Главная · Простудные заболевания · Пещерные храмы могао. Как создавались пещеры Могао (28 фото)

Пещерные храмы могао. Как создавались пещеры Могао (28 фото)

Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае: Ледяная тиара гор - Только бренному лику - рамка.

Пещерные монастыри и храмы Пещеры Могао



Могао (кит. упр. 莫高窟, пиньинь: mò gāo kū, «Пещера не для высоких») - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV-XIV вв.)
.





Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай
.



В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэняи Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.






На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами.



Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке - это буддийские, даосские,несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы

. Среди рукописных памятников Могао имеется «Книга гаданий» - уникальный текст, написанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен - это классический и разговорный (байхуа) китайский, тибетский, санскрит, пали, тангутский, хотанский,согдийский, тохарский.

Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 г.), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.
Фрески
Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:


Северных Династий и Династии Суй;
Династии Тан (самые пышные настенные росписи);
эпохи «Десяти царств» и империи Сун;
Западной Ся и Династии Юань.
Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводит подлиные события из истории распространения буддизма.



Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инстрементах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.



Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоев, их обычаи и одежду
Комплекс древних строений в горах Уданшань


Уданшань (кит. упр. 武当山, пиньинь: Wǔdāng Shān, палл.: Уданшань), гора Удан - небольшой горный хребет в провинции Хубэй, который находится недалеко от промышленного города Шиянь и около 120 км от города Сянфань.


Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во времяВосточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан(618-907) был открыт первый храм -
Храм Пяти Драконов.


Значительное строительство было предпринято на горе в XV веке, когда император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. В горах Уданшань тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412.

Император Юнлэ, насильственно свергший с трона племянника, не обладал правом наследования, и строительство было затеяно с целью умилостивить духов и получить поддержку народных масс, доказав свою избранность и поддержку высших сил. Несмотря на большой объём строительства, император Юнлэ так и не посетил храмового комплекса.


Комплекс сооружений охватывал главную вершину и окружающие её 72 малых пика, сооружения тянутся на 80 км.


Во время Культурной революции в Китае (1966-1976) храмы были разрушены, но потом восстановлены, гора активно посещается туристами Китая и иностранцами.


В 1994 весь комплекс храмов и монастырей на горе получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Архитектура комплекса сочетает в себе лучшие достижения китайской традиционной архитектуры за последние полторы тысячи лет.
Наиболее знаменательные сооружения:








Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу (колонна, подпирающая Небо). Город строится в то же самое время, что и Запретный город в Пекине, он окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной - несколько храмов и на самой вершине - Золотой павильон.
Храм Наньян
Храм Пурпурного Облака
Храм Сына Неба
На горе имеется несколько школ боевых искусств, в частности Кунг фу.










Уданшань и массовая культура
По легендам, гора Уданшань - место возникновения боевых искусств, и в частности Тайцзицюань, хотя критические исследования ставят это под сомнение
С монастырём связана волна популярной культуры - фильмов жанра ушу и литературы о боевых искусствах. По популярности в массовой культуре Уданшань стоит на втором месте после Шаолинь






Гора Эмэйшань и статуя «Большой Будда» в Лэшани


Эмэйшань (кит. упр. 峨嵋山, пиньинь: Éméi Shān) - горы в провинции Сычуань. Название горы иногда записывается иероглифами как 峨眉山 («Высокая Бровь»), а также 峩嵋山 и 峩眉山, но все они произносятся одинаково. Эмэйшань наряду с Путошань, Утайшань и Цзюхуашань является одной из четырёх священных горкитайских буддистов. В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия


Район вокруг горы покрыт лавовыми породами, сформировавшимися в результате вулканических изверженийпермского периода.

Бодхисаттвой этой горы считается Самантабхадра, называемый по-китайски Пусянь-пуса (普贤菩萨). По преданию он улетел с вершины Эмейшаня на своём белом трёхголовом слоне. С тех пор гора рассматривается как место его вечного пребывания.




В первом веке нашей эры на горе был построен первый буддистский храм Китая.
В Ваньняньсы (кит. упр. 万年寺,пиньинь: wànniánsì, буквально: «Храм десяти тысяч лет»), самом старом из ныне сохранившихся на горе храмов (реконструированном в девятом веке), находится статуя Бодхисаттвы Самантабхадра на своём слоне, также примерно IX-X века.




К середине XX-го века на вершине горы было более ста храмов, большинство из которых сильно пострадали в период Культурной революции. В настоящее время вновь открыто более 20 храмов, большинство из которых находятся в плачевном состоянии.




Храм Цзиньдинсы (кит. упр. 金顶寺, пиньинь: jīndǐngsì, буквально: «Храм Золотой вершины»), находящийся на самой вершине на высоте 3077 метров, полностью реконструирован.




Начиная с VI века гора является целью паломничества китайских буддистов. В последние годы количество как туристов, так и паломников резко возросло.




Некоторые храмы зарабатывают деньги на реконструкцию, сдавая комнаты и предлагая пропитание туристам. На вершину ведёт канатная дорога и две тропы, которые часто превращаются в непрерывный поток туристов и паломников. Пеший подъём на гору занимает два-три дня.




Неподалёку от Эмэйшаня находится так называемый Большой Будда Лэшаня - памятник Всемирного наследия, на протяжении тысячелетия остававшийся самой высокой статуей в мире.


Пещерные храмы Лунмэнь






Лунмэнь (кит. трад. 龍門石窟, упр. 龙门石窟, пиньинь: lóngmén shíkū, буквально: «Каменные пещеры у Драконовых ворот») - комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганомсчитается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая.




Входит в составленный ЮНЕСКОперечень Всемирного наследия. Высечен в 495-898 в известняковых скалах по берегам реки Ихэ (в 15 км. к югу от города Лоян)






Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно.






По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII-IX вв.).





Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500-523, Гуян, 495-575, и Фынсянь, 627-675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672-676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.



Пещерные храмы Юньган





Пещерные гроты Юньган (кит. упр. 云冈石窟, пиньинь: Yúngāng Shíkū, палл.: Юньган Шику) - комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображенийБудды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту.








Юньган представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй, столицей которой был Датун. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет. Схожие храмовые комплексы сохранились близ Лояна (Лунмэн) и Дуньхуана (Цяньфодун).


Юньганские пещеры со скульптурами каменных будд расположены на территории северокитайской провинции Шаньси и являются 28-м по счету мировым памятником культурно-исторического наследия на территории Китая. Строительство пещерно-храмового комплекса, находящегося у южного подножия горы Учжоушань в 16 километрах от города Датун, началось в 460 году и было завершено в 494 году, в эпоху династии Северная Вэй. Скалы протяженностью около одного километра содержат в себе в общей сложности 45 пещер и 50 000 каменных скульптур, над которыми работали не только искуснейшие китайские мастера, но приглашеные ремесленники и художники из Индии и Центральной Азии.

В течении тысячи лет сотни мастеров создавали полтысячи святилищ, которые сегодня являются каменной энциклопедией истории буддизма. Пещеры Могао– это целая система храмов, вырезанных в скале словно пчелиные соты. Наполненные фресками и скульптурами, комплекс иллюстрирует жизнь Будды в разные периоды жизни и даже после.

Пещеры Могао расположились на восточном склоне Песчаной Поющей Горы – Миншашань– в 25 км от города Дуньхуан на юго-востоке пустыни Такла-Макан. Пещерный комплекс разместился в самом сердце оазиса, сочная зеленая растительность которого поддерживается водами реки Данцюань. Именно здесь в древние временасходились две ветки Великого Шелкового пути. Через эти места в Китай купцы привозили драгоценные камни, ковры, шерсть и религии.

До того, как буддизм прибыл в страну из Индии, все китайские храмы строились из дерева. Традиция сооружать пещерные культовые сооружения также берет начало в Индии: из-за бедности и отсутствия строительного материала паломники находили себе убежище в пещерах, которые затем перестраивали в духовные обители.

Как же появились китайские пещеры Могао? Существует легенда, что в 366 году у одного монаха по имени Ло Цунь случилось видение тысячи Будд. Именно после этого Ло Цунь принялся вырубать первую пещеру в скале. Помогали проезжавшие мимо купцы: монах просил жертвовать деньги на обустройство пещерных храмов. И так постепенно, по мере распространения буддизма на территории Китая, пещеры Могао стали местом паломничества. В них работали сотни художников и ремесленников, причем условия жизни были более чем аскетичные: мастера жили в крошечных пещерах на севере комплекса, а спали на кирпичных кроватях.

Работа не прекращалась долгие годы, десятилетия, века. И лишь в 7 веке образовался храмовый комплекс, похожий на то, что мы можем видеть сейчас. Кстати, все пещеры имеют разный размер. Есть совсем крошечные, самая маленькая меньше метра. 16 храмов просто необъятного размера. А 96 пещер имеют высоту до 40 метров. До наших дней сохранилось 492 храма.

Перед мастерами стояла задача не только соорудить храмы, но и украсить их согласно традициям. Так на стенах появлялись фрески, а внутри пещер – скульптурные композиции из глины. В Могао хранятся почти две с половиной тысячи глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв – существ, помогающих человеку на пути к просветлению. Размеры статуй от 10 до 33 метров. Более того, на стенах пещер сохранилось 50 тысяч квадратных метров росписей и рисунков по разным сюжетам: от орнаментов и сказок до учений самого Будды и священных книг. Все эти реликвии должны были наставлять необразованных верующих по примеру витражей в средневековых соборах. Еще в пещерах Могао сохранилось 5 деревянных построек. Расцвет изобразительного искусства храмового комплекса пришелся на времена династии Тан.

Однако, начиная с 14 века,пещеры Могао были заброшены и практически забыты. В 1900 году даосский монах по имени Ван, живший отшельником, очищал одну из пещер от нанесенного ветром песка. В этот момент обрушилась одна из стен, за которой он обнаружил гору старых свитков три метра высотой. Монах нашел тайник коллекции рукописей и картин на бумаге и шелке. Были там и сутры, и буддийские тексты на разных языках. Самым ценным из всех трудов стал текст «Алмазной сутры» – древнейшая печатная книга в мире. Её датируют 868 годом.

О своей находке Ван сообщил губернатору провинции, а тот, не желая тратиться на транспортировку ценнейшего груза, приказал ему охранять свитки. Через 7 лет о горе древних рукописей узнал английский археолог АурелСтейн. Британец сумел расположить Вана к себе и забрал более трети из 20 000 свитков, которые тут же увез в Лондон. Сейчас все они хранятся в британском музее.

Заполучить часть клада смог и французский исследователь Поль Пелльо. Владевший китайским языком, он перебрал оставшиеся рукописи, выбрал самые ценные и увез их в Париж. Когда китайские власти наконец опомнились, большая часть национального достояния уже была вывезена за пределы страны.

Находка монаха Вана была ничем иным, как монастырской библиотекой. Самые древние рукописи были датированы 5 веком. Когда в 1035 году пещеры Могао атаковали чужеземцы, свитки замуровали, а затем просто забыли по прошествии лет.

В 1949 году китайское правительство отправило к Могаоархеологическую экспедицию, которая работает в пещерах и по сей день.

В 1961 году пещеры Могаополучили статус национального памятника, а в 1987 году стали считаться объектом Всемирного наследия.

Из тысячи буддийских храмов только шесть сотен были восстановлены. А для посетителей доступно в разы меньше – всего 30 святилищ. Остальные храмы закрыты, так как они или не представляют большого интереса, или содержат тантрические фрески.

Наиболее древние пещеры расположены в центре скалы. Каждый храм четко обозначен при входе. Для сохранности фресок и скульптур, в пещерах отсутствует искусственное освещение, поэтому все посетители и их проводники должны запастись фонариками, чтобы окунуться в историю религиозных верований и во всех деталях рассмотреть пещеры Тысячи Будд.

Пещеры Могао являются всемирно известными руинами, где были обнаружены памятники буддийского искусства, а также достоянием культуры Китая и всего человечества. Их строительство не прекращалось на протяжении десяти веков, то есть велось с 4 по 14 века. Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, в 25 километрах к юго-востоку от города Дуньхуан, что находится в северо-западной провинции Ганьсу. Протяженность пещер с юга на север составляет 1680 метров. Это поистине великолепное зрелище! В 1987 году ЮНЕСКО включило пещеры Могао в Реестр мирового культурного наследия.

Согласно источникам, пещеры Могао были созданы в 366 году. Когда святой старец, монах Лэцзунь путешествовал по этим местам, ему было видение тысячи сверкающих Будд. Он решил создать здесь первую пещеру. Впоследствии сооружение пещер не прекращалось на протяжении тысячи пятисот лет. За это время сменилось более десятка династий. К 7 веку нашей эры, в эпоху династии Тан в Дуньхуане был наконец создан грандиозный комплекс, состоящий из более тысячи пещер, где располагались буддийские изваяния. Именно поэтому пещеры Могао получили название пещеры "тысячи Будд".

Пещерные храмы представляют собой образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства. Для верующих они служили местом религиозных отправлений, для других - волшебным храмом, дающим возможность насладиться прекрасным. Уровень художественного мастерства, с которым выполнены фрески, позволяют судить о состоянии искусства в Китае в средние века; тематика фресок навеяна буддийскими легендами.

Хотя пещеры Могао значительно пострадали от различных повреждений, но, на сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, из которых в 492 пещерах имеются раскрашенные статуи и фрески, общая площадь которых составляет 45 тысяч квадратных метров.

Кроме того, здесь хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и других ценностей, найденных монахом по имени Ван в пещере Цанцзиндун, служившей хранилищем священных буддийских сутр. Среди них около 1000 рисунков на шелке, графюр, вышивок и образцов каллиграфии. Если выставить все фрески, статуи и рисунки на шелке в один ряд, то длина такого «свитка» превысит 30 километров. В этих исторических сочинениях содержатся сведения об истории, географии, политике, национальном составе, военном искусстве, знании о филологии, каллиграфии, религии, искусстве, медицине, науке и технике Китая, Южной и Средней Азии, а также Европы. Недаром их называют «энциклопедией средневековья».

После того, как даоский монах Ван обнаружил пещеры, где хранились буддийские сутры, он взял несколько из них и продал. По мере распространения среди народа этих культурных ценностей весть о хранилище древних рукописей в пещерах Могао облетела с быстротой молнии весь Китай. Сюда стали отовсюду стекаться так называемые "исследователи". С попустительства цинского правительства, за менее чем 20 лет такие "исследователи" из России, Великобритании, Франции, Японии, США и других стран разграбили Дуньхуан, они вывезли около 40 тысяч священных буддийских канонов и огромное количество фрагментов настенной росписи, скульптуру, причинив памятнику огромное разорение.

В настоящее время культурные ценности Дуньхуана хранятся в музеях и частных коллекциях в Великобритании, Франции, России, Индии, Германии, Дании, Швеции, Республике Корея, Финляндии и США. Общая стоимость похищенных реликвий составляет 2/3 от всех культурных ценностей, оставшихся в Китае. После открытия пещер, в которых находились буддийские реликвии, ряд китайских ученых приступил к их изучению в чрезвычайно трудных условиях. В 1910 году вышли в свет первые книги, посвященные Дуньхуану, именно тогда появилось специальное направление в изучении, посвященное этой проблематике.

В течение нескольких десятков лет ученые всего мира с большим интересом приступили к изучению искусства Дуньхуана, в частности итоги исследований китайских ученых имели далекоидущие перспективы для дальнейшего изучения. В качестве бесценного сокровища, принадлежащего китайской культуре, пещеры Могао в Дуньхуане постоянно находились под пристальной охраной со стороны китайского правительства. В 1950 году пещеры Могао были включены в список первых объектов, которые находятся под особой охраной государства.

В 1987 году ЮНЕСКО включила их в Реестр мирового культурного наследия. Сегодня у подножия горы Саньвэйшань, что находится напротив пещер Могао, создан Музей Дуньхуанского искусства. В этом Музее воссоздан облик некоторых пещер, только таким образом можно сохранить культурные ценности пещер, открыв их для широкой публики. Зарубежные туристы после посещения павильона дают высокую оценку сокровищам пещер Могао: "Это величайшая сокровищница буддийского искусства в мире".

Дуньхуанский храмовый комплекс-древнейший памятник буддизма в Китае

Ранние буддийские скальные храмы Китая представляли собой и по назначению и по эстетическому облику явление необычное в китайском зодчестве. Расположенные в горах иногда высоко над землей, изрезанные многочисленными нишами и пещерами, вырубленные без единого четкого плана в толще диких гор, они возникали подобно сказочным городам на пути распространения буддизма, связывая в неразрывное целое с природой архитектуру, скульптуру и живописное убранство. В отличие от небольших святилищ древности, связанных с культом предков, эти храмы открывались путникам с далекого расстояния поражая их своими масштабами и протяженностью. Каждый из пещерных комплексов имел свои художественные особенности. Важное место занимал ансамбль монастыря Цзяньфондун. В его вырезанных в лессовых склонах пещерах скульптурное и архитектурное оформление составило неразрывное единство. Дополнением в раскрашенным статуям святых служили росписи на стенах на темы духовных подвигов Будды Шакьямуни

Пещеры тысячи Будд в Дуньхуане (Цзяньфодун) расположены вдоль границы бескрайней пустыни Гоби, близь Юймэньского прохода.
С 336 г н.э. в рыхлой породе горы Минша, в ее скалистом склоне было выдолблено около тысячи пещер разной величины.
Это самый впечатляющий китайский религиозный комплекс, вырезанный в цельной горной породе.
492 пещеры сохранились до наших дней. Древнейшие из них датируются 5 веком, 23 были созданы в эпоху Северных династий (386-581), 95 в эпоху Суйской династии (581-618), 213 при Танах (618-907), остальные 161 – между 10 и 14 веками.

Одной из особенностей этого комплекса является необычное, но гармоничное сочетание различных архитектурных, скульптурных и живописных стилей. Пещеры просто устроены. Некоторые состоят из одного зала, как правило самые древние, другие же имеют нечто вроде вестибюля, ведущего в зал, богато украшенный росписями, статуями, колоннами, алтарями и нишами различного размера.

Площадь пещер варьируется от 9 до 70 кв. м, а высота-от 1,5 до 5 м.

Древнейшие пещеры обнаруживают влияние центрально-азиатской и индийской религиозной архитектуры (например, столб в центре зала), но это влияние постепенно становится все менее ощутимым, и, наконец, полностью исчезает в храмах Суйской и Танской эпох.

Сокровища пещер Могао — это тысячи скульптур, алтарей и колон, а так же настенные росписи, иллюстрирующие эпизоды из жизни Будды и священные буддийские тексты.
2400 статуй божеств и скульптурных групп бодхисатв и святых обширного буддийского пантеона выполнена в комплексе Могао из расписной глины. Самые древние работы обычно представляют собой группы с фигурой Будды в центре с бодхисатвами по обе стороны от него, более поздние насчитывают более девяти персонажей.
Скульптуры различной степени проработки размещаются вдоль стен или в нишах. Некоторые отличает необыкновенное совершенство пропорций. Таковы, например, величественная 26-метровая статуя Будды Майтрейи (пещера № 130), авторство которой приписывается художнику начала VIII в. Ма Сычжуну, или статуя в пещере № 96 высотой 33 м.
Фресковая живопись занимает 42000 квадратных метров площади пещер. Она доминирует в убранстве пещер. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту.
В ранних росписях пещеры Могао в Дуньхуане изображались длинные полосы похожие на ленты, которые как будто танцевали в воздухе, производя впечатление, будто вся стена движется на ветру.

В это время на некоторых фресках Дуньхуана, появилось многоголовое и многорукое индуистское изображение дхармапалы, Махешвары с тремя головами и шестью руками, четыре вооруженных Сканда верхом на павлине, Ганеша, держащий трезубец с головой слона и телом человека, Вишну с тремя головами и шестью руками в росписи на южной стене. В росписи Дуньхуана использовалась техника индийских традиционных росписей из западных регионов, «вогнуто-выпуклая» техника для создания трехмерного изображения.
Темы росписей стен многообразны. Это образы божеств, святых и культовых мест, сцены, иллюстрирующие буддийские притчи и сказания, в изобилии покрывают стены и потолки. Иногда на задних планах появляются сельские пейзажи с изображением простых людей за повседневными делами: крестьян, работающих на полях, ремесленников, занятых резьбой и литьем, рыбаков и охотников, а также акробатов,
Самые древние фрески, созданные еще до Суйского периода, служат иллюстрациями к историям, почерпнутым из сутр или джатак — повествований о похвальных деяниях Будды его различных жизнях, предшествовавших воплощению в принце Шакьямуни. Эти истории являют верующему пример смиренного поведения, основанного на благородстве и высочайшей жертвенности.
Роспись пещеры для медитаций. 538-539. Династия Суй.

На этой фреске изображен фрагмент истории о 500 смельчаках, ставших буддами: лучник приготовился выпустить стрелу в газель, прыгающую по холмам.


В пещерах много изображений Будды. Недаром эти пещеры названы «Пещерами тысячи Будд».

Пещера 320, северная стена, изображение будды Амитабхи, Тан 705 — 781
Эта впечатляющяя роспись иллюстрирует эпизод из Джатаки Шамаки — истории, повествующей о любви молодого человека к своим родителям. Наградой за сыновнюю любовь стало божественное сочувствие, вернувшее его к жизни, после того как он умер от раны.

Некоторые исследователи проводят параллели между чертами и позами выписанных тушью или на шелке бодхисатв из Дуньхуана, датируемых Танской эпохой — и изображениями придворных дам в работах Чжань Сюаня и Чжоу Фаня (Тан).

В 1899 г. даосский отшельник Ван Юаньлу, живший в пещерах, случайно наткнулся на вход в каменную часовню, в которой обнаружил свыше 40000 манускриптов и несколько тысяч рукописей, прекрасно сохранившихся благодаря сухому воздуху подземелья. Эти бесценные сокровища включали преимущественно буддийские религиозные тексты, однако среди них были и конфуцианские и даосские документы, а так же труды по истории, праву, астрономии, медицине и литературные произведения. Большинство текстов написано на китайском языке.


Со временем важность находки привлекла внимание исследователей со всего мир. Сейчас рукописи находятся в музеях Пекина, Лондона, Парижа, Киото, Дели и других крупных музеях.


Кришна Васудева

Кришна Васудева показан здесь худым старцем с длинной белой бородой, его тело покрыто лохмотьями. Такой образ резко контрастирует с традиционной иконографией, изображающей его молодым и исполненным энергии (пещера 285)(Западная Вэй).


Вималакирти. Деталь сцены «Вималакирти беседует с Манджушри». Середина VIII в. Роспись стены пещеры №103 буддийского храма в Дуньхуане.
Вималакирти (санскр. «Прославленный непорочностью», по-китайски Вэймоцзе, по-японски Юймаки) - первый упасака, ставший бодхисаттвой, современник Шакьямуни, прославившийся своим мастерством в диалектике. Легенда о нём описана в Вималакирти нирдеша сутре, которая выражает в образе мирянина Вималакирти, превзошедшего всех последователей Будды и равного по уму лишь Манджушри, принципы махаяны и светского буддизма, что определило популярность персонажа в тогдашнем Китае.


Молитвенное знамя с изображением Будды и воинством демона Мары.
Это изображение могло использоваться как знамя. Оно найдено в пещере монастыря Цзяньфодун, провинции Ганьсу. Его относят к VIII веку

Пещеры Могао - это скальный комплекс, который некогда был местом для буддистских молитв и паломничества. История их началась в далёком IV веке, когда перед монахом Ло Цунь, который волею судьбы оказался на вершине скалы, предстало видение.

Именно на этом месте вырубил первую пещеру. Случайно или нет - мимо неё проходил Великий Шёлковый путь, поэтому в скором времени у него появилось немало сподвижников, желающих обустроить личное место для молитв. Постепенно их количество росло и в итоге достигло 1000.

В XIV веке буддисты покинули пещеры Могао и о них надолго, вплоть до начала XX века, забыли. Когда начались восстановительные работы, часть ниш и культурного наследия, в них хранившегося, была навсегда утрачена.

Сегодня Могао - это 500 пещер, в каждой из которых есть настенные росписи, скульптуры и предметы, связанные с буддизмом. Время создания шедевров - различно. Авторы некоторых известны, имена других - загадка. По сути, это самая настоящая энциклопедия, по которой можно изучать когда-либо существовавшие в буддизме течения. В наши дни этим активно занимаются специалисты из разных стран мира.

Для туристов открыто лишь 30 пещер, однако и этого достаточно для того, чтобы получить представление о прошлом и настоящем буддизма. Отправляясь на экскурсию, следует учесть, что все входы закрыты стальными дверями, открыть которые может только сопровождающий сотрудник. Поэтому, скорее всего, индивидуальным посетителям придётся примкнуть к организованной группе. Кроме того, в Могао полностью отсутствует освещение, поэтому нужно иметь при себе фонарик. Его можно взять напрокат в кассе.

Чтобы гости могли хорошо ориентироваться в пещерах, они пронумерованы. Самая большая, №96, является визитной карточкой комплекса. Именно в честь неё он получил своё название. Главная достопримечательность, хранящаяся под этим сводом - 34,5-метровая статуя Будды, считающаяся самой большой интерьерной в мире.

Планируя путешествие в пещеры Могао, нужно непременно учесть, что количество посетителей, которые могут посещать комплекс каждый день, ограничено шестью тысячами человек. Именно поэтому билет лучше бронировать заранее - на официальном сайте или в одной из касс.

Достопримечательности рядом

Неподалёку от пещер Могао находится ещё одна известная достопримечательность региона - озеро Юэяцюань, имеющее форму полумесяца. Вокруг него, окружённого дюнами, образовался небольшой, но очень красивый оазис, который по праву считается одной из «китайских жемчужин».

Где остановиться

В непосредственной близости от пещер Могао отелей нет. Удобнее всего будет остановиться в городе Дуньхуан, расположенном в 20 километрах. Вариантов размещения здесь очень много - от бюджетных хостелов, например Dunhuang Taoyuan Hostel или Dunhuang 8090 Guest House, где ночь в общем номере, рассчитанном на 8 гостей, можно провести за 350-400 рублей с человека, до роскошного четырёхзвёздочного The Silk Road Dunhuang Hotel, больше напоминающего дворец. Правда, за двухместный номер в нём придётся заплатить не меньше 5000 рублей в сутки.

Как добраться до пещер Могао

Начинать путь к пещерам Могао нужно из уже неоднократно упомянутого города Дуньхуан. От железнодорожного вокзала регулярно отправляется маршрутка, которая довезёт прямо до места. Ещё один вариант - такси. Конечно, оно обойдётся дороже. Кроме того, с водителями нужно торговаться - таксометры по маршруту Дуньхуан-пещеры Могао они никогда не включают.