Главная · Бронхит · Русские географические открыватели. Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири

Русские географические открыватели. Василий Ермолаевич Бугор был арктическим мореходом и одним из первопроходцев Сибири

Путешествия на Руси были обусловлены образом жизни наших предков, а также природно-климатическими факторами. Основным видом хозяйственной деятельности было земледелие, которое носило «подсечный» характер. Так как большие пространства занимали леса, необходимо было вырубать деревья, сжигать их и на этом месте возделывать землю. Такая земля служила не более двух-трех лет. Восстановление плодородия почвы наступало лишь через несколько десятков лет. Поэтому славянам приходилось осваивать новые пространства.

Морской коч XVI века. Рис. В.Дыгало и Н.Нарбекова


Как и у других народов, на Руси совершались путешествия с торговыми целями. Существовало несколько торговых путей.

Первый - путь по Днепру в Черное море, оттуда через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.

Второй – знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединяющий Черное и Балтийское моря.
Третий - Волжский торговый путь к Каспийскому морю.

Четвертый торговый путь шел из Новгорода и Киева на Волгу.

В 936 г. русские ладьи в составе византийского флота побывали с торговым визитом в Италии. В 961 г. подобный визит был нанесен на остров Крит. Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Большое место в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли паломников.

Паломничество на Руси началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.

Самым известным путешествием XIV в. является путешествие тверского купца Афанасия Никитина. Летом 1466 г. купцы из Твери решили отправиться торговать на берега Каспийского моря. Главой каравана из двух судов избрали купца Афанасия Никитина. Он с первых же дней путешествия стал вести дневник. Караван благополучно добрался до Нижнего Новгорода. Для того чтобы плыть дальше беспрепятственно по Волге, купцам пришлось присоединиться к каравану ширванского посольства во главе с Хасан-беком. Вместе с ним они миновали Казань, свободно проехали Орду, Сарай. Но в устье Волги на них напали татары астраханского хана. Здесь путешественники потеряли два судна, которые сели на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен всех, кто там находился.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. В Каспийском море суда попали в шторм. Одно из судов было выброшено на берег близ города Тархы (ныне Махачкала). Жители побережья разграбили товар, а людей захватили в плен. Афанасий Никитин вместе с десятью оставшимися купцами на посольском судне добрался до Дербента. Там он провел почти год.

Афанасий Никитин не мог вернуться обратно с пустыми руками, так как, отправляясь торговать, он взял у других купцов товары в долг. Афанасию Никитину ничего не оставалось делать, кроме того, как идти дальше на юг. Он добрался до Баку, где устроился работать на одну из нефтяных скважин. Заработав необходимую сумму, в сентябре 1468 г. Афанасий Никитин отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран. Там он провел более восьми месяцев, затем, перейдя через Эльбрус, двинулся на юг. Маршрут его пролегал по караванному пути, объединявшему юго-восточное побережье Каспия с внутренними районами Персии.

Весной 1469 г. Афанасий Никитин дошел до Ормуза – большого порта при входе из Аравийского моря в Персидский залив, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Афанасий Никитин пробыл здесь месяц. Он узнал, что главным товаром вывоза из Персии и Аравии в Индию были лошади. В Индии лошадей не разводили, так как они не выдерживали жаркого и влажного климата и быстро погибали. Тверской купец, вложив все свои средства, купил хорошего коня, чтобы затем в Индии выгодно продать.


Карта путешествия Афанасия Никитина


В апреле 1471 г., Афанасий Никитин под именем Хаджи Юсуфа отправился в Индию и в июне этого же года отправился в глубь Индии на восток, а оттуда на северо-запад в Джуннар (Джунейр). Там Афанасий Никитин провел два месяца, в ожидании, когда просохнут дороги после сезона дождей. Всюду Афанасий Никитин водил за собой коня, которого он никак не мог продать. Афанасий Никитин отправился в Алланд, где открывалась большая ярмарка. Но и там не удалось продать коня, так как на ярмарке собралось более двадцати тысяч коней. Через четыре месяца ему, наконец, удается выгодно продать коня.

Путешествуя по Индии, Афанасий Никитин вел наблюдения и записи. Проведя более трех лет в Индии, тверской купец пришел к заключению о бесперспективности торговли с Индией. Истомившись в Индии, Афанасий Никитин отправился в обратный путь, описанный им очень кратко.

В Каллуре Никитин провел пять месяцев, закупил драгоценных камней и направился в город Дабул (Довбыль), расположенный на западном побережье Индии. Там он сел на корабль, который шел через Аравийское море к берегам Эфиопии. От Эфиопии судно повернуло на северо-запад и, обогнув Аравийский полуостров, достигло Маската. Конечным пунктом плавания был Ормуз. Из Ормуза Афанасий Никитин дошел по уже знакомому пути к городу Рей. Дальше ему предстояло перейти через Эльбрус, чтобы попасть на южное побережье Каспийского моря.

Далее Афанасий Никитин переправился через Черное море и достиг Балаклавы, а затем Феодосии. Там Афанасий Никитин встретился с русскими купцами и весной 1475 г. по Днепру отправился на север. Он остановился в Киеве, пошел дальше, но, не дойдя до Смоленска, умер. Афанасий Никитин первым из русских людей описал Южную и Юго-Восточную Азию от Ирана до Китая. Он первым среди европейцев за 30 лет до Васко да Гамы достиг Индии. Путь его так и не был повторен.

В начале сентября 1581 г. отряд Ермака (около 600 человек) вышел из селения Кергедан (в настоящее время там находится Камское водохранилище). Затем в составе нескольких десятков кораблей казаки отплыли по реке Чусовой. После этого казаки переправились через Уральские горы и достигли реки Тагил, а затем реки Тура. Пройдя по этой реке около 100 километров, отряд Ермака встретил первое сопротивление в районе селения Епанчин-городок (ныне Туринск). Без труда преодолев сопротивление, корабли пошли дальше вниз по Туре. Но татары, бежавшие из-под Епанчина предупредили хана Кучума о приближении флотилии Ермака.

В октябре 1582 г. корабли Ермака достигли реки Иртыш и сделали стоянку в Тобольске. Оттуда казаки пошли вверх по Иртышу с целью захвата Искеры. Казаки обратили в бегство татар и Искер был взят, а Кучум бежал. Здесь казаки зазимовали. Зимой 1583 г. десятитысячное войско татар двинулось на Искер. Ермак не стал ждать осады, а внезапно атаковал колонну татар в 15 километрах к югу от Искеры. В результате тяжелого боя татарское войско отступило.

Весной Ермак отправил отряд атамана Богдана Брязги вниз по Иртышу с целью разведать путь на Обь. Идя вниз по Иртышу, флотилия Брязги достигла Белогория (место впадения Иртыша в Обь) и вернулась назад. Не дождавшись подкрепления ни зимой 1583 г., ни летом 1584 г., Ермак решил вернуться назад во владения Строгановых, следуя по течению реки Тавды. По реке Тавда Ермак подошел к столице Пелымского княжества городу Пелым- укрепленной крепости с гарнизоном более 700 воинов. Чтобы уберечь свою дружину, Ермак не стал штурмовать эту крепость и повернул назад в Искер.

К тому времени подошло подкрепление в составе 300 стрельцов во главе с воеводой Волховским. Воеводе Волховскому был дан приказ взять управление Сибирью в свои руки, а Ермака отправить в Москву. Приказ этот осуществить не удалось, так как воевода вскоре умер. Ермаку пришлось провести еще одну зиму в Искере.

С начала весны 1585 г. отряды хана Карачи целый месяц держали Искер в осаде, рассчитывая уморить оставшихся казаков голодом. Не имея возможности вступать в открытое противостояние, Ермак, под покровом ночи, с отрядом казаков пробрался в ставку Карачи и разгромил ее. Самому хану удалось избежать гибели, но его войска отошли от Искера.

Летом 1585 г. казаки предприняли поход в южные районы ханства, куда отступили отряды Карачи. После нескольких мелких столкновений с татарами Ермак достиг хорошо укрепленной крепости Кулары. Через пять дней безуспешного штурма казаки, оставив крепость, двинулись дальше к Ташатканскому городку, откуда Ермак ушел на Шиш-реку, где проходили рубежи Сибирского ханства. После этого казаки решили вернуться обратно в Искер.

В это время хан Кучум объединил свои силы с ханом Карачи и решил заманить отряд Ермака в западню. Когда казаки проходили мимо крепости Кулар, татары распространили слух о том, что в устье реки Вагай задержан караван из Бухары. Отряд Ермака поспешил на помощь каравану. В начале августа 1585 г. у города Вагай казаки остановились на ночлег и были атакованы многочисленными отрядами татар. С тяжелыми потерями казакам удалось вырваться из окружения и на кораблях добраться до Искера. Но в этом бою Ермак погиб. Лишившись атамана, остатки отряда вышли из Искера, спустились по Иртышу на Обь, а оттуда пошли печорским путем на родину. В Россию смогли вернулись 25% отряда.

Сибирский поход Ермака был предвестником многочисленных экспедиций. Через несколько лет русские войска взяли Пелым, покорили Пелымское княжество и разгромили остатки Сибирского ханства. Тогда были освоены маршруты с Вишеры на Лозьву, более удобные и легкие чем тагильский. Уральский хребет окончательно был покорен. В Сибирь двинулись землепроходцы, которых ждали новые открытия. Позже эти земли стали наполняться ратными людьми, промышленниками и крестьянами-переселенцами.

В 1610 г. Кондратий Курочкин первым обследовал фарватер нижнего Енисея от Туруханска до устья этой реки. Он установил, что Енисей впадает в Карское море. Продвигаясь на восток, в тайгу и тундру Восточной Сибири, русские землепроходцы открыли одну из крупнейших рек Азии – Лену. Из Якутска русские землепроходцы продвигались вверх по Лене, а затем по ее притокам – Олёкме и Витиму. Далее путешественники переходили через водораздельные хребты и достигали берегов Амура. Первым, кто проник в бассейн Амура, был Василий Данилович Поярков.


В июле 1643 г. была снаряжена экспедиция с целью выяснения природных богатств юго-восточной Сибири. Сначала Поярков по Лене дошел до реки Алдан, затем он поднялся по Алдану и рекам его бассейна – Учур и Гонам. Осенью Поярков с отрядом в 90 человек пошел на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брятны, впадающей в реку Зею. Через 10 дней отряд достиг левого притока Зеи. Там Поярков потребовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю. Разграбив одно из селений, Поярков послал отряд из 50 казаков в другое селение. Но дауры, собрав конный отряд, разбили казаков.

В мае 1644 г. к Пояркову подошли люди, зимовавшие на реке Гонам. Экспедиция отправилась дальше. В конце июня 1644 г. отряд Пояркова вышел на Амур в районе устья Зеи. Часть отряда вместе с Поярковым решили двигаться вверх по Амуру, на реку Шилку – для поиска серебряных руд. Другая часть – отправилась на разведку вниз по Амуру. Через три дня разведчики вернулись, так как выяснили, что море далеко, а местное население враждебно. Через несколько месяцев экспедиция достигла устья Амура, и там устроили вторую зимовку.

В конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, и повернул на север. Морское плавание на речных лодках продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море.

Первым из европейцев открыл Охотского море и обследовал его берега Иван Юрьевич Москвин в 1639 г. Он же открыл Сахалинский залив. В начале сентября 1645 г. Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ – эвенков и остались на третью зимовку. Весной 1646 г. отряд двинулся на нартах вверх по Улье и вышел к реке Мае, бассейна Лены. Здесь путешественники выдолбили лодки и через три недели дошли до Якутска.

Во время этой трехлетней экспедиции Поярков прошел около 8 тыс. километров, в том числе по течению Амура до его устья – 2 тыс. километров. Он прошел новым путем от Лены на Амур, открыв реки Учур, Гонам, Зея, а также Амурско-Зейскую и Зейско-Бурейскую равнины. От устья Зеи он первым спустился по Амуру, дойдя до Амурского лимана, первым совершил плавание вдоль берегов Охотского моря, открыл Сахалинский залив и собрал некоторые сведения о Сахалине. Поярков также собрал сведения о народах, живущих по Амуру.

Наиболее известным первооткрывателем был Семен Дежнев из Великого Устюга. Он служил рядовым казаком в Тобольске, Енисейске, Якутске, занимался пушным промыслом. С 1640 г. участвовал в походах за ясаком. В 1642 г. проводил сбор дани в районе реки Оймякон. В 1643 г. Дежнев в составе отряда казачьего десятника и купца Михаила Стадухина прошел на кочах из Оймякона вниз по Индигирке, вошел в Восточно-Сибирскоре море и зашел до устья Колымы. Здесь было заложено Нижнекамское зимовье.

В 1648 г. Дежнев в составе экспедиции Исая Игнатьева из Нижнеколымска отправился из устья Колымы на восток. На шести кочах они вышли в Восточно-Сибирское море, и пошли на восток вдоль берега. Целью экспедиции были поиск развития запасов и добыча моржового клыка. Экспедиция вышла в Чукотское море. Дежнев строго придерживался береговой линии. В октябре 1649 г. Дежнев обогнул Чукотский полуостров и продолжал следовать на юг. В Анадырском заливе во время шторма Дежнев потерял одно судно. У мыса Наварин затонуло другое. На оставшемся судне Дежнев дотянул до бухты в устье реки Укэлаят (ныне эта бухта называется «бухта Дежнева»). Около Олюторского полуострова затонуло его последнее судно. Высадившись на берег, Дежнев повернул на север вдоль берега Камчатки. Через три месяца отряд Дежнева дошел к Устью реки Анадырь.

В 1659 г. Дежнев отправился по реке Белая и достиг Колымы. В 1661 г. он прибыл в Оймякон на реке Индигирка. Далее он достиг реки Алдан и из нее попал в Лену. В 1662 г. Дежнев прибыл в Якутск. Оттуда его послали в Москву с большой партией моржовых клыков. Благополучно добравшись до Москвы и сдав груз, Дежнев неожиданно заболел и умер.
Открытие Дежневым пролива между Азией и Америкой тогда никто не принял во внимание. Лишь в 1898 г., в честь 250-летия плавания Дежнева, крайняя восточная точка Азии была названа мысом Дежнева.

Таким образом, к концу XVII в. благодаря путешествиям и открытиям русских землепроходцев образовалось крупнейшее в мире государство, простирающееся с запада на восток от Белого моря до Камчатки и Тихого океана. Южные границы России были еще неопределены. Эта задача решалась во время дальнейших походов.

Одним из важных этапов в истории развития человечества является эпоха первооткрывателей. Карты с нанесенными на них и морями уточняются, совершенствуются корабли, а предводители отправляют своих моряков захватывать новые земли.

Вконтакте

Особенность эпохи

Термин «великие географические открытия» условно объединил исторические события, начиная с середины 15 века и завершая серединой 17-го. Европейцы активно занимались исследованием новых земель.

Для возникновения этой эпохи существовали свои предпосылки: поиск новых торговых путей и развитие мореплавания. До 15 века англичанам уже были известны Северная Америка с Исландией. В историю вошли многие известные путешественники, среди которых был , Афанасий Никитин, Рубрик и другие.

Важно! Начал великую эпоху географических открытий принц Португалии Генрих Мореплаватель, произошло это событие в начале 15 века.

Первые свершения

Географическая наука того времени была в серьезном упадке. Мореплаватели-одиночки пытались делиться своими открытиями с общественностью, но это не давало результатов, да и вымысла в их историях было больше, чем правды. Данные о том, что и кто открыл в море или на прибрежной полосе, терялись и забывались, никто давно не обновлял карты. Выходить в море шкиперы просто боялись, ведь навыками навигации владели не все.

Генрих построил цитадель возле мыса Сагреш, создал школу навигации и отправлял экспедиции, собирая сведения о ветрах в море, дальних народах и берегах. Период великих географических открытий начался с его деятельности.

Среди открытий португальских путешественников числятся:

  1. Остров Мадейра,
  2. Западный берег Африки,
  3. Острова Зеленого мыса,
  4. Мыс Доброй надежды,
  5. Азорские острова,
  6. Река Конго.

Зачем нужно было находить новые земли

В список причин наступления эпохи мореплавания входят:

  • активное развитие ремесел и торговли;
  • рост городов Европы в период 15 -16 веков;
  • истощение известных рудников по добыче драгоценных металлов;
  • развитие морской навигации и появление компаса;
  • прерывание экономических связей Южной Европы с Китаем и Индией после того, как .

Важные моменты

Значимые периоды, которые вошли в историю, времена, когда известные путешественники совершали свои походы и экспедиции:

Эпоха великих географических открытий началась в 1492 году, когда открыли Америку;

  • 1500 год – исследование устья Амазонки;
  • 1513 — Васко де Бальбоа открывает Тихий океан;
  • 1519-1553 – завоевание Южной Америки;
  • 1576-1629 – походы русских в Сибирь;
  • 1603-1638 – исследование Канады;
  • 1642-1643 – посещение Тасмании и Новой Зеландии;
  • 1648 – изучение Камчатки.

Завоевание Южной Америки

Испанские и португальские мореплаватели

Одновременно с португальцами морские путешествия начинают предпринимать известные путешественники Испании. , обладая хорошими знаниями в области географии и навигации, предложил правителям страны достичь Индии другим путем, следуя на запад через Атлантический океан. Тому, кто открыл позже много новых земель, дали три каравеллы, на которых отважные моряки вышли из порта 3 августа 1492 году.

Уже к началу октября они прибыли к первому острову, который стал именоваться Сан-Сальвадор, позже ими были открыты Гаити и Куба. Это было плодотворное путешествие Колумба, в результате которого на карту были нанесены Карибские острова. Потом были еще два, указавших путь к Центральной и Южной Америке.

Христофор Колумб – загадочная личность

Сначала он посетил остров Кубу, а уже потом открыл Америку. Колумб удивился, встретив на острове цивилизованный народ, который обладал богатой культурой, занимался выращиванием хлопка, табака и картофеля. Города украшали большие статуи и крупные постройки.

Интересно ! Имя Христофора Колумба знает каждый. Однако о его жизни и путешествиях известно совсем немного.

О рождении этого легендарного мореплавателя спорят до сих пор. Несколько городов претендуют на то, чтобы считаться родиной Колумба, но доподлинно это уже не выяснить. Он участвовал в походах на кораблях по Средиземному морю, а позже из родной Португалии отправлялся в крупные экспедиции.

Фердинанд Магеллан

Магеллан был тоже родом из Португалии. Родился в 1480 году. Рано остался без родителей, пытался самостоятельно выжить, работая посыльным. Его с детства привлекало море, манила жажда путешествий и открытий.

В 25 лет Фердинанд впервые отправился в плавание. Он быстро обучился морской профессии, оставаясь у берегов Индии, и вскоре стал капитаном. Желал вернуться на родину, рассказывая о выгодном сотрудничестве с Востоком, но добился результата лишь с приходом к власти Карла Первого.

Важно! Эпоха великих географических открытий началась в середине 15 века. Магеллан предупредил ее наступление, совершив кругосветное путешествие.

В 1493 году Магеллан возглавляет экспедицию к западу от Испании. У него есть цель: доказать, что находящиеся там острова принадлежат его стране. Никто не думал, что путешествие станет кругосветным, и мореплаватель обнаружит много нового на своем пути. Тот, кто открыл путь в «Южное море», не вернулся домой, а погиб на Филиппинах. Его команда прибыла на родину лишь в 1522 году.

Русские первооткрыватели

В стройные ряды прославленных европейских мореплавателей встали представители России и их открытия. Большой вклад в совершенствование карты мира внесли несколько выдающихся личностей, о которых стоит знать.

Фаддей Беллинсгаузен

Беллинсгаузен был первым, кто отважился возглавить экспедицию к неизведанным берегам Антарктиды, причем кругосветную. Произошло это событие в 1812 году. Мореплаватель ставил целью доказать или опровергнуть наличие шестого по счету материка, о котором ходили лишь разговоры. Экспедиция пересекла Индийский океан, Тихий, Атлантику. Ее участники внесли большой вклад в развитие географии. Экспедиция под командованием капитана 2-го ранга Беллинсгаузена продлилась 751 день.

Интересно! Ранее совершались попытки добраться до Антарктиды, но все они потерпели неудачу, лишь русские известные путешественники оказались более везучими и упорными.

Мореплаватель Беллинсгаузен вошел в историю как открыватель многих видов животных и более 20 крупных островов. Капитан был одним из немногих, кто сумел отыскать свой путь, идти по нему и не разрушать преграды.

Николай Пржевальский

Среди русских путешественников был тот, кто открыл большую часть Центральной Азии. Николай Пржевальский всегда мечтал побывать в неизведанной Азии. Его манил этот континент. Мореплаватель возглавил каждую из четырех экспедиций, которые исследовали Центральную Азию. Любопытство привело к открытию и изучению таких горных систем, как Кунь-Лунь и хребты Северного Тибета. Были исследованы истоки рек Янцзы и Хуанхэ, а также Лоб-нора и Куху-нора. Николай был вторым после Марко Поло исследователем, который добрался до Лоб-нора.

Пржевальский, как другие /путешественники эпохи великих географических открытий, считал себя счастливым человеком, потому что судьба подарила ему возможность исследовать загадочные страны азиатского мира. В его честь названы многие виды животных, описанные им во время своих путешествий.

Первая русская кругосветка

Иван Крузенштерн и его коллега Юрий Лисянский прочно вписали свои имена в историю великих открытий в географии. Они возглавили первую экспедицию вокруг земного шара, продлившуюся больше трех лет – с 1803 по 1806 годы. За этот период мореплаватели на двух кораблях прошли Атлантику, проплыли через мыс Горн, после чего по водам Тихого океана прибыли к Камчатке. Там исследователи изучили Курилы и Сахалинский остров. Было уточнено их побережье, а также внесены на карту данные о всех водах, в которых побывала экспедиция. Крузенштерн составил атлас по Тихому океану.

Экспедиция под командованием адмирала стала первой, которая пересекла экватор. Это событие было отпраздновано с соблюдением традиций.

Исследование материка Евразия

Евразия – огромный континент, но единственного человека, который бы ее открыл назвать проблематично.

Удивление вызывает один момент. Если с Америкой и Антарктидой все понятно, прославленные имена великих мореплавателей надежно вписаны в историю их существования, то лавры, человеку, открывшему Европу, так и не достались, потому что его просто нет.

Если отбросить поиски одного мореплавателя, то можно перечислить много имен, которые внесли вклад в изучение окружающего мира и принимали участие в экспедициях по материку и его прибрежной зоне. Европейцы привыкли считать только себя исследователями Евразии, но азиатские мореплаватели и их открытия по своему масштабу ничуть не меньше.

Историкам известно, кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие, кроме прославленных мореплавателей. Им был Иван Гончаров, который участвовал в экспедиции на военном парусном корабле. Его впечатления о поездке вылились в большое собрание дневников с описанием дальних стран.

Значение картографии

Люди с трудом могли передвигаться по морю без хорошей навигации. Ранее их основным ориентиром было звездное небо ночью и солнце — днем. Многие карты в период великих географических открытий были зависимы от неба. С 17 века сохранилась карта, на которой ученый нанес все известные прибрежные зоны и материки, но вот Сибирь и Северная Америка остались неизвестными, потому что никто не знал, какое до них расстояние и как далеко распространяются сами континенты.

Самыми насыщенными по информации были атласы Герарда ванн Кёлена. Капитаны и известные путешественники, пересекающие Атлантику, были благодарны за нанесение на карту подробностей об Исландии, Голландии и Лабрадоре.

Необычные сведения

В истории сохранились интересные факты о путешественниках:

  1. Джеймс Кук стал первым человеком, которому удалось побывать на всех шести континентах.
  2. Мореплаватели и их открытия изменили облик многих земель, так Джеймс Кук завез на острова Таити и Новой Зеландии овец.
  3. Че Гевара до своей революционной деятельности был любителем гонять на мотоцикле, он совершил тур в 4 тысячи километров, объехав Южную Америку.
  4. Чарльз Дарвин путешествовал на корабле, где написал свой самый большой труд по эволюции. Но мужчину брать на борт не хотели, а дело было в форме носа. Капитану казалось, что такой человек не сможет справиться с длительной нагрузкой. Дарвину пришлось быть вне команды и купить себе обмундирование самостоятельно.

Эпоха Великих географических открытий 15 17 вв

Великие первооткрыватели

Вывод

Благодаря героизму и целеустремленности мореплавателей люди получили ценные сведения о мире. Это послужило толчком ко многим изменениям, способствовало развитию торговли, промышленной сферы, укреплению взаимосвязей с другими народами. Самое главное – было практическим путем доказано, что имеет округлую форму.

18 августа мы празднуем день рождения Русского географического общества – одной из старейших российских общественных организаций, и единственной, непрерывно существующей с момента своего создания в 1845 году.

Вы только вдумайтесь: ни войны, ни революции, ни периоды разрухи, безвременья, распада страны не прекратили ее существования! Всегда находились смельчаки, ученые, исследователи-безумцы, которые и в благополучные, и в самые тяжелые времена шли на любой риск ради науки. Да и сейчас, в настоящий момент новые действительные члены РГО находятся в пути. «МИР 24» рассказывает лишь о некоторых великих путешественниках, прославивших Русское географическое общество.

Иван Крузенштерн (1770 – 1846)

Фото: неизвестный художник, 1838г.

Российский мореплаватель, адмирал, один из инициаторов создания Русского географического общества. Он возглавил первую российскую кругосветную экспедицию.

Еще в юности товарищи по учебе в Морском кадетском корпусе отмечали несгибаемый, «морской» характер будущего российского адмирала. Его верный соратник, друг и соперник Юрий Лисянский, ставший командиром второго судна в их легендарной кругосветке, отмечал, что основными качествами кадета Крузенштерна были «надежность, обязательность и отсутствие интереса к обыденной жизни».

Именно тогда, в годы учебы родились его мечты исследовать дальние земли и океаны. Однако сбылись они не скоро, только в 1803 году. В состав первой русской кругосветной экспедицию входили корабли «Надежда» и «Нева».
Во время этой экспедиции был установлен новый путь к русским владениям на Камчатке и Аляске. На карту были нанесены западное побережье Японии, южная и восточная часть Сахалина, всесторонне изучена часть Курильской гряды.

Фото: «И. Ф. Крузенштерн в Авачинской бухте», Фридрих Георг Вейч, 1806 год

В процессе его кругосветного путешествия проводились измерения скорости течений, температуры на разных глубинах, определение солености и удельного веса воды и многое другое. Таким образом Иван Крузенштерн стал одним из основоположников отечественной океанологии.

Петр Семенов-Тянь-Шанский (1827 – 1914)

Фото: Alexandre Quinet, 1870г.

Вице-председатель Императорского Русского географического общества и его ведущий ученый – но не кабинетный. Это был отважный и упорный первооткрыватель. Он исследовал Алтай, Тарбагатай, Семиреченский и Заилийский Алатау, озеро Иссык-Куль. Только альпинисты смогут по достоинству оценить, какой путь прошел отважный путешественник по труднодоступным горам Центрального Тянь-Шаня, куда еще не удавалось добраться европейцам. Он открыл и впервые покорил вершину Хан-Тенгри с ледниками на ее склонах и доказал, что мнение международного научного мира, будто бы в этих местах извергается гряда вулканов, ошибочно. Ученый выяснил также, откуда берут свои истоки реки Нарына, Сарыджаз и Чу, проник в нехоженные до него верховья Сырдарьи.

Семенов-Тянь-Шанский стал фактическим создателем новой русской географической школы, предложив международному научному миру принципиально новый путь познания. Будучи одновременно геологом, ботаником и зоологом, он впервые стал рассматривать природные системы в их единстве. А геологическое строение гор сопоставил с горным рельефом и выявил закономерности, на которые в дальнейшем стал опираться весь научный мир.

Николай Миклухо-Маклай (1846-1888)

Фото: ИТАР-ТАСС, 1963г.

Знаменитый русский путешественник, антрополог, исследователь, совершивший ряд экспедиций на неисследованную до него Новую Гвинею и другие острова Тихого океана. В сопровождении всего двух слуг он долгое время жил среди папуасов, собрал богатейшие материалы о первобытных народах, подружился с ними, помогал им.

Вот что пишут об ученом его биографы: «Самое характерное для Миклухо-Маклая – это поразительное сочетание черт смелого путешественника, неутомимого исследователя-энтузиаста, широко эрудированного ученого, прогрессивного мыслителя-гуманиста, энергичного общественного деятеля, борца за права угнетенных колониальных народов. Подобные качества порознь не составляют особой редкости, но сочетание всех их в одном лице – явление совершенно исключительное».

В своих путешествиях Миклухо-Маклай собрал также множество данных о народах Индонезии и Малайи, Филиппин, Австралии, Меланезии, Микронезии и западной Полинезии. Он опередил свое время. Его труды не были в достаточной мере оценены в XIX веке, зато исследователи-антропологи XX и XXI веков считают его вклад в науку настоящим научным подвигом.

Николай Пржевальский (1839-1888)

Фото: ИТАР-ТАСС, 1948г.

Российский военный деятель, генерал-майор, один из величайших русских географов и путешественников, осознанно готовивший себя к путешествиям еще с гимназической скамьи.

Пржевальский посвятил длительным экспедициям 11 лет своей жизни. Сперва он руководил двухгодичной экспедицией в Уссурийский край (1867-1869), а после этого в 1870 – 1885 годах совершил четыре путешествия в малоизвестные области Центральной Азии.

Первая экспедиция по региону Центральной Азии была посвящена исследованию Монголии, Китая и Тибета. Пржевальский собрал научные доказательства того, что Гоби не является плато, а горы Наньшань являются не хребтом, а горной системой. Исследователю принадлежит открытие целой серии гор, хребтов, и озер.

Во второй экспедиции ученый открыл новые горы Алтынтаг, и впервые описал две реки и озеро. А границу нагорья Тибет, благодаря его исследованиям, пришлось отодвинуть на картах более чем на 300 км к северу.

В третьей экспедиции Пржевальский выделил несколько хребтов в Наньшане, Куньлуне и в Тибете, описал озеро Кукунор, а также верховья великих рек Китая Хуанхэ и Янцзы. Несмотря на болезнь, первооткрыватель организовал и четвертую экспедицию в Тибет 1883-1885 годах, в ходе которой им был обнаружен целый ряд новых озер и хребтов.

Он описал более 30 тыс. километров пройденного им пути, собрал уникальные коллекции. Открыл не только горы и реки, но и неизвестных доселе представителей мира животных: дикого верблюда, тибетского медведя, дикую лошадь.
Как и многие выдающиеся географы того времени, Пржевальский был обладателем хорошего и живого литературного языка. Он написал о своих путешествиях несколько книг, в которых дал яркое описание Азии: ее флоры, фауны, климата и населяющих ее народов.

Сергей Прокудин-Горский (1863-1944)

Фото: Сергей Прокудин-Горский, 1912г.

Родоначальник эры цветной фотографии в России. Первым запечатлел в цвете природу, города и жизнь людей на огромном протяжении от Балтийского моря до Востока России.

Он создал систему цветопередачи для фотосъемки: от рецепта эмульсии, которая наносится на стеклянные пластинки для фотосъемки, до чертежей специального оборудования для цветной съемки и проекции полученных цветных изображений.

Начиная с 1903 года, непрерывно находится в поездках: с одержимостью настоящего путешественника снимает природные красоты России, ее жителей, города, памятники архитектуры – все подлинные достопримечательности Российской империи.

В декабре 1906-январе 1907 годов с экспедицией Русского географического общества Прокудин-Горский едет в Туркестан для фотографирования солнечного затмения. Затмение запечатлеть в цвете так и не удалось, зато отсняты старинные памятники Бухары и Самарканда, колоритные местные типажи людей и многое другое.

Осенью 1908 года сам Николай II предоставляет Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано сделать за 10 лет 10 тысяч снимков.

Уже через несколько дней после встречи с царем фотограф отправляется по Мариинскому водному пути от Петербурга почти до самой Волги. Три с половиной года он непрерывно перемещается и фотографирует. Сперва делает съемку северной части промышленного Урала. Затем совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода. В промежутке, снимает южную часть Урала. А затем - многочисленные памятники старины в Костроме и Ярославской губернии. Весной и осенью 1911 года фотограф успевает еще дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку.

Затем следуют две фотоэкспедиции на Кавказ, где он снимает Муганьскую степь, предпринимает грандиозную поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, проводит обширные съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, фотографирует Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутовской плотин на Оке.

Затем начинаются денежные трудности, финансирование экспедиций прерывается. В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский занимается созданием первого цветного кинематографа. Но дальнейшему развитию этого нового проекта помешала Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского до сих пор не найдена.

Артур Чилингаров (1939 года рождения)

Фото: Федосеев Лев/ИТАР-ТАСС

Знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, крупный российский ученый, автор ряда научных работ по проблемам освоения Севера и Арктики. Живет и работает в Москве.

С 1963 года он занимался изучением Северного Ледовитого океана и океанической атмосферы в Арктической научно-исследовательской обсерватории в поселке Тикси. В 1969 году возглавил станцию «Северный полюс-19», созданную на дрейфующих льдах, с 1971 года работал в должности начальника станции «Беллинсгаузен», а с 1973 года – начальником станции «Северный полюс-22». В 1985 году возглавил операцию по спасению затертого антарктическими льдами экспедиционного судна «Михаил Сомов». Ледокол «Владивосток» обколол лед вокруг дизель-электрохода и освободил его экипаж из блокады, которая длилась целых 133 дня.

В 1987 году Чилингаров возглавил команду атомного ледокола «Сибирь», который в свободном плавании достиг географического Северного полюса. В январе 2002 года путешественник доказал возможность эксплуатации легкой авиации в Антарктиде: он достиг Южного полюса на одномоторном самолете Ан-ЗТ.

Фото: Денисов Роман/ИТАР-ТАСС

Летом 2007 года знаменитый полярник возглавил арктическую экспедицию на судне «Академик Федоров», которая доказала, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской материковой платформы. На дно океана были погружены аппараты «Мир-1» и «Мир-2», на борту одного из которых находился сам Чилингаров. Он также установил своеобразный рекорд как первый в мире человек, который в течение шести месяцев побывал и на Южном и на Северном полюсах.

Николай Литау (1955 года рождения)

Фото: из архива

Заслуженный мастер спорта, российский яхтсмен, совершивший на построенной под его руководством яхте «Апостол Андрей» три кругосветных путешествия. Награжден Орденом Мужества. За время трех кругосветок «Апостол Андрей» оставил за кормой 110 тысяч морских миль, побывал на всех континентах планеты, прошел все океаны и установил пять мировых рекордов.

Вот что рассказал Николай Литау корреспонденту «МИР 24»: «На «Апостоле Андрее» я совершил три кругосветных плавания. Первое – вокруг Восточного полушария через Северный Морской путь, второе – вокруг Западного полушария, проливами Канадского Арктического архипелага и третье – Антарктическое: в 2005-06 годах мы обогнули Антарктиду, находясь все время выше 60 градуса широты, незримой границы Антарктики. Последнего пока не повторил никто. Четвертое глобальное плавание, в котором мне довелось принимать участие, проходило в 2012-13 годах. Это было международное кругосветное путешествие, маршрут его проходил в основном по теплым и комфортным тропическим широтам. Я был капитаном-наставником на российской яхте Royal Leopard и прошел половину дистанции. Во время этого плавания я пересек свой юбилейный – десятый экватор. В последние годы мы занимаемся мемориальными походами на яхте «Апостол Андрей» по российской Арктике. Вспоминаем имена выдающихся русских мореходов: Владимира Русанова, Георгия Седова, Бориса Вилькицкого, Георгия Брусилова и других».

Фото: из архива

Ровно год назад Николай Литау на яхте «Апостол Андрей» в одиннадцатый раз совершил путешествие в Арктику. Маршрут этого путешествия проходил через Белое, Баренцево и Карское моря, исследованы острова Арктического института в Карском море. Впереди - новые экспедиции.


Русские мореплаватели наряду с европейскими являются известнейшими первопроходцами, открывшими новые материки, участки горных хребтов и обширных акваторий. Они стали первооткрывателями значимых географических объектов, сделали первые шаги в освоении труднодоступных территорий, совершили кругосветные путешествия. Так кто же они - покорители морей, и о чем именно мир узнал благодаря им?

Афанасий Никитин - самый первый русский путешественник

Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.


Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.

Семен Дежнев, основавший Анадырский острог

Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.

В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.


В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.

Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку

Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.

Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия - тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.


Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.

На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути - корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.

Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море

Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.

Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.


Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр - выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях - большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен - много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.

Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.

Крузенштерн и Лисянский - организаторы первого русского кругосветного плавания

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский - первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.


Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.

Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала - матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.

Василий Головнин - первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена

Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.

Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось - корабль прибыл на Камчатку.


Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году - он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.

В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев - первооткрыватели Антарктиды

Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа - «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов - Тихого, Атлантического и Индийского.


Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них - существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.


Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.

Есть и современные путешественники. Один из них .

Без русских первооткрывателей карта мира была бы совсем другой. Наши соотечественники — путешественники и мореплаватели — совершили открытия, обогатившие мировую науку. О восьми самых заметных — в нашем материале.

Первая антарктическая экспедиция Беллинсгаузена

В 1819 году мореплаватель, капитан 2-го ранга, Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую кругосветную антарктическую экспедицию. Целью плавания было исследование вод Тихого, Атлантического и Индийского океанов, а также доказательство или опровержение существования шестого материка — Антарктиды. Снарядив два шлюпа — «Мирный» и «Восток» (под командованием Михаила Лазарева), отряд Беллинсгаузена вышел в море .

Экспедиция длилась 751 день и вписала множество ярких страниц в историю географических открытий. Главное из них — открытие Антарктиды — было сделано 28 января 1820 года.

Кстати, попытки открыть белый материк предпринимались и ранее, но не принесли желаемого успеха: не хватало немного удачи, а, может, русского упорства.

Так, мореплаватель Джеймс Кук, подводя итоги своего второго кругосветного плавания, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания».

За время антарктической экспедиции Беллинсгаузена было открыто и нанесено на карту более 20 островов, сделаны зарисовки видов Антарктики и обитающих на ней животных, а сам мореплаватель вошел в историю, как великий первооткрыватель.

«Имя Беллинсгаузена можно прямо поставить на ряду с именами Колумба и Магеллана, с именами тех людей, которые не отступали перед трудностями и воображаемыми невозможностями, созданными их предшественниками, с именами людей, которые шли своим самостоятельным путем, и потому были разрушителями преград к открытиям, которыми обозначаются эпохи», — писал немецкий географ Август Петерман.

Открытия Семенова Тянь-Шанского

Центральная Азия в начале XIX века была одной из наименее изученных областей земного шара. Неоспоримый вклад в исследование «неведомой земли» — так называли Центральную Азию географы — внес Петр Семенов.

В 1856 году сбылась главная мечта исследователя — он отправился с экспедицией на Тянь-Шань.

«Работы мои по азиатской географии привели меня к обстоятельному знакомству со всем тем, что было известно о внутренней Азии. Манил меня в особенности к себе самый центральный из азиатских горных хребтов — Тянь-Шань, на которые еще не ступала нога европейского путешественника и которой был известен только по скудным китайским источникам».

Исследование Семенова в Центральной Азии длилось два года. За это время на карту нанесли истоки рек Чу, Сырдарьи и Сары-Джаз, вершины Хан-Тенгри и другие.

Путешественник установил расположение хребтов Тянь-Шаня, высоту снежной линии в этом районе и открыл громадные тянь-шанские ледники.

В 1906 году указом императора за заслуги первооткрывателя к его фамилии стали добавлять приставку — Тянь-Шанский .


Азия Пржевальского

В 70-80-х гг. XIX века Николай Пржевальский возглавил четыре экспедиции в Центральную Азию. Эта малоизученная область всегда привлекала исследователя, и путешествие в Центральную Азию было его давней мечтой.

За годы исследований были изучены горные системы Кунь-Луня , хребтов Северного Тибета, истоков Хуанхэ и Янцзы, бассейнов Куку-нора и Лоб-нора .

Пржевальский был вторым человеком после Марко Поло, добравшимся до озера-болота Лоб-нора !

Кроме того, путешественник открыл десятки видов растений и животных, которые названы его именем.

«Счастливая судьба дала возможность совершить посильное исследование наименее известных и наиболее недоступных стран внутренней Азии», — писал в своем дневнике Николай Пржевальский.

Кругосветка Крузенштерна

Имена Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского стали известны после первой русской кругосветной экспедиции.

За три года, с 1803 по 1806 гг. — именно столько длилась первая кругосветка — корабли «Надежда» и «Нева», пройдя через Атлантический океан, обогнули мыс Горн, а затем водами Тихого океана добрались до Камчатки, Курильских островов и Сахалина. Экспедиция уточнила карту Тихого океана, собрали сведения о природе и жителях Камчатки и Курил.

Во время плавания русские моряки впервые пересекли экватор. Отпраздновали это событие, согласно традиции, с участием Нептуна.

Матрос, одетый в повелителя морей, спросил у Крузенштерна, для чего он прибыл сюда со своими кораблями, ведь ранее российский флаг в этих местах не видели. На что командующий экспедицией ответил: «Для славы науки и отечества нашего!».

Экспедиция Невельского

Одним из выдающихся мореплавателей XIX века по праву считается адмирал Геннадий Невельской. В 1849 г. на транспортном судне «Байкал» он отправляется в экспедицию на Дальний Восток.

Амурская экспедиция продолжалась до 1855 года, за это время Невельской сделал несколько крупнейших открытия в районе нижнего течения Амура и северных берегов Японского моря, присоединил к России огромные пространства Приамурья и Приморья.

Благодаря мореплавателю стало известно, что Сахалин — остров, который отделяется судоходным Татарским проливом, а устье Амура доступно для входа судов с моря.

В 1850 г. отрядом Невельского был основан Николаевский пост, который сегодня известен как Николаевск-на-Амуре .

«Сделанные Невельским открытия неоценимы для России, — писал граф Николай Муравьев-Амурский , — множество предшествовавших экспедиций в эти края могли достигнуть европейской славы, но ни одна не достигла отечественной пользы, по крайней мере в той степени, как исполнил это Невельской».

Север Вилькицкого

Целью гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910—1915 гг. было освоение Северного морского пути. По воле случая обязанности руководителя плавания принял капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вышли в море.

Вилькицкий продвигался северной акваторией с востока на запад, и за время плавания сумел составить подлинное описание северного побережья Восточной Сибири и многих островов, получил важнейшие сведения о течениях и климате, а также стал первым, кто совершил сквозное плавание из Владивостока в Архангелск.

Участники экспедиции открыли Землю Императора Николая II, известную сегодня как Новая Земля — это открытие считают последним из значительных на земном шаре.

Кроме того, благодаря Вилькицкому на карту нанесли острова Малый Таймыр, Старокадомского и Жохова.

По окончании экспедиции началась Первая мировая война. Путешественник Руаль Амундсен, узнав об успехах плавания Вилькицкого, не удержался от восклицания в его адрес:

«В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь мир!»


Камчатская кампания Беринга и Чирикова

Вторая четверть XVIII века была богата на географические открытия. Все они были сделаны в ходе Первой и Второй Камчатских экспедиций, которые увековечили имена Витуса Беринга и Алексея Чирикова.

В ходе Первой Камчатской кампании Беринг — руководитель экспедиции и его помощник Чириков исследовали и нанесли на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-восточной Азии. Открыли два полуострова — Камчатский и Озерный, Камчатский залив, Карагинский залив, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия, а также пролив, который сегодня носит имя Витуса Беринга.

Соратники — Беринг и Чириков — также возглавили Вторую Камчатскую экспедицию. Целью кампании было найти путь к Северной Америке и исследовать острова Тихого океана.

В Авачинской бухте участники экспедиции заложили Петропавловский острог — в честь кораблей плавания «Святой Петр» и «Святой Павел» — который позже переименовали в Петропавловск-Камчатский.

Когда корабли вышли в плавание к берегам Америки, по воле злого рока, Беринг и Чириков стали действовать поодиночке — из-за тумана их судна потеряли друг друга.

«Святой Петр» под началом Беринга достиг западного побережья Америки.

А на обратном пути участников экспедиции, на чью долю выпало немало трудностей, штормом выбросило на небольшой остров. Здесь и закончилась жизнь Витуса Беринга, а остров, на котором остановились зимовать участники экспедиции, назвали в честь Беринга.
«Святой Павел» Чирикова также достиг берегов Америки, однако для него плавание закончилось более благополучно — на обратном пути он открыл ряд островов Алеутской гряды и благополучно вернулся в Петропавловский острог.

«Неясачные землицы» Ивана Москвитина

О жизни Ивана Москвитина мало что известно, однако этот человек все-таки вошел в историю, и причиной тому открытые им новые земли.

В 1639 году Москвитин, возглавив отряд казаков, отправился в плавание на Дальний Восток. Основной целью путешественников было «отыскание новых неясачных землиц», сбор пушнины и рыбы. Казаки преодолели реки Алдан, Маю и Юдому, открыли хребет Джугджур, отделяющий реки бассейна Лены от рек, впадающих в море, и по реке Улье вышли в «Ламское», или Охотское море. Исследовав побережье, казаки открыли Тауйскую губу и вошли в Сахалинский залив, обогнув Шантарские острова.

Один из казаков сообщил, что реки в открытых землях «собольные, зверя всякого много, и рыбные, а рыба большая, в Сибири такой нет… столько-де ее множество — только невод запустить и с рыбою никак не выволочь…».