Главная · Насморк ·  образы детей в рассказе и. с

 образы детей в рассказе и. с

Автор рассказа “Бежин луг” – удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, “как бы боясь уронить свое достоинство”.

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, “казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов”.

Горбоносое лицо Ильюши выражало “какую-то ту­пую, болезненную заботливость”. И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков – Павлуша. Внешне

это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы – крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Глоссарий:

– сочинение на тему крестьянские дети

– сочинение на тему бежин луг описание мальчиков

– от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи

– сочинение на тему Тургенев Бежин луг

– сочинение по теме бежин луг


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. В рассказе “Бежин луг” русская природа описана И. С. Тургеневым так подробно и правдоподобно, как ни в одном другом произведении, до этого нами прочи­танном. Сразу...
  2. В рассказе “Бежин луг” Иван Сергеевич Тургенев описывает “ночное”. Сейчас мы уже не знаем, что это такое, поэтому я с особым интересом прочитал этот рассказ....
  3. В рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг” один из центральных образов – образ Павлуши. Павлуша-деревенский мальчик, который вместе с другими ребятишками стережет табун. У него...
  4. Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг” входит в книгу рассказов и очерков писателя под общим названием “За­писки охотника”. Эта книга отличается острой антикрепостни­ческой направленностью. В...

Духовный мир крестьянских детей

Рассказ И.С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй,­ в нем­ то, что­ Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки.­ До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые­ дети с их суеверием,­ пытливостью, храбростью и трусостью. Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться одни в этом­ мире, без всякой помощи и знаний, которые накоплены человечеством.

Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди­ предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и­ к другим.

Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения «Бежин луг», отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра,­ подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство. Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети - всегда были и остаются будущим целого народа.­ ­

Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение «Бежин луг» очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети. Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.

Сочинение

(1 вариант)

В середине XIX века И.С. Тургенев создает свои знаменитые сборники охотничьих рассказов «Записки охотника». В центре сборника – судьба русского крестьянства, так волновавшая передовую интеллигенцию того времени. По-новому взглянул на жизнь простого русского мужика и Иван Сергеевич. В рассказе «Бежин луг» крестьянский мир показан со всей простотой, одухотворенностью, душевной красотой.

Само действие рассказа достоверно точно указано писателем: Бежин луг находился всего в нескольких километрах от Спасского-Лутовинова, собственной усадьбы Ивана Сергеевича Тургенева. Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».

Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит». Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей.
Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия. Но наполнена настоящей душевной красотой, одухотворена. В финале рассказа есть указание автора на смерть Павла в том же году: «он убился, упав с лошади». Этот факт заставляет читателя внимательней отнестись к крестьянской жизни.

(2 вариант)

Крестьянский мир в рассказе «Бежин луг» – это мир глазами детей. Один из ребят постарше и побогаче, он может дарить подарки, ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой» в разговоре («сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство»). Другие ребята проще. Разговор у них серьезный, ночной: о леших, русалках, домовых, солнечном затмении, соответствующий обстановке. Двенадцатилетний Ильюша уже фабричный, работает лисовщиком, но рассказывает, конечно, не об этом, это неинтересно. Зато из рассказа о кашляющем домовом выясняется, что заночевали на фабрике, потому что было много работы и надсмотрщик не отпустил ребят домой, что парень уже знает, что такое рольня, смена, дворец, форма. Пугает, правда, не это, а шаги домового. Десятилетний Костя точно знает, почему слободской плотник Гаврила всегда невеселый. Причем не сам придумал, а отец рассказывал другим о русалке и Гавриле.

В рассказах ребят два тесно соприкасающихся мира: мир домовых, русалок, утопленников, покойников, Тришек и мир фабричного надсмотрщика Назарова, слободского плотника Гаврилы, псаря Ермилы, дедушки Трофимыча, бабы Ульяны, бар, старых и молодых, мало поживших и боящихся солнечных затмений, старостихи, бочара Вавилы. Много в их рассказах страшного, смешного, много и печального: истории сошедшей с ума Акулины, кинувшейся в реку, потому что ее любовник бросил, и Феоклисты, которая не смогла уберечь утонувшего сына, вполне реальны, хоть и здесь, по мнению ребят, не обошлось без мистики. Интересен образ Павла, самостоятельного мужичка, не боящегося волков, смеющегося над глупостью односельчан, умеющего усмирить собак, сварить картошку, успокоить самих себя напугавших небылицами и былями мальчишек. У кого-то из ребят есть родители, у кого-то – братья и сестры. Ильюша лучше других знает все сельские поверья, а семилетний Ваня умеет не только сам любоваться природой, но и обратить внимание более взрослых на ее красоту: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, – раздался вдруг детский голос Вани, – гляньте на Божьи звездочки, – что пчелки роятся!» …Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились».

Мир реальности и мир суеверий сосуществуют в умах и душах не только детей, но и взрослых, которых они копируют, повадки которых перенимают. Источник вдохновения для взрослых и детей – русская природа.

Другие сочинения по этому произведению

Пейзаж в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» Характеристика главных героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг» Человек и природа в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

6 класс. Литература

Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Духовный мир

крестьянских детей

Цели урока:

образовательные : раскрыть образы крестьянских мальчиков ; показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;

развивающие: развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;

воспитательные : воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

Задачи: закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.

Оборудование урока : презентация к уроку Microsoft Power Point , таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners , портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.

Формы работы : групповая, парная, индивидуальная.

Тип урока : комбинированный

Ежели Пушкин имел полное

основание сказать о себе, что он пробуждал

«добрые чувства», то то же самое

и с такою же справедливостью

мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков- Щедрин

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.(Слайды 2,3)

Учитель читает стихотворение И.З. Сурикова « В ночном».

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далеком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздается.

То табун коней в ночное

По лугам несется.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят…

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпля искры,

Змей летит крылатый;

И какие – то все в белом

Тени в поле ходят…

Детям боязно – и дети

Огонёк разводят.

3.Работа в группах.

Обсудите:

1 . Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).

2.Что значит «выйти в ночное»? ( Пастьба лошадей ночью )

3.Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность)

4. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем ? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.)

4.Слово учителя (слайд 4). По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ.В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

( Слайд 5) Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

(Слайд 6) Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбившимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рассказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благодаря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Народные верования и предания Сельские поверья (Слайд 10)

Домовой, русалка.

Разрыв-трава- волшебная трава, с помощью которой открываются любые замки и запоры.

Родительская суббота- одна из суббот, которая по старому русскому обычаю посвящалась поминанию умерших родственников.

Предвидение небесное- солнечное затмение

Праведная душа летит на небо.

Словарная работа(Слайд 11)

Армячок- крестьянская верхняя одежда из толстого сукна

Баял- говорил

Гуртовщики-хозяева и погонщики гуртов

Гурт- стадо, которое гонят на продажу

Замашная рубаха- рубашка из холста

Онучи – портянки, обмотки для ног под сапог или лапоть

Словарик диалектных слов (Слайды 12,13):

-авось,

-зачнется,

-откентелева,

-куды,

-межа,

-полати.

5. Работа с текстом(Слайд14) Найдите в тексте

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун...

Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним...

Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение…

Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

5.Индивидуальная работа . Частичная проверка знания текста на первом этапе урока (Приложение 1 ).

Вопросы к обучающимся:

Что вы видите? (текст)

Что это за текст? (Описание, портрет)

А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении) (Слайды 16-18)

Что можно узнать по портрету?

Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

Задание: (Приложение2) заполните таблицы и подготовьте связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

6.Выступления групп.

7.Закрепление материала.

Вопросы учителя:

1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете ?(Федя. По одёжде)

3) Сколько лет было детям ? ( Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)

4)Что готовили мальчики? (Картошку)

8. Выполнение задания по кругу (задания веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу) Обсуждение в группах.

1.О чём говорят мальчики у костра? (Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе)

2.Какие поверья бытуют среди ребят? (О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут)

3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? (Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках)

4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? (В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых)

Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

    Подведём итоги урока. В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Какие они?

(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.

Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.

Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.

Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.

Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)

- Дети интересны охотнику? ( Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям).

- Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? ( Слайд 20) С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. Всем этим детям свойственно : т р удолюбие , смелость, любознательность , любовь к природе,сила, выносливость , нет подражания иностранному. Труд для них - большая радость, праздник «Пригонять на утренней заре табун» )

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? (Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)

Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Домашнее задание. 1. Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)

2. Напишите сочинение-миниатюру «Характеристика литературного героя» .( Приложение 3 )

Приложение 1

Тексты

1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой .

(Федя)

2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки .

(Илюша)

4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза.

(Костя)

Приложение 2

Персонаж

Возраст

Семья, положение

Одежда

Почему попал в ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём проявились

Впечатление

Приложение 3

План характеристики

1. Портрет мальчика.

2. Его роль среди товарищей.

3. История, которую рассказал герой.

4. Поведение мальчика.

5. Характер героя.

Автор рассказа «Бежин луг» — удивительно на­блюдательный человек. Пробыв с крестьянскими деть­ми несколько часов, даже не участвуя в их ночном раз­говоре, а лишь наблюдая за детьми со стороны, он смог безошибочно подметить и угадать отличительные чер­ты каждого, как внешние, так и внутренние.

Старший из мальчиков, Федя, красивый с виду, был скорее всего из богатой семьи. Чувствуя свое превос­ходство, Федя говорит мало, «как бы боясь уронить свое достоинство».

На задумчивом лице Кости выделялись огромные глаза, которые, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке… не было слов».

Горбоносое лицо Ильюши выражало «какую-то ту­пую, болезненную заботливость». И он, и Костя кажут­ся трусливыми. Не зря они больше других мальчиков знают историй о привидениях, верят в существование нечистой силы и боятся ее.

Самому маленькому среди детей, Ване, на вид не больше шести лет. Ваня очень добрый. Он отказывается от гостинца, предложенного другим мальчиком, в пользу своей старшей, горячо им любимой, сестры.

Пятый из мальчиков — Павлуша. Внешне это не­красивый мальчик с огромной головой и рябым лицом и явно из бедной семьи. Но зато каким умницей он по­казался автору, и каким смельчаком! Павлуша и сле­дит за котелком, в котором варится картошка, и подба­дривает друзей, когда те, услышав непонятный шорох, в страхе замолкают, и бросается к лошадям, которые, что-то учуяв, начинают волноваться, и один идет к ре­ке за водой. Павел может объяснить любой звук, пуга­ющий товарищей. И даже рассказ его в отличие от других заканчивается смехом и разоблачением нечис­той силы — крестьяне принимают за Тришку местного бочара Вавила. Автор симпатизирует своему герою, любуется им и очень сожалеет, говоря о скорой смерти мальчика. А нам так хочется иметь такого умного, бес­страшного, надежного товарища, каким был крестьян­ский мальчик Павлуша!

Сочинение на тему: КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

3.9 (78.4%) 100 votes

На этой странице искали:

  • сочинение на тему крестьянские дети
  • сочинение на тему бежин луг описание мальчиков
  • от лица крестьянского мальчика или девочки опишите день своей семьи
  • сочинение на тему Тургенев Бежин луг
  • сочинение по теме бежин луг