Главная · Бронхит · Тяжелая промышленность. Тяжелая промышленность китая

Тяжелая промышленность. Тяжелая промышленность китая

Китайская экономика занимает второе место в мире по объёму годового ВВП и паритету покупательной способности после США. По росту экономики Китай в 2011 году занимал пятое место (9,5%), средний рост за последние 30 лет составляет 10%, иногда достигая 15%. К 2020 году Китай может обогнать по ВВП США. Китай является крупнейшим в мире экспортёром, и вторым по объёмам импортёром после США. По объёму ВВП на душу населения Китай занимает 91-е место в мире. Экономическое благосостояние неоднородно, прибрежные провинции более богаты, а в глубине континента менее развиты.

Бурное экономическое развитие в Китае началось после 1978 года, когда начались либеральные экономические реформы. Ставка была сделана на создание специальных экономических зон с благоприятным налоговым и административным климатом, привлечение иностранных инвестиций и ориентирование производства на экспорт. В Государственной собственности находятся предприятия стратегических отраслей, например, аэрокосмической и оборонной. Сильно влияние государства и в других отраслях, например, в закупке сельскохозяйственной продукции.

Китайский Юань

Официально валюта Китая называется Жэньминьби (народные деньги), но в мире известна по единице измерения - Юань. Разменной монетой являются Цзяо (1 юань = 10 цзяо) и Фэнь (1 цзяо = 10 фэней), фэни практически не употребляются. Символом юаня является латинская буква "игрек" с двумя чертами - ¥, при этом японская иена имеет такой же символ. Курс юаня устанавливается Народным банком Китая относительно валютной корзины.

Юань частично конвертируем. Народный банк Китая позволяет "плавать" цене юаня в небольших пределах около установленного значения. По мнению международных экспертов, курс юаня искусственно занижен на 30-40% для повышения конкурентоспособности китайского экспорта. Развитые страны, прежде всего США, требуют от китайского правительства освободить цену юаня и сделать его полностью конвертируемым. Китай постепенно либерализирует валютную политику, но не спешит с реформами, сохраняя стабильность валютного курса и управляемость экономики.

Отрасли экономики

Сельское хозяйство

Китай является крупнейшим в мире производителем сельскохозяйственной продукции и крупнейшим в мире её потребителем. В сельском хозяйстве заняты около 300 миллионов человек. Для выращивания селькохозяйственных культур используются практически все пахотные земли в стране. Для обработки пригодны лишь 10-15% площади страны. Урожайность довольно высокая из-за интенсивного земледелия. Чуть более, чем половина пахотных земель не орошается, четверть - орошаемые земли и четверть - рисовые поля. Рис - основная сельскохозяйственная культура Китая, по производству которой Китай занимает первое место в мире. Также выращивается много пшеницы, кукурузы, сои, картофеля, сорго, просо, ячменя, табака и чая.

Животноводство также является важной отраслью. Китай занимает первое место в мире по производству свинины, кур и яиц. Имеются значительные стада крупного рогатого скота и овец. Также Китай традиционно является одним из мировых лидеров по вылову рыбы. Большая антропогенная нагрузка на моря и реки привели к тому, что сейчас значительная часть рыбы выращивается в специальных прудах. Большую угрозу для сельского хозяйства представляют экологические проблемы, такие как засухи, наводнения и эрозия почвы. Массовое уничтожение лесов в недавнем прошлом сменяется обширными программами лесовосстановления. Основными поставщиками леса в стране являются северо-восточные и юго-западные провинции.

Из-за развития промышленности в деревнях, сейчас в сельском хозяйстве заняты менее половины жителей деревни. Деревенские жители массово переезжают на заработки в промышленно развитые прибрежные провинции. Сельское хозяйство составляет лишь 13% ВВП КНР.

Добывающая промышленность

В 2004 году Китай добыл более 2 миллиардов тонн угля, 310 миллионов тонн железной руды, 175 миллионов тонн сырой нефти, 41 миллион кубометров природного газа, по 110 тысяч тонн сурьмяных и оловянных руд, 67 тысяч тонн вольфрамовой руды и 64 тысячи - никелевой, 40 тысяч тонн ванадиевой и 20 тысяч тонн молибденовой руды. А также значительное количество бокситов, боритов, гипса, магнезита, марганцевых и цинковых руд. Кроме того, Китай произвел 2450 тонн серебра и 215 тонн золота. На горнодобывающий сектор экономики приходится менее 0,9% работающих, но зато он составляет 5,3% общего промышленного производства.

Несмотря на огромные запасы полезных ископаемых и интенсивную их добычу, быстрая индустриализация страны требует ввоза сырья из-за рубежа. Китай всё активнее закупает полезные ископаемые в США и Австралии, а также активно расширяет добычу в африканских странах. Имеются поставки ископаемых и из Росии и Казахстана. Политика китайского правительства состоит в диверсификации сырьевых поставок.

Энергетика

С 1980 года резко возросло производство энергии, равно как и его потребления. Более 80% энергии вырабатывается тепловыми электростанциями, 17% - гидроэлектростанциями и около 2% - атомными. Большая часть энергетического потенциала в Китае ещё не использована. Основной проблемой энергетики является удалённость основных энергоносителей, которые находятся на севере и западе страны, от потребителей, которые сосредоточены на побережье. Проблемой также является экологичность энергетики. Основным энергоносителем является каменный уголь, который даёт до 75% энергии, и эта доля постепенно снижается. Уголь постепенно вытесняется нефтью и газом, добыча которых растёт.

Угольные электростанции наносят огромный ущерб экологии, из-за чего китайское правительство проводит реформу энергетики. Реформа направлена прежде всего на увеличение доли возобновляемых источников в общем производстве, а также на проведение кампаний по энергосбережению. Возобновляемые источники, за исключением гидроэнергии, вряд ли займут более 5% от общего производства, хотя правительством ставится задача достичь 10% к 2020 году.

Промышленность

Промышленность и строительство составляют 46,8% китайского ВВП и занимают 22,5% рабочей силы. Китайское производство сотавляет 19,8% общемирового. В 2010 году Китай стал крупнейшим производителем промышленных товаров, обогнав США. Отрасли китайской промышленности включают в себя производство практически всех товаров, существующих в мире, начиная с первичной обработки полезных ископаемых и заканчивая самым высокотехнологичным производством: электроника, оборудование ядерной энергетики, аэрокосмическая отрасль. 30% производимых товаров приходится на государственные предприятия. Государство владеет крупнейшими предприятиями тяжёлой промышленности, а также стратегическими отраслями, например, предприятиями оборонки и космонавтики.

С 2010 года Китай стал крупнейшим в мире производителем автомобилей, а также крупнейшим в мире их потребителем, а с 2011 года - крупнейшим в мире потребителем персональных компьютеров. Китай также является крупнейшим в мире производителем и экспортёром стали, в Китае производится 45% мировой стали. Бурно развивается производство автомобилей, авиации и космонватики, а также электроники. В секторе потребительских товаров важную роль играет производство текстиля и одежды, которые составляют значительную часть китайского экспорта.

Сфера услуг

В 2010 году сфера обслуживания составляла 43% китайского ВВП, уступая лишь производству. И это всё равно меньше, чем в развитых странах. Быстро развиваются оптовая и розничная торговля, появляется множество торговых центров, магазинов, ресторанов и отелей. Важную роль занимает туризм.

Транспорт

Китай имеет вторую по длине железнодорожную сеть в мире после США (91 тысяча километров). Железная дорога - самый популярный вид транспорта в Китае. Ширина колеи - стандартная (1435 мм), 47% сети электрифицировано. Китай имеет железнодорожное соединение с Россией, Монголией и Казахстаном, гда колея составляет 1520 мм, с Вьетнамом, где колея имеет ширину 1000 мм (на границе вагонам меняют колёсные пары), Северная Корея имеет стандартную колею, как и в Китае, это единственная страна при поездке в которую не надо менять колёсные пары. Планируется проведение железных дорог в Лаос и Бирму, а оттуда в Индию. С другими соседями железной дорогой Китай не соединён. Активно строится сеть высокоскоростных железных дорог, на которых поезда развивают скорость более 350 км/ч.

В настоящее время в 15 китайских городах имеется метро, ещё в 18-ти - строится, и ещё в 20 - планируется построить. Крупнейшие системы метро находятся в Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Гуанчжоу и Шэньчжене, а также в Гонконге.

В 2005 году Китай имел автодорожную сеть длиной 3,3 миллиона километров, из них с покрытием только 770 тысяч километров. Остальные - гравийные или грунтовые. Основой дорожной сети являются национальные автомагистрали (Годао). Годао имеют трёхзначную нумерацию. 12 дорог 000 серии - важнейшие маршруты страны, дороги 100 серии проложены из Пекина во все стороны, 200-й - с севера на юг, а 300-й - с запада на восток. Помимо национальных автодорог, в развитых районах есть платные скоростные автомагистрали, мосты и тоннели.

Китай стал крупнейшим в мире рынком по продаже автомобилей, этим видом транспорта пользуются всё больше китайцев, хотя число автомобилей на душу населения всё ещё намного ниже, чем в развитых странах. Велосипед является популярным среди китайцев. И хотя велосипедами пользуются всё меньше в силу пересаживания на более дорогие и престижные средства, велосипедистов в стране всё ещё очень много. Автодороги в большинстве городов имеют выделенные полосы для велосипедистов. Набирающим популярность транспортным средством является электрический мотороллер, или электрический велосипед, по производству которых Китай занимает первое место в мире: внутри страны ежегодно продаётся более 20 миллионов электрических мотороллеров, и ещё 3 миллиона экспортируется. Эти мотороллеры заряжаются около восьми часов и способны проехать до 45 километров при скорости 20 км/ч.

Интенсивно развивающимся видом транспорта является авиационный. В Китае построено более 500 аэропортов, имеются 27 национальных авиакомпаний, владеющих в сумме более, чем 1 500 самолётами. В 2005 году они в сумме перевезли более 138 миллионов пассажиров и более 22 тысяч тонн грузов. Крупнейшими авиакомпаниями являются Air China, China Eastern Airlines и China Southern Airlines, которые обслуживают большинство международных авиарейсов.

Грузовой порт Шанхая

Китай располагает более, чем 2 000 портами, 130 из которых - международные. Общая годовая пропускная способность китайских портов составляет более 2 890 миллионов тонн. На Китай приходится более 35% мирового морского грузооборота. Шестнадцать основных портов Китая имеют пропускную способность более 50 миллионов тонн ежегодно. Китайский торговый флот насчитывает более 3 500 судов, из них 1 700 с водоизмещением более 1 000 тонн.

По протяжённости судоходных рек и каналов (110 000 километров), Китай занимает первое место в мире. Реки и каналы с древности являлись основными транспортными артериями страны. На реках расположено более 5 100 внутренних портов, ежегодный грузооборот речного транспорта составляет 1,6 миллиарда тонн грузов. В реку Янцзы могут заходить суда водоизмещением до 10 000 тонн. Важным транспортным путём является Великий канал, соединяющий пять крупных рек, включая Янцзы и Хуанхэ.

Связь и интернет

Телефон появился в Китае ещё при династии Цин, однако телефонная сеть развивалась медленно из-за войны с Японией и гражданской войны. Возрождение телефонной сети началось после прихода к власти коммунистов в 1949 году, к 1963 году телефонными линиями были соединены все центры провинций и крупные города, а в 1986 году запущен первый китайский спутник связи. С началом экономических реформ в 1980-хх годах телекоммуникационная сфера начала получать значительные инвестиции. В 1987 году в Китае появились мобильные телефоны, а в 2003 году их число превысило количество стационарных телефонов. К 2012 году число мобильных телефонов в стране превысило миллиард.

К 2010 году число интернет-пользователей в Китае составило 420 миллионов человек - это больше, чем всё население США. Тем не менее, охват интернетом населения всё ещё низок - около 32%. Наиболее популярной системой обмена сообщениями является QQ, аналог ICQ, популярнейшей поисковой системой - baidu.com.

СМИ

В Китае работают более 25 000 типографий, выходит более 2 200 газет и 7 000 журналов. Крупнейшей газетой является Жэньминь жибао (народная газета), являющаяся официальным печатным органом Коммунистической партии Китая. Другими крупными газетами являются Бэйцзин жибао и Гуанмин жибао. Крупнейшими новостными агенствами являются государственное агенство Синьхуа.

В Китае вещает более 3 000 радиостанций. Крупнейшим радиовещателем является Центральная народная радиостанция, имеющая восемь каналов. Каждая провинция или муниципалитет имеют собственные радиостанции. Международное радио Китая (CRI) вещает во всех странах мира на 38 языках, включая четыре диалекта китайского.

Крупнейшей телевизионной компанией является Центральное телевидение Китая (CCTV), вещающее на множестве каналов, в том числе международных на русском и английском языках.

Наука и технологии

Китайская наука интенсивно развивается. Китай уже добился выдающихся технологических упехов. Так, китайская ядерная программа успешно завершена, и Китай владеет технологией производства ядерных боеголовок и строительства атомных электростанций.

Китайская космическая программа стартовала в 1970 году с запуска первого китайского спутника. В 2003 году с запуском космического корабля Шэньчжоу-5 с космонавтом Ян Ливэем на борту, Китай стал третьей страной в мире, осуществившей пилотируемых космический полёт. А в 2011 году была запущена Тяньгун-1 - первая китайская орбитальная станция. Китай также запускает межпланетные аппараты серии Чанъэ к Луне.

Внешняя торговля

Внешняя торговля является одним из важнейших направлений экономики. На экспорте основана значительная часть производства, хотя постепенно происходит переориентация на внутренний рынок. В 2008 году объём внешней торговли составлял 2,4 триллиона долларов США.

С 1991 года Китай является членом Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а в 2001 году, после 16 лет переговоров, Китай вступил в ВТО.

Особенности промышленности Китая

Промышленность Китая представляет собой важный и очень динамично развивающийся сектор экономического мирового пространства. Промышленный потенциал Китая приносит около 50% валового внутреннего продукта государства.

На начало 21 века Китай становится первой мировой индустриальный сверхдержавой в области объема промышленного производства. Китай является космической и ядерной державой.

Если рассматривать количество фабрик, то Китай занимает первое место в мировом рейтинге. На сегодняшний день в Китайской Народной Республике представлено 360 отраслей. Вместе с традиционно развитыми отраслями, такими как текстильная, угольная, возникают новые сферы промышленности.

Развитие получила нефтедобывающая, химическая, фармацевтическая, авиационная и космическая, автомобильная и электронная промышленность. В последние годы в Китае было построено более 370 000 новых предприятий промышленности.

Основная часть фабрик и заводов в Китае располагается в основных индустриальных центральных частях государства, включая восточные и приморские провинции. Промышленность Китая в большей мере развивается с помощью иностранных инвестиций. Иностранная помощь заключена в налоговых каникулах, льготных импортных тарифах, облегченных правилах приема и увольнения иностранных сотрудников.

Отрасли промышленности

Замечание 1

Ведущую роль в Китае играет легкая промышленность, которая включает текстильную и пищевую отрасль. На эту промышленность приходится более 20% всей промышленной китайской продукции.

Текстильная промышленность включает более 20 000 предприятий. Пищевая промышленность функционирует с помощью более 65 000 предприятий, большая часть сконцентрирована на юго-западной части государства.

С середины восьмидесятых годов достигается обеспечение общества продовольствием, которой включает, прежде всего, фрукты, рыбу, морепродукты. Большая часть продуктов экспортируется, при этом рынок сбыта продовольствия представлен странами СНГ, в большей мере дальневосточным регионам Российской Федерации.

Помимо этого ведущим является сельскохозяйственный экспорт хлопка. Большее число китайских предприятий, занимающихся переработкой хлопка и продукции животноводства, располагаются на северо-западной части государства, фабрики и заводы по бумажной, сахарной промышленности сконцентрированы в основном на северо-востоке Китайской Республики.

Замечание 2

Экономика Китая характеризуется общемировой тенденцией снижения доли сельскохозяйственной продукции в валовом внутреннем продукте государства. Если рассматривать добывающую промышленность, то Китай - лидер в мире по добыче угля, железных, свинцово-цинковых, марганцевых, вольфрамовых руд, а также дерева.

Китай сконцентрировал 37% мирового запаса редкоземельных металлов, которые представлены молибденом, сурьмой и ванадием. Так, в ходе больших инвестиций в конце XX века, добыча данного вида ископаемых составила 95% мировой добычи.

Нефтедобывающая промышленность Китая обеспечивает примерно 16% экспортных валютных поступлений. В Китае главным образом добывается малосернистая нефть и около 1/5 тяжелой нефти. Основной объем добычи приходится на северо-восточный северо-западный регион государства, примерно 15% нефти добывается залива Бохай в Жёлтом море, а также в Южно-Китайском море.

В государстве функционирует около 30 предприятий добычи нефти, при этом общий запас составляет около 64 млрд. тонн. Китай после США является вторым в мире потребителем сырой нефти, также нетто-импортер. Чистый импорт нефти по прогнозам может составить до 60%.

Основными поставщиками нефти для Китая являются Саудовская Аравия, Иран, Россия и др.

Добыча газа в Китае заключается в добыче природного горючего газа и попутных нефтяных месторождений. Усилия предпринимаются для увеличения роста объема добычи для повышения роли природного газа в общей структуре энергетического потребления государства. Природный газ добывают на шельфе Южно-Китайского моря.

Главные проблемы отрасли заключаются в разрыве территории между основными районами добычи и потребления. Для решения вопроса дефицита горючего газа создали припортовые комплексы по приемке и регазификации импортного сжиженного природного газа.

Что касается использования горючих газов угольных шахт, то в этой сфере Китай уступает только Соединенным Штатам Америки.

В индустриальном секторе основным источником энергии является уголь, в первую очередь при выпуске стали. Основная проблема, состоящая в удовлетворении внутреннего спроса в энергетических ресурсах через уголь, заключается в рассредоточении его месторождений по всему государству.

Развитие промышленных отраслей

Развивающейся отраслью промышленности Китая является нефтепереработка и металлургия. Высокими темпами развивается машиностроение, включая:

  • общее, тяжелое, энергетическое станкостроение,
  • выпуск промышленного оборудования,
  • судостроение в транспортной сфере,
  • автомобильную и авиационную, космическую и электронную промышленность.

Позиции Китая были усилены в качестве ведущей машиностроительной державы и именно из-за повышения удельного веса в мировой торговле продукции в этих отраслях.

Аэрокосмическая промышленность представлена авиационной и космической промышленностью.

Аviation Industry Company of China является государственным промышленным гигантом, обладающим сотнями тысяч сотрудников и большими интересами в смежных промышленных отраслях. Большая потребность наблюдается и в пассажирском авиастроении, которая является перспективной отраслью Китая.

В 2003 году Китай становится космической сверхдержавой, занимает третье место в мире. Китайцы самостоятельно осуществляют пилотируемые полеты, с 2010 года они уступают только России и производят большее количество космических запусков, чем в США.

Китай становится третьей страной, которая послала на луну Луноход, также вернувшийся с земли на луну.

Китай развивается в сфере высоких технологий, электронной промышленности и военно-промышленного комплекса.

Тяжелая промышленность в Китае включает энергетику, металлургию, химическую промышленность и машиностроение. В 1998 г. добавленная стоимость тяжелой промышленности достигла 1,106 трлн. юаней. Главные направления энергетической отрасли Китая: добыча угля, нефти и производство электроэнергии, уголь занимает ведущее место среди энергоносителей.

В настоящее время крупными угледобывающими предприятиями Китая являются шахты в Датуне (Шаньси), Кайлуане (Хэбэй), Пиндиншане (Хэнань), Хуайбэе (Аньхой), Яньчжоу (Шаньдун), Сюйчжоу (Цзянсу), Цзиси (Хэйлунцзян), Тефа (Ляонин) и других местах, всего 16 крупных угледобывающих центров. В последние годы по мере развития реформы промышленной структуры угледобывающие предприятия переходят к интенсивным формам экономического роста, наряду с этим быстро развиваются многоотраслевые хозяйства в угольной промышленности. В настоящее время из числа главных угледобывающих шахт создано 17 тыс. многоотраслевых хозяйств, валовая добыча угля которых составляет свыше половины общего объема в стране.

Дацин (Хэйлунцзян), Ляохэ (Ляонин), Шэнли (Шаньдун), Хуабэй (Хэбэй), Даган (Тяньцзинь) являются главными нефтепромыслами Китая. В последние годы обнаружены нефтяные месторождения в Таримской, Турфан- Хамиской и Джунгарской впадинах Синьцзяна. Одновременно с созданием гигантских центров добычи и переработки нефти и природного газа, активно эксплуатируются нефтяные месторождения в Бохайском море, на востоке и на западе Южно-Китайского моря. Китайская нефтегазовая холдинговая корпорация и Китайская нефтехимическая холдинговая корпорация являются крупнейшими в стране. В 1996 г. торговый оборот Китайской нефтехимической холдинговой корпорации составил 38,9 млрд. долларов США, это 62-е место в мире среди 500 ведущих транснациональных корпораций.

Стремительно развивается электроэнергетическая промышленность, в которую входят тепловая, гидравлическая и атомная энергетика. Со 100 млн. кВт. ч. до 200 млн. кВт. ч. возросли в 90-е гг. выработка электроэнергии в стране и мощности ее энергоагрегатов, это вывело Китай на второе место в мире. Ныне дают ток или строятся 58 крупных ГЭС, из них 19 имеют мощность более 1 млн. кВт. каждая. Строятся крупные гидроэлектростанции в Эртане, Сяоланди и на реке Янцзы. Идет строительство атомной

электростанции в Ляньюньгане и Линъао. В последнее время введены в эксплуатацию Циньшаньская АЭС (Чжэцзян) и Даяваньская АЭС (Гуандун).

Отечественная энергосистема покрывает все города и подавляющую часть деревень страны.

Крупные металлургические предприятия созданы в Аньшане, Тайюане, Баотоу, Пекине, Шанхае, Тяньцзине, Ухане, Паньчжихуа. 24 металлургических комбинатов выплавляют 1 млн. тонн стали в год каждый, в том числе Баошаньская металлургическая группа, созданная в Шанхае. Благодаря применению передовых технологий, преобразованию и обновлению оборудования большой ряд крупных металлургических комбинатов производит холоднокатаный лист, холоднокатаное кремнистое железо, оцинкованый лист, а также стальные трубы для нефтедобычи и ряд высоких марок проката. В настоящее время в Китае выплавляется более 1400 сортов стали, выпускается более 20 тыс. видов проката, страна на 90 процентов обеспечивает свои потребности в стали.

К машиностроительной отрасли в Китае относятся предприятия по производству сельскохозяйственных машин, инженерной техники и механизмов, измерительных приборов, машин и механизмов общего назначения, тяжелого горнодобывающего оборудования, станков, электроприборов, подшипников, автомобилей, машин для пищевой отрасли. Благодаря заимствованию, освоению и внедрению стремительно развивается ряд промышленных предприятий на базе высоких технологий, представляющих современный уровень развития промышленности Китая. Ныне эти предприятия обрели первоначальные масштабы. Например, в автомобилестроении Первая автомобильная корпорация в Чанчуне и Шанхайская автомобильная промышленная группа заимствовали технологии и производственные линии у германской фирмы "Фольксваген", их автомобили высокого и среднего класса "Джетта", "Ауди", "Сантана" и др. пользуются спросом на внутреннем рынке. Машиностроение в Китае способно обеспечить различные отрасли народного хозяйства всеми видами современного комплексного оборудования. Это оборудование для доменных печей, для непрерывной разливки стали, энергоблоки, карьерные машины и экскаваторы для крупных карьеров, нефтеразведочное оборудование, буровые установки, полное технологическое оборудование для нефтеперерабатывающих и химических заводов, линии по производству листового стекла и др. Машиностроительная продукция и транспортное оборудование стали одной из главных статей экспорта.

Еще по теме Тяжелая промышленность:

  1. 6.3. Учет заемщиками и кредиторами реструктуризации долга, вызванной тяжелым финансовым положением заемщика
  2. ОБРАТНОЕ ВЛИЯНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. СОЗДАНИЕ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛА
  3. §1. РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  4. |к) ТРАНСПОРТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СФЕР МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД В ТРАНСПОРТНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ!

Промышленность

До революционный Китай был полуфеодальной страной с не национализированной системой экономики и неразвитым производством. Но после 1949 года в короткие сроки в республике была осуществлена индустриализация, многократно выросло производство промышленной продукции, расширялась ее отраслевая структура.

Дореволюционная промышленность занимала второстепенное место в экономике Китая. В 1946 году в национальном доходе на ее долю приходилось немногим более 10%. В 1949 году страна уже занимала 9 место в мире по добыче угля, 23 по выплавке чугуна, 26 по выплавке стали и 25 по производству электроэнергии.

Вместе с тем за последние 50 лет в Китае восстановлена пищевая промышленность, построено более 370 тыс. новых промышленных предприятий, а промышленное производство возросло в 39 раз.

Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных созданы новые современные такие как: электроника, нефтехимия, авиастроение, металлургия редких и рассеянных металлов. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них Китай занимает первое место в мире.

Топливно-энергетические отрасли промышленности относятся к числу слабых звеньев индустриального комплекса Китая. Не смотря на наличие богатых природных ресурсов развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих.

За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи предприятий превысил 920 млн. тонн уже в 1989 году. Потенциальные же запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а разве данные лишь 850 млрд. тонн. Запасы размещены не равномерно, около 80% приходится на Северный и Северно-Западный Китай, а самое крупное месторождение в стране находится вблизи города Датун (пров. Шанси). В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля.

На нефтедобывающую промышленность приходится 21% производства топливо энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн.

Южный Китай и особенно его Восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн: к настоящему моменту разведано лишь 3,5%. Крупнейшим центром добычи и переработки газа является провинция Сеньхуа.

Тем не менее, в Китае до сих пор ведущими остаются такие отрасли легкой промышленности как текстильная и пищевая, на которые приходится более 21% всей производимой промышленной продукции. На Северо-востоке страны сосредоточены главным образом предприятия бумажной, сахарной и масломолочной промышленности, на Северо-западе - предприятия по переработке хлопка и продукции животноводства, на Юго-западе наиболее развита пищевая промышленность. В целом пищевая промышленность имеет более 65,5 тысяч предприятий, кроме того, в стране более 23,3 тысяч предприятий текстильной промышленности, а производство и переработка сырья на них четко ориентирована: на Севере - шерсть, конопля, на Юге - шелк, джут, кенаф.

Легкая промышленность в Китае имеет древние традиции и занимала ведущее место в экономике еще до революции. Вместе с тем в Китае, начиная с 1949 года постепенно начинает развиваться машиностроение. До 1949 года объем производств этих отраслей был в 250 раз ниже чем в США, практически не производилась комплектная энергетическая, горнорудная, машиностроительная, тракторы, самолеты. К настоящему моменту количество видов продукции машиностроения превышает 53 тыс. изделий, что полностью обеспечивает внутренние потребности страны. Крупнейшими центрами машиностроения являются Шанхай, Шэньян, Тяньцзинь, Харбин, Пекин, Далянь.

Сельское хозяйство

В 1949 году в структуре общественного производства и национального дохода Китая на сельское хозяйство приходилось около 70%. За годы послереволюционного развития относительное значение сельского хозяйства уменьшилось, но его положение как базовой отрасли экономики сохранилось, оно остается главным поставщиком сырья для легкой промышленности (70%). Число занятых в сельской местности составляет 313 млн. человек, а с членами семей около 850 млн. человек, что в 6 раз больше чем в России, Японии, Англии, Франции, Германии, Италии, Мексики вместе взятых.

Сельскому хозяйству страны традиционно присуще растениеводческая, прежде всего зерновая направленность, зерно составляет 3% пищевого рациона страны, а главными продовольственными культурами являются рис, пшеница, кукуруза, гаолян, просо, клубнеплоды и соя.

Около 20% посевных площадей занято под рисом, на его долю приходится примерно половина всего сбора зерна в стране. К настоящему моменту не в одной стране мира не собираются такие высокие урожаи пшеницы как в Китае, кроме того, в большом количестве выращиваются сладкий картофель (батат), клубни которого богаты крахмалом и сахаром.

В условиях Китая важное значение имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рабс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).

Не последнее место занимает Китай и по выращиванию чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века он становится общепринятым напитком.

Высокая плотность населения и интенсивное использование земельного фонда отражаются, прежде всего, на развитии животноводства, роль которого в целом незначительна. В Китае исторически сложилось два типа животноводства. Один тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер; в земледельческих равнинных районах разводят преимущественно свиной, тягловый рабочий скот и птицу. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство.

Основные показатели экономического развития

Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином (Deng Xiаорing), уже приносят зримые плоды.

По данным китайской статистики, с 1978 по 2002 годы ВВП страны в текущих ценах вырос в 28 раз (с 362,4 до 10.267,2 млрд. юаней, или с 43,8 до 1.240 млрд. долл. - в среднем за год на 9,8%). Фактически намеченное удвоение ВВП на 1980-2000 годы было выполнено на 5 лет ранее, а к 2001 году намеченный показатель был превышен более чем на 50%. В соответствии с обычными методиками подсчета, страна имеет шестую по величине экономику в мире. Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют (Рurchаsing-роwer Раrity) - методику, уменьшающую искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, - то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США (китайское правительство не признает данный факт из тактических соображений). ВВП на душу населения увеличился в 21 раз (с 379 юаней в 1978 году до 7.977,6 юаней в 2002 году, или с 45 до 964 долл.). Тем не менее, по данному показателю Китай отстает и от развитых, и от многих развивающихся стран: например, только в 1997 году этот показатель в Китае составил 740 долл., тогда как в Японии, США и Австралии в 1993 году он равнялся 34.211, 25.385 и 15.044 долл. соответственно, причина чего состоит в большой численности населения Китая при относительно низком уровне экономического развития и высоком удельном весе сельского населения.

Согласно статистическим данным Мирового банка, структура народного хозяйства КНР неуклонно сближается с той, которую имеют промышленно развитые страны. Если в 1978 году на первичную сферу приходилось 29,8%, на вторичную - 48,2% и на сферу услуг - 23,7%, то в 2001 году 49,2, 18 и 32,8% соответственно.

За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83.700 государственных предприятий в городе и 264.700 колхозов в деревне, производивших 80,8 и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118.000, производили 33,9, коммерческие фирмы - 36,6, частные предприниматели - 12,9 и совместные предприятия - 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1.000 человек.

Благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, обусловленным сдержанным кредитованием Национального банка Китая вследствие незначительных размеров бюджетного дефицита, величина которого была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 году до 3,3% ВВП в 2002 году, в стране удалось обеспечить относительно низкие темпы инфляции: например, если в 2002 году наблюдалась дефляция 99,2%, то в следующем году - инфляция 0,6%.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение внутренних и зарубежных финансовых средств, передовых техники и технологий стали залогом успеха проводимой экономической реформы в КНР: в результате, Китай уверенно удерживает второе место в мире по ежегодным объемам привлечения иностранных инвестиций, достигнувшим в 2000 году 47 млн. долл.

Номинальный располагаемый доход на душу городского населения, составляющего 36% китайцев, увеличился от 1.510 юаней в 1990 году до 8.472 юаней в 2003 году, а с учетом роста цен - в 2,6 раза. Номинальный располагаемый доход на душу сельского населения вырос со 686 юаней до 2.622 юаней, в реальном же исчислении - в 3,8 раза.

В связи с необходимостью трудоустройства новых абитуриентов и миграции в поисках работы работников молодого и среднего возраста из деревни в город положение с занятостью является крайне напряженным: в частности, с 1978 по 2002 годы число зарегистрированных безработных увеличилось от 5.300 до 7.500 тыс. чел., а безработица выросла от 5,3 до 7%.

Несмотря на явные экономические успехи, КНР предстоит разрешить противоречие между среднедушевыми и абсолютными показателями экономического развития страны и проблему экстенсивного типа экономического роста, что в настоящее время обуславливает низкую по международным критериям эффективность экономики.

Основные отрасли производства можно представить в виде "Китайской модели экономики" (см. Приложение 2).

Транспорт

Транспорт в Китае начал развиваться ускоренными темпами с 1949 года, пик развития пришёлся на 1980е годы. Строительство в КНР аэропортов, дорог и ж/д путей сильно увеличило занятость населения.

Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине ж/д путей Китай занимает 3 место в мире, протяжённость железнодорожной сети Chinа Rаilwаys составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс. км).

В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете - самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу ж/д сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана.

Размер колеи 71 898 км ж/д путей - 1435 мм (18 115 км из которых электрифицированы), 3 600 км промышленных путей имеют размер 1000 и 750 мм. В 2004 году на балансе Chinа Rаilwаys числилось 15 456 локомотивов.

Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.

Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн км. Общая длина современных многополосных автострад на конец 2006 года составляла 45,3 тыс. км (в 2006 году было построено 4,3 тыс. км автострад, в 2007 году планируется ввести 5 тыс. км). Среди известных дорог - Каракорумское шоссе и Бирманская дорога.

В Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли. Крупнейшие 16 портов Китая имеют оборот в 50 млн тонн в год. Суммарный оборот Китая превышает 2890 млн тонн. По оценкам к 2010 году 35 % мировых водных перевозок будет производиться в Китае. В 2004 году торговый флот Китая составил 3497 судов.

Длина китайских рек, озёр и каналов доступных для навигации оценивается в 140 тыс. км, по которым в 2003 году было перевезено около 1,6 трлн т груза и 6,3 трлн пассажиров на км в более чем 5100 внутренних портов.

В результате бурного роста гражданской авиации (CААC) к 2007 году Китай располагал примерно 500 аэропортами, 400 из которых имели асфальтированные ВПП. С увеличением числа аэропортов, увеличилось и число авиаперевозчиков.

Общее количество воздушных судов в континентальном Китае оценивается в 1580 единиц в 2010 году (в 2006 году их было 863). К 2025 году цифра возрастёт до 4000.

Туризм

Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

Центром туризма Китая можно назвать Пекин. Столица Китайской Народной Республики - город центрального подчинения. Пекин - это важнейший политический, экономический, культурный, исторический и туристский центр страны.

В настоящее время Китай превратился в ведущий туристский центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов страна вышла на четвертое место в мире.

В последние годы столицу Китая ежегодно посещают свыше двух миллионов иностранцев. В городе насчитывается около 200 основных объектов туризма, однако большинство туристов знакомится лишь с самыми известными достопримечательностями.

До 2010 года, Китай будет усиленно стремиться достичь уровень прибывших и переночевавших из-за рубежа в количестве 64 миллионов человек-раз. Что будет соответствовать 7% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге ведущих туристических держав мира. Валютный доход от туризма должен достичь уровня 53 миллиарда долларов США, что будет соответствовать 8% ежегодному приросту в среднем, и достижению 3 места в мировом ранге по этому показателю среди ведущих туристических держав мира. Уровень развития внутреннего туризма должен достичь 1,69 миллиарда человека-раз, прирост 8% в среднем ежегодно. Доход от внутреннего туризма должен достичь уровня 850 миллиарда китайских юаней (примерно 106 миллиарда долларов США), ежегодный прирост должен составить 10%. Обобщенный доход от туризма в Китае должен достичь уровня 1270 миллиарда китайских юаней (примерно 159 миллиарда долларов США), ежегодный прирост в 8% примерно, и соответствовать 7% от GDР (обобщенного национального продукта). Достичь уровня 10 миллионов человек непосредственной занятости в туризме, и 49 миллионов человек косвенной занятости в туризме.

Китайская туриндустрия стала одной из первых, которую Китайское Правительство открыла для зарубежных туристов причем, ее степень открытости также стала одной из наиболее существенных. Кроме того, Правительство Китая определило ее в качестве одной из преимущественных для зарубежных инвесторов, обладая прекрасной инфраструктурой для инвестиций и развития. До конца 2005 года включительно, китайская туриндустрия освоила иностранные капиталовложения объемом примерно в 60 миллиардов долларов США, что составляет 12% от общего объема инвестиций в различные отрасли и хозяйства страны (примерно составляет 500 миллиардов США).

В настоящее время в Китае действуют 5 турфирм с исключительным иностранным капиталом, 16 турфирм со смешанным капиталом. Гостиничные комплексы со смешанным капиталом имеются во всех городах и провинциях по всей стране. Многие ведущие туристические бренды мира уже вошли или на пороге вхождения на китайский рынок.

Энергетика. Китай занимает одно из ведущих мест в мире по производству энергоносителей и по выработке электроэнергии. Энергетика Китая - угольная (его доля в топливном балансе 75%), также используется нефть и газ (в основном искусственный). Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (3/4), в основном работающих на о-г угле. На ГЭС приходится 1/4 вырабатывается электроэнергии. Действуют две АЭС, 10 примитивных станций, в Лхасе построена геотермальная станция.

Черная металлургия - базируется на собственной железной руде, коксующемся угле и легирующих металлах. По добыче железной руды Китай занимает I место в мире, по выплавке стали - И место. Технический уровень отрасли низкий. Наибольшее значение имеют такие крупнейшие в стране комбинаты как в Аньшане, Шанхае, Брошена, а также в Бзнси, Пекине, Ухане, Тайюане, Чунцине.

Цветная металлургия. Страна обладает крупными запасами сырья (1/2 произведенного олова, сурьмы, ртути экспортируется), но алюминий, медь, свинец, цинк импортируются. На севере, юге и западе Китая представлены добывающие и обогатительные комбинаты, а на востоке завершающие стадии производства. Основные центры цветной металлургии находятся в провинциях Ляонин, Юньнань, Хунань, Ганьсу.

Машиностроение и металлообработка - занимает 35% в структуре индустрии. Сохраняется высокий удельный вес производства оборудования для текстильной промышленности, быстро развиваются электроника, электротехника, автомобилестроение. Структура производственных предприятий многообразна: наряду с высокотехнологическими современными предприятиями, широко распространены кустарные заводики.

Ведущие подотрасли - тяжелое машиностроение, станкостроение, транспортное машиностроение. Быстрыми темпами развивается автомобилестроение (6-7 место в мире), электронная и приборостроение. Как и прежде, в стране развито производство для традиционных текстильной и швейной подотраслей.

Преобладающую часть машиностроительной продукции Китая производит приморская зона (свыше 60%), причем в основном в крупных городах (главные центры - Шанхай, Шеньян, Далянь, Пекин и т. д.).

Химическая промышленность. Опирается на продукты коксо- и нефтехимии, горнохимическое и растительное сырье. Выделяются две группы производств: минеральных удобрений, бытовой химии и фармацевтики.

Легкая промышленность- традиционная и одна из главных отраслей, использует собственное, в основном натуральное (2/3) сырье. Ведущая подотрасль- текстильная, обеспечивающая стране лидирующее положение по производству и экспорту тканей (хлопковых, шелковых и других). Развиты также швейная, трикотажная, кожевенная и обувная подотрасли.

Пищевая промышленность - для страны с таким большим населением является исключительно важной, лидируют переработка зерна и масличных культур, развито производство и переработка свинины (2/3 объема мясной промышленности), чая, табака и других пищевых продуктов.