Главная · Простудные заболевания · Саморазвитие как процесс. формы саморазвития

Саморазвитие как процесс. формы саморазвития

Саморазвитие – это процесс, и как всякий процесс, саморазвитие необходимо для достижения определённой цели. Особенность саморазвития в том, что цели всегда меняются, в зависимости от уровня осознанности, умения рисковать, самодисциплины, веры в себя… Все эти критерии определяют, какую цель мы ставим перед собой, и как скоро мы достигнем этой цели.

Саморазвитие личности можно разделить на несколько шагов, о них мы поговорим ниже, а сейчас давайте подумаем что нами движет, что заставляет вставать и идти по этому интересному, порой нелёгкому пути саморазвития.

Итак, как только мы приходим в этот мир, нас окружают взрослые, наши родители, возможно братья или сёстры, бабушки и дедушки. И, так или иначе, они старше, сильнее, умнее, мудрее нас. И мы неосознанно, иногда осознанно, сравниваем себя с ними, и это сравнение всегда не в нашу пользу.

И именно в этот момент, когда мы сталкиваемся с тем, что мы в чём-то “хуже” окружающих нас людей, у нас зарождается, подробно описанный А. Адлером, комплекс недостаточности. Стремясь преодолеть этот комплекс недостаточности, мы и начинаем заниматься саморазвитием.

Процесс самопознания

Первый шаг в саморазвитии — это процесс самопознания. Мы стремимся идентифицировать себя в этом мире, позиционируем себя в нашей, мысленной, системе координат, относительно наших кумиров, идеалов, коллег по работе, членов нашей семьи (как родительской, так и семьи, которую мы уже создали), религии, духовных учителей и наставников... В общем, ищем ответ на вопрос “кто я в этом мире?” Этот поиск может длиться мгновенье, но может затянуться на долгие годы.

Мне присущи некоторые недостатки

Второй шаг — признаться себе в том, что мне присущи некоторые недостатки, которые приводят меня к нежелательным последствиям и результатам в жизни. И здесь очень важную роль играет принятие себя. Если мы принимаем себя, тогда никаких проблем с объективным взглядом на окружающую действительность не возникает.

И мы понимаем где мы находимся и что (кто) нас окружает. Нам это может не нравиться, но мы понимаем, что это так. Как только наш уровень принятия себя понижается, мы начинаем оправдывать себя, находить людей, которые по нашему мнению “хуже” нас. И это позволяет нам ничего не менять в нашей жизни. И, следовательно, процесс саморазвития завершается.

А как бы я хотел, чтобы было

Третий шаг наступает, если мы не сдаёмся, и открыто смотрим на наши недостатки (здесь важно понимать, что это только наша собственная субъективная оценка, что является нашими недостатками, а что достоинствами), и начинаем задумываться, а как бы я хотел, чтобы было. Если не так, то как? Часто многие останавливаются именно на этом шаге.

Потому что мы знаем, как мы НЕ ХОТИМ, но даже не задумываемся, чего мы ХОТИМ. И тогда мы начинаем жаловаться, как нам плохо живётся, потому что нас окружает всё то, чего мы не хотим, и чего мы стараемся избежать (почему так происходит, вы сможете понять после просмотра фильма Секрет, там подробно всё описано). Нам в данном контексте важно избегать состояния жертвы, и не перекладывать ответственность за причину нашего недовольства на других.

Как достичь желаемого результата

Четвёртый шаг заключается в том, чтобы посмотреть, какими способами я могу достичь желаемого результата. Что мне надо сделать, чтобы стать таким, как я хочу? И здесь на нашем пути могут встречаться люди, книги, фильмы, тренинги, которые показывают разные варианты и способы достижения нашей цели.

И помощь других людей эффективна при условии, что мы самостоятельно прошли уже первые 3 шага. Иначе получится, что мы реализуем и оправдываем ожидания других людей о нас, о том, какими бы они хотели бы нас видеть, и это уже далеко не саморазвитие.

И возможно вы обойдётесь без помощи других, и это совершенно нормально. Однако, когда речь идёт о необходимости рассмотреть как можно больше разных вариантов, тогда отстранённый, независимый взгляд очень полезен.

И избегайте тех людей, которые будут настаивать на своём мнении, как единственно верном, всегда оставляйте за собой право выбора и право сомневаться в том, что слова и идеи другого человека (или группы людей) верны на сто процентов. Возможно это правда для них, а для вас это не имеет никакого значения. (Впрочем, как и эта статья – возможно это просто чьи-то идеи, которые не вызовут у вас никакого отклика)

Шаги к достижению цели

И последний, пятый шаг, это действие. Мы прилагаем какие-либо усилия, совершаем шаги, чтобы достичь той цели, которую мы поставили перед собой в 3-ем шаге.

И в конце мы опять переходим к шагу номер 1. Мы опять начинаем оценивать, чего мы достигли, на что мы способны, какое место относительно окружающих мы занимаем. И на самом деле процесс саморазвития бесконечен, всегда будут идеалы, к которым мы стремимся, в сравнении с которыми мы не удовлетворены своим положением.

И этот процесс останавливается либо в момент смерти (что ещё не доказано), либо в момент, когда мы перестаём верить в себя, в свои силы, наша цель кажется недостижимой, и мы останавливаемся, но только на время…

Начинается процесс саморазвития личности с того момента, когда человек, однажды чего-то захотев, начинает думать о том, как бы ему этого достичь, и что ему мешает сделать первые шаги. Интересно то, что однажды получив вопрос, наш мозг постоянно ищет на него ответ, даже без участия сознания. Он включает процесс саморазвития личности, которая волей-неволей впитывает всю нужную информацию, сам мозг перебирает все возможные варианты решения проблемы и однажды приходит озарение. Но этот процесс слишком сложный и долгий.

Прежде всего, тоже требует некоторой мотивации. И каждый человек мотивирует себя сам, так как развитие личности – процесс строго индивидуальный. Но в любом случае, какой бы ни была мотивация, процесс саморазвития личности приводит к одному и тому же – изменению привычного мышления человека, изменению отношения к миру, окружающим и, конечно же, к себе.

Процесс саморазвития личности трудный, долгий и болезненный, так как приходится бороться с собственным «Я», которое никак не хочет признать и принять перемены в жизни. Но и останавливаться на этом пути тоже глупо, так как процесс тут же запускается в обратную сторону и все достигнутое ранее теряет свою ценность и возвращает вас в унылое и неприятное прошлое. Главное – не унывать. Будьте уверены, что всегда на пути саморазвития личности можно встретить человека, который поможет вам, поддержит, причем абсолютно ничего не требуя взамен.

Методы и этапы саморазвития личности

Многие знают, что этими вопросами чаще занимается психология саморазвитие личности находится в ее компетенции. Но на самом деле, процесс саморазвития личности может заключаться в разнообразных практиках: медитации, вере, общении с другими людьми, тренингах, йоге и т.д. Но в любом случае саморазвитие личности проходит несколько этапов.

1. Знакомство с собственным «Я» , его особенностей, а также поиска путей к его видоизменению. В этом случае саморазвитие личности помогает не просто понять себя и окружающий мир, но и открыть взаимосвязь с детскими травмами страхами и проблемами дня сегодняшнего. После этого буквально прорываются наружу все таланты и способности, которым не было выхода раньше.

2. Следующим этапом саморазвития личности является перепрограммирование собственных поступков и поведения. Это помогает внезапный и неожиданный успех перевести в разряд регулярного и постоянного.

3. Когда такие трансформации становятся существенными и приобретают постоянный характер, мир начинает играть новыми красками, а люди относятся к вам все лучше и лучше.

Что дает саморазвитие личности?

Саморазвитие личности открывает перед вами новые перспективы в жизни и в общении с людьми. Сама жизнь становится ярче и более наполненной, а главное – начинает сиять новыми гранями. Появляются новые возможности, друзья, горизонты, идеи, мысли. Процесс саморазвития личности позволяет сделать мир вокруг вас более гармоничным, добрым и наполненным энергией.

Вас мучает депрессия, вы ненавидите жизнь и ищете виновников неудач: обвиняете в своей бесхребетности тепличное воспитание, в плохой работе - придирчивого шефа, в одиночестве - эгоистичных друзей, которые не интересуются вашими проблемами? И вообще, на каждое происшествие у вас всегда находится миллион виновников, кроме вас самих? А ведь на самом деле источник всех ваших неудач - это вы, только вы и никто другой. И лишь вам под силу все исправить.

Чтобы в первую очередь себя. Именно для этой цели и существует саморазвитие личности. Для начала разберемся в том, что, собственно, означает это понятие.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие - это осознанный процесс, который человек осуществляет без какой-либо внешней поддержки, используя при этом исключительно свои моральные и физические ресурсы для того, чтобы совершенствовать свой потенциал и реализовать себя как личность. Саморазвитие невозможно без:

Постановки перед собой конкретных целей;

Наличия убеждений;

Создания установок на действие.

Тождественным и неразрывно связанным с саморазвитием понятием является личностный рост. человека, во время которого он совершенствует в себе положительные качества, его действия становятся более эффективными и, как результат, значительно возрастает личностный потенциал, который помогает добиться успеха во всех сферах жизни.

Из чего оно состоит?

Понятия «самовоспитание», «личностный потенциал», «успех» звучат довольно абстрактно. Всего этого можно добиться только путем конкретных действий. А личностный рост и саморазвитие - процессы, которые дают положительные результаты как морального, так и материального характера, только при условии постоянной кропотливой работы над собой. Рассмотрим более конкретно, какие действия требуются от нас для того, чтобы измениться в лучшую сторону.

Саморазвитие - это, несомненно, большой и важный шаг, но вы также должны составить для себя план действий для достижения поставленных целей. Не думайте, что ваша жизнь может измениться за одну секунду или за день. Для того чтобы свершить великие дела, нужно немало времени. Но если хорошо постараться, результат непременно оправдает все ваши ожидания.

Саморазвитие личности можно разбить на пять стадий, которые неразрывно связаны между собой:

1) осознание его необходимости;

2) изучение потребностей;

3) познание себя;

4) составление стратегии;

5) действия.

Программа саморазвития требует тщательного подхода к каждому из ее пунктов. Рассмотрим их более детально.

Шаг 1. Осознаем необходимость

Перед тем как приступить к действиям, вы должны четко понять, почему в этом нуждаетесь и точно ли хотите что-то изменить. В этот момент предмет вашего раздражения не играет значительной роли. То ли вас не устраивает уровень доходов, то ли хотите, чтобы люди стали по-другому вас воспринимать, то ли нуждаетесь в каких-то изменениях внешности…

Все эти и любые другие желания имеют кое-что общее: в их основе должно лежать мощное непреодолимое желание перемен и полная готовность использовать максимум своих сил для выполнения поставленных задач.

Цель саморазвития - перебороть страх выхода из и перестать Если вы готовы к этому, можете приступать к перезагрузке своей жизни.

Шаг 2. Изучаем потребности

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, нужно определиться, какие именно ее аспекты требуют доработки и усовершенствования. Чтобы понять и сформулировать, чего вы хотите, выполните следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первой половине перечислите в столбик все, что вас не устраивает. В другой - пути решения этих проблем и результаты, которых хотите добиться.

Затем прономеруйте пункты из второй колонки в зависимости от возможности их реализации: от простых к сложным. Это поможет вам сформулировать свои краткосрочные и долгосрочные цели и составить план действий для их достижения.

После составления этого списка не нужно хвататься за все дела одновременно. Такая стратегия зачастую приводит к тому, что, выполняя сразу кучу задач, человек сильно распыляется и не может решить качественно ни одну из них. Действуйте постепенно, сначала обращая внимание на более простые проблемы и плавно переходя к сложным. Только следуя такой системе вы сможете добиться максимального результата.

Шаг 3. Познаем себя

Определившись с целями, разберитесь с тем, что происходит у вас внутри. Вы должны четко понимать, какие ваши качества помогут в достижении целей, а какие, наоборот, будут мешать. Способность к саморазвитию есть у каждого, но не все могут использовать ее из-за других своих черт характера.

Постарайтесь оценить свои возможности и способности максимально объективно, чтобы на пути саморазвития быть готовыми к подножкам, которые вы сами себе (зачастую неосознанно) будете подставлять.

В самокопании вам также пригодится письменное упражнение. На этот раз нужно изложить на бумаге свои положительные и Будьте максимально объективными: не стоит ни перехваливать, ни унижать себя. Просто опишите то, что есть. А чтобы получить более точную информацию, попросите кого-то из близких сопоставить перечисленные вами черты с реальным положением дел.

Так вы не только узнаете, что думают о вас небезразличные люди, а и сможете сравнить то, как вы себя позиционируете, с тем, как это выглядит со стороны.

Шаг 4. Составляем стратегию

Саморазвитие - это не только познание, а еще и планирование. Когда вы определились, чего хотите, и поняли, какие качества помогут в достижении поставленных целей, настает время составить план конкретных действий.

Программа саморазвития не может дать универсального для всех ответа на вопрос: «Что нужно делать?» У каждого свои приоритеты и свои желания. Но есть у всех нас кое-что общее: мы хотим стать счастливыми. А вот каким образом - каждый решает сам.

Вы выбираете, что нужно сделать, чтобы добиться своего. При этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Оценивайте свои возможности объективно и ставьте цели, которых реально сможете добиться на данном этапе своей жизни. Хотите большего - возьметесь за его достижение чуть позже, когда выйдете на новый уровень. Путь саморазвития нельзя назвать простым и коротким, зато ваши старания непременно принесут вам приятные результаты.

2. Помните: даже самая маленькая победа - это шаг, сделанный по ступенькам, ведущим вверх. Чем больше шагов вы сделаете, тем выше продвинетесь.

3. Ставьте себе конкретные сроки для достижения каждой цели. Когда у вас все расписано по датам (или хотя бы по примерным отрезкам времени), работать на результат гораздо проще, чем на абстрактное желание.

Не предавайтесь унынию, если что-то не получается с первого раза. свои мечты и творит чудеса. Если уж решили что-то делать, так идите до конца, а личностный рост и саморазвитие помогут вам в этом.

Шаг 5. Действуем!

Все, о чем говорилось выше - это сухая теория, а практика должна начаться сию же минуту. Не нужно говорить, что вы будете что-то менять завтра или со следующей недели, или с первого числа. Не откладывайте на потом то, что можно сделать сейчас, ведь чем раньше начнете, тем скорее добьетесь результатов.

Задачи саморазвития кажутся несложными в теории, но в реальности вас ждет масса препятствий. Что бы ни происходило, не сомневайтесь в своих мечтах, забудьте о неудачах прошлого, ведь будущее - это то, что происходит именно сейчас, и только от вас зависит, каким оно будет.

Что нам мешает?

На вашем пути к достижению целей вы будете встречаться с массой преград. Но все внешние барьеры - ничто по сравнению с внутренними. Только победив себя, вы сумеете подчинить себе окружающую реальность и дойти до пункта назначения. Вы должны знать своих главных врагов в лицо, ведь саморазвитие - это постоянная борьба. Итак, знакомьтесь…

Сомнения

Внутри каждого из нас сидит злой цензор, который поддает критике любое наше решение. Даже если на первый взгляд оно выглядит самым правильным и рациональным изо всех возможных, мы все равно задаем себе вопрос: «А может, не надо?», «А ты уверен?», «Давай лучше не будем рисковать?»

Голос сомнения... В каких-то случаях он действительно спасает нас от ошибочных опрометчивых решений, но иногда мешает сделать рывок навстречу мечте. Как с ним бороться? Главный его враг - это желание. Только в нем заложена сила, достаточная для того, чтобы победить любые сомнения. Не зря же когда-то говорили: «Если сильно захотеть, можно в космос полететь».

Желание дает нам неиссякаемый источник энергии, оно вдохновляет и окрыляет нас, заставляет бороться за то, что нам действительно нужно, пинком выталкивает каждого из зоны его комфорта. Только вооружившись настоящим искренним желанием, можно победить любые сомнения.

Лень

Лень - еще одна проблема саморазвития. Но ее не существует, это своего рода плацебо, выдумка. А вот неправильные желания и мечты вполне реальны. Они-то и отравляют нашу жизнь, заставляя нас сидеть на месте и никуда не стремиться.

Если у тебя нет стимула, то и желания тоже не будет. А как можно что-то изменить, если не хочешь этого всем сердцем? Никак. Мечты - это бензин нашего саморазвития. Подпитка, которую они нам дают, равнозначна их масштабу. И если мечта никудышная, то и подзаправиться от нее толком не получится.

А вот когда у вас появляется действительно стоящая цель, то ни о какой лени даже и вспоминать не хочется. Ведь нами управляет сильнейшая жажда перемен.

Если у вас нет по-настоящему вдохновляющей мечты, найдите ее. Если не получается - измените круг общения, тянитесь к людям с масштабными целями, и у вас самих появятся такие же. Боритесь за свои мечты. И непременно сможете победить лень!

Привычки

Привычки - это бесценная подпитка для лени. Они появляются в результате действий, которые постоянно повторяются. Привычки бывают как хорошими, так и плохими. Но, вне зависимости от уровня своей пользы, все они доводятся нами до автоматизма.

Откуда они берутся? Когда человек долгое время выполняет одни и те же действия, он привыкает к ним, и они становятся неотъемлемой частью его жизни. Много кто впадает в катастрофическую зависимость от своих привычек, а ведь именно они мешают нам идти вперед.

То есть если мы нуждаемся в переменах, надо начать делать что-то новое, чем вы раньше не занимались. Если же вы не будете действовать, то так и застрянете на нулевой точке отсчета, не продвигаясь вперед. Запомните: изменение привычек влечет за собой глобальные перемены в судьбе.

Невежество

Еще одно препятствие на вашем пути - это невежество. Его суть состоит в том, что человек не воспринимает новую информацию и заранее, не зная никаких фактов, осуждает ее.

Как правило, люди, страдающие невежеством, очень болезненно воспринимают перемены и не желают замечать ничего нового. Они никому и ничему не доверяют, а самое печальное в их ситуации - это то, что они сами загнали себя в глухой угол.

Но они еще могут все исправить, если изменят свое восприятие окружающего мира. Если вы принадлежите к такому типу людей, то должны в полной мере осознать, что все вокруг постоянно меняется и движется вперед. Вам придется либо поспевать за прогрессом, либо зависнуть в прошлом на неопределенный промежуток времени.

Меняйтесь - и мир вокруг вас, и ваша жизнь непременно изменятся к лучшему!

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные -- первая часть "само" указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая -- характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация -- выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых "подстегиваются" еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: "само" -- самостоятельно, без чьей-либо помощи и "утверждение" -- стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться -- это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, что" по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение -- это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане -- быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний -- самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель -- приобрести уверенность, для другого -- доказать, что он не хуже других, для третьего -- во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то -- спорт, искусство, наука; для кого-то -- противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив "быть, как все" определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личность, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив "быть лучше, чем все" порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив "быть хуже, чем все" приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества ("чего с него взять"), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны -- они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, "оправдывают" в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка "я не хуже других" или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование -- это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование -- это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотяидеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае -- приобретение социально значимых свойств и качеств в другом -- овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое -- оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин челе век прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика -- тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др. В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг) ; движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер) . В гештальттёрапии -- переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф.Перлз) . В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу) .

Если попытаться обобщить эти подходы, используя уже принятую нами схему анализа, то следует отметить, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит соответствующая потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Другими словами, самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обреет смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития -- самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения -- быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели -- быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель -- не конфликтовать с другими -- и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация --это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию -- реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии -- В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть -- интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Разумеется, как и в предыдущих случаях, имеется и обратная тенденция -- стремление не следовать своему предназначению. Вот здесь-то и рождаются самообман, многочисленные защиты, ложь перед собой, а в итоге -- отчаяние, что гениально зафиксировал в своей периодизации Э. Эриксон.

Итак, в процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия -- самопознание и саморазвитие. Познать себя, насколько это возможно, -- значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться -- обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

Каковы же способы самоактуализации? А. Маслоу выделяет восемь таких путей (или способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

  • · живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;
  • · жизнь -- процесс постоянного выбора: продвижения или отступления;
  • · самоактуализация -- это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;
  • · способность человека прислушиваться к самому себе, т. е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, "прислушиваться к голосу импульса";
  • · способность быть честным, умение брать на себя ответственность. Как отмечает А. Маслоу, "всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется";
  • · способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;
  • · не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;
  • · моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;
  • · способность человека к разоблачению собственной психопатологии -- умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

А. Маслоу в своих работах указывает также пути помощи людям в обретении способности к самоактуализации. По его мнению, задача подлинного научения -- быть лучшим человеком, насколько это возможно.

Если говорить о результатах самоактуализации, то они со всей очевидностью могут быть определены из всего сказанного ранее. Самый важный результат -- ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.

Таким образом, мы попытались показать, что саморазвитие -- это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Завершить данную главу хотелось бы словами В. Франкла, четко выразившего суть саморазвития человека в его отношении к собственной судьбе: "Судьба не может быть изменена, иначе была бы не судьба. Человек же может изменить себя, иначе он не был бы человеком. Способность формировать и переформировывать себя -- прерогатива человеческого существования".

Охарактеризовав саморазвитие как процесс, остановимся теперь на проблеме психологических механизмов, которые дают возможность человеку самоутверждаться, самосовершенствоваться, самоактуализироваться, т.е. саморазвиваться. К таким механизмам относятся самопринятие и самопрогнозирование.

  • Саморазвитие: само + развитие. То есть, самостоятельное развитие себя.
  • Самосовершенствование: само + совершенствование. То есть, самостоятельное совершенствование себя.
  • Развитие: формирование или приобретение новых свойств, навыков и возможностей.
  • Совершенствование: улучшение, гармонизация, доведение до идеала того, что есть.

Согласно словарей, развитие и совершенствование - синонимы. Следовательно, слова саморазвитие и самосовершенствование должны иметь одинаковое значение, и, в подавляющем большинстве случаев, их именно так и употребляют.

Но, разница между улучшением того, что есть, и приобретением новых свойств, всё же есть. Поэтому, мы постараемся не путать эти такие похожие понятия.

На просторах интернета есть попытка объяснить разницу с морально-этической позиции. Якобы, развивать можно какие угодно способности, а совершенствовать только хорошие, созидательные.

Я думаю, это притянуто чисто на эмоциональной волне. Это попытка придать слову "совершенство" исключительно положительный смысл, как будто, например, машина для убийства не может быть совершенной. Что может помешать совершенствовать любые способности, если они уже есть?

Саморазвитие, что это такое, что нужно знать и что развивать

Что есть саморазвитие

Саморазвитие - это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств.

Потребность в саморазвитии относится к идеальным (духовным) потребностям. Как в пирамиде потребностей П. В. Симонова, так и в самой популярной пирамиде потребностей по Маслоу саморазвитие находится на самой верхней ступеньке, как самая наивысшая.

Эта потребность представляет собой идею о том, что развивать себя необходимо, и является основной движущей силой на пути познания, обеспечивая таким образом эволюционный рост человека.

Я считаю, для того, чтобы в достаточной степени разобраться, что есть саморазвитие, чтобы определить ему адекватное место в собственной жизни, достаточно принять для себя за основу только то, что это деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребности в получении новых качеств.

Какое бывает саморазвитие

Саморазвитие бывает:

  • Физическое.
  • Эмоциональное.
  • Интеллектуальное.
  • Духовное.

Эти виды саморазвития хорошо перекликаются с видами путей духовного развития, существующих в виде духовных школ, хорошо описанных в книге Петра Успенского "Четвёртый путь":

  • Путь факира - работа с физическим телом.
  • Путь монаха - работа с психоэмоциональной сферой.
  • Путь йогина - работа с интеллектом.

Четвёртый путь я здесь называю духовным, так как он объединяет и гармонизирует все возможности человека одновременно, позволяя руководствоваться уникальными и нестандартными решениями.

Саморазвитие: методы и направления

Потребность в саморазвитии явление идеальное (духовное), но проявления этой идеи могут находиться на любых уровнях, в зависимости от выбранного направления.

Самой экстремальной формой саморазвития можно считать любую школу духовного пути. Только духовный путь "хитрого человека", так называемый "четвёртый путь", позволяет человеку жить в обычной среде. Остальные же требуют самоотречения и строгого соблюдения традиций школы.

Упоминание здесь путей духовного развития вовсе не означает, что непременно надо по ним идти каждому. В каком-то смысле, саморазвитием занимается каждый человек, зачастую даже и не задумываясь, как называется то, что он делает.

Неосознанно человек выбирает то направление, которое резонирует с его внутренним миром. Иногда направление саморазвития продиктовано необходимостью приобретения новых навыков для удовлетворения каких-либо потребностей, будь то биологические потребности (в пище, в безопасности, в материальных благах), социальные (занимать в социальной группе определенное место, получать уважение и внимание) или идеальные (духовные, культурные, эстетические, смысл жизни и т. п.). И в этом случае тоже не всегда человек делает выбор осознанно. Часто обстоятельства складываются так, что выбор направления саморазвития как бы предопределён.

Самый эффективный, но и самый опасный - сознательный выбор направления. Эффективность сознательного выбора направления обусловлена образом ожидаемого будущего и формированием в связи с этим достаточно определённой цели. Опасность же представляет придание чрезмерной важности и искажённое понимание смысла, когда все усилия тратятся на то, что по сути саморазвитием не является. Отсюда и появляются у некоторых людей ошибочный выбор направления, отсутствие результатов и связанное с этим разочарование.

Почему саморазвитие важно

Идеальные потребности - самое главное, что нас, людей, отличает от остального живого мира. Саморазвитие, наряду с духовными, культурными и эстетическими потребностями - неотъемлемая часть нормального здорового человека. Даже у людей с крайне низким уровнем притязаний и у людей с крайне низким уровнем интеллекта можно обнаружить идеальные потребности.

Важность саморазвития как раз в том и заключается, что, уделяя ему хоть какое-то минимальное внимание, человек всё ещё остаётся человеком. В противном случае или человек серьёзно болен, или это не человек.

Зачем заниматься саморазвитием

Только осознанные занятия саморазвитием имеют высокую эффективность и приносят существенные результаты. Эффективность сознательного саморазвития в десятки тысяч раз превосходит латентное саморазвитие "жизни по течению". Эта разница - как разница между идущим человеком и сидящим на стуле ровно. Идущий обязательно куда-нибудь придёт. А сидящий?

Занимаясь саморазвитием, человек выполняет миссию, которую несёт в себе смысл жизни, который, в свою очередь, находится за пределами жизни. Можно смело утверждать, что смысл жизни имеет эволюционное значение. А это однозначно связано с развитием.

В то же время, прекращение всяких усилий по саморазвитию ставит человека в состояние выполненной программы. А это не что иное как конец жизни. Закончится ли она физически или нет - не суть важно. Важно, что вместо жизни остаётся только существование без смысла и цели.

Зачем человеку нужно саморазвитие

Из предыдущих размышлений вытекает простая мысль: человеку нужно саморазвитие затем, чтобы быть человеком, а не биороботом.

Саморазвитие нужно для того, чтобы как минимум шагать в ногу со временем и быть готовым к изменениям окружающего мира. Мы пока не говорим о тотальном изменении себя. Но мир постоянно меняется, меняется среда обитания и деятельности. Чтобы выдерживать конкуренцию в жизни, на работе, в бизнесе - необходимо соответствовать.

Для чего саморазвитие

Ответ для чего саморазвитие - очень прост: для счастья. Для разных людей это может быть совершенно разная информация, но она всегда связана с принятием её конкретным человеком как успех. Повышение самооценки всегда связано с притоком огромной энергии для созидания. Именно благодаря этой энергии человек способен достигать самых невероятных вершин в области своей деятельности. Достижения в свою очередь порождают те самые потоки энергии, которые и делают человека счастливым. Круг замыкается. Но в основе лежит всё то же саморазвитие. Это благодаря работе над собой стал возможен успех, который принёс энергию для дальнейшего развития.

Саморазвитие и его задачи

  • Самая основная задача саморазвития - поддерживать постоянный эволюционный рост человека на протяжении всей его жизни.
  • Обеспечивать конкурентоспособность человека в социуме.
  • Обеспечивать конкурентное преимущество в межвидовой борьбе за выживание человека.
  • Обеспечивать инструментами в процессе самоактуализации человека.
  • Поддерживать уровень собственной значимости человека.
  • Поддерживать уровень самооценки на достаточном уровне.

Саморазвитие и его этапы

Я бы не разбивал саморазвитие на какие-то этапы из-за его исключительной индивидуальности и в большинстве случаев множественности. Как и причины, по которым человек становится на путь саморазвития, так и этапы, которые человек проходит на этом пути имеют множество вариантов и взаимозависимостей.

Можно выделить только этапы одного цикла саморазвития, как завершённый гештальт:

  1. Осознание необходимости в изменениях.
  2. Формирование образа желательного будущего.
  3. Поиск и изучение способов получения желаемого.
  4. Выбор пути или способа.
  5. Непосредственно действия, связанные с приобретением новых качеств.
  6. Применение результатов в жизни.

Приобретая новые качества, человек автоматически генерирует и новые запросы, которые включаются в циклы саморазвития и реализуются в зависимости от способностей человека к саморазвитию.

Какой признак характеризует саморазвитие

Человек - автор собственной жизни, вот самый основной признак саморазвития. Автор собственной жизни на практике реализует её преобразования, свободу выбора, определение целей и планов в жизни, занимается самовоспитанием, подчиняет себя своим целям и желаниям.

Что дает саморазвитие

Саморазвитие даёт жизни человека полноту и осмысленность.

Саморазвитие как высшая форма развития

Саморазвитие как вид развития

Виды развития человека:

  • Физическое развитие: влияние на тело, его вес, силу, пропорций.
  • Физиологическое развитие: влияние на нервную систему, пищеварение, сердечно-сосудистую систему, деторождение и т. п.
  • Психическое развитие: ощущения, восприятие окружающей среды, мышление, память, чувства, воображение. Развитие ценностных ориентаций, способностей, интересов.
  • Социальное развитие: вхождение в общество и в различные общественные отношения, социальный статус.
  • Духовное развитие: самосознание, самопознание, саморазвитие, предназначение в жизни, ответственность перед другими и перед собой, понимание природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

Как правило, саморазвитие относят к духовному развитию. Хочу заметить, что и самопознание, и саморазвитие, и духовное развитие относятся к идеальным потребностям человека. Но саморазвитие как деятельность применимо к любому виду развития, характеризуясь в первую очередь инициативой человека.

Поэтому, корректнее говорить о саморазвитии не как о виде развития, а как о форме. В том числе саморазвитие представляет собой форму духовного развития.

Саморазвитие и самопознание

Самопознание - это структурный компонент самосознания человека. Это процесс познания себя, своего потенциала, своих моральных, интеллектуальных, личностных качеств и черт характера.

Потребность в самопознании, наряду с другими идеальными потребностями, является фундаментальным качеством, отличающая человека от животных.

У каждого человека возникали вопросы "кто я", "в чём смысл моего существования", ответы на которые как правило со стороны не принимаются. Только через самопознание человек может начать отвечать на эти вопросы, хотя обычно ответом никто не удовлетворён, и этот поиск бесконечен, так как внутренняя вселенная человека - неисчерпаема.

Только через самопознание возможно обрести психологическую зрелость и внутреннюю гармонию, психологическое и психическое здоровье личности. Кроме того, единственный путь для саморазвития и самореализации лежит через самопознание.

Саморазвитие и самопознание - тесно переплетённые и взаимозависимые явления, и рассматривать их обособленно не имеет смысла.

Саморазвитие и самообразование

Самообразование - это актуализация потребности в саморазвитии. Это метод, с помощью которого реализуется саморазвитие, который заключается в самостоятельном обучении и усвоении каких-либо навыков.

Самообразование применимо к любому виду развития человека. Его значение с приходом информационной эпохи возросло в тысячи раз. Традиционное образование во многих сферах безнадёжно отстаёт от быстро меняющихся требований времени. В то же время способность человека к самообразованию позволяет ему владеть самыми новыми знаниями и навыками, необходимыми для поддержания собственной эффективности на достаточном уровне.

То обстоятельство, что самообразование выборочно и основано на внутреннем механизме самоактуализации, делает его весьма эффективным и результативным. Результаты, полученные в процессе самообразования имеют очень высокую ценность для человека.

К плюсам самообразования можно отнести ещё и возможность двигаться в собственном темпе, по собственному плану или без него, не терять время и деньги на ненужное и учиться у самых лучших.

Научиться самообразованию - существенное достижение на пути саморазвития.

Саморазвитие и самореализация

Самореализация - потребность в практическом применении своих талантов, знаний и желаний. Если человек идёт по пути саморазвития, то самореализация и есть место и способ трансформации результатов в какие-либо плюс подкрепления: или слава, или власть, или деньги, или теплота, любовь и уважение.

Есть множество вариантов самореализации в зависимости от вида деятельности, от пола и возраста. Реализовать себя в какой-то степени можно и в обеспечении себя базовыми потребностями, и в получении необходимого социального статуса, а также на духовном, творческом и познавательном пути. Как пример, это литературное, художественное или любое другое творчество, семья, спорт или в профессиональный план.