Главная · Болезни уха · Психология экстремальная. Психические состояния людей в экстремальных ситуациях

Психология экстремальная. Психические состояния людей в экстремальных ситуациях

Неоценимый вклад в психологию состояний внесли российские ученые И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев и И.П. Павлов, которые обосновали физиологические механизмы, принцип обратной связи, генезис и регуляцию психических (душевных) состояний.

Первенство среди отечественных ученых в постановке вопроса о необходимости целостного, систематического изучения психических состояний как общепсихологической категории принадлежит Н. Д. Левитову, который в 1964 г. предложил следующее понимание рассматриваемого феномена.

Психическое состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности1.

Другой специалист в области рассматриваемой проблемы Л. В. Куликов считает, что устранение рассогласования между внешними условиями деятельности и внутренними ресурсами человека является системообразующим фактором для психического состояния. Состояния согласовывают потребности и устремления индивида с его возможностями и ресурсами (осуществляют соответствие между ними), обеспечивая его развитие в конкретных условиях среды. Другими словами, психическое состояние - это согласование личностных стремлений и возможностей с особенностями средовых факторов и силой их воздействия.

Экстремальные психические состояния

Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования.

Экстремальные психические состояния (ЭПС) характеризуются нарушением адекватности психических и поведенческих реакций (это наиболее характерно при действии экстремальных факторов информационно-семантического характера).

Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов.

Реакции организма на экстремальные ситуации могут быть двух типов: адекватные формы реакции и реакции тревоги. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к тому или иному типу, является направленность этой реакции.

Адекватные формы реакции

Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее осознанный, целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устранение или минимизацию воздействий экстремальных условий. Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. Например, повышаются пороги чувствительности анализаторов, непосредственно не участвующих в выполнении деятельности. Повышение порогов может рассматриваться как целесообразная реакция заглубления входов, сокращающая расход психофизиологических резервов. Повышение порогов обычно связано с величиной концентрации внимания: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. При этом усиление концентрации внимания при действии экстремальных факторов заключается в игнорировании всех посторонних сигналов, не имеющих отношения к деятельности.

Специфические изменения характерны для процессов памяти, особенно кратковременной и оперативной.

Характерной здесь является избирательность этих изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет семантическую значимость для человека. Этот факт выделяется даже как один из характерных признаков адекватного ответа. Для него характерным является также увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из создавшейся ситуации. В этом плане можно говорить о гибкости мышления и отказе от фиксации на шаблонных приемах решения задач.

На поведенческом уровне наблюдаются изменения в структуре деятельности. Стереотипные, жестко регламентированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к модификации алгоритма деятельности. Адекватная реакция сопровождается также возрастанием роли волевых качеств личности, усилением эмоционального компонента, участвующего в формировании ответа. Происходит также сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Усиливается роль социально значимых и высоких гражданских мотивов. Однако новые мотивы, как правило, при этом не появляются.

Это счастье, когда ты уверен в своем ребенке. А если нет?.. Где грань между экстримом и саморазрушением? Экстремальные увлечения могут быть как путем развития личности, так и показателем глубокой депрессии. За разъяснениями мы обратились к профессору Евгению Любову, врачу-психиатру, доктору медицинских наук, руководителю отделения суицидологии Московского НИИ психиатрии .

Эволюция экстрима


Изначально экстремальными видами спорта назывались наиболее опасные для жизни дисциплины, направленные на противоборство с природой: снежными лавинами, океанскими волнами и непокоренными вершинами гор. Первые экстремальщики планеты - это альпинисты и покорители полюсов. Сегодня самые крутые спортсмены катаются на сноубордах по скалистым ледникам, выпрыгивая на них с вертолета (фрирайд); балансируют на гигантских волнах, используя для ускорения буксировочный парашют (кайтинг), и выполняют трюки на доске в свободном падении (скайсерфинг). Однако все эти виды спорта достаточно дороги. Поэтому нынешнее подрастающее поколение взялось за экстремальное освоение каменных джунглей. Так появились городские экстремальные дисциплины: зацепинг - путешествие на поездах с внешней стороны, паркур - скоростное преодоление городских препятствий (заборов, стен, прыжки через автомобили и т. д.), руфрайдинг - катание на крышах поездов и автобусов и др.

Слово «экстрим» заимствовано из английского языка (extreme) и дословно переводится как «крайний», «предельный». Обычно экстремальными называют действия, связанные с опасностью для человеческой жизни. Однако философия экстрима неоднозначна. Для многих она заключается в получении предельно острых ощущений, балансировании на грани жизни и смерти, которое приносит ни с чем не сравнимое удовольствие. Но в ряде случаев занятие экстримом является проявлением «аутоагрессии», то есть активного желания причинить себе вред - как физический, так и психический.

Убью себя красиво

Зачем же человек хочет причинить себе вред, занимаясь экстремальными видами спорта? Осознанно он, конечно же, этого не желает. Каждый «герой» и «храбрец» с недоумением отрицает намерение поскорее умереть с нераскрывшимся парашютом за спиной.

На саморазрушающее поведение человека может толкать завуалированная депрессия, которая копилась годами, - и теперь больной занимается самолечением. Вероятно, вы не раз слышали, что с помощью экстремальных развлечений якобы можно спастись от скуки и безрадостности «серой» жизни. Зачастую за унынием скрывается так называемое «антивитальное» настроение, которое является проявлением скрытой и ранним этапом .

Такой человек зачастую чувствует себя одиноким и ненужным - вне, разве что, экстремальной ситуации. Здесь-то он король! В момент, когда он «у бездны на краю», депрессия отступает. На считаные секунды, но все же… Вспоминаются слова Наполеона: «Бесстрашен тот, кому нечего терять».

Однако экстрим не лечит депрессию, а только усугубляет . Такая шоковая терапия сходна с практикой средневековой психиатрии, когда больного пугали скорпионами и обливали ледяной водой.

Модно погибать молодым!

Еще одна причина экстремальных суицидальных наклонностей, как ни странно, - общественное мнение. Вокруг и саморазрушения существует романтический ореол. Для неокрепших подрастающих умов смерть - один из вариантов протеста против мира взрослых.

Подражательный суицид - побочный продукт социализации человека. Так, смерть «лихого байкера», харизматической личности, воспринимается порой подростками как радикальное «лекарство от скуки», как модель решения любой психотравмирующей проблемы, а на самом деле является просто временным уходом от реальной ситуации.

Герой - носки с дырой

Конечно же, далеко не все люди, занимающиеся экстремальными видами спорта, . Но где же грань? Норма и психическая патология отделены друг от друга мерой осознанного и оправданного ситуацией риска. Пример альтруистического суицида (во имя соратников) - герой войны, закрывший грудью амбразуру. Пусть за этим поступком нет реальной пользы, но героя вел аффект, кураж, гнев. А пример саморазрушающего поведения - русская рулетка пьяных офицеров в заштатных мирных гарнизонах.

При оценке психического состояния экстремальщика учитывается мотивация человека. Чего он хочет добиться своим поведением? Одно дело - показать своим примером безграничность человеческих возможностей и силы духа.

Или построить спортивную карьеру. Совсем другое - эгоцентрическое намерение показать себя или желание уйти от проблем. Возможна демонстративно-шантажная мотивация - то есть желание извлечь пользу из сочувствия зрителей. Например, экстремальщик использует страх любимой девушки как путь к ее сердцу.

Для изначально уязвимой личности нужен катализатор - некий «спусковой крючок», как, например, незаметный стороннему наблюдателю какой-либо жизненный стресс с отрицательным эмоциональным зарядом (так называемый «дистресс»).

В результате накапливающийся обычно месяцами и годами потенциал саморазрушения проявит себя в полной мере.

В качестве второго направления психологии Среды можно рассматривать (с определенной оговоркой, о которой будет сказано ниже) экстремальную психологию, которая занимается психологическими проблемами поведения и деятельности человека в экстремальных средовых условиях (ситуациях).

Активно растущий в последние годы интерес к проблеме психических состояний обусловлен следующими обстоятельствами:

    возросшим вниманием к изменениям психического состояния и поведения человека в так называемых экстремальных ситуациях: во время стихийных бедствий, террористических и иных насильственных актов, боевых действий, техногенных катастроф и в тому подобных чрезвычайных ситуациях, а также при и после ликвидации их последствий;

    увеличением напряженности жизненной среды современных детей (семейной, образовательной, информационной), что приводит к повышенной напряженности их психического состояния;

    отрицательным опытом деятельности некоторых тоталитарных сект (например, “Аум Синрике”, “Белое братство” и др.), руководители которых, обладая знаниями об эзотерических (тайных) методах духовной практики, стали применять их для изменения психических состояний и в конечном итоге сознания людей в своих, частных целях, не всегда совпадающих с высшими принципами духовности и гуманизма. В результате это привело к социальной и психической дезадаптации отдельных членов указанных обществ. Реабилитация таких пострадавших требует проведения специальных, теоретических, экспериментальных и практических исследований проблемы произвольного изменения психических состояний.

При характеристике экстремальной психологии целесообразно выделить два взаимосвязанных поднаправления:

    одно из них своим предметом имеет критические (экстремальные) психические состояния, возникающие в условиях экстремальной ситуации жизнедеятельности: от напряженности межличностного взаимодействия в семейной или производственной среде до ситуаций боевых действий, стихийных бедствий и техногенных катастроф. Понятно, что основными проблемами здесь являются проблемы изучения условий возникновения, динамики и диагностики подобных состояний, а также психологические методы подготовки, поддержки и последующей реабилитации человека, работающего в экстремальных средовых условиях или попавшего в экстремальную ситуацию;

    в центре внимания другого поднаправления экстремальной психологии находятся психологические проблемы поведения и деятельности человека в биологически и социально непривычных для него средовых условиях : в космосе, под водой, в воздухе, под землей, в заполярье, в пустыне и т.п., а также в условиях пространственного ограничения деятельности и ограничения пространства межличностного общения (длительное пребывание в малых группах постоянного состава, например, экипаж космического корабля).

Согласно “Краткому психологическому словарю”: “Экстремальная психология - отрасль психологической науки, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье и т.д. Э.п. возникла в конце ХХ в., синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотонии, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаем ость партнеров по общению, постоянная публичность и т.д.) и угроза для жизни. Исследования в области Э.п. имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов”. (Краткий психологический словарь”, 1998. С.459)

Произведенное в данном случае деление экстремальной психологии на два поднаправления носит условный характер, т.к. в действительности они тесно связаны друг с другом и отличаются только акцентом на экстремальной специфичности (критичности) собственно психического состояния или же на экстремальной необычности (критичности) средовых условиях, в которых человеку приходится жить и выполнять определенные виды деятельности.

Из приведенной цитаты нетрудно заметить, что, согласно такому определению, экстремальная психология на самом деле представляет собой пересечение психологической экологии и психологии Среды, ибо в качестве психогенных факторов она рассматривает средовые факторы как психологической, так и непсихологической природы.

Понятие “экстремальные условия”, как указывает Ц.П.Короленко, охватывает “чрезвычайно сильные воздействия внешней среды”, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения адаптации”. Этот автор отмечает физические, физико-химические и социально-психологические экстремальные факторы. В группе социально-психологических им выделены факторы, отличающиеся “гипостимуляцией”, и факторы, действующие по типу “гиперстимуляции”. Он подчеркивает, что адаптация человека к экстремальным условиям во многом определяется его высшими адаптивными психофизиологическими уровнями, но выбор адаптивных стратегий обусловлен в большей мере особенностями психического склада данного индивида.

Другой исследователь, В.И.Медведев, выделяет два основных типа условий, делающих ситуацию экстремальной: физические условия и информационно-семантические условия.

Н.И.Наенко, отмечая отсутствие установившейся терминологии в определении экстремальной ситуации, подчеркивает, что, с одной стороны, экстремальность может создаваться формальными, внешними условиями (когда они превышают диапазон оптимальных воздействий), а с другой - экстремальность существеннейшим образом зависит от того, как воспринимает и как относится индивид к данным воздействиям. Рассматривая экстремальность в целом как континуум, он выделяет три типа ситуации по мере возрастания их экстремальности: трудные, параэкстремальные и экстремальные.

Ю.А.Александровский связывает психическую дезадаптацию в условиях психотравмирующей ситуации с прорывом индивидуального для каждого человека функционально динамического образования так называемого адаптационного барьера. Он включает в себя особенности психического склада и возможности реагирования человека.

Длительное особенно резкое напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению. По наблюдениям Ю.А.Александровского, такое перенапряжение проявляется в виде преневротических состояний, выражающихся в отдельных, наиболее легких нарушениях: повышенной чувствительности к обычным раздражителям, беспокойстве, заторможенности или суетливости в поведении, бессонице и т.п. Эти перенапряжения не вызывают изменений целенаправленного поведения человека и адекватности аффективных реакций и носят временный и парциальный характер.

В задачи экстремальной психологии входят диагностика, реабилитация и тренинг психических состояний в экстремальных условиях. Поэтому необходимо отметить, что для каждого индивида характерен свой индивидуальный диапазон восприятия, понимания и отношения к окружающей среде и к самому себе. Одна и та же ситуация разными индивидами будет восприниматься и субъективно оцениваться по-разному: для одних  как нормальная, а для других  как напряженная и даже экстремальная. Вследствие чего степень экстремальности психологической ситуации для разных индивидов будет различной (см., например: Мир психологии, 1998, №2; Тезисы первой Российской..., 1996).

Анализ психологических факторов, возникающих при ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий, показывает, что ключевой проблемой при этом является психологическое обеспечение вопросов, связанных с изменением психического состояния и поведения человека в пред-, пост- и собственно экстремальных ситуациях. Для их решения, а также для психологической проблемы отбора, подготовки, реабилитации специалистов и населения, работавших или пострадавших в условиях чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, используются различные научно-практические формы: разнообразные ВНИКи, НПЦ психологической диагностики и реабилитации и т.п. учреждения, подчиненные разным ведомствам (Министерству чрезвычайных ситуаций, Министерству образования, Министерству здравоохранения и др.).

Однако вследствие их практической ориентации, а также многоаспектности и теоретической непроработанности проблемы психологического фактора в указанных условиях, ее разработка как в научной, так и в практической психологии строится главным образом по мере практического возникновения проблем изменения психического состояния в экстремальных условиях. Чаще всего они решаются:

а) ситуативною, по мере их возникновения;

б) разрозненно и в теоретическом, и в практическом, и в организационном отношениях;

в) часто непсихологами и непсихологическими учреждениями, медиками и физиологами.

Экопсихологический подход к проблеме изменения психических состояний. Анализ литературы позволяет предположить, что исходным основанием для построения обобщающей теории психических состояний и в экстремальных условиях может служить экопсихологический подход к психическим состояниям. Определяя экологическую психологию как особое направление, К.Павлик и К.Штапф пишут, что объектом экопсихологического исследования являются переживания и поведение человека в неразрывной связи с окружающей средой.

Здесь имеется достаточно большое совпадение экопсихологического объекта исследования и психического состояния, рассматриваемого тоже в качестве объекта исследования, а именно - как единства переживания и поведения человека в неразрывной связи с окружающей средой, т.е. в определенной ситуации.

Несмотря на разноликость экопсихологических исследований, их объединяет общая задача - изучение человеческого переживания и поведения в неразрывной связи с окружающей средой. Такая постановка задачи полностью совпадает с определением экопсихологии. Однако взаимодействие в указанной системе может происходить по-разному. Например, по субъектно-объектной или субъектно-субъектной логике.

В первом случае - субъектно-объектного взаимодействия - индивид в качестве компонента системы “индивид - Среда” может выступать как активное субъектное начало и воздействовать на среду, изменяя ее тем или иным образом (например, поменять квартиру или работу) и тем самым создав иную ситуацию, восстановить равновесие между “состоянием своей души” и окружающей средой.

Вектор воздействия может быть направлен и в противоположную сторону - от среды, свойства которой воздействуют на индивида, к принимающему это воздействие индивиду. Тогда проблемы изменения психических состояний в экстремальных ситуациях рассматриваются как результат воздействия средовых факторов (пространственного, аварийного, образовательного и т.п.) на данного индивида.

Возможен третий вариант, когда индивид самостоятельно или с чьей-то помощью (например, психотерапевта) изменяет личностный смысл психологической ситуации, в которой он находится, и тем самым меняет свое психическое состояние.

Но во всех трех случаях субъект-объектного взаимодействия “индивид” и “среда” оказываются внешними факторами изменения ситуации, в которой образуется то или иное психическое состояние.

При субъект-субъектном типе взаимодействия каждый из компонентов системы “индивид - Среда” выступает по отношению к другому как условие и результат взаимного развития. В этом случае система “индивид - Среда” выступает как система, развивающаяся по органическому типу, т.е. как природное явление, обладающее способностью к саморазвитию посредством преобразования средовых условий в недостающие “органы” и “компоненты структуры” своего развития 10 .

При такой логике те же проблемы изменения психических состояний предстают не как таковые, а как проявление (как процессуальный момент) становления системы “индивид - среда” в целом. Так, например, индивидуальность психического состояния в этом случае включает в себя индивидуальные особенности не только когнитивной и эмоциональной, т.е. “внутренних”, сфер сознания данного индивида, но и “внешних” сфер его сознания, в которых персонализировано окружающее его пространство субъектифицированы 11 (как личностно значимый другой) окружающие его люди и природные объекты и т.д.

Проблема персонализации пространства тесно связана с проблемой психических состояний особенно в тех случаях, когда имеет место ограничение на жизненное пространство: кубрик подводной лодки, жилое помещение в космическом корабле, учебный класс и т.п.

Субъектификация окружающих индивида людей в личностно значимых для него других субъектов, имеет непосредственное отношение к проблеме психических состояний.

Более проблематичными представляются возможность и необходимость субъектификации природных объектов (животных, растений). Проблема субъектификации здесь тесно связана с вопросом о том, в какой мере природный объект, не будучи человеком, может стать субъектом для меня (человека)? Другими словами, вопрос состоит в том, могут ли природные объекты выполнять те функции, которые осуществляются субъектом-человеком, когда он отражается другим в качестве такового? Эти вопросы стали предметом специального изучения в работах С.Д.Дерябо и В.А.Ясвина. Ими было показано, что, во-первых, понятие “субъект” не является абсолютно “прикрепленным” к человеку как индивиду и что существует возможность и - самое главное - даже определенная традиция его применения к объектам и явлениям другого типа или уровня. Во-вторых, “субъект” и “объект” не являются абсолютно противопоставленными категориями, возможны переходные промежуточные формы. Возможны ситуации, когда человек воспринимается как объект и, наоборот, ситуации, когда какой-либо объект воспринимается как субъект.

Эти же авторы, прорабатывая проблему экологического сознания как отношения к природным объектам, обращают внимание, что при разработке проблемы субъекта, необходимо дифференцировать четыре принципиально различных аспекта. Приведем их более подробно, предлагая читателю изменить их контекст и интерпретировать применительно не только к природным объектам, но и к ситуации психотерапевтического изменения психического состояния клиента. Как известно, необходимым условием для такой ситуации является способность психотерапевта построить с клиентом субъект-субъектное взаимодействие, т.е. стать для него личностно значимым другим. Итак:

1) “Быть субъектом”, т.е. являться таковым в действительности... в своем “в себе и для себя бытии”;

3) “Выступать как субъект”, т.е. стать таковым для взаимодействующего. “Выступить как субъект” означает, что нечто в окружающем мире (в данном случае психотерапевт - В.П.) действует в данной ситуации взаимодействия с конкретным человеком как субъект, т.е. выступает по отношению к нему как активное деятельностное и действенное начало;

4) “Открыться как субъект”. Рассматривая этот аспект проблемы, мы отвечаем на вопрос о том, осознаются ли индивидом (в данном случае клиентом - В.П.) те субъектные функции, которые осуществляются по отношению к нему другим, внешним объектом (в данном случае психотерапевтом - В.П.).

Выделенные специфически субъектные функции позволяют на их основе построить модель “значимого другого”, объясняющую условия, факторы его возникновения и описывающую его в интериндивидном, интраиндивидном и метаиндивидном аспектах.

Возможна и иная парадигма экопсихологического рассмотрения системы “индивид - Среда”. Согласно “Философскому энциклопедическому словарю”, понятие “Природа” имеет разные смыслы и в том числе как “все сущее, весь мир в многообразии его форм”. Это тот самый смысл понятия “Природа”, когда говорят о “природе психики”, “природе психических явлений” и т.п.

Исходное понимание Природы как универсального, всесущего основания многообразия природных форм бытия коренным образом меняет смысл взаимоотношений Человека и Природы и, соответственно, смысл экопсихологической и даже экологической парадигм. В том числе это означает, что парадигма дихотомического представления системы “индивид - среда”, построенная на оппозиции “субъект - объект”, или же “субъект - субъект”, сменяется на парадигму целостного представления системы “индивид - среда” как единого, совокупного “субъекта” реализующего в своем становлении самоосуществление общеприродных закономерностей становления форм материального бытия.

Такое понимание позволяет, например, рассмотреть проблему изменения психических состояний в экстремальных средовых условиях, используя в качестве исходного основания представление о психическом состоянии как природном явлении . С этой точки зрения психическое состояние, как и любое природное явление, должно обязательно пройти все стадии развивающейся системы, т.е. стадии “рождения”, “становления, функционирования” и “завершения (смерть, превращение в другую форму существования)”. Экстремальная ситуация потому и приводит к кризисной форме психического состояния, что она может характеризоваться отсутствием необходимых для данного индивида средовых (перцептивных, эмоциональных, поведенческих и т.п.) условий, без которых невозможно осуществление и завершение указанных стадий развития психических состояний. Образующаяся при этом незавершенность “природной динамики“ развития психического состояния и приводит к образованию устойчивых (чаще всего отрицательных) психических состояний.

Следовательно, если по каким-либо причинам один из компонентов возникшего - кризисного - психического состояния (телесный, эмоциональный, интеллектуальный, личностный) не прошли все стадии, необходимые для своего самоосуществления и для осуществления функциональной связи, объединяющей их в единое целое, то данное психическое состояние в целом остается незавершенным и потому требующим средовых (внешних или внутренних) условий для завершения своей самореализации. Неудовлетворение этого требования приводит к остро травматическим, посттравматическим, психосоматическим и тому подобным последствиям в нарушении психологического и психического здоровья человека.

По сути все основные психотерапевтические методы (от фрейдовского психоанализа и современной гештальттерапии до дебрифинга) преследуют именно эту цель - создать возможность для того, чтобы незавершенные и ушедшие в подсознание индивида компоненты пережитого (а точнее - недопережитого) психического состояния получили бы возможность для своей самореализации в системе других компонентов этого психического состояния.

Примером такого незавершенного в определенной ситуации психического состояния является логоневроз (заикание). Причиной логоневроза является не сама ситуация говорения и не ее боязнь (это все артефакты), а собственное сознание индивида, которое стереотипно опосредует вхождение индивида в ситуацию говорения “по образу” ранее недозавершившегося психического состояния рече-говорения и которое тем самым не позволяет правильно, функционально-адекватно проживать вновь возникающие ситуации рече-говорения. Иначе говоря, логоневроз есть проявление самоотождествления сознания индивида с ранее незавершенным психическим состоянием рече-говорения.

Следовательно, чтобы помочь индивиду избавиться от логоневроза, необходимо ему перестроить структуру своего сознания. А для этого:

    создать в его сознании представление о том, что он может быть в ином, отличном от незавершенности психическом состоянии рече-говорения;

    создать такую ситуацию (окружающую среду и способ взаимодействия с ней), в которой он смог бы пережить и получить опыт (образ) проживания такого иного - функционально и адекватно завершенного, свершившегося - психического состояния рече-говорения: “Я МОГУ говорить! и я БУДУ говорить!”;

    психологически (эмоционально и многократно) закрепить в его сознании этот собственный положительный опыт проживания подобного состояния;

    обучить методам произвольной регуляции (изменения) своих психических состояний в различных ситуациях общения.

Поэтому суть и эффективность метода Ю.Б.Некрасовой-Н.Л.Карповой определяется именно тем, в какой мере индивиду, страдающему логоневрозом, удается разрушить изменить структурные компоненты своего сознания посредством проживания новых и прежде всего творческих психических состояний в различных ситуациях общения.

Типология психических состояний с позиции экопсихологического подхода. Указанные выше методологические основания экопсихологического подхода к развитию психики позволяют по-иному представить типологию психических состояний по критерию взаимодействия в системе «индивид-среда(ситуация)»:

    реактивные - неосознанный или осознанный тип реагирования на внешнее или внутреннее (например, ощущение боли, болезни) воздействие по объект-объектной логике воздействия;

    репродуктивные - вновь, повторно проживаемые состояния, когда в ответ на какую-либо ситуацию (выступающую в качестве «ключевого стимула») происходит стереотипное воспроизведение одного и того же состояния, ранее уже прожитого данным индивидом. Достаточно часто повторяющееся или интенсивное проживание такого состояния приводит к тому, что оно из эпизодического состояния превращается в его постоянный, структурный компонент сознания, предвосхищая (антиципируя) возникновение и характер протекания последующих психических состояний. Здесь имеет место субъект-объектная логика взаимодействия индивида и среды (ситуации), которая может иметь разную направленность. В одном случае, когда ситуативное воздействие имеет явно объектный характер, (например, громкий звук, похожий на выстрел), индивид остается субъектом, активно проживающим данное состояние, хотя это проживание и носит стереотипный и в этом смысле механистичный характер. В другом случае, если воздействующая ситуация создается необходимостью взаимодействия с другим субъектом (индивидом, группой) 12 ,. то это воздействие носит субъектный или квазисубъектный (например, воздействие информационной среды). В то время как индивид выступает в роли объекта, принимающего это воздействие и механистично реагирующего на него возникновением и стереотипным переживанием ранее уже сформировавшегося, а теперь лишь повторяющегося состояния. Репродуктивный характер состояний подобного рода обусловлен также и тем, что их проживание не приводит к изменению субъектности данного индивида относительно данной ситуации и к изменению сознания данного индивида в целом. В качестве еще одного примера можно привести состояния, содержанием которых являются так называемые стереотипы восприятия, переживания, мышления и поведения. Необходимо отметить, что, учитывая динамичность психических явлений, репродуктивные состояния по отношению к психике (и сознанию) индивида выполняют роль своеобразных опорных процессуальных моментов и в этом смысле стабилизирующую функцию

    продуктивные - продуктивность психических состояний тоже имеет два разных варианта. Так, продуктивность психических состояний, которые переживаются данным индивидом впервые, обусловлена творческим, порождающим характером самой психики, благодаря которому в психике индивида могут возникать и возникают не только уже пережитые, но и качественно новые состояния 13 . Эти состояния могут остаться эпизодом в психической жизни индивида, но могут вследствие особой интенсивности или же последующей частой повторяемости превратится в постоянно действующие структуры его сознания. В последнем случае продуктивность таких состояний не ограничивается порождением качественно иного их содержания, т.к. они начинают выполнять порождающую функцию по отношению к сознанию в целом. С точки зрения экопсихологического подхода также важен кризис психического развития, который представляет собой нарушение того структурно-энергетического взаимоотношения “множества психических состояний” и “сознания индивида в целом”, которое сложилось ранее и являлось субъектной основой того или иного стереотипного действия данного индивида. Следовательно, как уже было отмечено выше, продуктивность психического состояния не ограничивается порождением и проживанием еще не испытанного ранее психического состояния. Не менее важно и другое. Нарушение ранее сложившейся структуры взаимоотношения между “сознанием в целом” и новым “психическим состояниям”, как одним из его компонентов, создает между ними анизотропное отношение 14 . Оно в свою очередь диктует необходимость соответствующего изменения всей системы структурно-процессуальных, энергетических и функциональных отношений между “множеством психических состояний”, которые способен переживать данный индивид и его “сознанием в целом”. Если это изменение происходит и завершается продуктивным результатом, то у данного индивида происходит качественное изменение его сознания. Если же это изменение по каким-то причинам не доходит до своего естественного завершения, то новое психическое состояние начинает служить основанием для маргинализации сознания данного индивида. Этим объясняется опасность стихийного и массового применения таких психологических технологий, примерами которых являются суггестивные методы обучения, NLP, методы информационного воздействия на подсознательные уровни психики человека и т.п.

В связи со стремительным развитием науки, в рамках которой человек осваивает всё больше пространства вокруг себя, начиная с экспедиций в дикие джунгли, и заканчивая полётами в космос, возникла необходимость проанализировать и систематизировать знания о поведении человека в экстремальных ситуациях. Некоторые аспекты поведения были знакомы человечеству ещё с древних времён. Например, капитан средневекового корабля знал, с какими трудностями он столкнётся при взаимодействии с командой вдали от берега через несколько недель плавания. Но его знание об особенностях поведения не помогало найти конструктивные пути решения будущих проблем, поэтому действовал капитанский состав в меру своего понимания о профилактике – в трюмы загружались бочки со спиртным. Пьяный в стельку матрос не создавал особых проблем. Но такое состояние угрожало его жизни, поскольку алкогольное опьянение мешало ему включить все свои знания и умения, которые помогли бы ему выжить.

Экстремальная психология как инструмент психолога в критической ситуации

Как наука, экстремальная психология возникла в 90х годах прошлого столетия. Огромное количество техногенных катастроф, террористических актов и прочих ситуаций, уровень стресса от которых превышал все допустимые нормы, способствовали тому, чтобы психология поведения в экстремальных ситуациях сформировалась в отдельное направление.

Психологи будут иметь возможность получать адекватные знания о том, как им помочь в шоковой ситуации. Специалист, умеющий оказывать квалифицированную психологическую помощь такого рода, ценится невероятно высоко. От эффективности его работы, в прямом смысле слова, зависят человеческие жизни.

Виды экстремальных ситуаций

В ситуациях, связанных с огромным риском для жизни, на человека влияют семь психогенных (тех, которые ) ситуаций:

Монотония это состояние знакомо морякам, у которых распорядок дня не меняется на протяжении всего плавания (от 3 месяцев до 1,5 года) и космонавтам. Опасно тем, что снижается внимание, возникает скука и апатия. В отличие от обычной усталости, монотония, как состояние, проходит сразу после смены деятельности. Если состояние однообразия возникает в экстремальной ситуации, то это может свести человека с ума или спровоцировать суицид. Например, при многодневном дрейфовании в море после кораблекрушения.

Измененная пространственная структура это, попросту говоря, дезориентация. Когда человек не понимает, где он находится, и куда ему идти. Состояние характерно для экстремальной ситуации с потерей ориентации и маршрута. Характерно для заблудившегося человека.

Измененная временная структура отсутствие точки отсчёта времени. Это экстремальное состояние возникает в условиях космоса или полярных дня и ночи. Нет восхода или заката, по которым можно определить, сколько прошло время. Для спелеологов и аквалангистов это обычное рабочее состояние. Также сопутствует боевым действиям: солдат не может определить, сколько длился бой. Но в экстремальной ситуации такого рода механизм изменения временной структуры несколько иной.

Ограничения личностно-значимой информации – тяжело переносить ситуацию, в которой нет возможности получить информацию о близких и родных. Возникает состояние тревожности.

Одиночество – отсутствие контактов тяжело влияет на психику, поскольку человек является социальным существом. Известно несколько случаев, когда человек выживал благодаря тому, что рядом было животное, с которым он говорил. Поведение существа и было той самой ответной реакцией, без которой человеку тяжело выжить вообще.

Групповая изоляция способствует информационной истощаемости партнеров по общению. Когда нет возможности побыть немного в одиночестве, а это необходимо для сохранения своей способности автономно действовать, возникает агрессия. Она может спровоцировать кого-то из группы на убийство.

Угроза для жизни – это мощный стрессовый фактор, порог которого может быть значительно выше того, который есть у человека. Если угроза существует постоянно, то высок риск возникновения суицидальных мыслей, или наоборот – повышенная агрессия, проявления которой опасны для жизни других людей.

Зная вышеупомянутые особенности, психологи, работающие с людьми, которые попали в экстремальную ситуацию или только вышли из неё, помогают человеку пережить негатив и выйти из него, сохранив своё психическое здоровье.

Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов - от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных.

Иногда люди испытывают состояние психогенной анестезии (отсутствие чувства боли) в первые пять-десять минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись. У лиц с повышенным чувством ответственности длительность психогенной анестезии в отдельных случаях достигает 15 минут, даже при площади ожоговых поражении до 40% поверхности тела. Одновременно может отмечаться сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил. Некоторые пострадавшие, как свидетельствует медицина катастроф, способны выбраться из перевернутого вагона с заклинившимся входом из купе, в прямом смысле слова раздирая голыми руками перегородки крыши.

Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, если же она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению людей.

Экстремальные ситуации характеризуются рядом существенных психогенных8 признаков, оказывающих деструктивное, разрушительное воздействие на соматику и психику человека. К ним можно отнести следующие психогенные8 факторы:

Паника - одно из психических состояний, свойственных экстремальным ситуациям. Она характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности и пр. Это вызывает и усугубляет тяжесть последствий ситуации.

Афферентация измененная - специфическое реагирование организма в резко измененных, непривычных условиях существования. Отчетливо проявляется при воздействии невесомости, высоких или низких температур, высокого или низкого давления. Может сопровождаться (кроме вегетативных реакций) выраженными нарушениями самосознания, ориентации в пространстве.

Аффектация - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Характеризуется измененным эмоциональным состоянием, связанным с изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Внешне проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В основе аффектации лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку, и возможностями их выполнить.

Ажиотация - аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные связи между явлениями. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледностью, учащением дыхания, сердцебиением, дрожанием рук и пр. Ажиотация расценивается как предпатологическое состояние в границах психологической нормы. В аварийных ситуациях среди спасателей, пожарных, и представителей других профессий, связанных с риском, она нередко воспринимается как растерянность.

Монотонность - функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе. Характеризуется снижением общего уровня активности, потерей сознательного контроля за выполнением действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти, снижением чувствительности к внешним раздражителям, преобладанием стереотипных движений и действий, ощущением скуки, сонливости, вялости, апатии, потерей интереса к окружающему.

Десинхроноз - рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.

Изменение восприятия пространственной структуры - состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.

Ограничение информации, особенно личностно-значимой, - состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости.

Социальная изоляция одиночная (на продолжительное время) - проявление одиночества, одной из форм которого выступает «сотворение собеседника»: человек «общается» с фотографиями близких, с неодушевленными предметами. Выделение «партнера» для общения в условиях одиночества - защитная реакция в рамках психологической нормы, однако это явление представляет собой своеобразную модель раздвоения личности в условиях длительности экстремальной ситуации.

Социальная изоляция групповая (на продолжительное время) - состояние высокой эмоциональной напряженности, причиной которой может явиться и то, что люди вынуждены постоянно находиться на глазах друг у друга. Особенно чувствительны к этому фактору женщины. В обычных условиях человек привык скрывать от других людей свои мысли и чувства, обуревающие его в тот или иной момент. В условиях же групповой изоляции это либо затруднено, либо невозможно. Отсутствие возможности побыть наедине с собой требует от человека повышенной собранности и контроля за своими действиями, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность. Другим специфическим психогенным8 фактором, действующим в условиях групповой изоляции, является информационная истощаемость партнеров по общению. Для избежания конфликтов люди ограничивают общение друг с другом и уходят в свой внутренний мир.

Сенсорная изоляция - отсутствие воздействия на человека зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов. В обычных условиях человек чрезвычайно редко сталкивается с подобным явлением и поэтому не осознает значения воздействий раздражителей на рецепторы, не отдает себе отчета в том, насколько важна для нормального функционирования мозга его загруженность. Если мозг недостаточно загружен, то наступает так называемый сенсорный голод, сенсорная депривация10, когда человек испытывает острую потребность в самых разных восприятиях окружающего мира. В условиях сенсорной недостаточности начинает усиленно работать воображение, извлекая из арсеналов памяти яркие, красочные образы. Эти яркие представления в какой-то мере компенсируют сенсорные ощущения, характерные для обычных условий, и позволяют человеку сохранять психическое равновесие в течение длительного времени. С увеличением продолжительности сенсорного голода ослабляется влияние и интеллектуальных процессов. Для экстремальных ситуаций характерна неустойчивая деятельность людей, что отражается на их психическом статусе. Наблюдаются, в частности, снижение настроения (вялость, апатия, заторможенность), временами сменяющееся эйфорией, раздражительность, нарушение сна, неспособность к сосредоточенности, т.е. ослабление внимания, ухудшение памяти и умственной работоспособности в целом. Все это приводит к истощению нервной системы.

Сенсорная гиперактивация - воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.

Угроза для здоровья и самой жизни человека посредством лишения его пищи, воды, сна, нанесения тяжких телесных повреждений и пр. Большое значение имеет изучение психического состояния людей, у которых присутствует фактор угрозы для жизни. Он может вызвать различные психические реакции - от острой тревожности до неврозов и психозов. Одно из условий адаптации человека к обстановке связанной с угрозой для жизни, - готовность к моментальному действию, что помогает избежать аварий и катастроф. Состояние психической неустойчивости в этих условиях возникает в результате астенизации2 нервной системы различными потрясениями. Это состояние нередко проявляется у людей, предшествующая деятельность которых не отличалась психической напряженностью. В условиях угрозы для жизни четко выделяются две формы реакции: состояние ажиотации и кратковременный ступор (кратковременный ступор характеризуется внезапным оцепенением, застыванием на месте, при этом сохраняется интеллектуальная деятельность). В ряде случаев указанные факторы действуют в совокупности, что значительно усиливает их разрушительное воздействие. Обычно экстремальные ситуации характеризуются массовыми проявлениями психоэмоционального напряжения.