Главная · Простудные заболевания · Первые 5 русских князей. Киевские князья

Первые 5 русских князей. Киевские князья

В 862 году на княжение в северо-западную Русь был приглашен князь Рюрик, который стал родоначальником нового государства. Какова же была деятельность первых киевских князей – узнаем из статьи по истории для 10 класса.

Внутренняя и внешняя политика первых русских князей

Сформируем таблицу Первые Киевские князья.

Начиная по порядку, следует упомянуть не Рюрика как первого русского князя, а его бояр Аскольда и Дира как первых князей киевских. Не получив в Северной Руси городов в управление, они отправились на юг, в Константинополь, но, двигаясь по Днепру, они высадились у небольшого городка, имевшего удобное географическое и стратегическое положение.

В 879 году Рюрик умер и Олег становится его преемником до совершеннолетия сына Игоря. В 882 году Олег совершает завоевательный поход на Киев. Опасаясь крупного сражения с большим войском соправителей. Олег хитростью выманил их из города, после чего убил.

Рис. 1. Границы Руси в 9 веке.

Имена Аскольда и Дира знакомы для каждого жителя Киева. Это первые мученики русской земли. В 2013 году Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата причислила их к лику святых.

Захватив еще Смоленск и Любеч, Олег установил контроль над торговым путем «Из варяг в греки», перенес столицу Руси из Новгорода в Киев, создав Киевскую Русь - единое княжество восточных славян. Он строил города, определял размеры податей с подчиненных южных племен, успешно воевал с хазарами.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Карта пути из варяг в греки.

В 907 году Олег совершил поход на Царьград, по которому смог заключить с ромеями выгодный для Руси торговый договор.

Правление Игоря

После смерти Олега бразды правления принял Игорь. Он совершил два похода на Византию - в 941 и 944 годах, но ни один не увенчался большим успехом. Флот русов и вовсе был сожжен греческим огнем. В 913 и 943 годах он совершил два похода в Прикаспийские земли.

В 945 году, собирая дань с подчиненных племен, Игорь поддался давлению дружины и решил собрать дань в большем размере. Вернувшись в земли древлян второй раз, но уже с малым отрядом, Игорь был убит в столице древлянской земли, городе Искоростень.

Ольга и Святослав

Регентом при двухлетнем сыне Игоря Святославе была его мать, Ольга. Княжна отомстила за убийство Игоря разорением древлянской земли и сожжением Искоростня.

Ольге принадлежит первая на Руси экономическая реформа. Она установила уроки и погосты - размер дани и места их сбора. В 955 году она приняла христианство, став первой русской княгиней православной веры.

Святослав, возмужав, все время проводил в походах, мечтая о военной славе. В 965 году он уничтожил Хазарский каганат, а еще через два года по просьбе византийцев вторгся в Болгарию. Он не выполнил условий соглашения с ромеями, захватив 80 болгарских городов и начав княжить на занятых землях. Это породило византийско-русскую войну 970-971 годов, по результатам которой Святослав был вынужден покинуть Болгарию, но по дороге домой был убит печенегами.

Владимир Красное Солнышко

Между трех сыновей Святослава вспыхнула междоусобная война, победителем в которой вышел Владимир. При нем на Руси развернулось широкое градостроительство, но самое главное его достижение в другом. В 988 году Владимир крестил Русь, перейдя от язычества к православному христианству, объявив о том, что Русь теперь приходится младшей сестрой великой Византии.

Рис. 3. Крещение Руси.

Используя подготовленную почву для развития молодого государства, сын Владимира, Ярослав Мудрый сделает Русь передовым государством Европы, которое будет переживать свой расцвет в годы его правления.

Что мы узнали?

Первые киевские князья занимались в основном расширением и укреплением молодого русского государства. Их задачей было обезопасить границы Киевской Руси от внешней агрессии и завести союзников в первую очередь в лице Византии. Принятие христианства и уничтожение хазар частично решили эти вопросы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 995.

Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик -- представитель княжеского рода ободритов, а его имя -- это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей» - наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)-- князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг. Собственно началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Еще один важный политический шаг Олега - поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.

Рюрик……………………………………………………………………………..…3

Князь Олег……………………………………………………………………………..……..5

Князь Игорь……………………………………………………………………………..……7

Княгиня Ольга………………………………………………………………………………….9

Князь Святослав………………………………………………………………………..……13

Князь Ярополк………………………………………………………………………………16

Князь Владимир………………………………………………………………………..…..17

Литература…………………………………………………………………………..19

"История в некотором смысле есть священная книга народов:
главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;
скрижал откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение настоящего и пример будущего.»

Н. М. Карамзин

Рюрик

Образование Русского государства относится к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г) и других летописцев. Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В. Н. Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие-либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н. М. Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.

Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен - словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.

Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, недалеко от современного Белоозерска, в область финского народа веси, а Трувор - в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.

Следовательно, как повествует Н.М. Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».

Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.«Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге - до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» Н.М. Карамзин).

К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика - Аскольд и Дир, - возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.

Следовательно, как пишет Н.М. Карамзин, «...варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик - на севере, Аскольд и Дир - на юге».

В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так-то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.

Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.

Князь Олег

Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: «Вот сын Рюрика - ваш князь».

Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал:»Да будет Киев матерью городов Российских» (летопись).

Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.

На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем.

К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.

В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.

Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями («море крови»), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.

Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым.

Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.

Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.

Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат.

Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).

Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора «Повесть временных лет», говоря, в частности, о «приписывании» Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царьград, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г.

Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современникагорь уже в зрелом возрасте принял власть.

Князь Игорь

Смерть Олега ободрила побежденных древлян, и они в 913 г. попытались освободиться от Киева. Игорь усмирил их и прибавил дань. Но вскоре новые враги, сильные числом, страшные дерзостью и грабительством, явились на Русь. Это были печенеги. Они, как и другие народы, - гунны, угры, булгары, авары, - пришли с востока. Всех этих народов, кроме угров, больше нет в Европе.

Печенеги вели кочевой образ жизни, занимались грабежом. Они надеялись опустошить Киев, но встретились с сильным войском и вынуждены были удалиться в Бессарабию. Этот народ наводил ужас на соседей. Византийцы за золото и деньги использовали печенегов против угров, булгар и особенно славян. Почти два века в землях южнее Руси господствовали печенеги. Заключив мир с Игорем, они пять лет не тревожили русских, но с 920 г., как пишет Нестор, начали вторгаться в просторы Руси.

Княжение Игоря не ознаменовалось никакими великими событиями до 941 г., до войны русских с византийцами. Игорь, как и Олег, хотел прославить свое княжение воинскими подвигами. Если верить летописцам, то Игорь на десяти тысячах судов в 941 г. вошел в Русское (Черное) море. Он опустошил окраины Царьграда, обратил в пепел храмы, селения, монастыри. Но вскоре подошли византийские войска и флот. Они нанесли Игорю ощутимый урон и он с большими потерями покинул империю.

Игорь не унывал. Он хотел отомстить византийцам. В 943 - 944 гг. состоялся новый поход на Византию, но та откупилась богатыми дарами. Игорь возвратился в Киев. В 944 г. Русь и Византия заключили мир.

К старости Игорь действительно хотел мира. Но корыстолюбие дружины не позволило ему насладиться спокойствием. «Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобой, будем довольны». Ходить «в дань» значило собирать налоги.

Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился к древлянам. Там они изрядно пограбили местное население. Большая часть войска была отправлена в Киев, а Игорь еще хотел «побродить» по древлянской земле и пограбить народ. Но древляне, доведенные до крайности, напали на Игоря, привязали его к двум деревьям и разорвали надвое. Войско тоже было уничтожено. Во главе восставших древлян стоял князь Мал.

Так бесславно закончил свою жизнь Игорь. Он не имел в войне с византийцами тех успехов, какие добился Олег. Не было у Игоря и свойств его предшественника, но он сохранил целостность державы, основанной Рюриком и Олегом, отстоял честь и выгоды в договорах с Византией.

Однако народ укорял Игоря за то, что тот дал возможность опасным печенегам утвердиться по соседству с русскими и за то, что этот князь любил собирать со своих людей чрезмерную дань.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном однонациональным.

Княгиня Ольга

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда - воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря),и Свенельда - воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. Прежде всего она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.

На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. А вот в соседнем городе, более древнем, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.

Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград.Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

Умерла Ольга в 969 г. Народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы.

Князь Святослав

Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. Он пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу русского оружия, столь счастливого при Олеге. Святослав собрал войско. Среди своих воинов жил он, как и они, в суровых условиях: ел конину, сам жарил ее, пренебрегал холодом и ненастьем северного климата, не знал шатра, спал под открытым небом. Гордый Святослав всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести - никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (на врага).

В 964 г. Святослав покорил вятичей, которые платили дань Хазарскому каганату. Племя вятичей вошло в состав славянских народов Древней Руси, освободившись от гнета хазар. Прожив зиму на реке Итиль (Волга), весной 965 г. Святослав стремительно напал на столицу Хазарии город Итиль (Балангиар) и»одолел»его. Жители города разбежались. Столица хазар оказалась пуста.

В 965 г. воины Святослава вошли в земли ясов (осетин) и касогов (черкесов). Штурмом покорили хазарскую крепость Семикару и вышли к Сурожскому (Азовскому) морю. Несмотря на то, что здесь стояли мощные крепости Тмутаракань и Корчев (Керчь), их защитники не стали сражаться со Святославом. Они, прогнав хазарских наместников, перешли на сторону русичей. Святослав не стал пока беспокоить греческую Тавриду (Крым), так как не хотел ссориться с Византией.

Свои силы князь направил на неприступную крепость Саркел (Белая Вежа). Штурмом одолев крепость, Святослав покорил и этот хазарский город, тем самым значительно ослабил своих давних врагов - хазар и печенегов. Трофеи были большими, великой была слава древнерусского полководца.

В 967 г. с 60 тысячами воинов Святослав пошел войной на Болгарию. Перешли Дунай. Города сдались победителю. Болгарский царь Петр умер»от горести". Русский князь начал властвовать в древней Мизии. Там он жил, не думая, что его собственная столица находится в опасности. На Русь в 968 г. напали печенеги. Они подошли к Киеву, где находилась Ольга с детьми Святослава. В осажденном городе не хватало воды. Одному воину удалось пробраться из Киева к войску русичей и сообщить о бедствии. Святослав отомстил печенегам.

Вскоре Святослав снова устремился к берегам Дуная. Ольга просила сына немного подождать, не покидать ее, так как чувствовала себя плохо. Но он не послушал совета. Через четыре дня Ольга умерла. После смерти матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение - перенести столицу государства на берега Дуная. Он отдал Киев сыну Ярополку, другому сыну, Олегу - Древлянскую землю. У Святослава был еще третий сын - Владимир, родившийся от Ольгиной ключницы, прислуги Малуши. Новгородцы избрали его себе в князья.

Святослав вторично завоевал Болгарию, но вмешались византийцы, которые боялись грозного соседа. Византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец и дипломат, начал переговоры со Святославом. Но русский витязь отклонил мирные условия и уходить из Болгарии не собирался. Тогда Цимисхий начал вооружаться. Навстречу Святославу выступили прославленные византийские полководцы Варда Склир и патриций Петр. Весной 970 г., не став дожидаться прихода неприятеля, Святослав сам вступил во Фракию - коренную византийскую землю. На стороне русичей воевали также болгары, печенеги. Всадники Святослава смяли конницу Склира.

Русичи и болгарские отряды взяли Адрианополь. Бой под стенами города магистр Склир проиграл начисто. Дорогу на столицу Византии Константинополь защищать практически было некому. Объединенные силы «варваров», как их называли византийцы, под руководством Святослава перешли Македонию, разгромили войско магистра Иоанна Куркуаса и разорили всю страну.

У Цимисхия оставался один шанс - дипломатия. И он его использовал. Прибывшие византийские послы «выкупили» мир богатыми дарами и расходами на военные нужды. Святослав дал слово не вмешиваться больше в болгарские дела.

Но не таков был Цимисхий. 12 апреля 971 г. императорские полки неожиданно окружили столицу Болгарии - город Преслав, который защищал небольшой гарнизон русичей. В ожесточенных сражениях все они погибли. 17 апреля Цимисхий быстрым маршем подошел к Доростолу, где находился князь Святослав. Немногочисленное его войско показало образцы мужества и стойкости. Настоящее воинское искусство защиты и нападения продемонстрировал Святослав. Непрекращающиеся сражения шли до 22 июля. Было потеряно почти все войско русов - 15 тысяч убитых, но воинское счастье было все-таки на стороне Святослава. Цимисхий сам запросил мира (видимо, против него зрел заговор, и он вынужден был спасать свой трон).

По сказаниям, Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.

Святослав возвращался в Киев с отрядом изнуренных воинов. По мнению Нестора, жители Переяславца дали знать печенегам, что русский князь возвращается в Киев с великим богатством и малочисленной дружиной.

Несмотря на небольшое число изнуренных воинов, гордый Святослав решил сразиться с печенегами у порогов Днепра. В этом бою он и погиб (972 г.). Князь печенегов Куря, отрубив голову Святославу, из черепа сделал чашу. Только немногие русские воины во главе с воеводой Свенельдом спаслись и принесли в Киев горестную весть о гибели князя.

Таким образом, скончался знаменитый ратоборец. Но он, образец великих полководцев, как пишет Н.М. Карамзин, не является великим государем, так как славу побед уважал больше государственного блага, и характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка.

Князь Ярополк

По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве. Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде. Ярополк не имел власти над уделами своих братьев. Вскоре открылись пагубные последствия такого раздела, и брат пошел на брата. Ярополк решил идти на земли древлян и присоединить их к Киеву. Олег собрал воинов и выступил навстречу брату (977 г.), но его войско было разбито, а сам он погиб. Ярополк искренне оплакивал смерть брата.

Собрав дружину, Владимир через два года возвратился в Новгород и сменил наперсников Ярополка, сказав им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!» (летопись).

У Ярополка в Полоцке была прелестная невеста Рогнеда. Владимир, готовясь отнять у брата державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки. Рогнеда, верная Ярополку, ответила, что не может соединиться браком с сыном рабыни. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил отца Рогнеды - Рогволода, двух его сыновей и женился на Рогнеде. Затем он пошел к Киеву. Ярополк закрылся в городе, а потом покинул его, уйдя в город Родню (где Рось впадает в Днепр).

Через некоторое время Ярополк, слабый духом, при содействии своего воеводы Блуда, вошедшего в сговор с Владимиром, пришел к нему. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника племени Варяжского пронзили мечами грудь Ярополкову...» Н.М. Карамзин).

Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв четыре года киевским владетелем и три года главой всей Руси, «оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека».

Ярополк был женатым еще при своем отце, но сватался и за Рогнеду: многоженство не считалось беззаконием в языческой Руси.

Князь Владимир

Владимир скоро доказал, что родился быть государем великим. Он изъявил отменное усердие к языческим богам, соорудив нового Перуна с серебряной головой. На берегу Волхова был поставлен вновь отстроенный богатый город Перунов.

Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 - 983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов - мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.

Владимир уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить - убить мужа, но ей это сделать не удалось: Владимир отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город, построенный для них и названный Изяславлем.

Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.

В 988 г., собрав многочисленное войско, Владимир пошел на судах к греческому Херсону (на месте Севастополя), чтобы принять христианскую веру, но своеобразным путем - используя силу оружия. Осадили город, - изнуренные жаждой (после порчи Владимиром начинавшегося за городскими стенами водопровода) горожане сдались. Затем Владимир объявил византийским императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны. В случае отказа обещал взять Константинополь. Брак состоялся.

В том же 988 г. на Руси было принято христианство - важная веха в истории нашего государства. В Киеве возвели первую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.

Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.

В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами. Война с печенегами окончилась единоборством русского юноши небольшого роста, но большой силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил о землю...» (из летописи). Радостный Владимир в память этого случая заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша «переял» у врагов «славу» (возможно, легенда).

В течение трех лет (994 - 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.

Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгород). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.

Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости.

Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.

Слава Владимира осталась в былинах и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.

Литература

1. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

2..Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»

3. Карамзин Н.М. «Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», М.: изд. "Правда", 1989 год.

4. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», М.: изд. «Рассвет»,1992 год.

Согласно источникам истории, Древнерусское государство относится к раннефеодальным державам. При этом тесно переплетаются старые общинные формации и новые, которые земли Руси заимствовали у других народов.

Первым князем на Руси стал Олег. Он был родом из варягов. Держава, которую он создал, была, на самом деле, лишь очень своеобразным объединением поселений. Он стал первым князем Киева и «под его рукою» пребывало множество вассалов – местных князей. В процессе своего правления, он желал ликвидировать мелкие княжения, создав единое государство.

Первые князья на Руси выполняли роль полководцев и не только управляли ходом битвы, но также самолично принимали в ней участие, при чем достаточно активное. Власть была наследственной, по мужской линии. После князя Олега правил Игорь Старый (912-915 гг.). Считается, что он является сыном Рюрика. После власть перешла к князю Святославу, который еще был ребенком малым и, потому, при нем регентшей стала мать – княгиня Ольга. За годы правления, эту женщину по праву считали разумной и справедливой правительницей.
Исторические источники указывают, что примерно в 955 году княгиня отправляется в Константинополь, где принимает христианскую веру. Когда она вернулась, то официально передала власть в руки подросшего сына, который был правителем с 957 по 972 год.

Целью Святослава было приблизить страну к уровню мировых держав. За время своего воинствующего правления, этот князь сокрушил Хазарский каганат, разбил печенегов под Киевом, осуществил два военных похода на Балканы.

После его смерти, наследником был Ярополк (972-980 гг.). Тот начал ссору со своим братом – Олегом за власть и начал вести против него войну. В этой войне Олег погиб, а его войско и земли перешли во владения брата. Через 2 года еще один князь – Владимир решил пойти войной на Ярополнка. Их самое ярое сражение произошло в 980 году и закончилось победой Владимира. Ярополк спустя время был убит.

Внутренняя политика

Внутренняя политика первых русских князей осуществлялась следующим образом:
У царя были главные советники – дружина. Она делилась на старшую, членами которой были бояре и богатые мужи и младшую. В состав последней вошли детские, гриди и отроки. С ними князь советовался по всем вопросам.

Княжеская дружина осуществляла мирской суд, сбор судебных пошлин и дани. В процессе развития феодализма, большинство дружинников являлось владельцами различных земельных угодий. Они закабаляли крестьян и таким образом создавали собственное доходное хазяйство. Дружина представляла собой уже сформированный феодальный класс.

Власть князя не была безгранична. В управлении государства принимал участие и народ. Вече, народное собрание, существовало в период с IX-XI вв. Даже гораздо позже народ собирался для принятия важных решений в некоторых городах, в том числе и в Новгороде.

Для укрепления позиций Русского государства были приняты первые правовые нормы. Самыми ранними их памятниками стали соглашения князей Византии, которые относятся к 911-971 гг. В них содержались законы о пленных, праве наследования и собственности. Первым сводом законов является «Русская правда».

Внешняя политика Руси

Основные задачи Русских князей во внешней политике было:
1. Защитаторговообразованных путей;
2. Заключение новых союзов;
3. Борьба с кочевниками.
Особое государственное значение имели торговые отношения между Византией и Русью. Любые попытки Византии ограничить торговые возможности союзника, заканчивались кровопролитными столкновениями. Для того чтобы добиться торговых соглашений с Византией, князь Олег осадил Византию и потребовал подписания соответствующего договора. Произошло это в 911 году. Князь Игорь в 944 году заключил еще один договор торгового характера, который сохранился до наших дней.

Византия постоянно стремилась столкнуть Русь с другими государствами для ее ослабления. Таким образом, Византийский князь, Никифор Фока решил воспользоваться войсками киевского князя Святослава, чтобы тот пошел войной на Дунайскую Болгарию. В 968 году занял множество городов по берегам Дуная, в том числе и Переяславец. Как видно, ослабить русские позиции византийцу не удалось.

Успех Святослава оскорбил Византию, и та отправила на захват Киева печенегов, военные силы которых были активированы в результате дипломатического соглашения. Святослав вернулся в Киев, освободил его от захватчиков и пошел войной на Византию, заключив союз с царем Болгарии – Бориса.

Теперь борьбу с русской мощью возглавил новый царь Византии Иоан Цимисхий. Его дружины потерпели поражение уже в первой битве с русскими. Когда войска Святослава дошли до самого Андрианаполя, Цимисхий заключил со Святославом мир. Последний крупный поход на Византию произошел в 1043 году, как утверждают исторические источники – из-за убийства русского купца в Константинополе.

Кровопролитная война продолжалась несколько лет, пока в 1046 году не был подписан мир, следствием которого стало заключение брака между сыном русского князя Ярослава Всеволодовича и дочери византийского императора Константина Мономаха.

Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти земли, когда - достоверно не известно. История никаких летописных свидетельств по русам ранних веков новой эры не сохранила. Лишь со второй половины IX века - времен, когда появился первый князь на Руси - можно более детально проследить процесс формирования нации.

"Придите княжить и владеть нами..."

По великому водному пути, который многочисленными реками и озерами связал между собой всю Восточно-Европейскую равнину, жили племена древних ильменских словен, полян, древлян, кривичей, полочан, дреговичей, северян, радимичей, вятичей, получившие одно общее для всех название - славяне. Два больших города, построенные нашими древними предками - Днепр и Новгород - к установлению государственности в тех землях уже существовали, но правителей не имели. Поименное упоминание наместников племен появилось, когда в летопись были вписаны первые князья на Руси. Таблица с их именами содержит всего несколько строк, но это главные строки в нашей истории.

Процедура призвания варягов к управлению славянами известна нам со школьной скамьи. Родоначальники племен, уставшие от постоянных стычек и брани между собой, избрали посланников к князьям племени Русь, обитавшего за Балтийским морем, и обязали тех поведать, что «...Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет (т. е. нет мира и порядка). Придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулись братья Рюрик, Синеус и Трувор. Пришли не одни, а со своей дружиной, и расселились в Новгороде, Изборске и на Белоозере. Было это в 862 году. А народ, которым стали они править, начали звать русами - по наименованию племени варяжских князей.

Опровергая первоначальные выводы историков

Существует и другая, менее популярная гипотеза относительно прихода забалтийских князей в наши земли. Как гласит официальная версия, братьев было трое, но вполне вероятно, что старые фолианты были прочитаны (переведены) неправильно, и прибыл на славянские земли всего один правитель - Рюрик. Первый князь древней Руси пришел со своими верными воинами (дружиной) - «тру-вор» по-древнескандинавски, и своими домашними (родом, домом) - «сине-хус». Отсюда и предположение, что братьев было трое. По непонятной причине историки делают выводы, что спустя два года после переезда к словенам оба так Рюрика умирают (иначе говоря, слова «тру-вор» и «сине-хус» больше не упоминаются в летописях). Можно привести и несколько иных причин их исчезновения. Например, что к тому времени войско, которое собрал первый князь на Руси, стало называться не «тру-вор», а «дружина», а приехавшие с ним сродственники - не «сине-хус», а «род».

Кроме этого, современные исследователи древности все больше склоняются к версии, что наш Рюрик - не кто иной, как известный в истории датский конунг Рёрик Фрисландский, прославившийся своими весьма успешными набегами на менее слабых соседей. Возможно, оттого он и был призван на правление, что был силен, отважен и непобедим.

Русь при Рюрике

Основатель государственного строя на Руси, родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской, правил вверенным им народом в течение 17 лет. Он объединил в одну державу ильменских словен, псовских и смоленских кривичей, весь и чудь, северян и древлян, меря и радимичей. В присоединенных землях утверждал наместниками своих ставленников. К концу Древняя Русь занимала довольно обширную территорию.

Кроме самого основоположника нового княжеского рода, в историю вошли и два его сродника - Аскольд и Дир, установившие по призыву князя свою власть над Киевом, тогда еще не имеющим в новообразованном государстве главенствующего значения. Первый князь на Руси своей резиденцией избрал Новгород, где и скончался в 879 году, оставив княжество малолетнему сыну Игорю. Наследник Рюрика сам править не мог. На долгие годы безраздельная власть перешла к Олегу - сподвижнику и дальнему родственнику умершего князя.

Первый истинно русский

Благодаря Олегу, прозванному в народе Вещим, Древняя Русь обрела могущество, которому могли позавидовать и Константинополь, и Византия - сильнейшие на тот момент государства. То, что сделал в свое время первый русский князь на Руси,регент при малолетнем Игоре приумножил и обогатил. Собрав большое войско, Олег пошел вниз по течению Днепра и завоевал Любеч, Смоленск, Киев. Последний был взят путем устранения и населявшие эти земли древляне признали Игоря своим настоящим правителем, а Олега - достойным регентом до его взросления. Отныне столицей Руси назначается Киев.

Наследие Вещего Олега

Много племен присоединил к Руси за годы своего правления Олег, к тому времени объявивший себя первым по-настоящему русским, а не чужестранным князем. Его поход на Византию закончился абсолютной победой и отвоеванными для руссов льготами для свободной торговли в Константинополе. Богатую добычу привезла дружина с этого похода. Первые князья на Руси, к которым по праву относится и Олег, истинно радели о славе государства.

Много легенд и удивительных рассказов ходило в народе после возвращения войска из похода на Константинополь. Чтобы дойти к воротам города, Олег приказал установить корабли на колеса, и когда попутный ветер наполнил их паруса, суда «пошли» по равнине к Царьграду, наводя ужас на горожан.Грозный византийский император Лев VI сдался на милость победителю, а Олег в знак ошеломляющей победы прибил свой щит на вратах Константинополя.

В летописях 911 года Олег уже именуется как первый великий князь всея Руси. В 912 он умирает, как гласит предание, от укуса змеи. Его более чем 30-летнее правление закончилось отнюдь не геройски.

В ряду сильных

Со смертью Олега управление обширными владениями княжества принял хотя фактически он был правителем земель с 879-го. Естественно, что ему хотелось быть достойным деяний своих великих предшественников. Он также воевал (в его правление Русь подверглась первым нападениям печенегов), покорил несколько соседних племен, заставив их платить дань. Игорь делал все, что и первый князь на Руси, но осуществить главную свою мечту - завоевать Константинополь, ему удалось не сразу. Да и в собственных владениях не все шло гладко.

После сильных Рюрика и Олега правление Игоря оказалось намного слабее, и это почувствовали строптивые древляне, отказавшись платить дань. Первые князья Киева умели держать непокорное племя под контролем. Игорь также на время усмирил этот бунт, но месть древлян настигла князя спустя несколько лет.

Коварство хазар, предательство древлян

Неудачно сложились отношения наследного князя и с хазарами. Пытаясь дойти до Каспия, Игорь заключил с ними соглашение, что те пропустят дружину к морю, а он, возвращаясь, отдаст им половину богатой добычи. Свои обещания князь выполнил, но хазарам этого было мало. Видя, что перевес в силе на их стороне, в жестоком бою они погубили практически все русское войско.

Постыдное поражение довелось испытать Игорю и после своего первого похода на Константинополь в 941 году - византийцами была уничтожена практически вся его дружина. Спустя три года, желая смыть позор, князь, объединив в одно войско всех русичей, хазар и даже печенегов, снова двинулся на Царьград. Прознав от болгар, что на него идет грозная сила, император предложил Игорю мир на весьма выгодных для того условиях, и князь его принял. Но через год после столь ошеломительной победы Игорь был убит. Отказываясь платить повторную дань, корестенские древляне уничтожили немногочисленный отрад сборщиков подати, среди которых был и сам князь.

Княгиня, первая во всем

Жестоко отомстила предателям жена Игоря - псковитянка Ольга, которую ему выбрал в супруги еще Вещий Олег в 903 году. Древляне были уничтожены без каких-либо потерь для русов, благодаря хитрой, но и беспощадной стратегии Ольги - что и говорить, умели воевать первые князья на Руси. Наследный титул управителя государством после кончины Игоря принял Святослав, сын княжеской пары, но из-за малолетства последнего последующие двенадцать лет за него Русью руководила мать.

Ольга отличалась редким умом, отвагой и умением мудро управлять государством. После взятия Коростеня - главного города древлян - княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Православная церковь была в Киеве еще и при Игоре, но народ русский поклонялся Перуну и Велесу, и не скоро повернулся от язычества к христианству. Но то, что Ольга, взявшая при крещении имя Елена, проложила в Русь дорогу новой вере и до конца дней своих (умерла княгиня в 969 году) не изменила ей, возвело ее в ранг святых.

Воин с младенчества

Русским Александром Македонским называл Святослава Н. М. Карамзин, составитель «Государства Российского». Удивительной храбростью и отвагой отличались первые князья на Руси. Таблица, в которой сухо приведены даты их правления, таит в себе множество славных побед и деяний во благо Отечества, которые стоят за каждым именем в ней.

Наследовав в трехлетнем возрасте титул Великого князя (после смерти Игоря), фактическим правителем Руси Святослав стал лишь в 962 году. Спустя два года он освободил от подчинения хазарам и присоединил к Руси вятичей, а в последующие два года - еще ряд славянских племен, проживающих вдоль Оки, в Поволжье, на Кавказе и Балканах. Хазары были разбиты, их столица Итиль заброшена. С Северного Кавказа Святослав вывел на свои земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) и заселил их в новообразованных городах Белая Вежа и Тьмутаракань. Как и первый князь всея Руси, Святослав понимал важность постоянного расширения владений.

Достойный великой славы предков

В 968 году, завоевав Болгарию (города Переяславец и Доростол), Святослав не без оснований стал считать эти земли своими и прочно обосновался в Переяславце - мирная жизнь Киева ему не нравилась, да и мать, прекрасно управлялась в столице. Но уже через год ее не стало, а князю болгары, объединившись с византийским императором, объявили войну. Отправляясь на нее, Святослав оставил своим сыновьям в управление великие русские города: Ярополку - Киев, Олегу - Коростень, Владимиру - Новгород.

Трудной и неоднозначной была та война - победы с переменным успехом праздновали поочередно обе стороны. Закончилось противостояние мирным договором, согласно которому Святослав оставил Болгарию (ее присоединил к своим владениям византийский император Иоанн Цимисхий), а Византия за эти земли выплачивала русскому князю установленную дань.

Возвращаясь с этого противоречивого по своей важности похода, Святослав на время остановился в Белобережье, что на Днепре. Там весной 972 года на его ослабленное войско напали печенеги. Великий князь был убит в бою. Закрепленную за ним славу прирожденного воина историки объясняют тем, что Святослав был невероятно вынослив в походах, мог спать на сырой земле, подложив под голову седло, так как был в быту неприхотлив не по-княжески, к еде также был непривередлив. Его послание «Иду на вы», которым он перед нападением предупреждал будущих врагов, вошло в историю, как щит Олега на вратах Царьграда.