Главная · Простудные заболевания · Общая характеристика психических процессов ощущения и восприятия. Психические процессы ощущение, как психический процесс

Общая характеристика психических процессов ощущения и восприятия. Психические процессы ощущение, как психический процесс

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.

АНАЛИЗАТОР -- нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих

на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

  • 1). Рецептор -- периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информацию от действующих на организм раздражителей. РЕЦЕПТОР -- специализированная клетка, предназначенная для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).
  • 2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути -- участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути -- участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).
  • 3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) -- участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный и другие анализаторы. Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный -- находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Осознанное переживание ощущения происходит не во время восприятия раздражителя рецептором, а после поступления и обработки информации в мозге. Поэтому ощущение как психическое явления возникает на уровне деятельности мозга. При воздействии же раздражителя речь идет о физическом процессе раздражения; при формировании и передаче импульсов говорят о возбуждении как физиологическом процессе.

Краткий экскурс в развитии понятия об ощущениях

Ощущения — «закон специфической энергии органа чувств», то есть ощущение зависит не от природы раздражителя, а от органа или нерва, в котором происходит процесс раздражения. Глаз — видит, ухо — слышит. Глаз видеть не может, а ухо видеть. 1827 г.

Объективный мир принципиально непознаваем. Результатом процесса ощущения является парциальный, то есть частичный образ мира. Все что мы воспринимаем это процесс специфичности воздействия на органы чувств. «Психические процессы» Веккер Л.М.

Степенная зависимость изменения ощущений при изменении интенсивности раздражителей (закон Стивенса)

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Наряду с этим различают оперативные пороги ощущений — величину различия между сигналами, при которой точность и скорость их различения достигают максимума. (Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения.)

2. Адаптация . Чувствительность анализатора не стабильна, она изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно чувствительность анализатора повышается; находясь в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора); когда мы из плохо освещенного пространства попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора постепенно понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией (от лат. adaptatio — приспособление).

Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит быстро, к другим — медленнее. Быстрее адаптируются обонятельные и тактильные (от греч. taktilos — прикосновение) анализаторы. Медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.

Полная адаптация к запаху йода наступает через минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя. (Поиск очков, сдвинутых на лоб, — один из примеров тактильной адаптации.) Для полной темневой адаптации зрительного анализатора необходимо 45 мин. Однако, зрительная чувствительность имеет самый большой диапазон адаптации — она изменяется в 200 000 раз.

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных. Адаптация, как привыкание к постоянным условиям, обеспечивает повышенную ориентацию на все новые воздействия. Чувствительность зависит не только от силы воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

3. Сенсибилизация . Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от лат. sensibilis — чувствительный). Она может быть вызвана: 1) взаимодействием ощущений (например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью анализаторов, их системной работой); 2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин «А»); 3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей; 4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт).

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недостаток компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сенсибилизация .

Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется десенсибилизацией . Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность; происходит десенсибилизация зрительной чувствительности.

Рис. 4. . Внутренние квадраты производят ощущения различной интенсивности серого цвета. В действительности они одинаковы. Чувствительность к свойствам явлений зависит от смежных и последовательных контрастных воздействий.

4. . Одно из проявлений взаимодействия ощущений — их контраст (от лат. contraste — резкая противоположность) — повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных, свойств действительности. Так, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном — белой (рис. 4).

5. Синестезия . Ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид лимона вызывает ощущение кислого), называется синэстезией (от греч. synaisthesis — совместное чувство).

Рис. 5.

Особенности отдельных видов ощущений.

Зрительные ощущения . Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч. chroma — цвет) и ахроматические — бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза (скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока). В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки — колбочки, обеспечивающие ощущение цвета. На краях сетчатки преобладают палочки, чувствительные к перепадам яркости (рис. 5, 6).

Рис. 6. . К светочувствительным рецепторам - палочкам (реагирующим на перепады яркости) и колбочкам (реагирующим на различную длину электромагнитных волн, т. с. на хроматические (цветовые) воздействия), свет проникает, минуя ганглиозные и биполярные клетки, осуществляющие первичный элементарный анализ нервных импульсов, идущих уже от сетчатки глаза. Для возникновения зрительного возбуждения необходимо, чтобы электромагнитная энергия, попадающая на сетчатку, была поглощена ее зрительным пигментом: палочковым пигментом - родопсином и колбочковым пигментом - иодопсином. Фотохимические превращения в этих пигментах и дают начало зрительному процессу. На всех уровнях зрительной системы этот процесс: проявляется в виде электрических потенциалов, которые регистрируются специальными приборами - , электроретинографом, .

Световые (электромагнитные) лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет — психическое явление — ощущения человека, вызываемое различной частотой электромагнитных излучений (рис. 7). Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 380 до 780 нм (рис. 8). Длина волны 680 нм дает ощущение красного; 580 — желтого; 520 — зеленого; 430 — синего; 390 — фиолетового цветов.

Электромагнитные излучения.

Рис. 7. Электромагнитный спектр и его видимая часть (НМ - нанометр - одна миллиардная часть метра)

Рис. 8. .

Рис. 9. . Противоположные цвета называются дополнительными - при смешении они образуют белый цвет. Любой цвет может быть получен путем смешения двух пограничных с ним цветов. Например: красный - смешением оранжевой и фиолетовой).

Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета.

Существует трехкомпонентная теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы лишь трех цветовоспринимаемых рецепторов — красного, зеленого и синего. Колбочки делятся на группы этих трех цветов. В зависимости от степени возбуждения данных цвето- рецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три рецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

Рис. 10. .

К различным участкам электромагнитного спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность . Наиболее чувствителен он к световым лучам с длиной волны 555 — 565 нм (светло-салатный цветовой тон). Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн — 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление Пуркинье). Палочковый аппарат более чувствителен к ультрафиолетовому цвету.

В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки. Поэтому при сумеречном освещении мы не различаем хроматического цвета, цветовую окраску предметов.

Рис. 11. . Информация о событиях в правой половине поля зрения поступает в левую затылочную долю из левой части каждой сетчатки; информация о правой половине поля зрения направляется в левую затылочную долю из правых частей обеих сетчаток. Перераспределение информации от каждого глаза происходит в результате перекрещивания части волокон зрительного нерва в хиазме.

Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность . Это является причиной сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия раздражителя. (Поэтому мы не замечаем перерывов между кадрами фильма, которые оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета. (Этот недостаток, описанный английским физиком Д. Дальтоном, называется дальтонизмом ). Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении (этот недостаток называется «куриной слепотой».)

Для зрительного анализатора существенное значение имеет перепад яркостей — контраст . Зрительный анализатор способен различать контраст в определенных пределах (оптимум 1:30). Усиление и ослабление контрастов возможно посредством применения различных средств. (Для выявления слабозаметного рельефа усиливается теневой контраст путем бокового освещения, использования светофильтров.)

Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спектра, которые объект отражает. (Объект красного цвета, например, поглощает все лучи светового спектра, кроме красного, которые отражаются им.) Цвет прозрачных объектов характеризуется теми лучами, которые они пропускают. Таким образом, цвет любого объекта зависит от того, какие лучи он отражает, поглощает и пропускает .

Рис. 12. : 1 - хиазма; 2 - зрительный бугор; 3 - затылочная доля коры больших полушарий.

В большинстве случаев объекты отражают электромагнитные волны различной длины. Но зрительный анализатор воспринимает их не раздельно, а суммарно. Например, воздействие красного и желтого цветов воспринимается как оранжевый цвет, происходит смешение цветов.

Сигналы от фоторецепторов — светочувствительных образований (130 млн. колбочек и палочек) поступают к 1 млн. более крупных (ганглиозных) нейронов сетчатки. Каждая ганглиозная клетка отсылает свой отросток (аксон) в зрительный нерв. Идущие к мозгу по зрительному нерву импульсы получают первичную обработку в промежуточном мозге. Здесь усиливаются контрастные характеристики сигналов, их временная последовательность. И уже отсюда нервные импульсы поступают в первичную зрительную кору, локализованную в затылочной области полушарий мозга (17 — 19 поля по Бродману) (рис. 11, 12). Здесь выделяются отдельные элементы зрительного образа — точки, углы, линии, направления этих линий. (Установлено бостонскими исследователями, лауреатами Нобелевской премии за 1981 г. Хьюбелом и Визелом.)

Рис. 13. Оптограмма , снятая с сетчатки глаза собаки после ее смерти. Это свидетельствует об экранном принципе функционирования сетчатки глаза.

Зрительный образ формируется во вторичной зрительной коре, где сенсорный материал сопоставляется (ассоциируется) с ранее сформированными зрительными эталонами — происходит опознание образа объекта. (От начала действия стимула до возникновения зрительного образа проходит 0,2 сек.) Однако уже на уровне сетчатки происходит экранное отображение воспринимаемого объекта (рис. 13).

Слуховые ощущения . Существует мнение, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем посредством зрения. Вряд ли это можно подсчитать. Ведь то, что мы видим глазом, должно охватываться нашей понятийной системой, которая формируется интегративно, как синтез всей сенсорной деятельности.

Рис. 14. Отклонения от нормального зрения — близорукость и дальнозоркость . Эти отклонения, как правило, можно компенсировать с помощью очков со специально подобранными линзами.

Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому каналу идет основной поток речевой информации. Человек ощущает звук через 35 — 175 мсек после того, как он достиг ушной раковины. Еще 200 — 500 мсек необходимо для возникновения максимальной чувствительности к данному звуку. Необходимо также время для поворота головы и соответствующей ориентации ушной раковины по отношению к источнику слабого звука.

От козелка ушной раковины в височную кость углубляется овальный слуховой проход (его длина 2,7 см). Уже в овальном проходе звук значительно усиливается (за счет резонансных свойств). Овальный проход замыкается барабанной перепонкой (ее толщина 0,1 мм, а длина — 1 см), которая постоянно вибрирует под влиянием звуковых воздействий. Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего — небольшой камеры объемом в 1 см³ (рис. 15).

Полость среднего уха соединена с внутренним ухом и с носоглоткой. (Поступающий из носоглотки воздух уравновешивает внешнее и внутреннее давление на барабанную перепонку.) В среднем ухе звук многократно усиливается посредством системы косточек (молоточка, наковальни и стремечка). Эти косточки поддерживаются на весу двумя мышцами, которые натягиваются при слишком громких звуках и ослабляют работу косточек, защищая слуховой аппарат от травм. При слабых звуках мышцы усиливают работу косточек. Интенсивность звука в среднем ухе повышается в 30 раз благодаря разнице между площадью барабанной перепонки (90 мм 2), к которой присоединен молоточек, и площадью основания стремечка (3 мм 2).

Рис. 15. . Звуковые колебания внешней среды проходят по ушному каналу к барабанной перепонке, расположенной между наружным и средним ухом. Барабанная перепонка передает вибрации и костный механизм среднего уха, который, действуя по рычажному принципу, усиливает звук примерно к 30 раз. В результате этого незначительные изменении давления у барабанной перепонки передаются поршнеобразным движением в овальное окно внутреннего уха, что вызывает движение жидкости в улитке. Действуя па упругие стенки канала улитки, движение жидкости вызывает колебательное движение слуховой мембраны, точнее, определенной ее части, резонирующей на соответствующие частоты. При этом тысячи волоскообразных нейронов трансформируют колебательное движение в электрические импульсы определенной частоты. Круглое окно и идущая от него Евстахиева труба служат для выравнивания давления с внешней средой; выходя в область носоглотки, Евстахиева труба приоткрывается при глотательных движениях.

Назначение слухового анализатора — прием и анализ сигналов, передаваемых колебаниями упругой среды в диапазоне 16-20 000 Гц (звуковой диапазон).

Рецепторный отдел слуховой системы — внутреннее ухо — так называемая улитка. Она имеет 2,5 оборота и разделена поперечно мембраной на два изолированных канала, заполненных жидкостью (перелимфой). Вдоль мембраны, которая сужается от нижнего завитка улитки к верхнему ее завитку, расположено 30 тыс. чувствительных образований-ресничек — они и являются звуковыми рецепторами, образуя так называемый Кортиев орган. В улитке происходит первичное расчленение звуковых колебаний. Низкие звуки воздействуют на длинные реснички, высокие — на короткие. Колебания соответствующих звуковых ресничек и создают нервные импульсы, поступающие в височную часть головного мозга, где и осуществляется сложная аналитико-синтетическая деятельность. Важнейшие для человека словесные сигналы кодируются в нейронных ансамблях.

Интенсивность слухового ощущения — громкость — зависит от интенсивности звука, то есть от амплитуды колебаний источника звука и от высоты звука. Высота звука определяется частотой колебаний звуковой волны, тембр звука — обертонами (дополнительными колебаниями в каждой основной фазе) (рис. 16).

Высота звука определяется количеством колебаний источника звука в 1 сек (1 колебание в секунду называется герцем). Орган слуха чувствителен к звукам в пределах от 20 до 20 000 Гц, но наибольшая чувствительность лежит в пределах 2000 — 3000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины). Человек не ощущает звуки самых низких частот (инфразвуки). Звуковая чувствительность уха начинается с 16 Гц.

Рис. 16. . Интенсивность звука определяется амплитудой колебания его источника. Высота - частотой колебаний. Тембр - дополнительными колебаниями (обертонами) в каждой «разе (средний рисунок).
Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое состояние человека. Так, звуки с частотой в 6 Гц вызывают у человека головокружение, ощущение усталости, угнетенности, а звуки частотой 7 Гц даже могут вызвать остановку сердца. Попадая в естественный резонанс работы внутренних органов, инфразвуки могут нарушить их деятельность. Другие инфразвуки также избирательно воздействуют на психику человека, повышая его внушаемость, обучаемость и т. п.

Чувствительность к звукам высокой частоты ограничивается у человека 20 000 Гц. Звуки, лежащие за верхним порогом звуковой чувствительности (те. свыше 20 000 Гц), называются ультразвуками. (Животным доступны ультразвуковые частоты в 60 и даже 100 000 Гц.) Однако поскольку в нашей речи обнаруживаются звуки до 140 000 Гц, можно предположить, что они воспринимаются нами на подсознательном уровне и несут в себе эмоционально значимую информацию.

Пороги различения звуков по их высоте составляют 1/20 полутона (то есть различается до 20 промежуточных ступеней между звуками, издаваемыми двумя соседними клавишами рояля).

Кроме высокочастотной и низкочастотной чувствительности, существуют нижние и верхние пороги чувствительности к силе звука. С возрастом звуковая чувствительность понижается. Так, для восприятия речи в 30 лет необходима громкость звука в 40 Дб, а для восприятия речи в 70 лет ее громкость должна быть не ниже 65 Дб. Верхний порог слуховой чувствительности (по громкости) — 130 Дб. Шум свыше 90 Дб вреден для человека. Опасны и внезапные громкие звуки, бьющие по вегетативной нервной системе и ведущие к резкому сужению просвета кровеносных сосудов, учащению сердцебиения и повышению в крови уровня адреналина. Оптимальный уровень — 40 — 50 Дб.

Тактильные ощущение (от греч. taktilos — прикосновение) — ощущение прикосновения. Тактильные рецепторы (рис. 17) наиболее многочисленны на кончиках пальцев и языка. Если на спине две точки прикосновения воспринимаются раздельно лишь на расстоянии 67 мм, то на кончике пальцев и языка — на расстоянии 1 мм (см. таблицу).
Пространственные пороги тактильной чувствительности.

Рис. 17. .

Зона высокой чувствительности Зона низкой чувствительности
Кончик языка — 1 мм Крестец — 40,4 мм
Концевые фаланги пальцев рук — 2,2 мм Ягодица — 40,5 мм
Красная часть губ — 4,5 мм Предплечье и голень — 40,5 мм
Ладонная сторона кисти — 6,7 мм Грудина — 45,5 мм
Концевая фаланга большого пальца ноги — 11,2 мм Шея ниже затылка — 54,1 мм
Тыльная сторона вторых фаланг пальцев ноги — 11,2 мм Поясница — 54,1 мм
Тыльная сторона первой фаланги большого пальца ноги — 15,7 мм Спина и середина шеи — 67,6 мм
Плечо и бедро — 67,7 мм

Порог пространственной тактильной чувствительности — минимальное расстояние между двумя точечными прикосновениями, при котором эти воздействия воспринимаются раздельно. Диапазон тактильной различительной чувствительности — от 1 до 68 мм. Зона высокой чувствительности — от 1 до 20 мм. Зона низкой чувствительности — от 41 до 68 мм.

Тактильные ощущения в сочетании с двигательными образуют осязательную чувствительность , лежащую в основе предметных действий. Тактильные ощущения — разновидность кожных ощущений, к которым относятся также температурные и болевые ощущения.

Кинестезические (двигательные) ощущения.

Рис. 18. (по Пенфилду)

Действия связаны с кинестезическими ощущениями (от греч. kineo — движение и aesthesia — чувствительность) — ощущение положения и перемещения частей собственного тела. Трудовые движения руки имели решающее значение в формировании мозга, человеческой психики.

На основе мышечно-суставных ощущений человек определяет соответствие или несоответствие
своих движений внешним обстоятельствам. Кинестезические ощущения выполняют интегрирующую функцию во всей сенсорной системе человека. Хорошо отдифференцированные произвольные движения — результат аналитико-синтетической деятельности обширной корковой зоны, расположенной в теменной области мозга. Двигательная, моторная зона коры мозга особенно тесно связана с лобными долями мозга, осуществляющими интеллектуально-речевые функции, и со зрительными зонами мозга.

Рис. 19. .

Мышечные веретенообразные рецепторы особенно многочисленны в пальцах рук и ног. При движении различных частей тела, рук, пальцев мозг постоянно получает информацию об их текущем пространственном положении (рис. 18), сравнивает эту информацию с образом конечного результата действия и осуществляет соответствующую коррекцию движения. В результате тренировки образы промежуточных положений различных частей тела обобщаются в единой общей модели конкретного действия — действие стереотипизируется. Все движения регулируются на основе двигательных ощущений, на основе обратной связи.

Двигательная физическая активность организма имеет существенное значение для оптимизации работы мозга: проприоцепторы скелетных мышц посылают в мозг стимулирующие его импульсы, повышают тонус коры головного мозга.

Рис. 20. : 1. Границы допустимых вибраций для отдельных частей тела. 2. Границы допустимых вибраций, действующих на все тело человека. 3. Границы слабо ощущаемых вибраций.

Статические ощущения — ощущения положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецепторы этих ощущений (гравиторецепторы) находятся во внутреннем ухе.

Рецептором вращательных движений тела являются клетки с волосяными окончаниями, находящиеся в полукружных каналах внутреннего уха, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. При ускорении или замедлении вращательного движения жидкость, заполняющая полукружные каналы, оказывает давление (по закону инерции) на чувствительные волоски, в которых вызывается соответствующее возбуждение.

Перемещение в пространство по прямой линии отражается в отолитовом аппарате . Он состоит из чувствительных клеток с волосками, над которыми расположены отолиты (подушечки с кристаллическими включениями). Изменение положения кристаллов сигнализирует мозгу направление прямолинейного движения тела. Полукружные каналы и отолитовый аппарат называются вестибулярным аппаратом . Он связан с височной областью коры и с мозжечком посредством вестибулярной ветви слухового нерва (рис. 19). (Сильное перевозбуждение вестибулярного аппарата вызывает тошноту, т. к. этот аппарат связан и с внутренними органами.)

Вибрационные ощущения возникают в результате отражения колебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрации для человека утомительны и даже болезненны. Многие из них недопустимы (рис. 20).

Рис. 21. . Обонятельная луковица - мозговой центр обоняния.

Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения частицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболочки носовой полости, где находятся обонятельные клетки.
Вещества, раздражающие обонятельные рецепторы, проникают в полость носоглотки со стороны носа и носоглотки (рис. 21). Это позволяет определить запах вещества как на расстоянии, так и если оно находится во рту.

Рис. 22. . Относительная концентрация вкусовых peцепторов на поверхности языка.

Вкусовые ощущения . Все многообразие вкусовых ощущений состоит из комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого. Вкусовые ощущения вызываются химическими веществами, растворенными в слюне или воде. Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка — вкусовые сосочки . Они расположены на поверхности языка неравномерно. Отдельные участки поверхности языка наиболее чувствительны к отдельным вкусовым воздействиям: кончик языка более чувствителен к сладкому, задняя часть — к горькому, а края — к кислому (рис. 22).

Поверхность языка чувствительна к прикосновениям, то есть участвует в формировании тактильных ощущения (консистенция пищи влияет на вкусовые ощущения).

Температурные ощущения возникают от раздражения терморецепторов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода. По поверхности тела они расположены в одних местах больше, в других — меньше. Например, к холоду наиболее чувствительна кожа спины и шеи, а к горячему — кончики пальцев и языка. Различные участки кожного покрова сами имеют разную температуру (рис. 23).

Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интенсивности. Болевые ощущение в значительной мере связаны с подкорковыми центрами, которые регулируются корой головного мозга. Поэтому они поддаются в некоторой степени торможению через вторую сигнальную систему.

Рис. 23. (по А.Л. Слониму)

Ожидания и опасения, усталость и бессонница повышают чувствительность человека к боли; при глубоком утомлении боль притупляется. Холод усиливает, а тепло ослабляет болевые ощущения. Болевые, температурные, тактильные ощущения и ощущение давления относятся к кожным ощущениям.

Органические ощущения — ощущения, связанные с интерорецепторами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты и др.

Эту классификацию ощущений ввел известный английский физиолог Ч.С. Шеррингтон (1906);

Различаются три вида зрительных ощущений: 1) фотопическое — дневное, 2) скотопическое — ночное и 3) мезопическое — сумеречное. Наибольшая острота фотопическош зрения расположена в центральном поле зрения; оно соответствует центральной, фовеальной области сетчатки. При скотопическом зрении максимальная световая чувствительность обеспечивается парамолекулярными областями сетчатки, для которых характерно наибольшее скопление палочек. Они обеспечивают наибольшую световую чувствительность.

Источники и литература

  • Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2010.
  • Зинченко Т.П., Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. М. 2003.

Ощущение – познавательный процесс, при котором в результате непосредственного воздействия раздражителей на ораны чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира .

Ощущения считаются самой простой и первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой . Низкоорганизованные животные отражают только отдельные , имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений . То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности.

В отличие от животных, на ощущения человека оказывает влияние общественно-историческое развитие . Ощущения людей опосредствованы осуществляемой ими практической деятельностью, сознанием, индивидуальными особенностями. В ощущении условно можно выделить объективную и субъективную стороны . Объективная сторона связана с характеристиками воздействий внешнего мира, с особенностями свойств отражаемых предметов и явлений. Субъективная сторона ощущений определяется индивидуальными характеристиками органов чувств, которые определяются как генетическими, так и приобретенными в ходе жизни факторами. Доказано, что характер ощущений может изменяться под влиянием осуществляемой деятельности, болезней, специальных упражнений и др.

Физиологические основы ощущений.Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды .

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Показано, что своей сути ощущение является целостным рефлексом , объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы . И. П. Павлов ввел понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений. Анализатор – нервное образование, осуществляющее восприятие, анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Анализатор состоит из 3 блоков:

1). Рецептор – периферическая часть анализатора, выполняющая функцию приема информации от действующих на организм раздражителей. Рецептор предназначен для восприятия из внешней или внутренней среды определенного раздражителя и для преобразования его энергии из физической или химической формы в форму нервного возбуждения (импульса).



2). Афферентные (проводящие) и эфферентные (выводящие) пути. Афферентные пути – участки нервной системы, через которые возникшее возбуждение поступает в центральную нервную систему. Эфферентные пути – участки, по которым ответный импульс (на основе обработанной в ЦНС информации) передается к рецепторам, определяя их двигательную активность (реакцию на раздражитель).

3). Корковые проекционные зоны (центральный отдел анализатора) – участки коры головного мозга, в которых происходит обработка поступивших от рецепторов нервных импульсов. Каждый анализатор в коре мозга имеет свое «представительство» (проекцию), где и происходит анализ и синтез информации определенной чувствительности (сенсорной модальности).

Таким образом, ощущение по своей сути является психическим процессом, возникающим при обработке поступившей в головной мозг информации.

В зависимости от вида чувствительности выделяют зрительный , слуховой , обонятельный , вкусовой , кожный , двигательный и другие анализаторы . Каждый анализатор из всего многообразия воздействий выделяет стимулы только определенного вида. Например, слуховой анализатор выделяет волны, образуемые в результате колебаний частиц воздуха. Вкусовой анализатор порождает импульс в результате «химического анализа» молекул, растворенных в слюне, а обонятельный – находящихся в воздухе. Зрительный анализатор воспринимает электромагнитные колебания, характеристика которых и порождает тот или иной зрительный образ.

Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия – все это развернуто во времени. Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых – 370.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:

1) периферический отдел , называемый рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути (афферентный отдел - передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел - по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора - корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры.

Ощущение - это психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр. мира.

Они обеспечивают чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные когнитивные процессы. Ощущения постоянно опосредствованы знанием. В ощущениях отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и продолжительность. Ощущения обеспечивают сбор сенсорного материала, на основе чего строятся психические образы.

1. экстерорецептивные (на поверхности тела) - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные;

2. интерорецептивные (во внутр. органах) - внутренние болевые, вибрационные;

3. проприорецептивные (в мышцах, связках и сухожилиях) - статические, двигательные.

Восприятие - психический процесс отражения объектов внешнего мира в целостном виде. Оно вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Процесс формирования психического образа при восприятии есть совокупность опознания, понимания и осмысления, а так же отнесения объекта к определенной категории. На восприятие влияет прошлый опыт, знания, установки. Восприятию свойственны: 1)осмысленность; 2)целостность; 3)структурность (предметность); 4)избирательность; 5)константность; 6)апперцепция (прошлый опыт).



Восприятие и его влияние на обучение.

Восприятие , перцепция (от лат. perceptio ) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Восприятие - нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:

1) периферический отдел

Называемый рецептором (рецептор – это воспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, его основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящие нервные пути

(афферентный отдел – передает возбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передается ответная реакция из центра к периферии);

3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их еще по-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковая часть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собой проекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, так как определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры .

Таким образом, органом ощущения является центральный отдел анализатора.

Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительных нервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобы ощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:

· Источники раздражения (раздражители).

· Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника до субъекта.

Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того, энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек не ощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобы стать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторной системы.



Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а может и спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются пороги анализаторов.

Таким образом, ощущение – это психическое явление, которое является результатом взаимодействия источника энергии с соответствующим анализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источник энергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).

Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:

· Рецепторы.

· Ядро анализатора (в коре головного мозга).

· Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).

· Источник раздражения.

· Среда или энергия (от источника до субъекта).

Следует отметить, что ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивого голоса, вкус апельсина, запах розы – приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины – неприятны, имеют отрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональные переживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека, но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико

Выделяют следующие функции ощущений.

Сигнальная

– уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная)

– построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная

– адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности .

Существует несколько теорий ощущений.

Рецептивная.

Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория признана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощущение – есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора .

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру среды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4–5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощущения (реагирует на звук – в первые недели жизни, на направление – через два-три месяца, а на пение и музыку – на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (на втором месяце), затем – на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качественные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности и выносливости к боли.

Индивидуальные различия в ощущениях – мало изученная область психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенности центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения – в 20–30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие – хуже); пол (женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины – к низким); характер деятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла и пр.)