Главная · Насморк · Строение глотки, питания рыб. Эволюция зубной системы и ротовых желез позвоночных Части пищевого канала рыб и земноводных

Строение глотки, питания рыб. Эволюция зубной системы и ротовых желез позвоночных Части пищевого канала рыб и земноводных

Рот без зубов – все равно,
что мельница без жерновов
.

М.Сервантес

Цели урока

1. Сформировать знания о строении и функциях зубов.
2. Научиться определять состояние зубной системы.
3. Ознакомиться с типичными заболеваниями зубов и их причинами.
4. Ознакомиться с основными приемами гигиены ротовой полости.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный. С детства, заучив строчки из «Мойдодыра», мы усвоили истину о пользе зубного порошка, но всегда ли, повзрослев, безоговорочно следуем ей?

Приемы деятельности учителя

1. Помощь учащимся в подборе материала.
2. Разработка «Информационного листа» (см. Приложения).
3. Координация действий учащихся, подведение итогов.

Организация деятельности учащихся

1. Задание к уроку: подготовить сообщения по отдельным вопросам данной темы.
2. Докладчики выступают у доски, используя таблицы, рисунки, плакаты.
3. Остальные учащиеся заполняют вторую графу «Информационного листа» и могут задавать вопросы для уточнения материала.
4. При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно работают с учебником и дополнительной литературой; для докладчиков учитель во внеурочное время проводит консультации.

Развитие умений учащихся

1. Применять полученные знания в новой ситуации.
2. Уметь кратко и четко излагать информацию.
3. Слушать одноклассников.

Основные понятия урока

Зубы, пульпа, эмаль, дентин, резцы, клыки, коренные, прикус, кариес.

План урока

1. Вводное слово учителя.
2. Доклады учащихся об эволюции зубной системы, заболеваниях зубов, гигиене полости рта.
3. Практическая работа «Зубная формула» (проводится учителем).
4. Подведение итогов работы и выставление оценок за доклады и заполненные «Информационные листы».
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Понятие о зубах (вводное слово учителя)

Для устрашения врагов зубы нам больше не нужны. Наоборот, мы показываем их в тот момент, когда улыбаемся, демонстрируя тем самым другому человеку свою симпатию. Около 70% людей придают большое значение сияющим улыбкам. Многие люди верят: улыбка поднимает настроение, а здоровые зубы положительно влияют на самооценку. По данным Немецкого института стоматологии, 70% людей полагают, что хорошее самочувствие зависит от хороших зубов, 66% считают красивые зубы признаком здоровья, 60% связывают самооценку с белизной зубов, 61% оценивают себя в зависимости от здоровья и крепости зубов, 50% считают, что чем лучше зубы, тем лучше отношения с партнером.

Зубы – это костные образования в ротовой полости у большинства челюстноротых животных (у некоторых рыб – и в глотке), в том числе и человека. Они служат для захвата, удержания и механической обработки пищи. У человека зубы участвуют также в произнесении звуков.

Зуб имеет три анатомические части: вершину, или коронку, шейку и корень. Основную часть зуба составляет дентин, в области коронки он покрыт эмалью, а в области шейки цементом. Внутри зуба имеется полость – корневой канал, заполненный зубной мякотью – пульпой, состоящей из соединительной ткани, богатой нервными окончаниями и кровеносными сосудами, обеспечивающими питание и рост зуба.

Эволюция зубной системы от рыб до человека (доклады учащихся)

1. Развитие зубов. Особенности зубной системы рыб

В ходе эволюции зубы произошли из плакоидной чешуи рыб. Зубы закладываются в процессе эмбрионального развития организма. Развитие зубов начинается с появления эпителиального утолщения, вдающегося в нижележащую соединительную ткань, в большинстве случаев в виде сплошной складки – «зубной пластинки», по краю которой закладываются зачатки отдельных зубов. Клетки соединительной ткани образуют под каждым зачатком сгущения (сосочки); эпителиальные клетки зубной пластины нависают над этими сгущениями в виде колпачка.

Внутренний слой клеток колпачка участвует в образовании эмали, поэтому весь колпачок называют эмалевым органом. Наружные клетки, одонтобласты, участвуют в образовании дентина, а клетки соединительной ткани, окружающие основание зуба, – в образовании цемента.

С увеличением массы дентина развивающийся зуб постепенно принимает свою окончательную форму и выходит наружу, прорезая слизистую оболочку десны. В только что прорезавшемся зубе эмаль покрыта тонкой пленочкой, которая называется кутикулой эмали, последняя снашивается по мере развития зуба.

Зубы в ротовой полости крепятся различными способами: одни лежат в толще эпителия, выстилающего ротовую полость, другие соединяются с костями при помощи соединительнотканных связок, вследствие чего сохраняют подвижность, третьи неподвижно прирастают своим основанием к костям или, наконец, располагаются на челюстях в особых лунках, или альвеолах (т.н. текодонтные зубы).

У большинства позвоночных зубы, по мере изнашивания, заменяются новыми. Смена зубов происходит либо в течение всей жизни – полифиодонтизм (у большинства позвоночных, кроме млекопитающих), либо один раз в молодом возрасте – дифиодонтизм (у большинства млекопитающих – неполнозубых и китообразных), либо не происходит вообще – монофиодонтизм . Моно- и дифиодонтные зубные системы млекопитающих произошли в процессе развития животных организмов из полифиодонтной системы низших позвоночных.

Строение зубов тесно связано с их функцией. Наиболее простой формой является коническая, характерная для зубов большинства рыб, земноводных, пресмыкающихся. Такие простые конические зубы служат животным лишь для захвата и удержания добычи, которая заглатывается без пережевывания. У млекопитающих зубы выполняют также жевательную функцию, и строение зубов у них усложняется. У большинства рыб, пресмыкающихся и земноводных все зубы одинаковые (изодонтная или гомодонтная системы), у некоторых рыб, пресмыкающихся и, как правило, млекопитающих имеются зубы разной формы (гетеродонтная система).

Зубы рыб обычно заостренные и имеют форму конуса, иногда, благодаря наличию дифференцированного корня и сложной коронки, зубы рыб похожи на резцы и коренные зубы млекопитающих-хищников. У некоторых низших акул образуются сложные зубы путем срастания простых конических зубов в зубчатые гребни. Среди рыб имеются виды с сокращенным числом зубов (например, химеры) или почти беззубые (например, вьюновые и карповые рыбы, у которых функционируют лишь глоточные зубы). Взрослые осетровые рыбы зубов не имеют вообще.

Зубы рыб расположены в мягких тканях ротовой полости или прикрепляются своим основанием к предчелюстным, челюстным, небным костям, сошнику, парасфеноиду, крыловидным, зубным и пластинчатым костям, к верхним и нижним частям жаберных дуг (верхние и нижние глоточные зубы), а также к язычной кости.

2. Развитие зубов у земноводных и пресмыкающихся

Зубы земноводных мало чем отличаются от зубов рыб, но вершины их обычно двузубчатые; у лягушек – однозубчатые. Зубы земноводных располагаются на межчелюстных, верхнечелюстных и зубных костях, на сошнике, реже на парасфеноиде и небных костях.

У пресмыкающихся, приспособившихся к заглатыванию добычи целиком, зубы большей частью конической формы, но у отдельных видов ящериц вершина зубов двузубчатая или, как у варана, продольно-складчатая.

Зубы пресмыкающихся располагаются обычно на челюстях, небных и крыловидных костях. Довольно редки случаи, когда у земноводных зубы расположены на сошнике (у молодой гаттерии, а также у ископаемых форм – пеликозавров и зверозубых); еще реже зубы прирастают к парасфеноиду (у триасовой черепахи). Зубы пресмыкающихся прирастают к челюсти боковой поверхностью (плеуродонтные зубы) или основанием (акродонтные зубы). У крокодилов и некоторых ящериц зубы располагаются в альвеолах челюстей. Зубы ископаемых зверозубых были дифференцированы на резцы, клыки и коренные; у них происходила смена зубов, аналогичная смене зубов млекопитающих.

«Молочная» смена зубов характерна для молодых гаттерий, игуан и крокодилов (перед вылуплением из яиц). У ядовитых змей на верхней челюсти развиваются специальные ядовитые зубы, снабженные наружным или внутренним каналом, связанным с ядовитой железой. У современных птиц зубы отсутствуют; ископаемые птицы (ихтиорнисы, археоптерикс и др.) имели зубы, расположенные в альвеолах челюстей.

3. Зубная система зверей

Среди млекопитающих зубов не имеют некоторые неполнозубые (панголин и муравьед); у беззубых китов зубы имеются только у зародышей; у взрослого утконоса развиваются роговые зубы. У большинства млекопитающих гетеродонтная система зубов, т.е. зубы различаются по размерам и форме.

Передние зубы – резцы (от 3 до 5 пар) долотовидной формы служат для захвата и разрезания пищи. Следующие за ними клыки (1 пара) конусовидны, служат для захвата и разрывания пищи (у хищных) и являются орудием защиты (у копытных, некоторых ластоногих и китообразных). Задние зубы – коренные (до 8 пар) имеют сложную форму и служат для перетирания пищи. Среди коренных различают предкоренные зубы (премоляры, ложнокоренные или малые коренные, 3–4 пары), на вершинах которых имеются сложные бугорки или гребневидные складки, и истинно коренные зубы (большие коренные, моляры, 3–4 пары), снабженные двумя и более корнями (отсюда и название – коренные).

Состав и число зубов млекопитающих принято выражать в виде так называемой зубной формулы, в которой обычно указывается число зубов в одной половине верхней (числитель) и нижней (знаменатель) челюстей. Так, например, зубная формула собаки имеет следующий вид:

i 3/3 с 1/1 pm 4/4 m 3/3 = 44,

где i означает резцы (incisivi ), с – клыки (canini ), pm – ложнокоренные (praemolares ), m – коренные (molares ), а число 44 – общее количество зубов. Обычно зубная формула упрощается: опускаются начальные буквы латинских названий зубов, и формула записывается в виде четырех дробей или одной дроби:

3/3 1/1 4/4 3/3 = 44 или

В специальной литературе описание отдельного зуба сопровождается точным обозначением его порядкового номера, например pm2.

У представителей различных отрядов млекопитающих число зубов сильно варьирует: уменьшение или увеличение числа зубов объясняется приспособлением животных к различным объектам питания. У хищных число зубов не превышает 44, а вот у парнокопытных или у грызунов количесто зубов сильно варьирует. У некоторых неполнозубых 18–20 зубов; у некоторых видов сумчатых может быть до 58 зубов, а у представителей зубатых китообразных семейства дельфиновых – 250 зубов.

Зубы, выполняющие различные функции, у разных отрядов млекопитающих и развиваются в разной степени. Так, например, у хищных развиваются мощные клыки (с), у грызунов – резцы (i) и коренные (m, рm) зубы, а клыки и часто предкоренные, утрачиваются. В результате между резцами и коренными зубами образуется беззубое пространство – диастема. У слонов, гиппопотамов, дюгоня и других сильно развиваются резцы, служащие этим животным для защиты. Защитную функцию у моржа, дикого кабана, некоторых копытных (оленей и других) выполняют клыки.

Функция зубов млекопитающих сказалась на характере их прикрепления к челюстям и на особенностях смены зубов. Обычно зубы млекопитающих сидят в альвеолах челюстей и укрепляются при помощи окружающей зубы соединительной ткани. Сменяются у млекопитающих резцы, клыки и предкоренные зубы и очень редко коренные (у сумчатых меняется только последний коренной зуб). У неполнозубых и зубатых китообразных зубы вовсе не сменяются, и в течение всей жизни у них функционируют молочные зубы. Только у слонов и ламантинов происходит постоянная продольная смена стирающегося зуба новым, который закладывается позади старого и постепенно его вытесняет.

Из всех зубов млекопитающих наибольшие преобразования претерпели коренные зубы. Есть две точки зрения на возникновение сложных коренных зубов. Одна из них сводится к тому, что коренные зубы образовались в результате слияния нескольких простых конических зубов.

Другая точка зрения, получившая наибольшее признание, сводится к тому, что все коренные зубы возникли путем дифференциации простого конического зуба, на котором спереди и сзади от основного конуса развились два дополнительных бугорка (протодонтные зубы). В дальнейшем величина бугорков сравнялась с конусом зубов, в результате чего возникли трехвершинные (триконодонтные) зубы, которые были развиты у ископаемых юрских млекопитающих, близких к сумчатым.

У некоторых травоядных (например, у лошади) зубы отличаются длительным ростом, имеют высокую коронку, а гребни и бугры образуют вытянутые призмы, углубления между которыми заполнены цементом – это цилиндрические гипселодонтные зубы.

Форма и число зубов у различных видов млекопитающих более или менее постоянны, что является важным систематическим признаком ископаемых и современных форм.

У полуобезьян и обезьян число зубов сокращается, доходя у узконосых обезьян до 32, что совпадает с числом зубов у человека. Зубы современных человекообразных обезьян отличаются от зубов человека более крупными клыками, косо поставленными резцами и некоторыми другими признаками.

У ископаемых человекообразных – дриопитека и австралопитека – клыки были уменьшены, а резцы сидели в челюстях почти вертикально. Таким образом, для зубной системы человекообразных обезьян характерно сокращение числа ложнокоренных и коренных зубов, что привело к значительному укорочению их челюстей.

4. Разнообразие зубов у животных

Зубы служат не только для измельчения пищи. Коровам, оленям, овцам передние зубы – резцы – помогают «срезать» траву не хуже сенокосилки. Хищники пользуются клыками, чтобы схватить добычу и разорвать ее. Люди обычно зубами откусывают и пережевывают пищу, не пытаясь засунуть ее в рот целиком. А вот змеи, наоборот, «натягивают» свой рот на жертву, не желая дать потрудиться зубам.

Что же касается измельчения пищи, то этим занимаются коренные зубы. Работая ими, как жерновами, человек тратит на разжевывание обычно несколько секунд. Не в пример ему лошади, ослы, козы и другие животные, именуемые жвачными, набив полный рот, способны часами жевать и пережевывать одну и ту же порцию еды.

Кажется само собой разумеющимся, что зубы находятся во рту, но, оказывается, не у всех. У змеи-яйцееда главное назначение зубов – распилить скорлупу яиц, которыми она питается. Поэтому зубы у этой змеи расположены… в горле. Но это еще что! У улиток зубы растут прямо на языке, которым они, как теркой, обтесывают пищу. А живущий в тропических странах ящер панголин словно и вовсе «проглотил» свои зубы – они у него… в желудке. Столь странное их местопребывание объясняется тем, что панголин питается муравьями, которых кучами отправляет из муравейника в рот своим длинным языком. Если бы у ящера зубы были во рту, то пока он разжевал бы сотню муравьев, разбежались бы тысячи, и он вечно ходил бы голодным.

О том, как важно, чтобы во рту были все зубы, да к тому же здоровые, знают все, особенно те, кто часто посещает зубного врача. Сколько нужно иметь зубов? Человеку, оказывается, – 32, волку – 42, броненосцу – почти 100, а слон обходится… шестью, два из которых – бивни. Значит, жует он всего четырьмя зубами: двумя сверху и двумя снизу. И эти 4 зуба перетирают тонны пищи, необходимой, чтобы прокормить гиганта!

Зубы построены из очень прочного материала и работают почти без износа много лет. Но если они все же стираются или обламываются – беда для животных, плохо для человека и лишь грызунам все нипочем. У мышей, хомяков, бобров, сусликов зубы растут всю жизнь и как растут! У крысы, например, зубы за месяц вырастают на 3 см, за 3 года – почти на 1 м! Тут уж хочешь не хочешь, приходится все время что-нибудь грызть, чтобы они стачивались, но этого бывает недостаточно. Вот и вынуждены грызуны пользоваться собственным «напильником» – тереть друг о друга верхние и нижние зубы постоянно, даже во сне. Не бегать же, в самом деле, с зубами метровой длины!

5. Зубы человека

Зубы человека имеют различную форму коронки: резцы – лопатообразную, клыки – конусообразную, предкоренные и коренные (моляры и премоляры) – цилиндрическую. Последний большой коренной зуб называется зубом мудрости. В пределах этих основных форм наблюдаются индивидуальные особенности.

Для жевательной поверхности коренных зубов характерны так называемые жевательные бугры (2–5). Шейка зуба в норме скрыта под краем десны и выступает над альвеолярным (зубным) отростком челюсти. Она имеет вид перехвата между коронкой и корнем зуба. У шейки заканчивается эмалевый покров коронки, и к ней прикрепляется слизистая оболочка десны, т.е. обеспечивается непрерывность покровных тканей.

Корень представляет собой опорную часть зуба. Он состоит из дентина, который снаружи покрыт цементом. По количеству корней различают: однокоренные зубы – резцы, клыки, малые коренные (за исключением первых верхних); двухкоренные – нижние большие коренные и верхние первые малые коренные; трехкоренные – верхние большие коренные.

Коронка и шейка зуба имеют так называемую пульпарную полость, которая продолжается в корнях в виде узких извилистых корневых каналов и заполнена зубной мякотью – пульпой. Полость зуба и корней повторяет в общем их форму.

Зубы укреплены корнями в особых углублениях (лунках, или альвеолах) верхней и нижней челюстей по своеобразному типу сочленения – вколачивания (гомофозиса). Соединительная ткань вокруг корня, которая называется перицементом (периодонтом, корневой оболочкой), плотно срастается в верхнем отделе со стенкой альвеолы. Ближе к верхушке корня сохраняется рыхлый соединительнотканный слой, который отделяет корневую оболочку от надкостницы альвеолы, образуя мягкую подстилку под корнем. Здесь проходят в зуб сосуды и нервы.

Развитие зубов у человека начинается в конце второго месяца внутриутробной жизни и на ранних стадиях происходит так же, как и у всех позвоночных животных. Лишь на последних стадиях развития появляется высокодифференцированная структура зуба, характерная для человека. При рождении ребенка 20 молочных зубов лежат в ячейках челюстей. Они формируются в течение внутриутробной жизни, как и некоторые постоянные зубы (первый большой коренной, резцы и клыки). Все же остальные постоянные зубы начинают развиваться уже после рождения.

Все элементы зуба, за исключением пульпы и периодонта, пропитываются известью (солями кальция). В эмали содержание фосфорнокислого и углекислого кальция доходит до 92%, в дентине – до 62%, в цементе – до 65%. Неорганические вещества в зубных тканях находятся в соединении с органическими.

Под микроскопом обнаруживается своеобразная структура зуба. Ткань эмали слагается из длинных палочек, называемых эмалевыми призмами, простирающихся от дентинной границы до свободной поверхности. Из дентина в пограничную зону эмали проникают дентиновые канальцы, которые удается проследить в более глубоких слоях эмали.

Основное вещество дентина имеет волокнистое строение и пронизано многочисленными канальцами, содержащими остатки клеток верхнего слоя пульпы – одонтобластов. Цемент, покрывающий корень и шейку зуба, напоминает кость, хотя местами имеет фиброзное строение. В шейке слой цемента очень тонок, в корне он становится значительно толще, и с возрастом количество его увеличивается.

Периодонт одевает корень зуба поверх цемента; он, как и надкостница, состоит из фиброзной соединительной ткани. С одной стороны, периодонт тесно связан с цементом корня зуба, с другой – с костной поверхностью зубной ячейки. У края ячейки периодонт переходит в ткань десны, у верхушки корня периодонт входит в связь с пульпой.

Пульпа имеет вид нежной сетчатой соединительной ткани. Клетки пульпы имеют звездообразную треугольную форму, снабжены отростками, что и создает сетчатый характер ткани. На поверхности пульпы, прилегающей к дентину, расположен слой узких цилиндрических клеток – одонтобластов, по внешним признакам напоминающих эпителий. В пульпе проходят лимфатические и кровеносные сосуды и нервы.

На седьмом году жизни ребенка начинается смена молочных зубов на постоянные. Смена происходит только один раз, сменяются только резцы, клыки и малые коренные зубы. Большие, или истинные, коренные зубы не меняются.

У человека постоянных зубов 32, и зубная формула половины челюсти пишется так:

2/2 1/1 2/2 3/3 = 16,

а для молочных зубов: 2/2 1/1 2/2 = 10.

Практическая работа «Зубная формула»

1. Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите ярким светом настольной лампы. Изучите свою ротовую полость:

а) рассмотрите внешний вид зубов и порядок их расположения на челюсти;
б) найдите резцы, клыки и большие коренные зубы; определите, какие зубы отсутствуют.

2. Тщательно вымытое стоматологическое зеркальце введите в ротовую полость. С помощью системы из двух зеркал рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней сторон.

3. После выполнения заданий заполните таблицу (наличие зуба обозначайте цифрой «1», удаленный зуб – знаком «тире»).

6. Процесс развития зубов

Развитие зубов – сложный процесс, который начинается на ранних стадиях развития зародыша и продолжается у человека до 18–20 лет. Условно этот процесс можно разделить на несколько периодов.

1-й период – от момента рождения до 6–7 месяцев. Зубов у ребенка еще нет, но зачатки молочных зубов уже заложены в челюстях, начиная с 40–45-го дня внутриутробной жизни.

2-й период – от 6–7 месяцев до 6–7 лет. Его можно охарактеризовать как период молочного прикуса. За это время прорезываются и вырастают все 20 молочных зубов. В формировании молочного прикуса в свою очередь различают две стадии: первая начинается с момента прорезывания в 6–7-месячном возрасте и заканчивается полным формированием зубных рядов в 2–3 года; вторая стадия длится от 2,5–3 до 6 лет. В это время молочные зубы подготавливаются к смене на постоянные.

3-й период начинается с конца 6-го года жизни и продолжается до 12–13 лет. Он характеризуется постепенной сменой молочных зубов на постоянные.

Формирование молочных зубов в основном завершается между 3- и 5-м годами жизни. В дальнейшем происходит интенсивное увеличение высоты альвеолярного отростка и рост челюстей. В связи с этим у большинства детей в молочном прикусе наблюдаются выраженные пространства между передними зубами.

Первый постоянный большой коренной зуб прорезывается в возрасте 6–7 лет. Примерно в это же время прорезываются резцы нижней челюсти. Это вначале приводит к небольшой скученности зубов, что не следует рассматривать как нарушение развития прикуса, т.к. к 12 годам благодаря интенсивному росту челюстей прикус нормализуется.

7. Аномалии в развитии зубов

Различают косметические дефекты зубов: неправильные формы, размеры, цвет; и физические дефекты : врожденное отсутствие группы зубов (вызывает расстройство жевания), открытый прикус (изменяет форму лица); некоторые постоянные зубы, вполне сформированные, остаются в челюсти непрорезавшимися – так называемые ретинированные зубы (чаще это клыки или зубы мудрости).

Причинами нарушения развития зубов могут служить неправильное питание во время беременности, задержка роста челюсти ребенка в связи с преждевременным удалением разрушенных молочных зубов, гибель зачатков постоянных зубов из-за воспалительного процесса около молочного зуба.

Иногда появляются сверхкомплектные зубы или зубы располагаются очень тесно; часто наблюдается большой промежуток между центральными резцами (диастема). Иногда зуб, которому не хватило места, может прорезаться вне зубного ряда.

8. Прикус

Прикус – расположение верхнего и нижнего зубных рядов при смыкании.

Физиологический прикус. Молочные и постоянные передние зубы верхней челюсти слегка перекрывают передние зубы нижней челюсти, боковые зубы верхней челюсти выступают наружу по отношению к нижним; каждый зуб верхней челюсти контактирует с двумя зубами нижней.

Патологический прикус. Нарушение соотношения зубных рядов, когда многие зубы не имеют контакта с противоположными зубами при смыкании челюстей. Это связано с заболеваниями, перенесенными в период развития лицевого скелета: травмой челюсти, в том числе родовой, расщелиной челюсти и нёба (пороки развития), рахитом, аденоидными разрастаниями в носоглотке и связанным с этим неправильным (ротовым) дыханием, ранним удалением молочных зубов и др.

Исключение составляют 5-е зубы в молочном прикусе и 8-е зубы (мудрости) в постоянном, которые соприкасаются только с одним зубом противоположной челюсти.

Деформации прикуса, приводящие к его аномалиям, развиваются медленно, иногда через несколько лет после перенесенного заболевания. Иногда аномалии прикуса возникают в результате вредных привычек у детей (сосания сосок, твердых предметов и т.п.). Они могут носить также и врожденный (наследственный) характер. При аномалиях прикуса часто нарушено произношение многих звуков, речь становится невнятной; могут появляться боли в височно-нижнечелюстном суставе, сухость во рту и т.п.

Нарушения прикуса следует лечить в возрасте 6–12 лет. Обычно это делают, временно накладывая специальные ортодонтические аппараты. В старшем возрасте исправление прикуса более трудоемко и длительно. У взрослых иногда приходится прибегать к оперативному вмешательству. При повышенной стираемости зубов прикус исправляют зубными протезами.

Заболевания зубов

1. Виды заболеваний

Заболевания зубов – болезненные процессы, развивающиеся в тканях зубов.

Различают следующие виды болезней зубов.

Болезнь покровной ткани зуба – кариес .

Болезнь основной ткани зуба дентина – кариес .

Болезнь зубной мякоти (пульпы зуба) – пульпит .

Болезнь надкостницы зуба (периодонта, или перицемента, пародонта, или амфодонта). Воспаления надкостницы корня зуба – периодонтит , надкостницы челюсти – периостит , могут развиться гнойные процессы в мягких тканях и кости – остеомиелит и даже общее гнойное заражение – сепсис .

Подавляющее большинство заболеваний зубов начинается с поражения твердых тканей (эмали и дентина) – кариеса, который появляется в виде пятна на поверхности зуба. Постепенно пятно углубляется и превращается в полость. Когда остается небольшой слой дентина, отделяющего твердые ткани зуба от зубной мякоти (пульпы), инфекция проникает в последнюю, и возникает пульпит, который вызывает резкие невралгические боли в соответствующей половине лица. Воспаление пульпы заканчивается гнилостным распадом, омертвением (гангреной) пульпы и ведет к последующим воспалительным процессам.

Причины широкого распространения кариеса следует искать в сумме влияний среды (в первую очередь питания) на организм.

Нельзя рассматривать зубные болезни как местное поражение полости рта. Нормальная функция желудочно-кишечного тракта возможна только при тщательном пережевывании пищи, которое достигается лишь при здоровых зубах. Зубные болезни вызывают нарушения пищеварения, приводящие к хроническим заболеваниям желудка и кишечника (гастрит, колит).

Воспалительные заболевания органов и тканей полости рта как осложнения зубных болезней, нередко ведут к септическому состоянию всего организма, и наоборот, острые инфекционные заболевания и некоторые авитаминозы могут вызывать воспаление слизистой оболочки рта.

2. Кариес

Слово «кариес» в переводе с латинского означает «костоеда». Кариесом называют прогрессирующее размягчение и разрушение твердых тканей зуба с образованием полости. Кариес зубов развивается на фоне обильного потребления легкоусваиваемых сахаросодержащих продуктов. Они способствуют развитию микроорганизмов, располагающихся на поверхности зубов.

Как известно, зубы покрыты белковой оболочкой, называемой пелликулой. Она играет очень большую роль в защите зубов от растворяющихся агентов и придает эмали избирательную проницаемость. В течение жизни пелликула неоднократно разрушается и вновь восстанавливается.

Пелликулу зуба невозможно выявить невооруженным глазом – для этой цели обычно применяют красители. У некоторых людей она окрашивается пищевыми пигментами, содержащимися, например, в чае, кофе, а у курильщиков – под воздействием табака. Табак, чай, кофе и остатки пищи приводят к быстрому разрушению пелликулы и развитию кариозных процессов.

3. Пульпит

Пульпит – воспаление пульпы зуба – является осложнением кариеса зубов. Причиной его могут быть также травмы, повреждение сосудов, питающих зуб, отлом части коронки с обнажением пульпы, перелом зуба и другое.

Обычно пульпит развивается как острое заболевание, главный признак которого – болевые приступы, особенно вечером и ночью, возникающие самопроизвольно (независимо от жевания или раздражения горячим или холодным). Иногда боль имеет «рвущий» характер, распространяется на затылок, ухо, висок, соседние зубы.

Сильные, острые боли объясняются тем, что воспаление пульпы сопровождается отеком, который развивается в полости зуба, окруженной твердыми тканями, и вызывает сдавливание находящихся в пульпе нервов.

Как правило, в результате воспаления наступает омертвение пульпы, боли постепенно стихают, но если лечения зуба не последовало, то со временем (сроки бывают разные) микроорганизмы из омертвевшей пульпы проникают через канал зуба в ткани, окружающие корень зуба, и вызывают периодонтит.

У детей в молочных и постоянных зубах кариозный процесс протекает очень быстро, воспаление пульпы возникает часто неожиданно и быстро становится гнойным. Так как корни зубов бывают либо еще недоразвиты, либо уже рассасываются, воспалительный процесс очень быстро переходит на окружающие ткани. Это может привести к гибели зачатков постоянных зубов.

4. Пародонтит

Пародонтит – хроническое заболевание окружающих зубы тканей (пародонта). Встречается главным образом у людей пожилого и среднего возраста, но иногда и у молодых людей, детей. Пародонтит чаще наблюдается у людей, живущих на Севере, испытывающих недостаток в свежих овощах и фруктах (нехватка витаминов С и Р). В возникновении заболевания основную роль играют воспаление околозубных тканей, нарушения в сосудах и нервах пародонта, повышенная жевательная нагрузка на зубы, оставшиеся после удаления разрушенных, а также отложения зубного камня.

При пародонтите постепенно рассасывается костная ткань луночек, зубы расшатываются. Процесс этот может происходить в области одного или нескольких зубов. Начало заболевания иногда бывает незаметным, иногда больные ощущают жжение, зуд, пульсацию в деснах. Затем начинают обнажаться шейки зубов. Иногда десны слегка отекают, при чистке зубов, откусывании твердой пищи кровоточат. В запущенных случаях начинается воспаление десен – гингивит (стоматит), из-под края десны выделяется гной, и здоровый на вид зуб может выпасть.

Не стоит без назначения врача применять какие-либо лекарства. Особенно надо остерегаться прижигающих средств.

Пародонтит – заболевание хроническое, но своевременное лечение обычно надолго останавливает его развитие.

5. Зубной камень

Зубной камень – плотные отложения на зубах в виде желтоватых или темно-серых глыбок. Зубной камень возникает на тех участках зуба, где не происходит достаточного самоочищения при жевании пищи (в межзубных промежутках, у шеек зубов). Он может покрывать всю поверхность зуба, особенно если зуб не участвует в жевании (при наличии кариозной полости или отсутствии антагониста, т.е. противоположного зуба), а также при плохом уходе за зубами.

Начальная стадия образования зубного камня – мягкий зубной налет, который состоит из клеток слущенного эпителия, остатков пищи, бактерий и слизи, склеивающей все это в сплошную массу. Налет хорошо удаляется при правильной чистке зубов и жевании твердой пищи обеими сторонами челюсти.

У курильщиков зубной налет и зубной камень имеют коричневый и даже черный цвет, т.к. содержат продукты горения табака. Такой зубной камень откладывается в большом количестве, как правило, на внутренней поверхности зубов, снимается он с большим трудом.

У детей и подростков нередко можно заметить зеленую каемку на губной поверхности шейки зубов. Этот зеленый налет прочно соединяется с эмалью зуба и снимается с трудом даже при энергичном стирании щеткой с применением лекарственных средств.

Мягкий зубной налет, если его своевременно не удалять, постепенно пропитывается известковыми солями и превращается в твердый зубной камень, отложения которого постепенно увеличиваются. В некоторых случаях зубной камень может откладываться под десенным краем и даже на поверхности корня зуба.

Зубной камень постепенно оттесняет десну, вызывая ее раздражение и, как результат этого, кровоточивость десен. В запущенных случаях может развиться воспаление десен – гингивит с гнойными выделениями (стоматит); при этом может быть дурной запах изо рта. Отложение зубного камня предрасполагает к парадонтиту.

Зубной камень удаляет врач-стоматолог при помощи специальных инструментов, иногда ультразвуковым аппаратом.

Гигиена полости рта

1. Уход за зубами и деснами

1. Чистить зубы следует два раза в день. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

а) необходимо сочетать вертикальные, горизонтальные и круговые движения;
б) при чистке щечных поверхностей больших и малых коренных зубов щетинки зубной щетки должны быть направлены под острым углом к поверхности зуба;
в) движения также должны быть направлены вверх для верхней челюсти и вниз – для нижней.

2. Следует полоскать зубы после еды.

3. Для чистки зубов надо использовать зубную нить или зубочистки.

Правильное использование зубной щетки

2. Выбор зубной щетки и зубной пасты

Зубные щетки различаются формой, размерами головок, расположением, густотой, длиной и качеством щетинок, размером и формой ручек. Зубные щетки бывают жесткие, среднемягкие и мягкие. Жесткие могут повредить десны, мягкие плохо вычищают налет между зубами, среднемягкие оптимальны в большинстве случаев.

Большое значение имеет частота и расположение щетинок. Оптимальным расстоянием между кустиками щетинок считают 2–2,5 мм. Наиболее простое и эффективное их расположение – параллельное. Нередко выпускают щетки со слишком частым расположением щетинок, что затрудняет их содержание в чистоте, а также снижает очищающий эффект на боковых поверхностях зубов. Широко распространено также попарно-наклонное (V-образное) расположение щетины, однако оно не имеет особых преимуществ перед параллельным.

Кроме частоты расположения пучков щетинок существует понятие «подстрижка щеточного поля и кустов». Большинство современных щеток имеет зубчатую поверхность, при которой краевые щетинки в кустиках сидят ниже, чем центральные. Такая конструкция позволяет центральным, длинным, щетинкам войти в узкие межзубные пространства, но если щетинки жесткие, то очищающей способностью обладают лишь центральные щетинки, т.к. они не дают возможности боковым касаться поверхности зуба во время чистки. В данном случае щетина должна быть мягкой.

В продаже также имеются щетки со сложными контурами поверхности щеточного поля (художественный замысел изготовителей). Специальные клинические испытания показали, что такие щетки травматичны, поскольку при чистке вся нагрузка падает на небольшое количество выступающих из пучка щетинок.

Максимального чистящего эффекта можно добиться щетками с маленькими головками. Рабочая части щетки для взрослых должна иметь длину 23–30 мм и ширину 7,5–11 мм, а для детей – 18–25 мм и 7–9 мм соответственно.

Электрические зубные щетки не имеют преимущества перед обычными. Автоматические движения щетки освобождают человека от необходимости совершать правильные движения, которые, кстати, часто ему неизвестны. В связи с этим применение электрической зубной щетки можно рекомендовать детям, инвалидам или людям с недостаточной сноровкой.

Зубная щетка легко загрязняется, поэтому ее нужно регулярно чистить. После чистки зубов щетку следует промыть под струей теплой воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубной пасты, зубного налета и намылить. Перед чисткой зубов мыло смывают. Хранить щетку нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть, например в стакане головкой вверх. Это заметно снижает количество микроорганизмов в щетке, а щетинки сохраняют свою твердость и форму. Никогда не следует укладывать зубную щетку в закрытый футляр сразу после использования.

Как только появятся признаки износа зубной щетки, ее следует заменить. В среднем срок службы щетки не превышает четырех месяцев.

3. Зубные пасты

В настоящее время выпускается большое количество зубных паст. Основными их компонентами являются абразивные (соскабливающие), гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также красители, отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества. Абразивные вещества обеспечивают очищающее и полирующее действия паст.

В зубных пастах широко применяют пенообразующие, в частности поверхностно-активные вещества. Как и другие компоненты, они должны быть безвредными, не оказывать раздражающего действия на слизистую оболочку полости рта, не влиять на вкусовые качества паст, обладать устойчивыми свойствами – предотвращать образование скоплений твердых частиц абразивного вещества, обладать смачивающей и пенообразующей способностями. В зависимости от вида и количества применяемых поверхностно-активных веществ зубные пасты могут быть пенящимися или не «пенящимися». Наиболее эффективны пенящиеся пасты. Они обладают повышенной очищающей способностью, легко вымывают остатки пищи, хорошо удаляют зубной налет.

По характеру действия зубные пасты делятся на:

– лечебно-профилактические;
– противовоспалительные, содержащие растительные препараты;
– солевые;
– применяемые при лечении стоматитов;
– противокариесные.

4. Зубные эликсиры, жевательные резинки, зубные нити

Зубные эликсиры являются вспомогательным средством, которое можно использовать для гигиенического ухода за полостью рта и в профилактических целях.

Все зубные эликсиры так же, как и зубные пасты, можно разделить на 2 группы: гигиенические и лечебно-профилактические. Основное назначение гигиенических эликсиров – дезодорация полости рта, поэтому они, как правило, применяются в виде полосканий после чистки зубов. К водно-спиртовому раствору, составляющему их основу, добавляют различного рода ароматические вещества.

Прошли времена, когда жевать жвачку было просто модно. В результате научных исследований выяснилось, что жевательная резинка в два раза уменьшает отрицательное воздействие кислоты на зубы. Это тот случай, когда приходится верить рекламе. Кроме того, в нужный момент она с успехом может заменить зубную щетку, например, в дороге или на работе.

В разных случаях используются разные жевательные резинки.

«Аэроволны» без сахара от Wrigley и жевательное драже «Mentos Cool Chew» обеспечивают свежее, свободное дыхание.

«Ice White» от Wrigley без сахара с мятой перечной сохраняет природную белизну зубов.

Для укрепления зубов: стоматологическая жевательная резинка «Dirol» без сахара содержит необходимый зубам кальций.

Для защиты от кариеса: «White Orbit» без сахара от Wrigley способствует очищению полости рта слюной и уменьшает содержание в ней кислот.

Межзубное пространство вычистить обычным способом непросто. Именно там и начинается чаще всего процесс кариеса. Возьмите нить длиной 50 см и накрутите ее на указательные пальцы обеих рук так, чтобы между ними остался натянутый отрезок. Этот отрезок введите между зубами и двигайте его вперед и назад. Перейдя на следующее место, используйте новый отрезок нити. Новичкам лучше выбирать вощеную нить. Она более гладкая и легче скользит. Опытный человек может пользоваться невощеной нитью: она лучше вычищает межзубное пространство. Для больших щелей между зубами подходит так называемая зубная лента. Она несколько толще и грубее, чем зубная шелковая нить. Попросите стоматолога показать вам, как правильно ею пользоваться (см. рис.).

5. Современная стоматология

Хорошие зубы играют такую же важную роль, как и хорошая одежда: ведь ровные белые зубы меняют даже выражение лица, не говоря уже о повышении самооценки. С безупречными зубами, как правило, не рождаются. Однако современная стоматология может предложить действенную помощь в решении практически любой проблемы, связанной с зубами. Идет ли речь о щербинке между зубами или неправильном прикусе, дантист-косметолог, как чародей, исправит все. Отломанные кусочки зуба он сможет приклеить, отверстие на месте выпавшего или удаленного зуба заделать, кривые зубы выровнять, а желтый налет убрать.

В наши дни врачи не просто предлагают качественное лечение зубов, они заботятся о красоте вашей улыбки.

Венир – скорлупка из керамики или пластмассы, которая приклеивается на зуб. Этот метод применяется при плохом цвете эмали или для создания оптического эффекта выравнивания зубов. Недостаток метода: чтобы прикрепить венир, надо обточить до 1,5 мм зубной эмали. Искусственную оболочку нельзя снять, а держится она около 10 лет. После того, как вениры ставились дважды, рекомендуется надевать на зубы коронки.

Контуринг – это метод моделирования зубов с помощью так называемых композитных материалов. Идеально подходит для заделывания щербин и исправления кривых зубов. Композиты состоят из искусственной смолы и кристаллического или «стеклянного» порошка. Они наносятся слоями на зуб и закрепляются ультрафиолетом. Потери зубной ткани незначительны. При этом методе шлифуется и обрабатывается только поверхность зуба. Недостаток: к сожалению, этот материал очень хрупкий и подвержен пигментным изменениям из-за наличия в его составе искусственной смолы.

Приложения

1. Как майя украшали зубы

Обширными знаниями о структуре зубов обладали индейцы майя, заселявшие в свое время территорию Юкатанского полуострова. Но использовали они эти знания несколько своеобразно – подвергали зубы определенной обработке, преследуя ритуальные и религиозные цели. Ряд исследователей предполагают, что обработанные зубы являлись своего рода украшением. И как не согласиться с такой версией, если майя имели обыкновение… инкрустировать резцы и клыки самоцветами – жадеитом, кварцем, гематитом, бирюзой и т.д.? Углубления под камни они проделывали в живых (!) зубах, пользуясь при этом палочкой, изготовленной из меди. Вращая ее между ладонями, они проделывали в эмали и дентине зуба совершенно круглую впадину. Рентгеновские исследования фрагментов челюстей, найденных при раскопках, показали, что камень никогда не вставлялся в зуб с поврежденной пульпой. Камни обрабатывались настолько точно, что многие из них сохранились в зубах на целые столетия.

2. Пловцы, берегите зубы!

Занятия плаванием в бассейне; несомненно, укрепляют мышцы, но, как выяснили американские стоматологи, отрицательно сказываются на зубах. Вода в бассейнах содержит химические добавки, разрушающие белок в слюне. На зубах образуется темный налет. Ничего страшного в этом нет, главное – вовремя обратится к врачу и не забывать чистить зубы сразу после бассейна.

3. Информационный лист

Сущность

1. Зубы – это...

2. Функции зубов:

1.
2.
3.

3. Строение зуба:

Внешнее
1 –
2 –
3 –

Внутреннее
4 –
5 –
6 –
7 –

4. Типы зубов:

5. Зубная формула

Результаты практической работы:

6. Аномалии зубов и их причины

7. Прикус – это...

8. Заболевания зубов

Кариес –
Пульпит –
Пародонтит –
Зубной камень –

Внести коррективы в свою зубную формулу
(обозначить в таблице поврежденный зуб
звездочкой, запломбированный – точкой)
Сделать общий вывод о состоянии
своей зубной системы

9. Гигиена полости рта

Зубная щетка – должна меняться не реже...
Зубная паста – должна содержать...
Зубной эликсир – применяется с целью...
Зубная нить – это...

Правила ухода за зубами

1. Не следует применять для чистки зубов растворы кислот и щелочей.
2. При чистке зубов следует щадить десневой край.
3. После использования зубную щетку нужно тщательно промывать в проточной теплой воде.
4. Необходимо иметь индивидуальную зубную щетку и менять ее через каждые 4 месяца.

Гигиенические требования профилактики зубных заболеваний

1. Ежедневно утром и перед сном чистите зубы и язык.
2. После каждого приема пищи тщательно прополаскивайте полость рта.
3. Каждые 6 месяцев проходите осмотр в стоматологическом кабинете.
4. При жевании пользуйтесь равномерно всеми зубами.
5. Не грызите сахар, орехи, косточки.
6. Не употребляйте сразу после горячей пищи холодные напитки.


Пищеварительная система рыб представлена пищеварительным трактом и пищеварительными железами.

Пищеварительный тракт включает:

1) ротовую полость;

2) глотку;

3) пищевод;

4) желудок;

5) кишечник.

В зависимости от характера питания рыб эти отделы значительно различаются. Круглоротые имеют ротовой аппарат сосущего типа, он начинается с присасывательной воронки, на дне которой расположено ротовое отверстие. На внутренней поверхности воронки расположены роговые зубы. В глубине воронки имеется мощный язык с зубчиками. При помощи воронки круглоротые присасываются к жертве и языком просверливают ее тело. Около языка имеются парные слюнные железы, которые выделяют в рану вещества, препятствующие свертыванию крови и растворяющие белки. Таким образом, в ротовую полость поступает частично переваренная пища.

Хищные рыбы имеют большой хватательный рот, вооруженный зубами. Многие бентосоядные рыбы имеют всасывательный рот в виде трубки (карповые, морская игла); планктоноядные - большой или средний рот с мелкими зубами или без них (сиги, сельди и др.); перифитоноядные - рот в виде поперечной щели, расположенной на нижней стороне головы, нижняя губа покрыта роговым чехликом (подуст, храмуля).

У большинства рыб в ротовой полости на челюстях имеются зубы, представляющие собой видоизмененную плакоидную чешую. Зуб включает:

1) витродентин (наружный эмалеподобный слой);

2) дентин (пропитанное известью органическое вещество);

3) пульпу (полость, заполненная соединительной тканью с нервами и кровеносными сосудами).

Зубы, как правило, не имеют корней и по мере изнашивания заменяются новыми. У цельноголовых и двоякодышащих рыб зубы растут непрерывно; у многих мирных видов зубов в ротовой полости нет (карповые).

Зубы могут находиться не только на челюстях, но и на других костях ротовой полости и даже на языке. Хищные рыбы имеют острые, загнутые назад зубы, которые служат для схватывания и удерживания добычи. У многих скатов зубы плоские. У зубаток передние зубы конические и предназначены для схватывания добычи, а боковые и задние уплощенные - для раздавливания раковин моллюсков и др.

Настоящего языка, имеющего собственную мускулатуру, рыбы не имеют. Его роль выполняет непарный элемент подъязычной дуги (копула).

Ротовая полость рыб переходит в глотку, стенки которой пронизаны открывающимися наружу жаберными щелями с жаберными дугами. На внутренней стороне жаберных дуг располагаются жаберные тычинки, строение которых зависит от характера питания рыб. У хищных рыб жаберные тычинки малочисленные, короткие и предназначены для предохранения жаберных лепестков и удерживания добычи; у планктофагов - многочисленные, длинные, служат для отцеживания пищевых организмов. Число жаберных тычинок на первой жаберной дуге для некоторых видов является систематическим признаком (сиговые).

У некоторых рыб в дорзальной стенке глотки развивается особый наджаберный орган, который служит для концентрации мелкой пищи (толстолобик).

Хищные рыбы имеют:

1) верхнеглоточные зубы (на верхних элементах жаберных дуг);

2) нижнеглоточные зубы (на пятой недоразвитой жаберной дуге).

Глоточные зубы имеют вид площадок, покрытых мелкими зубчиками и служат для удержания добычи.

У карповых рыб сильно развиты нижнеглоточные зубы, которые расположены на пятой недоразвитой жаберной дуге. На верхней стенке глотки у карповых находится твердое роговое образование - жерновок, который участвует в перетирании пищи. Глоточные зубы могут быть однорядные (лещ, плотва), двухрядные (густера, шемая), трехрядные (сазан, усач). Глоточные зубы сменяются ежегодно.

В ротовой и глоточной полости рыб имеются железы, слизь которых не содержит пищеварительных ферментов, но облегчает проглатывание пищи.

Глотка переходит в короткий пищевод. У представителей отряда иглобрюхообразных пищевод образует воздушный мешок, который служит для раздувания тела.

У большинства рыб пищевод переходит в желудок. Строение и размеры желудка связаны с характером питания. Так, щука имеет желудок в виде трубки, у окуня - слепого выроста, некоторые рыбы имеют изогнутый желудок в виде буквы V (акулы, скаты, лосось и др.), который состоит из двух отделов:

1) кардиального (переднего);

2) пилорического (заднего).

У круглоротых пищевод переходит в кишечник. У некоторых рыб желудка нет (карповые, двоякодышащие, цельноголовые, морские петухи, многие бычки, морской черт). Пища у них из пищевода поступает в кишечник, который делится на три отдела: передний, средний и задний. В переднюю часть кишечника впадают протоки печени и поджелудочной железы.

Для увеличения всасывательной поверхности кишечник рыб имеет ряд особенностей:

1) складчатая внутренняя поверхность;

2) спиральный клапан - вырост стенки кишки (у круглоротых, хрящевых рыб, хрящевых и костных ганоидов, двоякодышащих, кистеперых, лососевых);

3) пилорические придатки (сельдевые, лососевые, скумбриевые, кефалевые); придатки отходят от переднего отдела кишечника, у песчанок - один придаток, у речного окуня - три, у макрели - около 200; у осетровых пилорические придатки срослись и образовали пилорическую железу, открывающуюся в кишечник; количество пилорических придатков у некоторых видов является систематическим признаком (лососевые, кефалевые);

4) увеличение длины кишечника; длина связана с калорийностью пищи; у хищных рыб - короткий кишечник, у толстолобика, питающегося фитопланктоном, длина кишечника в 16 раз больше длины тела.

Кишечник заканчивается анальным отверстием, которое обычно расположено в задней части туловища впереди полового и мочевого отверстий. У хрящевых и двоякодышащих рыб сохраняется клоака.

Пищеварительные железы. В передний отдел кишечника впадают протоки двух пищеварительных желез: печени и поджелудочной железы.

Хрящевые рыбы имеют крупную трехдольчатую печень (10-20% массы тела). У костистых рыб печень может состоять из одной, двух или трех долей. Печень вырабатывает желчь, которая эмульгирует жиры и усиливает перистальтику кишечника. В печени происходит также обезвреживание ядовитых веществ, поступающих из кишечника, осуществляется синтез белков и углеводов, накапливаются гликоген, жир, витамины (акулы, тресковые).

Хрящевые и крупные осетровые рыбы имеют обособленную поджелудочную железу. У многих рыб ткань поджелудочной железы находится в печени и называется гепатопанкреасом (карповые), у некоторых рыб она расположена вблизи желчного пузыря и его протоков, селезенки, в кишечном мезентерии. Поджелудочная железа выделяет в кишечник ферменты, переваривающие жиры, белки и углеводы. Островковые клетки (эндокринные) вырабатывают гормон инсулин, регулирующий уровень сахара в крови.

Полагают, что пилорические придатки наряду с увеличением всасывательной поверхности несут ферментативную функцию. Помимо собственных пищеварительных ферментов у растительноядных видов рыб в пищеварении участвуют ферменты, выделяемые постоянно живущими в кишечнике микроорганизмами (симбиотическое пищеварение).



Зуб – это орган ротовой полости, состоящий из таких элементов как коронка, шейка и корень. Несколько полостей зубов имеют свой уникальный биохимический состав, форму, и отличаются у ребенка и взрослого человека. Каждый элемент зубного ряда отвечает за правильное жевание, дикцию, форму лица. Большую часть зуба занимает дентин, покрытый эмалью и цементом, орган имеет собственный нервный аппарат, лимфатические и кровеносные сосуды. У взрослого человека в норме имеется от 28 до 32 зубов, у ребенка в молочном прикусе имеется 20 зубов. У каждого человека зубы разные, отличается их форма, они имеют уникальный наклон, но схема прорезывания никогда не меняется.

Ранее строение зуба у ребенка и взрослого человека сильно отличалось. Современная стоматология уже никогда не повстречает резцов конической формы у здорового человека. Со временем поменялась схема зубного ряда, жевательные коэффициенты и многие другие характеристики, что связано с изменением питания.

Что собой представляет зуб

Идеального зубного ряда с ровными зубами на нижней и верхней челюсти не существует, отличается форма резцов и клыков, которые придают уникальность зубному ряду каждого взрослого человека и ребенка. Корни каждого органа также отличаются, у жевательных их может быть три или четыре, а у третьего моляра на верхней и нижней челюсти их может быть до пяти. Отсутствие этой коронки, то есть зуба мудрости является нормой, он может прорезаться до 40 лет. Внутри полостей каждый орган зубного ряда имеет соединительную ткань, которая пронизана кровеносными сосудами и нервами, что определяется как пульпа.

Сначала у человека прорезываются молочный прикус или временный, который имеет 8 моляров, 8 резцов и 4 клыка, всего их 20. Постоянный прикус у взрослого человека состоит из 8 премоляров, 8 резцов, 4 клыков и 12 моляров

Молочный прикус начинает прорезываться уже в шесть месяцев, в три года уже есть последние временные коронки, и с 5 до 13 лет временный прикус меняется на постоянный. В период смены прикуса можно наблюдать такую аномалию как сверхкомплектные зубы, когда присутствует молочный и постоянный зубной ряд. В стоматологии такое чаще наблюдается в области резцов.

Орган на верхней и нижней челюсти имеет три основные элемента:

  • корень – это невидимая часть зуба, находится в углублении челюсти и выполняет функцию удержания зуба в кости;
  • шейка - это промежуточная часть между коронкой и корнем зуба, в норме она находится в краевой области десны, где заканчивается эмаль, появление кариозных полостей и другие патологии могут приводить к ее оголению;
  • коронка – это уже видимая часть, которая чаще всего подвержена образованию кариозных полостей и другим патологиям;
  • связочный аппарат зуба на верхней и нижней челюсти состоит из соединительных волокон, которые поддерживают корень и шейку зуба, челюсти в районе шейки имеет горизонтальное направление и с десной формируют круговую связку органа.

Состав полостей зуба

Орган имеет три основные виды тканей: цемент, дентин и эмаль.

Дентин – это коллаген, пропитанный минеральными солями, что придает ему прочность. Ткань пронизана тонкими канальцами, в которых расположены одонтобласты, обеспечивающие рост и развитие зуба. Это живая ткань, в которой постоянно происходят обменные процессы.

Состав эмали – это неорганические вещества, по своей прочности она близко к алмазу. Также ее состав представлен эмалевыми призмами, отвечающими за прочность, а покрыта она эмалевой кожицей.

Пульпа или, как еще называют, нерв имеет следующий состав у резцов, жевательных зубов и клыков:

  1. Одонтобласты имеются на поверхности зубных полостей и проникают в канальцы дентина, что позволяет совершать обменные процессы в таком прочном органе;
  2. Кровеносные и лимфатические сосуды, которые осуществляют питание и защиту зуба;
  3. Нервные отростки, которые отвечают за чувствительность всех полостей органа.

Это самая чувствительная часть, которая имеет множество функций, включая защиту и восстановление. Скопление большого количества нервных окончаний и сосудов приводит к сильному болевому синдрому в случае воспалительного процесса.

Цемент покрывает корень зуба, как эмаль коронку, и его основной функцией является удержание связочного аппарата. Состав его близок с костной тканью человека.

Биохимический состав

У ребенка и взрослого человека каждый орган зубного ряда на верхней и нижней челюсти состоит из кальцинированной ткани, и основной является дентин, покрытый эмалью. По составу каждые части зуба разные, они имеют уникальное функциональное назначение и биохимический состав. Основными компонентами можно выделить минералы, неорганические соединения, органические соединение и воду.

Процент влажной массы:

  • эмаль на 2,3% состоит из воды, дентин на 13,2%, пульпа на 30%, цемент на 36%;
  • эмаль на 1,7% состоит из органических соединений, дентин на 18, 5%, пульпа на 39% цемент на 21%;
  • эмаль на 96% состоит из неорганических соединений, дентин на 69%, пульпа на 25%, цемент на 42%.

Основой сухой массы является кальций, также ткани содержат магний, фосфор, калий, натрий и другие микроэлементы. Органическими составными зуба являются органические кислоты, белки, гормоны, липиды, ферменты, витамины, нуклеиновые кислоты.

Основная часть – это растворимые и нерастворимые белки. Растворимые выполняют в основном защитную, термичную, транспортную и другие функции. Наибольшее количество глобулина и альбумина сосредоточено в пульпе, а также в ее состав входят ферменты гликолиза, трикарбоновые кислоты. Основными растворимыми ферментами пульпы являются кислая и щелочная фосфатаза, именно они принимают участие в непосредственном минеральном обмене тканей органа.

Форма коронок у ребенка и взрослых

Формы жевательных органов, клыков, резцов отличаются, так как они выполняют разные функции. У рыб они, к примеру, конической формы, что позволяет им охотиться, но у человека все устроено по-другому.

Передняя группа зубного ряда - резцы долотовидной формы, они необходимы для разрезания и захватывания пищи. За резцами расположены клыки конусовидный формы, они, как и резцы однокоренные. В этой области чаще всего изменяется строение зуба и появляются аномалии в виде коронок конической формы. Клыки имеют клинообразный форму, выпуклую переднюю поверхность, у них есть бугорок на режущей части, что дает органу специфическую форму.

Следующим органом на верхней и нижней челюсти будет первый моляр призматической формы с выпуклой язычной и щечной поверхностью. Корни первых моляров раздвоены, и расположены со щечной и язычной стороны.

Второй премоляр на верхней и нижней челюсти имеет схожую форму, но его щечная поверхность больше. Корни вторых премоляров конусообразный формы. Затем идет самый крупный зуб челюсти - первый моляр, коренной зуб. Форма его коронки прямоугольная, жевательная поверхность в форме ромба, имеет четыре бугорка, которые отвечают за пережевывание. Он имеет три корня, они прямые, делятся на два щечных и один небный.

Особенности зубного ряда у человека и животных

Строение зуба простейшей конической формы современная стоматология не увидит уже никогда. Стандартное строение зубного ряда у ребенка и взрослого человека на верхней и нижней челюсти значительно отличается от полостей некоторых животных. Практически все виды животных нуждаются в защите и нападении, потому коронки конической формы, отсутствие характерных для человека резцов, бивни у них присутствуют и по сей день. У рыбы, помимо зубов конической формы, зубной ряд присутствует и в глотке.

У хищников коронки конической формы и наличие острейших резцов на верхней и нижней челюсти, а также особенный состав полостей, обеспечивает хорошее разрывание пищи, в особенности сырого мяса.

У человека корни зубного ряда слабее, анатомическое строение зубов приспособлено к переживанию преимущественно мягкой пищи. Прямые корни на нижней и верхней челюсти, наличие чувствительных полостей, отсутствие органов конической формы уже не дает возможности разрывать пищу. Аномалии формы на сегодня не исключены, и неправильные органы конической формы могут стать для человека проблемой.

Лечение зубов – современная стоматология

Стоматология разделена на несколько направлений, каждый раздел занимается отдельными проблемами зубного ряда у взрослого и ребенка.

Описание направлений в стоматологии:

  • детская стоматология – изучает строение зуба молочного прикуса у ребенка;
  • терапевтическая стоматология – занимается лечением твердых тканей зуба;
  • хирургическая стоматология – изучает строение зуба и его корневой части, занимается удалением коронок и корней, лечением камней в слюнных железах, челюстно-лицевой пластикой;
  • ортопедическая стоматология – занимается исправлением формы и положения зубного ряда у ребенка и взрослых;
  • эстетическая стоматология – делает улыбку привлекательной, исправляет сложные дефекты (сверхкомплектные коронки конической формы, стертость эмали, изменение цвета зубного ряда);
  • ортодонтическая стоматология – занимается исправлением прикуса зубного ряда, устраняет эстетические проблемы.

Стоматология преследует три основные цели – сохранение целостности челюстного ряда, улучшение эстетики и восстановление жевательной функции.


Рыбы

Зубная система - гомодонтная (зубы одинаковые). Зубы имеют коническую форму, обращены назад, служат для удержания пищи, располагаются по краю черепа, у некоторых на всей поверхности ротовой полости.

Слюнных желез в ротовой полости нет, т.к. они пищу загла­тывают с водой. Язык примитивный, в виде двойной складки слизи­стой оболочки. Крыша ротовой полости образована основанием моз­гового черепа - первичное твердое небо. Ротовое отверстие окружено кожными складками - губами, которые неподвижны. Общая ротоглоточная полость.

Плакоидная чешуя хрящевых рыб представляет собой пластинку с положенным на ней шипом. Пластинка лежит в кориуме вершина шипа через эпидермис выдается наружу. Вся чешуя состоит из денти­на, образованного клетками кориума, вершина шипа покрыта эма­лью, образуемой клетками базального слоя эпидермиса.

Более крупные и усложненные плакоидные чешуи располагаются в челюстях, образуя зубы. В сущности, зубы всех позвоночных - это измененные плакоидные чешуи предков.

Земноводные

Зубная система гомодонтная. Зубы у ряда земноводных распола­гаются не только на альвеолярной дуге им, как и рыбам, свойствен полифиодонтизм.

Появляются слюнные железы, секрет которых не содержит фер­ментов. В языке располагаются мышцы, определяющие его собственную подвижность. Крыша ротовой полости - тоже первичное твердое небо. Губы неподвижны Общая ротоглоточная полость.

Пресмыкающиеся

Зубная система у современных рептилий гомодонтная , ядовитые пресмыкающиеся имеют специальные зубы, по которым яд стекает в ранку от укуса. Зубы располагаются в один ряд. У некоторых вымер­ших форм обнаруживается начальная дифференцировка. Всем репти­лиям свойствен полифиодонтизм.

Слюнные железы развиты лучше, среди них выделяют подъязыч­ные, зубные и губные. Секрет желез уже содержит ферменты.

У ядовитых змей задняя пара зубных желез преобразована в ядо­витые, секрет содержит токсины (яд).

Язык закладывается из трех зачатков: один - непарный и два - парных, лежащих впереди непарного. Парные зачатки позже сраста­стаются. У большинства рептилий это срастание неполное и язык раздво­ен.

Возникают зачатки вторичного твердого неба в виде горизонталь­ных костных складок верхней челюсти, которые доходят до середины и делят ротовую полость на верхний отдел - дыхательный (носоглоточный) и нижний - вторичную ротовую полость. Губы не­подвижны.

Млекопитающие

Зубы гетеродонтные , т.е. дифференцированные: различают рез­цы (incisivi), клыки (canini), малые коренные (praemolares) и коренные (molares). У ластоногих и зубатых китов зубы не дифференцированы. Зубы сидят в альвеолах, на альвеолярных дугах челюстей основание зуба сужается, образуя корень.

Резцы и клыки весьма сходны с коническими зубами предков (рептилий), коренные зубы подверглись наибольшим эволюционным преобразованиям и впервые возникли у зверозубых ящеров.

В связи с дифференцировкой зубов увеличивается продолжительность функционирования. В онтогенезе существует две смены зубов (дифиодонтизм ): резцы, клыки и большие коренные имеют две генерации (молочные и постоянные); малые коренные - только одну.

Общее количество зубов у разных отрядов – разное: например, у слонов - 6, волка - 42, кошек - 30, зайцев - 28, у большинства приматов и человека-32.

Слюнные железы млекопитающих многочисленны: это и мелкие - язычные, щечные, небные, зубные - гомологичные железам рептилий, и крупные - подъязычные, подчелюстные, околоушные. Из них первые две появились в результате дифференцировки подъязычной желе­зы рептилий, а околоушные - новое приобретение млекопитающих. В ротовой полости - у высших млекопитающих появляются крупные скопления лимфатической ткани - миндалины.

Язык также, как и у пресмыкающихся, развивается из трех зачатков. Вторичное твердое небо становится сплошным, полностью отделя­ется полость рта от полости носа, чем достигается независимость функций ротовой полости и дыхания. Кзади твердое небо продолжа­ется в мягкое - двойная складка слизистой, отделяющая ротовую полость глотки. Поперечные валики твердого неба способствуют перетиранию пи­щи. У человека они постепенно исчезают после рождения.

Губы мясистые у сумчатых и плацентарных, подвижны, что связа­но со вскармливанием детенышей молоком. Губы, щеки и челюсти ограничивают пространство, называемое преддверием рта.

У человека зубная формула 2123

2123 (половина верхней и нижней челюсти).

Зубы, по сравнению с другими приматами, уменьшились в размерах, особенно клыки, они не выступают из зубного ряда и не перекрываются. Исчезли диастемы (промежутки между зубами) в верхних и нижних челюстях, зубы стали в плотный ряд, зубная дуга получила округлую (параболическую) форму.

Моляры имеют четырехбугорчатую форму. Последняя пара моляров, "зубы мудрости", прорезываются поздно - до 25 лет. Они явно рудиментарны, уменьшены в размерах и часто слабо дифференцированы.

Во время жевания нижняя челюсть может совершать вращательные движения по отношению к верхней, благодаря непере­крыванию редуцированных клыков и комплементарно расположен­ным буграм жевательных зубов обеих челюстей.

Атавистические аномалии ротовой полости человека:

а) редкая аномалия - гомодонтная зубная система, все зубы кони­ческой формы;

б) трехбугорчатые коренные зубы;

в) прорезывание сверхкомплектных зубов, т.е. у человек возмож­но образование большего, чем 32, количества зубных зачатков;

г) отсутствие "зубов мудрости";

д) весьма редкий порок развития языка - раздвоенность его конца, как результат несращения парных зачатков в эмбриогенезе;

е) нарушение срастания (оно должно произойти к концу восьмой недели эмбриогенеза) костных горизонтальных складок которые об­разуют твердое небо, приводит к незаращению твердого неба и фор­мированию порока, известного под названием "волчья пасть";

ж) расщелина верхней губы ("заячья губа") возникает за счет неполного срастания формирующих верхнюю губу кожно-мезодермальный выростов, два из которых (латеральные) растут от верхней челюсти, а один (центральный) - от лобно-носового отростка.



Начинается во рту с зубами, которые используются для захвата добычи или собирания растительной пищи. Форма рта и структура зубов могут сильно различаться, в зависимости от вида пищи, обычно едят.

Строение рыб: зубы

Большинство рыб являются хищниками, питаются маленькими беспозвоночными или другими рыбами и имеют простые конические зубы на челюстях или, по крайней мере, на некоторых из костей верхней части рта и на специальных жаберных структурах прямо перед пищеводом. Последние называют еще горловыми зубами. Большинство хищных рыб проглатывают свою жертву целиком, а зубы используются для схватывания и удержания добычи.

У рыб существует множество видов зубов. Некоторые, такие как акулы и пираньи, имеют режущие зубы для откусывания кусков от своих жертв. Рыба-попугай имеет рот с короткими резцами, зубами для разгрызания кораллов и прочные горловые зубы для дробления пищи. У сомов есть маленькие кистевидные зубы, расположенные рядами на челюстях и необходимые для соскабливания растений. Многие рыбы вообще не имеют зубов в челюсти, но у них есть очень сильные зубы в горле.

Горло

Пищеварительная система рыб включает также такой орган, как горло. Некоторые рыбы собирают планктонные продукты, отталкивая их от жаберных полостей многочисленными удлиненными жесткими стержнями (жаберными ракерами). Пища, собранная на этих стержнях, передается в горло, где она проглатывается. У большинства рыб есть только короткие жаберные ракеры, которые помогают удерживать частицы пищи, выходящие из полости рта в жаберную камеру.

Пищевод и желудок

Достигнув горла, пища входит в короткий, часто сильно растягивающийся пищевод, простую трубку с мускульной стенкой, ведущей в желудок. В зависимости от рациона этот орган пищеварительной системы рыб может сильно различаться у разных видов.

У большинства хищных рыб желудок - это простая прямая или изогнутая трубка или сумка с мышечной стенкой и железистой подкладкой. Пища в основном переваривается и покидает желудок уже в жидкой форме.

Кишечник

Находящиеся между желудком и кишечником каналы переходят в пищеварительную трубку от печени и поджелудочной железы. Печень - это большой, четко выраженный орган. Поджелудочная железа может быть внедрена в нее, проходить через нее или быть разделенной на мелкие части, распространяющиеся вдоль определенной части кишечника. Соединение между желудком и кишечником отмечено мускульным клапаном, где встречаются у некоторых рыб так называемые слепые мешочки, которые выполняют пищеварительную или абсорбирующую функцию.

Такой рыб, как кишечник, довольно изменчив по длине, в зависимости от питания. Он короткий у хищников и относительно длинный и свернутый у травоядных видов. Кишечник - это прежде всего орган пищеварительной системы рыб, который необходим им для поглощения питательных веществ в кровоток. Чем больше его внутренняя поверхность, тем выше ее поглощающая эффективность, а расположенный там спиральный клапан является одним из способов увеличения поверхности поглощения.

Пищеварительная система рыб плавно переходит в выделительную

Непереваренные вещества передаются наружу через анус у большинства костистых рыб. У легочных рыб, акул и некоторых других конечный продукт пищеварения сначала проходит через клоаку, общую полость-отверстие в кишечнике и протоки мочеполовой системы.

Органы, которые участвуют в пищеварительным процессе

Печень присутствует у всех рыб. Поджелудочная железа, которая является экзокринным и эндокринным органом, может быть дискретным системы рыб или может располагаться в печени или в пищевом канале. У акул, например, поджелудочная железа относительно компактна и обычно хорошо развита в отдельный орган. Пищеварительная система костных рыб немного отличается. Поджелудочная железа как бы рассеивается в печени с образованием гепатопанкреаса.

Желчный пузырь является рудиментарным у морских рыб, но может присутствовать и у других, например речных, рыб. Проходя через пищеварительный канал, пища разлагается физически и химически и в конечном итоге переваривается. Деградированные продукты поглощаются, и этот процесс происходит, главным образом, через стенку кишечника.

Непереваренная пища и другие вещества в пищевом канале, такие как слизь, бактерии, десквамированные клетки и желчные пигменты и детрит, выделяются как фекалии. Перистальтическое движение и локальные сокращения играют важную роль и помогают пищевому продукту проходить через кишечник. Местное сокращение вытесняет содержимое кишечника проксимально и дистально.

Части пищевого канала рыб и земноводных

Частями пищевого канала, с которого берет начало пищеварительная система рыб и земноводных, являются рот и пищевод. Губы, буккальная полость и глотка считаются некаблярной частью, тогда как желудочно-кишечный тракт пищевода, кишечника и прямой кишки пищеварительного тракта являются трубчатыми по своей природе и выделяются как трубчатая часть пищевого канала.

Механизм кормления

В большинстве случаев достигаемая ртом пища всасывается в него, увеличивая его буккальные и оперкулярные полости. Давление в щечной и оперкулярной полостях и давление воды вокруг рыбы чрезвычайно важны для всасывания и удержания добычи. Механизм питания у рыб очень сложный. Как правило, существует несколько видов стимулов для кормления.

Общие факторы, влияющие на внутреннюю мотивацию или побуждения для поиска пропитания, включают сезон, время суток, интенсивность света, время и характер последнего приема пищи, температуру и любой внутренний ритм. Взаимодействие визуальных, химических, вкусовых и латеральных факторов определяет, когда, как и чем рыба будет питаться. Среди костистых видов около 61,5% являются всеядными, 12,5% - плотоядные и около 26% - травоядные.

Распределение видов с различными пищевыми привычками

  1. потребляют около 70% одноклеточных и нитевидных водорослей и водных растений. В дополнение к растительному материалу они также потребляют 1-10% животного корма. Особенностью строения пищеварительной системы рыб-вегетарианцев является длинный и спирально закрученный кишечник.
  2. Плотоядные рыбы, в отличие от травоядных, имеют более короткую кишку, прямой кишечник с малым количеством катушек. Некоторые из хищников охотятся на мелкие организмы и потребляют дафний и насекомых.
  3. Ядовитые рыбы потребляют как растительную, так и животную пищу. Грязь и песок также встречаются в их пищевом канале. Длина их кишечника имеет промежуточное значение между кишечниками плотоядных и травоядных рыб.

Особенности пищеварения костных видов рыб

Каковы особенности пищеварительной системы костных рыб? Как и у многих других животных, тело рыбы в основном представляет собой длинную трубку, которая немного сплюснута посередине и имеет вокруг себя слой мышц и вспомогательных органов. Эта трубка имеет рот на одном конце и анус или клоаку на другом. Различные вещи происходят в разных частях трубки, и для изучения и понимания даны названия этих частей: рот - глотка - пищевод - желудок - кишечник - прямая кишка.

Однако не все рыбы имеют все эти части, некоторые костистые виды (многие из карповых) не имеют желудка, который встречается только у относительно немногих видов, и то часто в редуцированном виде. Пища вводится в организм через рот, а челюсти костистой рыбы - это практически механический инструмент, заставляющий многие кости работать четко и слаженно.

Особенности хрящевых рыб

У хрящевых рыб, в отличие от костных, нет Поэтому, чтобы держаться на плаву и не опускаться на дно, они должны находиться в постоянном движении. Свои отличия имеет также пищеварительная система хрящевых рыб. Язык, как правило, очень прост, является густой, роговой и неподвижной подушечкой в ​​нижней челюсти, которая часто украшена маленькими зубами.

Рыбам язык не нужен для манипуляций с едой, как это происходит у наземных животных. Зубы большинства рыб являются передними отростками позвоночных зубов с наружным слоем эмали и внутренним сердечником дентина. Они могут быть в передней части рта, вдоль челюстей и глотки, а также на языке.

Через пищевод пища попадает в желудок, а потом в кишечник, который состоит из 3 отделов - тонкого, толстого и прямой кишки. Хорошо развиты поджелудочная железа, печень и спиральный клапан. Ярким представителем хрящевых рыб является акула.

Как и у всех животных, переваривание у рыбы связано с расщеплением съеденной пищи на более мелкие составные части: аминокислоты, витамины, жирные кислоты и т. д. Полученные элементы затем могут быть использованы для дальнейшего развития и роста животного. Разрушение или расщепление съеденного материала называется анаболизмом, создание нового материала называется катаболизмом, и эти два понятия вместе составляют весь метаболизм.