Главная · Бронхит · Температурный лист. Раздача лекарственных средств пациентам лечебного отделения Раздача лекарственных средств

Температурный лист. Раздача лекарственных средств пациентам лечебного отделения Раздача лекарственных средств

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б-10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами - одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно - средства для подкожного введения;
  • около мазей - присыпки и порошки, тут же - пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4-5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) - десертными (8-10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15- 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других - предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников - лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось - появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах. Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия - отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» - древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

Медицинская сестра обязательно должна помнить:

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.

Правила раздачи лекарственных средств:

  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.
  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.
  3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).
  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи, (с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.
  1. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).
  2. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.
  3. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях - киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизмененном виде.

    Запомните! Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных форм часто значительно изменяет действие лекарственного препарата.

Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде (если это разрешено в аннотации). Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). При раздаче этих лекарственных форм удобнее пользоваться градуированной мензуркой.

Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например 0,1-процентный раствор атропина сульфата) назначают в каплях.

Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, то пипеткой (отдельной для каждого флакона!) отмеривают в мензурку нужное количество капель, добавляют немного воды и дают выпить пациенту. Жидкость, оставшуюся в пипетке, выливают.

В амбулаторных условиях и дома пациент принимает лекарственное средство самостоятельно. Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, сестра обучает пациента и/или членов его семьи. Перед обучением, нужно определить:

  • способность к обучению;
  • желание обучаться.

Кроме техники приема (введения), необходимо уточнить, знает ли пациент:

  • цель приема назначенного лекарственного средства;
  • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;
  • как поступить при наступлении побочных явлений;
  • способ и время приема;
  • чем запивать лекарственное средство;
  • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;
  • о необходимости исключить алкоголь;
  • предполагаемую продолжительность лечения;
  • последствия несоблюдения схемы лечения;
  • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарств, которые ему не были назначены).

Если пациент не имеет всей необходимой информации, это может привести к несоблюдению режима приема (введения) лекарственного средства. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, часто забывают постоянно принимать одно или несколько лекарственных средств, или боятся их принимать. Для этого необходим контроль эффективности лекарственной терапии со стороны медицинской сестры.

Энтеральный путь — введение лекарственных веществ через желудочно-кишечный тракт.

ПЕРОРАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ (рerоs)

Введение лекарственных веществ через рот (рerоs) является наиболее распространенным. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонком кишечнике, через систему воротной вены попадая в печень (в печени возможна их инактивация) и затем в общий кровоток.

Преимущества перорального пути введения:

Этим путем можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои, экстракты, настойки и др.).

Простота и доступность.

Не требует соблюдения стерильности.

Не требует специально подготовленного персонала.

Недостатки перорального пути введения:

Частичная инактивация лекарственного средства в печени.

Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологического состояния организма.

Медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте (действие веществ начинается обычно через 15 – 30 минут, возможно разрушение под действием пищеварительных ферментов).

Введение лекарственных веществ через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.

Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо немедленное действие лекарственных средств.

Возможность неблагоприятного действия на слизистую оболочку желудка и кишечника.

СУБЛИНГВАЛЬНЫЙ ПУТЬ ВВЕДЕНИЯ

Сублингвальный путь введения — применение лекарственных веществ под язык (sub1iпgua).

При данном пути введения лекарственные вещества хорошо всасываются через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро (через несколько минут) попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь пищеварительными ферментами.

Но этим путем пользуются сравнительно редко, так как всасывающая поверхность подъязычной области мала и под язык можно назначить только очень активные вещества, применяемые в малых количествах (например, нитроглицерин по 0,0005г, валидол 0,06г).

РАЗДАЧА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПАЦИЕНТАМ

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости лекарственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

Алгоритм действия

Раздача лекарственных веществ пациентам

Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства непосредственно у постели пациента, согласно назначений врача.

Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии.

Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наиболее оптимальным, так как:

медсестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;

исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следующее:

Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

Препараты, назначенные пациенту “натощак”, должны быть приняты за 20-60 мин. до завтрака.

Снотворные принимаются за 30 мин. до сна.

Нитроглицерин, валидол (при необходимости) хранятся у пациента на тумбочке постоянно.

Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками.

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответ­ствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их други­ми. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости ле­карственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

Алгоритм действия

Раздача лекарственных веществ пациентам

1. Поставьте на передвижной столик емкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, листки назначений.

2. Переходя от пациента к пациенту, раздайте лекарственные средства непосредственно у постели пациента, согласно назначений врача.

3. Давая лекарственное средство пациенту, предоставьте ему необходимую информацию.

4. Научите пациента принимать различные лекарственные формы перорально и сублингвально.

5. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии.

Данный порядок раздачи лекарственных веществ является наиболее оптимальным, так как:

· медсестра контролирует прием пациентом лекарственного препарата;

· медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарственном веществе;

· исключены ошибки при раздаче лекарственных средств.

При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следующее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищеварения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Препараты, назначенные пациенту “натощак”, должны быть приняты за 20-60 мин. до завтрака.

5. Снотворные принимаются за 30 мин. до сна.

6. Нитроглицерин, валидол (при необходимости) хранятся у пациента на тумбочке постоянно.

7. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользоваться градуированными мензурками.

Алгоритм введения ректальной суппозитории

1. Проинформируйте пациента о назначенном ему лекарственном препарате и о ходе манипуляции.

2. Достать упаковку с суппозитариями из холодильника, прочитать название.

3. Отгородить пациента ширмой (если в палате есть другие пациенты).

4. Наденьте перчатки.

5. Пациента уложите на левый бок с согнутыми в коленях и прижа­тыми к животу ногами.

6. Вскройте упаковку и достаньте свечу.

7. Попросить пациента расслабиться.

8. Левой рукой раздвиньте ягодицы.Правой рукой введите узким концом всю свечу в анус, за наруж­ный сфинктер прямой кишки.

9. Попросите пациента лечь в удобное для него положение.

10. Снимите перчатки и погрузите их в дезраствор.

11. Уберите ширму.

12. Спросите пациента через несколько часов была ли у него дефекация.

Ответ на 99 вопрос Расскажите, как осуществляется лабораторные исследования кала: на копрологию, на бактериологический анализ, на яйца глистов. Расскажите, как осуществляется инструктаж пациентов, подготовка посуды, оформление направлений.

Исследование кала на копрологию проводится для получения сведений о переваривающей спо­собности желудочно-кишечного тракта. За 4-5 дней до исследования врач назначает диету с известным химическим составом пищи, и пациента переводят на эту диету. Он не должен принимать слабительное, употреблять красящие продукты, вводить свечи, делать клизмы. Кал берется из несколь­ких участков в чистую стеклянную банку или одноразовую спе­циальную емкость и отправляется в лабораторию, где под микро­скопом в норме имеется небольшое количество клетчатки, мы­шечных волокон, зерна крахмала, мыла, нейтральный жир.

Исследование кала на скрытую кровь проводится при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, для выявления скрытого кровотечения из различных отделов желудочно-кишечного тракта. Пациента на­до подготовить к исследованию. За 3 дня до исследования пациент соблюдает диету, исклю­чающую продукты, содержащие железо, гемоглобин. Из употреб­ляемых продуктов исключают: рыбу, птицу, мясо, субпродукты, гречку, сою, яблоки, салат, шпинат, а также окрашенную пишу (свекла) и препараты железа и висмута. Нельзя чистить зубы, чтобы не травмировать десны (рот толь­ко полоскать). Кал в небольшом количестве берется деревянным шпателем в чистую сухую стеклянную банку. В лаборатории проводится реакция с бензидином (реакция Грегерсена), кото­рая очень чувствительна на железо.

Исследование кала на яйца гельминтов, на лямблии и другие простейшие проводится для выявления частей и яиц гельминтов, лямблий и других простейших. Кал берется из нескольких мест из по­следней порции и доставляется в лабораторию. Кал на опреде­ление лямблий доставляется в лабораторию (обязательно) теп­лым.Если результат анализа отрицательный, а есть клиника гельминтоза, то анализы повторяются не менее 3 раз.

Сбор кала на бактериологическое исследование. Проводится длявыявления патогенной флоры в кале. В связи с этим нельзя принимать антибактериальные препараты, если они принимались, то после их приема должно пройти не менее 8 часов. Забор кала на посев непосредственно из прямой кишки проводиться медсестрой петлей и помещается в пробирку со специальным раствором (глицериновой смесью).

Забор кала анализа на глисты: кал собирается после самопроизвольной дефекации (нельзя проводить исследование после клизмы!) в универсальный транспортный контейнер, в объеме, равном 1/2 чайной ложки из различных мест разовой порции. Следует избегать примеси мочи и выделений из половых органов.
Ответ на 65 вопрос
1. Поместить изделие в соответствующую емкость для дезинфекции на время указанное в инструкции по применению.

2. Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирующим средством, вымыть руки.

3. Сделать отметку на бирке о времени начала дезинфекции, поставить Ф.И.О. медицинской сестры.

4. По окончанию дезинфекции надеть перчатки, извлечь изделие из емкости и тщательно прополоскать в проточной воде (не менее 30 секунд), высушить.

5. Снять перчатки, вымыть руки.

6. Сделать отметку на бирке о времени окончания дезинфекции, поставить Ф.И.О. медицинской сестры.

Дезинфекция, резиновые грелки, пузыри для льда

Протирание ветошью, смоченной в 1% растворе хлорамина. Осуществляют дважды с интервалом 10-15 минут.

Дезинфекция, наконечники

Обеззараживание в одном из следующих дезинфицирующих растворов:

  • 3% раствор хлорамина - 60 мин.;
  • 0,05% раствор нейтрального анолита - 30 мин.;

затем ПСО, промывание дистиллированной, подсушивание в крафт-пакетах, передача в ЦСО на стерилизацию/автоклавирование при 1,1 атм и 120 градусов в течение 45 мин.

Ответ на 2 вопрос.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования или разрыв путей передачи от источника инфекции к восприимчивому организму, а так же предотвращения экзо и эндогенного инфицирования этого восприимчивого организма.

Комплекс включает:

· Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

· Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

· Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

Текущая дезинфекция объектов внутрибольничной среды в окружении больного проводится с момента выявления у больного внутрибольничной инфекции и до выписки (или перевода в другое отделение/стационар).
В ходе текущей очаговой дезинфекции проводится систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: изделий медицинского назначения, предметов ухода, посуды, белья, поверхностей в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В, дезинсекция и дератизация. При текущей дезинфекции проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала, инъекционного поля.

Этапы текущей дезинфекции помещений ЛПУ:

· Надеть спецодежду для уборки (халат, шапочку, передник, перчатки, тапочки).

· Нанести рабочий раствор дезинфектанта.

· Смыть чистой водой.

· Уборочный инвентарь подвергнуть дезинфекции: тряпку, ветошь замочить в дез. растворе в раздельных емкостях, прополоскать, высушить.

· Снять использованную спец. одежду.

· Провести гигиеническую антисептику рук.

· Надеть чистую спецодежду.

· Включить кварц на 30 минут, проветрить 15 минут.

Ответ на 4вопрос. Способы передачи инфекций в ЛПУ:

Механизм передачи Пути передачи Факторы передачи
1. Контактный передача возбудителя осуществляется при попадании его на кожу или слизистые (как правило, с микротравмами) · Прямой – через слизистые оболочки и кожные покровы · Непрямой – через промежуточный объект Кожные покровы Слизистые оболочки Предметы обихода
1а. Артифициальный(искусственный) вариант контактного, но заражение происходит не в естественной среде · Инструментальный · Гемотрансфузионный · Имплантационный · Парентеральный · Аппаратный инструменты препараты крови протезы в/в растворы, ЛС аппараты ИВЛ
2. Аэрозольный передача возбудителя осуществляется путем его вдыхания · Воздушно-капельный капли секрета дыхательных путей частички пыли
3. Фекально-оральные механизм проникновения возбудителя из кишечника больного, через рот в организм другого человека · Контактно-бытовой · Водный · Пищевой загрязненные руки предметы обихода вода продукты питания
4. Вертикальный · Трансплацентарный
5. Трансмиссивный передача возбудителя насекомыми-переносчиками

Входные ворота инфекции:

· дыхательные пути;

· желудочно-кишечный тракт;

· мочеполовые пути;

· кожа и слизистые;

· трансплацентарные сосуды.

Группы риска ВБИ (внутрибольничной инфекции):

1) пациенты без определенного места жительства, мигрирующее население, с длительными не долеченными хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями, не имеющие возможность получать специальную медицинскую помощь;

2) лица, которым:

Назначена терапия подавляющая иммунную систему (облучение, иммунодепрессанты);
- проводятся сложные диагностические, операционные вмешательства;

3) родильницы и новорождённые, особенно недоношенные и переношенные;

4) дети с врождёнными аномалиями развития, родовой травмой;

5) пациенты, посетители и родственники, ухаживающие за тяжелобольными в хирургических, урологических, реанимационных отделениях, отделениях гемодиализа и т.д.;

6) медперсонал МО (медицинских организаций).

7) пациенты хирургических, урологических, реанимационных отделений.

Факторы, влияющие на возникновение ВБИ:

Снижение сопротивляемости организма;

Распространение антибиотикорезистентных штаммов микро­организмов;

Увеличение удельного веса пожилых пациентов, ослаблен­ных;

Несоблюдение правил инфекционной безопасности при ухо­де за пациентами;

Увеличение инвазивных (повреждающих целостность тканей организма) манипуляций;

Перегрузка лечебно-профилактических учреждений;

Устаревшее оборудование и т.д.

Ответ на 8вопрос.

Биомеханика – наука, изучающая правила механического движения тела в живых системах. Живыми системами могут быть:

· целостная система - человек;

· его органы и ткани;

· совершающая совместные действия группа людей.

В медицине биомеханика изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной систем и вестибулярного аппарата, направленных на поддержание равновесия и обеспечение наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: при ходьбе, подъеме тяжести, наклоне, в положении сидя, стоя, лежа. Правильная биомеханика тела обеспечивает наибольшую эффективность движения с наименьшим напряжением мышц, расходом энергии и нагрузкой на скелет.

Правила биомеханики

В положении стоя:

1. Равновесие более устойчиво, если увеличить площадь опоры. В положении стоя расстояние между стопами должно быть 30см, одну стопу необходимо немного выдвинуть вперед.

2. Более устойчивым равновесие будет при смещении центра тяжести ближе к площади опоры. Это достигается небольшим сгибанием ног в коленях.

· плечи и бедра в одной плоскости;

· спина прямая;

· суставы и мышцы нижних конечностей выполняют максимальную работу при движении, щадя позвоночник.

4. Поворачиваться всем телом, что предотвратит опасность нефизиологичного смещения позвоночника.

В положении сидя:

1. Колени должны быть чуть выше бедер, что позволит перераспределить массу тела и уменьшит нагрузку на поясничный отдел позвоночника.

2. Спина должна быть прямой, а мышцы живота напряженными.

3. Плечи должны располагаться симметрично бедрам.

4. Поворачиваться, находясь в положении сидя, следует всем корпусом.

Эргономика – наука о взаимосвязи людей и окружающей среды в целях безопасного труда.

При выборе стула необходимо учитывать:

· спинка стула должна располагаться под углом 3-5 0 по отношению к сидению;

· уровень верхней планки спинки расположен под лопатками;

· 2/бедра должны располагаться на сидении;

· ноги должны доставать до пола, стопы свободны, при необходимости использовать подставку.

При поднятии тяжести следует:

· располагать ноги на ширине плеч, одну ногу выдвинуть вперед;

· сгибать ноги в коленях;

· держать спину прямо;

· при повороте сначала поднять груз, затем плавно повернуться, не сгибая туловище;

· поворачиваться всем телом;

· не делать резких движений;

· использовать эргономические приспособления;

· по возможности подъем тяжести заменять перекатыванием, поворотом – это уменьшит мышечную работу и нагрузку на позвоночник.

При поднятии (перемещении) пациента следует:

· убедиться каково состояние и масса тела пациента, сможет ли оно помочь, имеются ли у пациента дренажи или капельницы, нужен ли помощник;

· создать безопасную обстановку – убрать лишние предметы, поставить кровать или каталку на тормоз, поднять или опустить кровать;

· выбрать самый лучший способ удерживания пациента;

· выбрать вспомогательные средства поднятия;

· подойти к пациенту как можно ближе;

· держать спину прямо;

· убедиться, что бригада и пациент выполняют движения в одном ритме.

Одежда и обувь медицинской сестры должны быть удобными и не ограничивать движения.

Ответ на 10 вопрос.

Виды режимов двигательной активности

Режим физической активности пациенту назначает врач в зависимости от тяжести заболевания.

Строгий постельный - пациенту запрещается самостоятельные движения, в том числе смена положения в постели. Все гигиенические мероприятия, кормление осуществляется только с помощью медсестры. Лечебные и диагностические манипуляции проводятся в постели. Назначается в острую фазу при инфарктах миокарда, переломах позвоночного столба и других заболеваниях с целью создания больному наибольшего покоя.

Постельный – назначается с целью повышения двигательной активности по мере улучшения состояния пациента. Разрешается самостоятельно или с помощью медицинского персонала выполнять ряд активных движений конечностями, принимать пищу, переворачиваться в постели, выполнять туалет, переходить в положение сидя, затем сидеть на краю кровати, свесив ноги. В дальнейшем возможны лёгкие гимнастические упражнения в постели под присмотром медсестры. Пациент испытывает ограничения в удовлетворении своих потребностей. Медсестра побуждает его к самостоятельности и помогает ему в мероприятиях по уходу за собой.

Палатный(полупостельный) – назначается при показаниях к расширению двигательной активности пациента. Разрешаются сидеть, вставать, осторожно перемещаться в пределах палаты, самостоятельный уход в пределах палаты.

Общий(свободный) – назначается при показаниях к тренирующему воздействию физических нагрузок. Позволяется дозированная ходьба, подъем по лестнице, прогулки по территории ЛПУ, полный уход за собой.

Наблюдение за соблюдением режима двигательной актив­ности пациентом - обязанность медсестры. Нарушение ре­жима может повлечь неблагоприятные последствия для паци­ента - падение, расхождение швов в послеоперационном пе­риоде. Поэтому пациент должен четко соблюдать двигатель­ную активность, прописанную лечащим врачом, особенно при постельном и строгом постельном режимах.

Ответ на 13вопрос.

ВБИ - это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении.(по определению ВОЗ, 1979г.).

Инфекционный процесс – сложный многокомпонентный процесс (цепочка событий) взаимодействия инфекционных патогенных агентов с макроорганизмом, с развитием в последующем комплекса морфологических и иммунологических изменений.

Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира. Бурные темпы роста лечебных учреждений, создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования, применение новейших препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, искусственное подавление иммунитета при пересадке органов и тканей - эти, а также многие другие факторы усиливают угрозу распространения инфекций среди пациентов и персонала лечебных учреждений.

Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что ВБИ значительно удлиняют срок пребывания больных в стационарах.

Профилактика ВБИ в ЛПУ:

  1. Сведение к минимуму возможность заноса инфекции, своевременное выявление и изоляция заболевших, или подозрительных на инфекцию.
  2. Исключение выноса инфекции за пределы ЛПУ.
  3. Соблюдение режимов дезинфекции и стерилизации изделий медицинского назначения.
  4. Соблюдение действующих нормативных документов.
  5. Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур.
  6. Соблюдение требований к санитарному состоянию помещений ЛПУ (ремонты, уборки, проветривание, кварцевание, борьба с насекомыми).
  7. Контроль за гигиеническим содержанием пациентов (смена белья, уход за кожей и слизистыми).
  8. Контроль за посещением пациентов, за передачами, за хранением пищевых продуктов с целью недопущения токсикоинфекции.
  9. Обеззараживание рук персонала, соблюдение техники безопасности при работе с биологическими объектами.
  10. Контроль за состоянием здоровья персонала.

Ответ на 15вопрос.

Алгоритм действий м/с при осуществлении генеральной уборки помещений ЛПУ и сроки проведения:

1. Генеральная уборка осуществляется с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организаций.

2. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

3. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных, манипуляционных, стерилизационных, и других помещений с асептическим режимом проводится один раз в неделю. В день проведения генеральной уборки в оперблоке плановые операции не проводятся.

4. Для проведения генеральной уборки персонал должен иметь специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый фартук и др.), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.

5. При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносят на стены путем орошения или их протирания на высоту не менее двух метров (в операционных блоках - на всю высоту стен), окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания (персонал должен провести смену спецодежды) все поверхности отмывают чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной (питьевой) водой, а затем проводят обеззараживание воздуха в помещении.

6. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат. Уборочный инвентарь для пола и стен должен быть раздельным, иметь четкую маркировку, применяться раздельно для кабинетов, коридоров, санузлов.
При невозможности использования одноразовых тканевых салфеток, многоразовые салфетки подлежат стирке.

7. Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещении или шкафу вне помещений рабочих кабинетов.

8. С целью снижения обсемененности воздуха до безопасного уровня применяются следующие технологии:
- воздействие ультрафиолетовым излучением с помощью открытых и комбинированных бактерицидных облучателей, применяемых в отсутствии людей, и закрытых облучателей, в том числе рециркуляторов, позволяющих проводить обеззараживание воздуха в присутствии людей, необходимое число облучателей для каждого помещения определяют расчетным путем согласно действующим нормам;
- воздействие аэрозолями дезинфицирующих средств в отсутствии людей с помощью специальной распыливающей аппаратуры (генераторы аэрозолей) при проведении дезинфекции по типу заключительной и при проведении генеральных уборок;
- применение бактериальных фильтров, в том числе электрофильтров.

Ответ на 16вопрос.

Инфекционный контроль (ИК) определяется как система эффективных организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения госпитальных инфекций, базирующаяся на результатах эпидемиологической диагностики.

Целью инфекционного контроля является снижение заболеваемости, летальности и экономического ущерба от госпитальных инфекций.

Санитарно - эпидемиологический режим в ЛПУ – это комплекс мероприятий, осуществляемый в больнице с целью предупреждения ВБИ и создания оптимальных гигиенических условий пребывания больных и быстрейшего их выздоровления.

Порядок проведения уборки помещений ЛПУ – определенную роль в предупреждении ВБИ играют мероприятия, направленные на снижение микробной обсемененности поверхностей и воздуха в помещениях ЛПУ. Поэтому санитарная обработка помещений и использование УФ-лучей (комбинированная дезинфекция) – один из важных компонентов санитарно-эпидемического режима любого ЛПУ.

Под санитарной обработкой поверхностей в помещении ЛПУ подразумевают очистку пола, стен, окон, дверей, жесткой мебели, поверхности аппаратов, приборов, оборудования от пыли, грязи, субстрактов биологического происхождения.

Основные действующие документы, регламентирующие соблюдение инфекционной безопасности:

1. СанПин 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В».

2. Приложение к СанПину 3.1.1.2341-08 «Группы людей с высоким риском заражения вирусом гепатита В, подлежащие обязательному обследованию на HBsAg в крови методом ИФА».

3. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

4. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».

5. СанПиН 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».

6. СанПиН 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

7. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

8. Федеральный закон №77-ФЗ от 18.06.2001 «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 8 ноября 2001 г. N 31 «О введении в действие санитарных правил».

10. Приказ Минздрава СССР N 408 от 12 июля 1989 г «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране ».

11. Приказ Минздрава СССР N 720 от 31 июля 1978 г «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».

12. Приказ МЗ РФ N 342 от 26 ноября 1998 г «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом».

13. Приказ № 806 от 07.10.92г. «О мерах предупреждения профилактического заражения мед. работников ВИЧ и гепатитом В»

14. Приказ МЗ РФ N 123 от 17 апреля 2002 г «Об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни».

15. Приказ Минздрава СССР N 770 от 10 июня 1985 г «О введении в действие отраслевого стандарта ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы».

16. Приказ МЗ РФ N 330 от 5 августа 2003 г «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ».

Ответ на 20 вопрос.

Предстерилизационная очистка - удаление белковых, жировых, лекарственных загрязнений, в том числе невидимых, дезинфицирующих средств перед проведением стерилизации.

Раздача лекарств производится медсестрой в строгом соответ­ствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет права сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их други­ми. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи, или появились признаки непереносимости ле­карственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.

1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.

2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи,

(с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.

5. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено

обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).

6. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.

7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.



При раздаче лекарственных средств нужно учитывать следую­щее:

1. Лекарственные средства чаще даются внутрь до еды за 15-30 мин., т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.

2. Препараты, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (препараты железа, ацетилсалициловая кислота, раствор кальция хлорида и др.) принимают после еды через 15-30 мин.

3. Ферментативные препараты, улучшающие процессы пищева­рения (фестал, панзинорм, сок желудочный и др.), даются пациенту во время еды.

4. Настои, отвары, растворы, микстуры, назначаются обычно столовыми ложками (15 мл), в условиях стационара удобно пользо­ваться градуированными мензурками.

5. Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (на­пример, 0,1% раствор атропина, сульфата, настойка пустырника) на­значают в каплях. Если во флаконе с лекарственным веществом нет вмонтированной капельницы, то используют пипетки. Для каждого лекарственного вещества отдельная пипетка!

6. Пилюли, драже, капсулы, таблетки, содержащие железо, при­нимаются в неизменном виде не разжёвывая, запивая небольшим количеством воды.

7. Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде.

8. Антибиотики предпочтительнее принимать до еды.

9. Гипогликемические средства (корректируют уровень глюкозы) принимать до еды или во время еды.

10. НПВС следует принимать после еды, так как они раздражают слизистую оболочку желудка.

11. Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). Удобнее пользоваться в этих случаях градуированной мензуркой.

5.2 Демонстрация заполнения документации, раздачи лекарственных средств для энтерального введения .

ОБРАЗЕЦ №1 Накладная (требование) для получения лекарственных средств из аптеки. ____________________ УТВЕРЖДАЮ: АПТЕКА № 123 Иванова И.И. ___________________ ______________________ Отделение, склад, аптека Подпись руководителя учреждения НАКЛАДНАЯ (ТРЕБОВАНИЕ) №_27_____ «1»__1____2015 г. Основание(цель) Для лекарственной терапии Через кого Старшая м/с Гаврилова Т.Ю Кому_______4 Городская Клиническая Больница 1 тер отделение ___ № и название отделения (службы)

Наименование, сорт, размер, фасовка, дозировка. Единица измерения Номенклатур- ный № Количество затребовано Количество отпущено Цена сумма
Анальгин в таб. 0,5г №10 Упаковка. 10
Трентал в таб. 400 мг №30 Упаковка. 20
Р-р Димедрола 1%-1,0 мл в ампул.№10 Упаковка. 10
Кавинтон в таб. 10 мг.№30 Упаковка. 15
Р-р Глюкозы 0,5%- 500 мл Флакон. 30
Р-р вит. « С» 1%-2мл в ампул.№10 Флакон. 20
Имодиум в капс. 2 мг №20 Упаковка. 20
Р-р Натрия Хлорида 0,9%- 5,0 мл №10 Упаковка 40
Марля по 5 метр Упаковка. 50
Бинт 7/14 Штук. 50

ОБРАЗЕЦ №2 Форма листа врачебных назначений:

Назначения Исполн. Отметки о назначении и выполнении
Дата
Режим
Диета
Врач
Сестра
Врач
Сестра