Главная · Бронхит · Маркировка стропов из стальных канатов. Типы и марки стропов

Маркировка стропов из стальных канатов. Типы и марки стропов

Стропы – это инструментарий для подъема и транспортировки грузов. В качестве основы для стропы выступает стальной трос, прочный канат или цепь. Вне зависимости от материала приспособление обязано надежно держать груз для обеспечения его сохранности, а также техники безопасности на производстве. Такелажное оборудование должно отвечать требованиям по проектированию, изготовлению и безопасной эксплуатации грузовых строп.

Сфера использования строп обширна. Она включает сельское хозяйство, строительство и реконструкцию, работу на промышленных объектах, складах. Основная классификация строп разделяет их не по грузоподъёмности или длине, а по материалу изготовления.

Грузоподъемные стропы: виды

Цепные

Представляют собой цепь из сваренных между собой стальных звеньев. Отличаются особой прочностью и удобством использования. В числе дополнительных преимуществ: способность перемещать грузы с острыми краями, а также быстрый ремонт и восстановление при образовании повреждений или разрывов. Цепные стропы могут эксплуатироваться при отрицательных температурах, в кислотной и щелочной среде, при наличии открытого огня. Единственный недостаток их – большой вес. Распространенными моделями являются:

  • 1СЦ. Одноветвевая группа строп. Используется при любой температуре окружающей среды. Точный диапазон указан в паспорте товара.
  • 2СЦ. Двухветвевые. Благодаря усилению способны перемещать особо тяжелые грузы: при критической нагрузке звенья растягиваются, но не рвутся.
  • 3СЦ. Трехветвевые стропы, используются в строительстве и при такелажных работах. Некоторые модели позволяют корректировать длину каждой ветви в отдельности.
  • 4СЦ. Четырехветвевые стропы применяется для подъема и перемещения грузов с нестандартной формой. Обеспечивают прочность захвата.
  • УСЦ. Кольцевой или универсальный строп. Эксплуатируется в экстремальных температурных условиях, подходит для работы с трубами и грузами, имеющими острые края.

При маркировке стропов цепных указываются такие данные, как: грузоподъемность (измеряется в тоннах), длина (измеряется в миллиметрах), порядковый номер, дата изготовления и наименование производителя.

Канатные

Производятся из стальной проволоки: тонкие металлические нити сплетаются в стренги, что позволяет быстро обнаружить потертости и возможность разрыва. Эксплуатируются при диапазоне температур от -40 до +400 градусов по Цельсию. Характеристики прочности соответствуют ГОСТ. Чем больше длина и грузоподъемность, тем выше цена. Наиболее распространённые модификации:

  • 1СК . Состоит из единственной канатной ветки, произведённой путем заплетки или опрессовки втулкой из алюминия.
  • 2СК . Имеет в составе две ветви, часто применяется для такелажных работ на складах.
  • 4СК. Состоит из 4 ветвей, закрепленных на одном прочном кольце. Ввиду прочности эксплуатируется при строительных работах, при подъеме тяжёлых грузов на производстве.
  • СКК (УСК2). Кольцевая разновидность – крюк заводится под груз, огибает его по диаметру и зацепляется за свою ветвь.
  • СКП (УСК1). Это обозначение стропы практически аналогично одноветвевому, но может не иметь крюка, а ветви сплетаются сразу в форме петли.

Текстильные ленточные

Более универсальны в отличие от описанных выше. При производстве данного вида строп используют прочные ленты из полиэстера. Особенности текстильных строп:

  • Мягкие - не портят товар при подъеме и перемещении, не оставляют царапин.
  • Грузоподъемность определяется по цвету ленты.
  • Легко использовать при закреплении груза.
  • Могут контактировать с водой.

Ленточные стропы используют для мягкого захвата и подъема груза, чтобы не испортить форму или не поцарапать упаковку. Выделяют следующие модификации.

Стропами называют отрезок или отрезки канатов или цепей, соединенные навесным кольцом и (или) снабжённые какими – либо концевыми элементами стропов (например: крюками, карабинами, коромыслами, кольцами, скобами, струбцинами и др.).

Все стропы можно разделить на 3 группы :

1). Пеньковые и текстильные (ленточные)

Применяют при строповке грузов с гладко обработанной поверхностью (шлифованные, полированные, деревянные и т.п. изделия).

В результате неправильного и длительного хранения пеньковые канаты покрываются плесенью, загнивают, теряют прочность и рвутся. Такие канаты бракуются.

2). Из стальных канатов.

Стропы из стальных канатов более прочны по сравнению с пеньковыми и текстильными, долговечнее, легко определить у них степень разрушения (по сравнению со стропами из цепи), но они плохо работают при резких перегибах и на острых углах грузов.

Коуш – это металлическая обойма вокруг, которой образуется петля стропа. И она служит для предохранения петли от износа при соприкосновении с металлическими концевыми элементами.

Стропы из стальных канатов не ремонтируются, также как пеньковые и текстильные стропы !!!

3). Из цепей.

Стропы из цепей высокопрочны, более гибки (по сравнению со стальными канатами), поэтому хорошо накладываются на груз и снимаются с него, пригодны для строповки тяжёлых и горячих грузов, пригодны для грузов с острыми краями без подкладок, но они плохо выносят динамические нагрузки, очень тяжёлые, трудно обнаруживаются дефекты цепи.

Стропы из цепей могут ремонтироваться, но только аттестованным по ПТО (подъемно- транспортное оборудование) сварщиком .

По числу ветвей стропы делятся на две группы:

1).Одноветвевые стропы – это стропы, состоящие из одного отрезка (ветви).

2). Многоветвевые стропы – это стропы, состоящие из нескольких отрезков (ветвей) 2-х, 3-х или 4-х.

Стропы также бывают:

1).Бесконечный (кольцевой ) – этот строп сделан как замкнутое кольцо без начала и конца.

2).Бронированный – это строп, рабочее место которого покрыто каким – то мягким материалом.

3).Комбинированный – этот строп состоит из двух отрезков стального каната и одного отрезка цепи.

4).Специальные стропы – это стропы, которые изготавливаются по индивидуальным чертежам или заказам и предназначены для работы с определённым типом грузов.

Например: это стропы (транспортирующих, пакетирующих), применяемые как «одноразовые», используемые не более 5 перегрузок пакетов длинномерных грузов (металлопроката, труб, пиломатериалов) в одном рабочем цикле, после чего утилизируются. Для них коэффициент запаса прочности не менее 5.

Стропами называют отрезки канатов или цепей, которые скреплены особым образом. Стропы обеспечены подвесными устройствами, которые помогают быстро и удобно закрепить груз. Стропы маркируют в обязательном порядке: если информация на бирке отсутствует, или ее невозможно прочитать, такие стропы считаются бракованными.

Маркировка — это нанесение надписей, обозначений, рисунков на предмет. Маркировка помогает идентифицировать объект, не прилагая лишних усилий: фиксирует его характеристики, свойства, особенности.

Документы, определяющие требования к маркировке

Порядок маркировки грузовых стропов в Украине определяет действующее законодательство. Ключевой документ отрасли — ДСТУ Б В.2.8-10-98. В нем прописаны:

  • требования к изготовлению грузовых, многоветвевых строп;
  • порядок испытаний стропов, коэффициент запаса прочности;
  • требования к канатам: материалы, типы, прочность;
  • требования к маркировке и обязательной информации в паспорте продукции.

Так, в документе говорится, что на каждый строп должна быть закреплена бирка. Кроме того, способ ее крепления должен быть таким, чтобы обеспечить сохранность маркировки до конца срока эксплуатации стропа.

Маркировка на бирке содержит:

  • название завода-изготовителя;
  • грузоподъемность изделия;
  • порядковый номер продукта;
  • месяц и год изготовления.

Кроме того, на каждое звено и крюк стропа наносятся ударным методом: наименование изготовителя, допустимая нагрузка, год проведения испытаний продукции (в формате последних двух цифр).

В паспорте к изделию содержится более подробная информация. Так, здесь помимо вышеуказанной информации должна быть проставлена длина изделия, количество их в одной партии, результаты проверок и испытаний. Кроме того, в паспорте указываются гарантийные обязательства.

Еще один документ, в котором обозначены требования к маркировке строп — ТУ У 29.2-22959884-011:2005. В технических условиях указаны требования к маркировке цепных строп. Помимо информации, предусмотренной ДСТУ, на бирке должны быть обозначены:

  • класс прочности;
  • количество витков и калибр цепи (дробью);
  • указание технических условий изготовления;
  • знак соответствия ДСТУ 2296 (при сертификации).

Какими должны быть бирки

В законодательстве предусмотрены требования к содержанию маркировки и ее качеству: маркировка должна оставаться читабельной на протяжении всего срока эксплуатации стропа. Материал бирок может быть разным. Для цепных строп материал бирок предусмотрен ТУ — они в обязательном порядке должны быть металлическими.

Бирки штампуют, и затем наносят ударным способом нужную информацию. На некоторые бирки информацию наносят с помощью термопечати, однако затем ключевую информацию, предусмотренную законодательством, наносят ударным способом.

Металл не используется при маркировке текстильных ленточных и круглопрядных строп, поскольку может повредить стропы во время их эксплуатации. Для таких изделий применяются кожаные либо синтетические бирки (пластиковые повышенной прочности).

На бирки, изготовленные из кожи или синтетических материалов, необходимую информацию наносят с помощью термопечати. Для маркировки применяются несмываемые чернила.

Производители самостоятельно определяют форму бирок. Чаще всего они — простые: овал, квадрат, круг. Фигурные бирки используют те компании, которые хотят подчеркнуть фирменный стиль: шестиугольные, восьмиугольные и более дизайнерские решения, которые могут нести дополнительную функциональную нагрузку.

Место крепления бирок

Места крепления бирок могут быть общими и специфическими. Способ и место крепления определяются тем, какая используется технология изготовления строп, какой применяется материал.

При изготовлении цепных строп бирку крепят к первому соединительному элементу, или скобе. Еще один вариант — прикрепить ее к подвесному звену. На канатных стропах, изготовленных как методом опрессовки, так и методом заклепки, бирки размещают либо на теле стропа, либо на петле. При изготовлении круглопрядных, текстильных строп бирку крепят в месте закрепки лент. На петлевых стропах бирку размещают в самом основании петли.

Стропы маркируются в порядке, предусмотренном законодательством. Маркировка должна быть четкой, читабельной и надежной: бирка служит на протяжении всего срока эксплуатации изделия. Правильная маркировка строп — гарантия их высокого качества и долговечности, подтверждение надежности производителя.

06.11.2015 На сегодняшний день стропы (текстильные, канатные, цепные) используются повсеместно и известно множество конструкций стропов, применяемых в соответствии с назначением и характером грузов. Каждый вид стропов имеет свои особенности устройства и эксплуатации, им свойственны определённые достоинства. Но маркировка строп обязательна для всех разновидностей, а при её отсутствии применение стропа для подъёма любых грузов категорически запрещено.
В любых ситуациях пренебрегать вопросами контроля наличия маркировки строп не стоит. Ведь её наличие оговорено требованиями ГОСТ, ПУБЭГК и является гарантией безопасности персонала, обслуживающего грузоподъёмные механизмы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Маркировка канатных и цепных строп наносится ударным способом на маркировочных бирках, вырезанных из стального листа около одного миллиметра толщиной, вплетённых в строп или подвешенных к нему на металлическом крепёжном кольце.
Маркировочные данные включают в себя сведения о наименовании предприятия, изготовившего строп (с нанесением его товарного знака), номер стропа по заводской классификации, его грузоподъёмность в тоннах. Кроме этого, в обязательном порядке наносится месяц и год проведения испытания стропа (дата).
Именно маркировка изделия дает возможность его идентификации без лишних усилий. Хотя на некоторых видах стропов есть дополнительные признаки, по которым можно определить пригодность к применению того или иного изделия, но информация на маркировочной бирке содержит полную информацию о изделии. В случае утраты маркировочной бирки и отсутствии вышеуказанной информации на звене стропа, строп из эксплуатации изымается.

Нормативные документы

ГОСТ 25573-82:

7.1. Каждый строп должен быть снабжен клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой, на которой указывают:

Наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
- номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- грузоподъемность стропа;
- дату испытания (месяц, год).

РД 24-СЗК-01- 01:

7.1. Каждый строп должен быть снабжен маркировочной биркой, на которой указывают:

Товарный знак предприятия-изготовителя, адрес;
- тип, условное обозначение стропа;
- грузоподъемность стропа в зависимости от способов строповки;
- длина;
- дата изготовления;
- порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
- обозначение технических условий или стандарта, по которому изготовлен строп.

Надписи могут располагаться по обе стороны бирки.
7.2. Маркировка наносится несмываемой краской на специальную бирку, изготовленную из прочной ткани и обработанную защитным составом. Цвет маркировочной краски устанавливается рабочей конструкторской документацией, должен отличаться от цвета материала бирки и быть отчетливо виден во время использования стропа. В основном для маркировки светлой бирки выбираются темные цвета (черный, синий, зеленый, красный). В отдельных случаях для темных бирок в качестве маркировочного может применяться белый цвет. Допускается маркировать текстильные стропы несмываемой краской непосредственно на ленте стропа в местах, наименее подверженных истиранию. Размеры маркировки и способ нанесения должны обеспечивать сохранность и читаемость надписи до конца эксплуатации стропа.
7.3. Размеры бирки и ее расположение должны соответствовать рабочей конструкторской документации.

Материал бирок

При изготовлении канатных и цепных стропов для маркировки используют металлические бирки. Это штампованные изделия из легированной стали. Нанесение информации производится ударным или ударно-точечным методом.


Для маркировки текстильных ленточных и круглопрядных стропов металлические бирки не используются, так как могут повредить стопы при эксплуатации. Альтернативой стали бирки из винила. Информация наносится методом термопечати с использованием нестираемых чернил.

Место размещения бирок

Для каждого из видов стропов есть общие и специфические места крепления бирок, связанные с особенностями их изготовления.
При формировании петель канатных стропов методом заплетки бирку нанизывают на одну из прядей каната, таким образом бирка вплетается в тело стропа.


При изготовлении канатных стропов методом опрессовки, бирки нанизывают на канат меньшего диаметра и далее формируют петлю с биркой.


На цепных стропах бирка крепится при помощи хомута к подвесному звену, либо к первому соединительному элементу. Чаще всего бирка располагается на соединительном звене типа LL или скобе, это наиболее удобное место при сборке стропа.


В случае текстильными и круглопрядными стропами, бирка размещается в местах прошивки (сцепления) лент (чехла круглопрядных стропов). При изготовлении петлевых стропов маркировочная бирка располагается в основании петли.


Руководящие документы допускают размещение маркировки и дополнительной информации на теле ленточных стропов.