Главная · Простудные заболевания · Развитие жировой ткани. Ткани, органы и системы органов

Развитие жировой ткани. Ткани, органы и системы органов

Подготовка к ЗНО. Биология.
Конспект 25. Ткани человека. Опорно-двигательный аппарат. Нервная система

Ткани организма человека

Гистология – наука о тканях.
Ткани – это совокупность клеток и неклеточных структур, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. Основные группы тканей: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная.

Эпителиальные ткани покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Клетки тесно прилегают друг к другу, обладают способностью к регенерации; межклеточного вещества мало. Функции: защитная, секреторная, всасывания.

Мышечные ткани обусловливают двигательные процессы. В клетках содержатся сократительные волокна – миофибриллы , образованные белками – актином и миозином . Особые свойства – возбудимость и сократимость.
Виды мышечной ткани: поперечнополосатая, гладкая, сердечная.
Соединительные ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Характерная черта: рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом, которое образовано коллагеновыми, эластиновыми волокнами и основным аморфным веществом.
Нервная ткань образует головной и спинной мозг , нервные узлы и сплетения , периферические нервы . Выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи информации. Выделяют два типа клеток: нейроны и глиальные клетки.
Нейроглия , или глия , – совокупность вспомогательных клеток нервной ткани. Выполняет опорную, трофическую, секреторную, разграничительную и защитную функции.
Нейрон – это структурно-функциональная единица нервной системы. Содержит ядро, тело клетки и отростки (короткие, многочисленные, ветвящиеся – дендриты, единственный длинный – аксон).
Аксональные терминали (окончания) – расширения на концах ветвей аксона; входят в состав синапсов.
Синапс – зона контакта с другими нервными, мышечными или железистыми метками, функцией которого является передача возбуждения.
Возбудимость – это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения.
Проводимость – способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой).
По выполняемым функциям различают нейроны трех видов:
1. чувствительные (центростремительные) воспринимают раздражение от рецепторов.;
2. двигательные (центробежные) нейроны посылают нервный сигнал из ЦНС мышцам, железам, т. е. на периферию;
3. вставочные (интернейроны) воспринимают возбуждение от других нейронов и передают его также нервным клеткам, располагаются в ЦНС.

Опорно-двигательный аппарат

Образован скелетом и скелетными (исчерченными) мышцами (активная часть и пассивная часть).
Скелет составляет основу тела, определяет его размеры и форму. Состоит примерно из 206 костей. Кости выполняют функцию рычагов, приводимых в движение мышцами, и защищают органы от травм.
Надкостница (периост) – соединительнотканная пленка, окружающая кость снаружи. Принимает участие в кровоснабжении поверхностных слоев кости и росте костей в ширину.
Соединения костей:
Сустав – подвижное соединение костей скелета, разделённых щелью, покрытое синовиальной оболочкой и суставной сумкой. Синовиальная жидкость, находящаяся внутри сустава, играет роль смазки, уменьшающей трение.
Хрящи , или хрящевые прослойки – полуподвижное соединение между костями (например , хрящевые диски между позвонками).
Шов – неподвижное соединение, часто встречается между плоскими костями (например , между костями черепа).

Нервная система

Нервная система подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (черепно- и спинномозговые нервы, их сплетения и узлы), а также соматическую и вегетативную (или автономную).
Соматическая нервная система осуществляет связь организма с внешней средой.
Вегетативная – регулирует обмен веществ и работу внутренних органов.
Спинной мозг (СМ) находится в позвоночном канале и имеет вид тяжа. Серое вещество (внутри СМ) состоит из тел нервных клеток. Белое вещество (вокруг серого) образовано отростками нервных клеток (нервными волокнами). Функции СМ: рефлекторная и проводниковая. Деятельность спинного мозга находится под контролем головного мозга.
Головной мозг расположен в мозговом отделе черепа. Отделы: передний (большие полушария), промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг.
Функции нервной системы:
1. Восприятие сигналов окружающей среды.
2. Обеспечивает протекание процессов памяти, сознания, мышления, речи, сложного поведения.
3. Согласует деятельность различных систем и органов.

Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)

Шляпочные грибы

учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.

Задачи:

Сформировать и закрепить знания об основных типах тканей животного и растительного организма: строении и функциях.

Выработать умение распознавать виды тканей.

Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.

Формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Тип урока : комбинированный.

Оснащение урока : мультимедиа, шкатулка с тканями, подносы с раздаточным материалом, микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений.

    Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

II. Актуализация знаний:

Таинственная шкатулка.

Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)

Из шкатулки извлекаются разнообразные виды тканей (х\б, шерстяная, шелковая).

Чем же они отличаются?

Как связать с тканями организма?

Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. Слово предоставляется Саше Д., он дома выполнял мини-исследование. (Саша сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)

Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) – слайд 2 .

Работа по группам (повторение д/з)

1) Карточки с набором слов (органические и минеральные вещества) определить вещества по группам и дать общую характеристику.

2) Составить верное предложение из набора слов по темам «процессы жизнедеятельности клетки» и «как клетка делится».

III. Изучение нового материала:

Тема урока: Ткани

Почему клетки одного растения такие разные

Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)

Какие ткани имеют растения.

Установить связь между строением и функциями тканей.

Местонахождение в растении.

Эвристическая беседа с элементами игры:

На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (водоросли, обитают в воде) – слайд 3 .

А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ему нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения - подсказка)

Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране – слайд 4 .

Одежда, защита -

Питание -

Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 47-48, обращая внимание на выделенные слова (индивидуальная работа).

Афиширование результатов: слайд 5 (сколько всего тканей).

Вывод: Для жизни на суше нужны ткани.

И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.

Связаны ли функции тканей с их строением?

Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.

IV. Закрепление:

Привести учащихся к ситуации успеха

1.Задание: Попробуйте определить, какие типы тканей на экране слайды 6-10 (сопоставить с рис 27 на стр. 47 учебника).

2. Работа с раздаточным материалом (в паре):

Определить тип тканей у следующих объектов:

Берёста -

Мякоть томата -

Кедровые орешки -

Кончик корня -

Жилка листа -

V. Рефлексия:

На слайде 11

До урока:

Не знал…

Не понимал…

Не мог представить…

Не мог выразить…

Не мог выполнить…

Выяснил…

Выучил…

Познакомился…

Запомнил…

(выбрать и закончить предложение).

VI. Домашнее задание

В учебнике § 10, вопросы № 1-4

* мини-сочинение «Путешествие внутри растения».

В начале развития зародыша все клетки одинаковы по строению, но затем происходит их специализации. Некоторые из них выделяют межклеточное вещество. Группы клеток и межклеточное вещество, имеющие сходное строение и происхождение и выполняющие общие функции называют тканями.

В организме человека и животных различают четыре группы основных тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная. В мышцах, например, преобладает мышечная ткань, но вместе с ней встречаются и соединительная, и нервная.

Межклеточное вещество также может быть однородным, как у хряща, а может включать различные структурные образования в виде эластичных лент, нитей, придающих тканям эластичность и упругость.

Учащиеся зарисовывают таблицу

«Ткани животных и человека»

Ткани

Разновидности

Функции

Особенности строения

Месторасположение

Эпителиальная

Однослойный, многослойный, железистый,

мерцательный

Защитная, секреторная, всасывающая

клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации)

Оболочки органов, железы внутренней секреции, покровы тела

Соединительная

Костная

Хрящевая

Кровь

Жировая ткань

Эластичная соединительная ткань

Опорная, защитная, кроветворная

Опорная, защитная

Дыхательная, транспортная, защитная

Запасающая, защитная

Опорно-защитная

Имеют разнообразное строение, но сходны большим количеством межклеточного вещества, определяющего механические свойства тканей

Скелет

Органы дыхания, ушная раковина, связки

Полость сердца и кровеносных сосудов

Подкожная клетчатка, между внутренними органами

Связки, сухожилия, прослойки между органами, дерма

Мышечная

Гладкая,

Поперечнополосатая,

Сердечная

Сократительная

Сократительная

Сократительная

Веретеновидные клетки с одним палочковидным ядром

Длинные многоядерные волокна

Соединенные между собой мышечные волокна, имеющие небольшое количество ядер в центре волокна

Мускулатура пищеварительного тракта, мочевого пузыря, лимфатических и кровеносных сосудов, и др. внутренних органов

Опорно-двигательный аппарат тела и некоторые внутренние органы

Сердце

Нервная

Обеспечение согласованной деятельности различных систем органов, обеспечение связи организма с внешней средой, приспособление обмена веществ к изменяющимся условиям

Включает два типа клеток – нейроны и нейроглию

Головной и спинной мозг, нервные узлы и волокна

  1. Эпителиальные ткани являются пограничными, так как покрывают организм снаружи и выстилают изнутри полые органы и стенки полостей тела. Особый вид эпителиальной ткани - железистый эпителий – образует большинство желез (щитовидную, потовые, печень и др.), клетки которых вырабатывают тот или иной секрет. Эпителиальные ткани имеют следующие особенности: их клетки тесно прилегают друг к другу, образуя пласт, межклеточного вещества очень мало; клетки обладают способностью к восстановлению (регенерации).

Эпителиальные клетки по форме могут быть плоскими, цилиндрическими, кубическими. По количеству пластов эпителии бывают однослойные и многослойные. Примеры эпителиев: однослойный плоский выстилает грудную и брюшную полости тела; многослойный плоский образует наружный слой кожи (эпидермис); однослойный цилиндрический выстилает большую часть кишечного тракта; многослойный цилиндрический - полость верхних дыхательных путей); однослойный кубический образует канальцы нефронов почек. Функции эпителиальных тканей; защитная, секреторная, всасывания.

  1. Соединительные ткани (ткани внутренней среды) объединяют группы тканей мезодермального происхождения, очень различных по строению и выполняемым функциям. Виды соединительной ткани: костная, хрящевая, подкожная жировая клетчатка, связки, сухожилия, кровь, лимфа и др. Общей характерной чертой строения этих тканей является рыхлое расположение клеток, отделенных друг от друга хорошо выраженным межклеточным веществом , которое образовано различными волокнами белковой природы (коллагеновыми, эластическими) и основным аморфным веществом.

У каждого вида соединительной ткани особое строение межклеточного вещества, а следовательно, и разные обусловленные им функции. Например, в межклеточном веществе костной ткани располагаются кристаллы солей (преимущественно соли кальция), которые и придают костной ткани особую прочность. Поэтому костная ткань выполняет защитную и опорную функции.

Кровь - разновидность соединительной ткани, у которой межклеточное вещество жидкое (плазма), благодаря чему одной из основных функций крови является транспортная (переносит газы, питательные вещества, гормоны, конечные продукты жизнедеятельности клеток и др.).

Межклеточное вещество рыхлой волокнистой соединительной ткани, находящейся в прослойках между органами, а также соединяющей кожу с мышцами, состоит из аморфного вещества и свободно расположенных в разных направлениях эластических волокон. Благодаря такому строению межклеточного вещества кожа подвижна. Эта ткань выполняет опорную, защитную и питательную функции.

  1. Мышечные ткани обусловливают все виды двигательных процессов внутри организма, а также перемещение организма и его частей в пространстве. Это обеспечивается за счет особых свойств мышечных клеток - возбудимости и сократимости. Во всех клетках мышечных тканей содержатся тончайшие сократительные волоконца - миофибриллы, образованные линейными молекулами белков - актином и миозином. При скольжении их относительно друг друга происходит изменение длины мышечных клеток.

Различают три вида мышечной ткани: поперечнополосатую, гладкую и сердечную. Поперечнополосатая (скелетная) мышечная ткань построена из множества многоядерных волокноподобных клеток длиной 1-12 см. Наличие миофибрилл со светлыми и темными участками, по-разному преломляющих свет (при рассмотрении их под микроскопом), придает клетке характерную поперечную исчерченность, что и определило название этого вида ткани. Из нее построены все скелетные мышцы, мышцы языка, стенок ротовой полости, глотки, гортани, верхней части пищевода, мимические, диафрагма. Особенности поперечнополосатой мышечной ткани: быстрота и произвольность (т. е. зависимость сокращении от воли, желания человека), потребление большого количества энергии и кислорода, быстрая утомляемость. Сердечная ткань состоит из поперечно исчерченных одноядерных мышечных клеток, но обладает иными свойствами. Клетки расположены не параллельным пучком, как скелетные, а ветвятся, образуя единую сеть. Благодаря множеству клеточных контактов поступающий нервный импульс передается от одной клетки к другой, обеспечивая одновременное сокращение, а затем расслабление сердечной мышцы, что позволяет ей выполнять насосную функцию.

Клетки гладкой мышечной ткани не имеют поперечной ис-черченности, они веретеновидные, одноядерные, их длина около 0,1 мм. Этот вид ткани участвует в образовании стенок трубко-образных внутренних органов и сосудов (пищеварительного тракта, матки, мочевого пузыря, кровеносных и лимфатических сосудов). Особенности гладкой мышечной ткани: непроизвольность и небольшая сила сокращений, способность к длительному тоническому сокращению, меньшая утомляемость, небольшая потребность в энергии и кислороде.

  1. Нервная ткань , из которой построены головной и спинной мозг, нервные узлы и сплетения, периферические нервы, выполняет функции восприятия, переработки, хранения и передачи информации, поступающей как из окружающей среды, так и от органов самого организма. Деятельность нервной системы обеспечивает реакции организма на различные раздражители, регуляцию и координацию работы всех его органов.

Основными свойствами нервных клеток - нейронов , образующих нервную ткань, являются возбудимость и проводимость. Возбудимость - это способность нервной ткани в ответ на раздражение приходить в состояние возбуждения, а проводимость - способность передавать возбуждение в форме нервного импульса другой клетке (нервной, мышечной, железистой). Благодаря этим свойствам нервной ткани осуществляется восприятие, проведение и формирование ответной реакции организма на действие внешних и внутренних раздражителей.

Нервная клетка, или нейрон, состоит из тела и отростков двух видов. Тело нейрона представлено ядром и окружающей его областью цитоплазмы. Это метаболический центр нервной клетки; при его разрушении она погибает. Тела нейронов располагаются преимущественно в головном и спинном мозге, т. е. в центральной нервной системе (ЦНС), где их скопления образуют серое вещество мозга. Скопления тел нервных клеток за пределами ЦНС формируют нервные узлы , или ганглии . Короткие, древовидно ветвящиеся отростки, отходящие от тела нейрона, называются дендритами . Они выполняют функции восприятия раздражения и передачи возбуждения в тело нейрона.

3. Закрепление нового материала.

Учащиеся должны ответить на следующие вопросы

Что такое ткань?

Сколько типов тканей в организме человека? Назовите их.

Какие виды соединительной ткани вы знаете?


Предварительный просмотр:

Разработка учителя биологии

Горбатенковой Наталии Владимировны

План-конспект урока по теме «Ткани»

Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная : раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая : развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная : воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Тип урока:

По дидактическим целям: изучение нового материала с элементами лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа, и компьютерной поддержки.

Формы работ : индивидуальная,

групповая.

Оборудование:

1. Микропрепараты ткани:

а). гладкая мышечная ткань;

б). поперечно-полосатая ткань;

в). однослойный эпителий;

г). нервные клетки;

д). гиалиновый хрящ;

е). костная ткань;

ё). рыхлая соединительная ткань;

ж). кровь человека;

2. Школьные микроскопы.

3. Цифровой микроскоп.

4. Компьютер

5. Телевизор.

6. Таблица: «Ткани»

Ход урока:

1. Орг. момент. Запись в дневник домашнего задания $.3, оформить лабораторную работу.

II. Теоретическая часть.

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань- это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань - самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3. Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4. Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

III Практическая часть с пояснениями учителя и компьютерной поддержкой.

  1. Просмотр микропрепаратов ткани под микроскопом. Используя

цифровой микроскоп.

А) Изучить гладкую мышечную ткань.

Б) Изучить поперечно полосатую мышечную ткань.

В) Изучить однослойный эпителий

Г) Изучить нервную ткань (нервные клетки)

Д) Изучить гиалиновый хрящ

Е)Изучить костную ткань

Ж)Изучить рыхлую соединительную ткань

З)Кровь человека

2) Сделать зарисовку тканей, обозначить их составляющие

IV Закрепление изученного материала

Используя учебник Батуева А.С. заполнить таблицу стр.15

Ткани и их функции

V Вывод

В выводе необходимо раскрыть связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями и местом расположения в организме, то есть с системой органов.

VI Итог урока

Вывод учителя:

В зависимости от выполняемых функций и места положения тканей в процессе эволюции сформировались некоторые приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это привело к дифференциации тканей и последующей классификации.

Эпителиальные

А) Железистые (железы)

Б)Покровные (дерма, слизистые оболочки)

В)Полостные(органы внутренней полости)

Мышечные

А)Гладкие (органы внутренней полости)

Б)Поперечно-полосатые:

Скелетные

Сердечные

Соединительные

А)Опорно-механические (хрящевая, костная, жировая)

Б)Трофическо-защитные (кровь, лимфа)

Нервная ткань

Литература

  1. Ю. П. Антипчук «Гистология с основами имбриологии. М., «Просвещение» 1983г
  2. М. Л. Анастасова. О. В. Казакова «Развитие общебиологических понятий» М., «Просвещение» 1967г
  3. М. Б. Беркипблит А. В. Жердев «Задача по физиологии человека и животных» М., «Мирос» 1995г
  4. А. С. Батуев «Биология. Человек» М., «Дрофа» 2001г
  5. Л. Г. Воронин Р. Д. Маш «Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека». Книга для учителя М., «Просвещение» 1983г
  6. И. С. Гильбо «Знаете ли вы себя?» Ленинград «Медицина» 1973г
  7. Р. Д. Маш А. Г. Драгомилов «Биология. Человек» Методическое пособие М., «Вента Граф» 2005г
  8. Р. П. Самусев, В. Я. Липченко «Атлас анатомии человека М., «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» 2004г

Разработка учителя биологии

Горбатенковой Наталии Владимировны

План-конспект урока по теме «Ткани»

Цель: дать общее представление о многообразии тканей в человеческом организме и их функциях

Задачи:

Образовательная : раскрыть понятие о тканях многоклеточного животного организма и классификации тканей.

Развивающая : развить умение сравнивать особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями. Связь тканей и систем органов

Развить навыки работы с микроскопом.

Воспитательная : воспитывать дух соревнования, быстроту мышления, умение проводить анализ, осуществлять эстетическое воспитание.

Тип урока:

По дидактическим целям: изучение нового материала с элементами лабораторной работы с использованием цифрового микроскопа, и компьютерной поддержки.

Формы работ : индивидуальная,

Групповая.

Оборудование:

1. Микропрепараты ткани:

А). гладкая мышечная ткань;

Б). поперечно-полосатая ткань;

В). однослойный эпителий;

Г). нервные клетки;

Д). гиалиновый хрящ;

Е). костная ткань;

ё). рыхлая соединительная ткань;

Ж). кровь человека;

2. Школьные микроскопы.

3. Цифровой микроскоп.

4. Компьютер

5. Телевизор.

6. Таблица: «Ткани»

Ход урока:

1 . Орг. момент. Запись в дневник домашнего задания $.3, оформить лабораторную работу.

II. Теоретическая часть.

В теле человека и животных отдельные клетки или группы клеток, приспосабливаясь к выполнению различных функций, дифференцируются, т.е. соответствующим образом изменяют свои формы и структуру, оставаясь вместе с тем связанным между собой и подчиненными единому целостному организму. Этот процесс непрерывного развития клеток приводит к возникновению множества различных их видов, составляющих ткани человека.

Ткань- это историческая (филогенетически) сложившаяся специализированная система клеток и их производных, которая характеризуется общностью развития,

Строения и функционирования. В процессе эволюции взаимодействие организма с внешней средой, необходимость приспосабливаться к условиям существования привели к возникновению нескольких типов тканей с определенными функциональными свойствами. Различают четыре вида тканей: 1) эпителиальные,

2) соединительные (собственно соединительная ткань, хрящ, кость, кровь и лимфа),

3)мышечные и 4) нервную.

1)Эпителиальная ткань

Эпителии покрывают всю наружную поверхность тела, внутренние поверхности пищеварительного тракта, дыхательных и мочеполовых путей, серозные оболочки, входит в состав большинства желез организма (пищеварительные, потовые, сальные).

Через эпителиальные ткани совершается обмен веществ между организмом и внешней средой. Эти ткни выполняют защитную роль (эпителий кожи), функции секреции, всасывания (кишечный эпителий), выделения (эпителий почки), газообмена (эпителий легких). Эпителий обладает высокой регенерацией, что обеспечивает выполнение многообразных функций в течение всей жизни индивидуума.

Эпителиальная ткань всегда занимает пограничное положение, располагаясь на границе внутренней и внешней сред организма, и состоит только из эпителиальных клеток, которые образуют сплошные пласты, отграниченные от подлежащих тканей базальной мембраной.

По строению и расположению клеток различают однослойный многослойный эпителий.

Все клетки однослойного эпителия располагаются в базальной мембране, в многослойном эпителии к базальной мембране примыкают лишь внутренний слой клеток, а наружные слои утрачивают связь с ней.

Эпителий составляет основную массу желез.

2) Соединительные ткани

Выделяют две большие группы: собственно соединительную ткань и специальную соединительную ткань с опорными (хрящевая и костная) и гемопоэтическими (миелоидная и лимфоидная) свойствами.

В собственно соединительной ткани различают волокнистую и соединительную ткань с особыми свойствами.

К волокнистой соединительной ткани относятся рыхлая неоформленная и плотная оформленная соединительные ткани. Соединительная ткань с особыми свойствами представлена ретикулярной, жировой, слизистой и пигментной тканями.

А) Рыхлая волокнистая соединительная ткань обладает меньшим количеством волокон, но большим количеством клеток и основного вещества. Основными клетками является фибробласты, плазмоциты, тучные клетки, некоторые клетки крови, жировые клетки.

Она сопровождает кровеносные сосуды, протоки и нервы, отделяет органы друг от друга и от стенок полости тела. Образуют строму органов, выполняет опорную, накопительную (питательные вещества и вода), посредническую между кровью и тканью, защитную функцию.

Б) Хрящевая ткань

Состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности.

Она составляет основную массу хрящей (опорная функция), входят в состав различных частей скелета. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития трубчатых костей, скелета плода.

В теле человека различают гиалиновую эластическую и волокнистую хрящевые ткани.

Гиалиновая хрящевая ткань - самый распространенный вид хрящевой ткани, образует гиалиновый хрящ. Это наиболее твердый и упругий из всех видов хрящей. У зародышей человека из него построен почти весь скилет, у взрослых особей он покрывает суставные поверхности костей, располагается в стенки трахеи и крупных бронхов, на концах ребер, носовой перегородке и крыльев носа.

Костная ткань

Состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов – и межклеточного вещества. Последнее содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Кровь

Кровь и лимфа, а также межтканевая жидкость составляют внутреннюю среду организма. Кровь выполняет четко выраженные трофическую и защитную функции: переносит питательные вещества, доставляет тканям кислород и удаляет углекислый газ и продукты обмена, осуществляет выработку антител, переносит гормоны, регулирующие деятельность различных систем организма.

Форменные элементы крови подразделяются на эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты могут быть зернистыми и не зернистыми.

Плазма крови это жидкое межклеточное вещество крови. Представляет собой вязкую жидкость желтого цвета состоящую из смеси белков, углеводов, жиров, солей, гормонов, ферментов и растворенных газов.

3. Мышечные ткани:

Делятся на гладкую и поперечнополосатую (скелетную и сердечную).

Основное свойство всех мышечных тканей- способность к сокращению, что лежит в основе всех двигательных процессов в организме. Сократительными элементами мышечных тканей являются миофибриллы.

Гладкая мышечная ткань

Входит в состав мышц, расположенных в стенках кровеносных сосудов и полых внутренних органов (желудок, кишечник, матка) и сокращается непроизвольно, медленно и ритмично. Она состоит из веретенообразных мышечных клеток, или миоцитов, в центре которых обычно располагаются удлиненные палочковидные ядра. Миофибриллы гладких миоцитов локализующих по продольной оси. Гладкие мышечные клетки объединяются в пучки, последние – в мышечные пласты, которые образуют части стенок полых внутренних органов.

Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань

Образует мускулатуру скелета, мышцы языка, глотки, диафрагмы, входит в состав мышечной стенки сердца (миокарда). Сокращается произвольно, с высокой скоростью и большой силой. Структурно-функциональной единицей такой ткани является мышечное волокно, представляющее собой удлиненный многоядерный симпласт. Миофибриллы в мышечных волокнах расположены упорядоченно и состоят из регулярно повторяющихся фрагментов (саркомеров).

4. Нервная ткань:

Является основным компонентом нервной системы, регулирующей и координирующей все процессы в человеческом организме и осуществляющей его взаимосвязь с окружающей средой.

В состав нервной ткани входят два вида клеток: нервные клетки, или нейроны (нейроциты), и глиальные клетки, или глиоциты. Первые выполняют функции возбуждения и проведения нервного импульса, вторые – опорную, трофичекую, изоляционную и защитную функции.

Форма нейронов разнообразна. Различают нейроны униполярные – одноотростчатые, биполярные- с двумя отростками, мультиполярные- с тремя и более отростками.

III Практическая часть с пояснениями учителя и компьютерной поддержкой.


  1. Просмотр микропрепаратов ткани под микроскопом. Используя
цифровой микроскоп.

А) Изучить гладкую мышечную ткань.

Б) Изучить поперечно полосатую мышечную ткань.

В) Изучить однослойный эпителий

Г) Изучить нервную ткань (нервные клетки)

Д) Изучить гиалиновый хрящ

Е)Изучить костную ткань

Ж)Изучить рыхлую соединительную ткань

З)Кровь человека

2) Сделать зарисовку тканей, обозначить их составляющие

IV Закрепление изученного материала

Используя учебник Батуева А.С. заполнить таблицу стр.15

Ткани и их функции


V Вывод

В выводе необходимо раскрыть связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями и местом расположения в организме, то есть с системой органов.

VI Итог урока

Вывод учителя:

В зависимости от выполняемых функций и места положения тканей в процессе эволюции сформировались некоторые приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Это привело к дифференциации тканей и последующей классификации.

Эпителиальные

А) Железистые (железы)

Б)Покровные (дерма, слизистые оболочки)

В)Полостные(органы внутренней полости)

Мышечные

А)Гладкие (органы внутренней полости)

Б)Поперечно-полосатые:

Скелетные

Сердечные

Соединительные

А)Опорно-механические (хрящевая, костная, жировая)

Б)Трофическо-защитные (кровь, лимфа)

Нервная ткань

Литература


  1. Ю. П. Антипчук «Гистология с основами имбриологии. М., «Просвещение» 1983г

  2. М. Л. Анастасова. О. В. Казакова «Развитие общебиологических понятий» М., «Просвещение» 1967г

  3. М. Б. Беркипблит А. В. Жердев «Задача по физиологии человека и животных» М., «Мирос» 1995г

  4. А. С. Батуев «Биология. Человек» М., «Дрофа» 2001г

  5. Л. Г. Воронин Р. Д. Маш «Методика преподавания опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека». Книга для учителя М., «Просвещение» 1983г

  6. И. С. Гильбо «Знаете ли вы себя?» Ленинград «Медицина» 1973г

  7. Р. Д. Маш А. Г. Драгомилов «Биология. Человек» Методическое пособие М., «Вента Граф» 2005г

  8. Р. П. Самусев, В. Я. Липченко «Атлас анатомии человека М., «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» 2004г