Главная · Насморк · Что входит в обязанности родительского комитета. Функции школьного родительского комитета

Что входит в обязанности родительского комитета. Функции школьного родительского комитета

С детьми;

· влиять на формирование культуры родительского общения;

· быть посредником между семьей, школой, общественными органи­зациями в трудных жизненных ситуациях;

· стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;

· выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;

· соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями;

· активно участвовать в организации образовательно-воспитательно­го процесса в классе;

· помогать классному руководителю и школе в приобретении учебни­ков и пособий;

· посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;

· присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;

· высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;

· принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспи­танием своих детей;

· проводить беседы с проблемными учащимися;

· поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребенка и семьи;

· привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Главные задачи родительского

комитета:

1. Помощь в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе

Председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, а заместители его отвечают за определённые участки работы.

Помощь детям" href="/text/category/pomoshmz_detyam/" rel="bookmark">помощь детям , отстающим в учёбе.

Учебные пособия" href="/text/category/uchebnie_posobiya/" rel="bookmark">учебных пособий .

https://pandia.ru/text/78/088/images/image006_76.gif" alt="Подпись: " align="left" width="300" height="245 src=">Культурно-спортивный перевал.

Ответственный за культмассовую и спортивную работу.

Организует помощь родителей в организации различных смотров – конкурсов, брейн-рингов, привлекает родителей к организации кружков, к проведению классных часов и вечеров.

Родители успешно участвуют в работе жюри, внеклассных мероприятиях в классе, становятся участниками КВНов. По собственному желанию родители участвуют в шефской работе над неблагополучными семьями.

В классе существуют традиции подготовки и проведения родительских собраний. С помощью родительского комитета и учащихся оформляются индивидуальные приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании.

Родительский комитет вместе с классным руководителем готовит традиционные поздравления родителям к юбилейным датам.

И родители, и классный руководитель, должны понимать, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

План работы родительского комитета

Август . Заседание родительского комитета, посвящённое началу учебного года.

Встреча родительского комитета предыдущего учебного года с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете.

Сентябрь . Встреча родительского комитета с администрацией школы. Знакомство с планированием и основными задачами работы учебного заведения на новый учебный год.

Родительское собрание: «Первые проблемы подросткового возраста».

«Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году».

Октябрь. Рейд-проверка читательских формуляров учащихся класса в школьной библиотеке за пять лет.

Родительские чтения «О книгах и о чтении детей».

Ноябрь. Классное родительское собрание «Компьютер в жизни школьника».

Участие родительского комитета в посещении проблемных семей. Анализ данной ситуации с классным руководителем, обсуждение принимаемых мер по решению проблемы.

Участие в праздновании «Дня матери».

Декабрь. Подготовка празднования Нового года. Оформление зала, строительство снежного городка.

Подведение результатов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие.

Благодарственные письма родителям класса.

Январь. Заседание родительского комитета – Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

Тематическое родительское собрание – «Физическое развитие школьника».

Отчёт родительского комитета перед родительским собранием о проделанной работе.

Встреча родительского комитета класса с учителем физической культуры и врачом.

Февраль. Подготовка праздничной встречи поколений ко Дню Защитника Отечества. Поздравление пап, дедушек и мальчиков класса.

Подготовка и проведение часа Откровения.

Март. Конкурс на лучшее сочинение о маме.

Подготовка совместно с классным руководителем и проведение родительского вечера «А мамины глаза всегда глядят с волнением за нами». Ода маме.

Апрель. Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями класса (по графику родительского комитета).

Родительское собрание – «Положительные эмоции и их значение в жизни человека».

Встреча родителей с родителями предметниками.

Май . Подготовка праздничного концерта, посвящённого окончанию 6-го класса. Награждение учащихся.

Помощь учащимся в создании классной летописи.

Июнь. Совместный поход учащихся класса и родителей «Сорока-ворона кашу варила» (творческий отчёт).

Участие родителей класса в ремонте классного кабинета.

Годовой отчёт о работе родительского комитета на Совете школы.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией является проведение своеобразных творческих отчётов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года, и является своеобразным подведением итогов работы за год.

Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д.

Главное – родители и дети вместе. Взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

Ожидаемые результаты.

Чтобы позже не разочароваться в родителях своих учеников, классный руководитель, с первых дней работы с детским коллективом должен знакомить родителей с перспективами его развития, и давать им возможность стать активными участниками классных дел.

Родительский комитет класса в каждой четверти должен знакомиться с планом воспитательной работы и знакомить с ним родителей всего класса. Создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время.

Участие самих родителей во всех внеклассных мероприятиях принесёт положительные результаты. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.

Классный руководитель в работе с детским коллективом, приобщая родителей к работе, может решить многие вопросы, касающиеся детей и родителей.

1.Чем больше родители проведут времени со своим ребёнком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

2. Большая работа проводимая родительским комитетом с проблемными детьми, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребёнка, может сделать гораздо больше, чем приглашение различных специалистов.

И родители, и классный руководитель должны понимать, что только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

6 класса и родительского комитета

«Сорока-ворона кашу варила».

Участники: Классный руководитель, учащиеся 6 класса и их родители.

Место проведения: Лесная поляна.

Цели: 1. Подвести итоги жизнедеятельности классного коллектива, и

родительского комитета за учебный год.

2. Содействовать формированию у учащихся умений и навыков самоанализа своих действий, поступков, достижений.

Подготовительная работа:

I. Учащиеся и классный руководитель готовят концерт для родителей.

Родители готовят ответное выступление.

II. Учащиеся класса создают пять творческих групп во главе с членами родительского комитета, каждая из которых составляет секретное сообщение по одной из перечисленных тем.

· Успехи в учёбе.

· Победы в спорте.

· Творческие удачи в делах школы.

· Творческие удачи в делах класса.

· Трудовые достижения.

III. Родительский комитет готовит грамоты каждому ребёнку, благодарственные письма родителям.

IV. Классный руководитель готовит секретное сообщение о том, как одноклассники общаются друг с другом.

V. Оформляется летопись жизнедеятельности классного коллектива.

VI. Родители готовят лесную поляну для проведения собрания и походный инвентарь.

Оформление, оборудование, инвентарь:

а) продукты для каши;

б) походный инвентарь для её приготовления;

в) 14 грамот для учеников, 14 грамот для родителей;

г) приглашения для родителей.

Ход классного часа:

I. В назначенное время шестиклассники собираются у здания школы. Их встречают представители родительского комитета и классный руководитель. Под их руководством они совершают марш-бросок до лесной поляны, где намечено собрание. Здесь участников встречают родители шестиклассников.

II. Вступительное слово председателя родительского комитета:

Ребята и родители. Завершился учебный год, а вместе с ним закончился ещё один этап нашей совместной жизни в классном коллективе. За это время мы многое сделали, многому научились. Давайте вместе подведём итоги работы нашего классного коллектива и родительского комитета, и постараемся найти ответы на следующие вопросы:

1. Какими мы стали?

2. Изменились ли?

3. Чего добились?

4. В чём потерпели неудачу?

5. А помните ли вы, ребята детскую потешку про сороку-воровку?

Вот сегодня нам предстоит вместе заваривать кашу, и самим её расхлёбывать. А кто из вас знает, что означает выражение «заваривать кашу»?

III. Шестиклассник предлагает такую версию ответа:

В истории сохранилось предание о свадьбе великого князя Дмитрия Донского. На Руси в то время было принято по свадебному обряду устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу. Но и последний, в свою очередь отказался ехать в Москву. Тогда решили устроить кашу в Коломне – городе, находящемся между Москвой и Нижним Новгородом. В этом действе участвовал практически весь город и все его гости. Не случайно уже давно в российском государстве об устройстве сложного дела говорят «Заварить кашу», и буквально сразу же к этой фразе добавляют: «То есть сам затеял что-то хлопотное, сам и выпутывайся».

IV. Классный руководитель и председатель родительского комитета предлагают заварить кашу по итогам учебного года. После получения согласия шестиклассников и их родителей участвовать в этом деле, спрашивают у них о том, из чего кашу будем варить.

Ученики считают, что варить кашу надо из продуктов, которые быстро перечисляются, и из воспоминаний о наиболее понравившихся делах класса.

Учитель задаёт вопросы:

1. А как варится каша?

2. Кто самый лучший повар?

3. Кто подскажет нам рецепт?

Предлагается каждому ученику и родителю бросить в котелок столько крупы, сколько добрых и полезных дел он совершил за год.

Оценив свои достижения, каждый ребёнок и взрослый бросают в котёл то количество крупы, которое он считает нужным.

V. Ритуал разжигания костра.

Собрались мы в кружок

У нашего костра,

Гори весёлый огонёк,

Как звёзды до утра!

Да, жаль, что люди говорят:

Кончайте, поздний час!

А мы давно не детский сад,

Как думают о нас.

Разгорайся ярче пламя,

Взвейтесь искры над костром!

Эй, друзья давайте снами

Песню звонкую споём.

Все вместе поют песню: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

VI. Председатель родительского комитета:

Огонь горит. Крупа есть. Теперь в котелок надо налить воды. Но налить воды можно столько, сколько трудовых дел на счету нашего класса. Давайте послушаем секретное сообщение и оценим наши трудовые достижения.

Отчёт творческой группы

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6 )

получен
гонорар 46%

Здравствуйте.

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом?
Анжела Сулоева

Да, я считаю, что можно отнести такие сообщества к гражданско-правовым, на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25

«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:

103. По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Но данный вопрос должен быть четко закреплен письменно.


Анжела Сулоева

Данный момент, то есть порядок выборов, порядок проведения собрания, порядок работы, права и обязанности, ответственность, защита, должен быть закреплен, на мой взгляд, например, Положением о родительском комитете, которое может быть утверждено Руководителем образовательной организацией Приказом. Подкреплено это может быть частью 3 статьи 44 ФЗ «Об образовании»:



получен
гонорар 36%

Здравствуйте, Анжела!

В силу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В юридической литературе встречаются как сторонники широкого толкования понятия «гражданско-правовое сообщество», так и его противники.

С одной стороны родительские собрания можно отнести к такому сообществу, поскольку перечень не является исчерпывающим.

Возражая против такого широкого толкования, другие юристы отмечают, что родительские собрания по существу создаются для решения внутренних вопросов группы родителей, чьи дети учатся в определенном классе. Поэтому принятие неких решений не относится к случаям, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Гражданско правовое сообщество должно обладать признаком обязательности принимаемых решений на основании закона (например, обязательность решений собрания собственников помещений в многоквартирном доме ч. 4 ст. 36 ЖК РФ), поскольку в силу пункта 1 ст. 181.1 ГК РФ непосредственно связывает с принятием соответствующего решения наступление гражданско-правовых последствий.

Сама по себе возможность участия в управлении образовательной организацией не предполагает принятие решений, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, т.е. их обязательность.

В подтверждении сказанного, можно привести выдержку из Письма Минобрнауки России от 09.09.2015 N ВК-2227/08 в котором указано, что любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и прочие органы самоуправления образовательного учреждения, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение.

Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.
Анжела Сулоева

Юридический статус - совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, созданный в целях учета мнения родителей несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов (ст.п. 6 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Таким образом, функции совета родителей консультативные, а не управленческие.

С уважением Федоров Денис Николаевич.

Здравствуйте,

гражданско-правовым сообществом?
Анжела Сулоева

не является Могут проводится собрания для учета мнения родителей, но не более того.

получен
гонорар 18%

Общаться в чате

Иванова Мария

Юрист, г. Оренбург

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1115 ответов

    749 отзывов

Здравствуйте!

Если сообщество родителей планирует на постоянной основе активно участвовать в жизни детей сада или школы, вплоть до сбора добровольных взносов, то создается юридическое лицо - некоммерческая организация, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

Статья 2. Некоммерческая организация
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)
3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений) , общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств , учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание, что согласно ст. 52 ГК РФ:

В уставах некоммерческих организаций , уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Кроме того, в уставе вы пропишите все организационные моменты: полномочия председателя. его срок и др.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Каравайцева Елена

Юрист, г. Новоалтайск

Бесплатная оценка вашей ситуации

    5931 ответ

    1424 отзыва

В случае, если решения родителей не направлены на функионирование образовательной организации, а касаются самих родителей, в частности сбор денежных средств на общие нужды, приобретение товаров и услуг, определение прпвил поведения родителей, будут ли такие решения обязательными для родителей? Решения принимаются путем голосования, в электронной форме. Примеры решений: сбор денег в общую «кассу», приобретение подарков для детей, воспитателей к праздникам, не использование гаджетов во время утренников. Можно ли трактовать такие решения, например, устной сделкой?

Здравствуйте! Такие родительские сообщества являются по сути одной из форм реализации права на объядинения граждан (ст. 30 Конституции РФ).

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения» .
Для того чтобы создать родительский комитет в форме общественного объединения, необходимо:- не менее трех участников;- организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании комитета, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав (ст. 18 Закона)

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что на комитет будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях. Родительский комитет в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права - к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такой комитет и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не родительскому комитету, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей собственности членов родительского комитета.Например, глава родительского комитета подпишет договор от имени родительского комитета, но юридически будет считаться, что все права и обязанности по такому договору возникли не у родительского комитета, а у его главы как физического лица.Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких родительских комитетов в этом перечне нет, как и любых других объединений граждан, не являющихся юридическими лицами (это распространяется и на первый вид объединения).

зАКОНОМ ОБ ОБРАЗОВАНИИ Родительские комитеты не предусмотрены, однако в ст. 44 зафиксированы права родителей

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Здравствуйте, Анжела. Полагаю, что какими бы признаками определенной организационно-правовой формы не обладало такое сообщество в соотношении с действующим законодательством на сегодняшний день есть определенные сложности в деятельности и правомочности такого сообщества. Пока создание таких сообществ рекомендовано Президентом,

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей. Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.

При этом специальное правовое регулирование пока отсутствует, поэтому толковать может каждый по своему…

Являются ли сообщества родителей группы детского сада или класса школы гражданско-правовым сообществом? Если да, то каков юридический статус избираемого родительского комитета и его председателя.Анжела Сулоева

Формулировки «гражданско-правовое сообщество» ГК РФ не предусматривает.

При анализе норм ГК можно сделать вывод, что под сообществом понимается определенная группа лиц, правомочная принимать решения, основанные на обязательствах всех участвующих лиц, а также других лиц, не являющихся участниками данного сообщества, если это вытекает из предмета отношений и не запрещено законом.

Отличительной чертой любого сообщества выступает право принятия решений, которое является обязательным для всех членов таких сообществ в силу полномочий и/или указаний закона.

Поскольку прямого указания в законе на легитимность решения такого собрания не имеется в отсутствие специального указания на принятие решения через собрание членов сообщества, следует применять положения ГК РФ - о соглашении всех членов сообщества, а в случае если такое соглашение не достигнуто, то решаться вопрос может только в судебном порядке…

Здравствуйте, дорогие читаетели, уважаемые родители! Сегодняшнюю тему мне захотелось посвятить не нашим правам и возможностям в воспитании детей. Ведь помимо имеющихся прав у каждого из нас, как у полноценного гражданина своей великой страны, есть ещё и обязанности.

Отдавая своего ребёнка в общественный коллектив, мы много требуем от окружающих: сначала в детскому саду от воспитателей, затем в школе от учителей. Даже в институте мы готовы внести свою лепту в вопросы о том, что должны дать нашим детям педагоги. Не правда ли?

А что для комфортного пребывания в учебном заведении делаем мы, родители? Ведь на том, чтобы просто «сбагрить» 1 сентября своё чадо на чужие плечи, школьная жизнь не заканчивается! Давайте разберём, что может и что входит в обязанности родительского комитета.

План урока:

Такой классный родительский комитет…нужно ли?

Конечно, когда ребёнок переступает школьный порог, основная нагрузка во время его нахождения в стенах учебного заведения ложится на педагогов. Но кто может знать о вашем ребёнке больше, чем вы сами? Кто, как не вы, сможет защитить интересы вашего ребёнка, сделав это вместе с классным руководителем в дискуссионном порядке, а не обостряя ситуацию только в пределах домашней обстановки, вынося мозг и себе, и своему школьнику?

Периодически выслушивая мнения побывавших в таком органе управления классом о том, как трудно то деньги собрать, то мероприятия организовать, многие родители выбирают для себя позицию постоять в стороне.

Конечно, понаблюдать из-за угла, мол, «Пусть другие делают, почему сразу я?», не взваливать на себя лишнюю работу – может, и хорошая поза, но только для тех, кому абсолютно безразлично, чем «дышит» их ребёнок.

Если уж вы претендуете на громкое звание «родитель» в полном смысле этого слова, затеряться среди толпы вам вряд ли удастся, да и не захочется. И потом: почему именно в вашем классе должны быть такие безынициативные мамы и папы? Может, их просто нужно зажечь? У меня множество примеров, когда родители одноклассников встречаются не только в классе на собрании для сбора очередных денег.

От чего плясать?

Наличие родительских комитетов хоть и предусмотрено , но классная работа является делом сугубо добровольным.

Обычно избирается коллективный орган управления на первом собрании в начале учебного года, не на предварительном, которое устраивается в помощь к 1 сентября. К этому моменту после праздничной линейки родители знают в лицо педагога, кто-то умудряется даже с ним поближе познакомиться, многие среди одноклассников находят своих знакомых и соседей по дому. Так что общение получается проще.

Как правило, вопрос о создании совета ставит на собрании классный руководитель.

И в помощь ему в ежедневной работе протягивают свои руки человек 5, но число желающих может оказаться и больше.

Обычно родители не устраивают никаких голосований за кандидатуры, молча принимая как данное чужой интерес к школьной жизни. По такому же принципу методом договоренности избирается председатель. В случае разногласий никто не мешает кинуть в шапку бумажки или вытащить спички.

По мере более близкого знакомства участвующие в родительском комитете сами распределяют между собой функционал: у кого-то получается считать, кто-то умеет организовать, некоторые готовы вести переговоры.

Для чего нужно родительское вече, или об обязанностях

Естественно, создаются родительские органы управления отнюдь не для того, чтобы «собраться вечерком да без дела поговорить ладком». Все участвующие в жизни класса будут ждать от них активной и бурной деятельности и выдачи различного рода поручений.

Как правило, активность комитета стартует в сентябре на полных парах и может снизить темпы уже к середине учебного года, опуская руки без поддержки со стороны других. От помощи всех зависит, будет ли выбранный совет грудью защищать ваших детей.

Основная задача

Основной задачей, от которой пляшут все остальные обязанности родительского комитета, является коммуникативная линия связи между учителями и родителями. Придётся «спать с телефоном», чтобы состыковать требования одних и интересы других.

Так что участие в коллегиальном органе в классе – хороший повод для тех, кто любит поболтать и порассуждать. Где-то придётся быть психологом. В этом есть несомненный плюс для любящих публичность: знать будет всё и обо всех!

Материально-техническое обеспечение

Добровольцы должны будут помогать учителю с обеспечением материально-технической базы. Это наиболее сложный вопрос, так как придётся не только доказать, что ремонт или приобретение новых парт – дело сугубо неотложное и важное, но и главное: собрать финансы! Так что в совете должен быть человек убедительный, настойчивый и очень терпеливый, так как достаточно сложно, не считая до десяти, выдерживать укорительные взгляды: «А куда вы потратили наши деньги?».

Конечно, приобретение учебных пособий можно отдать на откуп каждому в отдельности, но разве вы не готовы экономить? Скопом-то всегда дешевле!

Отстаивание интересов

Если родительский комитет правильный, а не «для галочки», он с пеной у рта будет отстаивать всех своих подопечных перед разными органами госвласти. Да, дети разные, ссоры неизбежны, иногда приходится «разговоры разговаривать» с представителями полиции, брать ответственность под своё честное слово, доказывать директору, что на ребёнке рано ставить крест и ручаться собственным «я».

А как иначе: ведь чужих детей не бывает! Одному учителю здесь, увы, не справиться. Придётся вызывать на родительский суд неразумных мам и пап сложных детей и вместе заниматься воспитанием, отстаивая честь класса. Но как иногда приятно видеть результаты своей работы, ведь правда?

Барьер между детьми и школой

Коллегиальный орган должен жить школой и стать барьером между детьми и школьным обществом. Пусть и редкость, но иногда бывает, что педагоги не совсем адекватно ведут себя по отношению к детям, пользуясь своей авторитарностью. Принять вовремя меры, чтобы не спустить ситуацию на нет, когда детей приходится переводить в другие школы из-за чересчур притязательного педагога, — прямая родительская обязанность.

Где с чистотой не может справиться один прутик, всегда сможет устоять целый веник!

На моей памяти есть ситуации, когда родители сообща меняли педагогический коллектив в классе, дружно отстаивая интересы своих детей.

Привнесение идей в образовательный процесс

Привносить учителю интересные идеи в образовательный процесс? Почему бы и нет! Даже если нет педагогического образования, все родители по своей природе – воспитатели и просто обязаны принять участие в том, как и чему учат наших детей. Не говорю про жизнь вне школы. Тут придётся собирать и на субботники, и в походы, и на концерты. Но из всего надо искать плюсы: это будет и вашим времяпровождением тоже, а собственное чадо всегда под присмотром.

Как видите, инициативным добровольцам совсем даже не просто! Сможете ли вы требовать выполнения этих обязанностей от людей, которые своё собственное время и силы тратят на то, чтобы вашему ребёнку было комфортно, если сами не идёте на контакт и стоите в стороне?

Можете действовать шире? Добро пожаловать в школьный совет!

Если вашей активной деятельности тесновато в рамках классной работы и хочется простора – добро пожаловать в школьный родительский комитет. Поверьте, и у них есть проблемы с инициативными, способными уже на более высоком уровне отстаивать интересы не только учащихся, но и всей школы в целом.

Избираются в общешкольный комитет представители от каждого класса. Задачи у этого коллегиального органа схожи с теми, которые поставлены перед родительским советом на уровне класса, но рамки его шире.

  • Общешкольный комитет контролирует санитарно-гигиенические нормы и следит за качеством организации питания в учебном заведении.
  • Обсуждает внутренние документы, принимаемые на уровне школы.
  • Участвует в вопросах финансовой помощи, обращаясь к государственным органам власти и коммерческим организациям и создавая фонды школы.
  • Организует межшкольные соревнования и праздники, предлагает меры к поощрению успешных учеников.

Вот такие есть возможности для вашей неуёмной энергии, дорогие родители. Трудно ли это, состоять в родительском комитете?! Каждый для себя решает сам, готов ли он взвалить на себя бремя школьной жизни и в каком объёме. Но видеть восторженные глаза своего ребёнка и слышать благодарности от педагогов и родителей всегда приятно!

А еще участники родительского комитета часто бывают активными участниками разных школьных конкурсов и праздников, например, .

А вы участвуете в классной работе? А может, вы уже давно выросли и являетесь ярким представителей своей школы? Расскажите нам свою историю. Давайте на этой страничке организуем свой родительский комитет в помощь нам и нашим детям!

Удачи вам!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Школа – это своеобразная модель государства, в котором есть чёткое распределение функций между всеми структурами управления. Кроме того, как и во всяком государстве, существуют общественные организации, члены которых избраны путём голосования на определённый срок. Таким элементом управления является родительский комитет школы.

Для чего нужен школьный родительский комитет?

Быть членом родительского комитета - это большая ответственность

Д.И. Менделеев: «Школа составляет громадную силу, отражающую быт и судьбу народа и государства».

Родительский комитет – это ежегодно избираемый орган школьного управления, основной задачей которого является защита прав учащихся, а также укрепление связи между педагогическим коллективом, общественностью, местными органами управления и учащимися. Главной целью родительского комитета школы является координация действий всех звеньев цепи, которая обеспечивает успешность учебного и воспитательного процессов для подрастающего поколения.

Функции и задачи

Работа родительского комитета должна быть регулярной

Родители учащихся входят в два специальных школьных комитета – классный и общешкольный. Их деятельность различается масштабностью, а функции и задачи носят смежный характер. Деятельность школьного родительского комитета регулируется Законом «Об образовании» и Положением «О родительском комитете школы», принятым директором каждого конкретного учебного заведения. Основные вопросы, которых касаются родители-активисты:

  • составление плана работы родительского объединения на год, а также отчёта о работе за прошлый;
  • участие в решении материально-технических вопросов, касающихся жизни школы, в частности, создание фонда благотворительной помощи родителей;
  • организация и участие школьников в культурно-массовых мероприятиях района, города;
  • контроль оказываемой помощи детям из неблагоприятных семей (учёт поступающих через школу средств, а также составление ходатайств об организации бесплатного питания и летнего оздоровления перед администрацией города).

Права и обязанности активистов в школе

Собрания школьного родительского комитета проходят не реже трёх раз за учебный год

Также родители-активисты следят за соблюдением прав каждого ученика данной школы. А кроме того, комитет:

  • осуществляет контроль качества питания и соблюдения санитарных норм во всех школьных помещениях;
  • имеет право выступать с предложениями об изменениях в организации учебно-воспитательного процесса (например, о замене учителей-предметников в том или ином классе) на общешкольных собраниях;
  • составляет обращения в органы местного управления о предоставлении той или иной помощи учебному заведению;
  • выбирает способ поощрения талантливых школьников, а также оказывает помощь неблагополучным детям;
  • координирует работу всех членов родительских комитетов классов;
  • организует регулярные беседы с родителями о правах и обязанностях школьников, а также обо всех юридических нюансах, касающихся обучения в школе.

Выбор состава

Обычно родительский комитет выбирается из числа неработающих мам

В состав организации входит равное число представителей каждого класса, которые выдвигаются на этот пост на классных собраниях. Как правило, членами родительских комитетов выдвигаются личности с активной жизненной позицией, небезразличные к жизни класса и школы. Из соображений мобильности предпочтение отдаётся неработающим мамам. В составе собрания путём открытого голосования избираются

  • председатель (обладающий правом подписи актов школы);
  • секретарь (составляющий протоколы всех заседаний комитета);
  • казначей (занимается сбором и распределяет поступающие на счёт школьного заведения деньги и средства после предварительного обсуждения с остальными членами организации).

Родительский комитет организует заседания согласно уставу учебного заведения, но не реже, чем три раза в течение одного учебного года. Любые решения родительского объединения принимаются путём открытого голосования и затем заносятся в протокол.

Документация

Положение о родительском комитете.

1. Общие положения.

Родительский комитет класса - это объединение родителей, которое создается в целях содействия школе и семье в организации общего среднего образования детей. Он оказывает помощь педагогическому коллективу в обеспечении глубоких и прочных знаний у обучающихся основ наук, воспитании у школьников высоких нравственных качеств, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, культуры поведения, в правовом, эстетическом, физическом воспитании обучающихся, охране их здоровья.

Родительский комитет класса руководствуется в своей работе Положением о родительском комитете, планом работы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, директора школы и классных руководителей;

2. Задачами родительских комитетов являются:

Всемерное укрепление связей между семьей и школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом школы и семьей;

Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и населения;

Оказание помощи в определении и защите социально незащищенных обучающихся.

В укреплении связей педагогического коллектива с родителями обучающихся и общественностью;

Привлечении родителей к непосредственному участию в воспитательной работе со школьниками во внеурочное время;

Осуществлении контроля за выполнением Устава школы, за углубленным изучением отдельных предметов обучающимися;

Организации и проведении собраний, докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;

Осуществлении мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;

Проведении оздоровительных и культурно-массовых мероприятий с обучающимися в период каникул.

3.1 Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей класса в начале учебного года на один учебный год, в составе председателя и 2-4 членов.

3.2 Под руководством членов общешкольного родительского комитета в школе могут создаваться постоянные или временные комиссии по отдельным разделам работы (проведению педагогической пропаганды, трудовому воспитанию и организации общественно полезного труда, культурно-массовой работе, хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). 3.4 Родительский комитет составляет план работы на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом местных условий и задач, стоящих перед классом. Состав комиссий и содержание их работы определяются родительским комитетом.

3.5 Родительский комитет класса вправе принимать свои решения при наличии на заседании не менее 2-3 его членов.

3.6 Родительский комитет класса отчитывается о своей работе перед родительским собранием класса.

4. Права родительского комитета.

Родительский комитет класса имеет право:

  • вносить на рассмотрение директора и педагогического состава школы предложения по внешкольной и внеклассной работе с обучающимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы педагогического коллектива с родителями обучающихся (директор школы и педагогический совет обязаны внимательно рассмотреть предложения родительского комитета и поставить его в известность о принятых решениях);
  • созывать родительские собрания;
  • принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи нуждающимся школьникам;
  • вызывать на заседания родительского комитета родителей обучающихся, имеющих неудовлетворительные итоговые оценки и неудовлетворительное поведение;
  • организовывать дежурства родителей в школе и микрорайоне школы;
  • вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной работы с обучающимися, по улучшению работы с родителями обучающихся класса и заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим родителей.
  • участвовать в организациях образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
  • принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды. Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.

Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в жизни класса очень стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

5. Обязанности родительского комитета

Обязанности родительского комитета:
1. помощь в организации взаимодействия и налаживании хорошего контакта классного руководителя и родителей класса;
способствовать вовлечению других родителей класса в деятельность, 2.совместную с детьми;
3. выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
4. придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
5. представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
6. оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.

6. Состав и должностные обязанности родительского комитета

1. Председатель родительского комитета.

2. Заместители, отвечающие за определенные участки работы.

3. Казначей.

4. Секретарь

Распределение обязанностей внутри родительского комитета:

1. представителем интересов от родительского комитета на уровне школы является председатель;

2. заместители, несущие ответственность за определенные разделы работы;

3.казначей, отвечающий за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды
класса;

4. Секретарь - ответственный за составление протоколов и других документов, необходимых для родительского комитета.

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в роботе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся. Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе.

Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определенные участки работы.

Заместитель председателя родительского комитета , отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организациях различных внеклассных мероприятиях, различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учебе детям, поиск возможностей для награждения учащимся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.

Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности , выполняет достаточно многоплановую работу.

В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организуют в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.

Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе , организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещении класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.

В обязанности казначея входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства.

В обязанности секретаря входит составлять протоколы заседания, выполнять оповещения родителей о надлежащем событие; ведет делопроизводство, в том числе и в электронной форме;

Заседания родительского комитета проходят два-три раза в четверть. Однако, если есть острая необходимость, встречи родительского комитета могут быть чаще.

Документами, констатирующими деятельность родительского комитета, являются протоколы заседаний родительского комитета, положение о родительском комитете школы, план работы родительского комитета на учебный год или полугодие, график заседаний родительского комитета.