Главная · Бронхит · Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся методическая разработка по физике (7 класс) на тему. Мастер-класс "синквейн на уроках физики" Это не должен знать каждый, но это так интересно

Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся методическая разработка по физике (7 класс) на тему. Мастер-класс "синквейн на уроках физики" Это не должен знать каждый, но это так интересно

«Действие силы трения» - Первое исследование законов трения. Вредное трение. Трение на производстве. Законы трения. Науку все глубже постигнуть стремись. Если тело катится. Сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел. Шероховатость. Полезное трение. Движущиеся части. Брусок. Явление трения. Причины возникновения трения.

«Трение сила» - Сила трения бывает 3 видов: сила трения качения, скольжения, покоя. Шероховатость поверхности. Трение качения. Трение скольжения. Сила трения в природе. Надо проверить! Задачи 1 группы: Из-за трения изнашиваются движущиеся части машин. Выяснить: сила трения враг или союзник человека? Трение вызывает большой расход энергии.

«Определение силы трения» - Трение покоя. Фононы. Трение в механизмах и машинах. Слои и участки. Внутреннее трение. Процессы трения. Трение качения. Трение принято разделять. Участки сухого и жидкостного трения. Сцепление с поверхностью. Жидкость. Сила трения. Трение скольжения. Трение. Величина трения. Виды. Твёрдые тела. Коэффициент трения.

«Сила трения физика» - Причины возникновения. 3.Трение покоя. Формула для нахождения силы трения. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Виды сил трения. Сила трения бывает трех видов: 2.Трение качения. Определение. Fтр = ?*n ?-коэффициент трения n-сила реакции опоры. Направление. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

«Примеры силы трения» - Определение. Трение качения в технике. Цель проекта. Описание. Трение и спорт. Сила трения. Примеры силы трения. Трение качения. Сила трения покоя - сила, действующая на тело. Сила трения покоя. Сила трения скольжения. Трение качения - момент сил, возникающий при качении. Сила трения покоя в народном творчестве.

«Природа силы трения» - Не будь трения, предметы выскальзывали бы из рук. Что такое сила трения? Во всех машинах из-за трения нагреваются и изнашиваются движущиеся части. Причины возникновения силы трения. Подшипники бывают шариковые и роликовые. Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, грузы – 2 шт., карандаши.

Мало иметь хороший ум,

главное – хорошо его применять

Р. Декарт

Решение задач по теме "Сила".

Цель урока:

Обобщить знания, полученные при изучении темы «Сила», научить учащихся применять теоретические знания при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные:

    Развивать умения и навыки у обучающихся при решении физических задач нестандартной формулировки.

    Сформировать целостную систему знаний по изученной теме.

Развивающие:

    Совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения обучающихся, коммуникативные свойства речи.

    Вырабатывать умение применять теоретические знания для решения задач; делать выводы.

    Продолжить работу по развитию умений моделировать ситуацию.

Воспитательные:

    Продолжить работу по формированию у обучающихся добросовестного отношения к учебному труду; коммуникативных умений, эстетического восприятия мира.

    Развивать культуру общения и культуру ответа на вопросы; функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию.

    Воспитание чувства товарищества.

Тип урока: урок закрепление

Методы: проблемный, критическое мышление

Ход урока

1. Организационный момент + мотивация

Здравствуйте ребята, я рада видеть вас. Сегодня у нас урок решения задач по теме «Сила». А для начала работы мы должны поприветствовать друг друга и сделаем мы это так

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Задача: поприветствовать друг с друга.

Здравствуй, друг! – Здороваются за руки.

Как ты тут! – Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.

Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.

Ты пришел! – Разводят руки в стороны.

Хорошо! – Обнимаются.

2. Актуализация знаний

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова - вопрос темы, левые косточки - основные понятия темы, правые косточки - суть понятии, хвост – ответ на вопрос.

голова- сила

обозначение – F

определение - мера взаимодействия тел

Единица измерения – H

Как называется прибор для измерения силы? – динамометр

Какие силы вам известны – сила тяжести, сила упругости, сила трения

Деление на группы по принципу «геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг)

III . Составление кластера

I группа – сила упругости (квадрат)

II группа – сила тяжести (треугольник)

III группа – сила трения (круг)

Какую силу называют силой тяжести, куда она направлена - сила с которой Земля притягивает к себе тела, направлена сила- вертикально вниз

Когда возникает сила упругости? Куда она направлена? - Сила упругости возникает в теле в результате его деформации и стремиться вернуть его в исходное положение

Что такое сила трения? - Сила возникающая при соприкосновении одного тела с другим, препятствующая их относительному движению

IV . Решение качественных задач

Каждая группа получает по три листа иллюстрирующие ситуацию. Ваша задача в группе выявить проблему, анализировать поиск путей выхода.

    Что выгоднее: качение или скольжение?

    ответ: Что лучше – скользить или катиться? Конечно, катиться выгоднее, чем скользить. Чтобы поддерживать качение, нужно прикладывать гораздо меньшую силу, чем для поддержания, скольжения с той же скоростью. Поэтому понятно, что летом ездят в телеге, а не на санях.

    Но почему же зимой колёса уступают место полозьям?

Ответ: Всё дело в том, что колёса выгоднее полозьев только в том случае, когда они катятся. А чтобы колёса могли катиться, под ними должна быть твёрдая, гладкая дорога и к тому же нескользкая.

    Какая сила удерживает люстру, подвешенную к потолку, от падения на пол?

Ответ: сила упругости

    Объясните пословицу: "Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой"

Ответ: роса - смазка и она уменьшает силу трения.

    В какой известной с детства сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?

Ответ: сказка про репку

    Для чего смычки при игре на скрипке натирают канифолью?

Ответ: Для увеличения трения

    Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах на Земле?

Ответ: сила тяготения, действующая со стороны Луны и Солнца на воду морей и океанов.

    Барон Мюнхгаузен, герой известной повести Р.Э. Распе, «привязав» конец веревки к Луне, спускался по ней на землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?

Ответ: герой рассказа никак не мог бы скользить по веревке к Земле, этому препятствовала бы сила притяжения его к Луне.

    Зачем при спуске телеги с крутой горы иногда одно колесо подвязывают веревкой так, чтобы оно не вращалось?

Ответ: чтобы увеличить силу трения

Физкультурная пауза. (Мотивация: Чтобы ощущать себя комфортно в этом мире, человек должен любить себя. Но под «любить себя»- разумный человек подразумевает: «заботиться о своем здоровье». Я предлагаю вам несколько упражнений для снятия усталости. Людям, занимающимся умственной деятельностью, этот комплекс упражнений помогает повысить работоспособность, звучит музыка. Переход по гиперссылке к мелодии для физкультминутки).

V . Решение расчетных задач по уровням сложности

Решите данные задачи, получив ответ, вставьте букву стоящую возле задания в данную таблицу. В результате правильного решения задач вы сможете прочитать имя английского ученого. (ответ: Ньютон)

I группа

    На тело действуют две силы 400 Н и 600 Н, направленные по одной прямой в противоположные стороны. Определите равнодействующую сил. (ответ: R = 200 Н)

    Какая сила тяжести действует на зайца, если его масса равна 6 кг.

    На мопед действует сила тяжести, равная 390 Н. Какова масса мопеда?

    Жесткость прорезиненного жгута 7,2 · 10 4 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН?

    Масса машины вместе с грузом 7 т, ее двигатель развивает силу тяги 35 кН. Найдите коэффициент трения между ведущими колесами машины и дорогой (считать, что машина движется равномерно).

    В бидон массой 1 кг налили 5 л керосина. Какую силу нужно приложить, чтобы приподнять бидон? (ρ бензина = 800 кг/м 3 )

II группа

    На тело действует две силы 300 Н и 500 Н, направленные вдоль одной прямой в одну сторону. Определите равнодействующую сил. (ответ: R =800 Н)

    Масса чугунного столба 200 кг. Вычислите силу тяжести, действующую на столб.

    Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.

    Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках. Коэффициент трения 0,02. Определите силу трения коньков о лед.

    С какой силой растянута пружина, к которой подвесили брусок из латуни размером 10х8х5 см? (ρ латуни = 8500 кг/м 3 )

    Под действием силы 320 Н пружина амортизатора сжалась на 9 мм. На сколько миллиметров сожмется пружина при нагрузке 1,6 кН?

III группа

    Три силы направлены по одной прямой: влево 16 Н и 2 Н, вправо 20 Н. Найдите модуль равнодействующей этих сил и ее направление.

    Какая максимальная сила возникает при столкновении двух вагонов, если буферные пружины сжались на 4 см? Жесткость пружин 8000 Н/м.

    Сила тяжести, которая действует на тело, равна 10 кН. Какова масса тела? (ответ: 1 тонна)

    При равномерном движении по столу деревянной дощечки с гирей массой 2 кг динамометр показывает силу 9 Н. Определите коэффициент трения дощечки по столу.

    Сила 12 Н сжимает стальную пружину на 7,5 см. Какой величины силу нужно приложить, чтобы сжать эту пружину на 2,5 см? (Ответ: 4 Н)

    Тонкая спиральная пружина, для которой справедлив закон Гука, подвешенная вертикально на закрепленной опоре, растягивается под действием силы 160 Н на 72 мм. На пружину подействовали дополнительно силой 120 Н. Определите удлинение спирали.

VI . Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с

1 строка - название синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл на тему синквейна.
5 строка – вывод, одно слово, существительное. (ассоциация с первым словом).

I группа (Сила упругости)

Сила

Упругая, деформирующая

Сжимает, растягивает, изгибает, скручивает

Возникает при деформации тела

Закон Гука

II группа (Сила тяжести)

Сила

Всемирная, известная

Притягивает, действует, изменяет

Тело притягивается к Земле

Закон Ньютона

III группа (Сила трения)

Сила

Скользящая, шероховатая

Движется, препятствует, давит

возникающая при соприкосновении одного тела с другим

динамометр

VII . Оценивание

Оценочный лист

Ф.И.

Обсуждение

Активность

Выступление

Ответы на вопросы

Задача I уровня (1 балл)

Задача II уровня (2 балла)

Задача III уровня (3 балла)

Итого баллов

Оценка ученика

Оценка учителя

Разбалловка: от 11 – 5

7-10 – 4

3-6 – 3

0-2 – 2

Критерии: отлично - 3 балла

хорошо – 2 балла

удовлетворительно – 1 балл

неудовлетворительно – 0 баллов

VIII . Задание на дом.

Составить тест по пройденному материалу

Игра - прощание

Задача: попрощаться друг с другом, уйти с занятия с позитивным настроем.

Инструкция:

Участники тренинга стоя в кругу должны рассчитаться на первый, второй. Первые номера встают во внешний круг, вторые – во внутренний и поворачиваются друг к другу лицом, выполняя следующие действия:

Милый друг! – Здороваются за руки.

С тобой хорошо! – Хлопают по плечу друг друга.

Но надо идти. – Дергают за ухо друг друга.

Я буду скучать! - Кладут руки себе на сердце.

Но мы ведь встретимся? – Разводят руки в стороны.

Хорошо! – Обнимаются.

Пока! – Машут друг другу рукой.

Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.

Задачи:

  1. познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
  2. организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
  3. привлечь педагогов города к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.

В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация (Приложение 1) "Синквейн на уроках физики", созданная преподавателями специально для проводимого мастер-класса. Однако любой учитель-предметник, классный руководитель может использовать презентацию в качестве учебного пособия при знакомстве с данным методом.

Ход мероприятия.

Рубцова Л.Г.

Хочется начать с того, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей. Мы очень активно работаем в параллели не первый год, благо собрались вместе разные учителя-предметники: математик, физик, филолог. Кстати сказать, в прошлом выпуске с нами ещё работали историк и учитель иностранного языка. Начиная с пятого класса, мы часто проводим для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя сегодня маленькое, но открытие.

Впервые с понятием "синквейн" я столкнулась в 2006 году, прочитав в методической газете "Литература. Первое сентября" об использовании синквейна на уроках литературы.

Что же такое синквейн?

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.

Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Дидактический синквейн

  • 1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • 2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • 3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • 5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Что мы и сделали в 2006 году. При подготовке к выпускному вечеру, школьники создали на уроках информатики мультимедийную энциклопедию "От А до Э".Каждому выпускнику была посвящена отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн, составленный одноклассником.Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно "испытать" его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.

В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.

Пахыч.
Добрый, отзывчивый.
Учусь, живу, радуюсь.
Всегда помогу в беде.
Скромняга.
Чистоколов Павел, 7В

Сашка.
Энергичная, жизнерадостная.
Всегда помогает, понимает, поддерживает.
Чувство локтя!
Подружка.
Караваева Ксения, 7А

Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.

В своей работе учителя-словесника я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой – я-то понимаю, что настоящая литература есть что-то живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми всё-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определённой технологией.

Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы. Данный метод представляется нам удачным на уроках физики, биологии, географии и т.д. Передаю слово учителю физики Абрамовой О.А.

Абрамова О.А.

Уже второй год я использую этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Физика.
Нужная, интересная.
Исследует, развивает, помогает думать.
Физика-наука о природе.
Законы.
Чикинов Илья, 7А

Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

Молекула.
Маленькая, подвижная.
Движется, притягивается, отталкивается.
Молекула – это то, из чего состоит вещество.
Частица.
Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала.Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

Манометр.
Жидкостный, металлический.
Измеряет, уточняет, работает.
Служит для измерения давления.
Прибор.
Тихонова Анна, 7В

Закон сохранения и превращения энергии.
Нужный, полезный.
Превращается, сохраняется, не изменяется.
Энергия превращается из одного вида в другой.
Один из основных законов природы.
Изотова Римма, 8В

Температура.
Измеряемая, зависимая.
Повышается, понижается – изменяется.
Степень нагретости тела.
Величина.
Козлов Александр, 8А

В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн по такому понятию, как "сила".

Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.

(Двигатель внутреннего сгорания) .
Распространенный, тепловой.
Впускает, сжимает, работает, выпускает.
Превращает внутреннюю энергию в механическую.
Машина.

(Тепловое движение).|
Беспорядочное, изменяемое.
Колеблются, движутся, ускоряются.
Температура зависит от скорости.
Движение молекул.

Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!

Урок предполагает работу в группах по 4-5 человек (5 групп). Каждая группа получает определенное задание, выполняет его, результаты заносит в таблицу и делает вывод. Затем группы отчитываются о результатах и делается общий вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка конспекта урока по физике

В 7 классе по теме

« Изучение архимедовой силы»

с приложением технологической карты урока

Миронова Светлана Николаевна

учитель физики МБОУ

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 1»

2016

Конспект урока по теме «Архимедова сила»

7 класс

Цели урока:

Образовательная : установить, от каких факторов зависит выталкивающая сила; выяснить условия плавания тел.

Развивающая – развивать умение учиться самостоятельно; развить умение экспериментально определять силу Архимеда при изменении величин; развить умение применять формулу для расчёта архимедовой силы; развивать умения делать выводы на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления.

Воспитательная – формировать положительную мотивацию к изучению физики, приближая учебный материал к жизненным ситуациям; воспитывать самостоятельность с одной стороны и умение работать в команде с другой.

Тип урока: урок - практикум.

Ведущая технология: технология диалогового взаимодействия.

Методы :

По дидактическим целям и средствам обучения:

обучения – эвристический

преподавания – сообщающий

учения – частично-поисковый, исследовательский

По источнику информации:

словесные - беседа, работа с дидактическим материалом;

наглядные - демонстрация, организация наблюдения за процессом эксперимента;

практические – самостоятельная работа в группах (экспериментальные исследования)

Лабораторное оборудование для демонстрации опытов на столе учителя:

Сосуд с обыкновенной водой, сосуд с соленой водой, пробка, шарик из картофеля, шарик из пластилина, лодочка из того же пластилина.

Лабораторное оборудование для проведения опытов на парте учащихся:

Для каждой группы готовится свое оборудование.

Планируемые результаты обучения.

На основе полученных знаний и проведенных исследований уметь объяснять появления Архимедовой силы, зависимости её от объёма тела и плотности жидкости, условия плавания тел, з нать проявление Архимедовой силы в повседневной жизни.

Параметры оценивания знаний обучающихся:

активность работы на уроке;

качество оформления результатов эксперимента.

ХОД УРОКА

I. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга.

И я рада приветствовать вас на уроке, на котором мы продолжим открывать новые страницы физики. Впереди нас ждут интересные открытия.

Готовы?

Да!

Тогда приступим…

II. Целеполагание и мотивация

Урок я начну с отрывка из рассказа А.П. Чехова «Степь». Он поможет сформулировать нам тему урока и цель.

«Егорушка… разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, до дна не достал, какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно вверх».

О какой же силе идет речь?

Она называется Архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Изучение архимедовой силы – пишем тему урока.

А как можно найти величину выталкивающей силы, действующую на Егорушку?

F выт. = Р в возд .- Р в жидкости

Наша Цель?

Выяснить, от чего зависит архимедова сила.

Проблемный вопрос . Предложите, какие факторы будут влиять на значение выталкивающей силы.

Возможные предположения: (гипотезы)

  1. объем тела
  2. плотность тела
  3. форма тела
  4. плотность жидкости
  5. глубина погружения

III. Экспериментальные задания.

Задание первой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры на нитях.

Ход работы:

1. Выпишите плотности тел и сравните их.

2. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндры.

3. Сравните архимедовы силы.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание второй команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, два пластмассовых цилиндра разного объема на нитях.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндры.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание третьей команде.

Оборудование: сосуд с чистой водой, сосуд с соленой водой, сосуд с подсолнечным маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр на нити.

Ход работы:

1. Выпишите плотности данных жидкостей и сравните их.

2. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующую на цилиндр в каждой жидкости.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности жидкости.

Бланк Отчета

Жидкость

Плотность жидкости, кг/м3

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в жидкости, Н

Архимедова сила, Н

Вода чистая

Вода соленая

Растительное масло

Вывод:

Задание четвертой команде.

Оборудование : сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр на нити.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на цилиндр, погружая его на глубину h1, h2, h3.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.

Бланк Отчета

Глубина погружения

Вес цилиндра в воздухе, Н

Вес цилиндра в воде, Н

Архимедова сила, Н

Вывод:

Задание пятой команде.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, тела из пластилина разного объема в форме шара, куба, цилиндра на нитях.

Ход работы:

1. Используя оборудование, определите архимедовы силы, действующие на тела разной формы.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.

Бланк Отчета

Тела

Вес тела в воздухе, Н

Вес тела в воде, Н

Архимедова сила, Н

Шар

Куб

Цилиндр

Вывод:

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске в виде таблицы:

Как будет выглядеть формула, для расчета силы Архимеда?

Fа=pжgvт

Задача у доски:

Чему равна архимедова сила, действующая на тело объемом 134 см 3 в воде и керосине?

Ответ: 1,34 Н; 1,072 Н – Вывод?

IV. Физминутка: учитель читает стихотворение и показывает упражнения, а ребята сидя за ним повторяют.

V. Выяснение условия плавания тел.

Какие силы будут действовать на погруженное в жидкость тело?

Сила тяжести, направленная вертикально вниз, и сила Архимеда, направленная вертикально вверх.

Какими по величине могут быть эти силы?

Больше, меньше или равны друг другу.

Затем устанавливаем поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения этих сил.

Рисунок на доске:

В отрывке из романа Иванова «Русь изначальная» рассказывается как воин-разведчик Ратибор собирается незаметно перейти на другой берег реки. Для этого он взял длинную тростину. «Чтоб дышать под водой. Ноздри и уши пловец закрыл желтым воском… Придерживая тростинку за конец губами, он скрылся под водой и обеими руками поднял камень величиной с коровью голову. Обвязав груз тонкой веревкой, Ратибор устроил петлю для руки».

Каково назначение камня в этом примере?

Тело из пробки плавает в воде;

Шарик из картофеля тонет в воде, но плавает в соленой воде;

Шарик из пластилина тонет в воде, а лодочка из пластилина плавает в воде.

В чем же дело? Почему одни тела плавают, а другие тонут?

Сколько интересного вокруг нас! Давайте попытаемся ответить на некоторые вопросы?

Какова же будет цель нашего следующего задания?

Выяснить условия плавания тел.

Работа в командах.

Задание первой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, медную монету.

3. Сравните архимедовы силы.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание второй команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: железный шарик, кусочек мрамора, тело из оргстекла

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание третьей команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание четвертой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: тело из пробки, деревянный кубик.

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

Задание пятой команде.

Оборудование: сосуд с водой, разные тела.

Ход работы:

1. Опускайте в воду по очереди тела: брусок из парафина, брусок из льда

2. Выясните, какие из них тонут, какие плавают.

3. Сравните архимедовы силы.

4. Результаты наблюдений занесите в бланк отчета.

5. Сделайте вывод, при каком условии тела тонут (плавают) в жидкости.

Бланк Отчета

Вывод:

После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем – на доске:

Ƿт > ƿж – тело тонет

Ƿт ƿж – тело всплывает

Ƿт = ƿж – тело плавает

«…Наш кок отправился искупаться, но залив его не принял. Он высоко подкидывал ноги, и при всем желании глубоко погрузиться в воду не мог. Это повеселило команду и улучшило его дурное настроение…»

Почему кок не мог искупаться в заливе?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, как заставить тело плавать? Ответы детей.

Какие задачи мы перед собой ставили?

1. Выяснить, от чего зависит сила Архимеда.

2. Выяснить условия плавания тел.

Справились ли мы с поставленными задачами?

Какое слово выкрикнул Архимед, когда нашел решение? Э В Р И К А!!!

Рефлексия.

Каждому обучающемуся выдается картинка: ребята должны разукрасить шарик в соответствии с их настроением.

Тело плавает на поверхности – мне урок понравился, потому что я все понял.

Тело плавает внутри жидкости – урок не очень понравился, потому что мне не все было понятно.

Тело утонуло – мне урок совсем не понравился, потому что я ничего не понял.

Домашнее задание:

Написать синквейн на тему «Архимедова сила».

Технологическая карта урока по теме «Архимедова сила»

7 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Универсальные учебные действия

Организационный

Организует деятельность по подготовке к уроку

Готовят рабочее место

Готовность к уроку

Личностные УУД:

нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД:

умение слушать

Целеполагание и мотивация

Отрывок из рассказа А.П.Чехова «Степь»

Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу

(Действие жидкости и газа на погруженное в них тело)

Систематизируют информацию.

Делают предположения.

Формулируют: что требуется узнать.

Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока

Тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость.

Познавательные УУД:

Анализируют, работают самостоятельно

Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний)

Организует проведение экспериментов в группах и обсуждение результатов

1 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от плотности тела.

2 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от объема тела.

3 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от плотности жидкости.

4 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от глубины погружения тела.

5 Группа выясняет зависимость (независимость) Fа от формы тела.

Проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция

Выяснили, что Fа не зависит от плотности тела.

Выяснили, что Fа зависит от объема тела.

Выяснили, что Fа зависит от плотности жидкости

Выяснили, что Fа не зависит от глубины погружения тела.

Выяснили, что Fа не зависит от формы тела.

Проведенный опыт, записанные выводы; вывод о выталкиваю-щей силе делают сами учащиеся

Личностные УУД

Регулятивные УУД Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Первичная проверка понимания

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Решение задачи у доки и сравнение расчетов с результатами опытов.

Понимание основных понятий и материала урока

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли

Физминутка

Читает стихотворение и показывает движения

Повторяют за учителем

Смена деятельности повышает дальнейшую умственную активность и внимательность

Первичное закрепление новых знаний

Создает проблемную ситуацию, которую можно разрешить на основе проведенных экспериментов и сделанных выводов.

1 и 2 Группы выясняют условия, при которых тело тонет

3 и 4 Группы выясняют условия, при которых тело всплывает

5 Группа выясняет условие плавание тела внутри жидкости

Выполняют задание в команде, обсуждают полученные результаты, заполняют бланки отчета и записывают вывод.

Выяснили, что тело тонет, когда плотность тела больше плотности жидкости.

Выяснили, что тело всплывает, когда плотность тела меньше плотности жидкости.

Выяснили, что тело плавает, когда плотность тела примерно равна плотности жидкости. Чем ближе плотность тела к плотности жидкости, тем большая часть тела будет находиться внутри жидклсти.

Через организацию групповой практической работы учащиеся, самостоятельно делают выводы и объясняют полученные результаты

Личностные УУД

Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение работать в команде.

Умение выражать свои мысли

Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний)

Организует обсуждение результатов занятия

Отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока

Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока

Личностные УУД:

Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД:

Умение обобщать, формулировать вывод

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Синквейн по теме «Архимедова сила»

Восприятие, осознание Д/З, запись

Запись учащимися Д/З в дневниках

Личностные УУД:

Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: О рганизация учащимися своей учебной деятельности

Рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся выбрать фразу и выполнить соответствующий рисунок::

Тело плавает на поверхности – мне урок понравился, потому что я все понял.

Тело плавает внутри жидкости – урок мне не очень понравился, потому что не все было понятно.

Тело утонуло – мне урок совсем не понравился, потому что я ничего не понял.

Выбирают фразу и делают рисунок в соответствии с собственной внутренней оценкой

Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях

Личностные УУД :

Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: О рганизация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.


Синквейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся

Синквейн на уроках физики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Цель урока: Раскрыть значение физической теории, познакомить с научным методом познания.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • напомнить понятия «физика», «законы», «опыт», «наблюдение», другие физические термины;
  • познакомить с понятием «синквейн».

2. Воспитательные:

  • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • учить уважительно относиться к мнению других.

3. Развивающие:

  • развивать познавательные интересы, самостоятельность в приобретении новых знаний с использованием дополнительной литературы.

Межпредметные связи. Этот урок связан с такими учебными дисциплинами, как география, биология, экология, математика, астрономия.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные предметы, понятия изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Учитель, при помощи синквейна может увидеть проблемы, возникшие при усвоении учеником данной темы, и, исходя из этого, скорректировать дальнейший ход урока. «Это форма свободного творчества, но по определенным правилам».

Примеры синквейнов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом году. Напоминает технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ. Раздает раздаточный материал – научную статью.

2. Изучение нового материала.

Задание №1.

1.1. Во время чтения вы должны делать следующие пометки на полях:

  • «V» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «–» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «+» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • «?» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

1. 2. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

1.3. Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.

1.4. Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

3. Закрепление материала.

Задание №2. Составить синквейн к слову «физика».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

Пример синквейна к слову «электризация»:

  1. Электризация.
  2. Вредная, полезная.
  3. Притягиваются, трутся, искрятся.
  4. Сообщение телу электрического заряда.
  5. Ей поддаются все тела.

Пример синквейна к слову «физика»:

  1. Физика.
  2. Фундаментальная, макроскопическая.
  3. Изучает, описывает, формулирует.
  4. Область естествознания, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
  5. Наука.

4. Задание на дом.

Введение, §1, §2, выписать в тетрадь и выучить определения.

Физика

Интересная, Загадочная

Выдвигает, проверяет, обучает.

Науки делятся на физику и собирание марок.

Нужно

Физика

Нужная, противная

Не люблю, плачу, зубрю

Прорвемся

Физика.

Занимательная, экспериментальная

Развивается, уточняется, учит.

Физика – мать естественных наук.

Учись

Физика

Точная, умная.

Интересоваться, любопытствовать, думать, мечтать.

Наука связанная со всеми науками.

Загадочно

Физика

Точная, интересная.

Изучает, обучает, открывает

Наука об окружающем мире

Работа

Физика

Сложная, занимательная

Учит, познавать, помогает

Помогает познавать мир.

Сложная

Физика

Занимательная, интересная

Смотреть, искать, делать.

Физика – вокруг нас.

Мир

Физика

Важная, интересная

Изучает, объясняет, развивается

Важная наука, изучающая самые глубокие законы природы.

Жизнь вокруг нас.

Физика

Динамично, инертно

Двигаться, электризоваться, притягивать

Все в мире относительно

Природа.

Физика

Объективна и точна

Вычисляет, помогает, определяет

Полезная естественная наука.

Интересна.

Физика.

Интересна, полезна.

Объясняет, дает знать, Развивает

Рассказывает о том, как устроен мир

Необходима

Физика

Сложная, интересная

Смотри, познавай, удивляйся

Просто изучай этот мир

Эксперимент

Физика

Интересная, сложная

Изучай, думай, понимай

Физика изучает законы природы

Физика

Физика

Тяжелая, интересная.

Учи, познавай, думай

Очень необычная наука, изучающая законы природы.

Физика

Интересная, занимательная

Знать, учить, понимать

Благодаря ей, новые изобретения.