Главная · Горло · Кружки и секции для детей – делаем правильный выбор. Кружок - это что? Кружок как форма дополнительного образования школьников

Кружки и секции для детей – делаем правильный выбор. Кружок - это что? Кружок как форма дополнительного образования школьников

Кружковая деятельность, клубный и индивидуальный досуг

Кружковая работа и деятельность клубных объединений

Познание окружающей действительности детьми и подростками осуществляется не только в процессе обучения, но и в целенаправленной познавательной деятельности в кружках.

Целью работы кружков является развитие творческих способностей и дарований детей и подростков, формирование практических умений и навыков, использование учащимися имеющихся знаний в кружковой работе, воспитание интереса в области науки и техники.

Кружковая работа в начальных классах имеет свои особенности. Работа в кружках с учащимися среднего звена строится на определенном интересе их к какой-либо науке или учебному предмету. Для младших школьников такой определенный интерес еще не характерен. У учащихся этого возраста преобладает постоянное «вопросительное» отношение к жизни, к окружающей действительности.

Младшие школьники интересуются буквально всем, у них еще нет устойчивых, постоянных интересов. Им свойственны любознательность вообще и переключения внимания на различные области знания. При организации кружковой работы с младшими школьниками эти возрастные особенности обязательно учитываются. Кроме того, учитывается также их уровень знаний, умений и навыков.

Строится работа кружков на основе занимательности, содержание работы должно быть близким интересам учащихся. При организации кружковой работы необходимо опираться на инициативу и самодеятельность детей при сохранении руководящей роли педагога. Кружковая работа с младшими школьниками может строиться не по учебным предметам, а охватывать различные области знаний.

Занятия любого кружка будут проходить успешно, если кружок работает по плану, а каждое его занятие тщательно подготовлено. При отборе содержания деятельности детей в кружке учитываются учебные программы, общее развитие детей, их интересы. Кружковая работа обязательно должна носить общественно полезную направленность, дети должны не только получать новые знания, практические умения и навыки, но и видеть общественную значимость своей работы в кружке. План работы кружка должен включать в себя самые разнообразные занятия, но они обязательно направлены на расширение общего кругозора учащихся, на формирование практических умений и навыков, на воспитание разносторонне развитой личности.

Продолжительность кружковых занятий - 20-40 минут (в зависимости от профиля кружка и возраста детей). Одним из важных требований педагогического руководства кружком должно быть создание условий для активной самостоятельной деятельности (познавательной, художественной, спортивной и др.). В работе кружков должно правильно сочетаться сообщение новых знаний с занимательностью, словесные методы сообщения знаний с практическими делами учащихся и с привитием практических умений и навыков.

Ведущим методом кружковой деятельности является практическая работа учащихся. Практическая деятельность выражается в конструировании, моделировании, опытнической работе, наблюдениях за явлениями природы и др.

Кружковая деятельность должна быть гласной. Учащиеся отчитываются о своей работе в форме выставок, подготовки праздников, смотров, спортивных состязаний.

Самыми распространенными видами кружковой работы среди детей и подростков являются кружки эстетической направленности: музыкальный, хореографический, театральный, драматический и др. Кроме того, как показывают наблюдения, в зависимости от своих интересов и способностей учащиеся активно включаются в работу кружков научно-технической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности.

Клубное объединение - это самодеятельная организация, которая объединяет людей в свободное время. От многочисленных стихийно возникающих групп, компаний объединение отличается организационным оформлением.

В 1905 г. под руководством С.Т. Шацкого были учреждены первые в России детские клубы. Основной идеей клуба, по его мнению, являлось «создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Большое значение С.Т. Шацкий придавал учету влияния среды на формирование личности ребенка. Как было им отмечено, «могучее влияние улицы потому так велико, что это среда, в которой живут дети. Такую же среду, создаваемую усилиями детей, должен создавать клуб». В 1911 г. в Калужской губернии С.Т. Шацким была организована летняя трудовая колония «Бодрая жизнь». Он считал, что труд имеет большую воспитательную ценность, но наряду с этим он придавал немаловажное значение организации досуга детей. Первостепенными были вопросы детского самоуправления, экспериментировалось единство посильного труда и эстетического воспитания, общественной работы и самодеятельности детского коллектива.

Рычагом всей клубной системы коммунаров был принцип получения разнообразных знаний и умений, которые они могли использовать в общественно полезной деятельности. Умение создать детский коллектив, содружество ребят разного возраста, которое становилось воспитательной средой, школой для личности, для трудного ребенка, создать органы детского самоуправления, приобщить воспитанников к различным видам деятельности - все это имеет непосредственное отношение к педагогической деятельности.

Основу клубных объединений составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий.

Условиями эффективности деятельности клубных объединений являются:

    Целенаправленность и многообразие форм деятельности;

    Действенность актива;

    Социально-психологический климат;

    Наличие традиций;

    Учет интересов каждого участника объединения.

В практике работы школ и учреждений дополнительного образования можно выделить разнообразные виды клубных объединений. Самыми распространенными среди них являются:

    Объединения общественной направленности (например, экологические клубы, краеведческие, поисковые клубы и др.);

    Объединения производственной и научной направленности (клубы технического творчества);

    Объединения естественно-научной направленности (клуб любителей природы, клуб цветоводов, садоводов и др.);

    Объединения эстетической направленности (фольклорные клубы, клубы изобразительного искусства, клубы юных фотографов и др.).

Кроме вышеперечисленных клубов можно выделить дискуссионные клубы, молодежные, семейные, клубы выходного дня и др.

Последовательность действий педагога в организации работы клубного объединения:

    Составление общих положений деятельности клубного объединения;

    Определение цели, задач и форм деятельности;

    Определение прав и обязанностей членов клубного объединения;

    Составление программы работы клубного объединения.

Таким образом, занятия в кружках и в клубных объединениях способствуют расширению кругозора учащихся, обогащению их новыми знаниями, развитию художественного вкуса, творческих способностей, привитию навыков коллективной работы.

Индивидуальный досуг

Индивидуальный досуг имеет большое значение в организации свободного времени детей и подростков. У каждого ребенка есть свой интерес к тому или иному виду деятельности, есть свое хобби.

Поэтому педагогу, родителям необходимо вовремя выявить этот интерес и помочь ребенку реализовать свои силы и возможности. В организации индивидуального досуга важна реализация поискового метода, поэтому остановимся на его характеристике более подробно. К основным видам поисковой деятельности относятся:

    Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Устойчивый интерес ребенка к той или иной проблеме первоначально стимулируется учителем, родителями, которые могут предложить ребенку для ознакомления с той или иной проблемой дополнительную литературу. Впоследствии ученик, овладевший соответствующими библиографическими навыками, уже сам способен подобрать и изучить интересующие его литературные источники. Библиографический поиск совершенно необходим при выполнении работ творческого характера (доклады, рефераты, выступления и др.). Также этот вид поиска используется и при организации индивидуального досуга (подбор и изучение литературы по интересующей ребенка проблеме), и при организации самостоятельной подготовки учащихся к проведению экскурсий, турпоходов, путешествий;

    Сбор краеведческих материалов: археологических, историко-литературных, этнографических и др. Краеведческий поиск включает много разнообразных умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор различных фольклорных, природных, историко-культурных материалов, их систематизация и анализ;

    Коллекционирование - следующий вид поисковой деятельности. Учащиеся коллекционируют чаще всего монеты, открытки, значки, фотографии животных, автомашин, вкладыши, фишки и др. Умелое педагогическое руководство может превратить это подобие детской игры в серьезное увлечение, в поисковую деятельность, обогащающую детей и подростков новыми знаниями и способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы. Коллекционирование без контроля со стороны родителей и педагогов может приводить и к отрицательным результатам, не всегда безобидным может быть и сам предмет коллекционирования;

    Опытно-практические работы, например, в кружках, секциях, в трудовых объединениях, в школьных лабораториях и др. Здесь поиск, как правило, сложный, он нередко проводится в течение длительного времени и осуществляется в основном коллективно, но служит основой для продолжения индивидуальной работы, в то же время дает возможность самостоятельно применять полученные теоретические знания на практике, помогает каждому учащемуся найти для себя конкретный участок по интересам и способностям.

Основными этапами поисковой деятельности являются:

    Определение цели и объекта поиска, постановка и конкретизация его задач, т.е. ответы на вопросы: «Зачем нужен поиск?», «Что искать?» и «Для чего?». Это один из наиболее ответственных моментов работы, во многом предопределяющий успех дела и его воспитательные результаты;

    Сбор материалов (от того, насколько учащиеся будут обучены правильно обращаться с самыми разнообразными находками, которые могут попасть к ним в руки, во многом зависит ценность результатов всей поисковой деятельности);

    Обработка, систематизация, изучение и оформление подобранного материала. Участники поиска под руководством педагога определяют эффективность использования собранной информации, оформляют подобранный материал, руководствуясь соответствующими требованиями и правилами.

К формам индивидуального досуга мы можем также отнести разнообразные виды увлечений, например, цветоводство, танцы, музыка, занятия спортом, вязание, выжигание, плетение, вышивание, конструирование и др. Здесь уже важна роль родителей, их поддержка, подсказка, поощрение, помощь в подборе необходимой литературы, материала, инструментов. Интерес к тому или иному виду деятельности необходимо у ребенка вовремя увидеть, помочь ему определиться в выборе форм индивидуального досуга, проявить внимание и свой интерес к данному увлечению ребенка.

Как известно, у каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации и проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий.

Следует отметить, что структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Самый простой вид досуга - это отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем человек занят - не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть чтение, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. И тем не менее он является неотъемлемым элементом жизни, служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

Выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, функцию развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая - развитие его духовных и физических сил, третья - гармонию души и тела. В общем, многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если индивид обладает хорошо развитым умением отдыхать.

С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении научной литературы, посещении музеев, выставок и др. Если, например, развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, служит для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей - творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому.

Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека.

Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями, все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Также, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.

Народная мудрость гласит: "Праздность - мать пороков". И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их "рабочее" время.

Народная мудрость гласит: "Праздность - мать пороков". И в этих простых словах заключен глубокий смысл. Школьники, которые после окончания занятий предоставлены сами себе, нередко становятся неуправляемыми и агрессивными, приобретают вредные привычки и не могут полноценно развиваться. Важно понимать, что свободное время детей нуждается в такой же правильной организации, как и их "рабочее" время.

А ответственность за организацию досуга школьника целиком и полностью лежит на родителях. Они должны пристально следить за деятельностью своего чада. Поддерживая желания детей участвовать в активных мероприятиях после школы, родители помогают им вести более активный образ жизни – это не только расширяет их кругозор, но и позволяет вести здоровый образ жизни.

Предлагаем Вашему вниманию ТОП-10 наиболее востребованных сегодня среди школьников кружков и секций для детей , которые помогут Вашему ребенку всегда оставаться веселым, активным и здоровым.

Спортивные секции


Дети, которые участвуют в спортивных состязаниях, получают неоценимые жизненные навыки, опыт взаимодействия, конкурентоспособности и лидерства. Кстати, спортивные состязания, типа футбола и хоккея в большинстве прогрессирующих стран достаточно часто используются для приобщения детей к активному образу жизни.

Плавание

Плавание - одно из самых любимых занятий у детей младшего и среднего школьного возраста. Всего один-два часа занятий в бассейне еженедельно гарантирует Вашему ребенку массу положительных эмоций и отменное здоровье. Плавание задействует все основные группы мышц, активно сжигает лишние жиры и калории, успокаивает и снимает нервное напряжение, улучшает работу дыхательной системы. В общем, занятия плаванием - это сплошные преимущества и никаких недостатков.

Боевые искусства


Сила, дисциплина и выносливость – это тот минимум преимуществ, который получит школьник, посещающий секции боевых искусств . Дзюдо, каратэ и тэквондо – относятся к доступным видам спорта, и дадут Вам уверенность, что школьник будет не только здоров, но и в случае необходимости сможет себя защитить.

Молодежный Центр

Клубы молодежи обеспечивают безопасное, увлекательное и веселое времяпрепровождение для детей. Благодаря тому, что школьники принимают участие в различных творческих мероприятиях, молодежные клубы способствуют социализации детей в обществе, и станут идеальным вариантом для так называемых "трудных подростков".

Музыка


Музыкальные занятия – превосходный вариант для ребенка, который хочет проявить свой творческий потенциал. Музыкальная грамотность - это знания, которые будут сопровождать школьника на протяжении всей дальнейшей жизни и возможно помогут ему в достижении профессиональных успехов. Кроме того, благодаря занятиям музыкой у ребенка вырабатываются навыки самодисциплины, усидчивости и терпения, а также совершенствуется чувство прекрасного.

Живопись

Подобно музыкальным занятиям, классы живописи помогут открыть в ребенке творческий потенциал, о котором сам школьник и его родители могут даже и не подозревать. Необходимо также отметить, умение выражать свои чувства и мысли с помощью рисунка может пригодиться Вашему ребенку и в профессиональной деятельности, например, если он в будущем выберет такую специализацию как модельер, архитектор или дизайнер.

Кулинария

Занятия в школе кулинарии, как это ни странно, будут интересны не только девочкам, но и мальчикам. Подобные виды секций и кружков , в которых школьникам преподают азы приготовления пищи, имеют сразу несколько преимуществ. Во-первых, Ваш ребенок научится готовить. Во-вторых, он получит знания о правильном и здоровом питании. В-третьих, школьник начнет стремиться к чистоте. Ну и самое главное, кулинария помогает проявить скрытые потенциалы ребенка, дисциплинирует его и позволяет почувствовать свою значимость.

Танцы

Записав своего ребенка в школу танцев, Вы открываете перед ним огромнейшие возможности для самореализации и обеспечиваете ему здоровый образ жизни. Благодаря танцам девочки приобретают уверенность в себе, правильную осанку и грацию движений. А мальчики станут более сильными, ловкими и выносливыми (особенно, если они будут танцевать в парах).

Кружки юного натуралиста


Школы садоводства и юных биологов – это настоящее "золотое дно" для изучения природы и окружающей среды. Здесь Вашему ребенку привьют любовь к окружающему миру, и расскажут об основах экологической безопасности. Помимо этого школьник узнает много полезной информации о флоре и фауне не только Вашего региона, но и всего мира, а также научиться ухаживать за растениями и животными, благодаря чему станет Вашим незаменимым помощником дома и на даче.

Кружки юных техников

Изучение новых технологий, навыки конструирования и моделирования, знания основ работы техники - все это обязательно пригодится школьнику в дальнейшей жизни. Кроме того, работа с огромным количеством мелких деталей способствует развитию внимания и мелкой моторики, а разработка собственных изобретений поможет Вашему ребенку развить воображение и научит принимать самостоятельные решения.

Ольга Басюл | 10.09.2015 | 2094

Ольга Басюл 10.09.2015 2094


С началом учебного года многие родители задумываются, в какие кружки и секции для детей записать ребенка. Тут важно не ошибиться с выбором и учесть склонности чада к тем или иным занятиям.

Крайне важно, чтобы нагрузка в кружке или секции соответствовала темпераменту, возрасту и способностям ребенка.

История из жизни

Когда я выбирала, в какой кружок отдать свою дочь, мне вспомнилось стихотворение «Болтунья» Агнии Барто про девочку Лиду, которая заявляла: «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота, за кружок по рисованью тоже все голосовали».

Стихотворение шуточное, но многие родители, не сумев сделать выбор, отдают детей во множество кружков и секций одновременно. Ребенок получает чрезмерную нагрузку, может снизиться успеваемость в школе, ухудшиться самочувствие. Лучше выбрать 1-2 варианта, но чтобы они были ребенку по душе.

Я записала дочку на , а также в кружок рисования. Кстати, на занятия танцем живота дочь шла без энтузиазма, можно сказать, что я заставила ее. Однако спустя несколько занятий она благодарила меня за выбор – теперь с удовольствием посещает танцы, а дома устраивает для нас с мужем отчетные «концерты».

Я расскажу, как сделать правильный выбор среди многообразия детских кружков.

Выбирая кружок или секцию, важно обратить внимание на следующие нюансы:

1. Шаговая доступность. Учитывайте, что вам придется водить ребенка на занятия и забирать его. Перспектива ехать через весь город не обрадует ни одного родителя. Да, признаемся, и ребенка, который может сильно устать в пути.

2. Желание ребенка. Безусловно, важно учитывать желания ребенка: если он хочет петь, нет смысла вести его на танцы. Но я бы отметила, что некоторые дети не могут определиться со своими предпочтениями – в принципе они бы были не против занятий и в спортивной секции, и в кружке по актерскому мастерству. Я думаю, родителям нужно проявить инициативу и помочь ребенку сделать выбор, учитывая его возраст и способности.

Если ребенок, посетив несколько занятий в кружке или секции, отказывается туда ходить, поговорите с ним, расспросите подробности. Не стоит критиковать его и заставлять посещать кружок насильно. Пусть выберет другой вариант.

Сколько кружков посещать – решать вам, но помните, что у чада должно оставаться время и на уроки, и на прогулку. Если на один день выпало два занятия в разных кружках, учитывайте, чтобы чередовались разные виды деятельности: умственная, физическая и творческая.

4. Компания для ребенка. Если процесс адаптации в новом коллективе у ребенка проходит тяжело, найдите ему компаньона. Поговорите со знакомыми: возможно, кто-то тоже захочет отдать ребенка в такую же секцию.

5. Личное знакомство с педагогом. Я не говорю, что надо напрашиваться к нему в гости или приглашать к себе на семейный ужин. Но все же непринужденное общение перед занятием не помешает: вы можете задать педагогу все интересующие вопросы.

6. Присутствие на занятии. Я советую посетить несколько первых занятий, чтобы оценить, как они проходят. Возможно, у вас будут некоторых замечания, которые вы сможете высказать педагогу после окончания занятия. Ваше присутствие в начале особенно важно, если ваш ребенок крайне стеснителен, и тяжело привыкает ко всему новому. Если педагог не разрешит, насторожитесь: возможно, он не уверен в свой компетентности и ему есть, что скрывать.

А теперь предлагаю подробнее рассмотреть варианты кружков и секций для детей.

Спортивные секции

Спортивные секции подходят как для мальчиков, так и для девочек. Спортивные занятия формируют у ребенка позитивное отношение к здоровому образу жизни и укрепляют здоровье. Они подходят для гиперактивных детей, которым нужно выплескивать бьющую через край энергию на тренировках.

К слову, если ребенок слишком застенчив, отдайте его в секцию футбола, баскетбола или выберите другие варианты командных игр. Занятия помогут чаду раскрепоститься, он научится работать в команде, да и вообще найдет много новых друзей.

Также для здоровья очень полезны занятия плаванием, аэробикой или танцами.

Помните, что некоторые спортивные занятия могут быть довольно травматичными: например, гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду.

Творческие секции

В таких кружках ребенок может проявить себя, . Выбирайте вариант, исходя из склонностей ребенка:

  • Если ваш ребенок эмоционален и артистичен, отведите его в театральную студию или кружок по вокалу.
  • Усидчивым и спокойным детям подойдут кружки игры на музыкальных инструментах или рисования. Мальчиков могут заинтересовать разнообразные технические кружки, например судомоделирование или авиакружок. А вот девочки с радостью посещают занятия по рукоделию: это может быть шитье мягких игрушек, бисероплетение, валяние, вышивание и т.д.

Я считаю, что всем детям будет полезно посещение кружка «Юных натуралистов». На занятиях дети не только узнают много полезной информации о представителях флоры и фауны, но и ездят в заповедники, контактные зоопарки, где в прямом смысле прикасаются к миру живой природы.

Я призываю родителей не пренебрегать кружками и секциями. Ведь это отличная возможность для ребенка развить свои навыки, научиться чему-то новому, расширить круг общения.

Возможно, в будущем просто увлечение перерастет в профессию и станет делом всей жизни. Главное, сделать правильный выбор!

Мы стремимся к гармоничному развитию нашего малыша и хотим, чтобы он не только был успешен в учебе, но и умел хорошо танцевать, рисовать, петь. Для этого существуют разные кружки, но у родителей часто возникают сомнения в том, какой кружок будет наиболее полезен ребенку.

Когда ребенок подрастает, уже заметно, чем он интересуется – либо собирает конструктор, либо рисует, либо играет в футбол. Часто именно детские пристрастия оказываются стремлениями на всю жизнь. Поэтому обратите внимание, чем занят ваш малыш, что доставляет ему радость. Впоследствии именно это увлечение может перерасти в занятие, с которым ребенок свяжет свою деятельность.
1. Спортивные секции (конный спорт, командные игры, водные занятия, школа боевых искусств Киев , фитнес, биатлон и т.д.). Первым делом обратите внимание на здоровье ребенка. Если он с детства часто болеет, имеет аллергию или другие серьезные заболевания, то медицинскую комиссию он не пройдет, а значит, любые спортивные секции ему противопоказаны. Посещая спортивную секцию, ваш малыш сохранит здоровье и сможет в полной мере проявить себя в различных соревнованиях, не только городского, но и международного уровня. Обязательно проконсультируйтесь с самим ребенком, узнайте, чего бы он хотел – играть в команде или заниматься самостоятельно. Это важно, так как позволяет развить разные навыки. Ребята, играющие в команде, учатся не только терпению, силе и преодолению препятствий, но и делают это сообща, развивают навыки общения и умения договариваться с остальными.
2. Изобразительное мастерство. Здесь простор для фантазии вашего малыша. Дети, которые любят рисовать, получают дополнительный навык лепки, аппликации, так как все эти навыки связаны с развитием творческого мышления.
3. Пение. Этот кружок создан для тех, кто любит и хочет петь, но не думайте, что позанимавшись в нем, ваш малыш заголосит как Элвис Пресли. Целью такого кружка является общее развитие ребенка, без формирования профессиональных навыков.
4. Театр. Ребенок научится громко и четко говорить, вживаться в роль, чувствовать актеров, не только говорить, но и показывать. Впоследствии это умение пригодится и в обучении в школе, и в различных выступлениях в институте, при подготовке презентации на работе. Умение правильно и грамотно говорить всегда подкупает работодателей и ценится в любой профессии.
5. Техника. Это настоящий рай для любителя мастерить. В кружке можно создать собственный корабль, подводную лодку, самолет, наделить их двигателем и запустить в небо или в воду. Представьте, сколько радости получит ваш ребенок, не только изготовив, но и запустив свой самолет.

1. Виды кружков . При удачной постановке внеклассные занятия обычно принимают систематический характер, превращаясь в кружки. Так, при успехе первой стенгазеты по физике учащиеся образовывают постоянную редакционную коллегию для выпуска последующих номеров; удачная организация вечера занимательной физики поведёт к подготовке нового вечера и т. п. Таким образом, могут естественно возникнуть кружки по выпуску стенгазеты, по занимательной физике, по истории физики и т. п. В кружки такого типа окажутся вовлечёнными учащиеся, имеющие склонность к работе над книгой и проявляющие меньший интерес к работам практического типа.

Для учащихся, интересующихся изготовлением разного рода моделей и приборов, а также производством опытов, организуются кружки, где эти виды работы занимают доминирующее положение. Число таких учащихся оказывается весьма значительным в классе, особенно в школах для мальчиков (рис. 120, I-V).

К числу кружков практического характера относятся, например, следующие: по постановке физических опытов (повторение и дублирование опытов в классе, лабораторные работы), по техническому моделированию, по воздухоплаванию, по авиации, по электротехнике, по радиотехнике, по оптике и т.п. Приведённая номенклатура кружков не является случайной, а основана на опыте школ. Если подобных кружков в школе нет, то в этом скорее вина преподавателя, чем отсутствие соответствующих запросов со стороны учащихся.

Наиболее ценными в методическом отношении являются кружки, тема занятий в которых непосредственно связана с изучаемыми в классе в данный момент материалами, расширяя и углубляя их. Правильная же форма работы в кружках позволяет не только расширять и совершенствовать знания по физике, но и достигнуть более гармонического развития личности учащихся, чем это возможно при одних занятиях в классе. В т. III, § 1-5, в дополнение к изложенному здесь и ниже разработана методика кружковых занятий.

2. Методические требования к кружкам . При организации и проведении кружков следует руководствоваться следующими методическими положениями:

4) Как было уже сказано, инициатива создания кружка и определение темы его занятий должны исходить со стороны учащихся. Задачей педагога является подготовка почвы для возникновения такой инициативы, возбудив для этого интерес учащихся к определённым вопросам физики или техники. Одним из средств для этого является проведение лекции-беседы на ту или иную тему.

2) При кружковой работе нельзя нарушать принцип добровольности вступления и, главное, пребывания в кружке.

3) На основании изучения интересов учащихся класса производится деление их на две основные группы: склонных к занятиям с книгой и интересующихся практической работой. Для удовлетворения этих запросов организуются два типа кружков с преобладанием в одних «теории», в других «практики».

4)
В кружках по «теории» непременной задачей преподавателя, помимо основной цели, является введение практических работ. Точно так же было бы совершенно неправильным сводить кружки практического характера к работам только ремесленного типа. Необходимо, чтобы при занятиях «теорией учащиеся вовлекались в практику и, наоборот, в кружках «практики» изучалась в должной мере теория.

Какой бы из вопросов теории ни изучался в кружке, всегда можно произвести подбор опытов и других практических работ, которые способствовали бы лучшему уяснению изучаемого. Одни же занятия практического, рецептурного характера, без разъяснения связанных с темой физических вопросов, могут оказаться не имеющими непосредственного отношения к физике и выродиться в мастерство. Таким образом, задачей преподавателя является в кружках одного типа подводить учащихся от «теории» к «практике», а другого - от «практики» вести к «теории».

5) При организации кружка преподаватель должен составить строго определённый план занятий, заранее решив, какие вопросы следует разъяснить ему самому, что смогут осветить отдельные учащиеся, подготовить для кружка соответствующие сообщения и литературу, которая может быть предложена учащимся для самостоятельной работы и т. п. Кроме того, необходимо заранее определить перечни: приборов и моделей, подлежащих изготовлению, демонстраций, лабораторных работ.

При составлении этих перечней надо учитывать возможности школы, обеспечение работы инструментом, материалами и пр.

6) При работах практического характера необходимо не забывать о воспитательном значении таких работ, обращая внимание на привитие твёрдых навыков лабораторной и технической культуры (см. т. II, § 4 и 5). В частности нельзя допускать изготовления недостаточно отделанных с внешней стороны приборов и моделей.

7) Работы как по техническому моделированию и изготовлению приборов, так и по подготовке опытов следует использовать для сообщения учащимся навыков политехнического характера (§ 10, 4). Для этого преподаватель в нужное время должен показывать всем членам кружка приёмы ремесленного типа, например, как следует правильно пользоваться пилой, рубанком, отвёрткой, лобзиком, напильником, паяльником и пр.

8) В целях достижения основной задачи кружков - развития у учащихся технических изобретательности и творчества - следует обеспечивать возможно большую самостоятельность в их работах. Нет никакой надобности требовать совершенно точного соответствия прибора или модели взятому образцу или описанию, в широкой мере допуская отступления в конструкции. Нередко оказывается, что изготовленные учащимися приборы и модели в конструктивном отношений проще и эффективнее в действии по сравнению с образцами. Более того, следует поощрять всё оригинальное, придуманное самим учащимся, если даже при этом несколько пострадает эффективность воспроизводимого на приборе явления. Лучше, когда учащийся будет располагать несколькими источниками с различными конструкциями прибора и, сравнив их, самостоятельно сделает выбор.

9) Не следует стремиться к тому, чтобы каждый участник кружка выполнил возможно большее число работ. Лучше ограничиваться их небольшим количеством, обращая внимание, чтобы связанные с ним сведения по физике и по технике явились бы достаточно хорошо изученными.

10) С каждой из выполненных работ учащийся должен обязательно ознакомить остальных членов кружка, показав прибор или модель в действии и дав соответствующие объяснения физического характера. Желательно, чтобы обучающийся для своих объяснений изготовил в случае надобности диаграммы и рисунки, имеющие непосредственное отношение к излагаемому вопросу. Такой приём, помимо ознакомления членов кружка с прибором, стимулирует учащегося к дальнейшей работе. После накопления достаточного количества работ следует устроить открытое заседание кружка для всех учащихся школы. В конце года надлежит создать выставку (рис. 120, VI) всей продукции (стенгазеты, рефераты, наглядные пособия, приборы, модели и пр.) и применить некоторые её материалы при повторении курса и на экзамене.

3. Литература . Литература, которая может быть использована при проведении внеклассных мероприятий. Здесь приведён перечень статей и книг, которые заслуживают наибольшего внимания. Более подробный список (с аннотациями) пособий по оборудованию физического кабинета, упрощенным приборам и ремеслу приведён в т. III.

Статьи в журнале «Физика в средней школе:
Шахова, Физические вечера, 1940, № 1.
Европин, Из опыта работы физического кружка, 1940, № 1.
Иванов, Внеклассная работа преподавателя физики, 1940, № 5
Зарецкий, Из опыта кружковой работы по физике, 1940, № 6.
Жарков, Школьный кружок юных метеорологов, 1941, № 3.
Кравченко, Ученические рефераты по физике, 1946, № 2.