Михаил пришвин выскочка читать. Михаил пришвин - выскочка
Самое дорогое — сказка про старика и старушку, которые из всех предложенных даров выбрали возможность трудиться и самим зарабатывать себе на жизнь…
Самое дорогое читать
Жили-были в старой избушке старик со своей старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, а старуха лён ткёт. Тем и кормятся.
Вот сидят они, трудятся:
Ох, дед, трудно нам стало работать: у меня прялка сломалась!
Да-да, а у меня гляди-ка, ручка у ножа треснула, едва держится.
Сходи-ка ты в лес, старик, выруби деревце, сделаем новую прялку да ручку к ножу.
И то верно, пойду.
Пошёл старик в лес. Приглядел он хорошее деревце. Только замахнулся он топором, а из чащи Лесной Дед выходит. В мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
Не трогай, - говорит, - моих деревьев: ведь они все живые, тоже жить хотят. Лучше попроси у меня, чего тебе надобно, - всё дам.
Удивился старик, обрадовался. Пошёл домой со старухой посоветоваться. Сели они рядком перед избой на лавочку.
Старик и спрашивает:
Ну, старуха, чего мы у Лесного Деда просить будем? Хочешь - много-много денег попросим? Он даст.
А на что нам, старик? Нам их и прятать негде. Нет, старик, не надо нам денег!
Ну, хочешь, попросим большое-пребольшое стадо коров и овец?
А на что нам, старик? Нам с ним и не управиться будет. Есть у нас коровушка - молоко даёт, есть шесть овечек - шерсть дают. На что нам больше? Не надо!
А может быть, старуха, мы у Лесного Деда тысячу курочек попросим?
Да что ты, старик, чего выдумал? Чем же мы их кормить станем? Что с ними делать будем? Есть у нас три курочки-хохлатки, есть Петя-петушок - нам и довольно.
Думали, думали старик со старухой - ничего придумать не могут: всё, что нужно, у них есть, а чего нет, то они своими трудами всегда заработать могут. Встал старик с лавки и говорит:
Я, старуха, придумал, чего у Лесного Деда просить надо!
Пошёл он в лес. А навстречу ему Лесной Дед, в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые, седые усы до земли висят, глаза огоньками зелёными горят.
Ну как, мужичок, надумал, чего тебе надобно?
Надумал, - старик говорит. - Сделай так, чтобы наша прялка да ножик никогда не ломались да чтобы руки у нас всегда здоровыми были. Тогда мы всё, что нам нужно, сами себе заработаем.
Будь по-вашему, - Лесной Дед отвечает.
И живут-поживают с тех пор старик со старухой. Старик ивовые прутья режет, корзинки плетёт, старуха шерсть прядёт, рукавицы вяжет.
Тем и кормятся.
И хорошо живут, счастливо!
(Илл. Г.Коптеловой)
Опубликовано: Мишкой 26.10.2017 18:06 10.04.2018(4,57 /5 - 7 оценок)
Прочитано 1116 раз(а)
-
Каша из топора — русская народная сказка
Каша из топора — небольшая сказка об остроумном солдате. Жадная старух не хотела кормить солдата, однако он ее перехитрил и получил кашу с маслом… Каша из топора читать Старый солдат шёл на побывку. Притомился в …
-
О Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке — Мамин-Сибиряк Д.Н.
Притча из серии Алёнушкины сказки учит читателя быть сдержанным и не хвастаться. Главные герои сказки Молочко и Каша постоянно ссорились и спорили между собой, за что и были наказаны – съедены котишкой Муркой… О Молочке, …
Михаил Михайлович Пришвин
Выскочка
Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.
Это у них значило:
– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.
Это у нее значило:
– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.
Мы с ней мало охотились, но она прекрасно служила у нас сторожем. Уйдешь на охоту, и будь уверен: Вьюшка не пустит чужого.
Веселая собачка эта Вьюшка, всем нравится: ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. Достались ей от обеда две косточки. Получая подарок, Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты, – известно, что в природе на кости есть много охотников. С опущенным хвостом Вьюшка вышла на траву-мураву и занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой.
Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку.
Дело было поздней осенью, и сороки вывода этого лета были совсем взрослые. Держались они тут всем выводком, в семь штук, и от своих родителей постигли все тайны воровства. Очень быстро они оклевали украденную косточку и, недолго думая, собрались отнять у собаки вторую.
Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром.
– Тра-та-та-та-та! – застрекотали все сороки.
Это у них значило:
– Скачи назад, скачи как надо, как всему сорочьему обществу надо!
– Тра-ля-ля-ля-ля! – ответила Выскочка.
Это у нее значило:
– Скачите как надо, а я – как мне самой хочется.
Так за свой страх и риск Выскочка подскакала к самой Вьюшке в том расчете, что Вьюшка, глупая, бросится на нее, выбросит кость, она же изловчится и кость унесет.
Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок.
Вот это мгновение, когда Вьюшка отвернула голову, Выскочка улучила для своего нападения. Она схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями, поднять пыль из-под травы-муравы.
И только бы еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко! Вот только, только бы подняться сороке, как Вьюшка схватила за хвост и кость выпала.
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти ее длинным острым кинжалом.
Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.
Бесхвостая Выскочка села на ближайшее дерево, все другие шесть сорок прилетели к ней. И было видно по всему сорочьему стрекотанию, по всей суете, что нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста.
Урок литературное чтение
Тема урока: Михаил Михайлович Пришвин «Выскочка»
Цели: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные УУД: умения прогнозировать содержание рассказа, читать вслух с постоянным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух,
Метапредметные УУД:
Р
. - формулирование учебной задачи; планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; оценивание своей работы на уроке;
П.-
анализ художественного и научно –познавательного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск информации в учебной и справочной книге, самостоятельной и целенаправленный выбор книги;
К. -ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, работа в паре и в группах;
Личностные УУД: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине, родителям,уважение к старшим).
Оборудование : выставка книг М.М.Пришвина, портрет писателя, карточки с заданиями, презентация, компьютер,
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя С добрым утром, начат день. Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения: | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение;регулятивные : целеполагание;коммуникативные : планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
||||||
Какое
чудесное утро! | |||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Знакомство с жизнью и творчеством писателя по группам. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». – О чем мог писать Пришвин? 2 группа: | Учащиеся заполняют таблицу Каждая группа рассказывает о писателе. 1.Карточка – О чем мог писать Пришвин? Что мы можем сказать о таком человеке? 2.Карточка. – Что волновало писателя больше всего? Почему он не мог быть равнодушным к природе? 3 карточка | Коммуникативные:планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками;познавательные : логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
||||||
3. Постановка учебной задачи | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Сегодня прочитаем один из рассказов Михаила Пришвина. Но сначала мы с вами проведем шуточную артикуляционную гимнастику, и вы сможете отгадать, кто будет главным героем рассказа, который мы сегодня будем читать. Повторяйте за мной: гуау – гуау – Испания Так, о каком же животном пойдет сегодня речь? А читали мы с вами звукоподражательные слова. Так издают звуки лая собаки в разных странах. Писатель дал своему рассказу название «Выскочка». А как вы думаете, кого называют «выскочкой»? – Работая в парах, определите цели урока. У вас на партах лежат листочки. Прочитайте и определите главное. Итак, сегодня на уроке… Отгадать загадки С хозяином дружит, Непоседа, пестрая, Мы с вами много говорили о собаках, у многих из вас они есть. А что вы знаете о сороках? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
(это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание). | Регулятивные:целеполагание;коммуникативные: постановка вопросов;познавательные:общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические -формулирование проблемы |
||||||
Словарная работа | Пользуясь словарем, определить значение слов и словосочетаний. (Работа в парах) | Хвост поленом - хвост прямой, опущенный вниз. Бдительность– внимание, настороженность. Выводок – птенцы, выведенные одной птицей. С заскоком и пыльцой в голове – крайность, странность в поведении. Поскакала дуром – двигалась странно. Срам –стыд и позор. На свой страх и риск – действовать полностью на свою ответственность. | Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные : моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
||||||
5. Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление | Слушаем рассказ и следим за чтением. Особое внимание обращайте на героев рассказа и их повадки. «Чтение с остановками» (1,2,3 часть рассказа читает учитель, 4 часть – ученик) 1 остановка – Это у неё означало тревогу и начало бдительности. – Как вы думаете, почему Вьюшка тревожилась? 2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром… 3 остановка – наступали шесть умныхсорок… – Как вы думаете, кому достанется косточка? 4 остановка– и торчал из пасти ее… – Как закончится рассказ? – Понравился ли вам рассказ? – О ком говорится в рассказе? – Кто больше понравился? – Какой представляете Вьюшку? А Выскочку? – Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изображен? Устанавливает осознанность ситуации. | Читаем и обсуждаем группами вопросы и отвечаем на вопросы; | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;познавательные :общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;коммуникативные : управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
||||||
6. Самостоятельная работа по рассказу. | Повторное чтение рассказа «цепочкой», деление на части и составление плана. Организует деятельность по применению новых знаний. | Составляют план рассказа: Вьюшка получила подарок. Украденная косточка Выскочка. Хитрость Вьюшки. Выскочка осталась без хвоста Почему собаку назвали Вьюшкой? Проследите, как менялась кличка собаки. Прочитайте описание Вьюшки, её поведение и повадки. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;личностные: самоопределение |
||||||
7.Итог по уроку | – Какой вывод делает Пришвин? О чем предупреждает? М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать. – И мы сегодня познакомились с такой ситуацией, где сорока ведет себя как выскочка. – У Пришвина есть слова: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» – Как понимаете? | Тест напечатан на карточках. А) лайка Б) овчарка | |||||||
8. Рефлексия деятельности (итог урока) | Рассказ «Выскочка»………..
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные : рефлексия;личностные : смыслообразование |
||||||
Описать главных героев. |
Список литературы
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.-2-е издание., дораб.-М.: Просвещение, 2011
Родная речь: учебник для 4 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф.Климанова и др.-М.: Просвещение, 2006
Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – М.: 1992
Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 4 класс»/Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.-М.:
Приложение 1.
Карточки для работы в парах.
1.Познакомиться | с новым произведением |
не понимать понимать прочитанное |
|
3. Высказывать и доказывать | недовольство собственное мнение пожелание |
Приложение 2.
Карточка
Пришвин родился в имении Хрущёво в Орловской губернии, повел здесь свое детство. В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются»
– О чем мог писать Пришвин?
Что мы можем сказать о таком человеке?
2 Карточка.
Михаил Михайлович Пришвин – человек, необыкновенно любивший родную природу, много сделавший для ее охраны. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу. Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.
– Что волновало писателя больше всего?
Почему он не мог быть равнодушным к природе?
3 карточка
Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.
Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
Приложение 3.
Просмотр содержимого презентации
«ПРИШВИН. Выскочка»
урок литературное чтение
4класс Брагина Светлана Анатольевна МАОУ «Ошибская СОШ» учитель начальных классов
- Выскочка
- Какое чудесное утро!
- Какое чудесное утро!
- Какое чудесное утро!
гуау – гуау -Испания
уаф – уаф – Франция
уон – уон - Япония
бау – бау -Англия
гау – гау - Вьетнам
гав – гав - Россия
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(собачка)
Трещала самого утра:
«Пор-р-ра! Пор- р-ра!»
А что –пора?
Такая с ней моррока
Когда трещит …
Словарная работа
полено – кусок распиленного бревна для растопки;
сородичи – родственники.
выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью; (с
срам – подберите синонимы: стыд, позор;
бдительность – подберите синонимы: внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;
Чтение рассказа по частям
1 часть -Это у неё означало тревогу и начало бдительности. 2 остановка– и одна только Выскочка поскакала дуром…
3 остановка – наступали шесть умныхсорок… 4 остановка– и торчал из пасти ее…
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
ВЬЮШКА
ВЫСКОЧКА
- Вьюшка получила подарок.
- Украденная косточка.
- Выскочка.
- Хитрость Вьюшки.
- Выскочка осталась без хвоста
Рефлексия:
Рассказ «Выскочка» ….
Сегодня я задал вопрос……. Сегодня на уроке я задумался……...
Вы можете использовать данный шаблон при создании своих презентаций. Но при этом обязательна ссылка на источник шаблона.
учитель английского языка
Бугаева Светлана Васильевна
МБОУ ООШ № 30 имени майора П.Ф.Баштовенко
ст. Петровской Славянского района
Сайт: lanabugaeva.ucoz.ru