрасли.

Социологические методы

Как уже было указанно ранее, основой социологической методологии являются направленности. То есть те, при помощи которых разрабатываются теоретические знания. При помощи социологических методов выводятся теоретические и количественные концепции. Каждый из этих видов появляется благодаря использованию отдельно взятых способов изучения. Можно выделить ряд наиболее стандартных, а точнее, популярных методов изучения, используемых на сегодняшний день:

1. Наблюдение - это наиболее классический метод, встречаемый в большом количестве наук. С его помощью можно фиксировать информацию путем визуализации. Существует множество способов наблюдения в зависимости от информированности объекта, цели осуществления метода, ракурса изучения социальной группы и т. п.

2. Что касается эксперимента , то тут информация добывается с помощью введения какого-либо индикатора в определенную среду с целью дальнейшего наблюдения за процессом его изменения. На сегодняшний день эксперимент - это один из наиболее эффективных методов познания в любой существующей науке.

3. Многие социальные явления становятся понятны после проведения опроса отдельно взятой социальной группы. Данная процедура может производиться как в устной, так и в письменной форме. На сегодняшний день опрос является одним из наиболее эффективных способов в науке социологии.

4. Анализ документов - это целая совокупность методов, включающая в себя изучение прессы, картин, печати, СМИ и т. п. Таким образом, методология анализа имеет свою систему, а также позволяет выводить определенные социологические закономерности на основе тенденций, которые царят в обществе в пределах определенных временных рамок.

Заключение

Итак, в статье автор попытался ответить на вопрос, что такое методология. Были представлены различные вариации данного понятия в контексте разных отраслей науки. Следует отметить, что развитие методологии как отдельного дополнительного знания будет влиять на эволюцию способов получения практических и теоретических концепций во всех существующих на сегодняшний день науках.