Главная · Бронхит · Что такое научные картины мира. Понятие и структура научной картины мира

Что такое научные картины мира. Понятие и структура научной картины мира

Введение 2

1. Научная картина мира и его содержание 3

2. Квантово-полевая картина мира 6

3. Человек и биосфера. 9

Заключение 13

Список использованных источников 15

Введение

Естествознание - наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание носит междисциплинарный характер, выражающийся в объединении некоторых научных дисциплин для получения конкретного результата, и в масштабе предмета исследования.. Естествознание включает множество естественнонаучных отраслей: физику, химию, биологию, физическую химию, биофизику, биохимию, геохимию и др. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.

Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественнонаучный метод.

Сущность его заключается в изложении естественнонаучных знаний в рамках концепций - основополагающих идей и системного подхода.

Естествознание способствует формированию общенаучного мировоззрения и рационального отношения к миру, показывает роль науки и научной методологии в развитии современного общества, определяет важность наукоемких технологий в контексте будущего существования человечества, расширяет общий естественнонаучный кругозор, формирует аналитические способности.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению. Следовательно, естественнонаучные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от сферы его деятельности.

1. Научная картина мира и его содержание

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира.

Научная картина мира- это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий 1 . Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории

Современная научная картина мира имеет своей предысторией постепенное накопление знаний в течение тысячелетий по мере развития человеческого общества 2 . В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением.

Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира, которая включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

Научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

Различают основные формы научной картины мира: 1) общенаучная - обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальная и естественнонаучная картины мира - представление об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) - представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов).

Таким образом, понятие научной картины мира - одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методологическую и аксиологическую систему взглядов, принятых в качестве основания для решения научных задач.

2. Квантово-полевая картина мира

Научная картина мира - общая система представлений и понятий в процессе формирования естественнонаучных теорий. 3 Различают общенаучную, естественнонаучную, социально-историческую, специальную, механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

В конце XIX в. и начале ХХ в. в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили представления о картине мира. Прежде всего, это открытия, связанные со строением вещества, и открытия взаимосвязи вещества и энергии.

Смена научных картин мира – это закономерное явление в процессе познания окружающего мира. Смена картин мира показывает, что процесс познания действительности динамичен, он сопровождается переходом от незнания к знанию, свидетельствует о бесконечности познания мира и силе человеческого ума. Как и электродинамическая картина мира, возникшая на основе механической физики, доказавшей свою несостоятельность в тупиковое состояние в связи с проблемой эфира, так и квантово-полевая картина мира начала зарождаться на основе следующих открытий в различных областях знания 4:

В физике это выразилось в открытии делимости атома, становлении релятивистской и квантовой теорий.

В космологии были сформированы модели нестационарной эволюционирующей Вселенной.

В химии возникла квантовая химия, фактически стёршая грань между физикой и химией.

Одним из главных событий в биологии стало становление генетики.

Возникли новые научные направления, например, такие как кибернетика и теория систем.

В основе современной квантово-полевой картины мира лежит новая физическая теория - квантовая механика, описывающая состояние и движение микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми на опыте. Законы квантовой механики составляют фундамент изучения строения вещества. Они позволяют выяснить строение атомов, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов, изучить свойства элементарных частиц.

В рамках квантово-полевой картины мира сложились квантово-полевые представления о материи. Материя обладает корпускулярными и волновыми свойствами, т.е. каждый элемент материи имеет свойства волны и частицы (корпускулярно-волновой дуализм) 5 .

Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они вступают в вероятностной форме, в виде статистических законов

При описании объектов используется два класса понятий: пространственно-временные и энергетически-импульсные. Первые дают кинематическую картину движения, вторые -динамическую (причинную). Пространство-время и причинность относительны и зависимы

Таким образом, квантово-полевая картина мира

Эти новые мировоззренческие подходы к исследованию естественнонаучной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы, научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.

3. Человек и биосфера.

Термин «биосфера» был впервые введен в науку австрийским геологом и палеонтологом Э. Зюссом в 1875 г 6 . Он подразумевал под биосферой самостоятельную сферу, пересекающуюся с другими земными сферами, в которой на Земле существует жизнь. Он дал определение биосферы как совокупности организмов, ограниченной в пространстве и времени и обитающей на поверхности Земли. Два главных компонента биосферы: живые организмы и окружающая их среда. Они непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в близком, органическом единстве, формируя полную динамическую систему. Биосфера представляет глобальную естественную суперсистему, которая в свою очередь состоит из набора подсистем.

Впервые идею о геологических функциях живого вещества, представление о совокупности всего органического мира как единого нераздельного целого высказал русский ученый В.И. Вернадский. Целью, которую поставил перед собой ученый, стало изучение влияния живых организмов на окружающую среду. (работы «Биосфера», 1926 г., «Биогеохимические очерки», «Химическое строение биосферы Земли» и др.) 7 .

В.И. Вернадский не стал ограничивать понятие «биосферы» только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал одновременно и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни.

Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования «живого вещества». Таким образом, и жизнь, и «косное вещество» находятся в непрерывном, тесном взаимодействии, в бесконечном круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.

Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем, включая биоценозы. Последние, в свою очередь, неизбежно входят во взаимодействие между собой, что в конечном счете уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни - биосферы.

Развитие биосферы происходит путем все большего взаимодействия живых организмов и окружающей среды. В ходе эволюции постепенно идет процесс интеграции путем усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграции В.И. Вернадский считал очень важной, сущностной характеристикой биосферы. Длительное развитие биосферы, когда-то оказывавшей некое локальное влияние, постепенно становится фактором планетарного масштаба и означает прогрессирующее, все более полное овладение жизнью всей планеты. Существование жизни на Земле в итоге коренным образом изменило, преобразило облик нашей планеты и такие его важные составляющие, как ландшафт, климат, температуру Земли.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества Появление человека как «homo sapiens» (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило как саму биосферу, так и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и, главное, к целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.

Человек подвержен общим законам организованности биосферы. Цель общественного развития - сохранение организованности биосферы. Ноосфера - это качественно новый этап эволюции биосферы, в котором законы природы тесно переплетаются с социально-экономическими законами развития общества. Основной предпосылкой перехода биосферы в ноосферу В.И.Вернадский считал научную мысль. «Наука есть максимальная сила создания ноосферы» - это главное обобщение В.И.Вернадского в его учении о биосфере.

Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным. Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.

Изменяя природу, человек создает главную угрозу развития биосферы.

Положительное влияние человека на биосферу: выведение новых пород животных и сортов растений, создание культурных биогеоценозов, посадка лесов, создание штаммов микроорганизмов для микробиологической промышленности, развитие прудового хозяйства, интродукция полезных видов в новых условиях обитания, создание заповедников, заказников, национальных парков, природоохранные мероприятия.

Негативное воздействие: расходование сырья, почв, воды, загрязнение среды, истребление видов, разрушение биогеоценозов, нерегулируемый промысел животных и растений, изменение химического состава вод, воздуха, почвы и т.д.

Существует множество глобальных экологических проблем, каждая из которых может привести к экологическому кризису.

Скорее всего, процесс совместного гармонического развития человеческого общества и биосферы может быть обеспечен только благодаря науке, позволяющей оценить экологические последствия крупномасштабных природопреобразующих проектов и найти пути экологобезопасного существования.

Человечество должно осознать свою роль в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются лишь те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и окружающей среды. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохранения дикой природы, сохранения цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнёрства, любви и уважения к будущим поколениям. Всё это – составляющего нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.

Заключение

1. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира.

Понятие научной картины мира - одно из основополагающих в естествознании. Научная картина мира- это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

2. Смена научных картин мира – это закономерное явление в процессе познания окружающего нас мира На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития.

Различают общенаучную, естественнонаучную, социально-историческую, специальную, механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

Квантово-полевая картина мираотразила открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязью вещества и энергии. Изменились представления о причинности, роли наблюдателя, самой материи, времени и пространстве.

Квантово-полевая картина мира формируется на основе квантовой гипотезы М.Планка (1858-1947); волновой механики Э.Шредингера (1887-1961); квантовой механики В.Гейзенберга (1901-1976); квантовой теории атома Н.Бора (1885-1962)

В основе современной квантово-полевой картины мира лежит новая физическая теория - квантовая механика. В рамках квантово-полевой картины мира сложились квантово-полевые представления о материи.

Фундаментальные положения квантовой теории: принцип неопределенности и принцип дополнительности

Квантово-полевая картина мира в настоящее время находится в состоянии становления. С каждым годом к ней добавляются новые элементы, выдвигаются новые гипотезы, создаются и развиваются новые теории.

3. Термин «биосфера» был впервые введен в науку австрийским геологом и палеонтологом Э. Зюссом в 1875 г. Он дал определение биосферы как совокупности организмов, ограниченной в пространстве и времени и обитающей на поверхности Земли.

В начале XX века В.И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем переосмыслил понятие «биосфера». Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.

В.И. Вернадский указывал, что биосфера в XX веке становится ноосферой, создаваемой, прежде всего наукой и социальным трудом. Он понимал под ноосферой новый этап развития биосферы и призывал к разумному регулированию отношений в системе «человек - общество - природа». В. И. Вернадский считал, что человек, входит в «живое вещество» и выполняет определенную функцию биосферы и что взрыв научной мысли в XX веке закономерен развитием биосферы и дальнейшей ее трансформацией в ноосферу.

При переходе биосферы в ноосферу перед человечеством возникает огромная по масштабам и значению задача - научится сознательно регулировать взаимоотношения общества и природы

Список использованных источников

1. Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2006

2. Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.. – Уфа, 2003

3. Новоженов В.А. Концепции современного естествознания. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П.Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

6. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. -2-ое изд. – СПб.: Питер, 2005

7. Суханов А.Д., Голубев О.Н. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М. Дрора. 2004

8. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

1 Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с. - с.17

2 Новоженов В.А. Концепции современного естествознания. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с. - с.8

3 Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с. - с.28

Научная картина мира и её эволюцияРеферат >> Философия

Гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира , поскольку... в соответствии с некоторыми способами его видения, а эти способы задают картина мира и идеалы познания. Новый...

  • Принципиальные особенности научной картины мира

    Книга >> Биология
  • Современная естестественно-научная картина мира

    Закон >> Биология

    Вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой... духа, демонстрирующие его неисчерпаемые творческие возможности, в любом их содержании можно было бы...

  • Научные картины мира

    Контрольная работа >> Биология

    ... картина мира Электромагнитная картина мира Квантово – полевая картина мира Введение Само понятие «научная картина мира ... появилось в естествознании и философии в конце 19 в., однако специальный, углубленный анализ его содержания ...

  • Популярная философия. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич
    Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

    Тема 11. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира 11.1. Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира Основная задача каждой философии заключается в решении проблемы наличного бытия мира. Решением этой проблемы занимались все философы,

    Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

    Научная картина мира Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщённые схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики

    Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке После возникновения механической картины мира процесс формирования специальных картин мира протекает уже в новых условиях. Специальные картины мира, возникавшие в других областях

    Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все

    Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

    Глава 10. Ньютоновская (классическая) научная картина мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно

    Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Глава 12. Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, –

    Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

    Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Из книги автора

    Из книги автора

    Тема 1 Философия как мировоззрение и обобщённая картина бытия От мифологических представлений – к абстрактному мышлению. Практика как решающее условие становления теоретического мышления Если для студента философия является одной из изучаемых дисциплин (причём она

    Из книги автора

    Аристотелевская (древняя) научная картина мира Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать,

    Из книги автора

    Ньютоновская (классическая) научная картина мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно назвать

    Из книги автора

    Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, – древней, или

    Из книги автора

    Научная картина мира В процессе духовной эволюции человечество не получило обещанного счастья, но получило информацию, за что тоже должна быть благодарна культуре. Какова она в наиболее проверенной научной форме? Другими словами, какова современная научная картина

    Из книги автора

    Тема 12. Вторая научная картина мира (классическое естествознание) 1. Гелиоцентризм2. Упадок натурфилософии3. Механицизм4. Деизм5. Стационарность

    Из книги автора

    Тема 13. Третья научная картина мира 1. Основные черты современного естествознания2. Вещество и поле3. Первые модели атома4. Элементарные частицы5. Новый взгляд на пространство и время6. Природа всемирного тяготения7. Планеты, звезды, галактики8. Гипотеза большого

    Научная картина мира (НКМ) - система общих представлений о фун­даментальных свойствах и закономерностях универсума, возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов, понятий и принципов.

    НКМ состоит из двух постоянных компонентов:

    • концептуальный компонент включает в себя философские принципы и категории (например, принцип детерминизма, понятия материи, движения, пространства, времени и др.), общенаучные положения и понятия (закон сохранения и превращения энергии, принцип относительности, понятия массы, заряда, абсолютно черного тела и др.)
    • чувственно-образныйкомпонент - это совокупность наглядных представлений о миро­вых явлениях и процессах в виде моделей объектов научного познания, их изображений, описаний и т.дСледует отличать НКМ от картины мира основанной на синтезе общих представлений человека о мире, вырабатываемых разными сферами культуры

    Главное отли­чие НКМ от донаучной (натурфилософской) и вненаучной (например, рели­гиозной) состоит в том, что она создается на основе определенной научной теории (или теорий) и фундаментальных принципов и категорий философии.

    По мере своего развития наука продуцирует несколько разновидностей НКМ, которые различаются по уровню обобщения системы научных знаний: общенаучная картина мира (или просто НКМ), картина мира определенной области науки (естественнонаучная картина мира), картина мира отдельного комплекса наук (физическая, астрономическая, биологическая картина мира и т. д.).

    Представления о свойствах и особенностях окружающей нас природы возникают на основе тех знаний, которые в каждый исторический период дают нам разные науки, изучающие различные процессы и явления природы. Поскольку природа представляет собой нечто единое и целое, поскольку и знания о ней должны иметь целостный характер, т.е. представлять собой определенную систему. Такую систему научных знаний о природе издавна называют Естествознанием. Раньше в Естествознание ходили все сравнительно немногочисленные знания, которые были известны о Природе, но уже с эпохи Возрождения возникают и обособляются отдельные его отрасли и дисциплины, начинается процесс дифференциации научного знания. Ясно, что не все эти знания являются одинаково важными для понимания окружающей нас природы.

    Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных и важнейших знаний о природе, ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира, под которой понимают систему важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира. Сам термин «картина мира» указывает, что речь идет здесь не о части или фрагменте знания, а о целостной системе. Как правило, в формировании такой картины наиболее важное значение приобретают концепции и теории наиболее развитых в определенный исторический период отраслей естествознания, которые выдвигаются в качестве его лидеров. Не подлежит сомнению, что, что лидирующие науки накладывают свою печать на представления и научное мировоззрение ученых соответствующей эпохи.


    Но это отнюдь не означает, что другие науки не участвуют в формировании картины природы. В действительности она возникает как результат синтеза фундаментальных открытий и результатов исследовании всех отраслей и дисциплин естествознания.

    Существующая картина природы, рисуемая естествознанием, в свою очередь оказывает воздействие на другие отрасли науки, в том числе и социально-гуманитарные. Такое воздействие выражается в распространении концепций, стандартов и критериев научности естествознания на другие отрасли научного познания. Обычно именно концепции и методы наук о природе и естественнонаучная картина мира в целом в значительной степени определяют научный климат науки. В теснейшем взаимодействии с развитием наук о природе начиная с ХVI в. развивалась математика, которая создала для естествознания такие мощные математические методы, как дифференциальное и интегральное исчисления.

    Однако без учета результатов исследования экономических, социальных и гуманитарных наук наши знания о мире в целом будут заведомо неполными и ограниченными. Поэтому следует различать естественнонаучную картину мира, которая формируется из достижений и результатов познания наук о природе, и картину мира в целом, в которую в качестве необходимого дополнения входят важнейшие концепции и принципы общественных наук.

    Наш курс посвящен концепциям современного естествознания и соответственно этому мы будем рассматривать научную картину природы, как она исторически сформировалась в процессе развития естествознания. Однако еще до появления научных представлений о природе люди задумывались об окружающем их мире, его строении и происхождении. Такие представления вначале выступали в форме мифов и передавались от одного поколения к другому. Согласно древнейшим мифам, весь видимый упорядоченный и организованный мир, который в античности назывался космосом, произошел из дезорганизованного мира, или неупорядоченного хаоса.

    В античной натурфилософии, в частности у Аристотеля (384-322до н. э.), подобные взгляды нашли свое отражение в делении мира на совершенный небесный «космос» обозначал у древних греков всякую упорядоченность, организацию, совершенство, согласованность и даже военный строй. Именно такое совершенство и организованность приписывались небесному миру.

    С появлением экспериментального естествознания и научной астрономии в эпоху Возрождения была показана явная несостоятельностьподобных представлений. Новые взгляды на окружающий мир стали основываться на результатах и выводах естествознания соответствующей эпохи и стали поэтому называться естественно-научной картиной мира.

    План

    1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира 2

    2. Основные открытия xx века в области естествознания 8

    Литература 14

    1. Общая характеристика современной естественно-научной картины мира

    Научная картина мира - это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных понятий и принципов.

    Важнейшие элементы структуры научной картины мира - междисциплинарные концепции, образующие ее каркас. Концепции, лежащие в основе научной картины мира, являются ответами на сущностные основополагающие вопросы о мире. Эти ответы меняются с течением времени, по мере эволюции картины мира, уточняются и расширяются, однако сам "вопросник" остается практически неизменным по крайней мере со времен мыслителей классической Древней Греции.

    Каждая научная картина мира обязательно включает в себя следующие представления:

    о материи (субстанции);

    о движении;

    о пространстве и времени;

    о взаимодействии;

    о причинности и закономерности;

    космологические представления.

    Каждый из перечисленных элементов изменяется по мере исторической смены научных картин мира.

    Современная естественно-научная картина мира , которую еще называют и эволюционной картиной мира является результатом синтеза систем мира древности, античности, гео- и гелиоцентризма, механистической, электромагнитной картин мира и опирается на научные достижения современного естествознания.

    В своем развитии естестенно-научная картина мира прошла ряд этапов (табл.1).

    Таблица 1

    Основные этапы становления современной естественно-научной картины мира

    Этап истории

    Научная картина мира

    4000 лет до н.э.

    3000 лет до н.э.

    2000 лет до н.э.

    VIII в. до н.э.

    VII в. до н.э.

    VI в. до н.э.

    V в. до н.э.

    II в. до н.э.

    Научные догадки египетских жрецов, составление солнечного календаря.

    Предсказание солнечных и лунных затмений китайскими мыслителями.

    Разработка семидневной недели и лунного календаря в Вавилоне.

    Первые представления о единой естественно-научной картине мира в античный период. Возникновение представлений о материальной первооснове всех вещей.

    Создание математической программы Пифагора-Платона.

    Атомистическая физическая программа Демокрита-Эпикура.

    Континуалистическая физическая программа Анаксагора-Аристотеля.

    Изложение геоцентрической системы мира К. Птолемеем в сочинении "Альмагест".

    Гелиоцентрическая система строения мира польского мыслителя Н. Коперника.

    Становление механистической картины мира на основе законов механики И. Келлера и И. Ньютона.

    Возникновение электромагнитной картины мира на основе трудов М. Фарадея и Д. Максвелла.

    Становление современной естественно-научной картины мира.

    Современное естествознание представляет окружающий материальный мир нашей Вселенной однородным, изотропным и расширяющимся. Материя в мире находится в форме вещества и поля. По структурному распределению вещества окружающий мир разделяется на три большие области: микромир, макромир и мегамир. Между структурами существуют четыре фундаментальных вида взаимодействий: сильное, электромагнитное, слабое и гравитационное, которые передаются посредством соответствующих полей. Существуют кванты всех фундаментальных взаимодействий.

    Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считали атомы, то впоследствии были открыты электроны, входящие в состав атомов. Позднее было установлено строение ядер атомов, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов.

    В современной естественно-научной картине мира наблюдается теснейшая связь между всеми естественными науками, здесь время и пространство выступают как единый пространственно-временной континиум, масса и энергия взаимосвязаны, волновое и корпускулярное движения, в известном смысле, объединяются, характеризуя один и тот же объект, наконец, вещество и поле взаимопревращаются. Поэтому в настоящее время предпринимаются настойчивые попытки создать единую теорию всех взаимодействий.

    Как механистическая, так и электромагнитная картины мира были построены на динамических, однозначных закономерностях. В современной картине мира вероятностные закономерности оказываются фундаментальными, не сводимыми к динамическим. Случайность стала принципиально важным атрибутом. Она выступает здесь в диалектической взаимосвязи с необходимостью, что и предопределяет фундаментальность вероятностных закономерностей.

    Научно-техническая революция, развернувшаяся в последние десятилетия, внесла много нового в наши представления о естественно-научной картине мира. Возникновение системного подхода позволило взглянуть на окружающий мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем. С другой стороны, появление такого междисциплинарного направления исследований, как синергетика, или учение о самоорганизации, дало возможность не только раскрыть внутренние механизмы всех эволюционных процессов, которые происходят в природе, но и представить весь мир как мир самоорганизующихся процессов.

    В наибольшей мере новые мировоззренческие подходы к исследованию естественно-научной картины мира и его познания коснулись наук, изучающих живую природу, например биологии.

    Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и научных дисциплин при сохранении преемственности в развитии науки и, прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая или фундаментальная теория, которая служит парадигмой, или образцом, для объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных. Такой парадигмой в свое время служила теория движения земных и небесных тел, построенная Ньютоном, поскольку на нее опирались все ученые, изучавшие конкретные механические процессы. Точно так же все исследователи, изучавшие электрические, магнитные, оптические и радиоволновые процессы, основывались на парадигме электромагнитной теории, которую построил Д.К. Максвелл. Понятие парадигмы для анализа научных революций подчеркивает важную их особенность - смену прежней парадигмы новой, переход к более общей и глубокой теории исследуемых процессов.

    Все прежние картины мира создавались как бы извне - исследователь изучал окружающий мир отстраненно, вне связи с собой, в полной уверенности, что можно исследовать явления, не нарушая их течения. Такова была веками закреплявшаяся естественно-научная традиция. Теперь научная картина мира создается уже не извне, а изнутри, сам исследователь становится неотъемлемой частью создаваемой им картины. Очень многое нам еще неясно и скрыто от нашего взора. Тем не менее, сейчас перед нами раскрывается грандиозная гипотетическая картина процесса самоорганизации материи от Большого взрыва до современного этапа, когда материя познает себя, когда ей присущ разум, способный обеспечить ее целенаправленное развитие.

    Наиболее характерной чертой современной естественно-научной картины мира является ее эволюционность . Эволюция происходит во всех областях материального мира в неживой природе, живой природе и социальном обществе.

    Современная естественно-научная картина мира необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид, что впрочем, является преходящим (когда - то и мысль о шарообразности Земли тоже выглядела совершенно "безумной").

    Но в то же самое время эта картина величественно проста и стройна. Эти качества придают ей ведущие принципы построения и организации современного научного знания:

    системность,

    глобальный эволюционизм,

    самоорганизация,

    историчность.

    Данные принципы построения современной научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.

    Системность означает воспроизведение наукой того факта, что наблюдаемая Вселенная предстает как наиболее крупная из всех известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.

    Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархическому включению систем разных уровней друг в друга любой элемент системы, оказывается, связан со всеми элементами всех возможных систем. (Например: человек - биосфера - планета Земля - Солнечная система - Галактика и т.д.). Именно такой принципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир. Таким же образом организуется соответственно и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны - сейчас практически уже нет ни одной "чистой" науки, все пронизано и преобразовано физикой и химией.

    Глобальный эволюционизм - это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной также свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом.

    Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.

    Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.

    Однако у нее есть и еще одна особенность, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности , а, следовательно, принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентаций, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной частью включен и сам человек, меняет и стратегию научного поиска, и отношение человека к миру.

    Но ведь развивается и Вселенная. Конечно, развитие общества и Вселенной осуществляется в разных темпоритмах. Но их взаимное наложение делает идею создания окончательной, завершенной, абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    НКМ - системное видение мироздания, его основ возникновения, организации и ее структуры, динамики во времени и пространстве. Различают общую (системное знание не только о природе, но и обществе) и естественнонаучную картины мира.
    Научная картина мира - широкая панорама знаний о природе и человечестве, включающая в себя наиболее важные теории, гипотезы и факт. Претендует на то, чтобы быть ядром научного мировоззрения. Мировоззрение - система взглядов на мир в целом, сложный сплав традиций, обычаев, норм, установок, знаний и оценок.
    Ф-ции НКМ:
    1) интегративная: НКМ опирается на достоверные зн. и это не просто сумма или набор фрагментов отдельных дисциплин. Назначение НКМ в обеспечении синтеза новых зн.;
    2) системная: построение представления о любой части мира на основе данных, известных на текущий момент, какими бы скромными они ни были;
    3) нормативная: НКИ не просто описывает мироздание, но задает системы установок и принципов освоения действительности, влияет на формирование социокультурных и методологических норм н.исследования.
    4) парадигмальная. Парадигма - модель (образ) постановки и решения н.проблем. Допарадигм. период - хаотичное накопление фактов. В парадигмальном периоде установлены стандарты н.практики, теоретические постулаты, точная НКМ, соединение теории и метода.
    Составляющие: интеллектуальную (охватывается понятием миропонимания) и эмоциональную (через мироощущение и мировосприятие).
    Поскольку философия претендует на выражение фундаментальных принципов бытия и мышления, то научное философское мировоззрение правомерно определять как высший, теоретический уровень мировоззрений вообще. Оно представлено стройной, научно обоснованной совокупностью воззрений, дающих представление о закономерностях развивающегося универсума и определяющих жизненные позиции, программы поведения людей. Современной научной картине мира свойственна строгость, достоверность, обоснованность, доказательность. Она представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий и процессов, охватываемых закономерностью.
    Структура картины мира включает центральное теоретическое ядро, обладающее относительной устойчивостью, фундаментальные допущения, условно принимаемые за неопровержимые, частные теоретические модели, которые постоянно достраиваются. Научная картина мира обладает определенным иммунитетом, направленным на сохранение данного концептуального основания. В ее рамках происходит кумулятивное накопление знания.
    Неклассическая картина мира - отсутствие жесткой детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом. Неклассическое сознание постоянно ощущало свою предельную зависимость от социальных обстоятельств и одновременно питало надежды на участие в формировании «созвездия» возможностей.
    Постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором.

    Исторические формы научной картины мира.

    1. Классическая научная картина мира (XVI-XVIIвв – к.ХIХв), основана на открытиях

    Кеплера, Коперника, Галилея, но главным образом, на принципах механики Ньютона:

    Основные положения:

    Мир находится в состоянии линейного, прогрессивно направленного развития с жѐстко

    предопределѐнной детерминацией; случай несущественен;

    Все состояния мира, в том числе и будущее, могут быть просчитаны и предсказаны;

    Естественно-научная база – ньютонова Вселенная с еѐ субстанциальными (независимыми

    субстанциями, имеющими абсолютные, постоянные, неизменные характеристики) про-

    странством и временем в котором помещены материальные объекты (звёзды и т.д.), нахо-

    дящиеся в состоянии равномерного движения.

    2. Неклассическая научная картина мира (ХХв, Эйнштейн):

    Основные положения:

    Началось всѐ с термодинамики, утверждающей, что жидкости и газы не есть чисто меха-

    нические системы – случайные процессы являются частью их сущности;

    Пространство и время на абсолютны, а относительны; их конкретные характеристики

    меняются в зависимости от массы материальных объектов и скорости их движения (чем

    ближе к скорости света, тем сильнее изменение пространственных и временных парамет-

    ров объекта;

    Развитие мира может быть представлено в виде магистральной линии, омываемой сину-

    соидой, олицетворяющей роль случая;

    Детерминация в виде статистической закономерности: система развивается направленно,

    но еѐ состояние в каждый данный момент не детерминировано.

    3. Постнеклассическая картина мира (конец ХХ в., на основе синергетики):

    Основные положения:

    Развитие мира может быть представлено в виде ветвящегося дерева;

    Отсюда вытекает положение о том, что будущее принципиально непредсказуемо: всегда

    есть альтернативы развития, которые часто определяются каким-нибудь случайным, ино-

    гда даже незначительным фактором;

    Утверждается возможность перескока с одной траектории развития на другую и утраты

    системной памяти. В результате прошлое не всегда прямо определяет настоящее, а на-

    стоящее – будущее. Отсюда также следует принципиальная непредсказуемость будущего

    – возможны лишь более или менее точные прогнозы, основанные на анализе тенденций;

    Утверждается, что малым, локальным причинам могут соответствовать глобальные след-

    Из всех вышеизложенных положений следует, что неопределённость выступает как ат-

    рибут (фундаментальная, основополагающая характеристика) бытия;

    Важнейшие понятия современной научной картины мира – порядок и хаос (смотрите об

    этом в вопросе о синергетике);

    Принцип универсального эволюционизма (основательно обоснован российским академи-

    ком Н.Н.Моисеевым. Суть, кратко: любая достаточно сложная система, существующая в

    мире – от атома, молекулы, микроорганизма, человека и до Вселенной, есть результат со-

    ответствующей эволюции);

    Иерархическая структура мира (в неживой природе: поле и вещество – элементарные

    частицы – атом – молекула – макротела – звёзды - галактики – метагалактики – вселенная;

    в живой природе: клетка – ткани – организм – популяция – биоценоз – биосфера; в обще-

    стве – индивид – малые социальные группы – большие социальные группы – человечество в целом).