Главная · Бронхит · Лечение заикания у детей. Заикание у детей, известные методы лечения

Лечение заикания у детей. Заикание у детей, известные методы лечения

Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Код по МКБ-10

F98.5 Заикание [запинание]

Эпидемиология

Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, - 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

Причины заикания у ребенка

Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

Патогенез

Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

Симптомы заикания у ребенка

Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

Первые признаки

Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

  • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается; поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить);
  • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»);
  • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью;
  • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова;
  • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.

Психосоматика заикания у детей

Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

Формы

По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

Физиологическое заикание у детей

Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

Заикание у детей дошкольного возраста

Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.

Осложнения и последствия

Среди последствий и осложнений заикания такие проблемы:

  • Сложности с социальной адаптацией;
  • Сниженная самооценка;
  • Появление боязни речи, а также боязни произносить отдельные звуки;
  • Усугубление дефекта речи.

Диагностика заикания у ребенка

Диагностика заикания у детей может выполняться либо детским неврологом, психологом, психиатром, либо педиатром или логопедом. Каждый из этих врачей обязательно должен изучить анамнез, выяснить, не является ли заикание наследственным, а также получить информацию о раннем моторном и психоречевом развитии ребёнка, узнать, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание.

При диагностическом обследовании речевого аппарата заикающегося ребёнка выявляются следующие проявления:

  • Форма, местоположение, частота судорог при произнесении слов;
  • Оцениваются имеющиеся в темпе речи, дыхании, а также голосе специфические особенности;
  • Выясняется наличие сопутствующих заиканию нарушений в речи и движениях, а также логофобии;
  • Выясняется, как сам ребёнок относится к имеющемуся у него дефекту.

Также ребёнок обязательно проходит обследование умения произносить звуки, фонематического слуха, а также лексико-грамматической части речи.

В заключении логопеда указывается степень тяжести заикания и его форма, прочие сопутствующие дефекту речевые нарушения, а также характер судорог артикуляционных мышц. Заикание нужно дифференцировать со спотыканием и тахилалией, а также дизартрией.

Чтобы обнаружить, имеются ли органические поражения у ребёнка в ЦНС, невролог назначает прохождение реоэнцефалографии, процедур ЭЭГ, МРТ мозга, а также ЭхоЭГ.

Помимо этого также применяется методика, при которой активизируют прочие двигательные центры организма. В этом случае производится регуляция дыхания, ритмичные движения с использованием пальцев на руках, сопровождение устной речи написанием на бумаге.

Профилактика

В качестве профилактики появления у ребёнка заикания довольно важно, чтобы беременность его матери протекала благополучно. Также необходимо заботиться о его психической и физической стабильности и развитии речи, подбирать информацию развлекательного/учебного характера, которые будет соответствовать его возрасту. Чтобы предупредить рецидив заикания, нужно соблюдать рекомендации лечащего врача-логопеда в процессе проведения коррекционной работы, а также после её завершения. Нужно создать для развития ребёнка благоприятные условия.

Прогноз

Заикание у детей обычно полностью проходит, если лечебно-оздоровительная терапия организована правильно. Иногда могут возникать рецидивы во время обучения в школе и в пубертатный период. Результат лечения наиболее устойчив, если начать коррекцию в дошкольном возрасте. Чем дольше стаж заикания у ребёнка, тем неопределённее становится прогноз.

Радость родителей при произношении ребенком первых слов и фраз вскоре может быть омрачена появлением у малыша заикания. Что делать? Можно ли вылечить? Такие вопросы встают перед родителями и заставляют их метаться от логопеда к неврологу, а от врачей – к народным целителям. Постараемся разобраться, что же представляет собой проблема заикания у детей, каковы причины явления и какое лечение можно применить в случае появления недуга.

Что такое заикание?

Спровоцировать заикание может сильный испуг или психоэмоциональное потрясение.

Под заиканием понимают нарушение плавности и ритмичности речи. Это сложная речевая патология, обусловленная мышц аппарата речи. Чаще всего заикание появляется у деток от 2 до 5 лет, когда формируется и активно развивается фразовая речь. Возникновение его может быть внезапным, а в процессе развития малыша усиливаться.

Маленькие детки часто повторяют нормально выговариваемые слова: «Дай, дай, дай мне воды». Но могут повторяться ребенком только звуки: «Д-д-дай мне воды». Специалисты считают, что повторение звука больше 2 раз является начальным проявлением заикания.

Среди детского контингента заикание отмечается, согласно мировой статистике, у 2-3 % детей. У девочек эта патология речи возникает в 4 раза реже, чем у мальчиков. Предполагают, что это связано с большей эмоциональной устойчивостью девочек. Заикание усиливается в первый год учебы в школе и в подростковом периоде. Оно сказывается на поведении ребенка и его адаптации в коллективе.

У некоторых детей заикание появляется только в период волнения или стрессовой ситуации. В спокойной обстановке ребенок как бы забывает о своих проблемах с речью. А при разговоре по телефону, общении с малознакомым человеком, при публичном выступлении сильно заикается.

Причины заикания

Заикание – самый распространенный детский невроз. Обычно его называют логоневрозом. Задержку произношения звуков и слогов связывают с судорогами речевой мускулатуры: мышц языка, губ, гортани. Они могут быть тоническими и клоническими.

При тонических судорогах (напряжении этих мышц) трудно преодолеть сбой в речи, в связи с чем отмечаются трудности с произношением согласных звуков. При клонических судорогах отмечается повторение начальных звуков или слогов слова, произношение лишних гласных (и, а) перед словом или фразой. Хотя достаточно часто заикание бывает тонико-клоническим.

Непосредственной причиной заикания ребенка могут быть:

  1. Физиологические нарушения:
  • поражение нервной системы после родовой травмы;
  • курение и употребление алкоголя матерью в период беременности;
  • наследственная предрасположенность;
  • травма ;
  • заболевания органов речи (гортани, носа, глотки);
  • изменения в нервной системе вследствие перенесенного заболевания ( , инфекционных болезней);
  • переучивание левши на правшу.
  1. Психологические причины:
  • стрессовые ситуации, психоэмоциональные потрясения;
  • потеря близких;
  • невротические реакции: детские страхи (боязнь темноты, наказания и др.);
  • выраженное чувство обиды, ревности;
  • желание привлечь внимание родителей;
  • сильный испуг (грозы, собаки, сцены ужасов в фильме).
  1. Социальные причины:
  • чрезмерная родительская строгость;
  • подражание заикающемуся члену семьи или другому ребенку;
  • перегрузка малыша речевым материалом (раннее изучение иностранного языка или даже нескольких языков);
  • недостаточное родительское внимание при формировании речи, что приводит к быстрой, торопливой речи и пропуску слогов;
  • перевод малыша в другой детский сад или школу;
  • переезд на другое место жительства.

К провоцирующим факторам можно отнести:

  • переутомление ребенка (нагрузки по школьной программе, неконтролируемый просмотр телепередач, длительные компьютерные игры и др.);
  • семейные неурядицы и скандалы;
  • проблемы в школе;
  • несбалансированное питание с избыточным количеством белков в рационе;
  • период прорезывания зубов и переходный возраст;
  • нарушения эндокринной системы;
  • инфекционные заболевания.

Тактика поведения родителей


Если у ребенка появилось заикание, родителям рекомендуется не заострять на этом свое внимание, а создать комфортную психологическую обстановку в семье.

При выявлении заикания у ребенка не нужно заострять внимание малыша на этом нарушении речи, чтобы не закрепить условно-рефлекторно его возникновение. Малышу надо дать понять: интересно то, что именно он хочет сказать, а не то, как он говорит. Родительская тревога по поводу дефекта речи еще больше угнетает ребенка.

Важной задачей для родителей является и защита малыша от насмешек, чтобы не дать выработаться комплексу неполноценности и снижению самооценки. Дети часто бывают жестокими, и в коллективе может найтись любитель травли заикающегося ребенка.

Если воспитатель не может исправить ситуацию, и насмешки, вынужденная изоляция ребенка в коллективе продолжаются, то малышу на период лечения следует прекратить посещение детского сада. В противном случае выработанная застенчивость и закрытость ребенка еще больше усилит заикание.

Чтобы помочь ребенку справиться с возникшим недугом, родители и другие члены семьи должны соблюдать простые правила:

  • следить за своей речью: говорить медленно и плавно, делать короткую паузу после каждой фразы; ребенок будет стараться подражать и говорить так же;
  • не перебивать малыша, всегда давать ему возможность самому закончить речь;
  • можно разучивать с ребенком песни;
  • в разговоре с ребенком употреблять короткие фразы и предложения;
  • избегать суеты и хаоса в семейном образе жизни; не допускать ссор и напряжения в семье;
  • строго следить за соблюдением ребенком режима дня, исключить возможность переутомления и перевозбуждения малыша;
  • не следует заставлять ребенка многократно повторять трудные слова;
  • малышу следует реже делать замечания и чаще хвалить;
  • не допускать постоянной «фоновой» работы телевизора в квартире; исключить просмотр телепередач ребенком перед сном;
  • не создавать ребенку никаких привилегий в поведении и дисциплине в семье в связи с его заиканием.

В некоторых случаях заикание проходит самостоятельно, без лечения. Заикание, которое может пройти самостоятельно, имеет такие признаки:

  • у ребенка не возникает никаких психологических трудностей во время общения, он не стесняется своего дефекта;
  • заикание периодически исчезает на длительный период времени;
  • ребенок не замыкается и не избегает разговорного общения;
  • короткие слова и фразы выговариваются легко.

Если же ребенок напрягается во время разговора, гримасничает, делает паузы в речи с прерыванием дыхания, растягивает гласные звуки, избегает употребления каких-то слов и звуков, на вопросы (даже очевидные) отвечает «Не знаю!» – нужно обратиться на консультацию к логопеду. Причем следует найти специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детками.

Лечение заикания


Занятия с логопедом помогут избавиться от заикания.

Заикание можно лечить и полностью вылечить. Следует обращаться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью. Правда, нет такой таблетки, от приема которой заикание исчезнет раз и навсегда. Важны совместные усилия и специалистов, и терпеливых родителей.

Наиболее успешно лечение на ранних этапах, еще в дошкольном возрасте. Правила поведения родителей изложены выше. Важно создать в семье благоприятную спокойную обстановку. Все разговоры с ребенком должны проводиться в медленном темпе. Отношения со всеми детьми нужно строить так, чтобы у них не возникало чувства ревности и соперничества за родительское внимание.

Ребенок должен быть уверенным, что его внимательно выслушают, несмотря на дефект речи. Надо находить время для обязательного общения с ним и совместных занятий, интересных ребенку. Даже 10-минутный разговор перед сном оказывает расслабляющее действие. Разумеется, во время этой беседы не следует предъявлять ребенку претензий и ставить какие-либо условия. Только от просмотров телевизора (даже мультфильмов) перед сном нужно отказаться.

Не следует избегать в разговорах с ребенком темы заикания. Важно похвалить его, если ему удается достичь каких-то успехов в лечении. Пусть даже незначительных. Он должен ощущать эмоциональную поддержку со стороны родителей. Следует подбадривать ребенка и вселять в него уверенность в успешности лечения этого временного заболевания.

Существует достаточно много методов лечения заикания :

  • логопедические уроки;
  • дыхательные упражнения;
  • компьютерные программы;
  • точечный массаж;
  • лечение гипнозом;
  • медикаментозное лечение;
  • общеукрепляющее лечение.

На логопедических уроках подбираются упражнения, позволяющие снять напряжение и сделать речь плавной и ритмичной. Ребенок повторяет упражнения дома, добиваясь выразительности речи. Упражнения подбираются с учетом возраста пациента.

Дыхательные упражнения являются одним из традиционных методов лечения. Они позволяют тренировать мышцы аппарата речи и голосовые связки, учат глубоко, свободно и ритмично дышать. Упражнения оказывают благоприятное воздействие на дыхательную систему в целом. Кроме того, упражнения являются дополнительным методом релаксации.

Компьютерные программы – один из эффективных методов лечения заикания. Они используют синхронизацию речевого и слухового центров головного мозга. Ребенок дома, сидя перед компьютером, произносит в микрофон слова. Незначительная задержка их с помощью программы позволяет ребенку слышать свой голос, и он старается подстроиться под него.

При этом речь становится плавной. Программа позволяет вести разговор в ситуациях с эмоциональной окраской (радость, гнев и др.) и подсказывает, как справиться с обстоятельствами и улучшить речь.

Во многих городах существуют клиники и центры по лечению заикания методом гипноза для детей старше 11 лет. Методом внушения врач снимает спазм речевой мускулатуры, чувство страха перед публичным выступлением. Речь после 3-4 сеансов становится плавной и уверенной. Это эмоционально впечатляющий метод психотерапии.

Нетрадиционная медицина предлагает лечение заикания методом точечного массажа. Специалист оказывает воздействие на определенные точки на лице, спине, ногах, грудной клетке. С помощью этого метода улучшается регуляция речи со стороны нервной системы. Точечный массаж рекомендуют делать постоянно.

Медикаментозное лечение – вспомогательный метод при лечении заикания. Проводится оно по назначению невролога. Могут применяться противосудорожные препараты, . Лечение способствует нормализации функции нервных центров. Из успокоительных средств применяются отвары и настои трав (пустырника, корня валерианы, мелиссы). Вылечить заикание с помощью одних лекарств невозможно.

Общеукрепляющие методы вносят свою лепту в лечение заикания. Они включают соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание и общеохранительный режим, исключающий стрессовые ситуации. Особое значение для ребенка имеет достаточный по продолжительности сон (не менее 9 час.). Чтобы сон был глубоким, можно вечером принимать теплый душ или расслабляющую ванну (например, хвойную). Компьютерные игры и просмотр телепрограмм вечером должны быть исключены.

В статье приведены наиболее частые причины заикания у маленьких детей. Практические советы родителям как себя вести с заикающимся ребенком и что делать, для скорейшего восстановления речи.



В три годика большинство малышей уже довольно бойко болтают и формулируют свои мысли. Все детишки разные - одни все время что-то рассказывают, о том, что видят, о чем думают, что происходило с ними в течение дня, да еще и сочиняют многое. А некоторые, наоборот - больше молчуны, скорее послушать любят: сказки, стихи, мамины песенки.

Вот в возрасте около трех лет у некоторых деток по тем или иным причинам может проявиться заикание. В таких случаях очень важно, чтобы родители и охающие бабушки, держали себя в руках. Стоит вспомнить - не было ли заикания у кого-то с близких или не очень родственников, подумать о том - как быстро оно прошло и что спровоцировало симптомы заикания.

Как правило, заикание у детей в раннем возрасте возникает от переживаний или эмоционального перенапряжения. Детки с более возбудимой психикой, скорее могут начать заикаться, чем вдумчивые, спокойные малыши.

Заиканию могут предшествовать многие факторы - поступление в детский садик, выход мамы на работу, появление младшего братика или сестрички в семье, расставание с кем-то из любимых родственников. Ребенок может не осознавать, что его что-то встревожило, но внутреннее переживание выльется в заикание.

Так же в возрасте трех лет, малыш становится более осознанным, он хочет выражаться четче, использовать больше слов. Поэтому составляя предложение - переживает, запинается и как следствие может появиться заикание. Иногда малыш может начать заикаться, если родители пытаются приучить пользоваться правой рукой прирожденного левшу - речь и работа рук взаимосвязаны и вмешательство в природу ребенка может навредить ему.

Так как же поступить, если ребенок заикается?

Первым и, наверное, самым важным советом будет - не паниковать. Мамино волнение сильно передается малышу, и он только сильнее начнет заикаться. Какими бы ни были причины заикания у ребенка, как правило, оно само постепенно сходит на «нет». Малыш привыкает к изменениям, произошедшим в его жизни, учится быстрее выражать свои мысли. Не нужно спрашивать у ребенка от чего это он заикается, лучше потихоньку в игровой форме выяснить, что же его тревожит. Постараться сделать жизнь малыша более свободной, отложить штудирование азбуки и стихов, а чаще ходить гулять на улицу, в компанию деток с которыми он чувствует себя свободно. Заикание у малышей проходит постепенно в 90% случаев само. На форумах мамочек существует множество советов медицинских препаратов, которые якобы помогают от заикания, но это скорее самообман - заикание у детей 2-3 лет и так проходит само собой, вне зависимости от приема кальция или других биодобавок.

Если заикание не прошло в течение полугода, есть смысл показать ребенка

Заикание (логоневроз) – неприятное и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием. И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.


Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникать различные сбои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание. Оно может быть вызвано массой причин. Проявляется заикание довольно рано, и своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.

Если не уделить этому должного внимания, у ребенка могут возникнуть большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет в полной мере строить отношения с людьми и успешно учиться в школе.


Причины

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.


Если ребенок сначала говорил нормально, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это может говорить о неблагоприятном внешнем воздействии на речевую функцию.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат , часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.


Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Мальчики в 4 раза чаще подвержены заиканию, чем девочки.


Симптомы и признаки

  • Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке произнести звуки вначале, середине слова. Причем малыш может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма....шинка», растягивание звука.
  • Комбинированное нарушение речи, когда наблюдается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
  • С появлением заикания обычно ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень старается выговорить слово, у него не получается, он переживает, часто плачет.
  • У заикающегося малыша в большинство случаев появляются нервные тики.
  • Довольно часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им сложно общаться, они предпочитают находиться в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
  • С появлением заикания обычно нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.

Признаки заикания - главное заметить вовремя! Предлагаем Вам посмотреть историю одного ребенка, в частности практический урок как мальчика лечат от заикания.

Разновидности

  • Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловлены генетически.Невротическое заикание. О нем идет речь во всех остальных случаях (травмы, перенесенные заболевания, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжелого психологического фактора).
  • Тоническое заикание. О таком виде нарушения речи специалисты говорят, когда ребенок делает паузы в части слова или растягивает гласные.
  • Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая сложная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
  • Стабильное (привычное) заикание. Если оно имеет постоянный характер.
  • Нестабильное заикание. О нем можно судить в случае, если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то определенных обстоятельствах, чаще всего в стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке.
  • Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое отличается промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-то период говорить вполне нормально, затем заикание возвращается.


Лечение

Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.

Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

Приготовьтесь к тому, что обследование будет довольно внушительным. Помимо бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, врачи, скорее всего, назначат ЭЭГ, МРТ головного мозга. С данными этих методов диагностики картина будет более полной.


Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.

Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.

Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопед объяснит родителям основные принципы и даст упражнения, которые нужно будет выполнять в домашних условиях. С определенной периодичностью вы с ребенком будете показывать логопеду, каких успехов вам удалось добиться.


Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Постепенно, в игре малыш начинает преодолевать барьер, мешающий выговаривать слова, и его речь приобретает нормальный темп.


Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Массаж

Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на расслабление, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация. Зоны, которым массажист уделит особое внимание при коррекции речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Именно они, как правило, находятся в тонусе, зажаты у детей с проблемами речи.

Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся деткам.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто при коррекции детского заикания используется методика Стрельниковой. Основная цель – сформировать правильное и эффективное дыхание, при котором значительно улучшится кровоснабжение всего организма в целом и органов речи в частности. В ходе занятий ребенок сможет научить говорить слова на выдохе, это поможет ему произносить их целиком, не дробя на слоги или отдельные звуки.

Лучше, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под наблюдением опытного физиотерапевта, поскольку многие упражнения в ее системе довольно тяжелы для ребенка, малыш может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, появляться головные боли.

Предлагаем к Вашему внимание обучающий видео-урок дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Гипноз

Гипноз подходит только детям среднего и старшего школьного возраста с довольно устойчивой психикой. Для коррекции речевых проблем метод может быть использован только в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта. Многие детки, увы, негипнабельны.

У гипноза есть свои преимущества – с состояние транса ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения своей речи, это дает возможность быстрее выяснить, что его напугало или стало стресс-фактором.

Предлагаем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и собственно результаты теста.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

  • «Пантогам ». Ноотропный препарат, призванный улучшить кровоснабжение головного мозга. Доступен в форме таблеток, капсул и сиропа для детей до 5 лет, которым противопоказана таблетированная форма лекарства.
  • «Галоперидол». Нейролептик с антипсихотическим действием. Выпускается в таблетках и растворах для инъекций. При заикании назначается только в сложных случаях нарушения психического развития. Полностью противопоказан детям до 3 лет. Продается по рецептам.
  • «Мидокалм». Миорелаксант, который помогает расслабить мышечные зажимы и стабилизировать внутриклеточный метаболизм. Препарат в аптеках существует в форме таблеток и раствора для уколов. Лекарство разрешено использовать детям, достигшим годовалого возраста. До 1 года «Мидокалм» не назначают.




  • «Атаракс ». Спазмолитический препарат с мягким действием, регулирующий сон, снижающий тонус мышц, но не нарушающий память. При заикании может быть назначен в качестве успокоительного, расслабляющего средства. Выпускается в форме таблеток. Детям до 3 лет не рекомендуется, но при необходимости врач рассчитает индивидуальную дозировку. Средство продается по рецепту врача.
  • «Анвифен ». Ноотропное средство с противосудорожным и транквилизирующим эффектом. Умеренно подавляет центральную нервную систему. Доступен в виде желатиновых капсул. При заикании и детских тиках может быть назначен детям с 3 лет. Малышам младше лекарство строго противопоказано.
  • «Тенотен ». Мягкое успокоительное с противотревожным действием. Препарат доступен в общей и детской формах. В таблетках для рассасывания, для подростков и взрослых, и под зарегистрированным названием «Тенотен детский». Детский вариант лекарства может быть назначен с 3 лет. В аптеках доступен без рецепта.




  • «Фенибут ». Ноотропное средство с транквилизирующим эффектом. Выпускается в таблетках и порошках для приема внутрь. Это лекарство хорошо себя зарекомендовало как мягкое и тактичное средство для лечения заикания, неврозов и недержания мочи у детей младшего школьного возраста. Детям до 3 лет принимать препарат не рекомендуется. Продается по рецептам.
  • «Пустырник форте». Это не лекарство, а БАД (биологически-активная добавка). Обладает седативным действием. Назначается в качество успокоительного детям любого возраста. Выпускается в таблетках. Настойка пустырника при разведении физраствором или кипяченой водой доступна детям от 7 лет.
  • «Глицин ». Аминокислота, оказывающая позитивное действие на метаболизм нейтроцитов. Обладает умеренным успокаивающим действием, выпускается в подъязычных таблетках. «Глицин» можно давать даже грудничкам. При терапии заикания у детей назначается чаще всего.



  • «Пентокальцин». Этот ноотропный препарат с противосудорожным эффектом. Доступен на прилавках провизоров в одной-единственной форме - таблетки. Может быть назначен детям любого возраста при коррекции заикания, ночном недержании мочи.
  • «Феназепам ». Транквилизатор. Выпускается в виде таблеток и растворов для внутривенных инъекций. Препарат даже при правильно применении способен вызывать привыкание, при длительном приеме становится причиной сильной зависимости. Производители рекомендует применять препарат детям с 16 лет, но детские психиатры назначают это лекарство при тяжелых формах нервных нарушений и в более раннем возрасте. Оценка довольно субъекта.
  • «Сибазон» . Транквилизатор с противосудорожным эффектом. Бывает в таблетках и растворе для уколов. Таблетки противопоказаны детям дошкольного возраста до 7 лет.


  • Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.
  • Травы, которые обладают успокоительным и расслабляющим эффектом – ромашка, шалфей, мелисса, душица, липовый цвет, пустырник, лаванда, мята. Чаи на их основе можно приготовить самостоятельно, а можно купить в готовом виде в любой аптеке. Отвары для ванн делают из этих же трав.


    Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания.


    1. Как только удалось распознать у ребенка заикание, его следует оградить от всего, что вызывает эмоциональное напряжение – от длительного просмотра телевизора (достаточно добрых мультфильмов на протяжении 20 минут в день), от «кровавых» компьютерных игр, от шумных массовых мероприятий, громкой музыки.
    2. Включайте малышу классическую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена. Ограничьте приход гостей в дом, отложите на потом совместные с ребенком путешествия, ведь новые, даже позитивные, эмоции могут вызвать ухудшение его состояния.
    3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
    4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
    5. Меры следует принимать сразу, как только вы заметили, что ребенок начинает заикаться. Не стоит ждать, что дефект пройдет сам собой. Такое, как мы выяснили, тоже бывает, особенно если заикание физиологическое, но рассчитывать на это особо не стоит, можно упустить драгоценное время.
    6. Нельзя самостоятельно выбирать медикаменты и начинать давать их ребенку. Если вы ошиблись с причиной заикания, и оно, к примеру, носит приобретенный характер, то противосудорожные средства и транквилизаторы скорее вызовут у малыша ухудшение и речи, и самочувствия, и деятельности мозга, чем помогут. Любой медикамент при заикании должен быть назначен врачом.
    7. На протяжении всего курса лечения ребенку необходимо обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Дома не должно происходить конфликтов и ссор, малыш не должен становиться невольным свидетелем «взрослых» разговоров. У него должен быть оптимальный режим дня, в котором есть место и прогулкам, и дневному сну, и коррекционным занятиям.

    Позитивный психологический фон должен сохраняться после того, как курс лечения будет завершен, и заикание останется в прошлом. В противном случае весьма вероятны рецидивы, под воздействием стресс-факторов малыш может снова начать заикаться.


    Каковы прогнозы?

    Конечно, это главный вопрос, который волнует мам и пап. В большинстве случаев неврозоподобного заикания при умеренной психосоматике прогнозы положительные. Этого, к сожалению, нельзя сказать о генетическом заикании и нарушениях речевых процессов, связанных с врожденными причинами.


    Играет немаловажную роль и возраст пациента. Наиболее легко и непринужденно коррекции поддается заикание у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Чем раньше удастся понять, что ребенок заикается, чем раньше будут приняты адекватные меры, тем больше шансов убрать заикание раз и навсегда.

    Если заикание начинается у детей школьного возраста, справиться с ним будет несколько сложнее. Более долгим и сложным будет лечение дефекта речи и в случае запущенного заикания, если проблема сохраняется до 9-11 лет, прогнозы благоприятного исхода менее благоприятны.

    В следующем видео Детский доктор Дмитрий Чеснов "разложит по полочкам" проблему заикания у детей.

    Профилактика

    Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.

    Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.


    Заикание - расстройство речи, тесно связанное с психоэмоциональным состоянием ребенка. Логоневроз, в основе которого лежит судорожное сокращение мышечного комплекса речевого аппарата, проявляется сбитым ритмом или темпом речи. С данным недугом работает врач-логопед. Лечение включает комплекс психологических методик, медикаментозное воздействие и физиопроцедуры.

    Заикание: суть недуга

    Здоровые люди произвольно удлиняют звучание некоторых звуков (м-м-м, и-и и т. д.), однако подобные случаи составляют менее 7-10% всего объема речи. Логоневроз диагностируется при перерывах или повторах в речи более 10%. Заикание часто фиксируется у детей в период формирования речи (2-5 лет). 2-3% малышей страдают от логоневроза, при этом у мальчиков патология диагностируется в 3-4 раза чаще, нежели у девочек. Этот факт объясняется психоэмоциональной слабостью маленьких мужчин и неспособностью достаточно выражать свои эмоции. У взрослых стойкое или невылеченное заикание встречается у 1% населения.

    Логоневроз еще называют навязчивым страхом общения. Возникая внезапно, заикание постепенно усиливается. Нередки периоды улучшения речи, однако недуг вновь возвращается, а его проявления еще более тяжелы.

    Специалисты составили психологический портрет людей, предрасположенных к заиканию:

    • холерический психотип (неуравновешенная психика);
    • робкие, испытывающие стеснение в обществе;
    • чрезмерно впечатлительные;
    • большие фантазеры;
    • со слабовыраженными волевыми качествами.

    Причины заикания


    Причины логоневроза подразделяют на две категории: органическое поражение нервной системы и невротические состояния.

    Дефекты развития нервной системы

    Возникают вследствие:

    • наследственной предрасположенности;
    • тяжелого течения беременности;
    • осложненных травмами малыша родов;
    • частых болезней малыша в первые годы жизни.

    Внутриутробно у плода могут развиться органические дефекты строения речевого аппарата (ринолалия, дизартрия и др.). Нередко при этом диагностируется повышение внутричерепного давления и судорожный синдром.

    Важно! Неврозоподобное заикание не зависит от внешних факторов (эмоциональное состояние и т. д.).

    Причины неврозов

    Заикание может возникнуть и у здоровых детей вследствие нервного перенапряжения. Причины этому следующие:

    • неожиданный испуг (лай собаки, фильмы ужасов и боевики, страшные мультфильмы);
    • пугающая стрессовая ситуация (ссоры в семье и школе, переживания по поводу болезни родственника и т. д.);
    • желание взрослых сделать из малыша вундеркинда (заучивание сложных слов и предложений, большие объемы стихотворений, обучение двум языкам в раннем возрасте и т. д.);
    • малый словарный запас малыша, недостаток общения со взрослыми, ведущий к задержке речевого развития;
    • недостаток любви в семье, тягостные для малыша наказания (избиение, пребывание в темной комнате и т. д.);
    • длительное пребывание малыша у телевизора, за компьютером, замещение реального мира виртуальным;
    • подражание заикающемуся взрослому;
    • попытка переучить левшу (леворукие малыши более неустойчивы в эмоциональном плане и трагически воспринимают стрессовые ситуации).

    Важно! Заикание у ребенка с неврозом усиливается при любом психоэмоциональном перенапряжении и может практически исчезать в спокойной обстановке.

    Клиническая картина

    Судороги мышц языка, нёба, гортани, диафрагмы и брюшной полости проявляются следующими речевыми нарушениями:

    • тонические расстройства - вынужденная пауза с затягиванием звука (соб...ака, р...учка);
    • клоническое расстройство - повторение одного звука/слога/слова (с-с-собака, ру-ру-ручка);
    • смешанное расстройство.

    Вдобавок к этому у ребенка наблюдаются следующие признаки:

    • напряженный вид, гримасничанье вплоть до нервных тиков;
    • психологический дискомфорт при общении, замкнутость, порой достигающая социофобии;
    • неврологические расстройства (раздражительность, плаксивость, различные фобии, плохой сон, агрессивность).

    Речевые неудачи формируют у ребенка логофобию: в начале общения малыш навязчиво ожидает трудностей с речью, непонимания взрослых и насмешек сверстников. Зачастую малыш отказывается от общения, объясняя свое решение «не могу сказать».

    Лечение заикания у детей


    Терапия логоневроза эффективнее при обращении к специалисту при первых расстройствах речи. «Свежий» недуг при комплексном и квалифицированном подходе можно излечить за 2 недели.

    Обязанности родителей заикающегося ребенка:

    1. Создание спокойной психологической обстановки (невротический родитель может быть главной причиной заикания малыша).
    2. Распорядок дня: соответствующий возрасту сон, ограничение просмотра телевизора и занятий малыша с планшетом/компьютером, прогулки.
    3. Ограждение от пугающих моментов: исключение громкой музыки, стрессовой информации.
    4. Полноценное общение, совместные прогулки и занятия.
    5. Исключение акцентирования на дефектах речи малыша.
    6. Устранение фобий у ребенка (не все собаки злые, разъяснение как вести себя в различных ситуациях, включенный светильник ночью, отказ от страшных сказок на ночь и т. д.).
    7. В любой момент показывать малышу, что он любим. Отказ от критики.
    8. Развитие уверенности в себе и самостоятельности (совместная покупка игрушки или понравившейся одежды).
    9. Контроль за речью, обучение ребенка говорить на выдохе.
    10. Спокойная, медленная речь при общении с заикающимся малышом.
    11. Укрепление здоровья (лечение хронического тонзиллита, закаливание и др.).
    12. Контроль за осанкой, расслабление мышц воротниковой зоны с помощью массажа.
    13. Включение в рацион продуктов, благоприятно влияющих на речь (льняное масло, творог, сметана, рыбий жир), ограничение сладостей (конфеты, газировка) во избежание гиперактивности.

    Логопедические методики восстановления речи:

    • установка психологического контакта с ребенком (доверительное отношение поможет не акцентировать внимание на недуге);
    • успокоительные средства на основе трав;
    • зарядка языка и логопедический массаж, представленные в игровой форме;
    • дыхательные упражнения;
    • психологические приемы для установления эмоциональной стабильности;
    • режим молчания;
    • музыкотерапия (пение детских песен, особенно эффективно при логоневрозе прослушивание произведений Моцарта).

    Вылечить заикание у ребенка можно только при скоординированных усилиях специалиста и родителей. На фоне созданного взрослыми эмоционального покоя индивидуально подобранные методики коррекции речи дадут максимально быстрый эффект.