Главная · Температура · Немецкие подводные лодки второй мировой. Подводный флот немцев во времена второй мировой

Немецкие подводные лодки второй мировой. Подводный флот немцев во времена второй мировой

Ржавые остовы субмарин Третьего рейха находят в море до сих пор. Немецкие подводные лодки Второй мировой войны уже не , от которой когда-то зависела судьба Европы. Однако эти огромные груды металла и сегодня окутаны тайнами и не дают покоя историкам, дайверам и любителям приключений.

Запретное строительство

Флот нацисткой Германии носил название «кригсмарине». Значительную часть арсенала нацистов составляли субмарины. К началу войны армию оборудовали 57 подлодками. Потом постепенно было задействовано ещё 1113 подводных машин, 10 из которых были трофейными. За время войны уничтожено 753 субмарин, однако они успели потопить достаточно кораблей и оказать впечатляющее воздействие на весь мир.

После Первой мировой войны Германия не могла строить подлодки по условиям Версальского договора. Но когда к власти пришёл Гитлер, он снял все запреты, заявив, что считает себя свободным от оков Версаля. Он подписал англо-германское морское соглашение, давшее Германии право на подводные силы, равные британским. Позже Гитлер объявил о денонсации соглашения, что полностью развязало ему руки.

Германия разработала 21 тип подлодок, но в основном они сводились к трём типам:

  1. Маленькая лодка типа II была сконструирована для обучения и патрулирования в Балтийском и Северном морях.
  2. Субмарина типа IX использовалась для долгого плавания в Атлантике.
  3. Средняя подлодка типа VII предназначалась для дальних переходов. Эти модели имели оптимальные мореходные качества, а средства для его производства затрачивались минимальные. Поэтому таких субмарин было построено больше всего.

Немецкий подводный флот обладал такими параметрами:

  • водоизмещение: от 275 до 2710 тонн;
  • надводная скорость: от 9,7 до 19,2 узлов;
  • подводная скорость: от 6,9 до 17,2 узлов;
  • глубина погружения: от 150 до 280 метров.

Такие характеристики говорят о том, что субмарины Гитлера были самыми мощными среди всех стран-противников Германии.

«Волчьи стаи»

Командующим субмаринами был назначен Карл Дениц. Он разработал стратегию подводной охоты германского флота, которая получила название «волчьи стаи». Согласно этой тактике, субмарины атаковали суда большими группами, лишая их всякой возможности на выживание. Немецкие подлодки охотились в основном на транспортные суда, которые снабжали войска противника. Смысл этого состоял в том, чтобы потопить больше лодок, чем может построить противник.

Такая тактика быстро дала плоды. «Волчьи стаи» орудовали на огромной территории, потопив сотни кораблей противников. Одна только U-48 смогла сразить 52 судна. Причём Гитлер не собирался ограничиваться достигнутыми результатами. Он планировал развивать крингсмарине и построить ещё сотни крейсеров, линкоров и субмарин.

Субмарины Третьего рейха почти поставили на колени Великобританию, загнав её в кольцо блокады. Это заставило союзников срочно разрабатывать контрмеры против немецких «волков», в том числе массово строить собственные подлодки.

Борьба с немецкими «волками»

Помимо субмарин союзников, за «волчьими стаями» стали охотиться оснащённые радарами самолёты. Также в борьбе с немецкими подводными машинами использовались гидроакустические буи, средства радиоперехвата, самонаводящиеся торпеды и многое другое.

Переломный момент произошёл в 1943 году. Тогда каждый потопленный корабль союзников стоил германскому флоту одной субмарины. В июне 1944 года они перешли в наступление. Их целью была защита собственных судов и атака немецких подлодок. К концу 1944 года Германию окончательно проиграла битву за Атлантику. В 1945 году крингсмарине ждал сокрушительный разгром.

Армия немецких подводников сопротивлялась до последней торпеды. Последней операцией Карла Дёница была эвакуация некоторых военно-морских адмиралов Третьего рейха в Латинскую Америку. Перед своим самоубийством Гитлер назначил Денница главой Третьего рейха. Однако существуют легенды, что фюрер вовсе не убил себя, а был переправлен субмаринами из Германии в Аргентину.

Согласно ещё одной легенде, ценности Третьего рейха, в том числе и Святой Грааль, были перевезены субмариной U-530 в Антарктиду на засекреченную военную базу. Эти истории никогда не были официально подтверждены, однако они говорят о том, что немецкие подводные лодки времен Второй мировой ещё долго не будут давать покоя археологам и любителям военной .

21 Мар

Подводный флот немцев во времена Второй мировой

В этой статье вы узнаете:

Подводный флот Третьего Рейха имеет свою интересную историю.

Поражение Германии в войне 1914-1918 года принесло ей запрет на строительство подводных лодок, однако после прихода Адольфа Гитлера к власти кардинально изменило ситуацию с вооружением в Германии.

Создание ВМФ

В 1935 году Германия подписало военно-морское соглашение с Великобританией, результатом которого стало признание субмарин устаревшим оружием, и получение, таким образом, разрешение на их строительство Германией.

Все подводные лодки входили в подчинение Кригсмарине - ВМФ Третьего Рейха.

Карл Демиц

Летом этого же 1935 года фюрер назначает Карла Дёница командующим всеми субмаринами Рейха, на этом посту он находился до 1943 года, когда был назначен главнокомандующим ВМФ Германии. В 1939 году Дёниц получил звание контр-адмирала.

Множество операций разрабатывал и планировал лично он. Через год, в сентябре Карл становится вице-адмиралом, а еще через полтора года получает звание адмирала, в это же время он получает Рыцарский крест с Дубовыми листьями.

Именно ему принадлежит большинство стратегических разработок и идей, применённых во время подводных войн. Дёниц создал из своих подчинённых подводников новую сверхкасту «непотопляемые Пиноккио», а сам получил прозвище «Папа Карло». Все подводники проходили интенсивную подготовку, и знали возможности своей субмарины досконально.

Тактика ведения боя подводными лодками Дёница была настолько талантлива, что получила у противника прозвище «волчьи стаи». Тактика «волчьих стай» была следующей: субмарины выстраивались таким образом, чтобы одна из подводных лодок смогла обнаружить приближение конвоя противника. Нашедшая противника субмарина передавала зашифрованное сообщение в центр, и дальше она продолжала путь уже в надводном положении параллельно противнику, однако довольно удалено за ним. Остальные субмарины наводились центром на конвой противника, и они окружали его как стая волков и нападали, пользуясь численным превосходством. Такие охоты обычно велись в темное время суток.

Строительство


На вооружении ВМФ Германии находилось 31 боевая и учебная флотилия подводного флота.
Каждая из флотилий имела четко организованную структуру. Число субмарин входящих в определенную флотилию могло, меняться. Субмарины часто выводились из состава одного подразделения и вводили в другое. Во время боевых выходов в море командованием занимался одним из командиров оперативной группой подводного флота, а в случаях очень важных операций управление на себя брал командующий подводного флота Бефельсхабером дер Унтерзееботе.

На протяжении войны Германия построила и полностью укомплектовала 1153 субмарины. Во время войны пятнадцать субмарин было изъято у противника, они были введены в «волчью стаю». Турецкая и пять голландских субмарин принимали участия в сражениях, две норвежские, три голландские и по одной французской и английской были учебные, четыре итальянских были транспортные и одна итальянская субмарина, стояла в доках.

Как правило, основными целями субмарин Дёница являлись транспортные суда противника, которые отвечали за обеспечение войск всем необходимым. Во время встречи с судном противника, действовал главный принцип «волчьей стаи» - уничтожить судов больше, чем противник сможет построить. Такая тактика приносила свои плоды с первых дней войны на огромных водных просторах от Антарктиды до Южной Африки.

Требования

Основой нацистского подводного флота были субмарины 1,2,7,9,14,23 серии. В конце 30-х годов Германия в основном строила подводные лодки трёх серий.

Главное требования к первым подлодкам - это применение субмарин в прибрежных водах, такими стали подлодки второго класса, они были просты в обслуживании, хорошо маневренны и могли погрузиться за несколько секунд, но их недостатком был маленький боекомплект, поэтому их сняли с производства в 1941 году.

Во время ведения боя в Атлантике применялась седьмая серия подлодок, разработкой которых изначально занималась Финляндия, они считались самыми надёжными, так как они были укомплектованы шноркелям - устройством, благодаря которому под водой можно было заряжать аккумулятор. Всего их было построено более семисот штук. Для ведения боя в океане использовались субмарины девятой серии, так как они имели большой радиус действия и могли без дозаправки плыть даже в Тихий океан.

Комплексы

Строительство огромной подводной флотилии подразумевало постройку комплекса оборонных сооружений. Предполагалась постройка мощных бетонных бункеров с укрепительными сооружениями для тральщиков и торпедных катеров, с наличием огневых точек и укрытий для артиллерии. Специальные укрытия также строились в Гамбурге, Киле на их военно-морских базах. После падения Норвегии, Бельгии и Голландии Германия получила дополнительные военные базы.

Так для своих субмарин нацисты создали базы в Норвежском Бергене и Тронхейме и французских Бресте, Лорьяне, Сен-Назере, Бордо.

В германском Бремене был оборудован завод по выпуску субмарин 11 серии, оборудован он был в середине громадного бункера возле реки Везер. Несколько баз для субмарин немцам предоставили и японские союзники база в Пенанге и на Малайском полуострове, так же в индонезийской Джакарте и японской Кобе был оборудован дополнительный центр для ремонта немецких субмарин.

Вооружение

Основным вооружением субмарин Дёница были торпеды и мины, эффективность которых постоянно повышалась. Также субмарины были укомплектованы артиллерийскими орудиями 88-мм либо 105-мм калибром, ещё могли быть установлены и зенитные пушки с калибром 20 мм. Однако начиная с 1943 года артиллерийские орудия постепенно снимались, так как эффективность палубного орудия существенно снизилась, а вот опасность авиационной атаки наоборот, заставила усилить мощь зенитного вооружения. Для эффективности ведения подводного боя немецкие инженеры смогли разработать детектор радарного излучения, что позволяло избегать английских радиолокационных станций. Уже в конце войны, немцы стали оборудовать свои подводные лодки большим количеством аккумуляторов, что позволяло развивать скорость до семнадцати узлов, однако окончание войны не позволило перевооружить флот.

Боевые действия

Субмарины участвовали в боевых операциях 1939-1945 года в 68 операциях. За это время субмаринами было потоплено 149 боевых кораблей противника, из них два линейных корабля, три авианосца, пять крейсеров, одиннадцать миноносцев и множество других суден, общим тоннажем 14879472 брутто-регистровые тонны.

Потопление Корейджес

Первой крупнейшей победой «волчьи стаи» стало потопление авианосца «Корейджес». Это произошло в сентябре 1939 года, авианосец был потоплен подлодкой U-29 под командованием капитан-лейтенанта Шухарта. После потопление авианосца субмарину четыре часа преследовали сопровождающие его эсминцы, однако U-29 смогла выскользнуть, почти без повреждений.

Уничтожение Ройял Оук

Следующей блистательной победой стало уничтожение Линкора «Ройял Оук». Произошло это после того как на военно-морскую базу Англии в Скала-Флоу проникла подводная лодка U-47 под командованием капитан-лейтенанту Гюнтера Прина. После этого рейда флот Великобритании пришлось на полгода перебазировать в другое место.

Победа над Арк Ройял

Очередной громкой победой подводных лодок Дёница стало торпедирование Авианосца «Арк Ройял». В ноябре 1941 года субмарины U-81 и U-205, находящиеся возле Гибралтара получили приказ атаковать британские корабли, возвращающиеся с Мальты. В ходе атаки был поражен авианосец «Арк Ройял», сначала британцы надеялись, что смогут отбуксировать подбитый авианосец, однако этого сделать не получилось, и «Арк Ройял» затонул.

С начала 1942 года немецкие подводники начали проводить военные операции в территориальных водах США. Города Соединённых Штатов даже по ночам не были темными, грузовые суда и танкеры перемещались без военного сопровождения, поэтому количество уничтоженных американских судов исчислялось запасом торпед на субмарине, так субмарина U-552.за один выход потопила семь американских кораблей.

Легендарные подводники

Самыми результативными подводниками Третьего Рейха стали Отто Кречмер и капитан Вольфганг Лют, сумевшие потопить по 47 судов с тоннажем свыше 220 тысяч тонн. Наиболее результативной была подводная лодка U-48, экипаж которой потопил 51 судно, с тоннажем около 305 тысяч тонн. Самое длительное время в плаванье пребывала подводная лодка U-196, под командованием Эйтель-Фридриха Кентрата, которая пребывала в плаванье 225 суток.

Оборудование

Для связи с субмаринами использовались радиограммы, зашифрованные на специальной шифровальной машине «Энигма». Великобритания принимала все возможные усилия для получения этого устройства, так как расшифровать тексты по-другому не получалось, однако как только появлялась возможность выкрасть такую машину из захваченной субмарины, немцы первым делом уничтожали устройство и все шифровальные документы. Однако все-таки это им удалось после захвата U-110 и U-505, так же в руки попали и ряд зашифрованных документов. U-110 была атакована глубинными бомбами британцев в мае 1941 года, в результате повреждений субмарина вынуждена была всплыть, немцы планировали сбежать с субмарины и потопить ее, однако потопить её не успели, поэтому лодка была захвачена британцами, и в руки им попала «Энигма» и журналы с шифрами и картами минных полей. Для того, что бы тайна о захвате «Энигмы» была сохранена, из воды спасли весь уцелевший экипаж подводников, сама лодка вскоре была потоплена. Полученные шифры позволяли британцам до 1942 года быть в курсе немецких радиограмм, пока «Энигма» не была усложнена. Взломать этот шифр помог захват зашифрованных документов, находившихся на борту U-559. Она была атакована британскими эсминцами в 1942 году и взята на буксир, там же была найдена и новая вариация «Энигмы», однако субмарина начала быстро идти на дно и шифровальная машина вместе с двумя британскими матросами утонула.

Победы

За время войны немецкие субмарины захватывались много раз, некоторые из них также впоследствии ставились на вооружения флота противника, как например, U-57,ставшая британской подлодкой «Граф», проводившая боевые операции в 1942-1944 годах. Несколько из своих субмарин немцы потеряли из-за наличия брака в устройстве самих подводных лодках. Так субмарина U-377, пошла на дно в 1944 году из-за взрыва своей же циркулирующей торпеды, подробности потопления не известны, так как весь экипаж так же погиб.

Конвой фюрера

На службе у Дёница, так же находилось еще одно подразделение субмарин, получивших название «Конвой фюрера». В секретную группу входило тридцать пять субмарин. Англичане, считали что эти подводные лодки предназначались для перевозки полезных ископаемых из Южной Америки. Однако остаётся загадкой, почему в конце войны, когда подводный флот был почти полностью разрушен, Дёниц не вывел из «Конвоя фюрера» не одной субмарины.

Существую версии, что эти субмарины использовались для контроля над секретной нацистской Базой 211 в Антарктиде. Однако две из субмарин конвоя были обнаружены уже после войны возле Аргентины, капитаны которых утверждали, что перевозили неизвестный секретный груз и двух тайных пассажиров в Южную Америку. Некоторые из субмарин этого «призрачного конвоя» так и не были обнаружены после войны, да и военных документах упоминаний о них почти не было, это U- 465, U-209. Всего историки говорят о судьбе всего лишь 9 из 35 субмарин - U-534, U-530, U-977, U-234, U-209, U- 465, U -590,U-662, U863.

Закат

Началом конца для германских субмарин стал 1943 год, когда начались первые неудачи подводников Дёница. Первые провалы были обусловлены усовершенствованием радара союзников, следующим ударом по субмаринам Гитлера стала нарастающая индустриальная мощь США, они успевали строить корабли быстрее, чем немцы их топили. Даже установление новейших торпед на субмарины 13 серии, не смогли перевесить чашу весов в пользу нацистов. За время войны Германия потеряла почти 80% своих подводников, в конце войны в живых было только семь тысяч.

Однако субмарины Дёница до последнего дня сражались за Германию. Сам Дёниц стал приемником Гитлера, позже арестован и осужден на десять лет.

Категории: / / от 21.03.2017

Подводные лодки Типа VII

Исторические данные

Энергетическая установка

Вооружение

U-Boot Type VII - серия средних дизель-электрических немецких подводных лодок. Состояли на вооружении Кригсмарине . Всего было построено 703 лодки в семи модификациях. Принимали активное участие во Второй мировой войне . В сумме, субмарины Типа VII потопили 6 авианосцев (два были сданы на слом из-за серьёзных повреждений), 2 линкора, 5 крейсеров, 52 эсминца и эскортных миноносцев, а так же десятки других боевых кораблей и тысячи транспортных судов. Всего было потеряно 546 лодок, не считая затопленных своими экипажами в конце войны.

Общие сведения

История создания

На стратегию борьбы на море, повлияло использование подводных лодок в Первой Мировой войне. Урон, нанесенный торговому судоходству стран Антанты от немецких подлодок был огромен. Из-за атак подводных лодок Германии, страны Антанты потеряли 12 миллионов тонн транспортного тоннажа. По Версальскому мирному договору Германии запрещалось иметь подводные лодки, но в середине 20-х годов XX века, руководство рейхсмарине начало строительство средних и малых субмарин. В планах было использовать наиболее удачные проекты подлодок Первой мировой - тип UB III, UC II и UB II.

В 1922 году фирмами «Вулкан», «Германия» и «Везер» создаётся конструкторское бюро под руководством Г.Техеля и штатом в 30 инженеров. Задача этого бюро- создание новых типов подлодок. Рассматривалась возможность создания минных заградителей, которые кроме торпед несли бы и мины. Так же, рассматривалось строительство субмарин водоизмещением 1500 тонн, плавмастерских и лодок с двигателем Вальтера. В этот перечень была включена однокорпусная субмарина с внутренним расположением топливных баков, этой серии было присвоено наименование VII. 10 января 1935 года был утвержден заказ на разработку новой подлодки. Характеристики VII типа:

  • Надводное водоизмещение - 550 т.
  • Глубина погружения - 100 м.
  • Двигатели - 2 дизеля по 1050 л.с каждый.
  • Макс. скорость надводного/подводного хода - 16-17/8-9 узлов.
  • Дальность плавания надводная/подводная - 6000 миль при 8 узлах/75 миль при 4 узлах.

Постройка и испытания

В середине 1935 года случилось сразу два знаменательных события, 18 июля было подписано англо-германское соглашение и в январе 1936 года на пост главнокомандующего подводным флотом был назначен Карл Дёниц . Строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но при этом получило ограничение не более 45 % от тоннажа субмарин вo флоте Великобритании .

Описание конструкции

Модификации

Субмарины Типа VII существовали в семи модификациях:

Тип субмарины Тип VIIA Тип VIIB Тип VIIC Тип VII/C 41 Тип VII/C 42 Тип VIID Тип VIIF
Годы проектирования 1933-1934 гг. 1934-1935 гг. 1937-1938 гг. 1941 гг. 1942-1943 гг. 1939-1940 гг. н.д.
Годы постройки 1935-1937 гг. 1937-1941 гг. 1938-1944 гг. 1941-1945 гг. н.д. 1940-1942 гг. 1941-1943 гг.
Водоизмещение т, надводное/подводное 626/915 753/1040 769/1070 759/1070 999/1369 965/1285 1084/1345
Размеры в м, длина/ширина/осадка 64,5/ 5,9/ 4,4 66,5/ 6,2/ 4,7 67,1/ 6,2/ 4,7 67,23/ 6,2/ 4,7 68,7/ 6,9/ 5,1 76,9/ 6,4/ 5 77,6/ 7,3/ 4.9
Прочный корпус, длина/диаметр в м. 45,5/ 4,7 48,8/ 4,7 49,4/ 4,7 49,4/ 4,7 50,9/ 5 59,8/ 4,7 60,4/ 4,7
Толщина прочного корпуса в мм 16 16 18,5 21,5 28 20,5 20,5
Мощность в л.с., дизелей/электромоторов 2320/ 750 2800/ 750 2800/ 750 2800/ 750 4400/ 750 2800/ 750 2800/ 750
Скорость хода, надводная/подводная 16/ 8 17/ 8 17/ 7,6 17/ 7,6 18,6/ 7,6 16/ 7,3 16,9/ 7,3
Глубина погружения в м, рабочая/предельная 100/ 100 100/ 100 100/ 165 120/ 200 300/ 300 100/ 100 100/ 100
Время погружения в с., срочное/нормальное 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50 30/ 50
Запас топлива в т., нормальный/полный 58,6/ 67 99,7/ 108,3 105,3/ 113,5 105,3/ 113,5 105/ 159 155,2/ 169,4 198,8/ -
Дальность плавания маршевой скоростью в милях 6200 8700 8500 8500 12 600 11 200 14 700
Экипаж, чел. 44 44 44 44 45 44 46

Вооружение

Артиллерийское вооружение

На начало войны артиллерийское вооружение состояло из 88 мм пушки SKC/35 с длиной ствола в 45 калибров и одноствольная зенитная пушка Flak 30 на установке C30/37. Боекомплект для SKC/35 состоял из 220 снарядов, из артпогреба снаряды подавались на палубу вручную, по цепочке. Боезапас для Flak 30 состоял из 1500 снарядов.

В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, активно использовалась артиллерия субмарин. Но уже 26 сентября 1939 года, британское адмиралтейство объявило об планах установки артиллерии на все торговые суда. Спустя месяц, была введена инструкция, в соответствии с которой, экипажу лодки не следовало досматривать торговое судно, а после изучения бумаг доставленных на шлюпке, при наличии контрабанды топить остановленный корабль торпедой.

К тому же, сведение торговых судов в конвои, лишало артиллеристов показать свои навыки стрельбы. В последующем применение артиллерии было разовым. Последний такой случай произошёл 19 сентября 1942 года. У мыса Гаттерас лодка U-701 в ожесточённом надводном бою, потопила американский вооружённый траулер YP-389. 14 ноября 1942 года поступило распоряжение о демонтаже 88 мм орудий.

Это распоряжение было выполнено не сразу и не во всех флотилиях. В первую очередь, модернизации зенитного вооружения со снятием палубной пушки, подвергались лодки дислоцированные на Западе Франции. Многие лодки которые находились на испытаниях и действовали в Норвегии, сохраняли свои орудия до конца 19944 года. Известен такой случай, когда в августе 1944 года, U-745 прибыла из Киля для действий в Финском заливе и ей пришлось вернуться в Готенхафен для демонтажа палубного орудия.

Зенитное вооружение

Зенитное вооружение субмарин Типа VII постоянно наращивалось. На первых модификациях зенитный автомат располагался на палубе позади рубки, но уже в первые месяцы войны он был поднят за ограждение рубки. В начальный период войны авиация союзников не представляла угрозы для немецких подлодок, до конца 1941 года она смогла потопить всего лишь 4 лодки.

В связи с началом воздушного патрулирования Бискайского залива британцами, летом 1942 года были предприняты первые шаги по наращиванию зенитного вооружения на подлодках. Позади стандартного ограждения рубки монтировалась невысокая дополнительная платформа (у немецких подводников она получила прозвище Wintergarten ) для размещения спаренной Flak 30 . Одноствольное орудие на верхней заменялось на двух ствольный 20 мм зенитный автомат MG 151/22 , он отличался меньшими габаритами, начальной скоростью и дальностью стрельбы.

Но с декабря 1942 года, Командование подводного флота, убедившись в не эффективности MG 151/20, отдало распоряжение устанавливать более скорострельные 20 мм пушки Flak 38 . Такая конструкция получила название «рубка 2», («рубка 1»- так именовалась схема с одинарными зенитными автоматами Flak 30 ) одновременно с этим, на релингах мостика монтировались четыре обычных пулемёта MG 34 калибра 7.92 мм.

Уже первые поединки подлодок с самолётами показали, что обилие стволов малого калибра не гарантирует победы над четырёхмоторной летающей лодкой или бомбардировщиком. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37 мм автоматических пушек, спаренных и счетверенных пушек Flak 38 . В 1943 году был утвержден состав зенитного оружия под названием «рубка 4», он предусматривал установку двух спаренных Flak 38 на верхней платформе и Flakvierling 38 на нижней.

8 июня 1943 года лодка U-758 с «рубкой 4» выиграла бой у восьми самолётов с американского авианосца, хотя субмарина получила серьезные повреждения и 11 членов экипажа были убиты и ранены, американцам не удалось ни загнать лодку под воду, ни потопить её. 30 июня Командование подводным флотом издали приказ, согласно которому в поход выпускались только те субмарины, которые получили «рубку 4».

Пока обычные подлодки ожидали переоборудования, было решено создать специальные «зенитные» лодки-ловушки для самолётов. Первой такой лодкой-ловушкой стала U-441. Она получила два Flakvierling 38, спереди и позади рубки и 37 мм полуавтомат SKC/30 в «зимнем саду» . 24 мая на вторые судки похода вела бой с британской летающей лодкой, и потеряв одну из счетверенных установок, смогла сбить её. После этого лодка отправилась на 2-ух месячный ремонт. И уже 12 июля U-441 вышла в Бискайский залив, в бою с британскими самолётами лодка потеряла весь личный состав верхней вахты. В конце 1943 года Командование подводным флотом отдало распоряжение на переоборудование лодок-ловушек в обычные.

В боях весны-лета 1943 года выяснилось что 20 мм автоматы могут причинить фатальные повреждения патрульному самолёту, но не раньше его атаки, которая при упорстве пилота, могла стать фатальной для субмарины. Для того чтобы остановить атакующий самолёт требовалось более дальнобойное оружие. И этим оружием стала автоматическая 37 мм зенитная пушка Flak 42 , она поступила на вооружение в середине 1943 года.

К 1 декабря 1943 года 18 подлодок сменили Flakvierling на Flak 42. Боекомплект к 37 мм пушке составлял 1195 снарядов, к 20 мм- 4260 снарядов. Дальнейшее совершенствование вооружение прекратилось после принятия на вооружение шнорхеля. На этом противоборство субмарин с самолётами закончилось. Наибольших успехов в борьбе с самолётами добились U-333, U-648 которые сбили по 3 самолёта каждая и U-256 которая одержала победы над 4 самолётами.

Торпедное вооружение

Главным оружием субмарин Типа VII являлись торпеды . Для их пуска имелись четыре носовых и один кормовой торпедный аппарат диаметром 533 мм каждый. Лодки модификации А в запасе имели 6 торпед, на следующих модификациях запас торпед возрос благодаря размещению одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и ещё двух торпед в надстройке, но от них отказались в начале 1943 года по причине их частого повреждения в результате атак эскортных кораблей союзников.

Сами торпедные аппараты имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них производилось с помощью специального пневматического поршня, а не сжатого воздуха, это значительно упрощало систему беспузырной стрельбы. Так же, изменение глубины ходи и поворота гироскопа торпед могло осуществляться прямо в торпедных аппаратах через СРП в командной рубке. Ещё одна особенность этих торпедных аппаратов- возможность постановки из них неконтактных мин.

Конструкция аппарата обеспечивала выход торпед на глубинах до 22 метров. Перезарядка аппаратов занимало сравнительно не много времени, всего от 10 до 20 минут для торпед которые хранились внутри прочного корпуса.

Основные модификации торпед подлодок Типа VII

Название Дата поступления на вооружение Взрыватель Прибор самонаведения или маневрирования Прочие изменения
G7a Т1 Начало 20-х годов KHB Pi1 (могла оснащаться KHB Pi3 с октября 1943 по октябрь 1944 года) Могла оснащаться ПМ FAT I (с ноября 1942 года) или LUT (с лета 1944 года) Нет
G7e Т2 1929 год KHB Pi1 Нет Нет
G7e Т3 Декабрь 1942 года KHB Pi2 Могла быть оснащена ПМ FAT II (с мая 1943 года) Нет
G7e Т3а Середина 1943 года KHB Pi2 Могла оснащаться ПМ с FAT II (с мая 1943 года) или LUT (с мая 1944 года) Дальность хода 7,5 км при 29 узлах
G7e Т4 Falke Февраль 1943 года KHB Pi2 ПС Вес 1937 кг. Дальность хода 7,5 км при 20 узлах.
G7e Т5 Zaunkönig Октябрь 1943 года KHB Pi4 ПС «Амсель» Вес 1497 кг, вес ВВ 274 кг. Дальность хода 5,7 км при 24-25 узлах.
G7e Т5b Начало 1944 года KHB Pi4 ПС «Амсель» Дальность хода 8 км при 22 узлах
G7e T11 Zaunkönig II Апрель 1944 года KHB Pi4 Усовершенствованный ПС «Амсель» Нет

Коротковолновое считалось важнейшим, поскольку оно обеспечивало связь со штабом. Оно включало в себя приемник Е-437-S и два передатчика, 200 ваттный S-400-S и запасной 40 ваттный 40-К-39а, и выдвижную антенну в левом крыле ограждения мостика, если антенна отсутствовала, то роль антенн выполняли оцинкованные сетеотводы, изолированные от корпуса и натянутые талрепами. Приёмник Е-437-S использовался и для приёма СДВ сигналов.

Средневолновое оборудование предназначалось для связи между подлодками. Оно состояло из приемника E-381-S, 150 ваттного передатчика Spez-2113-S и небольшой выдвижной антенны с круглым вибратором в правом крыле мостика. Это же антенна была пеленгатором СВ диапазона. Для кодирования и декодирования использовалась шифровальная машинка «Энигма».

Гидроакустическое оборудование

Наиболее важной составляющей гидроакустического оборудования лодок Типа VII являлась аппаратура GHG , представлявшая из себя 11, а позднее 24 гидрофона, они размещались в носу легкого корпуса полукругом вокруг баллера носовых горизонтальных рулей и соединялись с приёмником во втором отсеке субмарины.

Для повышения точности пеленгования в начале войны использовалась система KDB, из себя она представляла вращающеюся Т-образную антенну с 6 гидрофонами, антенна размещалась на верхней палубе, но поскольку была мало живучей к середине войны от неё отказались. На некторых лодках построенных в последние месяцы войны схема размещения гидрофонов усовершенствовали. 24 гидрофона размещались на выдвигаемой снизу круглой платформе в носовой части. Это схема имела большую точность пеленгования источника шума,(она даже была механически присоединена к СРП) кроме узкого 60 градусной области прямо по корме. Но эта схема не была распространена на Тип VII, поскольку разработана была для лодок Типа XXI .

Радиолокационные станции

Радарами поступавшими во флот, в весьма ограниченном количестве, в первую очередь оснащались лодки типа IX , поэтому их получили считанные лодки Типа VII. Первая РЛС испытанная в Германии в начале 1939 года- FuMO29 «Гема».

Длина волны станции FuMO 29- 80 см., перед рубкой размещалась специальная мачта с антенной матрасного типа в 2х3 м., но от установки такого громоздкого радара на серийных лодках отказались. К этой идеи вернулись в 1941 году, антенные диполи монтировались уже на саму рубку в два ряда по шесть диполей, верхний ряд- приёмный, а нижний передающий. Дальность обнаружения корабля станцией FuMO29- 6-8 км, самолёта на высоте в 500 м- до 15 км.

В 1942 году начался выпуск FuMO-30 усовершенствованной версии FuMO-29, от последней она отличалась антенной матрасного типа в 1х1,5 м, антенна находилась в левом крыле рубки на месте выдвижной антенны КВ диапазона. В 1944 году на вооружение поступила FuMO-61, которая являлась морским вариантом радара ночных истребителей FuMG-200 «Хохентвиль». Имея несколько меньшую длину волны в 54-58 см и антенну, почти идентичную антенне станции FuMO-30, станция имела дальность обнаружения кораблей 8-10 км,а самолётов в 15-20 км.

Станции радиотехнической разведки

Весной 1942 года на территории французского Туниса разбился английский патрульный самолёт, у немцев полностью отпали сомнения в том, что британцы могут использовать для поиска лодок радары. В обломках этого самолёта был обнаружен малоповрежденный комплект станции ASV I. Участившиеся ночные атаки на лодки самолётами Берегового командования заставили Командование Кригсмарине искать выход.

К июлю 1942 года немцы получили первый образец станции радиотехнической разведки FuMB1, в честь французской фирмы сконструировавшей эту станцию её назвали «Метокс» . 26 августа Командование Кригсмарине приказало оснастить этими станциями все лодки.

Сам «Метокс» представлял из себя простейший приёмник, он фиксировал сигнал с длиной волны 1,3-2,6 метра. Он соединялся со внутрилодочной системой связи и сигнал тревоги слышал весь экипаж, немного позднее появился экран показывавший направление на источник излучения. Вращение антенны по горизонтали осуществлялось вручную, к тому же установка этой станции не предусматривалась изначально, поэтому антенна хранилась внутри прочного корпуса и при всплытии выносилась на мостик и подключалась к приёмнику кабелем. Применение «Метокса» позволило на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж.

13 августа 1943 года, Командование Кригсмарине запретило использование «Метоксов», потому как новая британская РЛС ASV III фиксировала излучение «Метокса». Одновременно в производство была пущена станция FuMB9 «Ванц», антенна этой станции представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см., она фиксировала излучение во всех направлениях. В ноябре 1943 года появилась вторая неизлучающая модификация FuMB9, и станция FuMB10 «Боркум». Рабочий диапозон РЛС ASV III был закрыт станцией FuMB7 «Наксос».

В дальнейшем на лодках устанавливали «Наксос» и «Боркум» (либо «Ванц»). В апреле 1944 года их заменила FuMB 24 «Фляйге». Из-за появления американских летающих лодок с радарами APS-3 и APS-4, была создана станция FuMB25 «Мюке». В мае 1944 года станции FuMB24 и FuMB25 были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис». Но со внедрением шнорхелей, необходимость в станциях радиотехнической разведки отпала.

Командиры

Асы-подводники воевавшие на Типе VII и потопившие более 100 000 тонн транспортного тоннажа:

Имя, Фамилия Даты боевой деятельности Подлодка Количество боевых походов Кол-во потопленных кораблей/ тоннаж Повреждено кораблей/ тоннаж
Отто Кречмер U-99 16 40/ 208 954 5/ 37 965
Эрих Топп Июнь 1940 - Август 1942 года U-552 12 35/ 197 4/ 32 217
Генрих Лемман-Виленброк Ноябрь 1939 - Апрель 1942 года, Сентябрь - Ноябрь 1944 года U-96, U-256 10 24/ 170 237 2/ 15 864
Герберт Шульце Сентябрь 1939 - Июнь 1942 года U-48 8 26/ 169 709 1/ 9456
Гюнтер Прин Сентябрь 1939 - Март 1941 года U-47 10 30/ 162 769 8/ 62 751
Иоахим Шепке Сентябрь 1939 - Март 1941 года U-100 14 36/ 153 677 4/ 17 229
Генрих Блейхродт Сентябрь 1940 - Январь 1943 года U-48 8 24/ 151 260 2/ 11 684
Роберт Гисайе Ноябрь 1940 - ноябрь 1943 года U-98 8 24/ 136 266 1/ 2588
Ганс Йениш Февраль 1940 - Ноябрь 1940 года U-32 6 17/ 110 139 2/ 14 749

Известные лодки

Самые результативные подлодки Типа VII :

Подлодка Даты боевой деятельности Кол-во походов Дней в море всего Потоплено судов всего/ тоннаж Повреждено кораблей/ тоннаж
U-48 Сентябрь 1939 - Июнь 1944 года 12 314 51/ 306 875 3/ 20 480
U-99 Июнь 1940 - Март 1941 года 8 119 35/ 198 218 5/ 37 965
U-96 Декабрь 1940 - Март 1943 года 11 414 27/ 181 206 4/ 33 043
U-552 Февраль 1940 - Апрель 1944 года 15 600 30/ 163 756 3/ 26 910
U-47 Сентябрь 1939 - Март 1941 года 10 228 30/ 162 769 8/ 62 751
U-94 Ноябрь 1940 - Август 1942 года 10 358 26/ 141 852 1/ 8022
U-100 Август 1940 - Март 1941 года 6 106 25/ 135 614 4/ 17 229
U-32 Сентябрь 1939- Ноябрь 1940 года 9 172 20/ 116 836 U-96

Вооружение

  • 5 × 355-мм торпедных аппарата
  • 1 × 88 мм SK C/35 орудие
  • 1 × 20 мм C30 зенитка
  • 26 TMA или 39 TMB мины

Однотипные корабли

24 подводные лодки тип VIIB:
U-45 - U-55
U-73 - U-76
U-83 - U-87
U-99 - U-102

Германская подводная лодка типа VIIB U-48 является самой результативной субмариной Кригсмарине во Второй мировой войне. Изготовленная на верфи Germaniawerft в Киле в 1939 году, она совершила 12 боевых походов, потопив 55 кораблей союзников общим водоизмещением 321000 тонн. В 1941 году U-48 была переведена в учебную флотилию, где и прослужила до конца войны. Была затоплена экипажем 3 мая 1945 года неподалеку от Нойштадта.

История создания

Предпосылки к созданию

Итоги Первой мировой войны показали наступательную силу подводного флота, практически «задушившего» Великобританию морской блокадой. Из-за атак германских подлодок Антанта потеряла 12 млн.тонн своего флота, не считая 153 боевых кораблей. Поэтому условиями Версальского мирного договора разработка и строительство подводных лодок в Германии были запрещены. Данное обстоятельство вынудило Рейхсмарине искать обходные пути возрождения своего подводного флота. Немецкие судостроительные компании начали создавать заграничные конструкторские бюро, в которых разрабатывались проекты новых подводных кораблей. Для реализации вырабатываемых идей нужны были заказы, ради которых бюро шли на установление более привлекательных цен, чем у конкурентов. Убытки компенсировались финансами Рейхсмарине. Одним из наиболее ценных заказов был из Финляндии, для которой построили малую лодку Vesikko и среднюю Vetehinen, ставшими прообразом для субмарин II и VII серий.

Проектирование

Описание конструкции

Корпус

Подводная лодка U-48, как и все лодки VII серии была полуторакорпусной (легкий корпус располагался не по всему обводу прочного корпуса). Прочный корпус представлял собой цилиндр диаметром 4,7 м в районе центрального поста, сужающийся по направлению к носу и корме. Также от центра к оконечностям изменялась и толщина листа прочного корпуса (18,5 и 16,0 мм соответственно). Конструкция была рассчитана на рабочее погружение до 100-120 м, при этом надо учитывать, что запас прочности, принятый для ПЛ в германском флоте, составлял коэффициент 2,3. На практике лодки VII серии погружались на глубину до 250 м.

К прочному корпусу приваривались: носовая и кормовая оконечности, бортовые були, уравнительные цистерны, а также палубная надстройка с ограждением рубки. Пространство между прочным и легким корпусами было свободно затопляемым. Под палубной надстройкой был проложен трубопровод вентиляционной системы, оборудованы хранилища первых выстрелов к палубному орудию и зенитной пушке, спасательная шлюпка, запасные торпеды для носовых аппаратов, а также баллонов со сжатым воздухом.

Внутреннее пространство лодки было разбито на шесть отсеков, имевших различное предназначение. Отсеки отделялись друг от друга легкими переборками, рассчитанными на надводное положение ПЛ при аварии. Исключение составлял центральный пост, служивший одновременно спасательным отсеком. Его переборки были выполнены вогнутыми и рассчитаны на давление в 10 атмосфер. Отсеки нумеровались от кормы к носу для однозначности определения местоположения различных механизмов и оборудования относительно бортов корабля.

Назначение отсеков на подводной лодке U-48 (тип VIIB)
N Назначение отсека Оборудование, приборы, механизмы
1 Кормовой торпедный и электродвигателей
  • Кормовой торпедный аппарат, два электродвигателя и два компрессора сжатого воздуха (электрический и дизельный);
  • Пост энергетики, пост ручного управления вертикальным рулем и кормовыми горизонтальными рулями;
  • Запасная торпеда, дифферентная и две торпедозаместительные цистерны под палубным настилом;
  • Торпедопогрузочный люк в верхней части корпуса;
  • Кормовая балластная цистерна вне прочного корпуса.
2 Дизельный
  • Два дизеля суммарной мощностью 2800 л.с.;
  • Расходные баки дизельного топлива, цистерны с машинным маслом;
  • Баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей, баллон с углекислым газом для тушения пожаров.
3 Кормовой жилой («Потсдамская площадь»)
  • Четыре пары коек для унтер-офицеров, два складных стола, 36 ящичков для личных вещей экипажа;
  • Камбуз, кладовая, гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), два баллона сжатого воздуха и топливные цистерна под палубным настилом.
4 Центральный пост и боевая рубка
  • Командирский и зенитный перископы;
  • Пост управления горизонтальными и вертикальными рулями, пост управления клапанами вентиляции цистерн и кингстонами, машинный телеграф, репитер гирокомпаса, индикатор ультразвукового эхолота, указатель скорости;
  • Боевой пост штурмана, стол для хранения карт;
  • Трюмная и вспомогательная помпы, насосы гидравлической системы, баллоны сжатого воздуха;
  • Балластная и две топливные цистерны под палубным настилом;
  • Боевой пост командира (рабочая часть командирского перископа, счетно-решающий прибор управления торпедной стрельбой, откидное кресло, репитер гирокомпаса, машинный телеграф, привод управления вертикальным рулем и люк для выхода на мостик) в боевой рубке.
5 Носовой жилой отсек
  • «Каюта» командира (койка, откидной столик, шкафчик), отделенная от прохода шторой;
  • Пост акустика и радиорубка;
  • По две двухъярусных койки для офицеров и оберфельдфебелей, два столика;
  • Гальюн;
  • Аккумуляторные батареи (62 элемента), боезапас палубного орудия.
6 Носовой торпедный отсек
  • Четыре торпедных аппарата, шесть запасных торпед, подъемно-транспортные и погрузочное устройства (для заряжания аппаратов и загрузки торпед в лодку);
  • Шесть двухъярусный коек, парусиновые гамаки;
  • Дифферентная и две торпедозаместительные цистерны, баллоны сжатого воздуха;
  • Ручной привод носовых горизонтальных рулей;
  • Цистерна быстрого погружения и носовая балластная цистерна вне прочного корпуса.

Непосредственно на мостике находились направляющие перископов и подставка оптического прибора управления стрельбой (UZO), использовавшегося при атаке из надводного положения, нактоуз главного компаса и люк, ведущий вниз в боевую рубку. На стенке рубки по правому борту имелась щель для выдвижной антенны радиопеленгатора. Задняя часть мостика была открыта и выходила на кормовую платформу, имевшую ограждение в виде поручней.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка U-48 состояла из двух типов двигателей: дизельных для надводного хода и электромоторов для плавания в погруженном состоянии.

Два шестицилиндровых четырехтактных дизеля марки F46 фирмы Germaniawerft развивали мощность 2800 л.с., что позволяло идти в надводном положении с максимальной скоростью 17,9 узлов. При преследовании конвоя часто использовали одновременно и дизели и электромоторы, что давало дополнительно около 0,5 узла скорости. Максимальный запас топлива составлял 113,5 т и обеспечивал дальность плавания 10-узловым ходом до 9700 миль. Для сгорания топлива воздух в дизели подавался по трубопроводу, проложенному к ограждению рубки между прочным и легким корпусом, а для отвода выхлопных газов каждый дизель был снабжен выхлопными патрубками.

Движение под водой обеспечивалось двумя электромоторами AEG GU 460/8-276 суммарной мощностью 750 л.с. Двигатели питались от аккумуляторной батареи 27-МАК 800W, состоящей из 124 элементов. Максимальная скорость движения под водой составляла 8 узлов, радиус действия в подводном положении - 90 миль при 4 узлах и 130 миль при 2 узлах. Зарядка батареи осуществлялась от работающих дизелей, соответственно лодка должна была находиться на поверхности.

Погружение U-48 осуществлялось за счет заполнения водой балластных цистерн, всплытие - за счет их продувания сжатым воздухом и отработанными газами дизелей. Время срочного погружения лодки составляло 25-27 секунд при слаженной работе экипажа.

Экипаж и обитаемость

Экипаж U-48 состоял из 44 человек: 4 офицеров, 4 старшин, 36 унтер-офицеров и матросов.

Офицерский состав включал в себя командира лодки, двух вахтенных начальников и главного механика. Первый вахтенный начальник исполнял функции старпома, заменял командира в случае его гибели, либо ранения. Кроме этого, он отвечал за работу всех боевых систем подводной лодки и руководил торпедной стрельбой в надводном положении. Второй вахтенный начальник отвечал за впередсмотрящих на мостике, управлял артиллерийской и зенитной стрельбой. Также он был ответственным за работу радистов. Главный механик отвечал за управлением движения подводной лодки, работу всех ее небоевых механизмов. Кроме этого он отвечал за установку подрывных зарядов при затоплении лодки.

Четверо старшин исполняли функции штурмана, боцмана, дизелиста и управления электромоторами.

Личный состав унтер-офицеров и матросов делился на команды по различным специализациям: рулевые, торпедисты, машинная команда, радисты, акустики и т. д.

Обитаемость на U-48, как и всех подлодках VII серии была одной из наихудших по сравнению с подводными лодками других флотов. Внутреннее устройство было направлено на максимальное использования тоннажа лодки для ее боевого применения. В частности, количество коек едва превышало половину численности экипажа, один из двух имеющихся гальюнов практически всегда использовался под продуктовый склад, капитанская каюта представляла собой уголок, отгороженный от прохода обычной ширмой.

Характерно, что кормовой жилой отсек, где располагались унтер-офицеры имел прозвище «Потсдамская площадь» из-за постоянно царившего здесь шума от работающих дизелей, разговоров и команд на центральном посту и беготни экипажа.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

Главным оружием U-48 было торпедное. На лодке были установлены 4 носовых и 1 кормовой 533-мм торпедных аппаратов. Запас торпед составлял 14 штук: 5 в аппаратах, 6 в носовом торпедном отсеке, 1 в кормовом торпедном отсеке и 2 снаружи прочного корпуса в специальных контейнерах. Выстрел из ТА производился не сжатым воздухом, а при помощи пневматического поршня, что не демаскировало лодку при запуске торпед.

На U-48 использовались два типа торпед: парогазовая G7a и электрическая G7e. Обе торпеды несли одинаковый боевой заряд весом 280 кг. Принципиальное различие заключалось в двигателе. Парогазовая торпеда приводилась в движении сжатым воздухом и оставляла на поверхности хорошо заметный пузырьковый след. Электрическая торпеда двигалась аккумуляторной батареей и была лишена этого недостатка. В свою очередь, парогазовая торпеда обладала лучшими динамическими характеристиками. Ее максимальная дистанция хода составляла 5500, 7500 и 12500 м при 44, 40 и 30 узлах, соответственно. Дальность хода модели G7e составляла только 5000 м 30-узловым ходом.

Торпедная стрельба осуществлялась с помощью счетно-решающего прибора (СРП) TorpedoVorhalterechner, установленного в боевой рубке. Командир и боцман вводили в СРП ряд данных о лодке и атакуемой цели, а прибор в течении нескольких секунд вырабатывал установки для торпедного выстрела и передавал их в отсеки. Торпедисты вводили данные в торпеду, после чего командир производил выстрел. В случае атаки из надводного положения использовался также пьедестал надводной прицельной оптики UZO (UberwasserZielOptik), установленный на мостике лодки.

Конструкция торпедных аппаратов позволяла использовать их для минных постановок. Лодка могла взять на борт неконтактные донные мины двух типов: 24 TMC или 36 TMB.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Артиллерийское вооружение U-48 состояло из 88-мм орудия SK C35/L45, установленного на палубе перед ограждением рубки. Под палубным настилом хранились снаряды первой подачи, основной боезапас размещался в в носовом жилом отсеке. Боекомплект орудия составлял 220 снарядов.

Для защиты от авиации на верхней платформе ограждения рубки было установлено 20-мм зенитное орудие Flak30.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В качестве средств наблюдения на U-48 при нахождении лодки в надводном, либо позиционном положении использовались цейсовские бинокли с многократным увеличением. Бинокль вахтенного офицера использовался также как часть UZO при надводной торпедной атаке. В подводном положении использовались командирский или зенитный перископы.

Для связи со штабом и другими подлодками использовалось радиооборудование, работающее на коротких, средних и сверхдлинных волнах. Основной считалась коротковолновая связь, которая обеспечивалась приемником E-437-S, двумя передат­чиками, а также выдвижной антенной в левом крыле ограждения мостика. Средневолновое оборудование, предназначенное для связи между лодками, состояло из приемника Е-381-S, передатчика Spez-2113-S и небольшой вы­движной антенны с круглым вибратором в правом крыле ограждения мостика. Эта же антенна играла роль радиопеленгатора.

Кроме оптики, для обнаружения противника подводная лодка использовала акустическую аппаратуру и радар. Шумопеленгация обеспечивалась 11 гидрофонами, установленными в носовой части легкого корпуса. Радарная разведка проводилась с помощью FuMO 29. Дальность обнаружения крупного корабля составлял 6-8 км, самоле­та - 15 км, точность определения направления - 5°.

Посты акустика и радиста были расположены по соседству с капитанской «каютой», чтобы командир в любое время мог первым получить информацию об изменившейся обстановке.

История службы

Гибель

Командиры

  • 22 апреля 1939 - 20 мая 1940 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 21 мая 1940 - 3 сентября 1940 корветтен-капитан Hans Rudolf Rösing (Рыцарский крест)
  • 4 сентября 1940 - 16 декабря 1940 капитан-лейтенант Heinrich Bleichrodt (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • 17 декабря 1940 - 27 июля 1941 капитан-лейтенант Herbert Schultze (Рыцарский крест с дубовыми листьями)
  • август, 1941 - сентябрь, 1942 обер-лейтенант цур зее Siegfried Atzinger
  • 26 сентября 1942 - октябрь, 1943 обер-лейтенант цур зее Diether Todenhagen

См. также

Награды

Примечания

Литература и источники информации

Галерея изображений

Кригсмарине

Командующие Эрих Редер Карл Дёниц Ханс Георг фон Фридебург Вальтер Варцеха
Основные силы флота
Линейные корабли Тип Deutschland : Schlesien Schleswig-Holstein
Тип Scharnhorst : Scharnhorst Gneisenau
Тип Bismarck : Bismarck Tirpitz
Тип H : -
Тип O : -
Авианосцы Тип Graf Zeppelin : Graf Zeppelin Flugzeugträger B
Эскортные авианосцы Тип Jade : Jade Elbe
Hilfsflugzeugträger I Hilfsflugzeugträger II Weser
Тяжёлые крейсера Тип Deutschland : Deutschland Admiral Graf Spee Admiral Scheer
Тип Admiral Hipper : Admiral Hipper Blücher Prinz Eugen Seydlitz Lützow
Тип D : -
Тип P : -
Лёгкие крейсера Emden
Тип Königsberg : Königsberg Karlsruhe Köln
Тип Leipzig : Leipzig Nürnberg
Тип M : -
Тип SP : -
Дополнительные силы флота
Вспомогательные крейсера Orion Atlantis Widder Thor Pinguin Stier Komet Kormoran Michel Coronel Hansa
Эсминцы Тип 1934 : Z-1 Leberecht Maass Z-2 Georg Thiele Z-3 Max Schulz Z-4 Richard Beitzen
Тип 1934A : Z-5 Paul Jakobi Z-6 Theodor Riedel Z-7 Hermann Schoemann Z-8 Bruno Heinemann Z-9 Wolfgang Zenker Z-10 Hans Lody Z-11 Bernd von Arnim Z-12 Erich Giese Z-13 Erich Koellner Z-15 Erich Steinbrinck Z-16 Friedrich Eckoldt
Тип 1936 : Z-17 Diether von Roeder Z-18 Hans Lüdemann Z-19 Hermann Künne Z-20 Karl Galster Z-21 Wilhelm Heidkamp Z-22 Anton Schmitt
Тип 1936А : Z-23 Z-24 Z-25 Z-26 Z-27 Z-28 Z-29 Z-30

В этой заметке, предлагаю вашему вниманию огневые средства, которыми располагали лодки. Тема снова рассмотрена мною бегло, без приведения подробностей и нюансов, так как при подробном освещении данного вопроса потребуется написать минимум большую обзорную статью. Для начала, чтобы было понятно, как немцы выдели вопрос в необходимости наличия на борту орудия и его применения, приведу выдержку из "Наставления командирам подлодок", где об этом сказано следующее:

"Раздел V Артиллерийское оружие подводных лодок (подводная лодка как носитель артиллерии)
271. Наличие артиллерии на подводной лодке с самого начала таит в себе противоречия. Подводная лодка неустойчива, имеет низкорасположенную артиллерийскую платформу и платформу наблюдения и не приспособлена для ведения артиллерийского огня.
Все артиллерийские установки на подводной лодке плохо приспособлены для артиллерийской дуэли, и в этом отношении подводная лодка уступает любому надводному кораблю.
При артиллерийском сражении подводная лодка, в противоположность надводному кораблю, должна сразу же ввести в действие все свои силы, т.к. даже одно попадание в прочный корпус подводной лодки уже создает для нее невозможность погружения и ведет к гибели. Поэтому возможность артиллерийского сражения торпедной подводной лодки с военными надводными кораблями исключается.
272. Для подводных лодок, используемых для торпедных атак, артиллерия является как бы условным и вспомогательным оружием, ибо применение артиллерии над водой противоречит всему существу подводной лодки, т. е. внезапной и скрытной подводной атаке.
На основании этого можно сказать, что на торпедной подводной лодке артиллерия находит свое применение только в борьбе с торговыми кораблями, например, для задержки пароходов или для уничтожения невооруженных или слабо вооруженных кораблей (§ 305)."
(с)

Палубная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

105 мм SK C/32U - U-boоt L C/32U Одиночными 15 35° 12.000 м 6 чел.
105 мм SK C/32U - Marine Pivot L Одиночными 15 30° 12.000 м 6 чел.
88 мм SK C/30U - U-boоt L C/30U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.
88 мм SK C/35 - U-boоt L C/35U Одиночными 15-18 30° 11.000 м 6 чел.


Из всех типов немецких подлодок, спроектированных и построенных с 1930 по 1945 палубной артиллерией калибра свыше 88 мм были вооружены лодки I, VII, IX и X серий. При этом орудие калибра 88-мм несла на себе только VII серия, остальные указанные серии лодок имели 105-мм орудие. Пушка располагалась прямо на верхней палубой перед рубкой, боезапас хранился частично там же в надстройке лодки, частично внутри прочного корпуса. Палубная артиллерия находилась в ведомстве второго вахтофицера, который исполнял на лодке обязанности старшего артиллериста.
На "семерках" орудие было установлено в районе 54 шпангоута на специально укрепленной в надстройке пирамиды, которая была усилена продольными и поперечными балками. В районе орудия верхняя палуба была расширена до 3.8 метров в длину, образуя тем самым место для артрасчета. Стандартный боезапас на лодку составлял 205 снарядов - 28 из которых в специальных контейнерах в надстройке рядом с орудием, 20 снарядов в рубке, остальные в "оружейке" внутри прочного корпуса во втором с носа отсеке.
105-мм орудие было также установлено на пирамиде, которая была приварена к прочному корпусу. В зависимости от типа лодки боезапас к орудию колебался от 200 до 230 снарядов, из которых 30-32 хранились в надстройке рядом с орудием, оставшиеся в "оружейке" расположенных в ЦО и камбузе.
От воды палубное орудие со стороны ствола защищала водонепроницаемая заглушка, со стороны казенной части в специальной гильзой-заглушкой. Хороша продуманная система смазки орудия позволяла сохранять орудие в рабочем состоянии при различных температурах.
О различных случаях применениях палубного орудия мною было упомянуто и .
К концу 1942 года командование подводными силами пришло к выводу, что палубные орудия на лодках, участвовавших в боевых действиях на Атлантическом ТВД, должны быть демонтированы. Таким образом практически все "семерки" типа В и С лишились подобной артиллерии. Пушки были оставлены на подводных крейсерах типа IX, минзагах типа VIID и X. Но к концу войны уже было трудной найти немецкую лодку любого типа, которая несла бы палубную артиллерию.

88-мм орудия U29 и U95. Хорошо просматривается водонепроницаемая заглушка.


Угол подъема 88-мм орудия на U46. Кажется он все-таки превышает те 30 и 35 градусов указанных в ТТХ. Орудие было необходимо задирать стволом вверх при загрузке торпед в носовой отсек. На фото ниже показано, как это происходило (U74 готовиться принять торпеду)



105-мм орудие на "единичке" U26


105-мм орудия U103 и U106


Общий вид 105-мм орудия с его креплениями.

Артиллеристы U53 и U35 готовятся к практическим стрельбам




Артрасчет U123 готовиться открыть огонь. Прямо по курсу виден танкер. Цель будет потоплена артогнем.Завершение операции "Паукеншлаг" февраль 1942.

Но иногда орудия использовались не по назначению:-)
На снимках ниже U107 и U156

Зенитная артиллерия
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

37 мм SK C/30U - Ubts. LC 39 Одиночными 12 85° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм M42 U - LM 43U Автомат (8 зарядов) 40 80° 2.500 м 3/4 чел.
37 мм Zwilling M 42U - LM 42 Автомат (8 зарядов) 80 80° 2.500 м 3/4 чел.
30 мм Flak M 44 - LM 44 Автомат (точные характеристики неизвестны. Для подлодок типа XXI)
20 мм MG C/30 - L 30 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм MG C/30 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 120 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak C/38 - L 30/37 Автомат (20 зарядов) 220 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Zwilling C/38 II - M 43U Автомат (20 зарядов) 440 90° 1.500 м 2/4 чел.
20 мм Flak Vierling C38/43 - M 43U Автомат (20 зарядов) 880 90° 1.500 м 2/4 чел.
13.2 мм Breda 1931 Автомат (30 зарядов) 400 85° 1.000 м 2/4 чел

Красным цветом выделены счетверенные установки, синим сдвоенные.

Из огневых средств, которыми располагали немецки подлодки наиболее интересно зенитное вооружение. Если палубные орудия были изжиты к концу войны, то эволюция зенитного огня у немцев наглядно видна из вышеуказанной таблицы.

К началу войны немецкие субмарины обладали лишь минимумом зенитных стволов, так как считалось угроза с воздуха явно недооценивалась командованием флота. В результате, конструкторы в проектах предусматривали не более одной зенитки на лодке. Но в течении войны ситуация изменилась и доходила до того, что некоторые субмарины были буквально утыканы зенитными стволами, типа "зенитных лодок" (флакботы).
Основным оружием лодок изначально были признаны 20-мм 20-зарядные зенитные автоматы, которые устанавливались на всех типах лодок за исключением II серии. На последних они также предусматривались, но не входили в типовое вооружение лодок.

Изначально на первых "семерках" в довоенное время 20-мм зенитный автомат типа MG C/30 - L 30 предполагалось устанавливать на верхней палубе за рубкой. На примере U49 это хорошо видно. Позади открытого люка просматривается лафет для зенитки.

Но уже в военное время 20-мм зенитку перенесли на площадку расположенную за мостиком. На фото он хорошо просматривается. Поочередно, зенитные площадки U25, U38 (на мостике лодки сам Карл Дениц), U46





"Двойки" в зависимости от типа и назначения лодки получали зенитное вооружение, как предвоенное время, так и во время войны. Орудие располагалось перед рубкой. Либо для него был установлен лафет, либо он устанавливался там же на водонепроницаемый контейнер (виде бочки) в котором автомат и хранился в разобранном состоянии).
U23 до войны


Водонепроницаемый "бочонок", он же лафет на U9 (Черное море)


Тоже самое на U145


А это уже в готовом виде. U24 (Черное море)


Вариант установки зенитного автомата на лафете. U23 (Черное море)


"Двойки", действовавшие на Черном Море подвергли некоторой модификации. В частности, рубка была видоизменена в сторону стандартных океанских лодок путем добавления к ней площадки для установки дополнительных огневых средств. Вооружение лодок данного типа на ЧМ ТВД за счет этого выросло до 2-3 стволов на субмарину. На фото U19 в полном вооружении. Зенитка впереди рубки, спарка на площадке за мостиком. Кстати, по бокам рубки видны установленные пулеметы.

Рост угрозы с воздуха заставлял немцев принимать меры по увеличению зенитного вооружения. Лодка получила дополнительную площадку для размещения огневых средств, на которой могли размещаться два спарки 20-мм автоматов и один (либо спарка) 37-мм автоматов. Эта площадка получила прозвище "Зимний сад" (Винтергартен). Ниже фото лодок сдавшихся союзникам U249, U621 и U234




Как вершина эволюции зенитного вооружения немецких лодок счетверенная зенитная установка Flak Vierling C38/43 - M 43U, которую получили так называемые "зенитные лодки". Как пример U441.

На Средиземном море "семерки" получали дополнительное вооружение за счет установки итальянских пулеметов "Бреда" в виде спарок. Как пример U81

Отдельным словом стоит упомянуть такое "чудо"-оружие, как 37 мм зенитку SK C/30U - Ubts. LC 39, которая вела огонь одиночными. Это орудие устанавливалось на более поздние типы подводных крейсеров типа IX (B и С) и подводные танкера типа XIV. "Дойные коровы" несли два орудия такого типа по обеим сторонам рубки. "Девятки" имели одно, установленное позади рубки. Ниже примеры такого орудия на U103.


Так как я не ставил перед собой задачи проводить полное и детальное описание зенитного вооружения, такие нюансы, как боезапас и другие характеристики данного вида вооружения, опускаю. О подготовке зенитчиков на ПЛ я когда-то упоминал и . Примеры противостояния между подлодками и авиацией можно получить, если смотреть темы моего тега .

Огнестрельное и сигнальное оружие
Калибр , Тип , Стрельба , Скорострельность , Угол подъема , Эфект. дальность , Расчет

7.92 мм MG15 Автомат (50/75 зарядов) 800-900 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG34 Автомат (50/75 зарядов) 600-700 90° 750 м 1-2
7.92 мм MG81Z Автомат (Лента) 2.200 90° 750 м 1-2
По мимо этого в распоряжении экипажа подлодки имелось 5-10 пистолетов Маузер 7.65 мм, 5-10 винтовок, автоматы МР-40, ручные гранаты и две сигнальные ракетницы.

MG81Z на U33

В целом хочу отметить, что немецкие подлодки обладали достаточно современными на тот момент огневыми средствами, которые хорошо зарекомендовали себя во время боевых действий. В частности, англичане отметили после испытаний артиллерии, захваченной ими U570, что по сравнению с 3-х дюймовым орудием образца 1917 года, установленным на лодках типа S, 88-мм немецкая пушка превосходит британскую. 20-мм зенитный автомат был признан ими превосходным и эффективным оружием, который к их удивлению, не вибрировал при стрельбе и имел хороший магазин.

Ресурс использованных для иллюстрации заметки фото http://www.subsim.com

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Нашли ошибку?
Выделите ее и нажмите:
CTRL+ENTER