Главная · Бронхит · Каков механизм стартовой реакции боевой готовности. Разновидности предстартового состояния и способы управления

Каков механизм стартовой реакции боевой готовности. Разновидности предстартового состояния и способы управления

Любой спортсмен знает, что соревнование - это не только испытание физических качеств. Уровень психической нагрузки соревновательной деятельности несравненно выше тренировочной, в чем, наверное, и состоит особая притягательность спорта.

Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, онемение в ногах, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о неповиновении лошади, падениях, вкрадываются сомнения в исходе своего выступления. Это так называемое «предстартовое состояние»…
Влияние предстартового состояния на организм неоднозначно. Оно или значительно возбуждает нервную систему, и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий. Оптимальное состояние находится как раз где-то посередине, когда человек держит под контролем свое психологическое состояние.
Сегодня мы рассмотрим три разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.

Предстартовые состояния

При возбужденной нервной системе спортсмена буквально бьет ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА (чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения). Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения.
Прямая противоположность описанному выше состоянию - СТАРТОВАЯ АПАТИЯ (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.
Лучшее состояние спортсмена перед стартом называется БОЕВОЙ ГОТОВНОСТЬЮ и характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.

От тренировок - к стартам

Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок - не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.
Если не проводить тренировки в соревновательном режиме - откуда же тогда взяться умению мобилизоваться? Существует элементарный физиологический закон: 5-7 повторений - и в тренировке выработан динамический стереотип - выполнять двигательную деятельность без существенной психической нагрузки.
Но тогда получается, что психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях. Действительно, в основе успеха наших выдающихся спортсменов, особенно середины ХХ века, - бесконечные старты, среди которых так называемые «междусобойчики» занимали не последнее место. Понятно, что в современном спорте иные физические нагрузки. Но, не изобретая нового, мы можем использовать хорошо забытое старое.
Расскажу один случай, который показывает, насколько важно правильное подведение спортсмена к соревновательной деятельности. Однажды отлично технически подготовленную молодую спортсменку выставили сразу на довольно крупный старт. Все было великолепно: и лошадь опытная, и схема езды откатана почти до совершенства. Однако, проведя бессонную ночь перед первым в жизни стартом, всадница выехала на приветствие, и... упала с лошади от чрезмерного волнения. После этого многие говорили, что в спорте ей делать нечего. Однако тренер поступила в высшей степени грамотно, организовав дома соревнования, где антураж полностью соответствовал настоящему. Впоследствии эта спортсменка стала мастером спорта, за что благодарит прежде всего своего мудрого тренера.
К слову, психологическая подготовка спортсмена во многом завит от тренера, поэтому тренерской работы стоит коснуться отдельно.

Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Пред соревнованиями тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом. Однако нельзя ограничиваться только беседой. Необходимо, чтобы спортсмен научился сам снижать или даже полностью снимать отрицательную предстартовую напряженность.
Видели однажды на старте, как взволнованный тренер трясущимся голосом призывал спортсмена: «Ты только не волнуйся!» , а спортсмен с олимпийским спокойствием отвечал: «Да я-то как раз не волнуюсь»…

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация - особая форма стремления человека устранить из сознания комплекс неполноценности. Причем в этот момент происходит не просто избавление от чувства неполноценности, а достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим. В случае гиперкомпенсации организм словно задействует некие скрытые резервы.
Иногда у тренеров можно увидеть этот прием, когда применяется прямое унижение спортсмена вплоть до грязной ругани, для внушения спортсмену его никчемности и бестолковости. Есть немало людей, у которых подобное вызывает мощнейшую реакцию гиперкомпенсации. В таком состоянии человек способен на все, чтобы доказать, что это не так. Однако во многих случаях применение этого метода вызывает сильнейший стресс, более того, человек выступает словно в состоянии аффекта.

Тренер по душе

Кроме крайне кардинального воздействия, существует два основных способа воздействия на психику спортсмена: «избегать неудач» и «стремиться к достижениям». Чтобы понять, каким способом лучше воздействовать, придется экспериментировать. В большинстве случаев метод положительного подкрепления более эффективен. Опыт показывает, что спортсмен, который ждет, что тренер будет отчитывать и критиковать за каждое неправильное действие, более скован и зажат.
Обычно тренер выбирает такую стратегию, которая ему ближе, не ориентируясь на определенного спортсмена, а уже спортсмены выбирают себе тренера по душе. Совершенно нормально, что человек, который любит держать себя в ежовых рукавицах, пойдет к тренеру с явными диктаторскими наклонностями. Чаще всего такие люди не любят заниматься самодисциплиной и чувствуют себя комфортно, когда кто-то делает это за них. Более самостоятельным людям подойдет тренер-партнер.

Советы тренеру

В любом случае, какую бы методику воздействия на психологическое состояние ни использовал тренер, существует несколько проверенных способов:
1. Обсуждая плохое выступление или ошибки на тренировке, следует говорить о действиях всадника, а не о личности. То есть не «ты - безрукий», а «здесь у тебя произошел сбой…», и далее обязательно должна следовать рекомендация правильных действий.
2. Всегда лучше сначала говорить о том, что было сделано хорошо (создается общий положительный фон), пусть даже самое элементарное: «Молодец, что вообще выехал на старт (прыгнул первый барьер, сел на лошадь)!..»
3. Говорить надо о том, что надо изменить и как надо изменить, не заостряя внимание на том, что плохо. То есть не «это плохо», а «это можно сделать лучше».
4. Помните о том, что частица «не» часто пропускается нашим сознанием, когда мы воспринимаем команды. Поэтому фразы «не дергай», «не бросай» лучше заменять на «бери плавней», «чуть медленнее» и т.п. Иначе человеку потребуется «переводить» и логически дополнять команды.

Практикум для спортсмена

Но нельзя забывать, что психологическое состояние спортсмена зависит не только от тренера. Прежде всего спортсмен должен знать, что нервное напряжение в спорте - это норма и надо быть к этому готовым. Но чтобы избежать дополнительных ненужных стрессов, необходимо обладать элементарной самодисциплиной.
Нельзя опаздывать на старт, поэтому собираться на соревнования надо заранее. Причем подойти к сбору амуниции нужно весьма серьезно, чтобы в итоге не приехать на соревнования без седла...
Перед стартом следует проанализировать опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.
Затем стоит проанализировать не проигрышные ситуации, а собственные ошибки, их породившие, и, учтя происшедшие с тех пор перемены, попробовать оценить шансы на успех. Также не лишне мысленно пережить самые волнительные моменты и дойти до окончания соревнований.

Приметы

Отдельный вопрос психологической подготовки - вера в приметы. Большинство конников весьма суеверны. Это вполне объяснимо, ведь многое не зависит от самого спортсмена. Например, настроение лошади. Подсознательно любой конник боится, что в день старта его лошадь встанет не с той ноги. Поэтому готов соблюдать не только все меры предосторожности, но и бояться всевозможных плохих примет. Более всего распространена примета, что использование на старте новых вещей ведет к неудаче в выступлении. Она распространяется на все: и на амуницию лошади, и на экипировку всадника.
Поэтому стоит ли гнаться за модой? Если старый редингот Вам не только ближе к телу, но и добавляет уверенности, так и выступайте в нем.

ЧТО такое НЛП?

Практическое направление психологической подготовки спортсмена - использование нейролингвистического программирования (НЛП). Его преимущество над другими методами - однократность работы со спортсменом и спортсмена со своей психикой по какой-либо проблеме.
Человек - это биопрограмма. И нет ничего удивительного, что наш мозг можно «программировать» на определенном уровне. И то, что, в отличие от животных, мы мыслим словами, дает возможность с помощью лингвистики целенаправленно воздействовать на нейроны мозга.
НЛП в своих программах имеет много приемов, но мы рассмотрим более подробно лишь некоторые.
Один из приемов - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, когда спортсмена необходимо «накачивать» перед стартом осознанием важности и нужности предстоящих соревнований. В результате мозг определит информацию как значимую и даст команду мобилизовать силы организма, как на выживание.
Еще один из наиболее действенных - Метод «Якорей». Якорь в прямом смысле имеет некоторую функцию стабилизатора. Он способен удержать судно на месте там, где это просто необходимо. В психологии «якорь» - это стимул, вызывающий определенные ассоциации, положительные или отрицательные. Это может быть музыка, фотография, запах, одежда - все что угодно.
Марш Мендельсона у подавляющего большинства вызывает ассоциации со свадьбой, не так ли? А с точки зрения НЛП произошло простое связывание музыки и состояния. Произошла установка «якоря»: слышу ту музыку - погружаюсь в воспоминание о свадьбе. Запах мандаринов - Новый год. И так далее... Любой человек может сам себе создать позитивный «якорь», накладывая позитивные события на определенную музыку или даже запах.
Кстати, если попробовать в обычный будний день вытащить из шкафа соревновательный комплект экипировки, то почти наверняка возникнет непреодолимое желание соревноваться. А уж какие эмоции вызывает созерцание заслуженных медалей!

Предстоящие футбольные состязания могут по-разному отражаться в сознании игроков и вызывать у них различное отношение как к процессу подготовки к матчу, так и к выступлению в нем.
Кому из футболистов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, когда кожа становится «гусиной», беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о противнике, вкрадываются сомнения за исход матча. Это так называемое предстартовое состояние. Влияние его на организм двояко. Оно или значительно возбуждает нервную систему и под действием его футболист теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий.

В обоих случаях нарушается правильная оценка игровой обстановки, тактическое мышление ослабевает и даже технические приемы выполняются футболистом с меньшей четкостью, как бы они ни были прочно усвоены. Особенно это дает себя знать в первые минуты матча. Затем футболист свыкается с обстановкой и чувствует себя на поле намного увереннее.
Сильнее всего ощущается предстартовое состояние непосредственно перед началом игры. Но в известных границах оно дает о себе знать намного раньше. Принято различать: раннее предстартовое состояние (за сутки и более до начала матча), предстартовое состояние (за несколько часов до начала матча) и стартовое состояние (непосредственно перед началом матча).
В некоторых случаях раннее предстартовое состояние может отличаться не положительными реакциями приспособительного характера, а, наоборот, отрицательными явлениями: расстройством сна, уменьшением аппетита, нарушением регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и др.
Предстартовое состояние начинается за несколько часов до начала игры, когда футболист начинает собирать спортивную форму перед выездом на игру, садится в машину или когда приходит на стадион, т. е. попадает в обстановку, которая напоминает ему о предстоящем состязании.
И, наконец, стартовое состояние возникает непосредственно перед самой игрой.
Раннее предстартовое, предстартовое и стартовое состояния тесно связаны между собой.
Предстартовое и стартовое состояния, как проявления высшей нервной деятельности человека, возникают в связи с раздражением как первой, так и второй сигнальной системы. Подтверждается это тем, что словесная команда о выходе на футбольное поле или свисток судьи о вызове на поле являются сигналами предстоящей мышечной работы, т. е. условными раздражителями, вызывающими в организме комплекс физиологических сдвигов, а в сознании футболиста - соответствующие двигательные представления.
Двигательные представления следует считать одним из проявлений условно-рефлекторной реакции, поэтому они могут быть правильно проанализированы только в свете учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Исследования показали, что двигательные представления сочетаются с теми же изменениями функций в организме (выраженными только в меньшей степени), что и действительные движения.
Создание определенных двигательных представлений вызывает у футболистов изменение функционального состояния различных органов и систем. С представлением связано как бы настраивание нервных центров на предстоящую работу. Говоря словами известного русского физиолога И. М. Сеченова, в центральной нервной системе оживает ряд «нот», по которым в следующее мгновение будет разыгрываться соответствующая «двигательная пьеса». Футболисты как бы «проделывают» свои движения с мячом мысленно. Предстартовое и стартовое состояния - это как бы заблаговременная функциональная подготовка организма к совершению двигательных актов. Физиологические реакции, характеризующие предстартовое и стартовое состояния, могут рассматриваться как процессы известного приспособления организма к предстоящей мышечной работе.
Усиление кровообращения и дыхания в стартовом состоянии связано с условно-рефлекторным возбуждением вегетативных центров. Повышение частоты пульса, кровяного давления и легочной вентиляции у футболиста перед началом игры является одним из характерных признаков стартового состояния. В некоторых случаях перед игрой у футболистов отмечается повышение температуры тела (до 38° и более), что является отражением роста теплопродукции в связи с усилением обменных процессов.
Профессор А. Ц. Пуни на основании специальных психологических наблюдений считает возможным все многообразные формы предстартовых реакций разделить на три типичные разновидности.
Первая из них, условно называемая состоянием «боевой готовности», характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических функций, что обеспечивает наиболее быстрое вхождение в работу после начала игры и наиболее эффективное выполнение игровой деятельности. Психологические симптомы этой формы предстартовых реакций: напряженное состояние, возрастающее нетерпение (скорей бы играть), легкое возбуждение. Физиологические реакции: учащение пульса и дыхания, потливость, иногда дрожь, усиление диуреза (выделение мочи).
Вторая разновидность предстартового состояния называется «стартовой лихорадкой», для которой характерны резко выраженные, широко иррадиированные процессы возбуждения в коре больших полушарий, обусловливающие значительные изменения вегетативных функций.
Возбуждение в коре больших полушарий при этом настолько сильное и настолько преобладает над тормозными процессами, что затрудняет футболисту решение даже самых несложных задач, предъявляемых к его нервной деятельности. Вследствие этого футболист в начале игры может допустить ряд грубейших ошибок.
Психологические симптомы «стартовой лихорадки»: волнение (до степени подавляющего), нервозность, неустойчивое состояние и настроение, забывчивость, рассеянность. Физиологические реакции: резкое учащение пульса и дыхания, потливость, дрожание рук, ног, всего тела, похолодание конечностей, а иногда и целиком определенной поверхности тела, усиление диуреза и других выделительных процессов.
Третья разновидность предстартового состояния называется «стартовой апатией». Она сопровождается преобладанием тормозных процессов: ее психологические симптомы: вялость, апатия, нежелание играть, плохое настроение, сонливость. Из физиологических реакций отмечается только зевота, потливость конечностей, усиление выделительных процессов.
От чего же зависит различное отношение футболиста к игре, выражающееся в разнообразных формах предстартового состояния?
Главным образом отражение в сознании футболиста предстоящей игры, а следовательно, и отношение к ней связано со степенью тренированности, с так называемой «спортивной формой».
Экспериментально установлено, что уровень предстартовых вегетативных сдвигов относительно высок у более тренированных футболистов, что может быть обусловлено систематическими подкреплениями условнорефлекторных связей в процессе тренировок и игр. Именно у хорошо тренированных футболистов в предстартовом состоянии чаще всего наблюдается состояние «боевой готовности».
По-видимому, спортивная тренировка увеличивает работоспособность корковых клеток, повышает их устойчивость к условнорефлекторным раздражителям, действующим на организм. В процессе тренировки футболист должен научиться владеть собой, ожидая начала игры, управлять предстартовым состоянием, давать себе необходимые самоустановки. Огромное значение имеет авторитет тренера, слово которого, воздействуя на вторую сигнальную систему футболиста, может коренным образом изменить характер предстартового состояния, повысить боевую готовность футболиста к предстоящей игре. Но в связи с тем, что тренер далеко не всегда может быть рядом с футболистами, они должны уметь самостоятельно регулировать свои предстартовые реакции, создавать определенные установки, благоприятствующие успешному исходу игры. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы футболистов, степень их мастерства, частоту выступлений, спортивную форму.
Исключительное значение имеет организующая идея, которая руководит футболистами в ответственных играх.
Важную роль в характере предстартовых реакций играет опыт футболиста, накопленный в процессе многократных выступлений и позволяющий ему более правильно оценивать как свои силы, так и силы противника.
Немалое влияние на возникновение и протекание предстартовых реакций оказывает и общая обстановка игры, количество зрителей, их настроенность и реакция на ход игры. Общеизвестно, что многие футбольные команды намного успешнее выступают в родном городе, в знакомой обстановке, где обычно зрители оказывают им большую поддержку.
Из всех мероприятий в плане регуляции предстартового состояния наибольшее значение имеет систематическое идейно-политическое воспитание и психологическая подготовка футболистов.
Очень важна также в создании наиболее оптимальной формы предстартового состояния правильная организация отдыха в дни и часы, предшествующие игре. Многие футболисты стремятся в это время переключиться на другую деятельность, провести время в обстановке, далекой от игры: они посещают музеи, кино, театры, играют в шахматы, шашки, гуляют по лесу, слушают музыку, читают книги, беседуют на темы, не относящиеся к футболу, смотрят соревнования по другим видам спорта и т. д. Такой отдых способствует сохранению полной работоспособности футболиста к моменту состязания.
Наоборот, длительное пребывание футболиста в обстановке, приближенной к игре, связанное с непрерывным воздействием резко выраженных условных раздражителей на его нервную систему (вызов всей команды для «накачки» к различным «руководителям», длительная установка на игру), нельзя расценивать как благоприятную форму подготовки к предстоящей игре. В то же время небольшая по времени предыгровая установка (25-35 мин.) с целеустремленными, ясными и доступными задачами является основой для управления футболистом своим поведением в процессе матча.
Готовясь к состязанию, футболист осмысливает установку и еще раз продумывает все свои действия во время игры. Это как бы период «предстартовой настройки» футболиста, который необходим для его волевой подготовки к предстоящему матчу и создания чувства «боевого возбуждения».
Если тренер имеет правильное представление о механизмах возникновения предстартовых реакций и учитывает индивидуальные особенности высшей нервной деятельности футболистов, то создается возможность сознательно регулировать предстартовое состояние, изменять характер и степень стартовых реакций в желаемую сторону.
Систематические тренировки и участие в соревнованиях вырабатывают у игроков способность «управлять» своим предстартовым состоянием: в одних случаях умерять его, в других, напротив, усиливать.
Одним из основных, наиболее эффективных, приемов, регулирующих предстартовые реакции, следует считать разминку, которая вызывает поступление в кору больших полушарий потоков импульсов от проприорецепторов и интеро-рецепторов и усиливает возбуждение в области двигательного анализатора, индуцирующее торможение в другие области коры. Этим самым обеспечивается повышение работоспособности футболиста.
С этой же точки зрения важен и спортивный массаж, который, так же как и разминка, может обеспечить возникновение оптимальных соотношений возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга.
Наконец, в предстартовом состоянии, особенно в последние минуты перед началом игры, целесообразно рекомендовать футболисту повторные глубокие дыхательные движения.. Глубокое дыхание, сопровождаясь импульсами от проприорецепторов дыхательных мышц и изменениями в газовом составе крови, может изменять корковую мозаику в направлении, способствующем увеличению работоспособности футболиста.
Какова же конкретная роль разминки в успешном преодолении предстартовых состояний?
Хорошо известно, что работоспособность человека при начале работы, в первые ее минуты, а иногда и десятки минут, не является максимально производительной. Причина такого явления лежит в том, что организм человека не может «внезапно», сразу из состояния покоя перейти в состояние наибольшей работоспособности. Необходим определенный промежуток времени, чтобы организм человека втянулся в работу. Подобное явление наблюдается при выполнении любой работы, в том числе и при игре в футбол.
Во время игры возникает изменение функционального состояния всех органов и систем, и в первую очередь центральной нервной системы. В ее высшем отделе - коре головного мозга - происходят изменения во взаимоотношениях между процессами возбуждения и торможения в сторону преобладания процесса возбуждения.
Для того чтобы заблаговременно подготовить организм к напряженной мышечной работе, к игре или тренировке, нужно мобилизовать физиологические функции организма при помощи разминки, т. е. небольшого комплекса разнообразных физических упражнений (гимнастических, легкоатлетических и др.), имеющих целью поднять возбудимость нервных центров коры больших полушарий и других отделов центральной нервной системы.
Обычно разминка рассматривалась в отрыве от всего предстартового состояния, и ее благотворное влияние объяснялось скорее местными изменениями в мышцах или механизмах безусловных рефлексов. Это объяснение надо считать неверным. Под влиянием разминки безусловно наступают положительные изменения в мышцах в виде улучшения кровообращения, согревания, повышения возбудимости и т. д., что благотворно влияет на их последующую работу во время игры и предотвращает возможные травмы. Но эти сдвиги не могут определить всего эффекта разминки и не являются основными.
Главным образом разминка направлена на поддержание коры больших полушарий в состоянии оптимальной возбудимости. Футболист разминкой «настраивает» на игру весь организм, и в первую очередь корковую деятельность.
Характер физиологических сдвигов, вызываемых разминкой, и физиологических сдвигов при предстартовом состоянии имеет черты сходства. В значительной степени сходен также эффект приспособления к предстоящей работе.
Однако есть существенная разница в механизме возникновения физиологических сдвигов. В предстартовом состоянии он только условнорефлекторный, причем большую роль играет вторая сигнальная система. В разминке же возникновение физиологических сдвигов связано с непосредственным выполнением реальных движений, реальной мышечной работы.
Разминка оказывает большое влияние на состояние центральной нервной системы и на вегетативные процессы. С помощью разминки достигается та оптимальная повышенная возбудимость центральной нервной системы, которая является необходимой для завершения работы.
Лабильность тканей, в частности нервов и мышц, и ее изменения регулируются центральной нервной системой. Изменчивость лабильности тканей по ходу реакции имеет огромное значение для деятельности всего организма. Благодаря изменчивости лабильности тканей происходит, как это установил А. А. Ухтомский, явление усвоения ритма. Лабильность отстающих звеньев повышается под влиянием текущих импульсов, они усваивают в связи с этим ритм возбуждений, посылаемых более лабильными образованиями. Движения при этом становятся более слаженными, гармоничными. Таким образом, явления усвоения ритма наряду с другими процессами лежат в основе так называемого «вхождения в работу» (врабатываемости) при мышечной деятельности.
Особо необходим период «врабатываемости» для деятельности систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, так как лабильность систем внутренних органов, иннервируемых вегетативными нервами, значительно ниже лабильности опорно-двигательного аппарата. Например, двигательные нервы, иннервирующие скелетные мышцы, проводят возбуждение со скоростью около 100 м в секунду, а вегетативные волокна проводят возбуждения со скоростью от 0,5 до 2 м в секунду.
Во время разминки мышечные движения обусловливают поступление от рецепторов двигательных и других анализаторов потока импульсов в центральную нервную систему, рефлекторно изменяют характер регуляции со стороны последней не только деятельности двигательного аппарата, но и всех других органов и тканей.
Небольшое повышение температуры тела до 1 градуса во время мышечной работы улучшает работоспособность организма, вызывает повышение возбудимости центральной нервной системы.
Мышечная нагрузка вызывает усиление вегетативных процессов: повышается легочная вентиляция и поглощение кислорода, ускоряются окислительные процессы в тканях и отдача кислорода оксигемоглобином, увеличивается артериальное давление и минутный объем крови, сердце сокращается чаще, усиливается кровообращение.
Таким образом, работа больших мышечных групп приводит к перестройке регуляторных функций нервной системы и к изменению деятельности всего организма, приспосабливая его к работе и укорачивая период вхождения в работу.
Помимо общего влияния на весь организм, разминка оказывает также местное воздействие на мышечно-двигательный аппарат. Повышение температуры работающих мышц ускоряет течение химических процессов в них и уменьшает вязкость мышечной ткани, что способствует более быстрому сокращению мышц.
Специальные упражнения на растягивание мышц во время разминки увеличивают подвижность суставов.
Разминка имеет и профилактическое значение. Чем лучше футболист подготовит свой мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее он будет выполнять движения и тем меньше будет у него риска получить различные растяжения, разрывы мышц, сухожилий и т. д.
Лучшая подготовка достигается чередованием упражнений «на растягивание» с упражнениями «на расслабление» и упражнений для рук с упражнениями для ног. Последнее значительно повышает работоспособность как верхних, так и нижних конечностей.
Что касается формы разминки, то наблюдается большое разнообразие применения упражнений.
Прежде всего следует учитывать время игр (ранняя весна, основной период, конец сезона), спортивную форму игрока, перерыв в игре и т. д.
Нередко игроки злоупотребляют количеством, длительностью и темпом упражнений в разминке, полагая, что чем больше и дольше они будут «разминаться», тем лучше подготовят себя к предстоящей игре. Это неправильно, после длительной разминки нередко отмечается утомление, выражающееся в понижении силы и эластичности нервно-мышечного аппарата.
Разминка должна не утомлять организм, а лишь содействовать созданию оптимального (наилучшего) функционального состояния организма к предстоящей игре.
Лабораторные исследования, а также и некоторые эксперименты при выполнении гимнастических и легкоатлетаческих упражнений устанавливают, что оптимальное состояние возбудимости после применения физических упражнений наступает в пределах 2-3 мин.
Разминка должна состоять из общей части и частной, специфической. Цель общей разминки - поднятие общего функционального состояния организма в целом на оптимальный уровень работоспособности игрока. Цель частной специфической разминки - установление взаимоотношений между структурой предстоящего движения в игре и теми нервными процессами, которые лежат в основе его, т. е. заблаговременная «настройка» нервных координационных механизмов на выполнение основной работы в футболе.
Вот три вида примерной разминки в разное время сезона.
Примерная разминка перед игрой в начале сезона (апрель-май)-20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические) упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -7 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -3 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Жонглирование мячом, передачи мяча, ведение с обводкой
(в парах) около углового флага -2 мин.
2. Игра в квадрате 3X1 в одно касание-3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -5 мин.
Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря: один удар низом, другой поверху, постепенно увеличивая частоту и силу ударов, а также увеличивая дистанцию и меняя направления ударов, -5 мин.
2. Жонглирование мячом, передача мяча головой на месте и в прыжке, передача мяча на средние и длинные дистанции, ведение мяча -5 мин.
Защитники
1. Передача мяча на короткие дистанции ногами, головой в
прыжке, жонглирование -5 мин.
2. Всевозможные удары по мячу с хода на средние и длинные
дистанции - 5 мин.
Примерная разминка в середине сезона (июль-август)-16 мин.
Общая часть -7 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические), упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивание с упражнениями на расслабление мышц, -4 мин.
2. Пробежки 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх - 3 мин,
Специальная часть - 9 мин.
Нападающие, вратарь
1. Передвижения в разных направлених в небольшом квадра
те около углового флага, передавая мяч друг другу в одно - два
касания (можно с двумя мячами) - 2 мин.
2. Жонглирование в парах. Ведение и передача мяча друг дру
гу на короткие и средние дистанции -3 мин.
3. Удары по воротам (вратарь в воротах) -4 мин.

Полузащитники, вратарь
1. Несильные удары по воротам для подготовки вратаря, по
степенно увеличивая дистанцию и силу ударов, -5 мин.
2. Вбрасывание мяча из-за боковой линии и остановка мяча в
движении. Ведение мяча на партнера с отдачей мяча назад пяткой
(расстояние между партнерами 10-15 м). Жонглирование мячом,
передача мяча друг другу ногами и головой, то сокращая, то суживая дистанцию, -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах, передачи мяча головой в прыжке,
передачи мяча на короткие и средние дистанции в одно каса-ние -
4 мин.
2. Удары с хода с расстановкой мяча на средние дистанции (в
парах). Удары на длинные дистанции. Ведение мяча, проходы по
флангу и передачи мяча партнеру -5 мин.
Примерная разминка в конце сезона (сентябрь - октябрь)- 20 мин.
Общая часть - 10 мин.
1. Общеразвивающие (гимнастические и легкоатлетические)
упражнения в раздевалке или на воздухе, чередуя упражнения для
рук с упражнениями для ног и упражнения на растягивания с уп
ражнениями на расслабление мышц, -6 мин.
2. Пробежка 300-400 м, ускорения, рывки, прыжки вверх -4 мин.
Специальная часть -10 мин.
Нападающие, вратарь
1. Ведение мяча, ускорения с мячом и удары по воротам -
3 мин.
2. Проходы крайних нападающих по флангу и прострелы вдоль
ворот на центральных нападающих, которые производят удары с
хода, -3 мин.
3. Передачи мяча партнерам на ход для удара по воротам -
4 мин.
Полузащитники
1. Ведение мяча с передачей партнеру -3 мин.
2. Жонглирование мячом в движении, ведение и передача мяча
на короткие и средние дистанции в одно и два касания - 3 мин.
3. Игра головой и удары ногами на средние и длинные дистан
ции. Удары в цель запасному вратарю в середине поля -4 мин.
Защитники
1. Жонглирование в парах. Передачи мяча головой -3 мин.
2. Удары на средние дистанции в одно касание -3 мин.
3. Передачи мяча партнеру на свободное место с последующей
отдачей_мяча. Проходы по флангу и передачи мяча партнеру -
4 мин.
В перерыве между таймами (10 мин.) футболисты отдыхают. В это время тренер делает общие замечания по ходу игры и нацеливает игроков на вторую половину. Как правило, на это уходит 6-7 мин. Оставшиеся 3-4 мин. лучше всего посвятить общей разминке: бегу на месте, всевозможным прыжкам, пробежкам. Если есть возможность, можно поработать с мячом: жонглирование, передача мяча партнеру.
Примерная разминка может быть видоизменена как по времени, так и по интенсивности, а также дополнена различными упражнениями в зависимости от климатических условий, времени года и др. Полевые игроки должны больше уделять внимания упражнениям для мышц и суставов нижних конечностей, а вратари - упражнениям для мышц и суставов верхних конечностей.
Характер разминки должен определяться индивидуальными особенностями игроков, в частности степенью возбудимости их нервной системы.
При проведении разминки необходимо учитывать и характер предстартового состояния игрока. Если предстартовое состояние отличается резкими функциональными сдвигами, целесообразна более «спокойная» по интенсивности разминка, и, наоборот, при незначительных функциональных сдвигах выгодна более активная, возбуждающая разминка.
Тренер должен хорошо знать каждого игрока и предлагать некоторым игрокам разминаться по индивидуальным планам.
Разминка в сочетании с массажем создает необходимое для предстоящей игры эмоциональное состояние, она может отвлечь и несколько успокоить излишне возбужденного игрока и подбодрить и вызвать повышенное настроение у слишком вялого игрока.

Психическое состояние накануне соревнований, которое имеет существенные отличия от повседневного обычного состояния называется предстартовым. Предстартовое состояние возникает у каждого спортсмена как условно-рефлекторная реакция организма на предстоящую соревновательную обстановку и деятельность. Оно связано с переживаниями спортсменом своего предстоящего участия в соревнованиях, и отражается в сознании по-разному: в определённой мере уверенности за исход соревнования, в радостном ожидании старта в возникновении навязчивых мыслей о поражении и т. д.

Психическое состояние спортсмена вызывает ряд сдвигов в функциональных системах организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, желез внутренней секреции и т. д. В спортивной практике принято выделять три разновидности психических предстартовых состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия.

1 Боевая готовность. Для этого состояния характерно: оптимальный уровень эмоционального возбуждения, напряжённое ожидание старта, возрастающее нетерпение в участии в соревнованиях, трезвая уверенность в своих силах, достаточно высокая мотивация деятельности; стремление бороться до конца за выполнение поставленной цели, способность сознательно регулировать и управлять своими мыслями, чувствами, поведением, личная заинтересованность в предстоящей спортивной борьбе, высокая концентрация внимания на предстоящей деятельности, обострение проявления психических процессов (восприятия, представления, мышления, памяти, реакции и т. д.), высокая помехоустойчивость к сбивающим факторам, адекватный или чуть завышенный уровень притязаний. Особых изменений в выражении лица, по сравнению с обычным состоянием, не наблюдается. Появляется строгость на лице. Спокойный и весёлый взгляд.

Состояние боевой готовности оказывает положительное влияние на спортивный результат, и у каждого спортсмена это состояние носит индивидуальный характер.

2 Предстартовая лихорадка. Для этого состояния характерно следующее: чрезмерный уровень эмоционального возбуждения, учащение (значительное) пульса и дыхания; повышенная потливость, повышенное кровяное давление, увеличение дрожания рук, ног, чрезмерное волнение, тревога за результат, повышенная нервозность, неустойчивость настроения, беспричинная суетливость, притупленное протекание психических процессов (памяти, мышления, восприятия и т. д.), переоценка своих сил и недооценка сил противника, неспособность контролировать свои мысли, чувства, действия, внимание неустойчивое.

На лице появляются заметные изменения: губы чрезмерно сжаты, челюстные мышцы напряжены, частое моргание, озабоченное выражение лица, глаза горящие, беспокойные, бегающие.

Это состояние отрицательно сказывается на деятельности спортсмена, является неблагоприятным, и нуждается в его коррекции. Оно может возникнуть задолго перед стартом и перейти в другое неблагоприятное состояние – апатию.

3 Предстартовая апатия. Для этого состояния характерно: низкий уровень эмоционального возбуждения, вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться; угнетённое настроение, неуверенность в своих силах, страх перед противником; отсутствие интереса к соревнованиям; малая помехоустойчивость к неблагоприятным факторам; ослабление протекания психических процессов, неспособность собраться к старту, снижение волевой активности, вялые движения. На лице проявляется страдальческое выражение, отсутствие улыбки, пассивность.

Состояние апатии не позволяет мобилизоваться спортсмену на выступление, его деятельность осуществляется на пониженном функциональном уровне. Вывести из такого состояния спортсмена значительно трудней, чем из предстартовой лихорадки, а порой и невозможно.

Возникновение того или иного неблагоприятного предстартового состояния обусловлено различными причинами объективного и субъективного плана. К субъективным причинам относятся: предстоящее выступление в соревновании, недостаточная подготовленность спортсмена, ответственность за выступление на соревнованиях, неуверенность в успешном выступлении; состояние здоровья, излишняя возбудимость и тревожность как личностные качества, индивидуально психологические особенности личности, удачное и неудачное выступление в предыдущих соревнованиях и первых стартах. К объективным причинам относятся: сила соперников, организация соревнований, необъективное судейство, поведение тренера или отсутствие его на соревновании; настрой команды, неправильно организованная предсоревновательная подготовка спортсмена.

Как говорилось выше, различают три предстартовых состояния спортсмена:

Боевая готовность - золотая середина предстартового состояния, характеризующаяся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. В этом состоянии спортсмен в напряженном ожидании старта, его охватывает возрастающее нетерпение, он уверен в своих силах, способен сознательно управлять своими мыслями, чувствами и поведением. Человеку в таком состоянии присущи достаточно высокая мотивация деятельности, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам, хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности. Все это позволяет спортсмену максимально реализовать свои двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.

Предстартовая лихорадка . Если перед соревнованием спортсмен находится в состоянии эмоционального возбуждения, что проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной раздражительности, резком переходе от бурного веселья к слезам, беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил, неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение. Такое состояние снижает работоспособность мышц, притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения. Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований.

Предстартовая апатия . Перед соревнованиями на спортсмена нападают вялость, сонливость, отсутствие интереса к соревнованиям и желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность «собраться» к моменту старта. Это - состояние, характеризующееся относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения.

Симптомы у последних двух состояний разные, но последствия одинаковы и неутешительны - предстартовая апатия также не позволяет спортсмену мобилизоваться, он не в состоянии «выложиться».

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций также оказывают влияние типы нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстартовой апатии.

В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразнейшие подходы к решению оптимизации стартового состояния и управления им. При рациональном психическом настрое на предстоящие соревнования повышенное возбуждение должно быть направлено не на переживания и опасности, а на формирование уверенности в своих силах, активное желание бороться за победу. Спортсмены, настраивающиеся на соревнования таким образом, перед стартом оживлены, общительны, легко устанавливают контакт со зрителями, уверенно ведут себя перед стартом. Однако под этой внешней маской скрывается целеустремленность, сосредоточенность, концентрированное внимание.

Существует ряд других способов управления предстартовыми реакциями. Среди них особо следует выделить разминку, рациональную организацию жизнедеятельности (режим), массаж, психологические способы программирования, процесс врабатывания.

Предстартовые состояния возникают задолго до выступления. Возникает мысленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина. Эти проявления усиливаются перед началом работы. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов.

Физиологические изменения возникают на условные сигналы, которыми являются такие раздражители, как вид стадиона, спортивного зала, наличие соперников, спортивная форма и др.

В коре головного мозга человека перед выполнением произвольного действия появляются определенные сдвиги. Возникает замысел и план предстоящего действия. Происходят изменения электрической активности в коре больших полушарий - усиливаются межцентральные взаимосвязи, изменяется амплитуда потенциалов. Эти изменения отражают подготовку мозга к предстоящему действию и вызывают сопутствующие вегетативные сдвиги и изменения моторной системы, т. е. происходит актуализация рабочей доминанты со всеми ее моторными и вегетативными компонентами. Наличие у человека второй сигнальной системы, умение абстрагироваться от действительности и предвидеть предстоящее делает человека психологическим заложником будущего, заставляет его ждать. Само же ожидание у разных людей протекает по-разному, что обусловлено их психолого - и физиолого-типологическими особенностями. Различают предстартовые изменения двух видов - неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений). К числу неспецифических изменений относят три формы предстартовых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и апатию.

Боевая готовность обеспечивает наилучший психологический настрой и функциональную подготовку спортсменов к работе. Наблюдается оптимальный уровень физиологических сдвигов - повышенная возбудимость нервных центров и мышечных волокон, адекватная величина поступления глюкозы в кровь из печени, благоприятное превышение концентрации норадреналина над адреналином, оптимальное усиление частоты и глубины дыхания и частоты сердцебиений, укорочение времени двигательных реакций.

В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. При этом у спортсменов отмечена повышенная нервозность, возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.

В противоположность этому, состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости центральной нервной системы, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций, подавленностью и неуверенностью в своих силах спортсмена. В процессе длительной работы негативные сдвиги состояний в результате лихорадки и апатии могут преодолеваться, но при кратковременных упражнениях такой возможности нет.

Специфические предстартовые реакции отражают особенности предстоящей работы. Например, функциональные изменения в организме выше перед бегом на короткие дистанции по сравнению с предстоящим бегом на длинные дистанции; они больше перед соревнованиями по сравнению с обычной тренировкой.

Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям.

На формы проявления предстартовых реакций оказывает влияние тип нервной системы: у спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики в трудных ситуациях подвержены предстартовой апатии.

Умение тренера провести необходимую беседу, переключить спортсмена на другой вид деятельности, способствует оптимизации предстартовых состояний. Наибольшее регулирующее воздействие оказывает правильно проведенная разминка. В случае предстартовой лихорадки необходимо проводить разминку в невысоком темпе, подключить глубокие ритмичные дыхания (гипервентиляцию), так как дыхательный центр оказывает мощное нормализующее влияние на кору больших полушарий. При предстартовой апатии, наоборот, необходимо повышение возбудимости в нервной и мышечной системе, а это требует провести разминку в быстром темпе.

2. 3. Разминка, врабатывание, «мертвая точка» и «второе дыхание»

Роль разминки, в подготовке организма к предстоящей работе велика, т. к. к условно - рефлекторным механизмам предстартовых состояний присоединяются, безусловно - рефлекторные реакции, вызываемые работой мышц.

Разминка – комплекс общих и специальных упражнений, выполняемых перед тренировкой или соревнованием и, способствующих ускорению процесса врабатывания, и повышению работоспособности.

Физиологические эффекты разминки разнообразны. Разминка повышает возбудимость и активность сенсорных, моторных и вегетативных центров, усиливает деятельность эндокринных желез, создавая тем самым условия для более эффективной регуляции вегетативных и моторных функций при последующей работе. Повышенная температура тела и работающих мышц, увеличивает активность ферментов и скорость биохимических реакций в мышечных волокнах, усиливает возбудимость и лабильность мышц, и скорость их сокращения.



Разминка усиливает работу систем, обеспечивающих транспорт кислорода к работающим мышцам. Возрастают легочная вентиляция, скорость диффузии кислорода из альвеол в кровь, МОК, расширяются артериальные сосуды скелетных мышц, увеличивается венозный возврат, повышается (благодаря увеличению температуры тела) интенсивность диссоциации оксигемоглобина в тканях.

Разминка бывает общей и специальной.

Общая разминка представляет собой ряд однотипных упражнений, решающих следующие задачи:

Нормализацию психомоторного состояния;

Постепенную активизацию обменных процессов и вегетативных функций организма до оптимального уровня.

Общая разминка должна заканчиваться не ранее потоотделения, что сигнализирует о включении в работу терморегуляции. В этом состоянии вязкость мышц и сухожилий оказывается пониженной, а их эластичность возрастает, благодаря чему сила и быстрота мышечного сокращения увеличивается. В то же время, при повышении температуры тела, более активно протекают процессы в ЦНС, увеличивается просвет периферических сосудов и падает сопротивление в них, что обеспечивает улучшение кровоснабжения работающих тканей.

Специальная разминка решает следующие задачи:
- восстановление двигательного динамического стереотипа:

Подготовка двигательного аппарата непосредственно к предстоящей работе.

В специальной разминке применяются упражнения, специфичные для данного вида спорта (бег – для бегуна, работа с мячом – для волейболиста, работа на снарядах – для гимнаста). В такой работе оживляются временные связи, формирующие двигательный динамический стереотип, и обеспечивается оптимальный уровень автоматизации движений. Так как при выполнении специальных упражнений, в работу будут включаться те отделы опорно-двигательного аппарата, на которые приходится основная нагрузка, то их состояние в большей степени будет приближаться к более эффективному выполнению упражнений. Не допускается, чтобы во время разминки у человека наступало

Длительность разминки определяется многими факторами: индивидуальными особенностями, погодой, предстартовым состоянием и т.д.

После окончания разминки до начала основной работы походит некоторое время. Период этого времени не должен снижать физиологические функции, но должен сохранять высокую активность терморегуляции и двигательного динамического стереотипа. Этим требованиям соответствует период от 5 до 8 минут (это сугубо индивидуально, зависит от погоды и состояния).

Периоды покоя и работы характеризуются относительно устойчивым состоянием функций организма, с отлаженной их регуляцией. Между ними имеются два переходных периода врабатывания (от покоя к работе) и восстановления (от работы к покою). Постепенное увеличение работоспособности человека в начале выполнения спортивных упражнений называется врабатыванием . В это время происходят перестройки нейрогуморальных механизмов регуляции движений и вегетативных функций на новый, более напряженный, режим деятельности и улучшение координации движений.

Врабатываемость различных функций отличается гетерохронностью, т.е. разновременностью, и увеличением вариативности их показателей. Скорость усиления деятельности физиологических систем во время врабатывания неодинакова. Двигательный аппарат, обладающий высокой возбудимостью и лабильностью, на новый рабочий уровень настраивается быстрее, чем вегетативные системы. Сначала быстро врабатываются двигательные функции, а затем более инертные вегетативные. Из вегетативных показателей быстрее всего нарастают до рабочего уровня частотные параметры - частота сердечных сокращений и дыхания, затем объемные характеристики - ударный и минутный объемы крови, глубина вдоха и минутный объем дыхания. Так, например, во время интенсивного бега максимальная скорость движения достигается к 5-6 секунде. Расширение артериальных сосудов мышц происходит за 60-90 секунд, а ЧСС, СО и МОК достигают максимальных величин только через 1,5-2 минуты. В связи с тем, что транспорт кислорода усиливается постепенно, в начале любой работы сокращение мышц осуществляется в основном в анаэробных условиях. Разница между потребностью организма в кислороде во время периода врабатывания и его реальным поступлением называется кислородным дефицитом. При нетяжелых нагрузках дефицит кислорода покрывается во время самой работы. При выполнении субмаксимальных и максимальных физических упражнений, возникающий дефицит кислорода ликвидируется после завершения работы, составляя часть общего кислородного долга. Скорость изменения физиологических функций во время врабатывания зависит от интенсивности (мощности) выполняемой работы. Чем больше мощность, тем быстрее происходит усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. При одинаковых по характеру и мощности упражнениях врабатывание происходит тем быстрее, чем выше уровень тренированности человека. Период врабатывания может завершаться появлением «мертвой точки». Она возникает у недостаточно подготовленных спортсменов в результате дискоординации двигательных и вегетативных функций. При слишком интенсивных движениях и замедленной перестройке вегетативных процессов нарастает заметный кислородный долг, возникает тяжелое субъективное состояние. Происходит рост содержания лактата в крови, рН крови снижается до 7,2 и менее. У спортсмена наблюдаются одышка и нарушение сердечного ритма (аритмия, экстрасистолия), уменьшается жизненная емкость легких. В этот период работоспособность резко падает. Она возрастает лишь после волевого преодоления «мертвой точки», когда открывается «второе дыхание», или в результате снижения интенсивности работы. Подобное состояние может неоднократно повторяться во время длительной работы при повышениях ее мощности, неадекватных возможностям спортсмена.