Главная · Бронхит · Затонувшие корабли, которые видны сквозь толщу воды. Наполовину затонувшие корабли (21 фото)

Затонувшие корабли, которые видны сквозь толщу воды. Наполовину затонувшие корабли (21 фото)

В марте 2016 года исследователи из Северной Ирландии и Бельгии поделились с миром своим открытием: оказывается, проанализировав снимки со спутников, можно обнаружить места древнейших кораблекрушений. Даже невзрачная лодка, лежащая под водой, окутана множеством тайн и легенд, а потому зачаровывает и привлекает внимание, которого она не удостаивалась «при жизни».

Поплавать среди обломков затонувших судов мечтает каждый дайвер. Существует даже отдельное направление - рэк-дайвинг (от английского wreck – «кораблекрушение»). Пока ученые анализируют снимки из космоса и пытаются определить новые местоположения затонувших кораблей (а их ни много ни мало 3 миллиона), мы расскажем про места и суда, отправиться исследовать которые можно уже сейчас, – от туристических аттракционов до погружений, требующих длительной подготовки.

Шхуна “Sweeptakes”

Озеро Онтарио, Канада

Увидеть очертания этой шхуны можно, даже не погружаясь в воду. Построенная в 1867 году в Берлингтоне для перевозки угля, она прослужила менее 20 лет и потерпела крушение во время шторма. Не подлежавший починке корабль «Sweepstakes » был позже отбуксирован в залив, где и погрузился под воду. Сейчас он лежит на глубине всего 7 метров от поверхности прозрачного озера Онтарио в Канаде и является главной достопримечательностью Национального морского парка Фатом-Файв. Рассмотреть шхуну поближе можно и новичкам-дайверам, и тем, кто увлекается снорклингом. Такие погружения регулируются расписанием, поскольку желающих посмотреть на корабль через прозрачное дно туристических катеров тоже немало.

Шхуна “Sweepstakes”

А вот изучить внутренние помещения и поплавать между обломками не получится. Судно длиной 36 метров поддерживается изнутри с помощью металлических тросов и окружено проволочным забором для предотвращения разрушения, которое под водой происходит всё быстрее и быстрее. Несмотря на это, на сегодняшний день Sweepstakes считается одной из лучше всего сохранившихся шхун XIX века.

Как добраться: самолетом из Москвы до Торонто, далее автобусом до города Тобермони, откуда стартуют экспедиции и круизы.

Паром “Zenobia”

Город Ларнака, Кипр

Каждому туристу, отдыхающему на Кипре, турагенты предлагают отправиться на морскую прогулку с возможностью взглянуть на затонувший в 1980 году шведский паром «Зенобия». Катер делает остановку недалеко от места крушения, где каждый желающий может поплавать в маске и ластах. Впрочем, увидеть очертания судна можно даже из самолета, подлетая к Ларнаке.

172-метровому грузовому парому так и не удалось завершить своё первое плавание из Швеции в Сирию: недалеко от Кипра он начал крениться на левый борт и в конце концов постепенно погрузился на дно. По одной версии, это произошло из-за неисправности бортовых компьютеров. Однако, как ни странно, часть людей сходится во мнении, что паром затопили умышленно, чтобы получить страховку.

Корабль затонул вместе со всем грузом стоимостью в 200 миллионов фунтов, который так и остался практически нетронутым. И неудивительно, что уже пару десятков лет сюда съезжаются желающие исследовать внутренние помещения судна и разбросанные по дну грузовые машины, среди которых есть даже голубая «Лада».


И если попасть в машинное отделение или погрузиться к левому борту, лежащему на глубине 42 метра, без серьезной подготовки невозможно, то добраться до правого борта под силу и новичкам с минимальным опытом погружений. Всего-то нужно опуститься на глубину в 18 метров. Да, на дайверском языке это действительно «всего лишь». Те же, кто нырять не собирается, могут отправиться к «Зенобии» на туристической субмарине с иллюминаторами. Стоимость – от 70 евро за морскую прогулку до 250 за специальные рэк-погружения.

Как добраться: самолетом из Москвы до Ларнаки. Круизы к судну организованы также и из Лимассола.

По теме:

Пассажирский пароход “Baron Gautsch”

Город Ровинь, Хорватия

Построенное как пассажирское, это судно использовалось во время Первой мировой войны для перевозки боеприпасов и транспортировки беженцев. Трагедия случилась в 1914 году, когда «Барон Гауч» подорвался на мине. Из 336 пассажиров удалось спасти меньше половины, а тела погибших находят и спустя 100 лет после катастрофы. Сейчас место крушения имеет статус военного захоронения, а потому самостоятельно погружаться к нему запрещено. Лицензию на это имеют только несколько дайв-клубов.


Пароход покоится в вертикальном положении на глубине 40 метров недалеко от побережья хорватского города Ровинь. Стоимость погружения составит 45 евро при наличии 40 погружений в логбуке.

Как добраться : самолетом из Москвы до города Пула, далее на автобусе до города Ровинь.

Подводное кладбище японского флота

Острова Чуук (другое название Трук), Микронезия

Увидеть крупнейшее в мире подводное кладбище военной техники можно в Микронезии. До 1944 года в районе островов Трук находились японские военные базы, которые во время Второй мировой войны были полностью уничтожены американскими бомбардировщиками. И сейчас на дне лагуны можно увидеть разнообразие флота Страны восходящего солнца: танкеры, крейсеры, подводные лодки, эсминцы.

Возможность погружения сильно упрощается в силу того, что корабли покоятся на мелководье, так что дайвер без серьезного опыта может отправиться на исследование обломков. Или даже посмотреть целые суда – некоторые из них сохранились полностью.


Всего на глубине 9 метров можно посмотреть нос одного из самых больших кораблей. Лучше делать это зимой и весной, в остальное время дожди и высокие волны несколько затрудняют дайвинг. Стоимость – от 3195 долларов за недельный круиз по лагуне.

Как добраться: самолетом из Москвы через Гонолулу до Гуама, оттуда самолетом до островов Чуук. Круизы стартуют из города Вено.

Пассажирско-грузовой пароход «Yongala»

Город Эр, Австралия

Заняться рэк-дайвингом, а заодно и увидеть самый известный морской парк мира можно в австралийском штате Квинсленд. В 1911 году недалеко от города Эр во время перехода из Мельбурна в Кэрнс попало в сильный шторм и в результате потерпело крушение 110-метровое австралийское судно «Йонгала». Ни один из 122 пассажиров не выжил. Сейчас пароход покоится на глубине 30 метров (некоторые секции на глубине 16 метров) и является одним им самых крупных затонувших исторических кораблей. Судно внесено в реестр исторических ценностей Квинсленда, что означает, что посещать его внутренние помещения нельзя.


Однако дайверов со всего мира это нисколько не останавливает. Корпус парохода, лежащего вблизи охраняемого ЮНЕСКО Большого Барьерного рифа, оброс кораллами и стал пристанищем различных морских обитателей. Здесь можно полюбоваться груперами и скатами, осьминогами, черепахами, барракудами и гигантскими австралийскими каранксами. Стоимость такого приключения начинается от 160 долларов за однодневную прогулку с двумя погружениями.

Как добраться: самолетом из Москвы с пересадкой в Сиднее до города Таунсвилл, далее на автобусе до города Эр.

Фрегат 365 (иначе “Captain Keith Tibbetts”)

Каймановы острова, Великобритания

Далеко не всегда история затонувших кораблей связана с катастрофами и гибелью пассажиров. На дне морей и океанов покоится немало судов, затопленных специально, чтобы создать искусственные рифы или ради экспериментов. Одним из таких и является военный фрегат 365. Это судно было построено в Советском Союзе в 1980-х годах, а после распада СССР передано военно-морскому флоту Кубы. Корабль оказался никому не нужным и через 10 лет был приобретен правительством Каймановых островов и затоплен с целью выяснения слабых мест судов во время крушения.

Сегодня фрегат, расколотый на две части, лежит на песчаном дне Карибского моря на глубине 27 метров. Высокое содержание алюминия в корпусе поможет ему ещё долго оставаться излюбленным объектом для рэк-дайвинга – из-за этого он очень медленно ржавеет. Да и привлекательная цена в 65 долларов за одно погружение (правда, не включая экипировку) тоже не оставляет подводников равнодушными.

Как добраться: самолетом из Москвы до Майами, далее самолетом до острова Кайман Брак, откуда и организуются дайв-круизы.

Сухогруз “SS Thistlegorm”

Красное море, Египет

Альтернативой традиционному, «тюленьему», отдыху на египетских пляжах может стать рэк-дайвинг. Тем более, что дно Красного моря усеяно кораблями, которые затонули, попав в шторм, сильный ветер, столкнулись с опасными течениями или наткнулись на рифы. А прозрачность и комфортная температура воды круглый год добавляют очков в пользу погружений.


Пожалуй, самым привлекательным судном для ныряльщиков является британский военный сухогруз «Тистлегорм». Построенный в 1940 году, он уже через год был потоплен немецкой авиацией в Суэцком канале. Весь провиант для Британской армии, который перевозило судно – огнестрельное оружие, мотоциклы, джипы, солдатская амуниция, пошел ко дну и по сей день находится в трюмах корабля. По египетским законам, поднимать со дна моря эти артефакты категорически запрещено. Погружение на «Тистлегорм» обойдется в 80 долларов.

Как добраться : самолетом из Москвы до Шарм-Эль-Шейха. Экскурсии с погружениями организуются также и из Хургады.

Круизный лайнер «Andrea Doria»

Штат Массачусетс, США

История с затонувшим в 1956 году после столкновения с лайнером «Стокгольм» судном «Андреа Дориа» считается одной из самых успешных спасательных операций. Из 1076 пассажиров, находившихся на борту, погибли только те, кто пострадал при столкновении – 46 человек.

Мало того, что погружение на судно – удовольствие не из дешевых (порядка 3500 долларов), так наличие необходимой суммы совершенно не гарантирует вам пропускной билет на этот пароход. Да и не каждый профессиональный ныряльщик отважится погрузиться на корабль, учитывая все обстоятельства: глубину 75 метров, температуру воды в пределах 6 градусов и сильные океанические течения. Дополнительная сложность – добраться до судна возможно лишь в ограниченный период времени – в летние месяцы.

Однако истинных любителей поплавать среди обломков это не останавливает – первые дайверы отправились исследовать лайнер на следующий же день после катастрофы. С тех пор на «Дории» без вести пропало не менее 17 профессиональных ныряльщиков: кто-то запутался в электропроводке, другие заблудились в лабиринтах корабля.


Опытные ныряльщики признаются, что магия «Эвереста кораблекрушений», как называли «Андреа Дориа» раньше, исчезла. Если лет 30 назад ещё можно было нырять между палубами и находить фарфоровую посуду в каютах класса «люкс», то с каждым годом судно разрушается и теряет свою целостность. Если это вас не останавливает, можно связаться с одной из частных компаний, которые организовывают экспедиции на судно.

Как добраться : самолетом из Москвы до Бостона, оттуда в составе организованной экспедиции.

Пароход «Ленин»

Город Балаклава, Россия

Посмотреть затонувшие корабли можно и не оформляя визу. За последние несколько лет крымские дайверы обнаружили на дне Черного моря в районе Балаклавы подводное кладбище, на котором на разной глубине покоятся деревянные парусники, субмарины, древняя галера и другие суда. Среди них самой кровавой историей выделяется пароход «Ленин». Трагическое судно даже окрестили черноморским «Титаником» по количеству унесших на дно человеческих жизней.

Построенный в Данциге в 1909 году как грузопассажирское судно, теплоход выполнял свои функции вплоть до начала Второй мировой войны. В июле 1941 в составе конвоя он вышел из Севастополя в Ялту, но в районе мыса Сарыч «Ленин» подорвался на своих же, советских, минах и через несколько минут затонул. Шлюпки с других судов спасли около шестисот человек, точное же количество погибших неизвестно – по некоторым подсчетам число жертв достигает 2000.

Вскоре после катастрофы Военный трибунал Черноморского флота приговорил лоцмана «Ленина» лейтенанта И. И. Свистуна к высшей мере наказания - расстрелу . В 90-х годах, когда материалы дела о гибели парохода были рассекречены, он был реабилитирован посмертно.

Сегодня дайверы со всего мира готовы отправиться на исследования затонувшего корабля, но отважатся на такое единицы. Мало того, что пароход лежит на глубине 94 метра и погружение требует серьезной физической подготовки, так и вода здесь прогревается максимум до 8 градусов. Но те, кто решаются, не остаются равнодушными: на судне длиной почти 95 метров можно проникнуть практически во все помещения, а через пробоину в левом борту можно пробраться в машинное отделение. Осуществить такое погружение можно только через конторы, занимающиеся техническим дайвингом.

Как добраться: самолетом из Москвы до Севастополя, далее на автобусе до Балаклавы.

Пассажирский пароход «Titanic»

Остров Ньюфайндленд, Канада

Как бы невероятно это ни звучало, но поплавать среди обломков легендарного «Титаника» тоже возможно. Прошло больше ста лет с момента, как в 1912 году после столкновения с дрейфующим айсбергом, пошел ко дну крупнейший пассажирский пароход начала XX века. Катастрофа унесла жизни более полутора тысяч человек, и сейчас многие историки высказываются против погружений к этому судну, объясняя своё недовольство расхищением и мусором, которыми сопровождаются экспедиции. Не говоря уже о неуважении к памяти погибших – бывали случаи, когда люди заключали брак на затонувшем «Титанике».

Все эти этические запреты нисколько не смущают желающих прикоснуться к легенде. Экспедиции, длящиеся две недели, проходят раз в несколько лет, а компания, занимающаяся их организацией, берет за свои услуги почти 60 тысяч долларов.

Выполняет рейсы на «Титаник» судно «Келдыш». Ранее оно использовалось в научно-исследовательских целях, а сейчас доставляет туристов и учёных в район гибели лайнера.


“Титаник”

Пароход покоится на запредельной глубине в 3750 метров, поэтому погружение на него проходит на глубоководных аппаратах «Мир». Внутри батискафа может находиться до трех человек, причём один из них – пилот. Остальное пространство заполнено проводами, соединениями и частями видеокамер. На всё погружение отводится около 12 часов, 7 из которых дайверы проводят на дне, а остальные 5 необходимы для спуска и подъема. При осмотре можно увидеть, что корма полностью разбита, капитанский мостик разрушен, сам корабль разломлен на две части, а вокруг разбросаны остатки мебели, посуда, обувь и другие личные вещи пассажиров. Организаторы утверждают, что за время их экспедиций начиная с 1998 года ни один артефакт не был поднят со дна океана. Ученые говорят, что «Титаник» не доживёт до своего следующего, 150-летнего юбилея.

Как добраться: самолетом из Москвы до аэропорта Сент Джонс (о. Ньюфаундленд, Канада).

Лайнер Costa Concordia, входивший в десятку крупнейших круизных судов в мире, потерпел крушение 13 января 2012 года. В сентябре 2013-го у берегов итальянского острова Джильо успешно прошла уникальная операция по подъему 300-метрового затонувшего гиганта весом 114 тысяч тонн.

Мы уже как то обсуждали с вами . А вот среду лайнер Costa Concordia начал свое последнее путешествие - судно отправилось в порт Генуи, где его демонтируют.

Как это было …

2. Подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение в 13 января 2012 года около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии. (Фото AP Photo | Giuseppe Modesti):

3. Стоп-кадр из видео, как пассажиры покидают тонущее судно, 14 января 2012. (Фото Reuters | Guardia Costiera):

4. По словам капитана, круизный лайнер напоролся на скалы, которые были не указаны на навигационной карте. 32 человек погибли, двое считаются пропавшими без вести. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

5. Позже лайнер почти полностью погрузился в Средиземное море. Аквалангист осматривает корпус затонувшего круизного судна Costa Concordia спустя шесть дней, 19 января 2012. (Фото Reuters | Centro subacquei dei Carabinieri):

6. Видны повреждения и следы от налета на риф. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

7. Под водой, внутри корабля полный хаос, 24 января 2012. (Фото AP Photo | Italian Navy GOS):

8. Итальянский «Титаник» - затонувший в Италии круизный лайнер Costa Concordia - неприятности преследовали еще с момента его спуска на воду в 2005 году, когда по старинной морской традиции о борт корабля должны были разбить бутылку. Но бутылка не разбилась. В 2008 году круизный лайнер Costa Concordia стоимостью 450 млн евро врезался в пирс у берега итальянского Неаполя. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

9. 2013 год. На месте крушения круизного лайнера Costa Concordia идут работы по монтажу оборудования перед приведением судна в вертикальное положение. Эта операция по-настоящему уникальна. Ранее инженерам никогда не приходилось работать с такими большими судами. (Фото Filippo Monteforte | AFP | Getty Images):

10. Целью данной операции было снять судно с камней, поднять и поставить вертикально с помощью подводной платформы и кранов. Контейнеры по боками (ниже на фотографии) позволили всей конструкции оставаться в надводном положении, 15 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

11. Крупнейшая и самая дорогая морская спасательная операция в истории стоит около 250 миллионов евро, а ущерб для владельцев составил 1.5 миллиарда евро. Уникальная операция по подъему затонувшего судна у берегов итальянского острова Джильо заняла менее суток - 19 часов. Судно удалось успешно поставить на киль, 17 сентября 2013. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

12. Следующий этап операции начался в июле 2014-го. В среду лайнер Costa Concordia начал свое последнее путешествие - судно отправилось в порт Генуи, где его демонтируют, 22 июля 2014. (Фото Andreas Solaro | AFP | Getty Images):

Интересный факт: «Титаник» затонул в ночь с 13 на 14 апреля 1912 года, а Costa Concordia - в ночь с 13 на 14 января 2012, т.е. между этими крушениями почти ровно 100 лет разницы.

Интересно сравнить «Титаник» и «Коста Конкордия» по заявленным характеристикам:

1. Водоизмещение: 52 310 тонн | 51 387 тонн
2. Длина: 269.1 м | 290.2 м
3. Ширина: 28.2 м | 35.5 м
4. Скорость: 24 узла | 19.6 узлов
5. Вместимость: 2 556 пассажиров + 908 экипаж | 3 700 пассажиров + 1100 экипаж.

13. Поврежденная часть круизного лайнера Costa Concordia, 13 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

14. Заглянем внутрь . Снимок сделан 27 февраля 2014. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

15. На Costa Concordia было 1 500 кают, крупнейший в мире веллнесс центр на море, четыре бассейна, пять спа-салонов, пять ресторанов, 13 баров, кинотеатр, дискотека и интернет-кафе. (Фото Reuters/Carabinieri Police):

16. Среди морских катастроф, произошедших в мирное время, по числу жертв «Титаник» занимает третье место - 1 513 человек. Лидерство остается за паромом «Донья Пас», столкнувшимся в 1987 году с нефтяным танкером. Тогда в столкновении и последующем за ним пожаре погибло более 4 000 человек.

17. Внутри лайнера время остановилось. Чьи-то чемоданы. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

18. По словам пассажиров, когда корабль уже получил пробоину, экипаж, одетый в спасательные жилеты, уговаривал пассажиров вернуться в каюты, уверяя, что ничего страшного не происходит. (Фото Reuters | Carabinieri Police):

19. За пять дней Costa Concordia придется преодолеть на буксире примерно 370 километров, двигаться судно будет со скоростью 2 узла, 14 июля 2014. (Фото Reuters | Alessandro Bianchi):

20. Идут подготовительные работы перед последним путешествием лайнера Costa Concordia, 14 июля 2014. (Фото Vincenzo Pinto | AFP | Getty Images):

25. (Фото AP Photo | Gregorio Borgia):

27. Это последнее путешествие лайнера Costa Concordia. В Генуе пройдет сложная операция по демонтажу, ее разделят на четыре фазы, она продлится 22 месяца. (Фото AP Photo | Courtesy of the Italian Civil Protection Department):

Давайте еще вспомним несколько кораблей с интересной историей: вот например , а вот история , а так же узнать тайну . А вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Итальянский круизный лайнер Costa Concordia потерпел крушение после удара о риф у острова Джильо 13 января 2012 года, в результате чего погибли 32 пассажира и члена экипажа. Спустя 613 дней после катастрофы начались работы по подъему судна. Комплексная спасательная операция «parbuckling» стала самой крупной и самой дорогой в истории: ее стоимость составила 800 млн долларов, а на подготовку ушли долгие месяцы. Фактически операция заняла 19 часов, а после ее завершения лайнер принял вертикальное положение под радостные крики собравшейся на побережье толпы.

(Всего 38 фото)

Спонсор поста: Итальянские сумки : Наш магазин открыт с 10 до 22-х часов ежедневно. Убедитесь сами в качестве и красоте наших товаров!

1. Вид на Коста Конкордия, после того как судно село на мель и завалилось на бок возле побережья Изола-дель-Джильо, 14 января 2012 года.

Лайнер Costa Concordia затонул 13 января прошлого года у итальянского острова Джильо. Судно, на борту которого находилось несколько тысяч человек, наскочило на риф из-за того, что капитан корабля Франческо Скеттино решил подойти ближе к берегу, чтобы поприветствовать своего знакомого.

Во время крушения лайнера погибли 30 человек, ещё двое числятся пропавшими без вести. Более 4 тысяч человек было эвакуировано, среди них есть пострадавшие.

Costa Concordia стала самым большим в истории пассажирским судном, потерпевшим крушение.

Итальянская пресса опубликовала записи черных ящиков затонувшего круизного судна Costa Concordia, которые ранее считались не существовавшими по причине якобы отключенных в момент рейса самописцев. Переговоры служат убедительным доказательством вины в произошедшем капитана лайнера Франческо Скеттино и свидетельствуют о том, что после столкновения с рифом среди членов экипажа царила самая настоящая паника.

Данные самописцев показали, что Скеттино снял судно с автопилота и взял управление под свой контроль в 21:39, то есть за шесть минут до столкновения, которое произошло в 21:45.

В 09:56 капитан позвонил дежурному офицеру службы спасения и признал свою вину: «Я облажался. Слушай, я умираю. Не говори мне ничего». Спустя еще несколько минут он перезвонил этому же офицеру, но уже попробовал переложить ответственность на младшего офицера: «Это все Паломбо. Он говорил мне: «Плыви давай поближе, поближе». Ну я и проплыл поближе, задев кормой риф. А я ведь лишь хотел его порадовать, это просто катастрофа».

Далее капитан фактически перестал принимать участие в управлении кораблем, затянув время начала эвакуации пассажиров. В результате она началась, когда судно уже сильно заполнилось водой, а приказы отдавались во время эвакуации не Скеттино,а его коллегами.

7. Капитан круизного лайнера Франческо Скеттино садится в полицейский автомобиль в Гроссето, Италия, 14 января 2012 года. Скеттино был арестован по обвинению в непредумышленном убийстве.

По утверждению стороны обвинения, капитан Скеттино подвел круизный лайнер Costa Concordia слишком близко к побережью острова Джильо и посадил судно на скалу. В случае признания капитана виновным, ему грозит до 20 лет тюремного заключения. Сам Франческо Скеттино отвергает предъявленные ему обвинения, утверждая, что скала, на которую напоролся лайнер, отсутствовала на морских картах. Защита капитана в ходе слушаний в очередной раз предложила суду сделку о признании вины, в рамках которой Скетттино согласится на трехлетний тюремный срок, если суд постановит, что он лишь частично виновен в трагедии. По прогнозам, судьба капитана вряд ли решится до октября.

8. Спасатели работают возле круизного судна Коста Конкордия, лежащего на боку у побережья тосканского острова Джильо.

9. Спасатели работают на месте крушения лайнера Коста Конкордия.

По многочисленным свидетельствам, подтверждённым видеозаписями, экипаж Costa Concordia просто провалил спасательную операцию. Капитан Скеттино, по информации «Вестей», вместо начала эвакуации и подачи сигнала бедствия, спустя 15 минут после столкновения объявил, что у судна просто небольшие проблемы с генератором. Спустя полчаса пассажиры уже стояли около шлюпок, пока ещё зачехлённых, а капитан вновь сообщил о неприятностях с генератором. Лишь ближе к 11 часам, когда крен достиг 30 градусов, раздались семь коротких и один длинный гудок, означавших, что пассажирам надо покинуть судно. Началась паника, давка. Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. С терпящим бедствие кораблём связалась сама береговая охрана. Лишь тогда, глубокой ночью, началась настоящая спасательная операция. Тех, кто не попал в шлюпку (четыре так и не успели спустить на воду, очевидно, из-за слишком большого крена), снимали при помощи вертолётов, когда они цеплялись за поручни лёгшего на борт лайнера. Некоторые вплавь добрались до берега, который был совсем близко.

10. Перевозка мебели, извлеченной с затонувшего лайнера.

Большинство пассажиров были доставлены на сам остров Джильо. Жители острова оказывали помощь потерпевшим крушение, приносили им еду, питьё, тёплые вещи, разместили их в местной церкви, школе и прочих зданиях.

14-15 января на лайнере были обнаружены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи, и один итальянец - член экипажа.

11. Водолаз осматривает корпус судна.

12. Водолазы внутри лайнера Коста Конкордия.

На борту поднятого с рифов круизного лайнера Costa Concordia нашли ценности, общая стоимость которых составляет более €10 миллионов. Деньги и украшения, которые пассажиры тонущего лайнера в спешке не успели забрать с собой, хранились в банке и ювелирных бутиках, расположенных на борту корабля, а также в ячейках в пассажирских каютах.

13. Обломки лайнера под водой.

14. Водолаз осматривает судно.

15. Водолазы работают внутри лайнера.

На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII-XIX веков, в частности работы Кацусики Хокусая. На лайнере также были богемское стекло XIX века и другие предметы антиквариата, украшавшие интерьер, украшения из ювелирных магазинов лайнера и многочисленные ценности, которые были оставлены пассажирами, покидавшими судно. В связи с этим высказывались опасения, что эти ценности могут стать добычей «охотников за сокровищами»

16. Внутри лайнера Коста Конкордия.

17. Подготовка к операции по удалению полмиллиона галлонов топлива из лайнера Коста Конкордия, 28 января 2012 года.

16 января из судна начала вытекать маслянистая жидкость. Это пока было не горючее, как утверждали сотрудники итальянского Министерства окружающей среды, но, если бы судно соскользнуло со скал и разломилось, то две тысячи триста тонн топлива могли бы попасть в море. Поэтому провели откачку топлива.

18. Коста Конкордия у побережья Джильо.

19. Родственники жертв кораблекрушения касаются мемориальной доски с именами 32 погибших спустя год после катастрофы на тосканском острове Изола-дель-Джильо, Италия, 13 января 2013 года.

21. Специалисты собирают разлитое топливо возле лайнера Коста Конкордия, 25 января 2012 года.

22. Рабочие при помощи массивных стальных резервуаров пытаются вернуть лайнер Коста Конкордия в вертикальное положение, 11 января 2013 года.

Инженерам ранее никогда не приходилось перемещать столь крупное судно, затонувшее так близко к берегу. Costa Concordia весит более 114 тыс. тонн, а в длину судно сравнимо с тремя футбольными полями.

23. Сварщики работают на лайнере Коста Конкордия, 15 июля 2013 года. Корпус лайнера был сжат на 3 метра под собственным весом.

Если бы лайнер все-таки перевернулся, то последствия для окружающей среды были бы катастрофичными. Риф в заповедной зоне у острова Джильо был бы разрушен, а само судно ушло бы глубоко под воду.

26. Сотрудники американской компании Titan и итальянской фирмы Micoperi ведут работы на лайнере Коста Конкордия, 15 сентября 2013 года. Спасательная операция «parbuckling» предназначена для подъема лайнера при помощи серии кабелей и гидравлических машин.

К середине 2013 г. лайнер всё ещё лежал на борту у берега, привлекая множество туристов. Велись работы по подготовке его к подъёму: с береговой стороны водолазы возводят платформу, на противоположный борт были подвешены объёмные квадратные цистерны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить судно на киль.30. Начало заключительного этапа операции по подъему лайнера Коста Конкордия, 16 сентября 2013 года.33. 16 сентября 2013 года в 9:00 началась операция по поднятию судна. На фото сделанном в этот день: Лайнер Коста Конкордия находится в вертикальном состоянии впервые с января 2012 года.36. Правый борт Коста Конкордия, 17 сентября 2013 года.

37. Лайнер Коста Конкордия находится в вертикальном положении после спасательной операции, 17 сентября 2013 года.

19-часовая операция по подъему судна закончилась. Судно было приведено в вертикальное положение при помощи роликов и 36 стальных тросов и специальной платформы, сооруженной на глубине 30 м.

38. Лайнер Коста Конкордия после масштабной операции вернулся в вертикальное положение под аплодисменты и радостные крики местных жителей, 17 сентября 2013 года.

В вертикальном положении Concordia останется перед островом Джильо как минимум до весны, когда судно отбуксируют в один из ближайших портов. Подъем судна обошелся в 600 млн. долларов США.

По меньшей мере 6 человек погибли в результате катастрофы круизного лайнера «Коста Конкордия», который сел на мель, а затем затонул в Средиземном море неподалеку от берегов Италии.
Отмечается, что количество жертв может возрасти, так как после катастрофы некоторые пассажиры прыгали за борт в холодную воду, и их судьба до сих пор остается неизвестной.
За два часа до катастрофы на круизном лайнере зафиксировали неисправность энергосистемы, однако корабль все равно вышел в море.
Круиз пассажирского лайнера «Коста Конкордиа», затонувшего у берегов Тосканы в ночь на субботу, едва не стал причиной гибели нескольких тысяч туристов со всех концов мира из-за технических неполадок на корабле, а также несогласованных действий команды.

За несколько часов до выхода из порта на лайнере была зафиксирована неисправность в электросистеме, однако капитан корабля принял решение не задерживать отправление «Коста Конкордия» и не проводить дополнительных проверок.
Корабль подошел слишком близко к берегу, подводный рельеф этой местности представляет собой каменный хребет рифов.
Одной из основных причин катастрофы называют невнимательность командования или ошибку навигационных приборов, из-за чего гигантский лайнер налетел на риф и получил пробоину, - в результате борт немедленно начал набирать воду и накреняться.


Организовать срочную эвакуацию экипаж корабля также не смог. По информации очевидцев, работники «Коста Конкордиа» задержали спуск на воду спасательных шлюпок. Позже из-за сильного крена разместить людей в шлюпка уже не представлялось возможным.
Среди пассажиров началась паника: увидев, что попасть в лодки практически невозможно, многие в испуге начали прыгать в ледяную воду, потому что боялись уйти на дно вместе с судном.
В тот момент, когда судно получило пробоину, пассажиры как раз только начали свой ужин.
- Неожиданно мы услышали шум, и корабль будто куда-то потащило. Погас свет, начала падать посуда, столы. Поднялась страшная паника, - рассказывает итальянец Лучано Кастро.


Люди в ужасе сами выбирались с тонущего судна, от экипажа корабля не поступало никаких сигналов к действию. Люди бросились врассыпную.


- Вы смотрели «Титаник»? Это именно то, что с нами было, - говорит 31-летняя Валери Ананьяс из Лос-Анджелеса. Когда судно накренилось, ей вместе с родителями и сестрой пришлось ползти вверх по коридорам между каютами.
- Мы ползли в темноте, мигал только строб на спасательном жилете, - вспоминает мать Валери, - Мы слышали, как бьется посуда, и людей бросает об стены.
Спасшейся церковной служительнице из Германии Маре Пармиджиани путевку в круиз подарил супруг. Женщина отправилась в плавание впервые в жизни и в первую же ночь на судне едва не погибла. Спастись удалось чудом. Под водой оказались затоплены документы, личные вещи и деньги.
- Экипаж только лишь сообщил, чтобы мы оставались на своих местах и ничего не предпринимали. Нам было сказано, что нашим жизням ничего не угрожает, - рассказывает пострадавшая.


Спустя некоторое время люди получили указание надеть спасательные жилеты и двигаться к плотам. Однако пассажиры оказались блокированы на лайнере-он перевернулся на бок, лишив людей возможности приблизиться к лодкам.
- Еcли бы не проезжавший мимо катер, который подъехал на помощь, думаю, мы бы вероятнее всего, погибли, - говорит Мара Пармиджиани.


Те пассажиры, кому не хватило спасательных жилетов и мест в лодках, от отчаяния выпрыгивали за борт в ледяную воду.
Одним из погибших оказался 65-летний мужчина. У него случился разрыв сердца.


На помощь пострадавшим пришли местные баржи, получившие сигнал о спасении, а также вертолеты поисковых служб. Многих подбирали прямо из открытого моря.
В тоже время спасенных на берег никто не пересчитывал. Все цифры, передаваемые властям, были приблизительными.


В момент катастрофы на борту находились 4240 человек, из них 1032 - члены экипажа. Туристы, совершавшие круиз по Средиземному морю, были из Италии, Германии, Франции, Великобритании и России. Всего - 3208 человек.
Восемь человек числятся погибшими, около 67 получили ранения, поиски пострадавших продолжаются. Спасатели разыскивают еще по меньшей мере 70 человек.
108 граждан РФ, находившихся на борту, удалось спасти. По инфмормации российского посольства в Риме, их жизни ничего не угрожает.
Установлены фамилии 102 россиян, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Большинство из них уже размещены в римском отеле Hilton, остальных везут туда же. Туристы остались без денег, паспортов, багажа и скоро будут без связи: мобильные телефоны постепенно разряжаются.
Операторы отсылают в российское консульство копии документов отдыхающих, по которым россиян будут возвращать домой. Среди персонала лайнера были русскоязычные. Были ли они гражданами России, выясняется.

Информация о лайнере:


Costa Concordia - круизное судно класса «Concordia» было построено в 2005 г. на верфи Fincantieri Sestri Ponente в Италии и с 2006 г. ходило под итальянским флагом между портами Средиземного моря. Судами-близнецами являются Carnival Splendour, Costa Pacifica, Costa Favolosa, Costa Fascinosa и Costa Serena.


Длинна судна оставляет 290 метров, количество пассажиров: 3 700, команды: 1100 человек.
На теплоходе - 14 пассажирских палуб, 1500 кают, трехуровневый театр, торговая галерея, 13 баров, кафе, 5 ресторанов, 4 бассейна, салон красоты, фитнес-центр, турецкие бани и сауна.

Ровно 6 лет назад,подтверждая дурную славу пятницы 13 числа, огромный круизный лайнер Costa Concordia (Коста Конкордия), на борту которого находились более 4 200 человек, потерпел крушение около острова Джильо у берегов области Тоскана в Италии.


Смотреть все фото в галерее

Имя теплохода в дословном переводе означает берег мира (согласия, гармонии). Коста Конкордия являлось самым большим судном в компании Costa Crociere, а в 2006 году находилось на 10-м месте в Toп 10 самых больших круизных судов в мире.


Круизный лайнер «Коста Конкордия» был построен на итальянской верфи Fincantieri в Сестри Поненте (пригород Генуи) в 2006 году по заказу компании Costa Crociere. На тот момент в мировом рейтинге это было 10-е по величине пассажирское судно и крупнейшее у компании Costa. «Коста Конкордия» стала головным судном в серии из шести единиц.


Изначально компания Costa, основанная предпринимателем Джакомо Костой ещё в 1854 году, была итальянской, но в 1997 году стала интернациональной, а в 2000 году её приобрёл американский круизный консорциум Carnival. Тем не менее, суда компании продолжали плавать под итальянским флагом, а их командный состав комплектовался по-прежнему преимущественно из итальянцев.


Контракт на постройку судна был подписан 19 января 2002 года. Контрактная стоимость составляла 450 млн евро. Спуск на воду состоялся 2 сентября 2005 года, приёмный акт был подписан 30 июня 2006-го. На церемонии крещения «Коста Конкордии», прошедшей семь дней спустя, крёстной матерью выступила чешская супермодель Ева Герцигова. Символично, что бутылка шампанского, брошенная в борт чешской дивой, не разбилась, что посчитали дурной приметой..


«Коста Конкордия» имела 13 палуб; наибольшая длина судна составляла 290,2 м, ширина - 35,5 м, осадка - 8,2м, валовая вместимость - 114 147 брт. Комбинированная дизель-электрическая силовая установка включала 6 дизель-генераторов общей мощностью 102 780 л.с. и два электродвигателя мощностью по 21 МВт. Максимальная скорость равнялась 23 узлам, эксплуатационная – 19,6 узла.

В полутора тысячах комфортабельных кают разных классов (площадью от 16,7 до 44,8 кв.м) могли разместиться 3780 пассажиров. Все каюты были оснащены телевизором, телефоном, кондиционером, ванной комнатой и туалетом. Кроме того, имелись 14 лифтов, 4 бассейна, 5 ресторанов, 13 баров, театр, двухуровневый фитнес-центр, казино, симулятор «Формулы-1». Собственный экипаж судна насчитывал 1100 человек.


В свой первый рейс «Коста Конкордия» отправилось 14 июля 2006 года и в течение нескольких лет эксплуатировалось на круизных линиях в Западном Средиземноморье. Вечером 13 января 2012 года судно вышло из порта Чивиттавеккья направилось в Савону. Это был обычный круиз «7 ночей зимнего Средиземного моря». Примерно в 21:30 в районе острова Джильо, когда большая часть пассажиров ужинала в ресторане, лайнер задевает левым бортом каменный риф и получает подводную пробоину длиной 53 м (с 52-го шпангоута до 125-го). Пять отсеков, с третьего по восьмой, быстро заполняются водой, главные двигатели останавливаются. «Коста Конкордия» успевает пройти по инерции чуть более километра и разворачивается носом к гавани Джильо. Затем под действием ветра она дрейфует и примерно в 10 часов вечера садится на мель в непосредственной близости от берега. Судно, рассчитанное на сохранение плавучести лишь при затоплении двух отсеков, начинает тонуть с креном на правый борт.


Катастрофа лайнера казалась необъяснимой. Всеобщее недоумение можно понять: «Коста Конкордия» ходила мимо острова Джильо раз в неделю, то есть 52 раза в год, и каким образом она ухитрилась налететь на каменный риф? Почему лайнер отклонился от своего курса на 3-4 мили?

Впоследствии капитан круизного судна Франческо Скеттино признался, что решил подвести судно ближе к острову Джильо и поприветствовать проживавшего там бывшего капитана «Коста Конкордии», своего хорошего приятеля. Он это делал уже неоднократно в предыдущих рейсах, но в ту злополучную пятницу замешкался с поворотом, и лайнер пропорол борт о камни. Суд признал эту версию наиболее вероятной, хотя Скеттино позже менял свои показания. В частности, он утверждал, что его вынудил изменить курс менеджер компании Carnival, но это заявление не подтверждалось фактами.


На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. В числе пассажиров были 108 россиян, 45 граждан Украины, 7 граждан Молдовы, 3 - Казахстана и 3 - Беларуси. Кроме того, трое наших соотечественников являлись членами экипажа лайнера.

Операция по спасению людей была организована из рук вон плохо. Вместо немедленного начала эвакуации пассажиров капитан лайнера молчал 15 минут, а потом объявил пассажирам, что у судна всего лишь небольшие проблемы с генератором. И только почти через час после аварии, когда судно накренилось на 30 градусов, прозвучал сигнал аварийной тревоги. Посадка людей в шлюпки сопровождалась паникой и давкой. Лишь близость берега позволила избежать огромного количества жертв.


Капитан Скеттино, по данным следствия, покинул судно одним из первых, так и не послав сигнала бедствия. Береговая охрана узнала о крушении лайнера с опозданием и подключилась к эвакуации людей лишь глубокой ночью. Активная фаза спасательной операции продолжалась до утра. Некоторых пассажиров переправляли на берег вертолётами.


Пассажиров, оказавшихся на острове Джильо, разместили в местной церкви, школе и других помещениях, где было хоть немного свободной площади. Местные жители как могли помогали потерпевшим крушение, приносили им еду, одеяла, тёплые вещи. Тем временем спасатели не прекращали работы, пытаясь найти людей внутри судна, в том числе в подводной части в образовавшихся воздушных мешках. Их старания оказались не безуспешными: 14-15 января были найдены и спасены двое молодожёнов из Южной Кореи и один итальянец - член экипажа лайнера.


Жертвами катастрофы стали 32 человека. Поиск тел продолжался долго - останки самого последнего пропавшего были обнаружены лишь в ноябре 2013 года. 1 февраля 2014 года скорбный список пополнился ещё одним человеком - во время работ по подъёму судна в результате несчастного случая погиб водолаз.


«Коста Конкордия» в течение двух лет оставалась на месте крушения и превратилась в туристическую достопримечательность. На остров Джильо устремился поток туристов. В ближайшем городке Сан-Стефано, расположенном на материке, туроператоры делали бизнес – продавали билеты на экскурсии к месту трагедии. Однако жителей острова корпус корабля, ставший могилой, не радовал. К тому же они опасались, что из лайнера начнут вытекать топливо и нечистоты. Поэтому они пригрозили компании Costa Crociere судом, если полузатонувший корабль не будет своевременно убран.


На борту затонувшего лайнера находились около шести тысяч произведений искусства. Наибольшую ценность из них представляет редкая коллекция японских гравюр XVIII-XIX веков, в частности, работы Кацусики Хокусая. На «Коста Конкордии» также имелось богемское стекло XIX века, предметы антиквариата, украшения из ювелирных магазинов лайнера, ценности и деньги, оставленные пассажирами в каютах. Поэтому силы Береговой охраны и карабинеры охраняли судно от посягательств мародёров. Тем не менее, итальянские СМИ ещё в марте 2012 года сообщили о хищении корабельного колокола.


Работы по откачке из 2300 т топлива, масла и нечистот завершились 24 марта 2012 года. Через месяц было объявлено, что тендер на работы по подъёму и эвакуации судна выиграла американская компания Titan Salvage. Первоначально предполагалось, что операция займёт от семи до десяти месяцев. На деле получилось заметно больше, так как потребовался большой объём подготовительных работ. Под днищем судна была построена подводная платформа, на левом борту смонтировали специальные понтоны-противовесы, которые после наполнения водой должны были поставить лайнер на ровный киль.


19-часовая операция по выпрямлению и подъёму лайнера была осуществлена 16-17 сентября 2013 года. Судно было поставлено на ровный киль с помощью 36 стальных тросов и понтонов-противовесов. Затем к правому борту была подведена платформа с аналогичными понтонами. После осушения всех понтонов остов «Коста Конкордия» всплыл на поверхность.

Считается, что выполненные работы стали самыми дорогими за всю историю спасательных операций. Их стоимость составила около 250 млн евро.


«Коста Конкордия» оставалась у острова Джильо ещё 10 месяцев, и только в конце июля 2014 года её отбуксировали для утилизации на верфь в Сестри Поненте – туда, где судно было построено 8 лет назад. Предполагалось, что работы по разделке корпуса на металл займут 22 месяца и закончатся весной 2016 года.


Главным и фактически единственным виновником катастрофы суд признал капитана «Коста Конкордии» Франческо Скеттино. Его обвинили в халатности, непреднамеренном убийстве 32 человек и в том, что покинул свой корабль до эвакуации всех пассажиров. Однако Скеттино многие из предъявленных ему обвинений отрицал, проявляя чудеса изворотливости. В частности, он утверждал, что в гибели людей виноват не он, а неудовлетворительная система безопасности лайнера. Вину за столкновение с рифом он пытался переложить на рулевого-филиппинца, который якобы из-за плохого знания языка слишком медленно выполнял команды… Своё бегство в самом начале эвакуации он объяснял на суде следующим образом: «У меня даже не было спасательного жилета, потому что я отдал его одному из пассажиров. Я пытался достать жилет из спасательной шлюпки, где они обычно лежат. Корабль неожиданно накренился где-то на 60-70 градусов. Я оступился и попал в одну из спасательных шлюпок. Вот почему я оказался там».


Тесты на алкоголь и наркотики дали отрицательный результат, но Скеттино, по мнению знавших его людей, и в трезвом виде отличался недисциплинированностью и несвойственной его возрасту (51 год) бесшабашностью. Один из его сослуживцев сказал: «Он бы даже автобус вёл как «Феррари»!

12 февраля 2015 года суд города Гроссето признал Скеттино виновным и приговорил его к 16 годам тюрьмы.


Общий ущерб от гибели «Коста Конкордии» для компании-судовладельца составил примерно 1,5 млрд евро. И это, разумеется, без учёта репутационных потерь.