Представление (психология). Представления
В качестве основы для классификации представлений могут быть использованы следующие характеристики: вид анализаторов, задействованных в процессе формирования образа; степень обобщенности образов; волевые усилия; информированность индивида об объекте представлений и продолжительность сохранения его образов.
По виду анализаторов принято выделять зрительные, слуховые и двигательные представления. Зрительные преставления воспроизводят параметры объекта, его форму, габариты, цвет. Вместе с тем в зрительных представлениях образ объекта, как правило, отражает какой-либо один его параметр. Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов.
Качество этих образов во многом обусловлено предыдущим опытом или характером профессиональной деятельности человека. Двигательные представления всегда сопровождаются сокращением соответствующей группы мышц. Если нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными.
Указанный синтез образа представления и движения мышц имеет место в так называемых идеомоторных актах, сущность которых заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения.
По объему наблюдений и степени обобщенности образов различают единичные и общие представления . Например, можно представить себе лес или отдельно растущее дерево в этом лесу.
Произвольные и непроизвольные представления различаются по степени выраженности волевых усилий при создании образа представления. Образ представления может возникнуть помимо нашего желания, например иллюстрация в книге. Произвольные представления, напротив, могут потребовать от человека определенных волевых усилий, аналогичных таковым в процессе припоминания.
С точки зрения информированности индивида об объекте представления выделяют представления памяти и воображения . Представления памяти возникают в результате «извлечения » образа, в то время как представления воображения формируют образ объекта (в этом случае мы употребляем глагол «вообразить» в значении «представить» ).
Представлениям присущи индивидуальные особенности, причем у человека может быть один ведущий вид представлений или несколько таких ведущих видов. Динамика представлений в онтогенезе недостаточно изучена.
Считают, что первые представления появляются к полутора годам; к двум годам быстро развиваются слухо-двигательные и речевые представления; к пяти-шести годам развитие получает такое свойство представлений, как наглядность. Развитие представлений у взрослого человека, как уже упоминалось, во многом обусловлено его профессиональной деятельностью.
Представление (психология)
Представле́ние - процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека. Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств («название результата процесса», девербатив). Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов («название процесса», субстантивированный инфинитив).
Описание
Представления как психические явления имеют как черты сходства, так и отличий с такими психическими явлениями, как восприятие , псевдогаллюцинации и галлюцинации .
Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.
Классификация
Существуют различные способы классификации представлений.
По ведущим анализаторам (по модальностям)
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
- зрительные (образ человека, места, пейзажа);
- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
- вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
- температурные (представление о холоде и тепле).
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зелёный цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах. Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.
По степени обобщенности
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).
- Единичные представления - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
- Общие представления - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
- Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению
Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .
- На основе восприятия . Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
- На основе мышления . Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.*
- На основе воображения . Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.
По степени волевых усилий
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
- Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грёзы.
- Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Свойства
Представлениям присущи такие основные свойства, как наглядность, фрагментарность, неустойчивость и обобщенность .
- Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.
- Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.
- Неустойчивость . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.
- Обобщенность . Представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается. Как указывает B.C. Кузин, представление всегда включает в себя элемент обобщения. В нём материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта и предшествующих восприятий. Новое объединяется со старым. Представления - это результат всех прошлых восприятий конкретного предмета или явления. Береза как образ представления - итог всех прошлых восприятий берез как непосредственно, так и на изображениях. Поэтому представление, обобщая конкретный предмет (или явление), одновременно может служить обобщением и целого класса аналогичных предметов в силу того, что представляемый объект не воздействует непосредственно на органы чувств.
Литература
- Щербатых Ю. В. Общая психология. - СПб: «Питер», 2008.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Представление (психология)" в других словарях:
- (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия
- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия
Психология с эмпирической точки зрения - «ПСИХОЛОГИЯ С ЭМПИРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» главное произведение Франца Брентано (Brentano F. Psychologie vom empirischen Standpunkt). Первый его том был опубликован в Лейпциге в 1874; второе издание вместе со вторым томом («О классификации… …
психология памяти - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ исследует память как способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
психология гуманистическая - одно из ведущих направлений современной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в 50 е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность как уникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто… …
ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… …
психология искусства - отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. Поскольку в искусстве человек духовно… … Большая психологическая энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия
психология и философия - психология издревле составляла органическую часть философии. Первое систематическое изложение психологии принадлежит Аристотелю (трактаты «О душе», «Об ощущениях и ощущаемом», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», и… … Большая психологическая энциклопедия
Книги
- Психология типов тела. Психология человеческих возможностей. Теория сознательной гармонии (количество томов: 3) , Успенский Петр Демьянович. В комплект входят следующие книги. "Психология типов тела. Развитие новых возможностей. Практический подход" . Знаете ли вы, что гормоны напрямую влияют на внешность и характер человека? А…
Образы представления классифицируются по нескольким основаниям: виду анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степени обобщенности образов; степени волевых усилий, необходимых для формирования образа; продолжительности сохранения образов и др.
По виду анализаторов , включенных в процесс формирования образа, выделяют зрительные, слуховые и двигательные представления.
Зрительные представления воспроизводят форму, габариты, цвет объекта. Вместе с тем в зрительных представлениях обычно выделяется какой-нибудь один параметр объекта, чаще всего связанный с постоянным занятием индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры будут привлекать больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению. Соответственно, все это отразится и на содержании образов представления этих людей. В образах представления у архитектора будут лучше и больше представлены детали, имеющие отношение к архитектуре.
Рисунок 8.1 – Классификация представлений
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество и содержание этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления воспроизводят движение какой-либо части тела. Такие представления вызывают сокращения соответствующих
групп мышц. Экспериментально установлено, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в области гортани.
Единичные представления – это образы определенных конкретных объектов, в то время как общие представления – это обобщенный образ целой группы однородных объектов. Например, образ легкового автомобиля
– это обобщенный образ представление, образ своего собственного автомобиля – это единичный образ представления.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, что возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Например, направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся у него информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча и др. Сформированное в результате представление будет произвольным. А вот образ представления о состоявшейся встрече, возникший в сознании человека помимо его желания при отходе к ночному сну – это непроизвольное представление.
По продолжительности существования выделяют кратковременные и долговременные представления.
Кратковременные представления обеспечивают текущую деятельность, они существуют в течение долей секунд. Например, в процессе произнесения фразы возникает кратковременное представление, помогающее построить эту фразу.
Оперативные представления существуют до конца решения задачи.
Долговременные представления сохраняются в долговременной памяти, периодически используются. Они являются, как правило, профессиональными представлениями. Например, у специалиста по ITтехнологиям такими представлениями будут: программа, алгоритм, интерфейс, принтер, компьютер и др.
45. Индивидуальные особенности представлений .
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объекта. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, в обеспечении взаимопонимания при деловом общении и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
– слуховые представления , то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (например, при подготовке к экзамену студенту-аудиалисту существенную помощь окажут возникающие у него звуковые образы представления в виде фрагментов лекций, воспроизводимых голосом лектора);
– зрительные представления , то при воспроизведении материала предмета к нему на помощь приходят наглядные картины (фрагменты страниц конспекта или учебника);
– двигательные представления , то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двигательные акты (мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.).
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений. Динамика представлений в процессе индивидуального развития
человека еще не изучена в достаточной степени. Накопленные к настоящему времени экспериментальные данные показывают, что:
- первые представления у человека появляются примерно в возрасте полутора лет;
- к двум годам быстро развивается слухо-двигательные и речевые представления. Обеспечивающее быстрое освоение речи;
К 5-6 годам должное развитие получают зрительные представления (ребенок познает мир больше через наглядные образы).
Представления можно развивать. Для этого необходимо накапливать перцептивную информацию в определенной области. Нельзя, к примеру, вызвать представление о возможной причине неисправности телевизора, если человек никогда не изучал его устройство и принцип действия.
46. Сущность речи и языка и их роль в жизнедеятельности человека.
Чаще всего, когда хотят подчеркнуть совершенство человека как представителя живого мира, называют его владение речью.
Как психический познавательный процесс речь позволяет человеку:
– взаимодействовать с другими людьми при решении различных проблем повседневной жизни:
– получать и использовать на практике актуальную информацию, которая недоступна процессам чувственного познания ощущению и восприятию (правила поведения, нравственные ценности, закономерности природы и психики и др.);
– изучать историю жизни на планете;
– обогащать свои знания опытом предшествующих поколений;
– обмениваться информацией с другими людьми.
Речь – это процесс практического использования языка в целях общения человека с другими людьми. Речь и язык – это не одно и то же. Речь
– это процесс общения, а язык – средство общения. Речь реализуется с помощью языка. Как средство общения язык при этом играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает, «оживляет» языковые символы. Речь не может существовать без субъекта общения. Язык же может существовать и развиваться сложными образованиями и имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Одним из общих элементов речи и языка является слово. В языковом аспекте можно сказать, что слово – это минимальный элемент (единица) языка, который может быть использован автономно в устной или письменной речи. Язык устанавливает за каждым словом конкретную смысловую нагрузку – значение . Значение слова есть, то что думает человек услышав это слово или увидев его в письменном виде.
Взятое в отдельности, слово представляет человеку то, что за ним стоит в обобщенном виде. Так, за словом «театр» в сознании человека воспроизводятся образы театров, в которых он сам бывал, о которых слышал или которые видел по телевизору.
Употребленное в речи совместно с другими, слово приобретает смысловое значение в соответствии с контекстом.
Контекст – это те окружающие слова, фразы, предложения, фрагменты разговора или даже ситуации общения, которые придают данному слову конкретное значение. Возьмем, к примеру, такой вопрос:
«Каково твое впечатление об этом театре?». Если вопрос задает один любитель-театрал другому, то значение слова «театр» относит собеседников к конкретному театру, приехавшему на гастроли в их город. Если же этот вопрос относится к участнику межличностного конфликта в трудовом коллективе, то значение слова «театр» окрашивается негативным чувством, связанным с неприятным событием социально-психологического плана – скандалом.
Таким образом, значение слова, имеющееся в уме одного из собеседников, должно быть передано партнеру по диалогу без искажений. Это и обязывает участников разговора позаботиться о помещении слова в контекстные рамки, ограничивающие уровень обобщенности этого слова.
47. Структура языкаи речи .
Структура языка включает в себя три основных элемента: фонемы, морфемы и грамматику.
Фонемы – это звуки, последовательное произношение которых приводит к образованию слов. Нарушение последовательности фонем или их замена приводят, как правило, к изменению значений слов. Например, в слове «кот» имеется три фонемы – «к», «о» и «т». Поставив фонемы в обратном порядке, получаем слово «ток» с совершенно иным значением. Тот же эффект будет, если заменить в слове «кот» последнюю фонему на «д».
Морфемы – это наименьшие лингвистические единицы, которые присущи значения. Они могут использоваться в языке либо самостоятельно («ад», «я», «однако»), либо в совокупности с другой морфемой («при»- открылся, «над»-стройка»). Морфемы могут быть как однофонемные, так и многофонемные.
Грамматика – система правил, по которым на данном языке строятся предложения (фразы). Благодаря соблюдению этих правил люди могут общаться, понимая истинный смысл сказанного. Грамматика имеет два аспекта - синтаксический и семантический.
Синтаксический аспект обеспечивает язык правилами соединения слов в предложении таким образом, чтобы правильно воспринимать их содержательную сторону. Сравним предложения «Четырнадцатое февраля – день Святого Валентина» и «Святого Валентина – четырнадцатый день февраля».
Семантический аспект связан с изучением значений слов в любом из их проявлений. Так, присоединение к слову «нести» морфем «от», «под», «у» существенно изменят смысловое значение этого слова.
К элементам функциональной структуры речиотносятся речевые акты. Речевой акт – это выраженное словами сообщение, цель которого либо передача информации, либо стимулирование к действию. Наиболее распространенными речевыми актами являются декларативы, директивы, экспрессивы, репрезентативы, комиссивы.
Декларативный акт – это речевое действие, состоящее в сообщении (декларации) собеседнику информации с целью существенного изменения текущей ситуации. Например, взрослая дочь заявляет родителям: «Я выхожу замуж».
Директивный акт – это речевое распорядительное действие, вынуждающее собеседника выполнить то, что ему говорят. При этом распоряжение может быть выражено прямо или косвенно. Например,
заявление преподавателя нерадивому студенту: «Прошу вас больше не опаздывать на мои занятия» – это прямой директивный акт . Когда же сотрудник лаборатории говорит своему коллеге: «Сквозняк», имея при этом в виду не передачу информации, а скрытое требование прикрыть дверь или окно, – то это будеткосвенный директивный акт.
Экспрессивный акт – речевое действие, ориентирующее собеседника на свободное, раскрепощенное поведение в данной ситуации. Например, хозяин говорит гостям: «Чувствуйте себя как дома».
Репрезентативный акт – это речевое действие, выделяющее объект среди подобных. Например, слова учителя истории об известной личности: «Он один из тех, кто достиг своей цели».
Комиссивный акт – это речевое действие, состоящее в принятии говорящим на себя каких-то обязательств. Например, в известном мультфильме мыши в очередной раз заявляют коту Леопольду: «Мы больше так не будем».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Краткое содержание
Общая характеристика, свойства и функции представлений. Психологическая сущность представлений. Свойства наглядности, фрагментарности, неустойчивости и обобщенности представлений. Сигнальная, регулирующая и настроечная функции представления.
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.
Виды представлений и их характеристика. Основания для классификации представлений. Характеристика зрительных, слуховых, двигательных и пространственных представлений. Произвольные и непроизвольные представления. Представления памяти и воображения.
Индивидуальные особенности представлений. Понятие ведущего вида представления. Развитие представлений.
Общая характеристика, свойства и функции представлений
3.1.1 Сущность представлений
Представление - это психический процесс отражения в сознании человека объектов (предметов или явлений) реальной окружающей среды, чувственнонаглядные образы которых сохранились благодаря егопредшествующему перцептивному опыту. Представление вносит существенный вклад в общий познавательный процесс. Оно, в частности:
позволяет обходиться без многократного непосредственного контакта (встречи) с объектом, когда в очередной раз его образ будет востребован для активных с ним действий;
обеспечивает накопление информации о реальном мире в сжатой, компактной перцептивной форме;
формирует априорное (доопытное) отношение индивида к воспринимаемому объекту (по словам Леонардо да Винчи, «ничто нельзя ни любить, ни ненавидеть, прежде чем не получишь об этом ясного представления»).
Представления есть продукт многофакторный, зависящий от индивидуальных особенностей человека, предназначения формируемого образа и т.д.
Представлениям присущи следующие основные свойства.
Наглядность. Человек представляет образ когда- то воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. Воспроизведение образов объектов, имеющее место при представлении, чаще всего связано с потерей ряда их опознавательных признаков, с «размытостью» очертаний. В этой связи наглядность представлений беднее наглядности восприятия, обеспечивающего отражение объектов в данный момент.
Фрагментарность. Представление объекта всегда связано с неравномерностью воспроизведения различных его частей. Более четко воспроизводятся те из них, которые в предыдущем перцептивном опыте оказывались под большим вниманием человека в связи с их значимостью или привлекательностью.
Неустойчивость. Воспроизведенный в данный момент времени образ объекта в целом (или его частей) можно удерживать в сознании лишь в течениекороткого времени. Образ будет «уплывать», и при очередной попытке воспроизведения отчетливо будут отражаться лишь детали.
Обобщенность. Какова бы ни была история предшествующего перцептивного опыта, воспроизведенный образ каждый раз включает в себя наиболее информативные (по каким-то критериям) признаки, составляющие сущность объекта. Именно поэтому возник термин обобщенные представления.
Как познавательному процессу представлению присущи следующие функции.
Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, касающихся тех свойств представляемого объекта, которые могут быть использованы в реальной деятельности человека. Суть в том, что воспроизведение образа объекта не ограничено только наглядным его представлением. Оно сопровождается различными сведениями об этом объекте (например, его вкусовыми качествами, возможностью практического использования в конкретных ситуациях и т.д.). Эта дополнительная информация играет роль сигналов, влияющих на деятельность человека или ее структурные элементы.
По мнению И. Павлова, представления возникают часто по схеме, аналогичной появлению условных рефлексов. Другими словами, представления являются первыми сигналами, диктующими активность человека в целом. Одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу. Чиновник, опаздывающий на деловое совещание, почти автоматически ускорит шаг, если представит недовольное лицо своего начальника.
Регулирующая функция направлена на отбор тех свойств представляемого объекта, которые требуются именно в данных условиях для эффективного выполнения каких-то действий. Так, если представление «рисует» картину преодоления какого-то препятствия, которое может возникнуть на пути движения, то в представляемом образе препятствия человек будет искать то, что поможет ему решить данную задачу (обходные пути, веревку, лестницу и т.п.). Примером прагматического использования этой функции может служить анонимное применение лечащими врачами плацебо (препарата, не имеющего лекарственной ценности) для целенаправленной подмены реального фармакологического действия препарата психологической реакцией пациента, у которого в представлении формируется образ исцеляющего употребления реального лекарственного средства.
В аутотренинге за счет формирования образов представления (самовнушение) удается снимать психическую напряженность, болевые ощущения, управлять сердечным ритмом. Все это основано на влиянии представления на органические процессы человека. Образы будущего желаемого состояния, возникающие в представлении, через подсознание управляют самочувствием.
Настроечная функция способствует формированию программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Так, воспроизведенный двигательный образ подготавливает (настраивает) на реализацию соответствующих движений. Человек, который намерен заготовить дрова, во-первых, выберет для этого топор или колун, но не молоток или рубанок. Во-вторых, он уже мысленно «оживил» те движения, которые ему придется выполнить, подготовив себя к этой процедуре.
Влиянию представления непосредственно подвержены двигательные акты. Например, стоит представить себе, что груз, подвешенный на нитке и удерживаемый на вытянутой руке, вращается по часовой стрелке, как тот действительно через некоторое время начнет совершать такие движения. Подобные явления носят название идеомоторных актов (греч. idea - идея, образ; лат. motor - движение, действие). Сущность идеомоторных актов заключается в трансформации представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Другими словами, сама мысль о конкретном движении сопровождается едва заметным реальным движением рук, глаз, головы или тела.
Ранее считалось, что идеомоторные акты являются исключительно непроизвольными, скрытыми от сознания совершающего их индивида. Современные взгляды допускают существование осознаваемых движений, сопровождающих процесс представления.
Физиологический механизм идеомоторики объясняют по-разному. Согласно И. Павлову, ведущая роль здесь принадлежит эффекторным импульсам, поступающим от определенных клеток коры головного мозга. Другое объяснение связано с положением о кольцевой регуляции движений, выдвинутым Н. Бернштейном. В соответствии с этим положением ведущую роль в идеомоторике играют сигналы обратной связи, поступающие от органов движения.
Феномен идеомоторных актов часто «эксплуатируют» в своих выступлениях на сцене различного рода фокусники, экстрасенсы. Обладая повышенной чувствительностью к незаметным для внешнего наблюдателя микродвижениям мышц при идеомоторных актах, они часто могут угадывать задуманное другим человеком, приводя в восторг зрителей. В процессах делового и межличностного общения идеомоторные реакции, вызванные представлением собеседника, используются для оценки его эмоционального состояния.
Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов
Образы представлений следует отличать от «родственных» первичных им образов памяти и персеверирующих образов.
Первичные образы памяти - это образы объектов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:
появляются по принципу «только сейчас и здесь»;
кратковременны (их «продолжительность жизни» составляет секунды);
имеют большие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;
являются точными копиями воспринимаемого объекта, не содержащими обобщений;
зависят от степени концентрации внимания на воспринимаемый объект.
Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.
Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, потом закрыть глаза и представить его себе, то начальная четкость образа быстро угаснет.
Персеверируюгцие образы - это образы, возникающие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и сохраняющие яркость и четкость в течение многих часов или даже суток. Например, после посещения концерта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зрительные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образпостроенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).
Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией своих объектов без элементов обобщения. Это объясняется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в сознании. Кроме того, они появляются непроизвольно, сами по себе.
Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, является тот факт, что в них находятся в единстве чувственное восприятие объекта и его смысловое содержание.
Виды представлений и их характеристика
В качестве оснований для классификации представлений выбирают: вид анализаторов, включенных в процесс формирования образа; степень обобщенности образов; степень волевых усилий; степень знаний индивида воспроизводимого объекта (информированность индивида); продолжительность сохранения образов и др. (рис. 3.1).
Зрительные представления воспроизводят параметры объекта (форму, габариты, цвет). Вместе с тем в зрительных представлениях образ воспроизводимого объекта обычно отражает какой-нибудь один параметр объекта. В большей мере это определяется тем, какое отношение имеют воспроизводимые образы к постоянным занятиям индивида. Например, архитектора, идущего по городу, элементы архитектуры привлекают больше, чем его спутника, не имеющего непосредственного отношения к градостроению.
Рис. 3.1. Классификация представлений по различным основаниям
Слуховые представления воспроизводят тембр, фонетику и интонацию звуковых объектов. Качество этих образов также обусловлено характером профессиональной деятельности.
Двигательные представления всегда сопровождаются своеобразным «эхо»: представление индивида о движении какой-либо части его тела вызывает сокращение соответствующей группы мышц. Экспериментально показано, что если каким-то образом нейтрализовать такие мышечные сокращения, то и представления становятся невозможными. Подобная картина наблюдается и в отношении речи: стоит представить себе процесс произношения какого-нибудь слова, как это вызывает мышечные сокращения в полости рта. Все это подтверждает тесную взаимосвязь между различными видами представлений, ощущений и восприятия.
Единичные и общие представления различаются объемом наблюдений, позволивших их сформировать. Можно иметь общее представление о парке автомашин различных марок, имеющихся в стране, по материалам прессы, а можно иметь представление лишь об автомашине одной (наиболее привлекательной для данного человека) марки по целенаправленным наблюдениям.
Произвольные и непроизвольные представления различаются тем, возникают они сами по себе или по желанию индивида с участием воли. Направляясь на деловую встречу, человек осознанно старается представить будущую ситуацию на основе имеющейся априорной информации о составе участников, их интересах, помещении, где должна состояться эта встреча, и т.п. Эмоциональные переживания послужат непроизвольным стимулом для появления образа представлений состоявшейся встречи (например, при отходе к ночному сну помимо желания человека).
Представления памяти возникают на основе непосредственного восприятия объекта в прошлом и извлечения его образа из оперативной, кратковременной или долговременной памяти. Так, образ друга детства, с которым человек не встречался два десятка лет, формируется на основе сохранившихся фрагментов образа, извлекаемого из долговременной зрительной памяти.
Представления воображения формируют образ объекта, который не встречался в жизненном опыте индивида, но может быть сформирован на основе привлечения косвенной информации и ее творческой переработки. Например, человек никогда не находился в космосе, но фильмы о полетах космонавтов, ихрассказы могут оказать помощь в формировании у него представления о невесомости.
Иногда выделяют представления по тому, к какому периоду времени представление относится - к прошлому, настоящему или будущему. Соответственно и представления делятся на ретроспективные, актуальные и направленные в будущее.
Индивидуальные особенности представлений
Индивидуальные особенности представлений проявляются в преобладании какого-либо вида представления, которым люди обычно пользуются при воспроизведении образов объектов. Как правило, человек не задумывается над тем, какой вид представлений является у него ведущим. Между тем информированность об этом может оказать существенную помощь в овладении какими-то знаниями, в успешном исполнении профессиональной деятельности, для взаимопонимания делового партнера и др. Так, если ведущим видом представлений у индивида являются:
слуховые, то воспроизводимый образ объекта всплывает в его сознании преимущественно в виде звучания слов (при подготовке к экзамену по общей психологии «студенту-аудиалисту» существенную помощь окажут возникающие звуковые образы представлений, фрагментов лекций, воспроизводимых на основе голоса лектора);
зрительные, то при воспроизведении образа объекта к нему на помощь приходят наглядные картины (готовясь к ответу на зачете, студент представляет себе целые фрагменты страниц своего конспекта или учебника с текстом прочитанного ранее материала);
двигательные, то, стараясь запомнить или воспроизвести объект, индивид подключает какие-либо двига
тельные акты: мысленное проговаривание, кинестетические действия и др.
У человека может быть и несколько ведущих видов представлений.
Динамика представлений в онтогенезе человека еще не изучена в достаточной степени, но к настоящему времени накоплен достаточно большой объем экспериментальных данных. Вот некоторые из них:
в полтора года появляются первые представления (именно этот возраст зафиксирован при поиске ответа на вопрос, к какому возрасту относятся первые воспоминания из жизни);
к двум годам быстро развиваются слухо-двигатель- ные и речевые представления, обеспечивающие быстрое освоение речи;
к 5-6 годам развитие получает свойство наглядности представлений (ребенок познает мир больше через наглядные образы).
Представления можно развивать. Однако в этом процессе приоритет не должен отдаваться «силовым» приемам, связанным исключительно с волевыми усилиями. Развитию представлений в какой-либо области должно предшествовать кропотливое накопление соответствующей перцептивной информации. Нельзя, например, вызвать представление о возможной причине неисправности мотора автомашины, если человек никогда не изучал устройство и принцип действия двигателя.
Проверьте свои знания
Определение представления как психического познавательного процесса.
Основные свойства представлений, их сущность.
В чем сущность сигнальной функции представления?
Роль регулирующей и настроечной функций представлений в познавательных процессах.
Первичные образы памяти, чем они отличаются от представлений.
Персеверирующие образы, их соотношение с образами представлений.
Назовите основания для классификации представлений.
Дайте краткую характеристику зрительных, слуховых и двигательных представлений.
В чем отличия представлений памяти от представлений воображения?
Что означает понятие «ведущий» вид представления?
Можно ли развивать представления?
Ключевые понятия темы
Представление, наглядность, фрагментарность, неустойчивость, обобщенность, сигнальная функция, регулирующая функция, настроечная функция, первичный образ памяти, персеве- рирующий образ, виды представлений, слуховые, зрительные и двигательные представления, пространственные представления, единичные и общие представления, произвольные и непроизвольные представления, представления памяти, представления воображения, развитие представлений, ведущий вид представлений.
Литература
Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. В. Петровского. М.,
Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб., 1997.
Каравдашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учеб. пособие. Мн., 1987.
Козубовский В. М. Общая психология: Конспект лекций. Мн., 2001.
Кремень М. А. Образ полета при обучении курсантов. М.,
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1983. Т. 1.
Линдсней П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. М., 1974.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001.
Психология: Курс лекций. В 2 ч. / Под общ. ред. И. А. Фурманова, Л. Н. Дичковской, Л. А. Вайнштейна. Мн., 2002. Ч. 1.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
Существует различные способы классификации представлений (Рис. 7.3).
По ведущим анализаторы (по модальностям)
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
- зрительные (образ человека, места, пейзажа);
- слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
- обонятельные (представление какого-то характерного запаха - например, огуречного или парфюмерного);
- вкусовые (представления о вкусе пище - сладком, горьком и пр.)
- тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
- температурные (представление о холоде и тепле);
Тем не менее, часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный и т. д.
По степени обобщенности
Представления различаются также по степени обобщенности. В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от вос-приятий, которые всегда бывают единичными).
Единичные представления — это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти как узнавание.
Общие представления — представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.
Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д. Примером может служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.
По происхождению
Третья классификация представлений - по происхождению. В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений , восприятия , мышления и воображения .
Большая часть представлений человека - это образы, возникающие на основе восприятия - то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.
Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так у большинства людей имеются представления таких понятий как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.
Представления могут формироваться и на основе воображения , и данный тип представлений составляет основу творчества - как художественного, так и научного.
По степени волевых усилий
Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.
Непроизвольные представления — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например - грезы.
Произвольные представления — это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.
Ссылки
http://www.no-stress.ru
Литература
Щербатых Ю.В. Общая психология». - СПб: Питер, 2008.
Психологос psychologos
Психологос - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.
Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.
Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.
Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.