Главная · Насморк · Проведение текущей итоговой оценки сестринской деятельности. Оценка эффективности сестринской деятельности, роль медсестры

Проведение текущей итоговой оценки сестринской деятельности. Оценка эффективности сестринской деятельности, роль медсестры

Оценка эффективности сестринского ухода

Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.

Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.

Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями (практическая часть)

В хирургическое отделение больные часто поступают на каталке в тяжелом состоянии. Сестринский персонал, оказывая помощь тяжелобольным, подвергается физическим нагрузкам.

Перемещение пациента в постели, подкладывание судна, передвижение носилок, каталок, а иногда и тяжелой аппаратуры может привести в конечном итоге и к повреждению позвоночника.

Наибольшей физической нагрузке подвергается сестра при перемещении пациента с носилок на кровать. В связи с этим никогда не следует выполнять эту манипуляцию одному. Прежде чем куда-либо перемещать пациента, задайте несколько вопросов, чтобы убедиться, насколько он сможет вам помогать.

Пациент должен знать весь ход предстоящей манипуляции.

Одной из важнейших задач ухода за пациентами является создание и обеспечение в отделении лечебно-охранительного режима. В основе этого режима лежит устранение или ограничение воздействия на организм пациента различных неблагоприятных факторов внешней среды. Создание и обеспечение такого режима входит в обязанности всего медицинского персонала отделения.

Во всей хирургической работе требуется соблюдение золотого правила асептики, которое формулируется так: все, что происходит в соприкосновение с раной, должно быть свободным от бактерий, т.е. стерильно.

Проблема внутрибольничной инфекции в стационаре.

Сестринский персонал должен знать о проблеме внутрибольничных инфекций, их влияния на течение заболевания, смертность.

Наиболее восприимчивыми к внутрибольничной инфекции являются пациенты хирургических отделений. Наибольший риск развития внутрибольничной инфекции наблюдается у пациента, страдающего тяжелым хроническим заболеванием, длительно находящегося в стационаре и имеющего самый прямой контакт с разными сотрудниками лечебного учреждения.

Не редко встречаются постинъекционные осложнения - инфильтрат и абсцесс. Причем причиной абсцессов являются:

  • 1 загрязненные (инфицированные) руками сестринского персонала шприцы и иглы.
  • 2 загрязненные (инфицированные) лекарственные растворы (инфицирование происходит при введении иглы через загрязненную пробку флакона).
  • 3 нарушение правил обработки рук персонала и кожи пациента в области места инъекции.
  • 4 недостаточная длина иглы для внутримышечной инъекции.

В связи с тем, что руки персонала очень часто являются переносчиком инфекции, очень важно уметь мыть руки и относиться к этому с должной ответственностью.

Пациентов с хирургическими заболеваниями беспокоят боль, стресс, диспептические нарушения, расстройства функций кишечника, суженные способности к самообслуживанию и недостаток общения. Постоянное присутствие рядом с больным медсестры приводит к тому, что медсестра становится основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Медсестра видит, что приходится испытывать пациентам и их семьям, и вносит в уход за больными сочувственное понимание.

Главная задача медсестры заключается в том, чтобы облегчить боль и страдания пациента, помочь в выздоровлении, в восстановлении нормальной жизнедеятельности.

Способность к выполнению основных элементов самообслуживания у пациента с хирургической патологией сильно ограничена. Своевременное внимание медсестры к выполнению пациентом необходимых элементов лечения и самообслуживания становится первым шагом к реабилитации.

В процессе ухода важно помнить не только об основных потребностях человека в питье, еде, сне и т.п., но и о потребностях конкретного пациента - его привычках, интересах, ритме его жизни до начала болезни. Сестринский процесс позволяет грамотно, квалифицированно и профессионально решить как настоящие, так и потенциальные проблемы пациента, связанные с его здоровьем.

Компонентами сестринского процесса является сестринское обследование, постановка сестринского диагноза (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем), выполнение плана сестринских вмешательств и оценка полученных результатов.

Цель обследования пациента заключается в том, чтобы собрать, оценить и обобщить полученную информацию. Главная роль в обследовании принадлежит расспросу. Источником информации становится в первую очередь сам пациент, который излагает собственные предположения о состоянии своего здоровья. Источниками информации могут быть также члены семьи больного, его коллеги, друзья.

Как только медсестра приступила к анализу полученных в ходе обследования данных, начинается следующий этап сестринского процесса - постановка сестринского диагноза Швыявление проблем пациента).

В отличие от врачебного сестринский диагноз нацелен на выявление реакций организма на заболевание (боль, гипертермия, слабость, беспокойство и т.п.). Сестринский диагноз может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринский диагноз предполагает сестринское лечение в пределах компетенции медсестры.

Например, под наблюдением находится 36 летний пациент с язвенной болезнью желудка. В данное время его беспокоят боль, стрессовое состояние, тошнота, слабость, плохой аппетит и сон, дефицит общения. Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени. У нашего пациента, который находится на строгом постельном режиме, потенциальными проблемами являются раздражительность, похудание, снижение тонуса мышц, нерегулярное опорожнение кишечника (запоры).

Для успешного разрешения проблем пациента медсестре необходимо их разделить на существующие и потенциальные.

Из существующих проблем первое, на что должна обратить внимание медсестра, это болевой синдром и стресс - первичные проблемы. Тошнота, снижение аппетита, плохой сон, дефицит общения - вторичные проблемы.

Из потенциальных проблем первичными, т.е. теми, на которые надо обратить внимание в первую очередь, является вероятность похудания и нерегулярное опорожнение кишечника. Вторичные проблемы - раздражительность, снижение тонуса мышц.

По каждой проблеме медсестра помечает себе план действий.

  • 1. Решение существующих проблем: ввести обезболивающее средство, дать антацидные препараты, снять стрессовое состояние с помощью беседы, седативных средств, научить пациента максимально себя обслуживать, т.е. помочь ему адаптироваться к состоянию, чаще разговаривать с пациентом.
  • 2. Решение потенциальных проблем: установить щадящую диету, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом лечебной физкультурой, проводить массаж мышц спины и конечностей, обучить членов семьи уходу за больными.

Потребность пациента в помощи может быть временной или постоянной. Возможно возникновение потребности в реабилитации. Временная помощь рассчитана на короткое время, когда существует ограничение самообслуживания при обострениях заболеваний, после хирургических вмешательств и т.д. Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни - после реконструктивных оперативных вмешательств на пищеводе, желудке и кишечнике и т.д.

Важную роль в уходе за пациентами с хирургическими заболеваниями играют беседа и совет, который может дать медсестра в определенной ситуации. Эмоциональная, интеллектуальная и психологическая поддержка помогает больному подготовиться к настоящим или к предстоящим изменениям, возникающим из-за стресса, который всегда присутствует при обострении заболевания. Итак, сестринский уход нужен для того, чтобы помогать пациенту решать возникающие проблемы со здоровьем, не допускать ухудшения состояния и возникновения новых проблем со здоровьем.

Медсестра фиксирует оценки пациента и его семьи в отношении плана мероприятий и вносит в него необходимые изменения, основываясь на мнении семьи о возможности достижения ожидаемых результатов. Она обобщает работу, проделанную членами семьи.

Ознакомившись с несколькими моделями из множества существующих мы видим, что единой модели на сегодняшний день не существует.

Практикующие сестры во многих странах одновремен­но используют несколько моделей, причем выбор модели зависит от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

Осмысление уже разработанных моделей помогает выб­рать те, которые пригодны для конкретного пациента.

Модель сестринского ухода помогает акцентировать вни­мание медицинской сестры при обследовании пациента, постановки диагноза и планировании сестринского вме­шательства.

Домрачев Е.О. Лекция.

ЛЕКЦИЯ №5.

Тема:"Сестринский процесс: понятия и термины".

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов. В настоящее время оно получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов -- в западноевропейских моделях сестринского дела.

Сестринский процесс -- это научный метод организации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находится пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс -- динамичный, цикличный процесс.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплекс­ного (холистического) подхода к личности пациента.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - СБОР ИНФОРМАЦИИ

ВТОРОЙ ЭТАП - ПОСТАНОВКА СЕСТРИНСКИХ ДИАГНОЗОВ

Понятие сестринского диагноза, или сестринской проблемы, впервые появилось в США в середине 50-х гг. и было законодательно закреплено в 1973 г. В настоящее время перечень сестринских проблем, утвержденных Американской Ассоциацией медсестер, насчитывает 114 единиц.

Международный совет медсестер (МСМ) разработал в1999 г. Международный классификатор сестринской практики (МКСП) -- это профессиональный информацион­ный инструмент, необходимый для стандартизации языка медсестер, создания единого информационного поля, документирования сестринс­кой практики, учета и оценки ее результатов, подготовки кадров.

В МКСП под сестринским диагнозом пони­мают профессиональное суждение медсестры о явлении, связанном со здоровьем или социальным процессом, пред­ставляющим объект сестринских вмешательств.

Сестринский диагноз - это описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на нарушение удовлетворения жизненно важных потребностей в связи с заболеванием или травмой, во многих случаях это - жалобы пациента.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного:

Врачебный диагноз определяет болезнь, а сестринс­кий -- нацелен на выявление реакций организма на свое состояние;

Врачебный диагноз может оставаться неизменным в течение всей болезни. Сестринский диагноз может меняться каждый день или даже в течение дня;

Врачебный диагноз предполагает лечение в рамках врачебной практики, а сестринский -- сестринские вме­шательства в пределах ее компетенции и практики.

Врачебный диагноз связан с возник­шими пато-физиологическими изменениями в орга­низме. Сестринский -- часто связан с представления­ми пациента о состоянии своего здоровья.

Сестринские диагнозы охватывают все сферы жизни пациента. Различают физиологические, психологические, социальные и духовные диагнозы.

Сестринских диагнозов может быть несколько, 5--6, а врачебный, чаще всего, только один.

Различают явные (настоящие), потенциальные и при­оритетные сестринские диагнозы.

Примерный банк проблем пациента или сестринских диагнозов

1. Чувство тревоги, связанное с... (указать причину).

2. Недостаточное питание, не соответствующее потребнос­тям организма.

3 Избыточное питание, превышающее потребности орга­низма.

4. Снижение защитных функций организма в связи с...

5. Отсутствие санитарных условий (быта, работы...).

6. Дефицит знаний и навыков для осуществ­ления... (например, гигиенических мероприятий).

7. Усталость (общая слабость).

ТРЕТИЙ ЭТАП - ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

Во время планирования ОТДЕЛЬНО ДЛЯ КАЖДОЙ ПРОБЛЕМЫ формулируются ЦЕЛИ и ПЛАН ухода. Требования к постановке целей:

1) Цели должны быть реальными, достижимыми. Нельзя ставить цель: пациент похудеет за 3 дня на 10 кг.

2) Необходимо установить сроки достижения цели. По срокам существует 2 вида целей:

а) краткосрочные (меньше одной недели);

б) долгосрочные (недели, месяцы, часто после выписки).

3) Цели должны находиться в пределах сестринской компетенции.

Неправильно: "У пациента не будет кашля к моменту выписки", так как это область компетенции врача.

Правильно: "Пациент продемонстрирует знания о дисциплине кашля к моменту выписки".

4) Цель должна формулироваться в терминах пациента, а не медсестры.

Неправильно: медсестра обучит пациента технике самовведения инсулина. Правильно: пациент продемонстрирует умение делать себе инъекции инсулина технически верно через неделю.

Затем сестра составляет план ухода за пациентом, то есть письменное руководство, представляющее собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.

Сестра над чистым листом бумаги тщательно обдумывает ситуацию, стараясь подробно, по пунктам, ответить на вопросы - что она может сделать для пациента по данной проблеме? Как облегчить его положение?

При составлении плана ухода сестра может руководствоваться СТАНДАРТОМ сестринского вмешательства, под ним понимают перечень научно обоснованных мероприятий, обеспечивающих качественный уход за пациентом по определенной проблеме.

Например, ознакомьтесь с примерным СТАНДАРТОМ сестринских вмешательств при проблеме "стул со склонностью к запорам". Сестринская проблема: стул со склонностью к запорам.

Цели: краткосрочная - у пациента будет стул не реже одного раза в два дня.

Долгосрочная - пациент продемонстрирует знания о способах борьбы с запорами к моменту выписки.

Характер сестринского вмешательства:

1) обеспечить кисло-молочную растительную диету (творог, овощи, черный хлеб, фрукты, зелень) - диета N 3.

2) обеспечить достаточный прием жидкости (кисло-молочные продукты, соки, сульфатные минеральные воды) до 2-х литров в день.

3) попытаться выработать у пациента условный рефлекс на дефекацию в определенное время суток (утром через 15-20 минут после приема стакана холодной воды натощак).

4) обеспечить достаточную двигательную активность пациенту.

5) обеспечить прием слабительных и постановку очистительных клизм по назначению врача.

6) регистрировать ежедневно кратность стула в медицинской документации.

7) обучить пациента особенностям питания при запорах.

Стандарт создается в помощь медсестре, это справочник, но в стандарте невозможно предусмотреть все клинические ситуации, поэтому его нельзя применять необдуманно, слепо. Еще Петр I предостерегал: "Не держись за устав, как слепой за плетень".

Например, включение в рацион большого количества овощей и фруктов, черного хлеба не может быть рекомендовано страдающему запорами пациенту с воспалительным заболеванием кишечника; много жидкости, постановка очистительных клизм объемом в 1,5-2 л - пациенту с запорами на фоне отеков; расширение двигательной активности - пациенту с запорами и травмой позвоночника.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА УХОДА

Все, что медсестра наметила сделать на бумаге, теперь она должна претворить в жизнь - самостоятельно или с посторонней помощью.

Сестринские действия подразумевают 3 типа сестринских вмешательств:

1. зависимые;

2. независимые;

3. взаимозависимые.

ЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Это такие действия медсестры, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача. К примеру, инъекции антибиотиков каждые 4 часа, смена повязок, промывание желудка.

НЕЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Это действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования со стороны врача. Иллюстрацией могут служить следующие примеры:

1) оказание помощи пациенту в самообслуживании,

2) наблюдение за реакцией пациента на лечение и уход, а также за его адаптацией в условиях ЛПУ,

3) обучение и консультирование пациента и его семьи,

4) организация досуга пациента.

ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Это сотрудничество с лечащим врачом или с другим специалистом в области здравоохранения, например, с физиотерапевтом, диетологом или инструктором ЛФК, когда действия обеих сторон важны для достижения конечного результата.

ПЯТЫЙ ЭТАП - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УХОДА

Оценка эффективности и качества ухода за пациентом производится сестрой регулярно, через определенные промежутки времени. Например, при проблеме "риск появления пролежней" сестра будет производить оценку каждые два часа, меняя положение пациента.

Основные аспекты оценки:

Оценка успехов в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода;

Изучение ответной реакции пациента на медперсонал, лечение и сам факт пребывания в стационаре.

Процесс оценки требует от сестры умения мыслить аналитически при сравнении желаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, и проблема решена, медсестра в документации расписывается и проставляет дату. Например:

Цель: пациент будет уметь измерять АД самому себе к 5.09.

Оценка: пациент измерил АД и оценил его результаты правильно 5.09. Цель достигнута; подпись медсестры.

Таким образом, сестринский процесс - гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск в уходе и систематическое внесение корректив в план сестринской помощи. В центре сестринского процесса - пациент как уникальная личность, активно сотрудничающая с персоналом.

Еще раз хочется особо обратить внимание на тот факт, что медицинская сестра рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и своё состояние. Эта реакция может быть физиологической, психологической, социальной и духовной.

Например, врач купирует приступ бронхиальной астмы, устанавливает её причины и назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболеванием - задача медицинской сестры. И на сегодняшний день остаются актуальны слова Ф. Найтингейл: "Готовить сестёр - это значит научить помогать больному жить".

ЧТО ДАЕТ ВНЕДРЕНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

1)системность, продуманность и спланированность сестринского ухода;

2)индивидуальность, учет конкретной клинической и социальной ситуации пациента;

3)научность, возможность использования стандартов сестринской деятельности;

4)активное участие пациента и его семьи в планировании и реализации ухода;

5)эффективное использование времени и ресурсов сестры;

6)повышение компетентности, независимости, творческой активности сестры, престижа профессии в целом.

Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован не только по отношению к отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.

Домрачев Е.О. Лекция.

ЛЕКЦИЯ №6.

Тема:"1 этап сестринского процесса"

Первый этап сестринского процесса - это субъективное и объективному обследование, т. е. оценка состояния здоровья человека.

Субъективный метод- это беседа с пациентом (выявление жалоб, образа жизни, факторов риска и т.д.) источником информации м. б. пациент, родственники и мед. документация (медицинская карта больного или выписка из истории болезни) , мед. персонал, специальная мед. литература.

Методами обследования являются: субъективный, объек­тивный и дополнительные методы обследования пациента для определения потребностей пациента в уходе.

1. Сбор необходимой информации:

а) субъективных данных: общих сведений о пациенте; жалоб в настоящее время -- физиологических, пси­хологических, социальных, духовных; ощущениях пациента; реакциях, связанных с адаптационными возможностями; сведений о неудовлетворенных потребностях, связанных с из­менением состояния здоровья;

б) объективных данных. К ним относятся: рост, масса тела, выражение лица, состояние сознания, положе­ние пациента в постели, состояние кожных покро­вов, температура тела пациента, дыхание, пульс, АД, естественные отправления;

в) оценка психосоциальной ситуации, в которой нахо­дится пациент:

Оцениваются социально-экономические данные, оп­ределяются факторы риска, данные об окружаю­щей среде, влияющие на состояние здоровья па­циента, его образ жизни (культура, увлечения, хобби, религия, вредные привычки, национальные особенности), семейное положение, условия рабо­ты, материальное положение;

Описывается наблюдаемое поведение, динамика эмо­циональной сферы.

2. Целью анализа собранной информации яв­ляется определение приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степень независимости пациента в уходе.

Почему медсестра не может воспользоваться данными врачебного осмотра, то есть почерпнуть все необходимые ей для организации ухода сведения из медицинской истории болезни? Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как врач и медсестра в своей работе преследуют различные цели.

Задача врача - установить правильный диагноз и назначить лечение. Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения здоровья (инфекция, опухоли, аллергия), сколько внешние проявления заболевания как результат нарушения функций организма и основная причина дискомфорта. Такими внешними проявлениями могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки и т.д.

Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна отличаться.

Объективное обследование- это осмотр пациента т. е. наблюдение за тем как пациент удовлетворяет свои 14 жизненно- важных потребностей.

Дополнительное обследование - это данные лабораторных исследований, инструментальных исследований. Из чего же состоит объективное обследование?

1. Состояние пациента

2. Сознание,выражение лица

3.Положение в кровати, движение в суставах

4.Состояние кожи и слизистых

5.Лимфоузлы

6.Состояние костно-мышечной системы

7.Состояние дыхательной системы

8.Желудочно-кишечный тракт

9.Мочевыделительная система

10.Сердечно-сосудистая система

12.Нервная система

13.Половая система

14.Темпераеура тела, ЧДД, пульс. А/Д, рост, масса тела

Современная мед. сестра должна владеть навыками по проведению общего осмотра, пальпации лимфатических узлов, живота, щитовидной железы, владеть аускультацией лёгких и сердца, живота, перкуссией лёгких, проводить осмотр молочных желез, половых органов.

Проводить антропометрию: т. е.измерение роста, массы тела, окружности головы. груди.

1Состояние пациента; лёгкой, средней, тяжёлой степени, критическое. агональное.

2Сознание - ясное, спутанное, без сознания. кома, нет реакции на словесный и болевой раздражитель.

3Положение пациента- активное, вынужденное(когда он сидит или лежит определённым образом), пассивное.

4 Состояние кожи и слизистых- бледная, цианотичная, гиперемированная, мраморность кожных покровов, холодной, горячей, сухой, влажной, нормальной.

5 Состояние костно-мышечной системы- без патологии -правильно развито, дисгармония костной системы(искривление костей)

6 Состояние лимфоузлов не пальпируются, мелкие, крупные до 1 см. и т. д.

7 Состояние дыхательной системы -нормальный тип дыхания, поверхностное дыхание, глубокое дыхание, учащение, патологическое. Частота дыхательных движений у новорожденного от 36-42-45, переходный возраст с30-24, взрослые 16-18движений.

При аускультации выслушивается несколько типов дыхания:

1.пуэриальное 1 с рождения до 2 лет жизни

2. везикулярное- нормальное дыхание

3.жесткое -усиление звука дыхания, при ОРЗ, и т. д.

4.ослабленное- уменьшение звука дыхания.

3 типа дыхания: грудной, брюшной, смешанный.

При осмотре сердечнососудистой системы мед. сестра исследует пульс, измеряет А/Д, проводит аускультация сердца.

При аускультации сердца выслушивается ритм, тени сердца и наличие или отсутствие патологических шумов.

Пульс- это колебания стенки артерии, обусловленное выбросом крови в артериальную систему. Чаще определяют на лучевой артерии, сонной артерии. Пульс бывает артериальный, венозный, каппелярный.

Медсестра определяют пульс на лучезапястном суставе, височной артерии, подколенной артерии, сонной артерии, задней большеберцовой артерии, артерии выше стопы.

Артериальный пульс - центральный и периферический.

Центральный- сонная артерия, брюшная аорта.

Показатели пульса: ритм, частота, напряжение(твердый, мягкий), наполнение(удовлетворительный, полный, нитевидный)

А/Д- сила, с которой кровь производит давление на стенки сосудов, зависит от величины сердечного выброса и тонуса артериальной стенки. А/Д зависит от возраста, состояния здоровья. У ребенка младшего возраста 80/40-60/40 мм ртутного столба, у взрослого человека (12-13;30-40лет)120/60-70

Гипотония- снижение А/Д(гипотензия)

Гипертония- повышение А/Д(гипертензия)

9.Желудочно-кишечный тракт-осмотр языка, пальпация живота, регулярность опорожнения кишечника.

10.мочувыделительная система- частота мочевыделения, болезненность, наличие отеков.

Водный баланс-это соответствие выпитой и выделенной жидкости человеком за сутки (1.5-2 литра) отеки могут быть скрытыми, явными.

11.Эндокринная система-пальпация щитовидной железы(увеличение, болезненность)

12.Нервная система -гладкие рефлексы(рефлекс на свет),болевые рефлексы.

13.Половая система-тип женский, мужской, развитие правильно или нет.

На основании субъективных и объективных обследований выявляются нарушения удовлетворения потребностей.

Например: пациент 40 лет жалуется на головную боль, сонливость, слабость. Из анализа выяснено: данные симптомы мучают пациента уже 3 месяца, он перегружается на работе, очень устает, курит, работа- экономист.

Из осмотра: состояние средней тяжести, в сознании, положение активное, кожа чистая, гиперемия-румянец, пристеночная клетчатка развита чрезмерно. Лимфоузлы мелкие. При аускультации дыхание везикулярное. А/Д160/100, ЧСС 88.Живот мягкий. Аппетит снижен.Половые органы развиты по мужскому типу. Нарушены потребности: спать. есть, отдыхать, работать. Факторы риска- гиподинамия, курение. Далее планирование и т. д.

3.Регисрация данных: данные осмотра документируются и регистрируются в сестринской карте стационарного больного. Где фиксируется:

Дата и время поступления больного

Дата и время выписки больного.

Отделение № палата №

Вид транспортировки: на каталке, может идти

Группа крови, резус фактор

Побочное действие лекарств

Год рождения

Место жительства

Место работы(должность)

Род и группа инвалидности

Кем направлен

Направлен в стационар по эпидемиологическим показателям, через часов после начала заболевания

Врачебный диагноз

5 оценка сестринского вмешательства

После осуществляется регистрация данных сестринского процесса

регистрация данных производится для того чтобы:

1 Зафиксировать все данные о пациенте

3 Чтобы легче было скорректировать план ухода.

4 Чтобы отразить динамику состояния больного.

5Чтобы легче было оценить эффективность сестринских вмешательств.

На протяжении всего ухода медсестра отображает динамику субъективного и объективного состояния больного в дневнике наблюдения.

Вывод: Мы познакомились с 1 этапом - объективным обследованием. Проведение осмотра объективного пациента выявление его нарушенных потребностей.

Домрачев Е.О. Лекция.

ЛЕКЦИЯ №7.

Тема:"Инфекционный контроль и профилактика внутрибольничной инфекции".

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) является одной из самых актуальных проблем здравоохранения как в России, так и за ее пределами. В Соединенных Штатах Америки, странах Европы и Азии работа по профилактике ВБИ носит название инфекционного контроля, в нашей стране принят термин "эпиднадзор".

Программа инфекционного контроля носит 2-ступенчатый характер и проводится в жизнь двумя организационными структурами: комиссией по профилактике внутрибольничных инфекций и госпитальным эпидемиологом (помощником эпидемиолога).

Эпиднадзор за внутрибольничными инфекциями включает выявление ВБИ, расследование этих случаев, выявление причин и механизмов инфицирования, определение возбудителей и разработку мероприятий в лечебном учреждении для снижения уровня внутрибольничных инфекций и для их профилактики.

В больницах США существуют отделения инфекционного контроля. Штат укомплектовывается врачами-эпидемиологами и медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по инфекционному контролю на специальных курсах. Сестры берутся в отделение при наличии опыта работы не менее 10 лет, затем их прикрепляют к наиболее опытной сестре отделения инфекционного контроля, и только после прохождения стажировки сотрудник отдела имеет право на самостоятельную работу.

Работа построена по принципу курации отделений (1 сотрудник на 250 коек), сбора информации и анализа случаев ВБИ.

Данные, полученные в результате этого анализа, доводятся до сведения персонала отделений и обсуждаются с ним.

В нашей стране эта работа начала планомерно проводиться после выхода в свет приказа N 220 МЗ "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в РФ" в 1993 г. До этого работа по эпиднадзору возлагалась на врача-эпидемиолога санэпидслужбы. Появление в стационарах своих эпидемиологов со временем, безусловно, приведет к снижению уровня ВБИ. Добиться успеха можно лишь при установлении доверительных отношений между специалистами, занимающимися инфекционным контролем, и персоналом отделений. Значительная роль в этом сотрудничестве отводится средним медработникам, от работы которых зависит уровень заболеваемости внутрибольничными инфекциями в лечебных учреждениях.

По экспертной оценке специалистов, внутрибольничные инфекции передаются 7-8% пациентов.

Борьба с внутрибольничными инфекциями - комплекс мер, которые направлены на разрыв цепи передачи инфекции от одного пациента или медработника к другому.

Пути передачи ВБИ многообразны, однако чаще всего инфекция распространяется через плохо поддающиеся обеззараживанию медицинские инструменты и оборудование. Наиболее сложными для санобработки являются эндоскопы.

Важно обеспечить качество обработки инструментов на всех этапах - от очистки до дезинфекции и стерилизации. Очистка позволяет снизить обсемененность микроорганизмами в 10000* раз, т.е. на 99,99%. Поэтому ключевым моментом обработки инструментов и оборудования является проведение тщательной очистки.

ВБИ - любое заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате поступления в больницу или обращения за медицинской помощью, а также заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время пребывания в больнице или после выписки.

ВБИ В РОССИИ

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ - 52-60 ТЫС. БОЛЬНЫХ

РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ - 2,5 МЛН.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ВБИ НОВОРОЖДЕННЫХ В РОССИИ

ДАННЫЕ ОФИЦИАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ -1,0-1,4%

ВЫБОРОЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - 10-15%

УЩЕРБ, ПРИЧИНЯЕМЫЙ ВБИ В РОССИИ

УВЕЛИЧЕНИЕ КОЙКО-ДНЯ НА 6,3 ДНЯ

СТОИМОСТЬ 1 КОЙКО-ДНЯ С ВБИ ~ 2 ТЫС.РУБ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ -2,5 МЛРД. РУБ. В ГОД

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ВБИ В США

ВБИ переносят 2 млн. пациентов в год

Погибает от ВБИ 88 000 больных

Экономический ущерб 4,6 млрд. долл.

ВБИ возникают у 5-12% больных, поступающих в лечебные учреждения:

У пациентов, инфицированных в стационарах;

У пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи;

У медработников, заразившихся при оказании помощи больным в стационарах и поликлиниках.

Объединяет все три вида инфекций место инфицирования - лечебное учреждение.

ВБИ - понятие собирательное, включающее различные заболевания. Определение ВБИ, предложенное Европейским региональным бюро ВОЗ в 1979 г.: "Внутрибольничная инфекция - любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания до или во время пребывания в больнице".

Данная категория инфекций имеет свои особенности эпидемиологии, отличающие ее от так называемых классических инфекций. В частности, в возникновении и распространении очагов ВБИ важнейшую роль играет медицинский персонал.

В структуре ВБИ, выявляемых в ЛПУ, гнойно-септические инфекции (ГСИ) занимают ведущее место, составляя до 75-80%. Наиболее часто ГСИ регистрируются у больных хирургического профиля, в особенности в отделениях неотложной и абдоминальной хирургии, травматологии и урологии. Основными факторами риска возникновения ГСИ являются: увеличение числа носителей среди сотрудников, формирование госпитальных штаммов, увеличение обсемененности воздуха, обстановки и рук персонала, диагностические и лечебные манипуляции, несоблюдение правил размещения больных и ухода за ними.

Другая большая группа - кишечные инфекции. Они составляют 7-12% от общего количества. Среди них преобладают сальмонеллезы. Регистрируются сальмонеллезы у ослабленных больных хирургических и реанимационных отделений, перенесших обширные операции или имеющих тяжелую соматическую патологию. Выделяемые штаммы сальмонелл отличаются высокой антибиотикорезистентностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Ведущими путями передачи в условиях ЛПУ являются контактно-бытовой и воздушно-пылевой.

Значимую роль играют гемоконтактные вирусные гепатиты В, С, D, составляющие 6-7%. Более всего риску заболевания подвержены больные, которым проводятся обширные хирургические вмешательства с последующим переливанием крови, гемодиализ, инфузионная терапия. У 7-24% больных в крови обнаруживаются маркеры этих инфекций. Категорию риска представляет персонал, чьи обязанности предусматривают выполнение хирургических манипуляций или работу с кровью. При обследованиях выявляется, что носителями маркеров вирусных гепатитов являются от 15 до 62% персонала, работающего в этих отделениях.

На долю других инфекций в ЛПУ приходится до 5-6% от общей заболеваемости. К таким инфекциям относятся грипп и другие ОРВИ, дифтерия, туберкулез.

Проблема профилактики ВБИ является многоплановой и весьма трудна для решения. Конструктивное решение здания ЛПУ должно соответствовать научным достижениям, ЛПУ должно иметь современное оснащение, должен строго соблюдаться противоэпидемический режим на всех этапах медицинской помощи. В ЛПУ должны выполняться три важнейших требования:

Сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

Исключение внутригоспитальных заражений;

Исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах среднему медперсоналу отводится роль организатора, ответственного исполнителя, контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ. Следует подчеркнуть значимость роли старшей сестры отделения. Это длительное время проработавший по специальности сестринский состав, обладающий организаторскими навыками, прекрасно разбирающийся в вопросах режимного характера.

Каждое из направлений профилактики ВБИ предусматривает ряд целенаправленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, имеющих целью предотвращение одного из путей передачи инфекции внутри стационара.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ВБИ

Сокращение масштабов госпитализации больных.

Расширение медицинской помощи на дому.

Организация дневных стационаров.

Обследование больных при плановых операциях на догоспитальном уровне.

Тщательное соблюдение противоэпидемического режима.

Своевременная изоляция больных ВБИ.

Сокращение сроков госпитализации (ранняя выписка).

Пресечение механизма передачи при медицинских процедурах:

Сокращение инвазивных процедур;

Использование алгоритмов процедур;

Расширение сети ЦСО;

Меры по разрыву естественных механизмов передачи:

Использование современных эффективных дезинфицирующих препаратов;

Использование иммунокорректоров контингентам риска (бифидумбактерин и др.).

Обучение медицинского персонала.

Разработка программы профилактики ВБИ в каждом ЛПУ.

МЕРЫ ЗАЩИТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА.

Специфическая профилактика (прививки, ГЛ - геморрагическая лихорадка, дифтерия, столбняк).

Предупреждение заражений при инвазивных процедурах.

Пресечение естественного механизма передачи (контактно-бытовой, воздушно-капельный).

Экстренная профилактика при аварийных ситуациях (ВИЧ, холера, чума, ГЛ).

Ухаживая за больным человеком, необходимо соблюдать санитарно-противоэпидемический режим (СПЭР) и помнить о том, что при несоблюдении СПЭР вы можете заразиться от больного инфекционным заболеванием или заразить его.


К соответствии с концепцией непрерывного улучшения качества Деминга основной задачей пятого этапа сестринского процесса является оценка качества рсатизованного плана ухода за пациентом и при необходимости его коррекция (рис. К.8). Оценка
Оценка эффективности сестринского процесс
Изучение исходов заболевания по остаточным проблемам, в том числе с использованием набора анкет, шкал, тестов
и опросников
Система внутреннего аудита:
оценка сестринского ухода пациентом и его родственниками;
удовлетворенность пациента обучением приемам самоухола:
самооценка медицинской сестрой своих действий по отношению
к данному больному
Система внешнего аудита - оценка действий медицинской сестры руководителем ц* 1 И экспертами
У
Заполнение итоговой части карты сестринского процесса и другой медицинской документации
Общая оценка деятельности и при необходимости корректировка плана
Рис. 8.8. Оценка результатов и коррекция планов сестринских вмешательств
проводится для определения степени достижения поставленных целей, поэтому предварительно следует определить:
кто будет оценивать желаемые результаты ухода;
сами цели;
условия, при которых эти цели будут достигнуты;
критерии, применяемые для оценки цели; >
« период времени, за который цели должны быть достигнуты. Для оценки качества сестринских вмешательств и ухода необходимо учитывать три элемента: структуру, процесс и результат.
Оценка структуры подразумевает оценку предпосылок ухода за пациентом (заболевания, травмы, изменения среды обитания и др.), физических: удобств, организации отделения или учреждения, в котором находится пациент, и ресурсов (человеческих и др.).
Оценка процесса означает контроль за выполнением ухода, поведением медицинской сестры по отношению к пациенту, его родственникам и другим медицинским работникам. Оценивакгг-
99
ся те действия, за которые медицинская сестра несет ответственность.
При оценке результата определяется конечное состояние пациента, эффективность сестринского ухода. Конечный результат ухода сравнивается с ожидаемым, чтобы оценить, насколько состояние пациента соответствует намеченной цели.
Основой определения степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Примерами критериев сестринской практики, например, являются регуляция функции мочевого пузыря или кишечника, боль, личная гигиена. Если взять критерий «личная гигиена», стандартом может быть следующее положение: «пациент чистый и сообщает, что чувствует себя уютно».
Основным методом оценки яатяется аудит (от лат. аис1Шш - слушание). Ранее понятие «аудит» означало слушание фактов и аргументов для установления правды. Однако со временем оно утратило широкое значение и стало означать проверку финансовых счетов (документов).
Сестринский аудит подразумевает сравнение практической деятельности медицинской сестры со стандартом или алгоритмом выполнения сестринских манипуляций. По традиции он проводится централизованно. Сестринский аудит включает проверку данных, записанных медицинскими сестрами в документации. Его задачами являются:
оценка работы медицинской сестры;
определение компетентности медицинской сестры;
определение путей улучшения работы в будущем, если необходимо.
Существует два метода оценки - текущий и ретроспективный. Первый проводится в процессе осуществления ухода, второй - при анализе выполненной сестринской работы.
Текущую оценку проводят на основе непосредственного наблюдения за осуществлением ухода, интервью с пациентом и его родственниками, определения компетентности медицинской сестры, аудита текущих записей в сестринской документации.
Ретроспективную оценку можно провести, организуя интервью с пациентом, его анкетирование, конференцию для персонала, аудит записей в сестринской документации после реализации плана ухода.
Компетенция медицинской сестры определяется по ее умению планировать уход, основываясь на анализе ситуации. Компетентная медицинская сестра способна устанавливать приоритеты и организовывать свою работу. Главным, хотя и не единственным, критерием компетенции является безопасность. Методом оценки компетенции является наблюдение и анкетирование или шкала для подсчета баллов.
Если за запланированный срок цель сестринского ухода не достигнута, следует выяснить причины неудачи, внести необходимые коррективы и составить новый план сестринского процес-са, начиная с первого этапа.
Контрольные вопросы
Дайте определение сестринскому процессу.
Сформулируйте цель сестринского процесса.
Перечислите этапы сестринского процесса и дайте им характеристику.
Какие документы необходимы для осуществления сестринского процесса?
Назовите преимущества внедрения сестринского процесса в практическое здравоохранение.

При определении оценки очень важно учитывать мнение пациента об оказываемой ему помощи, о выполнении плана по уходу и об эффектив­ности сестринских вмешательств.

В идеальном случае итоговую оценку должна осуществлять сестра, про­водившая первичную оценку состояния пациента. Сестра должна отме­тить любые побочные действия и неожиданные результаты при выполне­нии ею плановых сестринских вмешательств.

В том случае, если цель достигнута, следует уточнить, произошло ли это в результате планового сестринского вмешательства или здесь оказал влияние какой-либо другой фактор.

На оборотной стороне листа плана ухода для решения конкретной про­блемы записывается текущая и итоговая оценки результатов сестринско­го вмешательства.

Дата/время Оценка (текущая и итоговая) и комментарии Подпись

Определяя эффективность сестринского вмешательства, следует обсудить с пациентом его собственный вклад, а также вклад членов его семьи в дости­жение поставленной цели.

ПЕРЕОЦЕНКА ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА И НОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УХОДА

План по уходу целесообразен и дает положительный результат только в том случае, если он подвергается коррекции и пересматривается каждый раз, когда в этом есть необходимость.

Это особенно актуально при уходе за тяжелобольными, когда их состоя­ние быстро изменяется.

Основания для изменения плана:

Цель достигнута и проблема снята;

Цель не достигнута;

Цель достигнута не полностью;

Возникла новая проблема и/или прежняя проблема перестала быть столь
актуальной в связи с возникновением новой проблемы.

Сестра, проводя текущую оценку эффективности сестринских вмеша­тельств, должна постоянно задавать себе следующие вопросы:

Имеется ли у меня вся необходимая информация;

Правильно ли я определила приоритетность действующих и потенци­альных проблем;

Может ли быть достигнут ожидаемый результат;

Правильно ли выбраны вмешательства для достижения поставленной цели;

Обеспечивает ли уход положительные изменения в состоянии пациента.
Итак, итоговая оценка, являясь последним этапом сестринского процесса, так же важна, как и предыдущие этапы. Критическая оценка письменного плана по уходу может гарантировать разработку и выполнение высоких стан­дартов ухода.

Может показаться, что сестринский процесс - это формализм, "лишние бумаги". Но дело в том, что за всем этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, включая и сестринскую. Условия страховой медицины подразумевают, прежде всего, высокое качество медицинской помощи, когда должна быть определена мера ответственности каждого участника этой помощи: врача, медицинской сестры и пациента. В этих условиях поощрение за успех, взыскание за ошибки оцениваются морально, административно-юридически и экономически. Поэтому каждое действие медицинской сестры, каждый этап сестринского процесса фиксируются в сестринской истории болезни - документе, отражающем квалификацию медицинской сестры, уровень ее мышления, а значит, уровень и качество оказываемой ею помощи.

Несомненно, и об этом свидетельствует мировой опыт, внедрение сестринского процесса в работу медицинских учреждений обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу в нашей стране оформиться в качестве самостоятельной профессии.

ЗАПОМНИТЕ! При ведении документации сестринского процесса необходимо:

  • документировать все сестринские вмешательства в самые ко­роткие сроки после их выполнения;
  • записывать незамедлительно жизненно важные вмешательства;
  • соблюдать правила ведения документации, принятые данным
    лечебно-профилактическим учреждением;
  • всегда записывать любые отклонения от нормы состояния
    пациента;
  • расписываться четко в каждой указанной для подписи графе;
  • документировать факты, а не собственное мнение;
  • быть конкретным, не использовать «туманные» термины;
  • быть точным, описывать коротко;
  • ежедневно сосредотачиваться на 1-2 проблемах или важных со­бытиях дня, чтобы описать, чем отличается ситуация на дан­ный день;
  • записывать фактически неточное соблюдение пациентом пред­писаний врача или отказ от них;
  • при заполнении документации записать: оценку, проблему, цель,
    вмешательства, оценку результатов ухода;
  • не оставлять свободных граф в документации;
  • записывать только те вмешательства, которые сестра выполнила.
На данном этапе оценивается результат ухода, достижение поставленной цели. При этом анализируется не только предварительная деятельность, включающая определение критериев и кратности оценки результата, но и деятельность по выполнению плана ухода:
. определение состояния пациента на текущий момент;
. оценка достижения целей;
. определение аспектов, влияющих на достижение целей;
. модификация сестринского диагноза, цели и (или) плана ухода в случае необходимости.
В оценку сестринской помощи на этом уровне необходимо вовлечь и персонал, и самого пациента.
Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса нужно знать, какой аспект предполагается оценивать; иметь источники информации (пациент, медицинский персонал, родственники), необходимой для оценки; уточнить критерии оценки — предполагаемый результат, который сестринский персонал стремится достичь совместно с пациентом.
Аспекты оценки:
. реакции пациента на сестринский уход;
. получение результатов и подведение итогов;
. оформление выписного эпикриза;
. качество оказанной помощи.
В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. К примеру, при отеках в качестве оценочных критериев могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли — пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если они используются).
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается или прерывается. Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть:
. отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом;
. языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками;
. неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или во время пребывания в нем;
. ошибочная трактовка проблем;
. нереальные цели;
. неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу;
. недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;
. нежелание обратиться за помощью к коллегам в случае необходимости.
При подготовке пациента к выписке оформляется выписной эпикриз. Он предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в процессе пребывания в ЛПУ. Здесь фиксируются:
. проблемы, присутствующие у пациента на день поступления;
. проблемы, присоединившиеся во время пребывания в отделении;
. реакции пациента на предоставленный уход;
. проблемы, с которыми пациент выписывается;
. мнение самого пациента о качестве оказанной помощи. Сестринский персонал, который будет продолжать уход за пациентом после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.