Главная · Простудные заболевания · Гендерная социология и её функции.

Гендерная социология и её функции.

Ключевые понятия : гендерная социология, гендерные исследования, женские исследования, мужские исследования, гендерная социология в России.

Каким образом определяется объект и предмет гендерной социологии. Здесь мы наблюдаем различие точек зрения исследователей.

По Н. Смелзеру, социологи исследуют различия между мужчинами и женщинами на основе анализа четырех компонентов половой идентичности:

а) биологического пола, или первичных и вторичных физических признаков, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу;

б) гендерной идентичности, или осознания своего пола;

в) гендерных идеалов, или культурных, стереотипов поведения мужчин и женщин;

г) сексуальных ролей, или разделения труда, прав и обязанностей в соответствии с полом. 6

Это определение предметной области гендерной социологии. За рубежом в последние десятилетия гендерные исследования про­водятся преимущественно на теоретической основе феминистских тео­рий, позволивших значительно расширить традиционную социологиче­скую проблематику. По мнению Л.Г. Титаренко , гендерная социология 7 – (1)специальная (частная) социологическая теория , изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности. Предметом исследования гендерной социологии является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, гендерная социология является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм; (2) новая социологическая парадигма , признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание и ставящая своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм 8 .

С точки зрения Г.Г. Силласте , гендерная социология изучает закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Понятие «гендерная социология» в западной литературе практически не употребляется 9 .

Объект гендерной социологии, по Г.Г. Силласте, - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум . Предмет гендерной социологии - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Большой вклад в развитие гендерной социологии внесли работы Маргарет Мид 10 , Бетти Фридан 11 , Симона де Бовуар 12 и др.

Т.А. Гурко пишет, что «так же, как и на Западе, в России и СССР гендерные аспекты вначале анализировались не столько в рамках социологии, сколько в смежных с ней дисциплинах. <…> В последние годы хотя и появились специальные исследовательские гендерные центры, но недостаточная проработанность теоретических и методических основ пока не позволяет говорить об окончательной сформированности этой дисциплины» 13 .

Отметим точку зрения Е. Здравомысловой и А. Темкиной . По их мнению, «термин «гендерный подход» возникает в социологии в 70-е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола» 14 .

Социология практически всегда включала в свое поле рассмотрение отношений полов, которое зависело от общего теоретического подхода, пол при этом интерпретировался как «аскриптивный», или приписанный статус. Гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства 15 . Гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии.Как считают социологи Здравомыслова и Темкина, гендер - это социальный статус, который обусловливает индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные и репродуктивные роли мужчин и женщин.

Под влиянием феминистских идей в 1970-е годы в американских университетах стали развиваться учебно-исследовательские программы «женских исследований» (women"s studies), в которых женщины изучали и переосмысливали опыт женщин. Главными отличиями «женских исследований» как научного направления от всех предшествующих исследований, касающихся социально-половых ролей, этнографии, психологии и социологии пола, были:

1. Ориентация на критику наук, ранее не «видевших» женщин . Под видом изучения человека вообще, то есть Homo sapiens, эти науки фактически изучают мужчин, а женщины не включены в исследовательское поле. Так, например, биология, антропология, медицина и психология долгое время изучали под видом «человека вообще» мужчину. Традиционные исторические исследования касались, как правило, событий «большой» (мужской) истории - войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом, оказались «спрятанными» от истории, но в таком случае и сама история не в полной мере описывает жизнь людей. Обнаружение этих тенденций вылились в констатацию того, что науке свойственны андроцентризм и маскулинизм. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либералистскими идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в (1) молодежных движениях конца 1960-х гг. и революции «новых левых», (2) сексуальной революции, от последствий которой женщины выиграли более мужчин.

2. Нацеленность на критику общества и потому связанность с женским движением , участницами которого являются только женщины. При этом они могут отстаивать как свои собственные права и интересы (и тогда термин выступает как синоним феминистского движения), так и права и интересы других людей (например, движение Солдатских матерей). Проблемы, для решения которых женщины объединяют свои усилия, могут быть сами разными – борьба за мир, за охрану окружающей среды, за социальную безопасность, против бедности, в поддержку людей с ограниченными физическими возможностями и др. Женские движения могут поддерживать самые разные политические взгляды, быть клерикальными или антиклерикальными.

3. Развитие на пересечении научных дисциплин в форме междисциплинарной исследовательской практики . В традиционной науке женщины не являются ни субъектом, ни объектом познания. Именно поэтому женские исследования открыто и сознательно апеллировали к использованию жизненного опыта женщин как основы для разработки новой методологии социального познания. В конце 70-х г. возникли Европейская сеть женских исследований и Национальная ассоциация женских исследований (США), появилось много специализированных журналов, в которых обсуждался вопрос о статусе этой дисциплины. В женских исследованиях особый акцент делается на образовательные программы, в ходе которых учащиеся в интерактивной форме обсуждают социальные дискриминационные практики, что содействует изменению познавательных и житейских установок. В 90-е гг. ХХ в. образовательные программ женских исследований были особенно распространены в США (они существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая магистерские и докторские программы), а также в Европе (Германия, Великобритания, Нидерланды).

Развитие мужских исследований (Men"s Studies) стало своеобразным академическим ответом на феминизм и женские исследования. Но свою роль сыграли и социальные изменения положения мужчин на рынке труда и в семье. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. Переосмысление женщинами своей сущности привело к тому, что и мужчины оказались озабоченными этим вопросом. И при рассмотрении «загадки мужественности» белых пятен оказалось еще больше, чем при обсуждении в чем заключается «мистика женственности» (Б. Фридан). Выяснилось, что отождествление мужчины с «человеком вообще» сыграло злую шутку: универсализация образа мужчины привела к тому, что многие аспекты мужского опыта столь же мало изучены и осмыслены, как и женский опыт. Первыми обескураживающий вопрос «Что есть мужчина?» поставили американские антропологи, затем к нему обращались англичане, австралийцы и скандинавы. «Мужские исследования» пытались выявить основные этапы становления концепций маскулинности, возможные кризисы и девиации, особенности способов, механизмов, каналов формирования института мужского пола и предложить возможные варианты преодоления жесткости мужской гендерной роли (в частности – через так называемое «новое родительство», в рамках которого оба родителя активно участвуют в воспитании).

В современных мужских исследованиях анализируются этапы становления мужественности, исторические кризисы последней, особенности гендерных технологий в формировании образов маскулинности и т. д. Основная идея маскулинного менталитета - «Быть мужчиной, а это означает быть заведомо обреченным властвовать... иллюзия мужественности оправдывает право на обладание» (П. Бурдье). И наоборот - обладание удовлетворяет мужественность, пусть и иллюзорную. Довольно быстро «мужские исследования» в истории и социологии оказались востребованы не только академическим знанием, но мужскими организациями, которые показали себя такими же борцами с гендерными предрассудками и привилегиями, как и феминистки, защитниками прав геев, бисексуалов, транссексуалов, лесбиянок.

До середины 1980-х гг. мужским проблемам посвящались преимущественно популярные книги и исследования медико-биологического характера. Затем количество публикаций стало расти в геометрической прогрессии, захватывая все новые темы и отрасли знания. Наиболее полная библиография литературы о мужчинах и маскулинности, составленная и регулярно переиздающаяся Майклом Футом (Австралия) состоит из 50 разделов и насчитывает больше 3000 названий. Как грибы, растут специальные журналы о мужчинах и для мужчин.

Гендерные исследования (gender studies) – это теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Феминизм первым остро поставил лежащие в его основе вопросы, но для их обсуждения и практического решения феминистские подходы - только одна из многих возможностей, тем более, что сами эти подходы неоднозначны. Между западными философскими феминистскими теориями и конкретными исследованиями, которыми занимаются обществоведы и психологи, - дистанция огромного размера.

Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти. Истории становления гендерных исследований на Западе и в России различны. Гендерные исследования в США и Западной Европе формировались как феминистская критика основных социальных теорий (психоанализ, неомарксизм, экзистенциализм, феноменология, структурно-функциональный анализ, структурализм и постструктурализм).

Теоретический уровень гендерных исследований связан с разра­боткой таких основополагающих категорий, характеризующих струк­турные отношения в обществе, как патриархат и капитализм . Оба по­нятия широко применяются и вне гендерной социологии. Специфика их использования в гендерной социологии состоит в интерпретации всей истории человеческого общества на основе включения половых отношений в объяснительные модели.

Многие вопросы, обсуждаемые на Западе, для постсоветского пространства не имеют реального социального значения или, как минимум, не являются первоочередными. Обсуждать их можно и нужно, потому что главные тенденции развития являются глобальными, но «с крупинкой соли».Идти нужно от проблем, которые, при достаточно ясном понимании их сути, могут быть сформулированы «на пальцах».Если идти от «дискурса», дело сведется к усвоению некоторого количества новых иностранных слов, которые и на Западе являются эзотерическими и довольно быстро устаревают, сменяясь новыми. В наших же палестинах эта неизящная словесность выглядит и вовсе экзотической.

Гендерная концепция не была в России «выстрадана» долговременным развитием женского движения и не была ответом на его социальный запрос, как то случилось на Западе четверть века тому назад (в условиях молодежных движений конца 60-х гг., второй волны феминизма и сексуальной революции). Однако благодаря этому и, в известном смысле, вследствие того гендерной парадигме удается пока избегать того трагического разрыва между академическим знанием и практикой, когда «научные тексты, будь они философскими, историографическими или литературоведческими, остаются “китайской грамотой” для практических феминисток», когда теоретики и практические деятельницы не имеют никаких точек соприкосновения.И вот почему.

Гендерная теория в России не выступала и не могла выступить как критическое осмысление существовавших социальных теорий, потому что сама социальная теория существовала в России (тогда - в СССР) в «единственно верной форме», а с начала перестройки находится в стадии становления. Гендерная концепция в России была воспринята «сверху» и с некоторым временным опозданием. То есть Россия как страна запаздывающей модернизации в очередной раз имела возможность использовать готовые результаты прогресса Запада, причем заимствуя их, нимало не смущалась тем, что рецепция эта может происходить и довольно агрессивно, в том числе и в форме упрощений, схематизации, иногда даже профанизации знания. Усвоение интеллектуальных практик Запада, освоение идей разнообразных течений, направлений и школ, возникавших там в определенной последовательности и с определенной логикой, происходило и происходит в России ускоренными темпами 16 .

В России исследований и надежных эмпирических данных по гендерной проблематике значительно меньше, но сравнение результатов массовых опросов общественного мнения, качественных гендерных исследований представленных в российских СМИ образов маскулинности приводит к заключению, что и общее направление развития маскулинности, и связанные с нею проблемы в России те же, что и в странах Запада. В то же время приходится констатировать, что:

а) российское гендерное сознание, как мужское, так и женское, значительно более консервативно;

б) принцип гендерного равенства чаще принимается на словах, чем на деле, а то и вовсе оспаривается;

в) налицо значительное расхождение мужских и женских социальных ожиданий и предъявляемых друг к другу требований;

г) существует системное недопонимание социального характера гендерных проблем и одновременно переоценка возможностей государственной власти в их решении;

д) в ходе социальных трансформаций последних двух десятилетий в каноне маскулинности сформировались две противоположные тенденции: с одной стороны, признание своей мужской несостоятельности («несостоявшаяся маскулинность», выученная беспомощность и т. д.), а с другой – резкое усиление агрессивной маскулинной идеологии, чему способствуют поддерживаемое в обществе состояние моральной паники и идеализация исторического прошлого.

Вся гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы. Сначала объявили о своей субъективности и праве на нее женщины. Этому предшествовали 150 или больше лет феминистского движения и, что не менее важно, глубочайшие и необратимые социально-структурные сдвиги в половом/гендерном разделении труда, характере публичной власти и т.д. Затем, после Второй мировой войны, вышли из чулана геи и лесбиянки. В конце ХХ в. настала очередь «третьего пола», трансгендерников.

Говоря о тенденциях развития гендерных отношений, необходимо иметь в виду следующее. Каждый человек имеет множество идентичностей, но главная из них - та, в которой он чувствует себя наиболее уязвимым. Социологам и социальным психологам это давно известно и у них есть понятийный аппарат для описания соответствующих процессов.

Отправной точкой новоевропейского дискурса о мужском и женском была дихотомическая модель, замкнутая на репродуктивную биологию, которой подчиняли все остальное. Позже эта модель стала многофакторной, показав, что соотношение мужского и женского в одних сферах жизнедеятельности предполагает взаимную исключительность, в других - более или менее существенные различия, а в третьих - полную взаимозаменяемость. Затем на свет божий вышли индивидуально-групповые вариации. Несколько десятилетий они казались преимущественно продуктом культуры и социализации, на одной и той же биологической основе.

Основной вопрос - что на самом деле меняется в социальном положении и деятельности мужчин и женщин, от которых (от положения и деятельностей) производны стереотипы маскулинности и фемининности и связанные с ними образы Я.

В первом приближении «мужская» позиция в рассматриваемом воп­росе может быть сформулирована следующим образом: женщины по неясным причинам начали требовать большего, чем им было отведено самой природой, и получили на свою голову в дополнение к рождению и воспитанию детей ещё и заботу о карьере и материальном достатке. Но они сами этого добивались и, в конечном итоге, именно реализация их желания поставила с такой остротой демографическую проблему на всем пространстве, именуемым по-западному «цивилизованным».

«Женская» позиция, в свою очередь, сводится к прямо противополож­ному убеждению. Она исходит из того, что мужчины, веками видевшие в женщине только объект для удовлетворения своих потребностей и маши­ну для рождения детей, сегодня наблюдают «бунт машин»: мы - такие же, как и вы, а потому требуем, чтобы вся «специфичность» женщины длилась не более девяти месяцев - в остальное же время, в том числе нужное для воспитания потомства, роли мужчин и женщин не должны различаться.

Взаимосвязь теории феминизма и социологии очевидна по меньшей мере, в двух ключевых областях. Первое значимое соприкосновение, роль которого в течение последних пяти лет все более возрастает, - это влияние феминистской теории на важнейшие предметы, рассматриваемые социологией: проблему девиантного поведения (Barry, 1995; Bergen, 1996; Stiglmayer, 1994), семейной жизни (McMahon, 1995; Stacey, 1996), занятости и профессиональной деятельности (Pierce, 1995; Williams, 1995), на политическую социологию (Fraser, 1997;Jackman, 1994; Stetson & Masur, 1995), вопрос о социальных движениях (Ferree & Martin, 1995; Taylor, 1989; Whittier, 1995; «Гендер и общество», 12, р. 6,1998 and 13, р.1,1999) и стратификации (Ferree and Hall, 1996; Ridgeway, 1997). Второй гранью их соприкосновения и главной темой настоящего раздела являются работы, относящиеся к социологическим теориям угнетения (см. в сборнике, под ред. England, 1993, критическое рассмотрение взаимосвязи феминизма с социологическими теориями; см. также: Chafetz, 1997). В большинстве работ, соотносящих феминизм с существующими социальными теориями, исследуются вопросы гендера. Предлагаемое нами обозре- ние таких трудов построено на основе их классификации на макросоциальные и микросоциальные теории гендера. Макросоциальные теории гендера На первый вопрос феминизма - «А как насчет женщин?» - были даны оказавшиеся существенными ответы теоретиков, придерживающихся трех важнейших макро-социальных подходов, более подробно описанные в других главах книги, - структурного функционализма (глава 3), теории конфликта (глава 3) и неомарксистской теории мировых систем (глава 4). Все эти теоретики прибегают к одинаковому процессу анализа, обращаясь к вопросу о гендере в рамках общего теоретического описания крупных социальных явлений. Во-первых, они определяют последние в качестве системы взаимосвязанных и взаимодействующих структур, которые понимаются как «шаблонный, регулярный порядок человеческого поведения» (Chafetz, 1984, р. 23). Функционалисты и сторонники аналитической теории конфликта изучают государственно-национальные образования, а также (это особенно свойственно аналитической теории конфликта) предшествующие нынешним культурные сообщества. Теория мировых систем исследует глобальный капитализм как транснациональную систему, в которой государственно-национальные объединения выступают в качестве важных структур. Различия между этими теориями связаны с тем, каким отдельным структурам и системным процессам придается основное значение. Во-вторых, эти теоретики пытаются найти место женщин внутри описанных систем. Теоретики всех трех направлений приходят к одному и тому же выводу: основное место женщин - а оно понимается в качестве чисто женской «сферы» в рамках всех культур - это дом/семья. Это положение изначально, и женщины никогда не переступают за его рамки, однако они проявляют активность, отвоевывая в структуре общества и другие важные позиции, что в большей степени проявляется при рыночной экономике. Отсюда вытекает другой вопрос - о понимании функций дома/семьи в социальной системе и схеме взаимосвязи между домашним хозяйством и экономикой. В-третьих, каждая упомянутая группа теоретиков гендера стремится объяснить гендерную стратификацию - рассматриваемую как социальное зло для женщин - с точки зрения структурного образования, имеющего вид треугольника: дом/семья - экономика - общие потребности и процессы в социальной системе. Функционализм Основной сторонницей функционализма в теории гендера является Мириам Джонсон (Johnson, 1988,1989,1993). Поборница функционализма и феминистка, она, прежде всего, признает неспособность первого удовлетворительным образом проанализировать невыгодное положение женщин в обществе. Джонсон считает, что в теории семьи, которую выдвинул Талкотт Парсонс, непреднамеренно сказался дискриминационный крен и что функционализм оставляет за рамками своего рассмотрения аспекты социального неравенства, господства и подавления. Эта тенденция коренится в изначальном интересе, проявляемым функционализмом к социальному порядку. При этом Джонсон убедительно демонстрирует, что многогранность и сложность парсоновского функционализма необходимы при анализе гендерных вопросов, поскольку эта теория обладает гигантским аналитическим раз- махом и гибкостью. Таким образом, она вторит позиции многих неофункционалистов (см. главу 3). В своих трудах Джонсон исследует соотношение многих ключевых типологий Парсонса с вопросами гендера: роль как основная единица социальной системы; экспрессивные ролевые ориентации в противопоставлении инструментальным; семья как институт, связанный с другими институтами; функциональные предпосылки социальной системы (адаптация, достижение цели интеграция и сохранение латентной структуры); аналитические уровни социального действия (социальный, культурный, личностный и поведенческий); стадии социетальных изменений (дифференциация, адаптивное обновление, интеграция и генерализация ценностей). Наиболее значимо для понимания гендера в рамках функционализма использование Джонсон парсоновского понятия экспрессивных ролей в их противопоставлении инструментальным, его тезиса о взаимосвязи семьи с другими институтами и модели функциональных предпосылок. Джонсон видит истоки возникновения гендерного неравенства в структуре патриархальной семьи, отмечаемой почти во всех известных обществах. Семья выполняет функции, отличные от функций экономики и других «общественных» институтов: это задача социализации детей и эмоционального обогащения взрослых членов семьи, что имеет существенное значение для социальной солидарности и воспроизводства ценностей (интеграция и сохранение ценностного образца). Изначальное положение женщины в структуре семьи определяется тем, что она предстает основным исполнителем этих значимых функций. И ей следует быть экспрессивной, иметь эмоциональный настрой и отзывчивость к родственникам. Функции женщин в семье и экспрессивность сказываются на том, что они выполняют во всех прочих социальных структурах, особенно в экономике. Например, подходящими для женщин считаются откровенно экспрессивные занятия, в типично мужских профессиях от женщин ожидают экспрессивности, но одновременно применяют к ним за такое поведение санкции; кроме того, участие женщин в экономической жизни ограничено их ответственностью за семью. Однако ни одна из описанных выше функций не ведет с неизбежностью к гендерной стратификации, которая обесценивает и принижает положение женщин. Для того чтобы понять, почему она возникает, нужно обратиться к патриархальной семье. В таком мире женщины, заботясь о детях, действуют благодаря имеющемуся у них весу, авторитету, приобщая и мальчиков, и девочек к своему пониманию «общей гуманности». Рамки, которые продиктованы особенностями культуры и социальных институтов, предполагают, что женщина слаба и податлива мужу, чья экономическая конкурентоспособность, опосредованная наличием ряда средств (инструментов), позволяет ему добиться для своей семьи определенного уровня экономической безопасности. Поскольку для детей женщина предстает в роли «слабой жены», они усваивают почтительное отношение к патриархату и недооценивают такую родительскую установку, как эмоциональность, по сравнению с которой инструментальность мужчин кажется более мощной и значимой. Эта оценка мужских способов как более эффективных, чем женская экспрессивность, проникает в культуру. Но такая позиция никак не подтверждается на практике - разве только в том случае, когда она сформирована патриархальной идеологией. Джонсон, в частности, рассчитывает, что женское движение вызо- вет перемены общественного и культурного плана, которые, в свою очередь, приведут к общесистемной переоценке экспрессивности. Однако Джонсон приходится касаться и вопроса о том, функциональны ли патриархальные структуры в создании системного равновесия и социального порядка. Джонсон предполагает (Johnson, 1993), что мы спросим: «Функциональны для кого?» Подобный вопрос удаляет от парсоновской позиции, согласно которой функциональность должна рассматриваться с точки зрения системы. Вопрос «функциональны для кого?» выдвигает проблему неравного обладания властью и конфликта интересов и указывает скорее на критическую, нежели ценностно-нейтральную установку теоретика - установку, противоположную функционализму. Вопрос о женщинах - гендерный аспект - стал, как часто бывает, последней каплей, переполнившей чашу. Аналитическая теория конфликта Проблему гендера рассматривает в рамках аналитической теории конфликта Джанет Чафетс (Chafetz, 1984, 1988, 1990; см. также: Dunn, Almquist, & Chafetz, 1993), чьи работы наиболее значимы и показательны. В отличие от Джонсон ее интересы соответствуют ряду теоретических работ подобного рода (Rae Lesser Blumberg, 1978, 1979, 1984; Randall Collins, 1975; и антрополог Peggy Sanday, 1974, 1981). Подход Чафетс предусматривает скрещение разных культур и сближение различных исторических фаз, поэтому его можно назвать межкультурным и трансисторическим. Во всех частных эпизодах, имеющих отношение к уровню сообществ, она стремится теоретически выделить тему гендера. Если быть точнее, она фокусирует внимание на гендерном неравенстве или, по ее словам, половой стратификации. Исходя из этого аспекта, Чафетс строит свою теорию в соответствии с традициями аналитической теории конфликта. Она выявляет периодичность социального конфликта и анализирует, придерживаясь ценностно-нейтральной позиции, структурные условия, вызывающие конфликт той или иной степени интенсивности. Затем Чафетс исследует социальные структуры и условия, которые влияют на выраженность стратификации по половому признаку - или подчиненности женщин - во всех обществах и культурах. К этому относится дифференциация гендерных ролей, патриархальная идеология, организация семьи и работы, а также условия, ставящие определенные ограничительные рамки, в том числе модели воспроизводства населения, разделение домапкней работы и профессиональной Деятельности, экономическое перепроизводство, усложнение технологий, плотность населения и суровость окружающей среды - все эти параметры считаются переменными величинами. Взаимодействие их определяет масштаб стратификации по половому признаку, поскольку ими формируются ключевые структуры хозяйства в рамках дома и производства на уровне экономики, а также способность женщин свободно переходить от одной области к другой. Чафетс считает наименее ущербной ситуацию, когда женщины гармонично совмещают домашние обязанности и существенную и самостоятельную роль в рыночном производстве. Функция «дом/семья» оценивается не как внешняя по отношению к трудовой деятельности, эмоциональному поведению и воспитанию, а как область, которую можно со всем основанием охарактеризовать в качестве рабочей: это забота о детях, хлопоты по хозяйству, а иногда и работа (как, например, на семейной ферме), приносящая дополнительное материальное вознаграждение. Возможность получить материальное вознаграждение посредством домашнего хозяйства или рыночного производства делает социально невыгодное положение женщин не столь вопиющим, а форма ведения домашних и семейных дел, обусловленная взаимодействием множества других переменных, представляет собой главную структуру, облегчающую этот доступ или препятствующую ему. Затем Чафетс рассматривает вопрос о том, как следует целенаправленно идти к равенству полов. Она определяет основные структурные моменты, изменение которых могло бы улучшить положение женщин. Побуждая быть активными в достижении равенства полов, Чафетс выходит за рамки ценностного нейтралитета, что со времен Вебера отличало аналитическую теорию конфликта. Изучение гендерных проблем снова уводит теоретика - в данном случае высокоответственного профессионала - за границы теории, к проблемам власти и политики. Теория мировых систем Эта теория оценивает мировой капитализм, взятый во всех его исторических фазах, как единственную систему социологического анализа. Национальные и иные культурные сообщества (например, колонии и туземные племена) - значительные структуры в мировой системе глобального капитализма, как и экономическая стратификация этих сообществ и групповых образований (центральная, второстепенная и периферийная экономики), разделение труда, капитала и власти между ними и внутри них и классовые отношения в каждом отдельном сообществе. Поскольку данная теория сконцентрирована на капитализме, индивиды рассматриваются здесь с точки зрения той роли, которую они играют в создании прибавочной стоимости. Соответственно, этой теории свойственно оценивать роль женщин в социальной системе лишь постольку, поскольку их труд становится частью капиталистического порядка - т. е. когда они выступают в качестве работников, поставленными в рамки капиталистического производства и рынка. Однако данную модель социальной системы колеблет цельное и прямое рассмотрение проблемы гендера. Кэтрин Б. Уорд (Ward, 1984,1985а, 1985b, 1988,1990,1993; Word & Pyle, 1995) утверждает следующее: 1) мировая система не может быть познана, пока не будут надлежащим образом проанализированы труд, который ведется в домашнем хозяйстве, и труд в сфере неформальной экономики; 2) поскольку женщины составляют большинство занятых этими видами труда, им следует уделить в теории мировых систем особое внимание, а не просто упомянуть как «работников». Ведение домашнего хозяйства предполагает всю работу по дому, направленную на поддержание и воспроизводство работников; неформальная экономика - это такая организация работы, в которой не существует четкого разделения между трудом и капиталом и регулирования труда с помощью закона или капиталистической организации. По мнению Уорд, почти 66 % всей работы в мире приходится на эти две экономические сферы, являющиеся некапиталистическими и в значительной степени игнорируемые. Кроме того, ученый полагает, что их доля растет, точно так же, как расширяется в глобальных масштабах сам капитализм. Таким образом, если отвечать на вопрос «А как насчет женщин?», то можно обнаружить в мировой си- стеме обширный «субконтинент» некапиталистического производства, существующий рядом с глобальным капитализмом, постоянно расширяющийся и вступающий во взаимодействие с последним. Модель, показывающая трудовое участие женщин в масштабе всего мира - потребность в домашней работе здесь постоянна, помимо этого, женщины так или иначе задействованы в неформальной и капиталистической экономике, - может, на наш взгляд, стать основой для создания теории структур труда в рамках мировой системы. Далее, Уорд утверждает, что бесплатный труд женщин как вклад в мировую экономику и доминирование мужчин над женщинами надлежит понимать и объяснять не просто как продукты капитализма, но как «отличительные свойства явлений, обладающие своей собственной логикой» (Ward, 1993, р. 52).

гендер , означающее

.

Предпосылки возникновения гендерных исследований

Аристотель считал женщин низшими существами,тк у них нет души.Разделение полов по Ар-лю несет не биологические основания.В сред.века:Аквинский, Августин продолжают актив.различение формы-материи,души-тела,маскулинного-феминного. Далее Шпренгер, Инститорис-представили систему доказ-в справедливости подавления и физич.уничижения женщин на основе их изначальной греховности. Они утверждали, что женщины маловерны и доказывали это этимологией названия»женщины»(фемина)они попадают под козни дьявола, они-носители зла.Кант-поддерживал идею о более низших ментальных способностях женщин, считая это необходимым условием сущ-я общества. женское феминное он считал вторичным по отнош. к маскулинному. Эпоха просвещения не могла не признать женщину полноценным человеком среди философов, атаковавших движение за эмансипацию женщин выделялся- Шопенгауэр.он выступал идеологом мужского господства в обществе, где у женщина одна роль - супруги и матери. Зиммель(нач20века)-рассмотрение чел.цивилизации не нейтрально в отношении пола, очевидна мужская доминанта. ошибка была в том, что не учитывается ассиметрия на эмпир.и метафизическом уровне.роль женщины первична.Соврем.авторы дают пон»гендера», что позволяет учитывать вариативность различий женщин в соответствии с возрастом,семейным положением, соц и этнич.группой, как между собой так и в отношениях с мужчинами поэтому понятие гендера не явл.естественным,это процесс создания,воспроизводства институтов идентичностей.но он зависит от кул,соц,контекста,от специфических отношениях в обществах,историч периодах,в этнич группах,соц классах и поколениях.

Феминизм

Феминизм (от лат. femina, «женщина» ) - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Анархо-феминизм.

Вуманизм (от англ. woman - женщина).

Духовный феминизм.

Культуро-феминизм.

Лесбийский феминизм.

Либеральный феминизм.

Индивидуалистский феминизм.

Мужской феминизм.

Марксистский феминизм.

Материальный феминизм.

Многокультурный феминизм.

Поп-феминизм.

Постколониальный феминизм.

Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

Психоаналитический феминизм.

«Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»).

Радикальный феминизм.

Ролевой феминизм.

Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм).

Сепаратистский феминизм.

Социалистический феминизм.

Социально-обусловленный феминизм.

Трансфеминизм.

Феминизм амазонок.

Феминизм стран третьего мира.

Французский феминизм.

Экофеминизм.

Экзистенциальный феминизм.

Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты.

Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Постколониальный феминизм

Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира». Феминисты из стран «третьего мира», критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». Женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Вопрос. Теория конфликта.

Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть Л Сафилиос-Ротшильд (1976) утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Как считает Л. Сафилиос-Ротшильд, поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в "большом" обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложил П Хартманн. Она называет его "марксистско-феминистским". По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья – «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом

Семья в состоянии конфликта

Источник конфликта Конфликты внутри семьи Конфликты между семьями и более крупными организациями
Производственные споры Домашняя работа: Кто должен ее выполнять? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством? Производство в секторе домашнего хозяйства против производства, организованного капиталистами и государством: следует ли питаться на ходу в кафе или готовить еду дому? Что предпочтительнее: совместно воспитывать детей дома обоим родителям или отдавать их в центры ухода за детьми, организуемые государством?
Споры по перераспределению материальных средств Зарплата: каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши или удовлетворение потребностей семьи? Налоги: Кто должен принимать решения об использовании средств, имеющихся в семье – члены семьи или представители государственного аппарата?

К ним относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Само развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, при этом более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

7. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов - социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуроине - процесс создания и воспроизводства пола/ гендера в процессе взаимодействия. Второй - концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро- и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения. Структурные факторы системы гендерных отношений задают институциональные возможности, в рамках которых происходит воспроизводство поло-ролевого поведения. Социальная дифференциация в разнообразных сферах общественной жизни воспринимается как набор объективных предписаний и реализуется в механизмах взаимодействия и социализации посредством таких институтов как семья, школа, ближайшее окружение, СМИ и сфера занятости, политика и пр.

Структурно-конструктивистский подход к анализу гендерных отношений разрабатывается Р. Коннеллом (12, 25). Проблема организации гендерных отношений рассматривается им как процесс взаимодействия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений и рассматривается как основание практической политики, исходящей из нового понимания субъекта как агента и действующего лица, ограниченного структурами и изменяющего их (по аналогии с Бурдье и Гидденсом).

В рамках объединительной парадигмы Р.Коннелл разрабатывает теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция - это социальная реальность, представленная как система структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы - труд и экономики, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Коннелл отказывается от термина «система» как коннотирующего с функционализмом, и указывает, что метафора «композиция» более адекватна для описания совокупности структур и практик гендерных отношений.

Три сферы структурных возможностей (названные выше) создают условия гендерного режима, понимаемого как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. Эти относительно устойчивые гендерные режимы, определяемые правилами игры в разных контекстах, находят свое выражение во множественных практиках уместной и поощряемой мужественности и женственности, а также в гендерном новаторстве временных аутсайдеров.

В рамках такого варианта гендерного подхода основной задачей социологии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений.

Концепция андрогении Бем

Под удар попала даже сама концепция андрогинии (Ashmore, 1990; Sedney, 1989). Сама Бем (Bem, 1981, 1993) сокрушалась по поводу того, что концепция андрогинии подразумевает, что некоторые из одобряемых качеств являются «мужскими», а некоторые «женскими», - ведь это в корне противоречит нашему намерению уменьшить гендерную поляризацию. Многие психологи предлагают совсем отказаться от терминов «мужественность» и «женственность», которые только укрепляют гендерные различия и стереотипы (Betz, 1993). Спенс и Хельмрих (Spens & Helmrich, 1981) предложили вместо этих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражает способность к самоутверждению и компетентность (ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность, представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность (Betz, 1993). В своей книге (1993) Бем признается, что концепция андрогинии далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Другая трудноразрешимая проблема кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского. В главе 5 мы увидим, какую пользу для нашей самооценки приносит сильная идентификация со своим полом и подчеркивание его отличий от противоположного пола. Тем не менее мир, состоящий из людей, одновременно инструментальных и экспрессивных, представляется мне заманчивым. Я соглашусь с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру. Важность этой концепции также в том, что она дает осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества до настоящего времени стараются представить более нормативными и желательными (ср.: Bem, 1993; Miller et al., 1991; Tavris, 1992).

Проблема насилия

Насилие - это не только физические действия в отношении индивида причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным

Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

1. Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и /или кулаком и/ или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

2. Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).

3. Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

4. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.

Формы насилия в семье весьма разнообразными: изнасилование, убийство на сексуальной почве, нанесение телесных повреждений.

Способы борьбы с насилием: с помощью законодательства.

Гендер как социологическое понятие

Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.

Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер , означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Термен предложен в 1968 г Столером .

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы (от пола зависит - цвет одежды, колясок, набор игрушек и др).

Существует несколько направлений разработки гендерного подхода:

1)теория социального конструирования - понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. 2) псевдогендерный подход - псевдогендерными исследованиямия называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли.

Общество погибнет от того, что поверило словам,
лишенным смысла или противоречивым...

Маркиз де Кюстин. Записки о России. 1839 г.

Понятие "гендер" было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют "гендер" с "женщиной", другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды). Г.Г. Силасте предлагается понятие "социогендерных исследований ", предметом которых является "социальный (а не личностный, или профессиональный, или должностной) статус женщины" [ , с.16], в то же время, например, Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина определяют "гендер" как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения [ , с.84]. На Западе конкретное содержание этого термина определяется концептуальным контекстом феминистски-ориентированных исследовательниц [см. подр. ]. Принципиальным для введения этого термина в российскую науку является разграничение двух смыслов, в которых "гендер" употребляется в английском языке. В рамках феминистских концепций - гендер (по аналогии с классом) прежде всего стратификационная категория и подразумевает наличие угнетения, субординации, социальное неравенство женщин, т.е. неравный в сравнении с мужчинами доступ к власти, богатству и престижу. Понятие гендера предполагает социальное конструирование различий с тем, чтобы использовать эти различия для сохранения власти мужчин, и каждодневное производство гендера, как подчеркивание полярности мужского и женского с целью обесценить женщин [ , с. 593]. Причем, если представительницы радикального феминизма считают гендерную стратификацию повсеместной и основной, другие исследовательницы рассматривают этот вектор наряду с иными стратификационными категориями - класс, возраст, инвалидность, этничность и т.д., чему во многом способствовало несогласие "черных" женщин с позицией представительниц "белого" среднего класса, исследования среди индейцев, рабочего класса и т.д. Гендер одновременно выступает и как эвристическое понятие и как обозначение того, что феминистки хотят изменить или элиминировать в социальных отношениях [ , с.604] .

В широком смысле, вне феминисткой ориентации, в западном научном языке гендер употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (т. е. особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.), что также было инициировано феминистскими учеными. Это было достаточно разумно в связи с явной биосексуальной коннотацией, содержащейся в слове "sex".

В русском языке понятие пол не содержит столь явной ассоциации, а если иметь в виду дореволюционную традицию, то, как отмечал Н. Бердяев, развивавший платоновскую идею андрогинности, пол - это половина человечества. Кстати он же рассматривал стремление женщин к эмансипации как потребность уйти от рода (т.е. gender) , т.е. игнорировать в числе биологических особенностей и свое репродуктивное предназначение (что является «пагубной» вехой движения цивилизации).

В связи со сказанным представляется, что в русском языке имеет смысл употреблять понятие "гендер" лишь в узком смысле, предполагающем феминистскую интерпретацию, гендерный подход, т.е. выявление и изучение угнетения женщин/мужчин. При этом, вероятно, имеет право на существование и традиционная социология пола, в рамках которой анализируются субкультурная дифференциация полов (смысл которой возможно иной, нежели женская субординация и угнетение), половые аспекты сексуального поведения (см. напр. работы С.И.Голода , И.С.Кона), изучение половых различия в других сферах социального поведения. Явление стереотипизации (что препятствует развитию личностей в условиях дифференциации жизненных стилей) представляется как качественно отличное от дискриминации. И.С. Коном уже подчеркивалось, что половая стратификация и социальный статус могут быть разными не только в разных обществах, но и в "разных сферах жизнедеятельности одного и того же социума" [ , с.177]. Как, например, квалифицировать факт российской культуры - власть части матерей над взрослыми сыновьями, жен над мужьями, дочерей над пожилыми отцами и т.д. Возможно, необходимо другое понятие, описывающее обратную составляющую властных отношений по признаку пола. Таким образом, категория гендер это еще один вектор при анализе социальной стратификации, причем является ли он доминирующим в каждом конкретном обществе - это исследовательская проблема. Например, уже высказывались предположения, что советское общество было патриархатным преимущественно по вектору возраста, т.е. власти старших мужчин. Сегодня, похоже, именно этот вектор власти наряду с этничностью являются в большей мере конфликтным, отношения между полами вышли на уровень доминирующего противоречия внутри особых социальных групп (богатых, части среднего класса).

Более сложная проблема в связи с понятием "гендер" стоит в гносеологическом аспекте. Феминистками поставлена проблема ограниченности знания, представленного в истории исключительно мужчинами (квалифицируемого как андроцентризм), т.е. в широком контексте речь идет о зависимости теорий и интерпретаций от особенностей субъекта познания, в данном случае по признаку пола. Феминистский подход также вполне согласуется с развитием нового типа рациональности - постнеклассической, которая учитывает не только особенности субъекта познания, но и ценностную ориентацию, т.е. дает ответ на вопрос "для чего необходимо знание". Если считать женщин маргинальной группой (в том числе в сфере науки), тогда вероятно необходим их вклад с точки зрения "особого видения" социальной реальности. Но, если отталкиваться от факта, что в бывшем российском обществе (многие элементы которого сохранились и поныне) женщины были достаточно сильно (в отличие от Западных стран того же периода) представлены в различных социальных институтах, в том числе в науке, и не имели длительного опыта исключительно "приватного существования" - возникает вопрос об основаниях (помимо биологических) такого особого видения реальности. Т.е. вопрос о женском особом месте в науке с точки зрения методологии пока остается открытым.

На IV Всемирной конференции в Пекине (1995 г.) по положению женщин (самой крупной за всю мировую историю развития женского движения) на согласительной комиссии было принято Заявление Председателя конференции относительно общепринятого толкования значения термина «гендерный».

Именно принятая на форуме Пекинская декларация и «Платформа действий по положению женщин» стали программными документами для правительств всех стран в деле улучшения социального положения и статуса женщин в мировом сообществе и в полной мере институционализировали использование в научной и общественно-политической лексике «термина «гендерный» в его обычном общепринятом значении»: «как отражение биологической принадлежности к мужскому и женскому полу».

Одновременно страны-участники Всемирной конференции отмежевались «от биологической детерминистской концепции, в соответствии с которой все функции и отношения между двумя полами закреплены в рамках жесткой структуры».

Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин, одобренный представителями 190 государств, впервые на общемировом уровне ввел в широкий оборот такие понятия как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ», «гендерная проблематика», «исследования по гендерным вопросам», «гендерный баланс», «гендерное равенство». В связи с этим получила развитие и новая частная социологическая отрасль – гендерная социология.

Гендерная социология является отраслью социологии, частной социологической теорией, изучающей закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Таким образом, можно отметить, что Предмет гендерной социологии – социальный статус мужчин и женщин, как гендерных общностей, и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Объект гендерной социологии – мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания.

Хотя преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум , но, тем не менее, в последнее время активно исследуется и мужская общность .

Гендерная социология как отраслевая социология отличается методологией исследования – гендерным подходом. В основном он раскрывается в социально-конструктивистском подходе к гендеру. Кроме того, в зарубежных исследованиях для изучения особенностей психологии и социологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются:


· теория бихевиоризма – одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул-реакция»);

· психоанализ З.Фрейда;

· концепция «коллективного бессознательного» Э.Фромма;

· принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола;

· теория символического интеракционизма (Дж.Мид, П.Бергер, Н.Лукман);

· структурная антропология (Г.Рабин).

Методология исследования гендерной социологии связана с методами, теориями, результатами и других наук. Так, в России гендерная социология тесно связана, с одной стороны – с такими частными социологическими теориями как социология личности, социальная геронтология, социология семьи, социология безопасности, социология детства, электоральная социология. С другой стороны, – с историей, демографией, экономикой, социальной психологией, культурологией.

Социологический подход к изучению социального статуса гендерных общностей и гендерных отношений в социуме дополняется социолого-психологическим подходом к изучению гендерных особенностей, социально-ролевых установок, специфики женской и мужской психологии, поведенческих моделей и ценностных ориентаций.

Специфика гендерных исследований может быть раскрыта в нескольких ключевых аспектах . Сюда относятся:

· Специфика проблемы исследования .

На Западе первой проблемой в области гендерных исследований является проблема гендерной идентификации , т.е. проблема полового самоотождествления: с какого возраста ребенок начинает ощущать и вести себя как мальчик или девочка? Долгое время преобладала теория, согласно которой гендерная идентификация является следствием воспитания. То есть общество постепенно формирует человека, готовит его к определенной роли, так как в обществе быть мужчиной или женщиной значит играть определенную социальную роль. Мужчина – защитник, добытчик, глава семьи, распорядитель, руководитель. Социальная роль женщины – хранительница домашнего очага, хозяйка, распорядительница по дому, родительница и воспитательница детей, а, кроме того, еще и украшение дома, показатель определенного престижа.

Другой проблемой гендерных исследований является изучение реальных неравенств между мужчинами и женщинами . Это неравенство очевидно во всех сферах жизни. По данным ООН из 100% частного богатства немногим более 1% принадлежит женщинам, зарплата работающих женщин не превышает 2/3 зарплаты мужчины. Даже в развитых странах Европы, Северной Америки и Азии женщины получают на 7-27% меньше мужчин.

Хотя в большинстве стран уже отменены законы, которые закрепляли неравенство женщин, но происходит столкновение социальных ролей – женщина-мать и женщина-работница. С одной стороны 53% женщин обладают высшим и средним специальным образованием, с другой стороны после замужества их карьера приостанавливается из-за детей или прекращается совсем. Им закрыты многие престижные сферы деятельности (политика, армия, церковь), но в последнее время происходят попытки потеснить мужчин и в этих сферах.

· Специфика социального масштаба объекта исследования

В гендерных исследованиях объект может быть и микромасштабный и макромасштабный. В том случае, когда объект узколокализованный, микромасштабный мужчина и женщина изучаются как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). Здесь осуществляется анализ на уровне межличностных отношений.

Если же объект макромасштабный, то исследуются женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом.

· Специфика методологических подходов .

в гендерных исследованиях могут быть использованы и социологический и социолого-психологический подходы, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В гендерных исследованиях в качестве ведущих могут выступать также и философский и историко-культурологический подходы, базирующиеся на конкретных теориях феминизма и психоанализа.

· Специфика значимости социальных выводов , вытекающих из анализа объекта и предмета исследования.

Выводы гендерных исследований характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные гендерные общности и отражается состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и социальные установки. Основанием для таких выводов являются результаты общероссийских и региональных социологических исследований.

· Методы сбора первичной информации и виды исследований .

Гендерные исследования имеют некоторые особенности в методах исследования . Исследователь всегда стоит перед проблемой соотношения использования качественных и количественных методов в гендерных исследованиях. Целесообразность выбора тех или иных методов определяет приоритет стратегий и методик исследования. Нередко в качестве таковых выбираются качественные методы исследования.

Количественные методы , используемые в гендерной социологии:

1) Контент-анализ. Контент-анализ – это систематическое изучение объектов (артефактов) или событий посредством их пересчета или интерпретации содержащихся в них тем. При анализе «текстов» объектом, например, могут выступать детские книги, народные сказки, произведения искусства, художественная и любая другая литература, произведения разного рода творчества, мода, открытки, всевозможные руководства и инструкции, адресованные девочкам и женщинам (например, как стать хорошей хозяйкой), доски объявлений, газеты, медицинские записи, научные публикации, учебники социологии, сборники афоризмов или цитат.

Компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, могут помочь выявить скрытые механизмы, заложенные в большом количестве документов.

Подобным образом может проводиться количественный контент-анализ авторства и содержания академических журнальных статей, например, по вопросу о процентном соотношении мужчин и женщин среди авторов или в качестве объектов исследований, в аспекте применяемых методов и обращения авторов к гендерной проблематике.

2) Методы опроса . Методом анкетирования осуществляется изучение предпочтений мужчин и женщин, касающихся обширного числа вопросов гендерной направленности. Укажем лишь на некоторые из них. Это исследование гендерных отношений в семье (М.Ю.Арутюнян), лингвистические аспекты (А.В.Кириллина) ] , вопросы гендерной социализации (И.Клецина), предпочтение работодателей (А.А.Московская) ] , гендерные аспекты социально-экономической трансформации (Н.Риммашевская) ] и многое другое.

Из качественных методов предпочтение отдается нескольким методам:

1) Биографический метод . Здесь исследователь должен знать специфику биографического метода при изучении гендерной проблематики, виды интервью, используемые в качественных исследованиях. При изучении гендерных биографий наиболее часто используется нарративное интервью . Исследователь должен владеть способами анализа биографического материала (см. работу М.Рюткенен, Т.Г.Ткаченко). 2) Этнографические исследования. Исследователь должен знать об этапах развития этнографических исследований. Одним из ведущих методов в рамках этнографического исследования являетсявключенное наблюдение . 3) Метод фокус-групп. с помощью фокус-группы можно изучать вопросы гендерной идентичности. В фокус – группе рассматриваются такие понятия как «идентичность», «социальная идентичность», «женская идентичность», «мужская идентичность». Оцениваются различия в понятиях: «половая идентичность», «гендерная идентичность». Рассматривается конструирование женской идентичности (имеется в виду специфичный для женщины «женский опыт»).

Особенность дневников в том, что они описывают жизненные события тогда, когда они происходят, тогда как в устных историях на воспоминания накладываются впечатления современности и срабатывает эффект места и времени. На материале дневниковых записей можно анализировать содержание повседневной жизни, бюджет времени, а также исследовать особенности практик и сообществ, скрытых от наблюдения. В тех случаях, когда респондент, заполняя дневник, следует схеме, предложенной исследователем, эти записи называются дневниковым интервью . Это интервью относится к полуструктурированным .

В одном из своих качественных социологических исследований Шуламит Рейнхартц собрала рассказы женщин о неудачной беременности, записанные в дневниках, сочинениях и других личных документах. Затем она попыталась определить сходства и различия смысла неудачной беременности для женщин из различных мест, эпох и социальных страт. Оказалось, что разные женщины применяют различные категории для объяснения своей ситуации, говоря о причинах, последствиях, своем отношении к беременности и ее завершении, о той помощи, которую могут получить от окружающих.Татьяна Барчунова исследовала представление женщин в символическом дискурсе националистической прессы. Виктимизация женщин, по словам исследовательницы, является концептуальным кластером, включающим понятия жертвы, жертвенности, защиты, вины. Сюда же Барчунова относит мотивы старения и старости, смерти, суицида. В газете «Завтра», как показало это исследование, содержатся не только многочисленные примеры виктимизированной репрезентации женщин, но и материалы, содержащие ее идеологическое обоснования со ссылками на «объективные» условия современной кризисной ситуации.

1. Гендерная социология как специальная социологическая теория изучает закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни.

2. В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов. Но их объединяет признание того, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами считаются одним из решающих или даже решающим организационным принципом общества. Отсюда следует необходимость переосмысления под углом зрения гендера всех традиционных проблем социологии (социальной стратификации, разделения труда, проблем власти и собственности, социализации личности) и дополнения социологического знания новыми проблемными узлами – теми проблемами, которые релевантны с точки зрения женщин и мужчин.

3. Гендерная социология опирается на гендерный подход. Новаторство гендерного подхода в рассмотрении неравенства полов состоит в попытках придать этому неравенству социальное, социально-экономическое или социально-культурное объяснение. Гендерный подход, во-первых, делает акцент на самоценности личности женщины и мужчины, признает неотъемлемым ее право на развитие, творчество, на свободу в проявлении себя. Во-вторых, представители гендерного подхода едины в критике традиционной патриархальной культуры, основанной на принципах господства мужчины над женщиной, на отождествлении человека и «подлинно человеческих» качеств с мужчиной и мужскими качествами.

3. В настоящее время проблематика, разрабатываемая в русле гендерной социологии, включает выделение пола как важной дифференцирующей переменной в анализе разделения труда, социальной структуры, образа жизни, поведения в семье и в сфере профессиональной деятельности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________