Главная · Простудные заболевания · Предмет психологии поток сознания. Психология сознания и метод её исследования

Предмет психологии поток сознания. Психология сознания и метод её исследования

Основные метафоры и свойства сознания

Предпосылки. Декарт: критерий психического - сознавание (отождествление психики и сознания). Первое, что человек обнаруживает в себе – это его собственное сознание. Но сознание – одно, целостное, и поэтому не может само себя изучать, нет сознания как предмета науки. Локк ввел понятие рефлексии, как внутренней деятельности ума, способности отражать свой психический опыт. С помощью рефлексии можно изучать сознание.

Психология сознания

Психология сознания - наука о свойствах сознания, его элементах, связях между ними и законах, которым они подчиняются. Метод – интроспекция.

Особенности научной психологии в период ее становления: “-” резкое сужение предмета, “+” свойства предмета определены в понятиях, которые подкреплены методическими процедурами - возможность введения статистики.

А) Структурная психология сознания. Психология – наука о непосредственном опыте. 1879 год - открытие института психологии (Германия, Лейпциг), В. Вундт. Опыт с метрономом - описание свойств сознания (впечатлений). Сознание - структура и эта структура состоит из определенным образом организованных элементов.

Свойства сознания

1) Ограниченность (оно вмещает ограниченное число простых впечатлений). Измерение объема сознания - объем внимания -7+-2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов.

2) Неоднородность: две области: область смутного сознания и ясного сознания и точка фиксации, которая находится в центре области ясного сознания (это область наиболее яркого сознания). Это поле внимания и периферия.

3) Ритмичность. Отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. Это м.б. непроизвольно или управляемо вниманием. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.

Основные процессы сознания.

Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания.

Апперцепция (связана с областью ясного видения) - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания. Организация единицы более высокого порядка - акт апперцепции (буквы - в слова, слова - во фразы и т.д., т.е. объединение мелких единиц сознания в крупные).

3 цели программы Вундта:

Выяснить в каких взаимоотношениях находятся эти элементы.

На этой основе сформулировать общие законы душевной жизни.

1. Элементы сознания:

Объективные (пришедшие извне, от объекта) – простые впечатления, ощущения и представления. Имеют свойства: качество, интенсивность, (Титченер добавил еще протяженность во времени, протяженность в пространстве).

Субъективные (связанные с испытуемым, его внутренние переживания) – чувства, эмоции. 3 параметра: удовольствие-неудовольствие; возбуждение-успокоение; напряжение-разрядка. Из этих элементов состоят более сложные чувства. Чувства обеспечивает связь между элементами, синтез элементов сознания.

2. Законы связи этих элементов.

1) Принцип градации элементов (простые чувства в более сложных образованиях)

Ц Ц - цельное чувство

Ч Ч Ч - частичные

П П П П П П П П П - простые

2) Принцип цельности (цельное чувство воспринимается как единое целое, неразложимое на части, не сумма, добавляется эмоциональная ценность).

Отношения:

Принцип ассоциаций (Юм: по сходству, по смежности в пространстве и времени, причинность); (Гербарт: слияние сходных представлений, ассимиляция, диссимиляция, компликация – соединение отдельных ощущений без потери в своем качестве в некоторое целостное образование.

3. Законы душевной жизни:

Закон психических отношений – все элементы сознания находятся в связи друг с другом и друг от друга зависят.

Закон контраста – если эти отношения – отношения контраста, то они воспринимаются отчетливо.

Закон творческого синтеза – сложные психические образования несводимы к своим частям.

Гетерогония (разнородность) целей – промежуточная цель может приобрести статус главной.

В некоторых областях психологии (физиологическая психология) теория Вундта работает до сих пор.

Б) Динамическая психология сознания. У.Джемс: Сознание не структура, а процесс (динамическое целое). Выделил 2 вида состояний сознания: устойчивые и изменчивые (метафора полета птицы). Свойства потока сознания: непрерывность, изменчивость, невозможность “войти в одну и ту же реку”.

Поток сознания – непрерывно меняющийся процесс. Факт внутреннего опыта – происходят какие-то сознательные процессы. Состояния сознания сменяются в нем одно другим.

Свойства потока сознания:

Каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания (сознание принадлежит кому-то).

В границах личного сознания его состояния изменчивы(состояния сознания неповторимы, т.к. изменился и субъект и объект, тождественны объекты, а не ощущения).

Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений

(а) мы сознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу и следующие за ним как части одной и той же личности (Петр и Павел: прошлое у каждого свое);

б) перемены в качественном содержании мысли никогда не совершаются резко (гром и тишина: гром нарушает тишину – сознание того, что в этот момент прекратилась тишина)) Сознание неделимо на элементы.

Избирательность или направленность потока. Одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, делает между ними выбор – это процесс внимания. В потоке сознания впечатления не равны по значимости. Есть более, есть менее значимые. Содержания сознания связаны с интересами, увлечениями, привычками и намерениями. И те, что более значимые направляют поток в целом.

Жизнь человека целенаправлена. Это непрерывная постановка задач и их решение. Психика человека функциональна, она служит для решения этих задач.

В) Э.Титченер (США, ученик Вундта). Попытка объединения теорий Вундта и Джеймса. Душа - совокупность психических процессов, испытанных человеком в течение всей жизни. Сознание - совокупность психических процессов, происходящих в душе в данный момент времени. Сознание - поперечное сечение души. Есть уровень ясного сознания и уровень смутного сознания. Метафора - волна внимания. Ясность, сенсорная интенсивность – степень внимания, высота волны.

Характеристики внимания.

Интенсивность внимания

Продолжительность во времени

3. Особенности “психологии сознания”:

1) точное определение предмета и метода;

2) Т. Кун (США) признаки нормальной науки для своего времени: теоретическое представление предмета, выделение его свойств, ряд объяснительных понятий;

3) заявление о своей специфике по отношению к естественным (предмет - сознание) и гуманитарным (предмет - индивидуальное сознание) наукам.

Когда сознание проявляет усилие, оно выступает как структура. Если не делать никаких специальных усилий, в сознании сами собой, непроизвольно проносятся впечатления.

2. История становления психологии.

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности предметом психологии является душа . В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.

Второй этап XVII - XIX вв . – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность.

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию.

3.Основные направления психологии: психоанализ и гуманистическая психология.

Основные направления психологии: Фрейдизм и неофрейдизм; Бихевиоризм; Генштальт – психология; Гуманистическая психология и другие.

Психоанализ – одно из наиболее известных направлений зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. Оно основывается на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям З. Фрейда и его последователей. Психоанализ – первая теория, пытавшаяся объяснить динамику развития личности. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным влечениям и инстинктам. Основными методами психоанализа являются метод анализа свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных симптоматических действий человека. Психоанализ не соотносится только с именем своего основателя. Ученики и последователи З. Фрейда А. Адлер, К. Юнг развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Фрейдизм – философско-психологическое учение З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.

Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку . В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов 20-го века.

4, Основные направления психологии: Бихевиоризм и Генштальт психология.

Бихевиоризм - направление в психологии, определившее облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название - от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.

Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.

Гештальт-психология (нем. Gestalt - целостная форма или структура) - школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальттерапии Ф. Перлза, который перенес идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

5.Основные направления психологии: культурно историческая теоррия Л.С.Выготского и теория деятельности.

Выготский задается вопросом: возможно ли най­ти нечто аналогичное применительно к внутреннему, пси­хическому миру человека? Не располагает ли сознание особыми орудиями, направленными (в отличие от орудий труда) - не вовне, а внутрь, на овладение собственной психической жизнью и - на этой основе - собственным поведением? Для Л. С. Выготского принципиально, что такие орудия есть, и именно они делают возможным про­извольное поведение, логическое запоминание и др. Он различает два уровня психического - натуральные и вы­сшие психические функции, причем предметом психологии считает историю развития высших психических функций. Натуральные функции даны человеку как природному су­ществу. Это механическое запоминание, не предполагаю­щее специальных способов переработки информации (скажем, мнемотехник), непроизвольное внимание, про­являющееся, например, в повороте головы к источнику громкого звука. Целенаправленное мышление, творче­ское воображение, логическое "запоминание, произволь­ное внимание - примеры высших психических функций; одной из важнейших их характеристик является опосред-ствованность, то есть наличие средства, при помощи кото­рого они организуются.

Приведем пример из практики Л. С. Выготского. Человек, страдаю­щий болезнью Паркинсона (тяжелое неврологическое заболевание, про­являющееся, в частности, в выраженной некоординированности движе­ний), не может пройти по прямой линии. Для того чтобы помочь ему, на полу выкладываются листы бумаги как внешняя опора: наступая на эти листы (и таким образом решая не одну «большую» задачу, а много «маленьких» задач по перемещению от листа к листу), больной проходит по прямой линии. Принципиален следующий этап: больному предлагают идти не от листа к листу, но идти,представляя себе лежащие на полу листы (в реальности их нет), то есть ориентироваться на обра з. Это оказывается возможным, что означает следующее: больной овладел своим поведени­ем, самостоятельно и произвольно организует его на основе средства, и первоначально формой существования этого средства была внешняя форма - конкретный предмет, внешний стимул.Примеров использования внешних средств много - узелки на па­мять, и т. д.

Деятельность - это активное взаимодействие человека (субъекта) с окружающей действительностью, в котором он целенаправленно воздействует на объект и удовлетворяет таким образом свои потребности. Деятельность человека имеет слож- ное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней: - уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); - уровень действий; - уровень операций; - уровень психофизиологических функций. Деятельность в целом направляется сознательной целью. Что побуждает человека ставить цели? Источником активности лич- ности являются потребности. Потребности - это определенное состояние напряженности, нужды в чем-то, что лежит вне че- ловеческого организма и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Потребности не однородны.На первом этапе существования потребности она, как прави- ло, не представлена субъекту, переживается как состояние какого- то напряжения, которое выражается в беспокойстве, в поиске. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. «Узнавание» потребностью своего предмета носит название опредмечивания потребности. Встре- ча потребности с ее предметом - акт чрезвычайной важности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения. Теперь это поведение, направленное на предмет потребности или от него - если мотив отрицательно валентен. Предмет потребности может быть как материальным (вещь), так и идеальным. Одна и та же деятельность у разных людей может побуждаться разными мотивами. Например, учебная деятельность - получение высшего образования - побуждается мотивами «стремление к знанию», «повышение своего социального статуса», «общение со сверстниками» и др.

Мотивы рождают действия, т. е. приводят к образованию целей, а цели, как известно, всегда осознаются. Сами же мотивы осознаются далеко не всегда. В результате все мотивы можно разбить на два больших класса: Примерами мотивов первого класса могут служить большие жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительных периодов его жизни. Это мотивы-цели. К другому классу относятся неосознаваемые мотивы. Если мо- тивы не осознаются, то значит ли это, что они никак не представ- лены в сознании? Нет, они проявляются в сознании, но в особой форме. Такими формами являются эмоции и личностные смыс- лы. Если человека что-то волнует, значит это «что-то» затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отраже- ние отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точ- ки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают, обобщенно говоря, положительные эмоции, если не успешно - отрицательные эмоции. Следующий структурный уровень деятельности - уровень действий. Действие - это основная единица анализа деятельности, это процесс, направленный на реализацию цели, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Действие - это одновременно и акт поведения. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения). Активное начало принадлежит субъекту в форме цели (принцип активности). Действия человека предметны. Каждое конкретное действие можно выполнять разными способами. Способы выполнения действия называются операциями. Операции мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции принципиально отличаются от действий. Действия предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за ходом действия. Уровень операций по сути заполнен автоматическими действиями и навыками. - Последний уровень структуры деятельности - психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психических процессов. Речь идет о сенсорной, мнемической и моторных функциях. Психофизиологические функции составляют одновременно необходимые предпосылки и средства деятельности. Теория деятельности имеет отношение не только к внешней практической деятельности человека, но и к внутренней. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами и вместо реального продукта получают мысленный результат. Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. С позиций теории деятельности психика не может рассматриваться вне деятельности и, наоборот, деятельность не может рассматриваться без психики.

6. Методы психологии.

Специальные психологические методы: Именно применение конкретных приёмов и соблюдение особых норм и правил могут обеспечить получение достоверных знаний. Причём эти правила и способы не могут быть выбраны спонтанно, а должны быть продиктованы особенностями исследуемого психологического явления.
Методы психологии возвращают исследователя к исследуемому объекту и углубляют его понимание. По сути, методы есть способ изучения реальности. Любой из методов состоит из нескольких операций и приёмов, которые осуществляются исследователем в процессе изучения объекта. Но каждому методу соответствует только ему присущий вид этих приёмов и операций, соответствующих целям и задачам исследования. Методы психологии разделяют на 2 группы: методы теоретической психологии и методы практической психологии :

Фундаментальная (общая) психология занимается психологическими исследованиями общих закономерностей психики человека, его убеждений, способов поведения, черт характера, а также то, что на все это влияет. В обычной жизни методы теоретической психологии могут пригодиться для исследования, анализа и предсказания поведения людей. . .Наблюдение

План ответа

    Структурализм

    1. Свойства сознания

      Явления сознания

    Функцонализм

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Психоанализ

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Гештальт-направление

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Деятельностный подход

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Сознание как предмет психологии

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Само название психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Сознание начали изучать давно и первые исследователи (Вундт, Локк) трактовали психологическую науку, как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования и измерения сознания человека. Во второй половине 19 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания . Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать с помощью только одного метода - инт­роспекции. Идеологом метода интроспекции философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний : а) объекты внешнего мира (впечатления); б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность. Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе).

Душевная деятельность протекает на двух уровнях:

    восприятий, мыслей, желаний – есть у всех.

    наблюдений этих восприятий - требует самоорганизации.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение - ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений . В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. По мнению В. Вундта, первое, что человек обнаруживает в себе – это сознание, его существование главный и безусловный факт. Основная задача ПС – анализ состояния и содержания сознания. Сознание – внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

План ответа

    Структурализм

    1. Свойства сознания

      Явления сознания

    Функцонализм

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Психоанализ

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Гештальт-направление

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Деятельностный подход

    1. Явления сознания

      Свойства сознания

    Сознание как предмет психологии

Представления человека о психических явлениях менялись в процессе исторического развития и вместе с тем менялся пред­мет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

1.психология - наука о душе;

2.психология - наука о сознании;

3.психология - наука о поведении;

4.психология - наука о психике.

Само название психология переводится как "наука о душе". Поэтому первые психологические воззрения были связаны с религиозными представлениями людей.

Сознание начали изучать давно и первые исследователи (Вундт, Локк) трактовали психологическую науку, как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования и измерения сознания человека. Во второй половине 19 века возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла психология сознания . Причем сознание можно было, по мнению психологов тех дней, изучать с помощью только одного метода - инт­роспекции. Идеологом метода интроспекции философ Дж. Локк (1632-1704), который развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний : а) объекты внешнего мира (впечатления); б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность. Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе).

Душевная деятельность протекает на двух уровнях:

    восприятий, мыслей, желаний – есть у всех.

    наблюдений этих восприятий - требует самоорганизации.

Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение - ассоциативное направление (Д. Юм и Д. Гартли). Следует отметить, что к середине XIX в. ассоциативная пси­хология была господствующим направлением. И именно в рамках дан­ного направления и конце XIX в. стал весьма широко использовать­ся метод интроспекции. Считалось, что в сознании непосредственно отражается причин­но-следственная связь психических явлений . В рамках интроспективной психологии в 1879 г. Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. По мнению В. Вундта, первое, что человек обнаруживает в себе – это сознание, его существование главный и безусловный факт. Основная задача ПС – анализ состояния и содержания сознания. Сознание – внутренний субъективный опыт, данный нам непосредственно. Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

Сознание есть способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Предмет науки – наиболее частый предмет исследования (зависит от методов и задач). (изучаемое явление, получившее понятийное определение (здесь заложены возможность и ограничения исследования)).

Развитие представлений о предмете психологии. Современные представления о нем.

Предмет исследования включает: объект, исследовательская задача, система методов, средств и последовательность их применения.

Объект – часть реальности, которая охвачена и описана с помощью системы научных понятий и абстракций. (психическая жизнь человека)

1 Душа как предмет науки. Античная психология в рамках развития учения о душе. Учение о душе не тождественно психологии, т.к. включает и физиологические процессы.

Задачи – этические, абстрактно-познавательные, воспитательные.

Метод – спекулятивные рассуждения.

Подход к душе как высшей ценности. Выделение различных психических функций. Душа – активное начало. Соотношение рационального и чувственного в познании. Иерархическая система форм отражения.

Главный тупик – душа признавалась главной причиной – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.

Философ-материалист пытается объяснить психическую жизнь из естественных причин, но при этом впадает в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета; какие-то реалии невозможно объяснить в парадигме античного материализма; идеалисты же, напротив, рассматривают несводимую к механистическим взаимодействиям реальность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак ее не объясняют.

Конец 18 в. - развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение. Попытка перейти к новым эмпирическим методам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий психического. Таким критерием стало сознавание (Декарт). У него произошло отждествление психики и сознания. Психика – особый мир, качественно отличающийся от всего окружающего.

Рассуждения Декарта: различает два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни и познании мы ведем себя по-разному. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Приходится сомневаться. Мы можем подвергнуть сомнению все. Несомненным останется наше сомнение. Но сомнение акт мышления. Отсюда по Декарту мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Критерий достоверности? Мое ясное и отчетливое восприятие того, что происходит во мне, мое непосредственное восприятие моего мышления. Надо заметить, что под мышлением Декарт понимал все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем (понимание, хотение, чувствование). Под мышлением я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою. Таким образом, Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Здесь выделен критерий отличия психического от непсихического: сознаваемость (шаг вперед перед античностью.



Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний.

Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой (пр./р. страх – тело бежит, душа может остановить, путем раскачивания железы, из-за чего активация животных духов).

Метод исследования сознания предложил Локк. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Рефлексия – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Таким образом Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность. Тем самым он обосновывает метод изучения собственно психической деятельности – метод “внутреннего восприятия”, “самонаблюдения”.

Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения.

Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. (второй это познающий субъект). Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт.

Метод интроспекции. Функционализм, структурализм, ассоциативная психология. Описали разные элементы сознания (ощущения, образы, умозаключения). Неоднородность сознания (фокус, периферия). Произвольные и непроизвольные процессы в сознании. Поток и объем сознания.

Критика: оторванность от практики, невозможность изучать детей, животных, бессознательные процессы не учитываются. Главная претензия – субъективность метода и явлений. При несовпадении результатов у многих исследований – психология о внутреннем опыте дискредитировала себя. (гештальт, раздвоение сознания (артефакт – распад деятельности – ретроспекция).

3 Поведение как предмет психологии. Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения.

Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано.