Главная · Простудные заболевания · Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков

Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий

Анализи синтез раздражении. Бесчисленные, непрерыв­но возникающие изменения в окружающей среде и в самом орга­низме, действуя как раздражители на соответствующие рецепторы,. становятся источником импульсов, поступающих в кору больших полушарий. В коре не только осуществляются ранее выработанные условные рефлексы, но также образуются все новые и новые поло­жительные и отрицательные условные связи. Кора подвергает тон­чайшей обработке всю массу действующих на организм раздражи­телей. Они синтезируются, т. е. соединяются, обобщаются и вместе с тем подвергаются анализу, иными словами, различению.

Синтезирующая деятельность коры больших полушарий прояв­ляется прежде всего в образовании новых положительных услов­ных рефлексов на те или иные раздражители, которые почти всегда

оказываются комплексными, т. е. обладают несколькими признака­ми, действующими на рецепторы различных органов чувств. Кроме того, синтез проявляется в обобщении реакции на сходные раздра­жители. Если, например, у собаки выработан условный рефлекс на 60 ударов метронома в минуту, то обычно такая же реакция получается при первом же применении другой частоты колебаний (например, 30 или 100) и даже при ударах карандашом по столу.

Процесс иррадиации, лежащий в основе обобщения, или, как говорит Павлов, генерализации условных рефлексов, всегда в той или иной степени оказывается избирательным. В каждом отдель­ном случае 0"еобенности иррадиации, т. е. направление, по которым она развивается, зависят от ранее выработанных положительных и отрицательных условных связей, иными словами, от предшест­вующего жизненного опыта.

Обобщение раздражителей имеет огромное биологическое зна­чение, ибо в жизненной обстановке наличие безусловного раздра­жителя, например пищи или опасности, сигнализируется не какими-либо отдельными, определенными раздражителями, а множеством разнообразных, но в том или ином отношении сходных раздражи­телей. Звуки и запахи, сигнализирующие о близости врага, в каждом отдельном случае отличаются по своей интенсивности, по направлению, откуда они исходят, и по различным другим призна­кам. Избирательное обобщение раздражителей обеспечивает свое­временную реакцию организма в каждой данной конкретной обста­новке, всегда несколько отличной от обстановки, встречавшейся раньше.

Образование дифференцировок. Действительное, полноценное приспособление к условиям среды требует не только синтеза, но и анализа раздражении. Сходные звуковые, запаховые и другие раздражители могут сигнализировать о совершенно различных со­бытиях. Только точный анализ этих сходных раздражителей обес­печит правильные реакции животного. Различение, или дифферен­цирование, сходных условных раздражителей вырабатывается пу­тем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители.

Предположим, что у собаки выработан условный рефлекс на 60 ударов метронома в минуту (Мео). Первое применение метро­нома с частотой 100 ударов в минуту (Мюо) обычно должно вы­звать уменьшенную реакцию. Если, например, на Мео выделялось 10 капель слюны, то на Мюо выделится 4 или 6 капель. Это объяс­няется тем, что новый раздражитель (Мюо) оказывает двоякое действие: во-тервых, как раздражитель, сходный с положительным, он вызывает условный рефлекс вследствие иррадиации возбужде­ния, приводящей к явлению обобщения; во-вторых, как раздражи­тель, отличающийся от положительного, а следовательно, в извест­ной мере новый, он вызывает ориентировочную реакцию, которая


сопровождается развитием в коре индукционного торможения, что и ведет к ослаблению рефлекса.

При повторных предъявлениях Мюо (разумеется, каждый раз без подкрепления) сначала реакция может даже увеличиться, так как ориентировочная реакция и связанное с ней индукционное торможение снижаются, а условное торможение вследствие непод­крепления еще только начинает образовываться. В дальнейшем условное торможение (угасание) развивается все сильнее и нако­нец реакция на Мюо полностью исчезает-дифференцировка обра­зовалась.

Таким образом, дифференцировочное торможение развивается постепенно и представляет собой один из случаев условного тор­можения.

Как правило, у собак дифференцирование очень сходных, мало отличающихся друг от друга раздражителей происходит с боль­шим трудом: требуется очень большое количество проб дифферен-цировочного раздражителя, да и то далеко не всегда удается вы» работать дифференцировку.

Возрастная анатомия и физиология Антонова Ольга Александровна

6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий

Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга.

Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т. п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного рефлекса. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков. В основе обобщения лежит процесс иррадиации возбуждения.

Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА Левое полушарие становится доминантным по речевой функции у правшей, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике (рис.

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

5. Анализаторная и синтетическая деятельность коры головного мозга Высшая нервная деятельность животного дает возможность выделять ему из сложной массы всевозможных раздражений, идущих из внешнего мира, те, которые имеют для животного то или иное значение. Собака при

Из книги Основы физиологии высшей нервной деятельности автора Коган Александр Борисович

Глава 7 АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЗГА Вся высшая нервная деятельность состоит из непрерывного анализа - расчленения раздражителей окружающего мира на все более простые их элементы, и синтеза - обратного слияния этих элементов в целостное восприятие

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

ПСИХИАТРИЯ КАК ПОСОБНИЦА ФИЗИОАОГИИ БОАЬШИХ ПОЛУШАРИЙ[ 30 ] Из моих ранних работ по кровообращению и пищеварению я вынес прочное убеждение в больших услугах, которые может оказывать клиническая казуистика - бесконечный ряд всевозможных патологических вариаций и

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

О РАБОТЕ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ Обоснование и история принципиальной методики исследования работы больших полушарий. - Понятие рефлекса. - Разнообразие рефлексов. - Сигнальная деятельность больших полушарий как самая общая физиологическая

Из книги Нерешенные проблемы теории эволюции автора Красилов Валентин Абрамович

6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину,

Из книги Тайны прошлого в глубинах времен автора Ефремов Иван Антонович

НЕОДАРВИНИЗМ (СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ) Если кого и можно назвать Ньютоном биологии, то, разумеется, Г. Менделя. Он сделал все, что требовалось для превращения биологии в «подлинную науку» наподобие классической физики, а именно:1) ввел невидимые сущности -

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

Как научились читать историю земной коры В предыдущей главе мы пытались окинуть взглядом великую книгу природы. Но и это самое общее представление могло сложиться только в результате упорного труда выдающихся умов как основателей геологической науки, так и оставшихся

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

5. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АССИМЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Классические работы Р. Сперри и его коллег на людях с «расщеплённым мозгом» открыли пути для нейропсихологического экспериментального исследования функциональной асимметрии полушарий головного

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Гормоны коры надпочечников В экспериментах на животных не было обнаружено отчетливого поведенческого эффекта кортикостероидов (т. е. глюкокортикоидов и минералокортикоидов), в противоположность другим гормонам гипофиз-адреналовой системы. В частности, ни скорость

Из книги История происхождения и развития Земного шара автора Автор неизвестен

Из книги Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа автора Марков Александр Владимирович

III. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ Огненно-жидкое состояние земли закончилось, как мы видели, образованием сплавленной коры, которую всю покрыла вода. Как же образовались настоящие, поднимающиеся над водою в виде островов, материки и те разнообразные массы камней и слои земель,

Из книги Секреты наследственности человека автора Афонькин Сергей Юрьевич

Сколько полушарий, столько и целей Сколько целей может человек преследовать одновременно? Похоже, эволюция решила, что хватит с нас двух. По числу рук, наверное. Правую руку тянем к одной цели, левую - к другой. Уже и от двух-то глаза разбегаются.Однажды во Вьетнаме, в

Из книги Генетика человека с основами общей генетики [Учебное пособие] автора Курчанов Николай Анатольевич

Загадка полушарий Если не принимать во внимание положение в грудной клетке и в брюшной полости некоторых внутренних органов, то обе половинки нашего тела являются физическими зеркальными отражениями друг друга. Биологи говорят, что они билатерально симметричны (лат. bi

Из книги Биологическая химия автора Лелевич Владимир Валерьянович

8.2. Синтетическая теория эволюции Популяционно-генетический подход заложил основы современной, так называемой синтетической теории эволюции (СТЭ), основанной на синтезе генетики и дарвинизма. Взаимосвязь между степенью генетической изменчивости популяции и скоростью

Из книги автора

Гормоны коры надпочечников (кортикостероиды) В коре надпочечников синтезируются более 40 различных стероидов, различающихся по структуре и биологической активности. Биологически активные кортикостероиды объединяются в 3 основные класса:1. глюкокортикоиды, оказывающие

6.4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий

Множество раздражителей внешнего мира и внутренней среды организма воспринимаются рецепторами и становятся источниками импульсов, которые поступают в кору больших полушарий. Здесь они анализируются, различаются и синтезируются, соединяются, обобщаются. Способность коры разделять, вычленять и различать отдельные раздражения, дифференцировать их и есть проявление аналитической деятельности коры головного мозга.

Сначала раздражения анализируются в рецепторах, которые специализируются на световых, звуковых раздражителях и т. п. Высшие формы анализа осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в различных ее участках под действием многочисленных раздражителей. В качестве примера синтетической деятельности коры больших полушарий можно привести образование временной связи, которое лежит в основе выработки условного рефлекса. Сложная синтетическая деятельность проявляется в образовании рефлексов второго, третьего и высших порядков. В основе обобщения лежит процесс иррадиации возбуждения.

Анализ и синтез связаны между собой, и в коре происходит сложная аналитико-синтетическая деятельность.

Динамический стереотип. Внешний мир действует на организм не единичными раздражителями, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если система последовательных раздражителей часто повторяется, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа в деятельности коры головного мозга. Таким образом, динамический стереотип представляет собой последовательную цепь условно-рефлекторных актов, осуществляющихся в строго определенном, закрепленном во времени порядке и являющихся следствием сложной системной реакции организма на сложную систему положительных (подкрепляемых) и отрицательных (неподкрепляемых, или тормозных) условных раздражителей.

Выработка стереотипа – это пример сложной синтезирующей деятельности коры головного мозга. Стереотип трудно вырабатывается, но если он сформирован, то поддержание его не требует большого напряжения корковой деятельности, при этом многие действия становятся автоматическими. Динамический стереотип является основой образования привычек у человека, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретения умений и навыков. Примерами динамического стереотипа могут служить ходьба, бег, прыжки, катание на лыжах, игра на музыкальных инструментах, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо и др.

Стереотипы сохраняются долгие годы и составляют основу человеческого поведения, при этом они очень трудно поддаются перепрограммированию.

Деятельность коры больших полушарий обеспечивает постоянный анализ и синтез раздражений, падающих на организм из внешней среды и возникающих в нем самом. Будучи внешне противоположными, как внешне противоположны лежащие в их основе явления торможения и возбуждения, анализ и синтез неразрывно друг с другом связаны. И друг без друга невозможны. Аналитическая и синтетическая деятельность коры головного мозга подробно рассматривается в данной статье для психологов.

Синтетический процесс в коре головного мозга

Нервный синтез - это объединение друг с другом различных раздражителей в их действии на организм. Их связывание механизмом рефлекса с теми или иными функциями организма. Все явления замыкания нервной связи между различными агентами, раздражающими рецепторы, и ответной деятельностью организма являются проявлением синтетической деятельности нервной системы. Постоянное замыкание, обеспечивающее наличие безусловных, врожденных рефлексов, ведущих к возникновению всегда одной и той же реакции на раздражение рецепторного поля каждого такого рефлекса, относится к простым проявлениям синтетической деятельности. Переменное замыкание, обеспечивающее выработку временных связей, благодаря которым деятельность организма определяется условиями действия каждого раздражителя, его сигнальным значением, является высшей формой синтеза, корковым синтезом, деятельностью коры головного мозга.

На организм посредством раздражения огромной массы его разнообразных рецепторов всегда одновременно действует ряд различных агентов. Как внешней, так и внутренней среды. Равновесие организма с разнообразными условиями существования достигается только благодаря различному реагированию на многочисленные изменения в окружающей среде. И в нем самом. Различное реагирование организма на различные агенты возможно лишь тогда, когда каждый из них действует иначе, чем другие. Когда каждый из них отграничен в своем действии от других. Анализ и заключается в разложении огромной массы раздражений. Производимых всеми действующими на организм агентами на различные анализаторы, функционирующие в динамической связи.

Аналитическая деятельность коры головного мозга

Под анализаторами принято понимать совокупность всех нервных образований, отвечающую за восприятие какого-либо вида информации. И включающую в себя периферический отдел - рецепторы. В центральную часть каждого анализатора, образуя его низшие отделы, входят: образования спинного и продолговатого мозга, центры, расположенные между продолговатым мозгом и корой, сама кора головного мозга.

Вся аналитическая деятельность основана на процессе торможения, так как лишь этот процесс обеспечивает ограничение иррадиации возбуждения по центральной нервной системе. Выделяемые аналитической деятельностью раздражения являются тем более дробными, чем ограниченнее распространение по центрам нервного возбуждения. Например, возникающего в них при стимуляции каждого рецепторного образования. Деятельность низших центров обеспечивает лишь такую форму анализа, в результате которой раздражение каждой группы рецепторов вызывает различный, но для рецепторного поля каждого рефлекса всегда относительно постоянный рефлекторный ответ. Данный анализ не только груб, но и статичен. Распределение торможения и возбуждения зависит прежде всего от того, с каких рецепторов и с какой частотой и силой импульсы поступают в низшие центры. А не от тех условий, в которых организму ранее наносились раздражения.

Кора головного мозга обеспечивает осуществление высшего анализа. Основанного на условном торможении, на торможении, которое формируется в коре мозга в зависимости от условий действия раздражителей, в зависимости от их подкрепления или неподкрепления. Благодаря процессу внутреннего, условного торможения из массы раздражений, постоянно и непрерывно доходящих до коры. Во временные связи с теми или иными функциями вступают только те агенты и комплексы агентов, действие которых подкрепляется безусловным раздражителем.

Деятельность коры головного мозга обеспечивает постоянный анализ и синтез сигналов, поступающих из окружающей и внутренней среды организма. Анализ и синтез неразрывно связаны между собой и не могут происходить изолированно.

Синтетическая деятельность коры головного мозга проявляется объединением возбуждений, возникающих в различных зонах коры мозга. Важнейшим механизмом этого объединения является образование временной условно-рефлекторной связи.

У человека синтетическая деятельность коры не ограничивается лишь формированием временных связей между корковыми представительствами безусловных рефлексов и центрами органов чувств. Существенное значение имеет образование временных связей между центрами, участвующими в восприятии комплексных и последовательных раздражении.

Аналитическая деятельность коры головного мозга заключается в дифференцировании по характеру и интенсивности массы раздражении, доходящих в форме сигналов до мозговой коры, что достигается с помощью внутреннего торможения, позволяющего точно дифференцировать раздражители по их биологической значимости. Анализ внешних и внутренних воздействий в организме начинается с момента их действия на рецепторы. По пути к корковым нейронам афферентные сигналы проходят ряд образований центральной нервной системы, где происходит их элементарный анализ. Высший же анализ осуществляется в коре головного мозга.

Динамический стереотип – комплекс взаимосвязанных условных и безусловных рефлексов, который вырабатывается в ответ на действие условных и безусловных раздражителей, действующих в определенной последовательности, и воспроизводится автоматически, как сформировавшийся навык.

Качества динамического стереотипа:

1. Более устойчив, чем простой условный рефлекс , т.е. если динамический стереотип долго не подкреплять комплексом раздражителей, он будет сохраняться.

2. Обладает большой инертностью и косностью (сформировавшись, он очень трудно изменяется, поддается корректировке). С возрастом инертность динамического стереотипа увеличивается.

3. Динамический стереотип может совершенствоваться , поэтому он и был назван «динамический».

4. Обладает высокой степенью неустойчивости (хрупкостью). При воздействии различных факторов (изменении обстановки) тот или иной рефлекс в этой цепи может быть заторможен, тогда вся комплексная реакция разрушается.

Динамические стереотипы имеют большое значение в жизни человека, так как позволяют выполнять многие виды деятельности с меньшим напряжением нервной системы. Биологический смысл динамических стереотипов сводится к тому, чтобы освободить корковые центры от решения стандартных задач, для того чтобы обеспечить выполнение более сложных, требующих эвристического мышления.

Потребности, мотивации. Классификация потребностей. Механизм возникновения мотиваций. Роль социальных и биологических мотиваций в формировании целенаправленной деятельности человека.

Потребность – это специфическая необходимость организма, которая либо запрограммирована генетически, либо генетически запрограммированы предпосылки для ее формирования.

Потребности обеспечивают связь организма с внешней средой, самосохранение и саморазвитие его, это формы проявления жизнедеятельности.

Потребности делятся на биологические и социальные.

Биологические потребности делятся на:

1. Потребности самосохранения особи.

2. Потребности саморазвития особи.

3. Потребности сохранения вида

Биологические потребности у человека находятся под контролем регулирующих структур коры больших полушарий.

Социальные и идеальные потребности.

Социальные и идеальные потребности связаны с биологическими потребностями, формируются на их базе. Формы реализации этих потребностей в значительной степени обусловлены социумом (законами, правилами, традициями, предрассудками).

Потребности проявляют себя в виде мотиваций.

Мотивация - это побуждение организма к действию. Мотивация формируется на основе потребности.

Группы мотиваций:

1. Биологические мотивации.

2. Социальные мотивации.

Социальные мотивации.

Присущи преимущественно человеку, формируются на основе межличностных отношений и потребностей человеческого общества. Примеры: стремление к достижению определенного положения в обществе.

Биологические мотивации.

Присущи и человеку, и животному. Возникают на основе внутренних физиологических потребностей. Например: половое влечение, страх, жажда, голод.

Возбуждение при формировании биологической мотивации, возникает в центрах гипоталамуса вследствие непосредственного действия на них факторов внутренней среды- кровь, лимфа, или же в результате поступления к ним импульсаций от различных органов и тканей. Затем оно распространяется на другие образования лимбической системы, на нейронные комплексы передних долей коры большого мозга. Дальнейшее усиление активности в гипоталамусе через таламопокрышечные связи стимулирует РФ среднего мозга, что приводит к генерализованному возбуждению всех отделов коры большого мозга, предопределяя новый- доминантный статус мотивационного возбуждения. С этого момента структуры мозга объединяются в функциональный комплекс, направляющий организм к удовлетворению той потребности, на базе которой сформировалась доминирующая мотивация. Удовлетворение потребности может быть полным и неполным, от этого зависит дальнейшая судьба мотивационного возбуждения.

Полное удовлетворение потребности ведет к прекращению мотивационного возбуждения и соответствующей деятельности.

Память и ее значение в формировании целостных приспособительных реакций. Виды памяти. Теории долговременной памяти.

Память- это свойство ЦНС воспринимать, фиксировать, сохранять и воспроизводить полученную информацию

Выделяют генетическую и индивидуальную память.

Наследуемая (генетическая) врожденная память:

1. Инстинкты.

2. Безусловные рефлексы.

3. Другие наследуемые процессы.

Ненаследуемая (индивидуальная) приобретенная память:

- мгновенная /иконическая/ (сенсорная) память;

- краткосрочная (оперативная) память;

- долгосрочная (долговременная) память.

Ненаследуемая память может быть разделена на:

- эмоциональную . Это память на пережитые чувства и эмоции.

- двигательную память. Это память на различные движения.

- образную память. Человек в этом случае запоминает целые образы.

По вводу информации ненаследуемая память делят на:

Осязательную память;

Обонятельную память;

Слуховую память;

Зрительную память.

У человека обычно преобладает какой-то один вид памяти, но есть категория людей, которые в одинаковой мере обладают слуховой и зрительной памятью. У человека, в принципе, больше всего развита зрительная и слуховая память.

Процессы памяти включают 4 стадии:

1. Восприятие, запечатление, запоминание.

2. Хранение информации.

3. Воспроизведение информации.

4. Забывание.

1. Восприятие, запечатление и запоминание.

1) Восприятие – формируется за счет мгновенной (сенсорной, иконической) памяти.

Запечатление – зависит от функционального состояния структур мозга, доминирующей мотивации и т.д. На ранних этапах (младенческий возраст) большую роль играет пассивное запечатление – «импритинг»

Запоминание – процесс, направленный на сохранение полученной информации. В основе запоминания лежит способность образовывать ассоциации.

Виды ассоциаций:

1. Простые ассоциации:

По смежности;

По сходству;

По контрасту.

2. Сложные ассоциации:

По смыслу.

Хранение информации.

Процесс длительного удерживания информации. Информация лучше удерживается, если она запоминается при помощи смыслового запоминания и еще когда информация окрашена была какими-то эмоциями. Сохранению информации также способствуют мотивации. Хранение информации осуществляется за счет долговременной информации.

Воспроизведение.

Это ни в коем случае не есть механическое повторение заученного. Это есть активный творческий процесс. Очень часто человек не помнит потому, что не может воспроизвести.

Забывание.

Это угнетение ассоциаций. Наиболее четко выражено забывание непосредственно после заучивания, это объясняется законом индукции, т.е. развиваются процессы торможения.

Консолидация памяти - процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную.

Теории памяти:

а) Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, происходящие в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и лежат в основе механизмов процессов закрепления, сохранения и воспроизведения следов. Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов, прежде всего молекул так называемых нуклеиновых кислот.

б) Физиологические теории механизмов памяти тесно связаны с важнейшими положениями учения И.П.Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. Учение об образовании условных временных связей - это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория "запоминания на физиологическом уровне". В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием составляет физиологическую основу запоминания. Для понимания причинной обусловленности этого акта важнейшее значение приобретает понятие подкрепления. Подкрепление - это не что иное, как достижение непосредственной цели действия индивида. В других случаях - это стимул, мотивирующий действие или корригирующий его. Закрепление результатов успешных действий есть вероятностное прогнозирование их полезности для достижения предстоящих целей.

в) Гештальтизм. Основное понятие этой теории - понятие гештальта- обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме составляющих ее частей. В качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов в мозгу по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. Функция определенной организации материала может быть реализована только в результате деятельности субъекта.