Главная · Бронхит · Духовные ценности современной цивилизации. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных

Духовные ценности современной цивилизации. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности.

Понятие «духовные ценности» охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека. Как видно, они неоднородны по содержанию, а также по функциям и характеру требований к их реализации. Стандарты, правила, каноны, эталоны входят в класс предписаний, жёстко программирующих цели и способы деятельности. Нормы, вкусы и идеалы, служащие алгоритмом культуры - более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценностей. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе.

Классификация духовных ценностей

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Макс Шелер Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.


Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.

  • Что такое духовные ценности?
  • Существуют ли общечеловеческие духовные ценности?
  • Что такое духовные ценности российского народа?

Духовные ценности: долг, достоинство, честь, справедливость, верность Отечеству, присяге, победы народа. Без этих и многих других, не перечисленных здесь примеров духовных ценностей не может нормально существовать общество XXI века. Вот почему свои духовные ценности каждый народ бережёт как зеницу ока.

Общечеловеческие ценности

А что такое ценности? Это те духовные и материальные явления мира, которые больше всего важны для людей.

В 5 классе вы уже познакомились с семейными цен­ностями. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой на­бор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся:

  • истина,
  • свобода,
  • справедливость,
  • красота,
  • добро,
  • любовь,
  • польза,
  • сохранение жизни человека,
  • признание прав и свобод гражданина,
  • решительное осуждение всех форм человеконенавистничества,
  • защита окружающей среды,
  • утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества.

Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других. Поэтому осознание того, что есть сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, в конечном счёте руководит его поступками. Также и с народами. Если народ хочет, чтобы уважали его историю, духовные ценности, нравственное достоинство, он должен сам знать и ценить свою историю, беречь свои духовные ценности.

Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них.

Духовные ценности российского народа

Каждый год 9 мая российский народ отмечает День Победы - праздник, который люди заслужили, заплатив за него миллионами жизней своих отцов, матерей и дедов. Они принесли нам свободу, дали возможность гордиться своей Родиной и считаться великой нацией.

Как в вашей семье отмечают День Победы?

Все или подавляющее большинство войн, вооружённых конфликтов, революций в истории человечества происходило во имя духовных ценностей. Социальные революции - ради справедливости и равенства, освободительные войны - ради свободы и т.д. Даже межличностные конфликты вспыхивают из-за того, что кто-то посчитал себя оскорблённым.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

    Дополнительное чтение
    Жизнь человека - высшая ценность.
    В нашей стране в прессе, на телевидении и в Интернете активно обсуждался вопрос о смертной казни.
    Можно ли лишать человека самой главной ценности - жизни, если он отнял жизнь у другого человека? Вопрос глубоко нравственный, духовный. Так вот оказалось, более 80% россиян, согласно социологическим исследованиям, выступали за сохранение смертной казни. Православная церковь высказалась против её применения, считая, что если Бог дал человеку жизнь, то лишь он и вправе её забрать. Мнения политиков разделились: одни высказывались против применения в нашей стране высшей меры наказания, а другие поддерживали её как средство сохранения порядка в обществе и борьбы с преступностью.
    В настоящее время в России официально сметная казнь не отменена (этот вид наказания есть в Уголовном кодексе РФ), но приговоры по смертной казни в действие не приводятся. Смертная казнь заменяется длительным, вплоть до пожизненного, лишением свободы.

Чьё мнение по проблеме смертной казни вы разделяете? Аргументируйте свой ответ.

Российская Федерация - многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков.

Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали.

Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Следует помнить, что все религии едины в главном: из века в век они учат людей честности, порядочности, уважению к окружающим, взаимопониманию и трудолюбию.

Самое большое влияние на человека оказывает семья.

    Умная мысль
    «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». Цицерон, древнеримский оратор

Духовные ценности российского народа - семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходя на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России - Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других.

    Подведём итоги
    У каждого народа есть духовные ценности - нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей - общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.

    Основные термины и понятия
    Духовные ценности.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятия «духовные ценности».
  2. Что такое «общечеловеческие духовные ценности»? Приведите примеры.
  3. Перечислите духовные ценности российского народа.
  4. Какую роль в формировании духовных ценностей народа играет религия?
  5. Можете ли вы себя назвать приверженцем духовных ценностей российского народа? Свой ответ обоснуйте.
  6. Согласны ли вы с мнением, что семья - одна из главных ценностей общества? Свой ответ обоснуйте.
  7. Как связаны между собой два общественных явления - День Победы и историческая память народа?

Практикум

  1. Понаблюдайте за окружающей вас жизнью. В каких поступках людей проявляются духовные ценности российского народа?
  2. О каких духовных ценностях говорят следующие народные пословицы?
    «Отца с матерью почитать - горя не знать», «Дерево держится корнями, а человек семьёй», «Нет друга, так ищи, а нашёл, так береги», «Сам погибай, а товарища выручай», «Учись доброму, так худое на ум не пойдёт». Продолжите перечень пословиц о духовных ценностях.

Каждый человек имеет свою собственную неповторимую систему ценностей. В современном мире часто на первый план выходят материальные блага, при этом люди совершенно забывают о духовной стороне. Так что же все-таки важнее? Каковы материальные и духовные ценности человека?

Наше общество на данный момент построено так, что человек не сможет существовать без набора определенных вещей, предметов, делающих его жизнь проще и комфортнее. Таким образом, истоки материальных ценностей кроются в необходимости удовлетворения людьми своих потребностей.

Материальные ценности — это совокупность предметов, денежных средств, имущества, значимость которых для человека очень велика. Примерами таких ценностей являются недвижимость, автомобили, золотые украшения, меха, мебель, техника и аппаратура.

Кто-то в большей, кто-то в меньшей степени подвержен зависимости от материальных благ. Некоторые люди не могут представить своего существования без дорогих вещей, другие ограничиваются лишь самым необходимым. Однако так или иначе материальные ценности занимают существенное место в жизни людей.

Основные духовные ценности человека

Духовные ценности — это совокупность моральных, религиозных, нравственных, этических убеждений человека, представляющих для него значимость. Они формируются с самого рождения, меняются и совершенствуются со временем. Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных для того, чтобы понять, насколько они важны в нашей жизни.

К духовным ценностям можно отнести любовь, дружбу, сочувствие, уважение, самореализацию, творчество, свободу, веру в себя и в Бога. Все это помогает нам обрести гармонию с собой и окружающими людьми. Эти ценности представляют особую важность, придают смысл жизни и делают нас людьми.

Что ответить, если просят: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных»?

Основываясь на понятиях и приведенных примерах духовных и материальных ценностей, можно сделать вывод о том, что сходство их заключается в значимости и важности для человека. И те, и другие делают наше существование без них ущербным и бессмысленным.

Итак, вас попросили: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных». Что вы ответите? Ответ сводится к тому, что первые из них нельзя увидеть и потрогать. Однако это не самое главное различие.

Прежде всего, как и любые ресурсы, материальные блага ограничены. Вопреки желаниям людей они не могут быть доступны каждому из нас. Духовные ценности же имеют всеобщий характер. Их количество бесконечно и не зависит от числа людей, обладающих ими. Духовные ценности могут стать достоянием каждого человека, не зависимо от его финансового положения и прочих факторов, являющихся препятствием на пути к получению материальных ценностей.

Какие ценности для человека важнее

Кто-то скажет, что ни в коем случае нельзя возвышать материальные блага над отношениями с близкими людьми и своей собственной совестью. Для других людей нет никаких запретов и границ на пути к богатству и славе. Кто же из них прав и что важнее для человека?

Материальные и духовные ценности культуры тесно взаимосвязаны. Люди не будут ощущать себя комфортно, имея только один из этих видов ценностей. К примеру, многие бизнесмены, заработавшие огромное состояние, часто ощущают себя несчастными, так как не смогли найти гармонию со своей душой. В то же время человек с богатым внутренним миром не будет чувствовать себя хорошо, лишившись жилья или средств к существованию.

Таким образом, если вас кто-то попросит: «Сформулируй основные отличия духовных ценностей от материальных и поясни, какие из них важнее для человека», скажите, что на этот счет нельзя ответить однозначно. Каждый расставляет для себя приоритеты самостоятельно.

Ошибкой некоторых людей является стремление во что бы то ни стало завладеть как можно большими богатствами. При этом в погоне за деньгами они пренебрегают дружбой, честностью, теплыми отношениями со своими близкими. Неправильным также является подход, когда люди, живя в бедности, не прилагают никаких усилий для того, чтобы улучшить свое материальное положение. Они считают, что главное для них — богатый внутренний мир, а все остальное совершенно не важно. В идеале надо постараться найти правильный баланс между духовными и материальными ценностями.

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Духовные ценности человека

Культура - совокупность всех видов преобразо­вательной деятельности человека и общества, а также результа­ты этой деятельности, воплотившиеся в материальных и духов-

ных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо по­требности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен - это природные, этиче­ские, эстетические и другие системы. Системы ценностей ис­торичны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности. Под­черкивая разницу между материальными и духовными ценно­стями, многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру.

Под материальной культурой понимается совокупность ма­териальных благ, средств и форм их производства, способов овладения ими.

Духовную культуру определяют как совокупность всех зна­ний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т.д.) и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Социальный характер культуры обуслов­лен тем, что культура - неотъемлемая сторона жизни общества и неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества. По­этому с философской точки зрения неверно то обыденное по­нимание культуры, с которым мы часто сталкиваемся: «Это не­культурный человек, ему неведомо, что такое культура». Гово­ря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако с точки зрения философии человек всегда культурен, ибо он есть соци­альное существо, а общество без культуры не существует. Лю­бое общество всегда создает соответствующую культуру, т.е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. При этом степень развитости культуры зави­сит от конкретного исторического этапа развития общества, условий, в которых развивается человечество, возможностей, которыми оно располагает.

Культура - цемент здания общественной жизни, потому что она передается от одного человека к другому в процессе со­циализации и контактов с другими культурами, формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. Члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем

«посторонним». Их общие чувства отражены в сленге и жарго­не, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Но культура не только укрепляет солидарность между людьми. Она может стать причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка - главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы, а с другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.

Высокая культура - изящное искусство, классическая му-зыка и литература-создавалась и воспринималась элитой. На­родная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и т.п., принадлежала преимущественно бедным. Продукты каждой из этих культур предназначались для определенных социаль­ных групп, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, телевидения, массовых печатных изданий, интернета) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Культура становится «массовой», когда ее про­дукт стандартизируется и распространяется среди широких слоев населения.

Во всех обществах существуют подгруппы, имеющие раз­личные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, на­зывают субкультурой; она формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, возраст, религия, место жительства и т.п. Ценности субкульту­ры воздействуют на формирование личности членов подгруп­пы.

Культурная регуляция человеческой деятельности осуще­ствляется через систему ценностей. В отличие от норм, кото­рым необходимо следовать, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, кото­рые определяют статус человека в обществе. Ценности помога­ют обществу и человеку разделить хорошее и плохое, идеаль­ное, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедли­вое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

7.6. Духовные ценности человека

Объем таких понятий, как интерес, потребность, стремле­ние, долг, идеал, ориентация и мотивация, уже, чем понятие «ценность». Под интересом или потребностью обычно пони­маются социально обусловленные влечения, связанные с со­циально-экономическим положением различных социальных слоев, групп или отдельных индивидов; в этом случае осталь­ные ценности (идеалы) - лишь отвлеченное отражение инте­ресов.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв - расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признавае­мым состоянием и реальными жизненными условиями. Расхож­дение между признанием высокой значимости какой-либо ценности и ее недостижимостью человек может осваивать по-разному. Он может увидеть причину во внешних обстоя­тельствах, действиях соперников или врагов или в своей недо­статочной активности и эффективности деятельности. Клас­сический пример драматического расхождения между цен­ностью и действием, ориентированным на ее достижение, дает трагедия У. Шекспира «Гамлет». Почти до самого конца пьесы датский принц оттягивает действие (а если и действует, то си­туативно, по настроению) - и не только для того, чтобы еще и еще раз удостовериться в преступлении, совершенном коро­лем, но и потому, что глубоко сомневается в необходимости действовать. В отличие от него герой романа Ф.М. Достоевско­го «Преступление и наказание» Родион Раскольников не толь­ко убедил себя в том, что жизнь «вредной старушонки» не име­ет ценности, но и в самом деле убивает ее, и это влечет за собой глубокое раскаяние.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и по­ведением является воля, снимающая колебания и неуверен­ность и заставляющая человека действовать. Воля может про­являться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.



Классификация ценностей. Любая классификация ценностей по типу и уровню условна в силу того, что в нее вносятся соци­альные и культурные значения. К тому же трудно отнести ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (напри-

Глава 7. Духовность личности как общечеловеческая ценность

мер, семья), к определенному классу. Тем не менее можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценно­стей:

О витальные - жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благо­состояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.;

о социальные - социальное положение, статус, трудолюбие, бо­гатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дис­циплина, предприимчивость, склонность к риску, социальное равенство, равенство полов, способность к достижениям, лич­ная независимость, активное участие в жизни общества, ори­ентированность на прошлое или будущее, локальная (почвен­ная) или сверхлокальная (государственная, интернациональ­ная) ориентация;

о политические - свобода слова, гражданские свободы, государ­ственность, законность, порядок, конституция, гражданский мир;

о моральные - добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, чест­ность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим, любовь к детям;

о религиозные - Бог, божественный закон, вера, спасение, благо­дать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь;

О эстетические - красота (или, напротив, эстетика безобразно­го), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание пре­стижной заимствованной моде.