Главная · Бронхит · Функциональные заболевания пищеварительного тракта у детей. Принципы рациональной терапии

Функциональные заболевания пищеварительного тракта у детей. Принципы рациональной терапии

Функциональные нарушения желудочно – кишечного тракта у детей раннего возраста. Младенческая колика и срыгивание. Клинические проявления и выявление "тревожных симптомов", дифференциальная диагностика и принципы терапии Работу выполнил Газизов Р. Э. 672 ОМ

Функциональные гастроинтестинальные нарушения занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваний органов пищеварения в детском возрасте. Наиболее часто они встречаются в первый год жизни ребенка. Согласно современным представлениям функциональные нарушения - это разнообразная комбинация гастроинтестинальных симптомов без структурных или биохимических нарушений Возникновение ФН обусловлено нарушением регуляции органа, функция которого нарушена. Высокая частота ФН обусловлена анатомо-физиологическими особенностями желудочно-кишечного тракта ребенка, незрелостью нервно-рефлекторного звена регуляции и ферментативных систем.

Одним из наиболее частых проявлений ФН ЖКТ у детей раннего возраста являются кишечные дисфункции среди которых ведущее место занимает синдром кишечной колики (метеоризм в сочетании со схваткообразными болями в животе и криком). Как правило младенческая колика не вызывает значительных нарушений в состоянии здоровья ребенка. Тем не менее, в случаях, когда кишечные колики носят упорный и длительный характер, они могут быть сопряжены с нарушениями физического и психического развития ребенка, расстройствами микробиоценоза кишечника. Отличительной особенностью ФН является появление клинических симптомов при отсутствии каких-либо органических изменений со стороны органов пищеварения и метаболических отклонений. При этом могут изменяться: моторная функция, переваривание и всасывание пищевых веществ, а также состав кишечной микробиоты и активность иммунной системы.

Нередко у детей первого года жизни (35- 45%) выявляются дискинезии кишечника, проявляющиеся в виде запоров или поносов, или их чередовании. Эти состояния не только ухудшают самочувствие детей, но и являются одним из факторов, способствующих развитию заболеваний желудочнокишечного тракта, а также патологии других внутренних органов Функциональные нарушения ЖКТ часто сопровождаются микроэкологическим дисбалансом. Но это не точно

Физиологический дисбиоз, обусловленный несовершенством формирования микробиоценоза у детей раннего возраста, ферментативной, иммунной и двигательной незрелостью кишечника, может трансформироваться в патологическое состояние, утяжеляющее основное заболевание, на фоне которого оно возникло. Поэтому терапия, включающая коррекцию нарушений микробиоценоза кишечника, важна и обоснованна при функциональных расстройствах ЖКТ. И это точно.

В соответствии с Римскими критериями III, принятыми в 2006 году в Лос- Анджелесе Международной рабочей группой по разработке критериев функциональных расстройств, предложена классификация функциональных расстройств у детей раннего возраста: Срыгивание у младенцев. Синдром руминации у младенцев Синдром циклической рвоты. Младенческая колика. Функциональная диарея. Болезненность и затруднения дефекации (дисхезия) у младенцев. Функциональные запоры.

Этиология. Причины функциональных нарушений ЖКТ можно разделить на две группы: связанные с матерью и связанные с ребенком.

К первой группе причин относятся: отягощенный акушерский анамнез; эмоциональная лабильность женщины и стрессовая обстановка в семье; погрешности в питании у кормящей матери; нарушение техники кормления и перекорм при естественном и искусственном вскармливании; неправильное разведение молочных смесей; курение женщины.

Причины, связанные с ребенком анатомической и функциональной незрелости органов пищеварения (короткий брюшной отдел пищевода, недостаточность сфинктеров, пониженная ферментативная активность, нескоординированная работа отделов ЖКТ и др.); нарушении регуляции работы ЖКТ вследствие незрелости центральной и периферической нервной системы (кишечника); особенностях формирования кишечной микробиоты; становлении ритма сон/бодрствование.

Патогенез. Основой патогенеза является нарушение функционирования энтероцеребральных связей. Под влиянием триггеров формируется висцеральная гиперчувствительность, что реализуется гипералгезией и/или аллодинией, когда вследствие значительного снижения сенсорного порога даже обычные физиологические стимулы воспринимаются как боль или дискомфорт. Формирующийся в периферических рецепторах афферентный ноцицептивный поток поступает в ЦНС, в том числе в подкорковые струтуры (лимбическую систему, гипоталамус) и в соответствующие зоны коры, с усилением интенсивности за счёт включения дополнительных путей синаптической передачи.

При функциональных нарушениях пищеварения изменяется уровень выработки гастроинтестинальных гормонов (ВИП, мотилина, холецистокинина, гастрина), усугубляющих имеющиеся секреторно-моторные нарушения, увеличивается роль биологически активных веществ (гистамина, серотонина, брадикинина). На фоне развивающихся расстройств моторики формируются вторичные изменения, прежде всего в виде нарушений переваривания, всасывания и нарушения микробиоценоза, что усугубляет расстройства моторики, образуя порочный круг.

Клиническая картина полиморфизм жалоб; многообразие вегетативных неврологических нарушений, внекишечные проявления, признаки функциональных нарушений со стороны других органов; нестереотипность симптоматики; отсутствие ночной симптоматики; высокая обращаемость к врачам разных специальностей; несоответствие между длительностью заболевания, многообразием жалоб и удовлетворительным внешним видом и физическим развитием пациента (для детей раннего возраста – удовлетворительные прибавки массы тела и активное сосание); отсутствие прогрессирования симптоматики; часто – связь с психотравмирующей ситуацией.

Диагностика Функциональные нарушения – это диагноз исключения, который можно поставить только после тщательного обследования пациента и исключения органической патологии, имеющей похожую симптоматику (причем при проведении дифференциальной диагностики необходимо иметь в виду не только заболевания ЖКТ).

Согласно Римским критериям III допускается возможность постановки диагноза функционального заболевания без дополнительного инструментального обследования при условиях отсутствия органической патологии по данным физикального обследования, соответствия клинической симптоматики разработанным критериям и отсутствия т. н. симптомов тревоги.

К симптомам тревоги относятся: сохранение клинических проявлений в ночное время; наличие крови в стуле (гематохези), рвота с примесью крови, мелена; дисфагия; нарушения физического развития, задержка роста; немотивированная потеря массы тела; лихорадка и боли в суставах; лимфаденопатия; стереотипность болевого синдрома, иррадиация болей; упорная диарея, полифекалия; постоянное величение живота; гепато- и/или спленомегалия; любые необъяснимые изменения в ОАК и биохимии крови.

Синдром срыгивания и рвоты Под срыгиванием (регургитацией) понимают пассивный заброс желудочного содержимого в пищевод и ротовую полость. При регургитации, в отличие от рвоты, не происходит напряжения брюшного пресса и диафрагмы, отсутствуют вегетативные реакции в виде гиперсаливации, бледности лица, тахикардии, похолодания конечностей. Срыгивания достаточно часто регистрируются как в виде самостоятельных проявлений у практически здоровых детей, так и в виде сопутствующей патологии при ряде заболеваний.

Высокая частота срыгиваний у детей первого года жизни обусловлена: анатомо-физиологическими особенностями строения верхних отделов ЖКТ (слабость кардиального сфинктера при хорошо развитом пилорическом, горизонтальное расположение желудка и форма его в виде «мешка» , высокое давление в брюшной полости, незрелость нервно-гуморального звена сфинктерного аппарата и дискоординация последовательности взаимодействия сфинктеров, несовершенство моторики ЖКТ); горизонтальным положением самого ребенка; относительно большим объемом питания.

Характерной особенностью срыгиваний является то, что они появляются внезапно, без каких–либо предвестников и происходят без заметного участия мышц живота и диафрагмы. Срыгивания не сопровождаются вегетативными симптомами, не отражаются на самочувствии, поведении, аппетите ребенка и прибавке массы тела Срыгивания редко являются проявлением неврологической патологии Функциональные срыгивания не нарушают состояния ребенка

Кишечные колики – это эпизоды болезненного плача и беспокойства ребёнка, которые занимают не менее 3 часов в день и возникают не реже 3 раз в неделю

Для кишечных колик характерен резкий болезненный плач, сопровождающийся покраснением лица, ребенок принимает вынужденное положение, прижав ножки к животу, возникают трудности с отхождением газов и стула. Заметное облегчение наступает после дефекации. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы нередко холодны на ощупь, руки прижаты к туловищу. Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой весьма удручающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено – в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит

Лечение функциональных нарушений пищеварения разъяснительная работа и психологическая поддержка родителей; диетотерапия; лекарственная терапия (патогенетическая и посиндромная); немедикаментозное лечение: лечебный массаж, упражнения в воде, сухая иммерсия, музыкотерапия, ароматерапия, аэроионотерапия.

Ведущая роль в лечении функциональных нарушений ЖКТ у детей принадлежит лечебному питанию. В процессе организации диетотерапии необходимо исключить перекорм ребенка, особенно при свободном вскармливании. Целесообразно введение в рацион адаптированных молочных продуктов, обогащенных пре- и пробиотиками, а также кисломолочных смесей Если нарушения обусловлены лактазной недостаточностью, ребенку постепенно вводят безлактозные смеси При пищевой аллергии могут быть рекомендованы специализированные продукты на основе высокогидролизованного

Лечение кишечной колики Из рациона кормящей женщины должны быть исключены продукты, приводящие к повышенному газообразованию в кишечнике Тепло на область живота Поглаживание живота по часовой стрелке и массаж живота Изменение положения тела, выкладывание на живот Применение механических средств (газоотводная трубка или клизма)

Прогноз В соответствии с Римскими критериями, функциональные нарушения не имеют прогрессирующего течения и их прогноз для жизни благоприятен.

> Функциональное расстройство желудочно-кишечного тракта

Данная информация не может использоваться при самолечении!
Обязательно необходима консультация со специалистом!

Функциональное расстройство желудочно-кишечного тракта

Под функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта понимают целую группу состояний, которые проявляются разнообразными симптомами со стороны органов пищеварительной системы. При этом отсутствует или не выявлена точная причина этих расстройств. Подобный диагноз врач сможет выставить, если работа кишечника и желудка нарушена, но отсутствуют инфекционные, воспалительные заболевания, онкопатология или анатомические дефекты кишечника.

Классифицируется эта патология на основании того, какие симптомы превалируют. Выделяют расстройства с преобладанием рвотного компонента, болевого синдрома или расстройства дефекации. Отдельной формой считается синдром раздраженного кишечника, который внесен в международную классификацию болезней.

Причины функциональных расстройств ЖКТ

Причинами являются генетическая предрасположенность и воздействие факторов внешней среды. Врожденный характер функциональных расстройств подтверждается тем, что в некоторых семьях страдают от этой патологии представители нескольких поколений. Перенесенные инфекции, стрессовые условия жизни, депрессия, тяжелая физическая работа – это все относится к внешним причинам расстройств.

Как проявляются функциональные расстройства ЖКТ?

Ведущими симптомами этих расстройств являются вздутие живота, частые запоры или наоборот диарея, боли в животе (чаще в околопупочной области). В отличие от других заболеваний кишечника функциональное вздутие не сопровождается видимым увеличением живота. Больные люди могут жаловаться на урчание в животе, метеоризм, чувство неполноценного опорожнения кишечника после дефекации, тенезмы (болезненные позывы к дефекации).

Кто ставит диагноз, и какие обследования назначают?

У взрослых диагностикой этих состояний занимается гастроэнтеролог. У детей эта патология встречается гораздо чаще, ее диагностикой и лечением занимаются педиатры. Диагноз ставится на основании типичных симптомов, указанных выше. Для постановки диагноза необходимо, чтобы общая продолжительность нарушений пищеварения составляла не менее 3-х месяцев за последний год.

Чтобы поставить функциональное нарушение, врач должен исключить другую патологию, возможно ставшую причиной возникновения подобных симптомов. Для этого он может назначить ФГДС, колоноскопию, ректороманоскопию, обзорную рентгеноскопию брюшной полости, КТ или МРТ, УЗИ органов брюшной полости и малого таза. Из анализов назначают исследование крови на печеночные ферменты, билирубин, уровень сахара. Исследование кала на гельминты и копрограмма являются обязательными анализами.

Лечение и профилактика

Для функциональных желудочно-кишечных расстройств лечение и профилактика являются практически синонимами. Основной упор делается на коррекцию диеты. Пациенту рекомендуется сбалансированный рацион, включающий белки, жиры и углеводы в полном объеме, а также витамины и микроэлементы, нормализация режима питания. Дробный прием пищи небольшими порциями способствует исчезновению симптомов. При запорах назначают слабительные средства, клизмы, в рацион включают продукты, обладающие послабляющим действием, рекомендуется обильное питье.

При диарее ограничивают количество грубой пищи, назначают закрепляющие стул препараты. Болевой синдром при функциональных расстройствах устраняют приемом спазмолитических (снимающих спазм гладких мышц) препаратов.

Большое внимание уделяется повышению общей стрессоустойчивости путем изменения образа жизни. Под этим подразумевается отказ от вредных привычек (употребления алкоголя и курения). Положительный эффект отмечается после прохождения курса психотерапии.

М.Л. Бабаян

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у детей являются достаточно актуальной проблемой. Известно, что значительная часть желудочно-кишечных расстройств у детей связана не с так называемым органическим поражением того или иного органа пищеварения, а с нарушением регуляции той или иной его функции. Так, например, рекуррентные абдоминальные боли у 90-95% детей носят функциональный характер и лишь у 5-10% связаны с органической патологией.

Согласно определению ведущего американского специалиста Д.А. Дроссмана (1994 г.), функциональными нарушениями является разнообразная комбинация гастроинтестинальных симптомов без структурных или биохимических нарушений.

При этом причины функциональных нарушений лежат вне органа, функция которого нарушена, и связаны с нарушением его нервной и гуморальной регуляции. Наиболее часто функциональные нарушения возникают на фоне вегетативных дисфункций, связанных с психоэмоциональными и стрессовыми факторами.

Как правило, функциональные нарушения ЖКТ сводятся к моторным нарушениям. При этом замедление перемещения содержимого в прямом направлении может быть связано со снижением пропульсивной активности и/или повышением тонуса соответствующих сфинктеров, а ускорение - с повышением пропульсивной активности и/или сфинктерной гипотонией. В некоторых случаях наблюдается ретроградная дискинезия, что может быть связано со снижением тонуса сфинктера и наличием отрицательного градиента давлений между двумя отделами ЖКТ и/или ретроперистальтикой.

В 2006 г. состоялся Римский консенсус III, посвященный функциональным расстройствам ЖКТ. Надо отметить, что в последние годы несколько изменилось отношение к пониманию данной проблемы. В вводной главе Римского консенсуса III Д.А. Дроссман отмечает, что диагностика функциональной патологии осуществляется при отсутствии структурной патологии, которая могла бы объяснить имеющиеся у пациента симптомы. Например, наличие незначительных воспалительных изменений слизистой оболочки, которые не могут объяснить выраженность имеющихся у пациента симптомов, не исключает диагноз функционального нарушения ЖКТ. Исходя из этого было предложено исключить необходимость обязательного проведения эндоскопического исследования у детей для постановки диагноза, поскольку вероятность выявления изменений, способных объяснить имеющиеся у ребенка симптомы, меньше, чем у взрослых.

Главная особенность Римского консенсуса III - базирование классификации и критериев функциональных желудочно-кишечных расстройств на клинических симптомах, о которых могут сообщить ребенок или его родители. В результате комитет экспертов посчитал необходимым разделить их на 2 возрастные категории :

G. Функциональные расстройства: новорожденные и дети младшего возраста (до 4 лет).

Н. Функциональные расстройства: дети и подростки (от 4 до 18 лет); см. таблицу.


Классификация функциональных расстройств: дети и подростки

Функциональная диспепсия

Одной из частых функциональных проблем ЖКТ у детей является функциональная диспепсия.

В основе функциональной диспепсии :

  • нарушения моторики желудка:

Антральная гипомоторика;

Желудочные дисритмии (тахи-, брадигастрии);

Замедление опорожнения желудка;

  • нарушения моторики кишечника (в частности, ДПК);
  • висцеральная гиперчувствительность (повышение чувствительности рецепторного аппарата желудка).

Критерием диагностики функциональной диспепсии является наличие всего из приведенного ниже:

  1. Постоянная или рецидивирующая боль или дискомфорт в эпигастрии.
  2. Боль не уменьшается после дефекации и не сопровождается изменением частоты и характера стула.
  3. Отсутствуют свидетельства воспалительных, анатомических, метаболических, неопластических изменений, которые могли бы объяснить наличие симптомов диспепсии.

При этом симптомы наблюдаются по крайней мере 1 раз в неделю на протяжении по крайней мере 2 мес.

Надо отметить, что дети младшего возраста чаще жалуются на боли не в эпигастрии, а в околопупочной области.

Достаточно часто дети при функциональной диспепсии предъявляют жалобы на чувство тяжести после еды («постпрандиальное переполнение»), неприятное ощущение того, что пища долго находится в желудке. Кроме того, нередко наблюдается чувство раннего насыщения, ощущение наполненности желудка вскоре после начала приема пищи, не соответствующее количеству принятой пищи, которое чаще всего приводит к прекращению приема пищи. В такой ситуации родители говорят о том, что у ребенка снижен аппетит.

Роль поджелудочной железы

При функциональных заболеваниях ЖКТ, сопровождающихся моторными нарушениями (в том числе и при функциональной диспепсии), нередко наблюдается относительная недостаточность внешнесекреторной функции поджелудочной железы. Известно, что при относительной недостаточности панкреаса сама поджелудочная железа не повреждена и ее функция не нарушена, однако в силу тех или иных причин ферменты не могут в полной мере оказывать свое действие. Так, при функциональных нарушениях ЖКТ замедление моторики (например, гастро- или дуоденостаз) способствует нарушению смешивания ферментов с пищевым химусом, в то время как быстрый транзит кишечного содержимого способствует снижению концентрации ферментов в результате их разведения.

Клинический пример

В отделение поступила девочка 4 лет с мамой. Мама жаловалась на наличие у ребенка болей в животе (в околопупочной области), отрыжку, снижение аппетита (чувство раннего насыщения). Данные симптомы появились 3 мес назад. Мама связывает появление симптомов с началом посещения детского дошкольного учреждения.

Семейный анамнез по заболеваниям ЖКТ не отягощен.

При осмотре ребенка отмечалась незначительная бледность кожных покровов. Язык был слегка обложен беловатым налетом. В легких выслушивалось пуэрилъное дыхание, хрипов не было. Отмечались ясные, ритмичные тоны сердца. Живот при пальпации был мягкий, безболезненный. Печень и селезенка, не увеличены. Стул ежедневный, оформленный.

Результаты проведенных исследований:

  1. Клинический анализ крови и общий анализ мочи: без особенностей.
  2. Копрологический анализ: небольшое количество нейтрального жира (стеаторея 1-го типа), умеренная амилорея.
  3. Биохимический анализ крови в пределах нормы.
  4. Ультразвуковое исследование органов брюшной полости: реактивные изменения поджелудочной железы, содержимое натощак в желудке и ДПК.
  5. Электрогастрография (ЭГГ): повышение электрической активности ДПК натощак и после еды, т.е. нарушение моторики ДПК (дуоденальная гипертензия); см. рисунок.
  6. Согласно Римскому консенсусу III, было решено воздержаться от проведения фиброэзофагогастродуоденоскопии у ребенка.

Учитывая возраст ребенка, анамнез, клиническую картину, результаты проведенных исследований, был выставлен диагноз «функциональная диспепсия».

Лечение

Ребенку было назначено лечение, включающее регулятор моторики ЖКТ (тримебутин) по 25мг 3 раза в день за 20 мин до еды 4 нед и ферментный препарат Мезим® форте по 1 таблетке 3 раза в день во время приема пищи 4 нед. Ферментотерапия была назначена в связи с наличием относительной недостаточности поджелудочной железы (об этом свидетельствует стеаторея 1-го типа) и наличием дуоденальной гипертензии при ЭГГ. Улучшение процессов переваривания в ДПК под воздействием Мезим® форте способствует нормализации моторики ДПК и более быстрой эвакуации пищи из желудка - уходят отрыжка и чувство быстрого насыщения, улучшается аппетит.

Катамнез

Через 2 нед после окончания лечения ребенок был повторно консультирован. Жалобы на боли в животе и отрыжку практически отсутствовали, аппетит стал лучше (исчезло чувство раннего насыщения). В копрологии - нейтральный жир отсутствовал. Ребенку было рекомендовано наблюдение с периодическим проведением анализа кала на копрологию (1 раз в 3-6 мес). При наличии нейтрального жира в кале было рекомендовано проведение курсов ферментотерапии по 2-4 нед, при болях в животе (после консультации с лечащим врачом) - тримебутин. В связи с функциональным характером нарушений ребенку рекомендована консультация невропатолога.

Данный клинический пример демонстрирует, что включение Мезим® форте в комплексную терапию функциональной диспепсии, сопровождающейся относительной экзокринной недостаточностью поджелудочной железы, повышает эффективность лечения. Ферментотерапия не только способствует нормализации процессов пищеварения, но и улучшает отвечаемость пациентов на терапию в целом.

Заключение

Благодаря оптимальной концентрации ферментов и высокому профилю безопасности препарат Мезим® форте достаточно широко и успешно применяется при относительной недостаточности поджелудочной железы.


Для цитирования: Кешишян Е.С., Бердникова Е.К. Функциональные нарушения желудочно–кишечного тракта у детей раннего возраста // РМЖ. 2006. №19. С. 1397

Учитывая анатомо-физиологические особенности ребенка, можно с уверенностью утверждать, что кишечные дисфункции в той или иной степени возникают практически у всех детей раннего возраста и являются функциональным, в какой-то мере «условно» физиологическим состоянием периода адаптации и созревания желудочно-кишечного тракта грудного ребенка .

Однако c учетом частоты жалоб и обращений со стороны родителей и различной тяжести клинических проявлений у ребенка, эта проблема по-прежнему вызывает интерес не только у педиатров и неонатологов, но и у гастроэнтерологов и невропатологов.
К функциональным относятся состояния желудочно-кишечного тракта, заключающиеся в несовершенстве моторной функции (физиологический гастро-эзофагальный рефлюкс, нарушение аккомодации желудка и антропилорической моторики, дискинезии тонкой и толстой кишки) и секреции (значительная вариабельность активности желудочной, панкреатической и кишечной липазы, низкая активность пепсина, незрелость дисахаридаз, в частности, лактазы), лежащие в основе синдромов срыгиваний, кишечных колик, метеоризма, диспепсии, не связанные с органическими причинами и не влияющие на состояние здоровья ребенка .
Дисфункции желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста наиболее часто клинически проявляются следующими синдромами: синдром срыгивания; синдром кишечной колики (метеоризм в сочетании со схваткообразными болями в животе и криком); синдром нерегулярного стула со склонностью к запорам и периодическими периодами послабления .
Характерной особенностью срыгиваний является то, что они появляются внезапно, без каких-либо предвестников и происходят без заметного участия мышц живота и диафрагмы. Срыгивания не сопровождаются вегетативными симптомами, не отражаются на самочувствии, поведении, аппетите ребенка и прибавке массы тела. Последнее является наиболее важным для дифференциальной диагностики с хирургической патологией (пилоростеноз), требующей срочного вмешательства. Срыгивания редко являются проявлением неврологической патологии, хотя, к сожалению, многие педиатры ошибочно считают, что срыгивания характерны для внутричерепной гипертензии. Однако внутричерепная гипертензия провоцирует типичные рвоты с вегето-висцеральным компонентом, состоянием продромы, отказом от кормления, отсутствием прибавки массы, сопровождается длительным криком. Все это значительно отличается от клинической картины функциональных срыгиваний.
Функциональные срыгивания не нарушают состояния ребенка, в большей степени вызывая волнение родителей. Поэтому для коррекции функциональных срыгиваний необходимо прежде всего правильно проконсультировать родителей, объяснить механизм срыгиваний, снять психологическую тревогу в семье. Также важно оценить вскармливание, правильность прикладывания к груди. При грудном вскармливании не нужно сразу изменять положение ребенка и «ставить его столбиком» для отхождения воздуха. При правильном прикладывании к груди аэрофагии не должно быть, а изменение положения ребенка может быть провокацией срыгивания. При использовании бутылочки, напротив, необходимо, чтобы ребенок отрыгнул воздух, и не важно, что это может сопровождаться небольшим отхождением молока.
Кроме того, срыгивания могут быть одним из компонентов кишечных колик и реакцией на спазм кишки.
Колика - происходит от греческого «коликос», что означает «боль в толстой кишке». Под этим понимают приступообразные боли в животе, вызывающее дискомфорт чувство распирания или сдавливания в брюшной полости. Клинически кишечные колики у младенцев протекают так же, как и у взрослых - боли в животе, носящие спастический характер, но у ребенка это состояние сопровождается длительным плачем, беспокойством, «сучением» ножек. Кишечные колики определяются совокупностью причин: морфофункциональная незрелость периферической иннервации кишечника, дисфункция центральной регуляции, поздний старт ферментативной системы, нарушения становления микробиоценоза кишечника. Болевой синдром во время колик связан с повышенным газонаполнением кишечника на фоне кормления или в процессе переваривания пищи, сопровождаемым спазмом участков кишечника, что вызвано незрелостью регуляции сокращений различных его участков. О патогенезе этого состояния в настоящее время нет единого мнения. Большинство авторов считают, что функциональные кишечные колики обусловлены незрелостью нервной регуляции деятельности кишечника . Также рассматриваются различные диетические версии: непереносимость белков коровьего молока у детей, находящихся на искусственном вскармливании, ферментопатии, в том числе и лактазная недостаточность, что, по нашему мнению, достаточно спорно, так как в данной ситуации кишечная колика является лишь симптомом.
Клиническая картина характерна. Приступ, как правило, начинается внезапно, ребенок громко и пронзительно кричит. Так называемые пароксизмы могут продолжаться долго, может отмечаться покраснение лица или бледность носогубного треугольника. Живот вздут и напряжен, ноги подтянуты к животу и могут мгновенно выпрямляться, стопы нередко холодны на ощупь, руки прижаты к туловищу. В тяжелых случаях приступ иногда заканчивается только после того, как ребенок полностью изнурен. Часто заметное облегчение наступает сразу после дефекации. Приступы возникают во время или вскоре после кормления . Несмотря на то, что приступы кишечных колик повторяются часто и представляют собой весьма удручающую картину для родителей, можно считать, что реально общее состояние ребенка не нарушено - в период между приступами он спокоен, нормально прибавляет в весе, имеет хороший аппетит.
Основной вопрос, который необходимо решить для себя каждому врачу, который занимается ведением детей раннего возраста: если приступы колик свойственны практически всем детям, можно ли назвать это патологией? Мы отвечаем «нет» и поэтому предлагаем не лечение малыша, а симптоматическую коррекцию этого состояния, отдавая основную роль физиологии развития и созревания .
Таким образом, мы считаем целесообразным изменить сам принцип подхода к ведению детей с кишечными коликами, сделав основной акцент на том, что это состояние функциональное.
В настоящее время многие врачи, не анализируя особенности состояния ребенка и ситуацию в семье, связанную с волнениями по поводу болевого синдрома у ребенка, предлагают сразу же 2 обследования - анализ кала на дисбактериоз и исследования уровня углеводов кала. И тот, и другой анализ практически всегда у детей первых месяцев жизни имеет отклонения от условной нормы, что позволяет в какой-то мере спекулятивно тут же ставить диагноз - дисбактериоз и лактазная недостаточность и предпринимать активные действия, вводя лекарственные препараты - от пре- или пробиотиков до фагов, антибиотиков и ферментов, а также изменения питания вплоть до снятия ребенка с грудного вскармливания. По нашему мнению, и то и другое является нецелесообразным, что доказывается абсолютным отсутствием эффекта от подобной терапии при проведении сопоставления групп детей, которые находились на этой терапии и без нее. Становление микробиоценоза у всех детей идет постепенно, и если у ребенка не было предшествующего антибактериального лечения или серьезного заболевания желудочно-кишечного тракта (что бывает крайне редко в первые месяцы жизни), у него вряд ли будет дисбактериоз, а формирование микробиоценоза в этом возрасте в большей степени обусловлено правильным питанием, в частности, грудным молоком, которое насыщено веществами, обладающими пребиотическими свойствами. В связи с этим начинать коррекцию кишечных колик с обследования на дисбактериоз вряд ли целесообразно. Кроме того, полученные анализы с имеющими отклонениями от условной нормы внесут еще большую тревогу в семью.
Первичная лактазная недостаточность является достаточно редкой патологией и характеризуется резким вздутием живота, жидким частым и обильным стулом, срыгиваниями, рвотами и отсутствием прибавки в весе .
Транзиторная лактазная недостаточность - довольно частое состояние. Однако в грудном молоке всегда имеется и лактоза и лактаза, что позволяет хорошо усваивать грудное молоко именно в период созревания ферментной системы у ребенка. Известно, что снижение уровня лактазы характерно для многих людей, которые плохо переносят молоко, испытывая дискомфорт и вздутие живота после потребления животного молока. Есть целые когорты людей, у которых в норме имеется недостаточность лактазы, например, люди желтой расы, северные народы, которые не переносят коровье молоко и никогда не употребляют его в пищу. Однако их дети прекрасно вскармливаются грудным молоком. Таким образом, даже если на грудном молоке отмечается недостаточное переваривание углеводов, что определяется повышенным его уровнем в кале это еще не означает, что целесообразно переводить ребенка на специализированную низко- или безлактозную смесь, ограничивая грудное молоко. Напротив, необходимо лишь ограничить мать в потреблении коровьего молока, но сохранить грудное вскармливание в полном объеме.
Таким образом, значимость и роль общепринятых диагнозов у детей раннего возраста - дисбактериоз и лактазная недостаточность - являются крайне преувеличенными, и их лечение может даже нанести ребенку вред.
Нами разработана определенная этапность действий при купировании кишечных колик, апробированная более чем на 1000 детей. Выделяются мероприятия для снятия острого болевого приступа кишечных колик и фоновая коррекция.
Первым этапом и, на наш взгляд, очень важным (чему не всегда придают большое значение) - это проведение беседы с растерянными и напуганными родителями, объяснение им причин колик, того, что это не болезнь, объяснение, как они протекают и когда должны закончиться эти муки. Снятие психологического напряжения, создание ауры уверенности также помогает уменьшить боль у ребенка и правильно выполнить все назначения педиатра. Кроме того, в последнее время появилось много работ, доказывающих, что функциональные расстройства ЖКТ значительно чаще встречаются у первенцев, долгожданных детей, детей пожилых родителей и в семьях с высоким уровнем жизни, т.е. там, где имеется высокий порог тревожности по поводу состояния здоровья ребенка . В немалой степени это обусловлено тем, что напуганные родители начинают «принимать меры», в результате чего эти расстройства закрепляются и усиливаются. Поэтому во всех случаях функциональных расстройств деятельности ЖКТ лечение следует начинать с общих мероприятий, которые направлены на создание спокойного психологического климата в окружении ребенка, нормализацию образа жизни семьи и ребенка.
Необходимо выяснить, как питается мать, и при сохранении разнообразия и полноценности питания предложить ограничение жирных продуктов и тех, которые вызывают метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза) и экстрактивных веществ (бульоны, приправы). Если мама не любит молоко и редко пила его до беременности или после него усиливался метеоризм, то лучше и сейчас не пить молока, а заменить его кисломолочными продуктами.
Если у мамы достаточно грудного молока, вряд ли врач имеет моральное право ограничить естественное вскармливание и предложить матери смесь, пусть даже и лечебную. Однако надо убедиться, что грудное вскармливание происходит правильно - ребенок правильно прикладывается к груди, кормится по желанию и мать достаточно долго держит его у груди, так, чтобы младенец высасывал не только переднее, но и заднее молоко, которое особенно обогащено лактазой. Нет никаких строгих ограничений в длительности прикладывания к груди - одни малыши сосут быстро и активно, другие более медленно, с перерывами. Во всех случаях длительность должна определяться ребенком, когда он сам перестает сосать и затем спокойно выдерживает перерыв между кормлениями более двух часов. В ряде случаев только этих мер может оказаться достаточно, чтобы значительно уменьшить частоту, длительность и силу проявлений кишечных колик.
Если ребенок находится на смешанном и искусственном вскармливании, то можно оценить вид смеси и изменить питание, например, исключить наличие в ней животных жиров, кисломолочной составляющей, с учетом очень индивидуальной реакции ребенка на кисломолочные бактерии или частично гидролизированный белок для облегчения переваривания.
Вторым этапом являются физические методы: традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножками, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.
Необходимо разграничить коррекцию острого приступа кишечных колик, включающих в себя такие мероприятия, как тепло на живот, массаж в области живота, назначение препаратов симетикона, и фоновую коррекцию, способствующую снижению частоты и тяжести кишечных колик.
Фоновая коррекция включает в себя правильное вскармливание ребенка и проведение фоновой терапии. К препаратам фонового действия относятся растительные средства ветрогонного и мягкого спазмолитического действия. Наилучшие результаты дает применение такой лекарственной формы, как фито чай Плантекс. Плоды фенхеля и эфирное масло, входящее в Плантекс, стимулируют пищеварение, увеличивая секрецию желудочного сока и перистальтику кишечника, поэтому пища быстрее расщепляется и всасывается. Активные вещества препарата предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, смягчают спазмы кишечника. Плантекс можно давать от 1 до 2 пакетиков в день в виде заменителя питья, особенно при искусственном вскармливании. Поить ребенка чаем Плантекс можно не только перед кормлением или после кормления, но и использовать его в качестве замены всех жидкостей после месячного возраста.
Для коррекции острого приступа кишечных колик возможно использование препаратов симетикона. Эти препараты обладают ветрогонным действием, затрудняют образование и способствует разрушению газовых пузырьков в питательной взвеси и слизи ЖКТ. Высвобождаемые при этом газы могут поглощаться стенками кишечника или выводится из организма благодаря перистальтике. Исходя из механизма действия эти препараты вряд ли могут служить средством профилактики колик. Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, то эффект будет замечательный. Если в генезе преимущественно играет роль нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, то эффект будет наименьшим. Препараты симетикона лучше использовать не в профилактическом режиме (добавление в питание, как указано в инструкции), а в момент колики, при возникновении болей - тогда при наличии метеоризма эффект наступит через несколько минут. В профилактическом режиме лучше использовать препараты фоновой терапии.
Следующий этап - пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. К сожалению, дети, у которых имеется незрелость или патология со стороны нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик.
При отсутствии положительного эффекта - назначаются прокинетики и спазмолитические препараты.
Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных.
В настоящее время обсуждается эффективность более широкого использования физиотерапии, в частности магнитотерапии у детей с незрелостью регуляции перистальтики кишечника, при отсутствии эффекта от вышеизложенных шагов поэтапной терапии
Мы провели анализ эффективности предложенной схемы коррекционных мероприятий: Использование только 1 этапа дает - 15% эффективности, 1 и 2 этапа - 62% эффективности, и только 13% детей потребовали использования всего комплекса мер для купирования болевого синдрома. В нашем исследовании не установлено снижения частоты колик и силы болевого синдрома при включении в предложенную схему ферментов и биопрепаратов.
Таким образом, предложенная схема позволяет с наименьшей медикаментозной нагрузкой и экономическими затратами проводить коррекцию состояния у подавляющего числа детей и лишь при отсутствии эффективности назначать дорогостоящее обследование и лечение.

Литература
1. Хавкин А.И. «Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста» Пособие для врачей, Москва, 2001г. стр.16-17.
2. Leung AK, Lemau JF. Infantile colik: a review J R Soc Health. 2004 Jul; 124 (4): 162.
3. Ittmann P.I., Amarnath R., Berseth C.L., Maturation of antroduodenalmotor activiti in preterm and term infants. Digestive dis Sci 1992; 37(1): 14-19.
4. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Малова Н.Е. «Лактазная недостаточность у детей». Вопросы современной педиатрии 2002;1(4):57-61.
5. Соколов А.Л., Копанев Ю.А. «Лактазная недостаточность: новый взгляд на проблему» Вопросы детской диетологии, т.2 №3 2004г., стр.77.
6. Мухина Ю.Г., Чубарова А.И., Гераськина В.П. «Современные аспекты проблемы лактазной недостаточности у детей раннего возраста» Вопросы детской диетологии, т.2 №1 2003г. стр.50
7. Бердникова Е.К. Хавкин А.И. Кешишян Е.С. Влияние психоэмоционльного состояния родителей на выраженность синдрома «беспокойного ребенка». Тез. Докл на 2 Конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» стр 234.


Причины подобных нарушений разнообразны. Но в их основе лежит функциональная незрелость детской пищеварительной системы 1 . С возрастом положение усугубляет развитие у ребёнка психологической реакции на проблему. Многим знаком так называемый «психологический запор» или «синдром горшка», который развивается у стеснительных детей, начинающих посещать детский сад, или в случаях, если акт дефекации связан с болью.

Как проявляются функциональные расстройства кишечника у детей

Расстройства этой группы очень распространены. Известно, например, что боль в животе у детей в 95% случаев вызвана именно функциональными расстройствами 2 .

К ним относят:

  • функциональные запоры, метеоризм и диареи;
  • младенческие колики и срыгивания;
  • СРК или синдром раздраженного кишечника;
  • синдром циклической рвоты и другие 1 .

Для проявлений этих недомоганий характерны длительный характер и повторяемость. Все они могут сопровождаться болью в животе, причем болевые ощущения проявляются по-разному – от тупых ноющих до приступообразных, острых 2 .

Из-за многообразия симптомов диагностировать функциональные расстройства достаточно сложно 2 .

Лечение функционального расстройства пищеварения у детей

Известно, что основа оптимальной деятельности пищеварительного тракта – режим питания. Поэтому первым шагом в лечении должна стать коррекция питания 1 ребёнка. Она должна быть направлена на 1:

  • режим питания – регулярный прием пищи обеспечивает сбалансированную работу всего пищеварительного тракта;
  • рацион питания – введение в рацион продуктов, богатых пребиотиками, то есть пищевыми волокнами, поли- и олигосахаридами, способствующими нормализации защитной микрофлоры кишечника.

Эта несложная тактика способствует восстановлению нормальную функцию кишечника и поддержать его собственную микрофлору.

Для нормализации пищеварения можно использовать и детские БАДы, например, – натуральный пребиотик в форме мишек с фруктовым вкусом. ДюфаМишки естественным путём поддерживают здоровый баланс микрофлоры кишечника, способствуя росту собственных полезных бактерий. Тем самым ДюфаМишки помогают пищеварению и правильной работе кишечника, а также способствуют регулярному стулу у ребёнка.

  1. Дубровская М.И. Современное состояние проблемы функциональных расстройств пищеварительного тракта у детей раннего возраста // Вопросы современной педиатрии 12 (4), 2013. Сс. 26-31.
  2. Хавкин А.И., Жихарева Н.С. Функциональные заболевания кишечника у детей // РМЖ. 2002. №2. С. 78.