Главная · Насморк · Области применения пк. Зачем нужны компьютеры? Сферы применения компьютера

Области применения пк. Зачем нужны компьютеры? Сферы применения компьютера

Информационная деятельность человека – это деятельность, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.

Все люди в своей жизни занимаются информационной деятельностью (получают письма, читают книги, хранят фото- и видеоархивы, разговаривают по телефону, решают задачи, разгадывают кроссворды и т. п.); для многих она является профессиональной .

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества , использованием и преобразованием энергии . Вместе с тем человечеству всегда приходилось решать задачи управления, накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Возникали группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью . В древности это были, например, жрецы, летописцы, затем - ученые и т.д.

По мере развития общества постоянно расширялся круг людей, чья профессиональная деятельность была связана с обработкой и накоплением информации. Постоянно рос и объем человеческих знаний, опыта, а вместе с ним количество книг, рукописей и других письменных документов. Появилась необходимость создания специальных хранилищ этих документов - библиотек, архивов . Информацию, содержащуюся в книгах и других документах, необходимо было не просто хранить, а упорядочивать, систематизировать. Так возникли библиотечные классификаторы, предметные и алфавитные каталоги и другие средства систематизации книг и документов, появились профессии библиотекаря, архивариуса .

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора (запись звуковой информации с помощью микрофона, фотоаппарат, кинокамера), хранения (бумага, фотопленка, грампластинки, магнитная пленка), передачи информации (телефон, телеграф, радио, телевидение, спутники). Но важнейшее в информационных процессах - обработка и целенаправленное преобразование информации - осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком .

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Во второй половине XX века выпуск научно-технической печатной продукции стал подобен нарастающей лавине. Ни отдельный человек, ни специальные организации, созданные для обработки поступающей информации, не могли не только освоить весь информационный поток, но и оперативно находить в нем то, что требовалось для тех или иных работ. Сложилась парадоксальная ситуация, когда для получения нужной информации легче и дешевле было провести исследования заново, чем разыскать ее в научной литературе. Информационная система, основанная на бумажных носителях, переросла свои возможности. Назрел информационный кризис , т. е. ситуация, когда информационный поток так увеличился, что стал недоступен обработке в приемлемое время .

Можно сказать, что нам, живущим на рубеже веков и тысячелетий, повезло стать свидетелями грандиозных изменений на нашей родной планете. И результатом этих изменений стало ускорение появления знаний . Информационный поток буквально обрушивается на нас. Если первое удвоение общего количества знаний на Земле произошло за период от рубежа нашей эры до 1750 года, то второе удвоение случилось уже за 150 лет, к началу двадцатого столетия, а третье - за 50 лет – к 1950 году.

В дальнейшем объемы знаний удваивались еще более стремительными темпами: до 1970 года - на протяжении 10 лет, после 1970 года - каждые 5 лет, а с 1991 года - ежегодно! По сути, мы живем в обществе, где могущество любой страны определяется ее информационным потенциалом и возможностью быстро обеспечить необходимыми и надежными сведениями всех, кто в них заинтересован.

Выходом из создавшейся ситуации явилось изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и персональных компьютеров, создание телекоммуникационной инфраструктуры (баз данных и сетей разных типов).

Но к современным техническим средствам работы с информацией относятся не только компьютеры, но и другие устройства, обеспечивающие ее передачу, обработку и хранение:

· сетевое оборудование: модемы, кабели, сетевые адаптеры;

· аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи;

· цифровые фото- и видеокамеры, цифровые диктофоны;

· записывающие устройства (CD-R, CD-RW, DVD-RW и др.);

· полиграфическое оборудование;

· цифровые музыкальные студии;

· медицинское оборудование для УЗИ и томографии;

· сканеры в архивах, библиотеках, магазинах, на экзаменах и избирательных участках;

· ТВ-тюнеры для подачи телевизионного сигнала в компьютер;

· плоттеры и различные принтеры;

· мультимедийные проекторы;

· флэш-память, используемая также в плеерах и фотоаппаратах;

· мобильные телефоны.

Кроме персональных компьютеров существуют мощные вычислительные системы для решения сложных научно-технических и оборонных задач, обработки огромных баз данных, работы телекоммуникационных сетей (Интернет):

· многопроцессорные системы параллельной обработки данных (управление сложными технологическими процессами);

· серверы в глобальной компьютерной сети, управляющие работой и хранящие огромный объем информации;

· специальные компьютеры для проектно-конструкторских работ (проектирование самолетов и космических кораблей, мостов и зданий и пр.).

Все перечисленные технические средства и системы предназначены для работы с информационными ресурсами (ИР) в различных отраслях экономики. В настоящее время компьютеры прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей «увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий. Можно выделить несколько основных направлений, где информационная деятельность связана с компьютерами.

Таблица. Применение технических средств и информационных ресурсов в профессиональной деятельности

Область деятельности Профессия Технические средства Информационные ресурсы
Средства массовой информации Журналисты Телевидение, радио, Интернет, электронная почта, библиотеки, архивы
Почта, телеграф, телефония Служащие, инженеры Телеграф, телефон, компьютерные сети Базы данных
Наука Ученые Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, архивы, базы данных, экспертные системы, Интернет
Техника Инженеры Телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Системы автоматизированного проектирования (САПР), библиотеки, патенты, базы данных, экспертные системы, Интернет
Управление Менеджеры Базы данных, экспертные системы
Образование Преподаватели Информационные системы, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, Интернет
Искусство Писатели, художники, музыканты, дизайнеры Компьютеры и устройства ввод/вывода информации, аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа, телекоммуникации, компьютеры, компьютерные сети Библиотеки, музеи, Интернет

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время большое место в нашей жизни отведено различным устройствам предназначенным для создания комфорта в быту, облегчения выполнения работы и т.д. Одним из таких устройств является компьютер.

Слово "компьютер" означает "вычислитель", т.е. устройство для вычислений. Это связано с тем, что первые компьютеры создавались как устройства для вычислений, грубо говоря, как усовершенствованные, автоматические арифмометры. Принципиальное отличие компьютеров от арифмометров и других счетных устройств состояло в том, что арифмометры могли выполнять лишь отдельные вычислительные операции (сложение, вычитание, деление, умножение), а компьютеры позволяют проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе. Кроме того, для хранения данных, промежуточных и итоговых результатов вычислений компьютеры содержат память.

Хотя компьютеры создавались для численных расчетов, скоро оказалось, что они могут обрабатывать и другие виды информации. Для обработки различной информации на компьютере надо иметь средства для преобразования нужного вида информации в числовую форму и обратно. Сейчас с помощью компьютеров не только проводятся числовые расчеты, но и подготавливаются к печати книги, создаются рисунки, кинофильмы, музыка, осуществляется управление заводами и космическими кораблями и т.д. Компьютеры превратились в универсальные средства обработки информации.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРОВ

В первой половине XIX века английский математик Бэбидж попытался построить универсальное вычислительное устройство, т.е. компьютер. Именно он впервые додумался, что компьютер должен содержать память и управляться с помощью программы.

В 40-х годах XX в. сразу несколько групп исследователей повторили попытку Бэбиджа на основе техники того времени.

Первым из них был немецкий инженер Конрад Цузе, который в 1941 г. построил небольшой компьютер на основе нескольких электро-механических реле. Но из-за войны работы Цузе не были опубликованы.

А в США в 1943 г. на одном из предприятий фирмы IBM американец Г.Эйкен создал более мощный компьютер под названием "Марк-1". Он позволял проводить вычисления в сотни раз быстрее чем вручную.

Так как реле работают очень медленно, то начиная с 1943 г. в США группа специалистов начала конструировать компьютер под названием "ENIAC" на основе электронных ламп. Созданный ими компьютер работал в тысячу раз быстрее чем Марк-1 . Однако большую часть времени он простаивал, т.к. для ввода программы в нем приходилось в течении нескольких часов или дней подсоединять провода, а расчеты проходили в течении нескольких минут или секунд.

Огромным шагом вперед было создание микропроцессоров которые по размерам не превышают нескольких квадратных сантиметров (1970 г.). Именно благодаря им мы видим компьютер таким какой он есть, т.е. небольшой процессорный блок и монитор.

СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРОВ.

В настоящее время широкую огласку получила всемирная компьютерная сеть InterNet.

InterNet это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Зародышем ее была распределенная сеть ARPAnet, которая была создана по заказу Министерства обороны США для связи между собой компьютеров этого министерства.

Разработанные принципы организации этой сети оказались настолько удачными, что многие другие организации (особенно университеты и государственные учреждения) стали создавать собственные сети на тех же принципах.

Эти сети стали объединяться между собой, образуя единую сеть. Эта единая сеть и стала называться InterNet.

До середины 90-х годов InterNet. использовалась в основном для пересылки электронных писем и различной информации от одного пользователя к другому и др.

Пользоваться этими возможностями было непросто, поэтому до 1993-94 годов InterNet использовалась только в научной (прежде всего в университетской) среде.

В районе 1993-94 годов ситуация в InterNet в корне переменилась. Причиной этому стало появление в сети новой службы - World Wide Web, в буквальном переводе - всемирной паутины (сокращенно ее называют W W W или Web).Простота использования этой службы привела к тому, что в InterNet стали подключаться самый массовый пользователь - домохозяйки и бизнесмены, преподаватели и студенты и т.д.

Следующей сферой применения компьютеров стала промышленная индустрия. Создание высоконадежных систем управления позволило повсеместно автоматизировать процессы изготовления различных товаров, оборудования, линии сборки в автомобильной промышленности. Процессы автоматизации позволили сократить участие человека в процессе производства до минимума.

Одной из самых дорогих и трудоемких сфер использования компьютеров является военная сфера. Эта сфера с самого начала создания компьютерных систем шла

несколько иным путем. В ней компьютер всегда выступал как оружие или, по крайней мере, как средство управления оружием. В результате этого появились системы управления и наведения ракетными комплексами, наземными и подводными видами оружия. Появились системы обнаружения, отслеживания и поражения вероятного противника.

В быту на основе компьютерных технологий появились так называемые вещи с ограниченным интеллектом. Таким интеллектом обладает почти вся бытовая аппаратура последнего поколения: стиральные машины, телевизоры, видеомагнитофоны, аудиоаппаратура, микроволновые печи и т.д.

В самих компьютерах произошли значительные изменения. Добавились различные устройства позволяющие слышать музыку, просматривать видеофильмы и т.д. Одним из последних достижений в бытовых персональных компьютерах стало создание звукового редактора текста. Если раньше текст вводился в основном с клавиатуры, то после массового выпуска этого редактора, текст можно будет вводить голосом.

Благодаря быстродействию компьютеров появились электронные переводчики, обладающие к тому же памятью на десятки тысяч слов и выражений. Такой переводчик в течение нескольких секунд может переводить тексты и выражения, облегчая общение между людьми говорящими на разных языках.

В сфере правоохранительных органов компьютер значительно облегчил идентификацию и поиск преступников. Если раньше идентификация преступника по отпечаткам пальцев занимала от нескольких часов до нескольких недель, то сейчас, благодаря компьютеризации и созданию базы данных, эта операция занимает всего несколько секунд или минут.

В киноиндустрии компьютер позволил создавать такие эффекты о которых раньше и не задумывались. Знаменитый фильм "Парк юрского периода" на 80% состоит из компьютерной графики, то же самое можно сказать о многих фильмах и мультфильмах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этом реферате перечислены далеко не все сферы применения компьютера. В дальнейшем скорее всего компьютеру будет отводиться все больше и больше места в нашей жизни. Я бы хотела отметить, что обучение работе с компьютером очень большая задача, особенно в наше время в нашей стране. В Казахстане этому уделяют большое внимание. Недавно городские власти предложили провести программу по компьютеризации средних школ и высших учебных заведений, но, хотя она нашла большой отклик среди населения, при таких темпах введения этой программы и таком финансировании ее реализация грозит затянуться на большой срок.

В данной работе отразились наиболее популярные области использования компьютеров. Об сети InterNet я старалась изложить более подробно, так как используя ее можно получить разную информацию, общаться с разными пользователями. Т.е. эта сеть является средством общения и обучения не только студентов но и обычных людей, служащих и т.д. Эта сеть наиболее реальный пример внедрения компьютеров в повседневную жизнь, т.к. остальные сферы являются или высоко технологичными, требующими специальных знаний, или просто недоступными.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Роль информационных систем и технологий в жизни современного общества. Назначение и состав программного обеспечения персональных компьютеров. Использование технологий OLE. Операционные среды для решения основных классов инженерных и экономических задач.

    практическая работа , добавлен 27.02.2009

    Сущность глобальной компьютеризации и ее распространенность на современном этапе. Основные характеристики персонального компьютера и требования к нему, главные критерии выбора и оценка ассортимента. Порядок выбора конфигурации персонального компьютера.

    реферат , добавлен 31.10.2010

    Арифметические и логические основы персонального компьютера. Работа персонального компьютера. Программные средства реализации информационных процессов. Алгоритмизация и программирование. Моделирование и формализация. Локальные и глобальные сети ЭВМ.

    методичка , добавлен 10.12.2011

    Понятие информационных технологий, их роль и значение в обществе на современном этапе. Компьютеры как базовая техническая составляющая процесса информатизации общества. Возможности интернета для образования, бизнеса и распространения информации.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Понятие автоматизированных информационных технологий, их значение и классификация. История развития технологии, основные типы и решаемые задачи. Особенности электронного и виртуального офиса, роль экспертной поддержки и интерактивной машинной графики.

    презентация , добавлен 25.06.2013

    Роль структуры управления в информационной системе. Примеры информационных систем. Структура и классификация информационных систем. Информационные технологии. Этапы развития информационных технологий. Виды информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2003

    Аппаратно-программные средства компьютера, позиционируемого в качестве учебного. Модернизация компонентов персонального компьютера, его потребляемая мощность. Исходная конфигурация компьютера. Установка дополнительных модуля памяти и жесткого диска.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

Области применения компьютеров в современном мире

Компьютеры появились очень давно в нашем мире, но только в последнее время их начали так усиленно использовать во многих отраслях человеческой жизни. Ещё десять лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер - они были, но были очень дорогие, и даже не каждая фирма могла иметь у себя в офисе компьютер. А теперь? Теперь в каждом третьем доме есть компьютер, который уже глубоко вошёл в жизнь самих обитателей дома.

Сама идея создания искусственного интеллекта появилась давным-давно, но только в 20 столетии её начали приводить в исполнение. Сначала появились огромные компьютеры, которые были подчастую размером с огромный дом. Использование таких махин, было не очень удобно. Но что поделаешь? Но мир не стоял на одном месте эволюционного развития - менялись люди, менялась их Среда обитания, и вместе с ней менялись и сами технологии, всё больше совершенствуясь. И компьютеры становились всё меньше и меньше по своим размерам, пока не достигли сегодняшних размеров.

Но человеку ведь тоже надо как-нибудь общаться с машиной - ведь кому нужна неуправляемая машина? Сначала люди вели своё общение с компьютерам посредством перфокарт. Перфокарты - это небольшие карточки, на которые нанесены ряды цифр. У компьютера имелся “дисковод”, в который вставлялись сами карты и он при помощи маленьких иголочек ставил дырочки на цифрах. Такое общение мало кому доставляло удовольствие - ведь не очень удобно таскать с собой кучи перфокарт, которые после одного использования приходилось выбрасывать.

Но, как и другие технологии, процесс общения человека с искусственным интеллектом претерпел кое-какие изменения. Теперь человек проводит свою беседу с компьютером при помощи клавиатуры и мышки. Это довольно удобно и иногда даже доставляет удовольствие человеку.

Современные вычислительные машины представляют одно из самых значительных достижений человеческой мысли, влияние которого на развитие научно-технического прогресса трудно переоценить. Области применения ЭВМ непрерывно расширяются. Этому в значительной степени способствует распространение персональных ЭВМ, и особенно микроЭВМ.

За время, прошедшее с 50-х годов, цифровая ЭВМ превратилась из “волшебного”, но при этом дорогого, уникального и перегретого нагромождения электронных ламп, проводов и магнитных сердечников в небольшую по размерам машину - персональный компьютер - состоящий из миллионов крошечных полупроводниковых приборов, которые упакованы в небольшие пластмассовые коробочки.

В результате этого превращения компьютеры стали применяться повсюду. Они управляют работой кассовых аппаратов, следят за работой автомобильных систем зажигания, ведут учёт семейного бюджета, или просто используются в качестве развлекательного комплекса… Но это только малая часть возможностей современных компьютеров. Более того, бурный прогресс полупроводниковой микроэлектроники, представляющей собой базу вычислительной техники, свидетельствует о том, что сегодняшний уровень как самих компьютеров, так и областей их применения является лишь слабым подобием того, что наступит в будущем.

Компьютеры начинают затрагивать жизнь каждого человека. Если вы заболеете, и если вас направят в больницу, то попав туда, в окажетесь в мире, где от компьютеров зависят жизни людей (в части современных больниц вы даже встретите компьютеров больше, чем самих пациентов, и это соотношение будет со временем расти, перевешивая число больных). Постепенно изучение компьютерной техники пытаются вводить в программы школьного обучения как обязательный предмет, чтобы ребёнок смог уже с довольно раннего возраста знать строение и возможности компьютеров. А в самих школах (в основном на западе и в Америке) уже многие годы компьютеры применялись для ведения учебной документации, а теперь они используются при изучении многих учебных дисциплин, не имеющих прямого отношения к вычислительной технике. Даже в начальной школе компьютеры внедряются для изучения курсов элементарной математики и физики. Сами микропроцессоры получили не менее широкое распространение чем компьютеры - они встраиваются в кухонные плиты для приготовления пищи, посудомоечные машины и даже в часы.

Очень широкое распространение получили игры, построенные на основе микропроцессоров. Сегодня игровая индустрия занимает очень большую часть рынка, постепенно вытесняя с него другие развлечения детей. Но для детского организма очень вредно сидеть часами за монитором и отчаянно нажимать на клавиши, так как у ребёнка может развиться своеобразная болезнь - когда у него только одно на уме - компьютер, и больше ничего. Дети с такой болезнью обычно становятся агрессивными, если их начинают ограничивать в доступе к играм. У таких детей сразу пропадает какое-либо желание делать что-то, что не относится к компьютеру и что им не интересно - так они начинают забрасывать свою учёбу, что ведёт к не очень хорошим последствиям.

Уже сейчас компьютеры могут чётко произносить различные фразы, словосочетания, проигрывать музыку и.т.д. Человек теперь может сам записать какие-нибудь слова, предложения и даже музыкальные композиции на своём компьютере для того, чтобы потом компьютер мог их воспроизводить в любое назначенное время.

Компьютеры способны также воспринимать устную речь в качестве сигналов, однако им приходится выполнять большую работу по расшифровке услышанного, если форма общения жестко не установлена. Ведь одну и ту же команду один и тот же человек может произнести несколькими способами, и всё время эта команда будет звучать по-разному; а в целом мире - миллиарды людей, и каждый произносит одну и ту же команду несколькими различными способами. Поэтому в данное время довольно сложно создать компьютер, который будет управляться при помощи голоса человека. Многие фирмы пытаются решить эти проблемы. Некоторые фирмы делают небольшие шажки на пути к данной цели, но всё равно эти шажки пока ещё почти незаметные.

Но проблема распознавания речи является частью более широкой проблемы, называемой распознаванием образов. Если компьютеры смогут хорошо распознавать образы, они будут способны анализировать рентгенограммы и отпечатки пальцев, а также выполнять многие другие полезные функции (сортировкой писем они занимаются уже сейчас). Следует заметить, что человеческий мозг прекрасно справляется с распознаванием образов даже при наличии различных шумов и искажений, и исследования в этой области, направленные на приближение соответствующих возможностей компьютера к способностям человека, представляются весьма перспективными. Если компьютеры смогут достаточно качественно распознавать речь и отвечать на неё в словесной форме, то, по-видимому, станет возможным вводить в них в этой форме программы и данные. Это позволит в буквальном смысле слова говорить компьютеру, что он должен делать, и выслушивать его мнение по этому поводу при условии, конечно, что выдаваемые ей указания чёткие, не содержат противоречий и.т.д.

Устное общение с компьютерами позволит упростить его программирование, однако остаётся нерешённая проблема, на каком именно языке следует с ним общаться. Многие предлагают для этих целей английский язык, но он не обладает точностью и однозначностью, необходимыми с точки зрения компьютера и исполняемых в нём программ. В этой области уже многое сделано, но ещё много предстоит сделать.

Мы часто жалуемся, что другие люди не понимают нас; но пока и сами персональные компьютеры не способны до конца понять нас, или понять, что мы хотим сказать с полуслова. И в течение какого-то периода времени нам придётся довольствоваться такими машинами, которые просто следуют нашим указаниям, исполняя их “с точностью до миллиметра”.

Для общения с компьютерами, ещё во времена перфокарт, тогдашние программисты использовали язык программирования, очень похожий на современный Ассемблер. Это такой язык, где все команды, поступающие к компьютеру пишутся подробно при помощи специальных слов и значков{?}.

В наше время усиленно используются языки программирования более высокого уровня, работать с которыми намного легче чем с Ассемблером, так как в них одно слово может заменять сразу несколько команд. И притом большинство языков программирования высокого уровня в названиях команд, используемых при общении с компьютером, используют эквиваленты, названные на английском языке, что, естественно, облегчает программирование. Но в них есть один минус по сравнению с языками, подобными Ассемблеру - в Ассемблере все команды, поступаемые из программы чётко распределяются в памяти компьютера, занимая свободные места, тем самым значительно выигрывая в скорости; а языки высокого уровня не умеют этого, соответственно теряя в скорости исполнения программы. А в нашем сегодняшнем мире всем известно, что: “Время - деньги”.

Робототехника также представляет собой перспективную область применения компьютеров. На промышленных предприятиях используется сейчас множество робототехнических устройств; неожиданные и удивительные виды роботов начинают заполнять и научно-исследовательские лаборатории. Существуют множество хирургических и точных производственных операций, которые могут и будут выполняться роботами, управляемыми компьютерами (так как во многих случаях роботы справляются с этими действиями лучше, чем люди). Возможность и целесообразность применения роботов в качестве слуг, официантов, билетных кассиров и в других ролях уже нашли своё отражение в продукции кино и телевидения, в книгах. Но, к сожалению, пока - это всё мечты, которые люди постепенно пытаются воплотить в реальность.

Но ведь не всеми качествами компьютер уступает своему создателю - человеку. Ведь он способен теперь решать задачи повышенной сложности в любых количествах за очень быстрый промежуток времени и притом без ошибок в вычислениях. Раньше, при компьютерах первых поколений, конечно, все тяжёлые вычисления легче было производить вручную, избегая привлечения ЭВМ в процесс решения. Это приносило много ошибок, но зато было менее хлопотно и главное - намного быстрее. С появлением компьютеров, начиная примерно, с 4-ого поколения проблема скорости расчётов отпала сама собой, и человек уступил свою пальму первенства своему ”детищу” - компьютерам. Но самый большой плюс, которым обладали компьютеры, ещё со времён ЭВМ - память компьютера. С самого начала память ЭВМ, благодаря мастерству разработчиков запоминающих устройств, начала вести конкуренцию с памятью человека, медленно, но уверенно превышая объём человеческой. На первых порах она была немного меньше чем объём памяти человека, но вскоре превысила эту планку, и теперь нам уже тяжело сравнить эти два параметра, так как машина ушла от человека далеко вперёд.

Хотя, пока компьютер уступает человеку с точки зрения творческой деятельности, потому что машина не наделена пока такими качествами, которые смогли бы ей помочь создать что-нибудь новое, что не введено в её память самим человеком.

Большинство людей, по-видимому, считают, что термины “вычислительная машина” и “вычислительная техника” синонимы и связывают их с физическим оборудованием, как, например, микропроцессором, дисплеем, дисками, принтерами и другими устройствами, привлекающими внимание людей, когда человек видит компьютер. Хотя эти устройства и важны, всё-таки они составляют только “верхушку айсберга”. На начальном этапе использования современного компьютера мы имеем дело не с самим компьютером, а с совокупностью правил, называемых языками программирования, на которых указываются действия, которые должен выполнять компьютер. Важное значение языка программирования подчёркивается тем фактом, что сама вычислительная машина может рассматриваться как аппаратный интерпретатор какого-нибудь конкретного языка, который называется машинным языком. Для обеспечения эффективной работы машины разработаны машинные языки, использование которых представляет известные трудности для человека. Большинство пользователей не чувствуют этих неудобств благодаря наличию одного или нескольких языков, созданных для улучшения связи человека с машиной. Гибкость вычислительной машины проявляется в том, что она может исполнять программы-трансляторы (в общем случае они называются компиляторами или интерпретаторами) для преобразования программ с языков, ориентированных на пользователей, в программы на машинном языке. (В свою очередь даже сами программы, игры, системные оболочки являются ни чем иным, как довольно простая программа-транслятор, которая по мере работы, или игры обращается при помощи своих команд к “компьютерным внутренностям и наружностям”, транслируя свои команды в машинные языки. И всё это происходит в реальном времени.)

Реферат

по дисциплине

«ИКТ в профессиональной деятельности»

Возможности использования персонального компьютера на уроках.

Выполнила:

Жамкина Ю.Н.

Омск – 2016

План.

Введение с.3

Глава 1. Персональный компьютер как средство обучения, воспитания и развития

1.1.Психологические особенности использования персонального компьютера в обучении с.5

1.2.Персональный компьютер как основное средство информационно-коммуникационных технологий в обучении с.8

1.3.Структура учебной деятельности при компьютерном обучении с.11

1.4.Методы организации обучения с применением персонального

компьютера с.13

1.5.Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером с.15

Глава 2. Формы использования персонального компьютера на уроках

2.1. Презентации с.16

2.2. Электронные учебники с.17

2.3. Дидактические материалы с.17

2.4. Учебные программы - тренажеры с.17

2.5. Системы виртуального эксперимента с.18

2.6. Программные системы контроля знаний с.18

2.7.Электронные учебники и учебные курсы с.18

2.8.Обучающие игры и развивающие программы с.19

Заключение с.20

Список литературы с.21

Введение.

Начало XXI в – это период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватившего все страны мира. Жизнь в постоянно меняющихся условиях требует от человека умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. требует коммуникационного взаимодействия и сотрудничества, толерантности.

Неограниченный доступ к информации существенно меняет возможности коммуникации, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции.

Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов подразумевает компетентностный и системно - деятельностный подход в образовании. Переход от простой передачи знаний к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебной деятельности. Образовательные технологии, реализующие основные идеи системно - деятельностного подхода: информационные технологии, т ехнологии учебного исследования, технологии учебного проектирования.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Инструментарием УУД являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Формирование ИКТ - компетентности учащихся требует от учителя педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также навыков использования ИКТ.

Применение ИКТ позволяет учителю и учащимся выстраивать индивидуальную и коллективную траекторию обучения.

«Компьютерные технологии можно трактовать в узком и широком смысле слова. Первое означает применение компьютера как средства обучения, второе – многоцелевое использование компьютера в учебном процессе»

Огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе дидактический материал, несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения. Компьютер - это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов обучения, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.

Диапазон использования компьютера в обучении очень велик. Он используется как информационная система, помогающая решать конструкторские, технологические, экономические, экологические вопросы; как источник знаний; как инструмент поиска информации для разработки проектов; как средство управления технологическими машинами; для существенного расширения наглядности обучения; для объяснения материала; закрепления знаний; выполнения практических работ; оперативного контроля над усвоением учащимися знаний и умений; как объект изучения, а также для обучающих игр.

В настоящее время компьютерные игры применяются как инструмент диагностики и реабилитации детей с ОВЗ: в коррекции навыков устной и письменной речи, зрения, в связи с трудностями обучения счету, для улучшения координации, диагностики пространственных способностей. Компьютерные игры помогают тревожным и застенчивым детям открыто выразить свои проблемы, что является важным в процессе психотерапии.

В настоящее время при поступлении на работу требуется минимальный запас знаний и умений работы на персональном компьютере хотя бы на пользовательском уровне.

Рассмотрим возможности применения компьютера на уроке.

Глава 1. Персональный компьютер как средство обучения, воспитания и развития.

    1. Психологические особенности использования персонального компьютера в обучении.

Связь психологических исследований с разработками в области ИКТ возникла задолго до появления компьютеров. Формально-логический анализ мышления, послуживший основой для математического и компьютерного моделирования мышления, традиционно сопоставлялся с психологическими исследованиями этого процесса.

Позднее появились психологические разработки алгоритмического и программированного обучения. Основным теоретическим источником современного компьютерного или автоматизированного обучения следует считать программированное обучение. Идея программированного обучения принадлежит американскому профессору психологии Б.Ф.Скиннеру. Он впервые выступил с этой концепцией в 1954 году. При ее создании Б.Ф.Скиннер опирался на бихевеористскую психологию. Суть идеи программированного обучения заключалась в "призыве повысить эффективность управления учебным процессом путем построения его в полном соответствии с психологическими знаниями о нем".

Для программированного обучения характерна такая организация обучения, в процессе которой осуществляется усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства.

Разновидности программируемого обучения.

    Линейное программированное обучение ( Б.Ф. Скиннер), по мнению автора,

имеет следующие особенности:

    учебный материал разбивается на определенные взаимосвязанные дозы, которые последовательно предъявляются учащимся;

    вопросы не очень трудные, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;

    учащиеся сами дают ответы на вопросы, привлекая для этого необходимую информацию;

    учащиеся сразу же информируются о том, правильны или ошибочны их ответы;

    обучающиеся проходят по очереди все рамки программы в удобном для себя темпе;

    одна и та же мысль повторяется в различных вариантах и нескольких рамках программы, чтобы избежать механического запоминания.

    Разветвленное программированное обучение ( Норман А. Кроудер) основано

на выборе одного правильного ответа из нескольких данных. По мнению автора, это требует от учащихся больших умственных способностей, а ошибки - это возможность обнаружить недостатки в знаниях, выяснить, какие проблемы были уяснены недостаточно.

Постепенно линейное и разветвленное программированное обучение уступили место смешанным формам.

После внедрения компьютеров в практическую деятельность был осуществлен переход от теоретических к экспериментальным исследованиям.

Постепенно, в связи с бурным развитием техники, появились принципиальные отличия между программированным и компьютерным обучением. Компьютер существенным образом изменил управление учебной деятельностью.

Компьютер рассматривается в контексте информационных технологий обучения. “Компьютеризация воздействует на развитие не только познавательной, но и мотивационной, эмоциональной сферы личности, ее самосознания. Может ли компьютер способствовать развитию творческого мышления? Безусловно, да. Однако для этого нужно: а) ясно формулировать именно эту цель обучения с использованием компьютера; б) проверять, достигается ли эта цель; в) максимально использовать психологические знания о путях и методах достижения этой цели”

Однако, уже известно, что компьютеризация может привести к негативным последствиям именно в сфере реализации воспитывающей функции обучения (например, компьютерная наркомания).

В настоящее время одним из важных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании.

    1. Персональный компьютер как основное средство информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Средства обучения - разнообразные предметы, объекты, явления, факты, обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения.

Клюева Н.В. указывает наиболее важные области применения ИКТ в образовании:

    управление образованием;

    информатика как цель обучения (подготовка специалистов в области ИКТ и пользователей - учителей и учащихся);

    к омпьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания.

Именно последнее, по мнению Клюевой, считается в настоящий момент наиболее важным и интенсивно развивающимся, так как ведется интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. «Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию)»

Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер уникален по своим возможностям. Он находит применение на любом учебном предмете и служит базой для создания большого числа новых информационных технологий обучения, выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценивания знаний учеников. Компьютер, в отличие от учителя, «оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. … лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную оценку».

Рассмотрим основные достоинства использования компьютера в обучении, которые выгодно отличают его от прежде известных обучающих машин и технических средств обучения:

    активно вовлекает учащихся в учебную деятельность;

    повышает интерес, мотивацию учеников к обучению , привлекательность обучения ;

    направляет действия учеников и сам управляется под их воздействием;

    способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности,

позволяет им увидеть результат своей деятельности;

    обладает огромными возможностями по визуализации и моделированию информации (хорошие графические, иллюстративные возможности);

    позволяет демонстрировать процессы различной природы, как статические, так и динамические , которые невозможно увидеть в реальных условиях (тем более в классе), н аглядно представить образ того, что не имеет наглядности на самом деле (например, эффекты теории относительности) ;

    позволяет сместить акценты от теоретических знаний к практическим;

    прост в управлении, имеет гибкие языки программирования;

    имеет интерактивный (диалоговый) режим работы (действие человека – реакция компьютера - действие человека - реакция компьютера), стимулирует ученика к деятельности и контролирует ее результаты;

    повышение информационной обеспеченности (с использованием ИКТ расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять доступ к различной информации, накопление, хранение, обмен и тиражирование ее);

    введение игровых компонентов;

    дает возможность повысить самостоятельность обучения (без непосредственного участия учителя, выполняя домашние задания);

    индивидуализирует обучение (выбор тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика , каждый ученик работает за своим компьютером, может сам выбирать темп обучения, делать в работе паузы).

Более глубокий учет индивидуальных особенностей учащихся может осуществлять компьютерная программа (педагогическое программное средство - ППС), с помощью которой ведется обучение.

ИКТ привносят изменения в учебную деятельность: осуществляется переход от репродуктивного обучения к креативной модели обучения. Это переход от «передачи» готовых знаний к моделированию жизненной ситуации (проблемы) или процесса, когда с помощью нового технологического и технического обеспечения, учащиеся под руководством учителя применяют свои знания, проявляют творческие способности при анализе ситуации и выработке решения проблемы).

Применение информационных технологий может осуществляться во всех составляющих учебной деятельности:

    уроки;

    внеурочная деятельность;

    элективные курсы;

    домашняя работа;

    дистанционное обучение;

    олимпиады, конкурсы для учащихся и учителей.

При этом всегда необходимо помнить - суть компьютеризации учебной деятельности состоит не только в применении компьютера в той или иной ситуации.

    1. Структура учебной деятельности при компьютерном обучении.

К компьютерным урокам относятся уроки, на которых полностью или частично освоение темы учащимися осуществляется посредством применения компьютера. Главной особенностью таких уроков является переопределение потоков информации - диалог учителя с учеником происходит через компьютер, который выступает в роли третьего компонента обучения.

Можно использовать компьютер на традиционных и нетрадиционных уроках, различных по содержанию и организации.

Выделяют следующие типы уроков по способу использования компьютера (по Козленко А. Г.):

    компьютер используется в демонстрационном режиме - один компьютер на учительском столе и проектор;

    компьютер используется в индивидуальном режиме - урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;

    компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме в компьютерном классе с выходом в Интернет.

Компьютер на уроках используется с разными целями и выполняет разные функции: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования, тренинговое устройство или средство контроля и оценивания качества обучения.

Компьютер может быть использован на любом этапе урока, как в групповом, так и в индивидуальном режиме :

    самостоятельное обучение с помощью учителя - консультанта;

    фрагментарное, выборочное использование на уроке;

    выполнение самостоятельных работ;

    творческая проектная работа учащихся;

    использование компьютера для вычислений, построения графиков;

    использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы.

Выделяются основные задачи, которые необходимо решить для успешного проведения урока с компьютерной поддержкой:

    дидактическая (учебные материалы урока, конкретная обучающая программа и т.д.);

    методическая (методы организации обучения с использованием компьютера в данной теме, анализ результатов урока и постановка следующей учебной цели);

    организационная (выработка и закрепление у учащихся навыков работы с учебной программой, исключение перегрузок учащихся и нерациональную трату учебного времени).

Решить организационную задачу труднее всего, если количество компьютеров меньше численности учащихся. Эту задачу можно решать за счет специального распределения времени на выполнение видов работы в подгруппах и ряда других мер.

Факторы, влияющие на структуру урока:

    цель урока и определяемый ею тип урока;

    численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.

Возможны следующие схемы проведения урока с использованием компьютера:

    посменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (если учащихся больше, чем компьютеров;

    парная работа за компьютерами с частичным разделением заданий в паре (при этом количество учащихся не более чем в два раза может превышать количество компьютеров);

    каждый учащийся за индивидуальным компьютером;

    индивидуальная работа учащегося дома (над индивидуальным проектом);

    зачетная работа.

    1. Методы организации обучения с применением персонального компьютера.

Урок с применением компьютера имеет особые цели, формы и методы.

В обучении применяются следующие методы:

    объяснительно – иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемный;

    исследовательский. [ 8 ]

Первые два метода предполагают усвоение учащимися знаний, которые сообщаются учителем или компьютером, и организацию деятельности учащихся по воспроизведению изученного и применению полученных знаний в сходных ситуациях. Сочетание данных методов с применением компьютера позволяют улучшить качество обучения, но радикально не изменяет.

При проблемном методе обучения главной целью является максимальное содействие активизации познавательной деятельности учащихся. Компьютер используется для постановки и поиска способов разрешения проблемы. В процессе обучения предполагается решение разных задач на основе полученных знаний, а также поиск и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения поставленной проблемы. Важное место в данном случае отводится приобретению навыков по сбору, упорядочению, анализу и передаче информации.

Применение исследовательского метода, метода проектов предполагает самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность учащихся. А применение компьютера расширяет возможности доступа к различной информации, проведения исследований, экспериментов, наблюдений и измерений, литературных изысканий , дает возможность воздействия на объект исследования - моделировать, составлять отчет, представлять результаты наблюдений и измерений, обмениваться сообщениями по электронной почте с классами в других городах и даже странах, параллельно выполняющими такой же проект, способствует формированию информационной культуры учащихся.

Итак, компьютер является средством повышения эффективности учебной деятельности. Однако, использование компьютера без учета особенностей психических процессов, несоблюдение режима работы за персональным компьютером оказывают негативное влияние на здоровье учащихся и учебную деятельнось в целом. « Компьютер может быть как средством более полного освоения мира, так и средством ухода от него».

    1. Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.

Длительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать:

    для учащихся в I - IV классах - 15 мин;

    для учащихся в V - VII классах - 20 мин;

    для учащихся в VIII - IX классах - 25 мин;

    для учащихся в X - XI классах на первом уроке 30 мин, на втором - 20 мин.

Оптимальное количество уроков с использованием компьютера в течение дня:

    для учащихся в I - IV классов составляет 1 урок;

    для учащихся в V - VIII классах - 2 урока;

    для учащихся в IX - XI классах - 3 урока.

В течение недели количество уроков с использованием ЭОР в младших классах не должно превышать 3 - 4, в старших - 4 - 6 уроков.

Время проведения компьютерных игр не должно превышать:

    10 мин для учащихся II - V классов;

    15 мин для учащихся VI - XI классов.

Уроки, независимо от возраста учащихся, должны проводиться в присутствии учмтеля.

Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР:

    для учащихся I - II классов составляет 7 - 15 мин;

    для учащихся в III - IV классах - 15 - 20 мин,

    для учащихся в V - XI классах - 20 - 25 мин.

При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием средств мультимедиа не шли один за другим.

Большое внимание уделяется правильной установке в кабинете мультимедийного проектора и экрана.

Глава 2. Формы использования персонального компьютера на уроках.

Выделяются три основные формы использования компьютера в обучении:

    компьютер как тренажер;

    компьютер как репетитор;

    компьютер как устройство, моделирующее ситуации.

Необходимо применение разнообразных форм учебной деятельности: фронтальная, групповая или парная работа учащихся по овладению конкретными учебными умениями, проблемные ситуации, дидактические, ролевые игры, консультационная работа, разнообразные интересные устные и письменные задания.

Компьютер не должен становиться самоцелью, а быть очень эффективным средством повышения качества учебной деятельности.

Выделяются восемь типов компьютерных средств, используемых на уроках на основании их функционального назначения (по Дворецкой А.В.):

    1. Презентации.

Это электронные диафильмы, включающие в себя, в зависимости от целей и содержания урока, анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программы Power Point или Open Impress. Презентации может создать любой учитель, причем с минимальными затратами времени. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.

Можно выделить четыре основных цели презентации:

    создать мотивацию – обеспечить стимул, который придаст такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтоучащиеся захотят действовать.

    сообщить информацию - дать ключевую информацию или знания, как правило, в форме когнитивной карты;

    научить - связать знания или информацию с имеющимся опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие;

    развлечь - создать у учащихся позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние;

Большинство презентаций могут преследовать сразу несколько целей или даже все.

Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в системе взаимодействия учителя и учащегося.

    1. Электронные энциклопедии.

Электронные энциклопедии являются аналогами обычных «бумажных» энциклопедий, словарей, справочников и т.д. Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например, HTML. Однако, они обладают дополнительными возможностями:

    имеют удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

    удобную систему навигации на основе гиперссылок;

    возможность включать в себя аудио - и видеофрагменты.

    1. Дидактические материалы .

Э то сборники задач, диктантов, упражнений, примерных рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

    1. Учебные программы, тренажеры.

Они выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Учебная программа - это не книжка на экране. Она дополняет учебники, используя все возможности современных компьютеров. Хорошая программа должна моделировать учебную ситуацию, давая простор для воображения учащегося. Если программа предлагает какой-то круг задач, то она должна предоставлять учащемуся все доступные ему средства решения этих задач. Программа представляет материал в естественном виде. Идеальной программой является та, которая может быть приспособлена к потребностям конкретного учителя и конкретного ученика.

Перед использованием любой компьютерной программы учитель должен изучить ее, учитывая следующие аспекты:

    психологический (как повлияет данная программа на мотивациюучащегося, его познавательный интерес, на его отношение к предмету, на желание работать с техникой);

    педагогический (отвечает ли данная программа общей направленности школьного предмета и способствует ли выработке у учащегося правильных представлений об окружающем мире, не противоречит ли она нравственным нормам);

    методический (правильно ли в данной программе подается материал, оправдан ли выбор предлагаемых заданий, будет ли она способствовать лучшему усвоению материала);

    Организационный (насколько рационально планируются уроки с использованием компьютера и информационных технологий, достаточно ли отводится времени на работу с компьютером для выполнения заданий, соблюдается ли гигиенические нормы).

    1. Системы виртуального эксперимента .

Это программные комплексы, позволяющие учащемуся проводить эксперименты в "виртуальной лаборатории". Главное - они позволяют учащемуся проводить такие эксперименты, которые были бы невозможны в реальных условиях класса по соображениям безопасности, времени и т.п. Недостаток подобных программ - естественная ограниченность модели, за пределы которой, в рамках своего виртуального эксперимента. обучаемый не может выйти.

    1. Программные системы контроля знаний .

К ним относятся опросники и тесты. Они имеют как достоинства, так и недостатки. Достоинство - быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Недостаток - негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

    1. Электронные учебники и учебные курсы .

Объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов.

К примеру, учащийся сначала смотрит обучающую презентацию, затем, на основе знаний, полученных при просмотре презентации, выполняет виртуальный эксперимент (система виртуального эксперимента). На этом этапе урока учащийся может воспользоваться электронным справочником или энциклопедией, а в завершении учащийся отвечает на вопросы, решает несколько задач, выполняет упражнения (программные системы контроля знаний).

    1. Обучающие игры и развивающие программы .

Это интерактивные программы с игровым сценарием. В процессе игры учащиеся, выполняя разнообразные задания, развивают тонкие двигательные навыки, память, внимание, пространственное воображение, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре. В психологическом отношении компьютерная игра полифункциональна: она формирует определенные знания, умения и навыки, способствует развитию тех или иных психических качеств и т.д.

На современном этапе глобальной компьютеризации учителя стоят перед необходимостью освоения новых компьютерных технологий обучения. Должны уметь осуществлять компьютерную поддержку на уроке, использовать мультимедиа, электронные учебники, применять Интернет-ресурсы, электронно - образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), пользоваться электронной почтой.

Заключение.

Компьютер в совокупности с программным обеспечением и другими средствами имеет широкие возможности применения на уроке. Он является незаменимым помощником учителю при подготовке и проведении уроков с использованием ЭОР, ЦОР, Интернет – ресурсов и других средств, для работы по самообразованию, повышению квалификации.

Однако, компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между учителем и учеником, их живого и эмоционального общения. Иначе образование утратит гуманитарный аспект. Компьютер должен содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний.

Таким образом, применение компьютера предоставляет учителю большой резерв технической и технологической поддержки, освобождающей значительную часть его времени для общения.

Список литературы.

    Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

    Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.

    Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. Изд-во Московского университета, 1969. ─ 134 с.

    Тихомиров О.К. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения // Вопросы психологии. 1986, №5.