Главная · Бронхит · Композитный ордер. Смотреть значение Композитный ордер в других словарях

Композитный ордер. Смотреть значение Композитный ордер в других словарях

Тосканский ордер.

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.

Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:
- капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
- антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
- крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.



Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические – гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.





Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

По своим формам тосканский ордер отличается легкостью и изяществом.
Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.

Сложный или Композитный ордер.

Архитекторы Древнего Рима не только полностью переняли греческие ордеры, но и объединили лучшие и наиболее пышные из двух: коринфского и ионического, в один – композитный. Как видно из названия, композиция – это соединение, и действительно, ордер объединил в себе лучшие черты этих, довольно пышных и изящных ордеров.



В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

«Из антаблемента дорического ордера, взятого из различных фрагментов римской древности, я составил антаблемент сложного ордера, который в результате получил большое применение» Виньола.

Пропорции частей остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пропорции сложного ордера те же, что и в коринфском.

Они различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо – все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время. Во Франции архитекторы использовали этот элемент в постройке Лувра, а вот в Испании и германских землях он преимущественно применялся в постройке церквей и соборов, и не получил большого распространения в городских застройках. В России тоже можно встретить примеры композитного ордера в архитектуре Нарвских Триумфальных ворот, и в облике костела святой Екатерины.
Даже не смотря на то обстоятельство, что каноны ордеров тщательно прописаны, и существует весьма строгая классификация по их типам, композитный ордер является самым декоративным и пышно украшенным. К нему в меньшей степени применимы строгие правила по декорации капителей, однако пропорции должны быть непременно соблюдены.

Тосканский ордер.

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.





Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:
- капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
- антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
- крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.



Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические - гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.





Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

По своим формам тосканский ордер отличается легкостью и изяществом.
Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.

Сложный или Композитный ордер.

Архитекторы Древнего Рима не только полностью переняли греческие ордеры, но и объединили лучшие и наиболее пышные из двух: коринфского и ионического, в один - композитный. Как видно из названия, композиция - это соединение, и действительно, ордер объединил в себе лучшие черты этих, довольно пышных и изящных ордеров.



В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

«Из антаблемента дорического ордера, взятого из различных фрагментов римской древности, я составил антаблемент сложного ордера, который в результате получил большое применение» Виньола.

Пропорции частей остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пропорции сложного ордера те же, что и в коринфском.

Они различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо - все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время. Во Франции архитекторы использовали этот элемент в постройке Лувра, а вот в Испании и германских землях он преимущественно применялся в постройке церквей и соборов, и не получил большого распространения в городских застройках. В России тоже можно встретить примеры композитного ордера в архитектуре Нарвских Триумфальных ворот, и в облике костела святой Екатерины.
Даже не смотря на то обстоятельство, что каноны ордеров тщательно прописаны, и существует весьма строгая классификация по их типам, композитный ордер является самым декоративным и пышно украшенным. К нему в меньшей степени применимы строгие правила по декорации капителей, однако пропорции должны быть непременно соблюдены.

Тосканский ордер

Описание. Тосканский ордер -- первоначально этрусский вариант греческого дорического ордера. Заимствованный позже зодчими античного Рима, оформился в самостоятельный ордер, который отличался от дорического более тяжёлыми пропорциями, гладким (без каннелюр) стволом колонны, развитой базой и более высокой капителью.(рис.11,12,13)

Коринфский ордер

Описание. Коримнфский омрдер -- один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.(рис.14,15,16) Витрувий сообщает, что этот ордер был изобретён скульптором Каллимахом во 2-й половине V века до н. э.

Композитный ордер


Сформировался в древнеримской архитектуре, которая восприняла греческие архитектурные формы. Представляет собой несколько усложненную версию коринфского. К привычной коринфской капители, состоящей из колокола с рядами листьев аканфа, добавляются ионические эхин и подушка с волютами, характерные для ионического ордера.(рис.17,18) Высота композитной колонны обычно равна десяти ее диаметрам в основании. Но если в Древней Греции ордер играл конструктивную роль, то в Риме он часто использовался в декоративных целях. Колонны не несли на себе нагрузку многоэтажных сооружений, а опорные функции выполняла стена. Значительную роль в архитектуре Древнего Рима играла арка, которая опиралась на массивные столбы или колонны. Только в аркадах сохранялась конструктивная роль колонны.

Список используемой литературы

· Блаватский В. Д. Архитектура античного мира -- М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР

[ит. composite букв. смешанный]

сложный ордер - архитектурный ордер, характеризующийся гл. обр. капителью, в которой схема коринфской капители (см. коринфский ордер) усложнена введением четырех ионических волют (см. ионический ордер), поддерживающих ее верхнюю часть (абак).

Словарь иностранных выражений. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР
    ит. composite букв. смешанный) сложный ордер - архитектурный ордер, характеризующийся гл. обр. капителью, в которой схема коринфской капители (см. …
  • ОРДЕР
    I а, мн. ордера, ов, м. Письменный приказ, предписание на выдачу, получение чего-нибудь О. на обыск. О. на квартиру. Кассовый …
  • ОРДЕР
    ́ОРДЕР архитектурный, определённое сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и худ. обработка. О. включает несущие части (колонна …
  • ОРДЕР в Новом словаре иностранных слов:
    (нем. order фр. ordre порядок, приказ) 1) письменный приказ, предписание; документ на выдачу, получение чего-л.; 2) архит. один из …
  • ОРДЕР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна …
  • ОРДЕР в Однотомном большом юридическом словаре:
    (нем. order, фр. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок) 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., о. …
  • ОРДЕР в Словаре финансовых терминов:
    бухгалтерский документ, содержащий приказ на совершение определенной операции денежными средствами или товарно-материальными ценностями; приказ (поручение) брокеру о покупке или продаже …
  • ОРДЕР
    ФРАХТОВЬШ. см. ФРАХТОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ - см РАСХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ - см ПРИХОДНЫЙ КАССОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ПОГРУЗОЧНЫЙ - см. ПОГРУЗОЧНЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    НА ВЫДАЧУ ТОВАРА - товарораспорядительный документ, который выдается стороной, имеющей право давать распоряжения о выдаче указанных в нем товаров названному …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    КАССОВЫЙ - см. КАССОВЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ЗАПЛЕЧНЫЙ - см. ЗАПЛЕЧНЫЙ ОРДЕР …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    ДЕЛИВЕРИ - см ДЕЛИВЕРИ …
  • ОРДЕР в Словаре экономических терминов:
    (нем. Order, от лат. ordo - ряд, порядок) - 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение на совершение определенных действий …
  • ОРДЕР в Большом энциклопедическом словаре:
    (нем. Order франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок),..1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., на вселение в …
  • ОРДЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. …
  • ОРДЕР в Современном энциклопедическом словаре:
  • ОРДЕР в Энциклопедическом словарике:
    (немецкое Order, французское ordze, от латинского ordo - ряд, порядок), 1) официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение (например, на вселение …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Энциклопедическом словарике:
    ая, ое В сочетании: композитный ордер (архит.) - архитектурный ордер, характеризующийся капителью, в которой схема коринфской капители усложнена введением четырех …
  • ОРДЕР в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. -а, -ов, м. Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего-н. О. на квартиру (т. …
  • ОРДЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОРДЕР, регламентированное командующим (командиром) по направлениям, интервалам и дистанциям взаимное расположение кораблей (судов) и действующих с ними самолётов (вертолётов) при …
  • ОРДЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОРДЕР (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo - ряд, порядок), офиц. док-т, содержащий приказ, предписание, распоряжение (напр., на вселение …
  • ОРДЕР в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. …
  • ОРДЕР
    о"рдер, о"рдеры, о"рдера, о"рдеров, о"рдеру, о"рдерам, о"рдер, о"рдеры, о"рдером, о"рдерами, о"рдере, …
  • ОРДЕР в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"рдер, ордера", о"рдера, ордеро"в, о"рдеру, ордера"м, о"рдер, ордера", о"рдером, ордера"ми, о"рдере, …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    компози"тный, компози"тная, компози"тное, компози"тные, компози"тного, компози"тной, компози"тного, компози"тных, компози"тному, компози"тной, компози"тному, компози"тным, компози"тный, компози"тную, компози"тное, компози"тные, компози"тного, компози"тную, компози"тное, компози"тных, …
  • ОРДЕР
    Разрешение на …
  • ОРДЕР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Бумага на вселение …
  • ОРДЕР в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ОРДЕР в Словаре русского языка Лопатина:
    `ордер 1, -а, мн. -`а, -`ов …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ОРДЕР в Орфографическом словаре:
    `ордер 2, -а, мн. -ы, -ов и -`а, -`ов …
  • ОРДЕР в Орфографическом словаре:
    `ордер 1, -а, мн. -`а, -`ов …
  • КОМПОЗИТНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • ОРДЕР в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    ордера, мн. ордера, м. (от фр. ordre - приказ). 1. Письменное предписание, распоряжение (офиц.). Ордер на производство ареста. Ордер на …

Производный от коринфского и ионического архитектурный ордер, отличающийся особой пышностью; его характерный элемент - капитель с четырьмя крупными волютами (как в ионическом ордере), но с вертикальным цилиндрическим ядром (как в коринфском ордере), которое окружают акантовые листья в двух уровнях.

Сформировался в поздний период римской архитектуры. Он является результатом соединения элементов ионического и коринфского ордеров. Основные пропорции те же, что и у коринфского ордера, сходно и построение антаблемента. Излишнюю сложность и нагромождение форм представляет собой капитель, образованная совмещением коринфской и ионической капителей. Композитный ордер носит подчеркнуто декоративный характер. В архитектуре русского классицизма варианты этого ордера нашли отражение в Нарвских триумфальных воротах (арх. В. П. Стасов, 1833) и костеле св. Екатерины (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди, 1783).

Заключение

Римско-дорический ордер от греческого аналога отличался более стройными пропорциями колонн, а также меньшей высотой антаблемента. В большинстве случаев колонны не имели каннелюр и опирались на базы. Поддерживающая часть карниза была более основательной, нередко в ней отсутствовали мутулы.

Римско-ионический ордер не столь разнится с греческим образцом, хотя в

нем несколько усложнены некоторые детали (в частности, карниз).

Этрусский (тосканский) ордер имел деревянный антаблемент и мощные колонны.

Широкое распространение в Риме получил изобретённый греческими зодчими

коринфский ордер. Его отличительными чертами являются стройные пропорции и множество декоративных элементов, украшающих капитель и карниз.

И, наконец, композитный ордер, очень похожий на коринфский, отличается от него лишь капителью, в которой присутствуют также черты капители ионического ордера.

Два последних ордера применялись для строительства крупных архитектурных

сооружений, тосканский же использовался при возведении простых конструкций.

Римляне повсеместно применяли греческие ордера, которые приобрели иной облик (рис.2). Колонны утратили свою воздушность и стали напоминать однородную, четко организованную массу.

Список использованной литературы:

1. Любимов Л. Искусство древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е

изд. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с. с ил.

2. Кон-Винер История стилей изобразительных искусств – М.: ЗАО

“Сварог и К”, 1998

Г.В.Дятлева, О.В.Лапшова, Е.В.Доброва, Ю.В.Рычкова – М.: Вече, 2001. – 528 с.,

4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник,

1996. – 494 с.: ил.

5. Культурология. История мировой культуры: Учебник для ВУЗов

/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. –

600с.; илл. цв.

6. Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. Т.Азаркович. – М.:

ТЕРРА, 1997. – 168 с.: ил. – (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”)