Главная · Простудные заболевания · Гераклит – биография, философия и основные идеи (кратко). Гераклит

Гераклит – биография, философия и основные идеи (кратко). Гераклит


Введение

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА

1.1 Жизнь Гераклита

1.2 Личность Гераклита

ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА

2.1 Огонь и логос в учении Гераклита

2.2 Идеи о всеобщем движении и противоположностях

2.3 Гносеология Гераклита

ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА

3.1 Влияние на античных философов

3.2 Монография Лассаля

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение


Периодом зарождения философии в Европе считается V-IV века до н.э. Именно этим временным промежутком датируются самые ранние дошедшие до нас отрывки сочинений древнегреческих философов.

Наиболее известны среди философов того времени Ксенофан и Мелисс, представители элейской школы; Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, как представители Милетской школы; Протагор и Горгий - софисты; Левкипп и Демокрит, основатели атомистики.

Обособленно от них стоит Гераклит - философ, чьи идеи резко, а порой и кардинально отличаются от учения всех других школ. Однако этот человек занимает не менее важную роль в становлении первых философских взглядов.

Актуальность работ в области древнегреческой философии неисчерпаема. Многие взгляды философов находят новые, оригинальные толкования у современных ученых и исследователей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что потенциал сочинений, даже написанных более двух тысячелетий назад, еще до конца не раскрыт.

При написании работы мы использовали различные источники информации.

Данные о биографии Гераклита мы нашли в книге В.Ф. Асмуса «Античная философия». Информация о сущности учения Гераклита в достаточной мере раскрыты в книгах А.Н. Чанышева «Курс лекций по древней философии». В анализе влияния учения Гераклита на других философов нам помогла в первую очередь книга Бертрана Рассела «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Лучшим пособием, раскрывшим нам мысль Гераклита в оригинале, стала книга, подготовленная А.В. Лебедевым «Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики».

Цель работы: исследовать учение Гераклита.

Задачи работы:

Изучить биографию Гераклита.

Выяснить основные моменты и специфику учения Гераклита.

Установить влияние учения Гераклита на последующих философов.


ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ ГЕРАКЛИТА


1.1 Жизнь Гераклита


Гераклит (ок. 544-483 до н э.) - древнегреческий философ, известный как основоположник диалектики. По многочисленным данным родился в полисе Эфес и принадлежал к роду основателей города, басилевсов, что приписывало ему царское и жреческое социальное положение. Однако Гераклит добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата, что, по предположению ученых, является следствием его протеста против демократии, царившей в Эфесе.

Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. По данным биографов, одно время жил при храме, как многие философы того времени, однако не исполнял каких-либо жреческих обязанностей. Согласно Диогену Лаэртскому, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами».

Согласно некоторым данным, Гераклит «велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер». Согласно Марку Аврелию, умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Гераклит жил очень необычной для философов того времени жизнью, что сказалось на тематике и содержании его учения.


2 Личность Гераклита


Гераклит, по свидетельствам современников, был очень неординарным человеком. Согласно многим данным, был нелюдим и презирал всякое общество, а также обладал специфическими, пессимистическими взглядами, за что современники дали Гераклиту прозвище «Скутинос», т.е. «Темный», «Мрачный».

Главным источником данных о философском учении Гераклита является его единственное сочинение - "О природе". Оно было многократно цитировано древнегреческими философами, такими как Сократ и Аристотель, благодаря чему сохранилось в более полном виде, чем аналогичные произведения Анаксимена и Анаксимандра. Тематика сочинения была шире, чем у других философов того времени: она включала размышления на темы Вселенной, политики, государственного устройства и бога. Кроме того, книга была написана в полумифологическом, не свойственном авторами того времени, стиле.

Многие биографы сообщают, что Гераклит не принадлежал к какой-либо школе, так же как не имел учеников, но был знаком с трудами Ксенофана, Гекатея, Пифагора и учением милетских философов. Его взгляды тесно переплетаются с взглядами философов милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако учение Гераклита не может рассматриваться как часть милетской школы, так как противоречит ей во многих ключевых моментах.

Таким образом, Гераклит обладал уникальными и интересными философскими взглядами, которые во многом превосходили по глубине мысли его современников.


ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА


2.1 Огонь и логос в учении Гераклита


Одним из ключевых моментов учения Гераклита является огонь. Этот элемент был избран философом в качестве субстанциально-генетического начала. Философы других школ избирали первоначалом более стабильные элементы: воду Фалес, землю Фарекид, воздух Анаксимен. Сам Гераклит объяснял свой выбор тем, что эта субстанция наиболее подвижна и нестабильна, поэтому все другие субстанции обращаются в огонь путем «остывания» или «замедления». Он называл этот процесс «путем вниз», т.е. путем от более совершенного, общего, к более низкому, частному.

Гераклит сравнивал огонь с золотом: «Все обменивается на огонь, и огонь - на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото» (В 90). Так, в философском социоморфическом мировоззрении преломились товарно-денежные отношения, развитие которых, как уже отмечалось, оказало значительное влияние на превращение мифологического мировоззрения в философское. В другом сравнении космический огонь сопоставляется с пламенем, на котором сжигаются различные благовония. Пламя все то же, но запахи разные. Гераклитовский огонь вечен и божествен.

Взаимные превращения огня, воздуха, воды и земли дошли до нашего времени в трех версиях. Клемент считал, что из огня возникает море (вода); море, в свою очередь, «семя мирообразования». Из этого семени возникают и земля, и небо, и все то, что находится между ними. По версии Плутарха, огонь превращается в воздух, воздух - в воду, вода - в землю, земля - в огонь. Не совсем так представлена космогония Гераклита у Марка Аврелия (II в. н. э.). Там Гераклит говорит: «Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, а воздуха - огня: и обратно» (В 76).

Понятие «души» Гераклит тесно объединял с понятием огня. Это одна из его форм, метаморфоз. Согласно его взглядам, души возникают, «испаряясь из влаги» (В 12), и наоборот, «душам смерть - воде рождение» (В 36). Однако, не каждая душа влажна, влажна лишь плохая душа. Душа - единство противоположностей, она сочетает в себе влажное и огненное, и чем больше в ней огня, тем душа лучше. Согласно убеждениям Гераклита, «сухая душа - мудрейшая и наилучшая» (В 118). Гераклит подчеркивает, что «всякая страсть покупается ценою души» (В 85). Он говорит, что «для душ наслаждение или смерть стать влажными» (В 77).

Одним из существенных отличий идеи Гераклита о наличии первоэлемента является мысль о том, что первоэлемент не был создан кем-либо из богов или людей. Он был изначально, был везде, и лишь из него впоследствии появились и боги, и люди.

Другой мыслью Гераклита является идея периодичности повторения циклов «избытка» огня. Под этим циклом Гераклит подразумевает конец света, мировой пожар. Этот пожар сжигает всё: и материю, и души, ведь во всем есть начало от огня. После этого огонь снова «остывает», приходит к состоянию воздуха, воды и земли.

В истории философии наибольшие споры вызвало учение Гераклита о Логосе Логос - это некая управляющая система, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон». Многозначность термина «Логос», понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. В русле учения о Логосе у Гераклита совпадают судьба, необходимость и разум. Его взгляды наиболее точно описаны словами, найденными в произведении Секста: «Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают» (В 1).

Таким образом, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Другое значительное понятие в учении Гераклита - Логос. Логос рассматривается как некая высшая сила или всемирный закон.


2 Идеи о всеобщем движении и противоположностях


Гераклит в своем сочинении выдвигает мысль о том, что время и жизнь находятся в постоянном движении, которое он сравнивает с течением реки, в которую можно зайти дважды, но воды, омывающие тело, будут уже другими. Однако его мысли о всеобщей изменчивости находят у современных ученых и другое толкование: одно и то же никогда не повторяется, но и никуда не исчезает, а лишь превращается в нечто иное. Промежуточным же звеном между «одним» и «другим» всегда является огонь. Огонь идеально соответствовал его взглядам на жизнь, ведь это самый нестойкий из элементов, который на глазах «пожирает» материю, что люди видели веками, смотря на костры.

В своем учении о постоянных изменениях Гераклит выдвинул мысль о том, что одно и то же может быть противоположным, если смотреть по-разному, причем противоположности выявляют ценность друг друга. Так, можно вспомнить что «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава» (В 61), а «болезнь делает сладостным и хорошим здоровье, голод - насыщение, усталость - отдых» (В 111). Также, Гераклит замечал, что самые большие изменения, а значит и самые яркие проявления жизни, кардинальны, ведь холодное, обращаясь в горячее, меняется полностью. Из этих наблюдений он делает умозаключение, ставшее впоследствии одной из его доктрин: противоположности по своей сути тождественны. Это высказывание представляется нам недостаточно обоснованным, ведь оно противоречит мысли Гераклита о гармонии, как следствии всеобщей борьбы: «Враждующее сходится, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все возникает из распри».

Гармонию эту нельзя увидеть человеку. В этом и есть, по Гераклиту, ее высшая сила. Вся эта вселенская гармония доступна лишь богу. Эта глубочайшая гармония присуща всему мирозданию, несмотря на то, что там все кипит в борьбе, в распре. В этой гармонии растворяется все зло.

Что считать злом, а что - добром, Гераклит до конца не раскрывает, однако указывает на их тесную взаимосвязь этих двух понятий. Подтверждением тому может быть вывод Ипполита о том, что «и добро и зло - одно и то же» (В 58). Теснее взаимосвязь добра и зла прослеживается в другом фрагменте: «Путь у валька прямой и кривой - один и тот же». Один из вариантов толкования этой цитаты: «добро и зло, пусть и различны, но идут всегда рядом».

Исходя из всего вышеизложенного, можно утверждать, что идея Гераклита об изменчивости хорошо согласовывалась с его учением об огне, как всеобщем начале. Тождественность противоположностей же, как доктрина, не находит достаточных обоснований.


3 Гносеология Гераклита


Сохранилось много фрагментов Гераклита, в которых речь идет о познании. Он различал познание посредством чувств и познание посредством мысли. И тот, и другой методы познания необходимы, однако на первое место Гераклит поставил познание мышлением, о чем свидетельствуют многочисленные фрагменты, в которых идет речь о логосе.

Понимание логоса дается нелегко. В первую очередь это можно связать с тем, что натура самого познания такова, что человеку полностью постичь логос невозможно: настолько он бескраен и необъятен. Поэтому «несмотря на то, что логос существует вечно, люди оказываются несообразительными и прежде, чем его услышат, и (даже) услышав впервые». (В 1).

Многознание, присущее «Гесиоду и Пифагору», также не приближает человека к познанию логоса. Оно дает лишь разрозненные знания о природе, но не дает целой картины построения мироздания, не дает мудрости. Такую мудрость Гераклит ставит отдельно от знаний, на более возвышенное место, о чем может говорить фрагмент: «Из тех, чьи учения я слышал, никто не дошел до признания, что мудрое отлично от всего остального» (В 108).

Также Гераклит считает, что любому человеку свойственно размышление. Однако далеко не все в этом деле преуспевают. Это связано с тем, что большинство людей объяты жаждой удовольствия, жаждой богатства. Однако, как «ослы солому предпочитают золоту» (В 9), так и люди, стремясь к «смертным вещам» упускают то, что действительно имеет смысл в жизни - Логос.

Также во фрагментах Гераклита можно уловить мысль о том, что природа всех вещей - едина. Это согласуется с его учением о тождественности противоположностей. Однако к первому умозаключению у Гераклита больше обоснований - это, в первую очередь, фрагменты В 10 («Соединения бывают всего и не всего, сходного и различного, созвучного и разнозвучного; из всего - единое и из единого - все»), В 32 («Единое, единственно мудрое, не желает и желает называться именем Зевса») и В 50 («Не мне, но логосу внимая, согласиться мудро, что все есть едино»), в которых прослеживается мысль о том, что знания являются клочками цельной Истины, что также фигурирует в его учении.

Таким образом, Гераклит считал, что главным источником познания является мышление, а второстепенным - чувства. Мышление, по его мнению, не дается благодаря многознанию. Мышление дано всем, однако не все могут им распорядиться. Именно мышление приводит человека к верному выводу о единстве всех знаний.


ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА


3.1 Влияние на античных философов


Учение Гераклита оказало влияние на многих философов античности. В первую очередь, это Платон.

Платон не был современником Гераклита, этих двух весьма похожих людей разделяет около полувека. Однако Платон был учеником другого древнегреческого философа - Кратила. Он, в свою очередь, очень хорошо знал учение Гераклита, в частности, Кратил был приверженцем мысли о всеобщей изменчивости, но его идеи были более радикальными. Именно через Кратила Платон узнал об этом аспекте учения Гераклита, и в дальнейшем развивал его.

Истоки релятивизма истины, одного из ключевых догм философов-софистов, некоторые авторы видят в идее о всеобщей относительности Гераклита. Это мнение является спорным. Конечно, невозможно отрицать сходство учения Гераклита и некоторых мыслей Протагора об относительности истины к условиям. Однако при более детальном рассмотрении учения Протагора выясняется, что релятивистские взгляды Протагора и Гераклита совпадали лишь косвенно.

Взгляды Гераклита о космосе, Логосе и огне нашли благодатную почву в стоицизме, основоположником которого является древнегреческий философ Зенон Китийский. Так, одной из важных составляющих стоического учения является мысль о том, что вся материя «сгорает», «отчищается» огнем божественного закона.

Таким образом, учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов, которые в дальнейшем развивали и адаптировали идеи Гераклита для собственных школ.


3.2 Монография Лассаля


Одной из самых необычных интерпретаций сочинений Гераклита в современности является монография Лассаля. Эта книга была издана в 1858 г. известным немецким философом, юристом и политическим деятелем Фердинандом Лассалем под названием «Die Philosophie Herakleitos des Dunkeln v. Ephesos».

Основная тенденция этой монографии состояла в том, что Лассаль попытался превратить Гераклита в «Гегеля древнего мира», подвести положения диалектики и материализма Гераклита под учения идеалистической диалектики Гегеля. Это стремление Лассаля было ошибочным, во-первых, потому, что Лассаль хотел превратить наивного материалиста, каким был Гераклит, в идеалиста; во-вторых, потому, что, сближая диалектику Гераклита с диалектикой Гегеля, Лассаль искал в далеком прошлом такие черты диалектики, которые в этом прошлом еще не могли возникнуть.

Книга Лассаля о Гераклите изучалась Марксом, Энгельсом и Лениным. Все они с полным единодушием отметили крупные ее недостатки и ошибочные воззрения. Ленин отметил, что Лассаль приближает Гераклита к Гегелю, "прямо-таки топя Гераклита в Гегеле" (3, т. 29, с. 308), Он находит у Лассаля "рабское повторение Гегеля по поводу Гераклита!" (3, т. 29, с. 306).

Старательный ученик выполняет ее "блестяще", перечитывая у всех древних (и новых) писателей все о Гераклите и все толкуя под Гегеля".

В результате, как заключает Ленин, впечатление получается такое, что идеалист Лассаль оставил в тени материализм или материалистические тенденции Гераклита, подстраивая его под Гегеля.

Подводя итог, можно сказать, что, образ Гераклита был использован в современности с целью усиления рабочего движения, однако неправильная, превратная трактовка Гераклита вскоре нашла справедливую критику.


Заключение

философ гераклит огонь логос

Нам представляется возможным считать, что учение Гераклита в нашей работе было раскрыто в полной мере. В процессе работы были тщательно исследованы различные точки зрения на его учение. Были рассмотрены некоторые политические аспекты биографии Гераклита. Мы выяснили, что Гераклит был одним из самых необычных людей той эпохи, что повлияло на его взгляды. Благодаря этому, учение Гераклита отличается уникальностью и глубиной философской мысли. В частности, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Также, благодаря Гераклиту в философию был введен термин «логос», который рассматривается как некий божественный закон и обычно ассоциируется с космосом. Кроме всего этого, Гераклит ввел первое понятие о всеобщей, постоянной изменчивости и релятивизме - относительности. Главным источником познания Гераклит считал мышление, а второстепенным - чувства. Интерес представляют и его взгляды на само мышление, как процесс, присущий всем людям. Он приводит человека к верному выводу о единстве всех знаний, причем многознание, но мнению Гераклита, не приближает человека к мудрости. Учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов из разных школ и разных направлений, а также сказалось на взглядах философов других эпох. Также, была изучена одна из попыток неправильного современного толкования мыслей Гераклита. Эта попытка увенчалась неудачей, встретив критику со стороны таких выдающихся философов, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс.


Список использованной литературы


Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия / Татаркевич В. - Пермь: Издательство Пермского Университета, 2000.

Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов / Чанышев А.Н. - М.: Высш. школа, 1981.

Вадим Серов. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Подг. А.В. Лебедев. - М.: Наука, 1989.

История философии: Запад - Россия - Восток: Учебник для вузов. Кн. 1: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995.


Приложение 1


Гераклит. Иоганн Морельсе. Около 1630.


Приложение 2


Гераклит Эфесский. Гравюра. Начало XIX в.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Гераклит Эфесский – древнегреческий философ, основоположник диалектики. В основе учения лежит идея о постоянной изменчивости всего сущего, единстве противоположностей, управляемом вечным законом Логосом-огнем.

О жизни Гераклита Эфесского сохранилось очень мало данных. О достоверности большинства из них все еще продолжаются ученые споры. Считается, что у Гераклита не было учителей. По всей видимости, он был знаком с учениями многих своих современников и предшественников, но о себе говорил, что он «ничей слушатель» и «сам от себя научившийся». Современники прозвали его «Мрачным», «Темным». Причиной тому была его манера формулировать свои мысли в загадочной, не всегда понятной форме, а также явная склонность к мизантропии и меланхолии. В связи с этим, его иногда противопоставляли «смеющемуся мудрецу» Демокриту .

Происхождение

Известно, что Гераклит родился и прожил всю жизнь в городе Эфес, расположенном на западном побережье Малой Азии (территория современной Турции). Временем рождения философа ориентировочно называют 544-541 гг. до н. э. Такие предположения строятся, исходя из сведений, что во время 69-й Олимпиады, проходившей в 504-501 гг. до н. э., Гераклит уже вступил в возраст «акме». Так древние греки называли период, когда человек достигал физической и духовной зрелости – возраст около 40 лет.

Род Гераклита имел царское происхождение, в его семействе по наследству передавался титул басилевса (царя-жреца). Есть версия, что его отца звали Гераконтом, другие источники (более достоверные) называют его Блосоном. Один из представителей рода – Андрокл – был основателем Эфеса. Еще в молодости Гераклит решил посвятить жизнь философии и сложил с себя унаследованные высокие полномочия, добровольно уступив их своему младшему брату. По традиции тех времен, он поселился при эфесском храме Артемиды и ежедневно предавался размышлениям. Кстати, именно этот храм в 356 г. до н. э. сжег некто Герострат, мечтающий оставить свое имя в веках.

Гераклитова диалектика, логос-огонь

Ближе всех взгляды Гераклита сходятся с идеями представителей ионийской школы древнегреческой философии. Их связывала мысль, что все сущее едино и имеет некое первоначало, выражающееся в конкретном виде материи. Для Гераклита причиной и началом мира был огонь, существующий всюду и во всем, постоянно изменяющийся, «разгорающийся и угасающий согласно мере». Время от времени случается «мировой пожар», после которого космос полностью уничтожается, но лишь для того, чтобы заново возродиться. Именно Гераклит впервые использовал слово «космос» в известном сегодня значении вселенной, мироздания.

Связь всего со всем, борьба противоположностей и постоянная изменчивость мира – главная идея философии Гераклита, фундамент будущего развития диалектики. Не существует ничего постоянного и абсолютного, все относительно. Мир вечен и в его основе – круговорот веществ и стихий: земли, огня, воздуха, воды. Именно Гераклиту приписывают авторство фраз о том, что все течет и изменяется, и о реке, в которую невозможно войти дважды.

Противоположности тождественны, раздор между ними вечен и через него они ежесекундно переходят одна в другую: день в ночь, жизнь в смерть, зло в добро. Также и наоборот. Таким образом, согласно Гераклиту, война есть смысл и источник любого процесса, «отец и царь всего». Однако вся эта изменчивость не есть хаос; она имеет свои границы, ритмы и меру.

Управляет мировыми процессами неизменная судьба, особый вселенский закон, который Гераклит признает ценностью всех ценностей. Имя ему – Логос. Огонь и логос – два элемента единого целого, вечно живая душа природы, с которой человеку следует «сообразоваться». Согласно Гераклиту, все, что людям кажется неподвижным, постоянным – всего лишь обман чувств. Философ говорит, что ежедневно встречаясь с логосом, люди враждуют с ним; истинное кажется им чуждым.

Устройство человеческой души

Мизантропия философа распространялась на людей в целом и на граждан Эфеса в частности: «сами не сознают, что говорят и делают». Это подарило ему еще одно прозвище: «Плачущий». Он так сокрушался, наблюдая вокруг глупость, что порой лил слезы бессильной ярости. Гераклит считал невежество одним из страшнейших пороков, а невежественными называл тех, кто ленился размышлять, легко поддавался внушению и предпочитал погоню за богатствами совершенствованию души.

Философ считал, что путь к мудрости лежит через единение с природой, но достичь цели дано очень немногим: «Один для меня достоин тысяч, если он наилучший». При этом, просто накопление знаний не способно научить человека мыслить: «многознание не научает уму». «Варварство» человеческих душ Гераклит объясняет весьма просто: они парообразны и подпитываются теплом вселенского огня. По мнению философа, души плохих людей содержат много влаги, а души лучших людей предельно сухи и излучают свет, что свидетельствует об их огненной природе.

Политические и религиозные взгляды

Гераклит не был сторонником тирании, так же, как не поддерживал и демократию. Слишком неразумной признавал он толпу, чтобы можно было ей доверить управление городом или страной. Презирая человеческие пороки, философ говорил, что звери становятся ручными, живя с людьми, люди же лишь дичают в обществе друг друга. Кода эфесяне обратились к нему с просьбой составить для них мудрый свод законов, Гераклит отказался: «у вас дурное правление и сами вы дурно живете». Однако, когда его приглашали к себе прослышавшие о его славе афиняне или царь Персии Дарий, он отказал и им, выбрав остаться в родном городе.

Философ решительно отвергал привычные для тех времен политеистические верования и обряды. Единственным божеством, которое он признавал, был вечный логос-огонь. Гераклит утверждал, что мир не был создан никем из богов или людей, а в потустороннем мире людей ожидает то, чего они не предполагают. Философ считал, что достиг огненного просветления: открыл истину и победил все пороки. Он был уверен, что благодаря его мудрости, имя его будет жить, покуда существует род человеческий.

Рассуждения о природе вещей

Единственное сочинение Гераклита, о котором известно ученым – «О природе». Целиком оно не сохранилось, но досталось потомкам в виде около полутора сотен фрагментов, вошедших в произведения более поздних авторов (Плутарх, Платон , Диоген и др.). Сочинение содержало три части: о вселенной, о государстве и о боге. Гераклиту было свойственно высказываться метафорически, он часто использовал поэтические образы и аллегории, что часто затрудняет понимание глубинного смысла его разрозненных цитат и перифразов. Лучшей исследовательской работой в этом направлении считается изданный в начале XX в. труд немецкого филолога-классика Германа Дильса «Фрагменты досократиков».

Отшельничество и смерть

Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Пищей ему служили травы и коренья. Некоторые свидетельства указывают, что Гераклит умер от водянки, обмазавшись навозом в надежде, что его тепло испарит излишнюю жидкость из организма. Некоторые исследователи склонны видеть в этом связь с зороастрийскими традициями погребения, с которыми якобы был знаком философ. Другие ученые придерживаются мнения, что Гераклит умер позже и при иных обстоятельствах. Точная дата смерти философа неизвестна, но большинство предположений сходятся на 484-481 годов до н. э. В 1935 г. одному из кратеров на видимой стороне Луны было присвоено имя Гераклита Эфесского.

Гераклит Эфесский практически не имел последователей; «гераклитовцами» в большинстве случаев называют людей, в одностороннем порядке воспринявшим идеи философа. Наиболее известен Кратил, ставший героем одного из платоновских диалогов. Доводя мысли Гераклита до абсурда, он утверждал, что ничего определенного о действительности сказать нельзя. В античности идеи Гераклита оказали заметное влияние на учения стоиков, софистов и Платона, а в дальнейшем и на философскую мысль нового времени.

Уверяя общество в формировании мира без причастности богов или людей, древнегреческий философ Гераклит Эфесский говорил: «Характер человека создает судьбу». Кратко о его биографии: диалектик Гераклит являлся и является одним из знаменитых мудрецов древней Греции (544–483 годов до нашей эры). Мыслитель происходил из аристократичной царской династии города Эфеса. В свое время, отказавшись от трона из-за меланхоличного темперамента, проживал изгоем, в построенной горной хижине. Там он посвятил себя размышлениям и сторонился светских выходов и общения.

Отрывочно сохранившимся базисным писанием был трактат «О природе», признанный глубокомысленным и нелегким всеобщему пониманию, по этой причине автор обрел прозвище «темный». Также его прозвали «плачущим», потому что он не мог смотреть без слез на суетливость людей. Ученый относился к ионийской школе, и его философия основана на вечном существовании мира в виде «живого огня», циклично воспламеняющегося и угасающего.

Мудрец брал за главную мысль, представление о понятии сути развития мира, путем интуиции. Первопричина мироздания – вековое и безграничное действие, в то время как, существующая материальность объектов – последующая причина мироздания. Философия Гераклита включала обоснованные им понятия об общности движений и развитий. Он считал, что предметы и явления не существуют без движения: «Все движется, и ничто не покоится. Все течет – все изменяется». Колыбель движения – есть борьба противоположностей.

Принципы и основные идеи философии

Гераклит в своих работах, описал основные понятия и принципы, которые включает в себя философия. В сохранившихся письменах, которых немного, говорится:

  1. Огонь первопричина живого, фундамент мирового создания;
  2. Космос и окружающий мир – циклично уничтожаются всемогущим пожаром, дабы заново возродиться;
  3. Круговорот событий в природе связан с неустойчивостью хода жизни и времени;
  4. Правило антиномичности или противоположностей. Вода – дарует водным существам, но случается так, что отбирает жизни у людей (цунами, наводнения и другие бедствия, связанные с водой). На данном тезисе основана теория относительности Эйнштейна.

Учения Гераклита дошли до нашего времени неполными и фрагментарными отрывками, а доктрины поддаются сложной трактовке и подвергаются критике. Мы не имеем средств, для полномерной оценки и восприятия учений мудреца, потому ссылаемся на интуицию и традиции Древней Греции того времени, домысливая и дополняя, отсутствующие части знания.

Античный мудрец, отрицая воздействие на него школ и других мудрецов, существовавших ранее до его появления, все же имеет некие сходства с Пифагором. По утверждению Гераклита, мировым фундаментом служит огонь. Природная сила бесконечности – Огонь и его «детище» – Космос. Космос и Вселенная не были кем-то созданы, а существовали всегда и вовеки будут «разгораться» и «потухать». Испытывая полосу изменений, сначала огонь представлялся водой – семенем мироздания, затем, вода преобразовалась в землю. Потом земля в воздух, создав окружающий мир. Видоизменяя все вокруг, огонь производит и уничтожает, образуя Вселенский круговорот изменений.

Кажущееся человеку постоянство и неподвижность – иллюзорны, из-за обмана чувств, так как Вселенная непостоянна, наполнена ежеминутными изменениями и различными качествами (пленительное и безобразное, зло и добро, влажное и сухое, живое и мертвое). Исходя из этого напрашивается вывод, что движение – сосуществование противоположностей и их борьба: «Все происходит через борьбу и необходимость».

Положение, с которым связаны изменения – является законом тяжести. Вечное изменение веществ, управляется Вселенским правилом – Логосом или неизменной судьбой. Логос – есть вековая мудрость упорядочивания тока перемен в вековое сопротивление начал и разрушений. Древнегреческий мудрец знал, что главная его задача – «видеть» инертные конфигурации бытия и путем внутренней глубинной интуиции, пробираться в естество мирового движения. Первичные орудия – непрекращающиеся движения мироздания, вторичные – участвующие в мироздании объекты материального мира.

Философские знания, стоящие вначале идейного течения, дали современную западную «основу жизни». Душа человека включает в себя теплый и сухой пар. Душа – чистое изображение Божественного огня, питающаяся его теплом. Теплоту душа впитывает с помощью органов чувств и дыхания. Одаренная великой мудростью и безукоризненными свойствами душа, являет собой сухой пар. Сырой и влажный пар, исходит от слабой и неразумной души, потерявшей мудрые свойства. Умирая, человеческая душа покидает тело: чистая душа становится высшим существом в загробном мире, а душа неблагоразумная следует верованиям о загробном царстве Аида.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Изучающиеся мудрецом вопросы были – онтология, этика и политология. Раскритикованная им Милетская школа, не воздействовала полностью на его точку зрения, оставив только оттиск в его миропонимании. Основанная Фалесом в Греческой колонии в Азиатском городе Милете, она являлась первоначальной в античности. Созданная вначале 6 века до нашей эры, включала основной предмет натурфилософию – науку о естестве физического положения вещей. Многие науковеды полагают, что термин «философия», астрономия, математика, биология, география, физика и химия начинали путь с Милетской школы. Предрасположенность к знаниям стала весомым побуждением к развитию последователей данного общества. Гераклит же подвергал критике воззрения школы, так как она понимала мир единым целым существом. Он вступал в дебаты и отражал это в своих трудах.

Понятие диалектики

Основным связующим звеном в учении древнегреческого мудреца, был Бог, по его мнению, соединяющий воедино все противоположности – в мире все зарождается из-за противостояния друг другу. Одно не может существовать без другого. Термин «диалектика» образовался в древней Греции, дословно обозначая «искусство спорить, вести рассуждение» или принцип аргументирования правил, форм и способов рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.

Великий мудрец понимал диалектику как вековое становление и непостоянство бытия. Беспрерывная связь существования всего в мире – это столкновение и тяга противоположностей. Мир – беспрерывен и бесконечен, имеет границы, темп и ритм, вечно изменяется и сталкивается стихиями: воды и огня, воздуха и земли; ночь сменяется днем, жизнь – смертью, зло – добром.

Идея о вековом движении для нынешнего общества не является особенной, но в момент появления, она считалась весомым умозаключением в научном прорыве. Образы древнегреческого мудреца отвечали понятием Ионийской школы, считавшей, что окружающий мир состоит из четырех стихий, во главе которых огонь. Именно в этом умозаключении о диалектике заключен взгляд последователей Милетской школы.

Последователи философа

Последователем древнегреческого мудреца был афинянин – Кратил, учившийся еще и у софиста Протагора, а позже ставший уважаемым учителем Платона. Являясь старательным воспитанником, Кратил взял концепции своего учителя и приумножил его знания. Затем ученик Кратила Платон избрал путь диалектики, построив на ней все свои труды. Аристотель и , позаимствовали диалектику мудреца, создав великие положения.

Нашими современниками, следовавшими учениям мудреца древней Греции, являлись , Хайдеггер и Ницше. Их аксиомы о всеобщем изменении брались за первооснову писаний и развивались, привнося новые знания в современный мир. Таким образом благодаря знаниям, которые заложил Гераклит, развивалась философия. Многие ученые и мыслители, взяли его принципы за основу.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I, Эпихар в 470 году до нашей эры был комиком, высмеивающим, в собственных творениях, суждения Гераклита. «Человек, взявший в долг, не обязан отдавать его обратно, ведь он изменился и стал другим человеком, так почему же он все равно должен отдавать долги?», – высмеивал Эпихар. Таких «весельчаков» существовало немало, потому тяжело судить, было ли это обычными развлечениями при дворе или же открытой критикой соображений мудреца. Эпихар был язвительным и ироничным по отношению к мнению греческого мудреца. Гегель и Хайдеггер, так же критиковали суждения мудреца в несовершенстве точек зрения, беспорядочности и противоречивости соображений.

Критикуя и высмеивая мудреца, мало кто задумывался и понимал, что убереженные писания, дошедшие до нашего времени, фактически, дополнялись и переписывались последователями мудреца, заполняя пробелы собственными суждениями и не до конца понимавшими учителя. Его учение о диалектике, полагалось на двусторонние явления: непостоянство и неизменность и неадекватно воспринялось современниками, подвергаясь разной критике. Ученик Кратил требовал игнорирование принципа устойчивости, но мудрецы Элеаты: Ксенофан, Парменид и Зенон концентрировали собственный интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли изменений.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями в период 69-х олимпийских игр, но на тот момент его знания не были актуальны. Нахождение в окружении непонимания, отдаленном от его мнений и познаний, подвигло мудреца на отшельничество. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, в одиночестве развивая гениальные передовые соображения.

Трактаты о жизни философа, дошедшие до нас, изображают человека скрытного, остроумного на суждения и критичного ко всем и ко всему, целью которых были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся быть наказанным или осужденным, его прямота «рубила с плеча» как кинжал, без исключения. Непривычный и экстраординарный для своего времени человек, оставшийся непонятым при жизни и оставивший загадку о своей гибели, все же нашел круг читателей, спустя столетия.

Анализируя вопрос о соответствии разумности и познания, полагал, что мудрость расходится с всезнанием или эрудицией: «Всезнание уму не научит, природа любит таиться», – говорил он. Один из первых, различил познание чувственности и рациональности, за что признан родоначальником гносеологии. Познание вступает в силу с чувствами, но чувства не дают глубокой характеристики познанию, познаваемому следует обрабатываться умом.

  • Общественные и правовые суждения мудреца основаны на почтении закону. «Народу необходимо сражаться за права, как за городскую стену, а преступления следует тушить скорей, чем пожар», – говорил он. Отрицая влияние сторонних личностей и школ на собственные знания, воззрения мудрецы не могли возникнуть из ниоткуда. Нынешние исследователи предполагают, что он хорошо знал труды Пифагора и Диогена, так как написанные им трактаты отражают понятия, введенные в науку данными древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита, цитируются и по сей день. Вот наиболее известные и ценные умозаключения мудреца:
  • «Глаза – есть точные свидетели, нежели уши». Достойное открытие и мудрость с заключением истинного восприятия человеком сути вещей. Вспоминается поговорка – «Лучше один раз увидеть, чем раз услышать»;
  • «Сбывшиеся желания человека – делают его хуже». Не стремящийся ни к чему человек, деградирует без развития. Имея все желаемое, индивид теряет способность к сочувствию неимущим, переставая ценить имеющееся у него, принимая все за данность. Спустя тысячу лет, данное умозаключение возьмет за основу собственной трактовки британский писатель Оскар Уайльд: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», – выскажется он в собственном романе «Портрет Дориана Грея»;
  • «Знание многого не учит уму». Суть мудрости заключается в следовании природе;
  • «Рок – это последовательность первопричин, порождающая одну причину за другой и до бесконечности»;
  • «Знание и понимание самого мудрого мудреца – всего лишь его собственное мнение»;
  • «Подобны глухим те, кто, слушая, не воспринимает». Данное умозаключение выражает всю полноту горечи от непонимания его окружающими;
  • «С гневом очень трудно бороться». Заплатив существованием за все, что он потребует.

Благодаря любознательности ума приверженцев древних наук, нам передался базис, на котором мы строим современную науку.

Гераклит Эфесский (около 500 г. до н. Э.) Был известен своим современникам как «темный» философ, так называемый, потому что его труды были так трудно понять. Казалось, что он придерживается общего понимания природы жизни и цели человеческой жизни в презрении (поскольку, по сути, он, казалось, держал больше всего, если не всех, людей, с которыми он контактировал). Гераклит сравнил понимание большинства людей с что у тех, кто спит. Для Гераклита только философ, тот, кто преследовал Истину, был полностью бодр и полностью жив, и он, казалось, считал себя единственным философом своего времени.

ПРОВАЦИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Его писания, которые так запутали многих, кажутся целенаправленными, чтобы заставить читателя к самостоятельной мысли и реализации (подобно Дзен Коанам на востоке) вместо того, чтобы предоставлять им больше тех же самых «идей» жизни Гераклита презирал. Вызвав довольно прямолинейный подход своих предшественников, таких как Анаксимандр, Анаксимен и Ксенофан, он последовательно настаивал на решительном обфускации его смысла. Хотя это, как правило, понимается как попытка просветить своих читателей, его можно легко интерпретировать как просто отражение его индивидуального характера, о чем сообщают древние писатели, что он принес свою собственную смерть, обратившись к врачам в том же преднамеренно запутанном манера.

ЖИЗНЬ FLUX
Следуя традициям более ранних досократических философов, Гераклит подробно изложил физическую теорию материи и физического мира по линии Фалеса, Анаксимандера и Анаксимена, но еще больше принял идеи в своем знаменитом утверждении, что «Жизнь - это поток» (Panta Rhei по-гречески, то есть все или все меняется). Если понимать, что изменение является единственной константой в жизни, тогда легче понять, что Гераклит говорит в своих «неясных» писаниях, когда он утверждает такие вещи, как «Путь вверх и путь вниз один и тот же. Живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые, одинаковы ». Эти вещи« одинаковы »в том, что все они подвержены изменениям, происходят из одного изменения, чтобы исчезнуть в другое, и все, постоянно, находится в движении и в этом отношении то же самое.

Гераклит был известен среди своих современников за его нескрываемое презрение ко всем им и, в равной степени, тем, кто их превзошел. Среди более чем 100 фрагментов у нас есть его работа, которая утверждает: «Знание многих вещей не научит человека иметь разум, иначе он научил бы Гесиода и Пифагора или, опять же, Ксенофана и Гекатея» (DK 22B40) , Комментируя это, профессор Дж. М. Робинсон пишет: «Знать много вещей - знать причины грома, молнии и землетрясения - это хорошо, но лучше понять одно, что лежит в основе всех этих, - мысль, которая управляет всеми вещами через все это. Это мудрость »(Робинсон, 88). Основополагающая форма жизни, понимаемая «мудростью» Гераклита, состоит в том, что человеческое состояние в основном характеризуется борьбой, сближением и отталкиванием противоположных сил. В то время как люди жалуются на эту борьбу, приравнивая ее к страданиям, Гераклит заметил, что этот же процесс информировал и о естественном мире: «Все происходит через оппозицию, и все происходит как река» (DK 22A1). Поэтому нет причин бояться или пытаться избежать раздоров, потому что конфликт является основной движущей силой в жизни.

МИРНЫЙ ЗАКАЗ HERACLITUS - LOGOS
Это сражение сил, которое Гераклит характеризует как огонь, легко наблюдаем по своей природе, и все же люди сопротивляются естественному движению жизни и пытаются цепляться за то, что известно и что считается безопасным. Герацит утверждал, что это «цепляние» неестественно и заставляет людей страдать. Он пишет: «Этот мировой порядок, один и тот же для всех, ни один бог не был создан, ни какой-либо человек, но он всегда был и остается и будет и будет всегда живым огнем, разжиганием по мере и выходом по мере» (DK22B30). Мировой порядок - это постоянное изменение, и сопротивление этому изменению является своего рода смертью в том, что человек отказывается участвовать в том, что определяет жизнь. Хотя кажется, что он никогда не признается в этом, Гераклит, похоже, разработал концепции Ксенофана относительно единственного, вечного «Бога», который стоит за всем и кто все в движении; он назвал эту силу Логосом.

На греческом языке Логос означает «слово», но также означает «говорить» и может также ссылаться на «передачу мысли», а Логос Гераклита может наиболее точно соответствовать последнему значению. Логос постоянно «передает мысль» людям, но сообщение упускается из-за последовательного отказа людей признать естественный порядок в своей собственной жизни. Гераклит пишет:

Хотя логотипы, как я уже сказал, люди всегда не понимают этого, как прежде, чем они услышат это, и когда они услышат это впервые. Ибо, хотя все вещи возникают в соответствии с этими логотипами, они кажутся людьми без опыта, хотя на самом деле у них есть опыт как слов, так и поступков, как я изложил, различая каждую вещь в соответствии с ее природой и заявляя, что это. Но другие люди так же не знают, что они делают, когда бодрствуют, как они есть, когда они спят. (DK 22B1)

Логос - это рациональная, естественная, универсальная «мысль», через которую возникла Вселенная и которой она поддерживается.

В этом отношении убеждения Гераклита соответствуют идеям младшего философа Парменида, утверждавшего, что все существо было Единым, было одного и того же точного вещества и никогда не могло быть создано или уничтожено. Логос Гераклита будет соответствовать Пармениду «Один» с тем отличием, которое Логос сообщает обо всем, но это не сами вещи. Парменид не согласился с утверждением Гераклита, что все это была борьба и вечное столкновение сил, настаивая на том, что все такие наблюдения основаны на ложной сенсорной интерпретации. Гераклит, однако, утверждал, что аргумент Парменида был ошибочным в том, что операция Логоса - это просто естественный порядок жизни, и понимание этого не зависит от чувств, а от разума. Он пишет: «Они не понимают, как, хотя [Логос] не согласен с самим собой, он согласуется с самим собой. Это гармония противоположной напряженности, как в носовой части и лире» (DK22B51), и, далее, В оппозиции есть соглашение, между непохожими, самая прекрасная гармония »(DK22B8) и« Скрытая гармония сильнее, чем кажущаяся »(DK22B54). Эта «скрытая гармония» - это основной «материал» существования, который, будучи должным образом воспринятым, делает жизнь разумной и содержательной. Более поздний философ Zeno of Citium разработал бы эту идею в школу мысли, известную как стоическая философия, которая в дальнейшем будет развиваться стоическим философом Эпиктетом, среди прочих, стать доминирующим штаммом философской мысли в Риме.

СМЕРТЬ
Диогенис Лаэртиус (около 200 г. н. Э.), В 8-й книге его знаменитых жизней и мнений выдающихся философов рассказывает о смерти Гераклита и о том, как он соответствовал его жизни:

Когда кто-то попросил Гераклита привести некоторые правила, он не проявил интереса, потому что правительство города было уже плохим. Вместо этого он отправился в храм Артемиды и сыграл в кости с детьми. Наконец он стал мизантропом, ушел из мира и жил в горах, питающихся травами и растениями. Однако, упав таким образом на водянку, он спустился в город и спросил врачей в загадку, могут ли они сделать засуху из дождливой погоды. Когда они не поняли, он зарылся в корову, ожидая, что водянка упадет в жару навоза; но даже в этом случае он ничего не сделал, и закончил свою жизнь в возрасте шестидесяти лет.

«Поражение» Гераклита, страдающего от этого, сегодня будет называться «отеком» отек мягких тканей из-за скопления жидкости под кожей. Это было типично для Гераклита, чтобы он поставил свою проблему врачам в загадку, поскольку казалось, что он всегда испытывал других, полагая, что он обладал сверхсредним интеллектом. Когда они не поняли его просьбу о том, что они «вызывают засуху из дождливой погоды», чтобы означать, что он страдал от водянки, он также, как правило, решил, что лучше знает, как вылечить себя.

Ученые записывают свою смерть примерно в 475 году до нашей эры. Помимо школы стоиков, мысль Гераклита сильно повлияла на других, которые пришли за ним, и его загадки часто цитируются и упоминаются в «Диалогах Платона», а позднее - в работах Аристотеля. Он последовательно упоминается как один из самых ярких, если не трудно, досократических философов, и его важность в синтезе человеческого опыта с природным миром продолжает признаваться и сегодня.

Примечание: цитаты из «DK» относятся к каталогу «Дильс-Кранц» фрагментов досократических философов, который используется в «Анцилле» Кэтлин Фримана для досократических философов.

Гераклит Эфесский – один из самых старших древнегреческих философов.

Его главная заслуга – создание первоначального диалектического учения, благодаря чему такой метод философствования и мышления вообще широко распространился.

Гераклит был известен современникам и последователям как «Тёмный» или «Мрачный», что характеризовало его философию и образ жизни.

Учение Гераклита, как отмечали также современники, противостояло философии Демокрита – другого древнего мыслителя. Гераклит оставил только одно сочинение – «О природе», от которого до нас дошло лишь несколько десятков отрывков-цитат.

Известно, что сочинение состояло из трёх частей – «О природе», «О государстве» и «О боге». Несмотря на столь скромное по количеству наследие, Гераклит был признан одним из самых выдающихся учёных древнего мира, его учение повлияло на многих мыслителей, начиная от Аристотеля и особенно Платона и кончая современными философами.

Основные идеи учения Гераклита

  1. Огонь как первопричина всего сущего, основное вещество, из которого состоит мироздание.
  2. Идея «мирового пожара». Он происходит регулярно, в результате чего вселенная погибает, чтобы потом возродиться вновь.
  3. «Всё есть поток». Гераклиту приписывается выражение «Всё течёт, всё меняется».
  4. Противоположности тождественны друг другу.
  5. Нарушение закона противоречия.

Зороастрийские корни учения Гераклита

Одно из основных положений философии Гераклита – огонь как первопричина всего сущего. Это положение было введено не просто в русле поиска первоэлемента, которым увлекались древнейшие из греческих философов: огонь является священной субстанцией в зороастризме – древнеперсидской религии.

О том, что Гераклит был знаком с учением Заратустры, свидетельствуют хотя бы легенды о его смерти, по которым он «сделался добычей собак» или «лёг, обмазав себя навозом, и так умер»; это означает, что он был погребён по зороастрийским обычаям. О жизни Гераклита вообще известно немногое.

Родился и умер он в Эфесе (544 - 483г до н.э.). Считается, что он был выходцем из рода басилевсов – царей-жрецов, однако отказался от власти и привилегий, возненавидел людей и ушёл жить в горы, где питался «одной травой и быльём». Он жил в одиночестве, но к нему явился Мелисс, ученик Парменида, который затем представил его жителям Эфеса.

О себе Гераклит говорил, что он обладает знанием об истинном устройстве мироздания, частью которого является человек. По его мнению, в природе господствует Логос, что означает порядок, гармонию, пропорциональность. Логос является и критерием истины, которую может познать человек.

Доказательства единства противоположностей

Единство и тождественность противоположностей – ещё одна важная идея Гераклита. Он доказывает её несколькими примерами. Так, вода в море одновременно и самая чистая и самая грязная: для рыб это питательная среда, а для человека она непригодна для питья. Человек купается в воде, а свинья – в грязи. Разные аспекты одной и той же вещи могут быть противоположностями: например, система письма (например, греческая) считается одновременно линейной (по направлению строки) и округлой (по форме букв).

Гераклит и христианство

Учение Гераклита, с одной стороны, оказало прямое влияние на христианство. С другой стороны, в некоторых своих аспектах оно походит на христианство, хотя не является прямым предшественником: оба учения в этих аспектах основываются на зороастризме.

Из Гераклита христиане позаимствовали учение о Логосе как «божественном порядке», идею о непостоянстве и бренности материального мира, идею о «конце мира» (впрочем, она могла прийти и непосредственно из зороастризма – оттуда же, откуда её воспринял Гераклит).

Так же, как и Гераклит, христиане почитают «божественный огонь», якобы нисходящий с небес во время «Пасхи», равно как и представленный в виде церковных свечей; это тоже явное заимствование из религии Заратустры. Образ отшельника, живущего в одиночестве в горах (аналог пустыни) и предающегося философским размышлениям (в том числе рассуждающего о боге), вдохновил древнеримскую бедноту на создание фольклорного образа «спасителя» - Иисуса Христа.