Главная · Простудные заболевания · Сценарий беседы о родном языке. Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старших и подготовительных групп

Сценарий беседы о родном языке. Сценарий развлечения «День родного языка» для детей старших и подготовительных групп

Рожкова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55»Рябинка»

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

«ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА »

Для детей старших и подготовительных групп

ВОСПИТАТЕЛЬ : РОЖКОВА Л. В.

Подъячево

Сценарий развлечения «День родного языка »

Цель : Познакомить детей с «Международным днем родного языка » . Обогатить духовный мир детей ; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка .

Задачи :

Образовательная :

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным . развивать у детей любознательность и интерес к языкам .

Воспитательная :

Воспитать уважение и любовь к родному языку , а также к другим языкам .

Ход занятия

Ведущая :

Добрый день ! Уважаемые гости, и дорогие наши У нас, ребята, большой праздник. 21 февраля – Международный день родного языка ! Он был учреждён в 1999 году. У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Все это отличает каждый народ друг от друга. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка . В международный день родного языка все языки признаются равными , потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Обычно первый язык , на котором учится говорить человек - родной язык . На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Нас учили говорить на нём родные люди , на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни. \

На глобусе мы можем увидеть все страны. Я приглашаю вас в путешествие. (Дети подходят к карте)

Ребята, в какой стране мы живём? (Российская Федерация) Столица нашей Родины? (Москва)

На каком языке мы с вами говорим ? (Русский) Сосед нашего государства Украина. (Показ Украинской республики)

А на каком языке говорят украинцы ?

(на - украинском) . (Показать все граничащие страны с Российской Федерацией)

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков . Среди них так называемые мировые языки – русский , английский, французский, немецкий, испанский.

Землю населяют разные живые существа : от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, бесценный , чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой . Он родной ,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного , мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык ,

Ты необъятен и велик!

Стихи читают дети.

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

Загадки :

Воспитатель : Ребята, а загадки вы знаете? (ДА)

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык )

Хоть не шляпа, а с полями,

не цветок, а с корешком,

разговаривает с нами

всем понятным языком (Книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Наше Отечество)

Константин Ушинский

“НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное . Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и , как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать , одна у него и Родина.

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Игра «Подбери слово»

российский (герб, флаг, дом, гимн)

русский (народ, язык , холод, дом, дух)

Игра «Слова наоборот»

Антонимы - слова с противоположным значением. Предлагаю самим составлять пары слов :

холодно - тепло : широкий - узкий, толстый - худой, горячий -холодный,

громкий – тихий, день-ночь , хорошо - плохо.

длинный - короткий и т. д.

Богат и красив наш русский язык , сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ !

Жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля :

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края .

Игра подвижная : «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит :

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке .

- Язык острее бритвы .

- Язык до Киева доведёт .

- Язык без костей , что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой .

- Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами» . Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе . - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке .

Дарите добрые слова,

От сердца чистого дарите!

Дарите тем, кто одинок,

И тем, кто счастлив, жизнь проходит.

А вечной ДОБРОТЫ урок,

Всегда признание находит.

Дарите добрые слова.

Что наша жизнь? Одно мгновенье!

И точно, кто-то ждет всегда,

Когда на нас найдет прозрение.

Дарите добрые слова…

Прошу дарите без стеснения.

Любому доброта нужна,

Любому нужно окрыление!

А мы стесняемся порой,

От всей души дарить признания.

И остаемся за стеной

Обид, забот и ожидания.

Дарите добрые слова,

Всем - незнакомым и любимым.

Дарите добрые слова,

Чтоб сделать этот мир красивым!

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка . Любите русский язык ! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Татьяна Щербинина

Уважаемые коллеги, хочу представить тематическое мероприятие , которое было организовано и проведено с участием родителей у нас в подготовительной группе.

Провозглашенный в 2000 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ежегодно отмечается 21 февраля. Эта дата стала отличным поводом для организации в дошкольном учреждении праздника , в ходе которого воспитанники знакомятся с красотой и величием русского языка и культуры .

Цель и задачи : Создать условия для познавательно-речевого развития детей; формировать бережное отношение, как к родному , так и другим языкам , гордость за свой родной русский язык , чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре; воспитывать патриотизм, толерантность; способствовать развитию нравственных качеств характера; развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство; раскрывать таланты воспитанников.

Педагог : Сегодня, ребята, особенный праздник : Международный день родного языка . Отмечают его не только в России, но и во всех странах мира : Японии, Индии, Франции, Германии, Англии, Италии.

Всем народам мира он очень дорог. Ведь самый понятный и родной язык для каждого человека - тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. На каком языке разговариваем мы с вами?

Дети : На русском.

Педагог : А какое первое слово произносит ребенок?

Дети : Мама.

Педагог : По-немецки это звучит как "мутер", по-английски - "мазер", по-французски - "маман". Мы споем песню о самом дорогом и любимом человеке - маме.

(Дети исполняют "Песню о маме", сл. М. С. Пляцковского, муз. М. Парцхаладзе)

Педагог : Родной язык . Как вы думаете, для чего он нужен людям? Когда возник? Как разговаривали люди, жившие столетия назад? Мы спросим об этом ученого - магистра лингвистических наук.

Магистр (родитель) : Довожу до вашего сведения, что слово "алфавит" пришло к нам из греческого языка . В греческом языке первая буква называется "альфа", а вторая "вита" - из них и получилось слово "алфавит". А теперь назовите, пожалуйста, известные вам буквы алфавита!

Дети называют буквы и показывают на стенде, расположенном в зале.

Магистр : Позвольте предложить вам чудесную игру "Живые буквы".

(Дети берут у Магистра таблички с буквами и встают так, чтобы собрать слова "мама", "мир", "родина").

Под музыку появляется госпожа Пословица (учитель - логопед) .

Госпожа Пословица : Здравствуйте, ребятушки! Я - госпожа Пословица! К вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла! А вы меня слушайте внимательно!

Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Родной язык - народа достояние ,

Он с детства каждому из нас знаком.

Стихи и проза, сказки и предания -

Всё мило нам на языке родном !

Магистр : Позвольте, госпожа Пословица! Мы с детьми ведем беседу об "алфавите"!

Госпожа Пословица : Да, тогда я об азбуке детям расскажу. Слово "азбука" появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква "А" называлась тогда "аз", буква "Б" - "буки" - из них и получилось русское слово "азбука".

Магистр : Уважаемая! А слово "алфавит".

Педагог : Друзья, не спорьте, слово "алфавит" и "азбука" обозначают одно и тоже!

Госпожа Пословица : Как приятно! Доброе слово сказать - что дождь в засуху!

Педагог : А наши дети о добрых словах тоже знают пословицы.

Дети называют известные им пословицы о добром слове :

Доброе слово железные ворота откроет!

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово сказать - посошок в руки дать.

Доброе слово уймет злое.

Госпожа Пословица : Оно и правда! Пословица - это, дети, мудрость народная ! Веками русский народ сочинял и копил пословицы : пословица ведь не мимо молвится!

Поводим русский народный хоровод !

(Водят хоровод "Березка", муз. Потапенко)

Магистр : Хороши наши русские народные хороводы ! А давайте мои задания выполним. Похлопайте по количеству слогов в словах : "дети", "родина", "мама", "русские", "алфавит", "азбука".

(Дети выполняют задание) .

Магистр : А теперь задание для самых сообразительных. Решите мои ребусы :

(Предлагает детям карточки с изображением первой буквы и картинки : Ш - утка,

К - рот, Г - роза; с изображением картинки и последней буквы : рыба - К, стол - Б).

(Дети выполняют задание) .

Педагог : Молодцы, ребята! А загадки русские народные вы отгадаете ?

Послушайте : Не живое, а на всех языках говорит . (Эхо)

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов - богатырей

Знает каждый грамотей. (Буквы)

Всегда он в работе,

Когда говорим,

А отдыхает,

Когда мы молчим. (Язык )

Не куст, а с листочками,

Не рубаха, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Педагог : Молодцы, ребята! Вы знаете наш родной русский язык !

Педагог : Могуч и прекрасен наш родной русский язык ! Существует много разных достойных высказываний о русском языке , но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

(Показ презентации о русском языке ) .


"Язык - это история народа. Язык - это путь к цивилизации культуры : потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью". (Александр Иванович Куприн)

"Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык ". (Максим Горький)

"Русский народ создал русский язык - яркий , как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью : Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык ".

(Алексей Николаевич Толстой)

"Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык , этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием : в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!".

(Иван Сергеевич Тургенев)

С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его. Русский язык “имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”, это “звучный и выразительный язык” , “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах”, ему свойствены “величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность”. В нём отразились все лучшие качества его творца и носителя – русского народа.

Как же прекрасен родной мой язык ,

Волшебный, певучий, играющий.

Словно прозрачный хрустальный родник

Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово – бесценный алмаз.

В нём каждая песня – красавица.

Порою прекрасный, суровый подчас,

Отечество наше им славится.

Педагог : Послушайте, что говорили о русском языке замечательные русские поэты.

(Читают дети)

1. Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно певучий.

2. В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки -

3. Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык !

Магистр : Я вас поздравляю с праздником родного языка !

Госпожа Пословица : Ну что же, ребятишки,

Дарю вам всем по книжке.

В одной книжке - сказки,

В другой - вопросы и подсказки.

Третья - про звезды и небеса,

Четвертая - про другие чудеса.

А в этой, самой большой,

Ответ на вопрос найдешь ты любой.

Давайте почитаем и обо всем узнаем!

(Раздает детям книги в подарок, которые помогли приобрести родители) .

Спасибо всем, кто был на моей страничке! Удачи во всех делах!

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка.

Задачи:
Образовательная:
— дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.
— формировать у детей навыки слушательской культуры;


Развивающая:

— развивать у детей любознательность и интерес к языкам.


Воспитательная:

— воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Предварительная работа: за 1 неделю до проведения занятия каждому ребенку и его семье раздать по 1 листку цветной бумаги 10×10 см. Предложить всей семьей вместе подумать о том, какие есть добрые и хорошие слова. Написать эти слова на родном языке и выучить их с ребенком.

Ход занятия

Воспитатель: Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

. — Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

— Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.\

— На глобусе мы можем увидеть все страны.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём?, в каком городе?

на каком языке мы с вами говорим?

А на каком языке говорят:

украинцы — украинском.

белорусы — белорусском.

поляки — польском.

немцы — немецком, и т.д.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

Сегодня мы будем говорить о Международный день родного языка языке, как о средстве общения. Неслучайно, ведь 21 февраля – Международный день родного языка! Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек — родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Стихи (рассказывает ребенок)

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Нет!

Загадки:

Воспитатель: Ребята, а загадки вы знаете?

Всегда во рту, а не проглотишь.

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком.
(книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью — потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Игра «Подбери слово»

российский…(герб, флаг, дом, гимн)

русский…(народ, язык, холод. мороз, дом, дух,)

Антонимы — слова с противоположным значением. Сегодня вы научитесь сами составлять пары слов:

Игра «Слова наоборот»

холодно — тепло: широкий- узкий, толстый — худой, горячий -холодный,

громкий – тихий день-ночь. хорошо — плохо.

длинный — короткий и т.д.

Воспитатель: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ!

Жура — жура -журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края.

(П.Воронько)

Игра многозначные слова:

На столе разложены картинки, детям–дают картинку, они должны найти свою пару и объяснить свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

ручка (рука,то, чем пишут, часть двери)

Кисть (часть руки, для рисования)

Лук (овощ, то, чем стреляют)

Кран (в ванне стоит, строительный)

Коса (прическа, то чем траву режут)

Молния

Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа

Игра на русском языке : «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые —

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

— Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

— Язык острее бритвы.

— Язык до Киева доведёт.

— Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

— Язык мой — враг мой.

— Языком не спеши – спеши делом.

— Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами», которые они написали вместе с родителями. Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе. — Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке.

Дарите добрые слова
От сердца чистого дарите!
Ведь наша жизнь так коротка…
Вы дальше жить всем помогите!
Дарите тем, кто одинок
И тем, кто счастлив, жизнь проходит…
А вечной ДОБРОТЫ урок
Всегда признание находит.
Дарите добрые слова…
Что наша жизнь? Одно мгновенье!
И точно, кто-то ждет всегда
Когда на нас найдет прозрение.
Дарите добрые слова…
Прошу дарите без стеснения.
Любому доброта нужна,
Любому нужно окрыление!
А мы стесняемся порой
От всей души дарить признания
И остаемся за стеной
Обид, забот и ожидания.
Дарите добрые слова
Всем - незнакомым и любимым.
Дарите добрые слова,
Чтоб сделать этот мир красивым!

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Россия как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и горы,

Раздолье, русская душа.

Родина – это звёзды кремля

Родина – это леса и поля,

Родина – это трель соловья,

Это Великая наша Нева.

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка. Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

ГБОУ СОШ №2000 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Материал разработан старшим воспитателем дошкольного отделения Завязкиной О.И.

В сентябре 2011 года на заседании Правительства г. Москвы была утверждена Государственная программа г.Москвы на период 2012-2016 г.г. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»). Определение целей и задач программы исходит как из внутренних факторов системы, так и из перспектив Москвы как активного развивающего мегаполиса с сильной динамикой демографических, социально-экономических, культурных процессов. Демографические тенденции: высокий уровень рождаемости в последние годы, интенсификация притока мигрантов – обуславливают рост потребности населения города в образовательных услугах. Сохраняющийся приток мигрантов требует не только мест в государственных образовательных учреждениях, но и механизмов и технологий, способных обеспечить их учебную успешность и социальную интеграцию в культуру Москвы. Таким образом, перспективы развития Москвы ставят перед системой столичного образования следующие задачи:

Обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения и перспективными тенденциями рынка труда;

Реализация программ образовательной и культурной интеграции мигрантов.

В московских детских садах растёт число детей разных национальностей, не владеющих русским языком и живущих в семьях со своими особыми национальными традициями и укладом жизни. Эта тенденция будет усиливаться и в дальнейшем. Как показывает опыт Московских дошкольных учреждений, наиболее перспективным является интегративный подход к развитию детей нерусской национальности, что предполагает овладение этими детьми русским языком как вторым, приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и культуры воспитанников. Столь же актуальным в настоящее время является и проблема, связанная с формированием у детей разных национальностей доброжелательного и уважительного отношения к представителям иных культур, их традициям и обычаям. Добиться гражданского единства и согласия в современном обществе невозможно без организации межкультурного диалога, что предполагает уже в дошкольном возрасте накопление опыта взаимодействия детей, говорящих на разных языках, внутри детского сообщества, что в равной степени значимо для детей, говорящих и не говорящих по-русски. Необходима разработка соответствующих дошкольному возрасту методов интеркультурного воспитания, организации межкультурного диалога педагогов детского сада, детей и родителей. Интеркультурная педагогика оказывается связующим звеном современного общества. В дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с различиями в культурах, показывать, что главное- внимательное, терпимое, уважительное отношение друг к другу. Развивая с детства стратегию поведения в полиэтническом сообществе, мы сможем приобщить детей к построению мультикультурного общества будущего. Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Понятие «толерантность» было введено в научный оборот в XVIII веке. В России понятие толерантности стало употребляться в либеральной печати с середины XIX века, но с середины 30-х годов XX века оно исчезло из политической лексики, пока вновь не появилось в начале 90-х годов XX века. В отличие от «терпимости» - не жалуясь, безропотно переносить что-то бедственное, тяжелое, неприятное», толерантность - готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется следующим образом: … ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Толерантность - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. Всё выше сказанное, является мотивацией для ведения активной работы педагогическим коллективом нашего ДОУ по приобщению воспитанников к культурным традициям разных народов. Эту работу мы ведём второй год. Каждый год мы посвящаем знакомству с обычаями и традициями какого либо народа. Было знакомство с культурой Армении, Азербайджана. Ниже приведён сценарий досуга «Дня родного языка»

Досуг «День родного языка»

«Встреча с друзьями из Азербайджана»

Материалы и оборудование. Для оформления зала : флаги России и Азербайджана, плакаты с русским и азербайджанским национальными орнаментами, воздушные шары. Для ведения праздника : русский и азербайджанский народные костюмы для ведущих, ободки на голову девочкам-буковкам, шапка для Почётного Грамотея, детские костюмы для «Танца игрушек»

Ход праздника.

Ведущий. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на празднике «День родного языка».

Под музыку «Родина моя» (муз. Д. Тухманова, сл.Р.Рождественского) дети заходят в зал, хлопая в ладоши, поднятыми над головой руками, проходят по кругу, останавливаются у своих мест.

Ведущий. Давайте поприветствуем наших гостей.

(Дети здороваются и садятся)

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. В этот день каждый должен задуматься об отношении к своему родному языку, не засоряем ли мы его не нужными словами, грамотно ли говорим. А ещё в этот день мы должны вспомнить, как много языков есть на земле, и каждый надо ценить. Ведь язык – это культура народа. Знакомство с другими языками помогает понять, как интересен и разнообразен мир. А сейчас я слышу какой-то шум. Давайте узнаем, в чём дело?

(Ведущий выводит двух девочек-буковок)

Это спорят две буковки. Поздоровайтесь со всеми и объясните, почему вы спорите?

1-я буква. Я буква из букваря, а она говорит. Что она тоже из букваря, но у нас нет такой буквы.

2-я буква. Да, я из букваря, но и тебя я не знаю.

Ведущий. Не спорьте. Ты буковка русского алфавита, а ты буква азербайджанского алфавита. Мы рады видеть на празднике вас обеих. И буква из азербайджанского букваря оказалась здесь не случайно. В этом году мы знакомились с культурой Азербайджана, совершили путешествие в Баку, его столицу и пригласили к нам в Москву своих новых друзей. Давайте вспомним о нашем путешествии.(Показ слайд) Мы видели Девичью башню, Древнюю крепость, Башню Огня. Нас познакомили с музыкальными инструментами: тутек (слушаем его звучание) и деф (слушаем его звучание). Мы видели чудесные ковры с орнаментом. Кто помнит название элемента, из которого состоит орнамент? (Дети называют элемент орнамента-бута) А ещё вспомните, какими удивительно красивыми украшениями, созданными азербайджанскими мастерами мы любовались. Буковка, может быть, ты расскажешь нам ещё, что-нибудь интересное?

2-я буква. Да расскажу. В этом мне помогут мои друзья.

Ведущий. Приглашай их скорее. Ребята, встречайте наших гостей.

(Звучит Азербайджанская народная музыка.)

Гостья из Азербайджана. Здравствуйте! Я рада нашей встрече. Мы получили ваше приглашение и приехали к вам на праздник. Нам интересно познакомиться с вашей культурой и вашим языком. А сейчас я расскажу о нашем языке. Он древний, звучный, немного резкий, но своеобразный и красивый. Моя дочка Лала, которая приехала на праздник вместе со мной, прочитает стихотворение на азербайджанском языке, и вы услышите его звучание.

(Лала читает стихотворение)

Гостья из Азербайджана. Танцы – своеобразный язык народа. В них мы разговариваем руками, жестами. Посмотрите наш танец.

(Гостья и Лала исполняют под национальную Азербайджанскую мелодию национальный танец)

Гостья из Азербайджана. Приглашаю всех желающих танцевать с нами.

(Дети встают врассыпную, повторяют движения национального азербайджанского танца, которые им показывает гостья из Азербайджана со своей дочкой)

Гостья из Азербайджана. Хочется познакомить вас с нашими народными играми. Игры передают характер народа: смелый, независимый, ловкий. Кто хочет поучаствовать в игре «Отдай платочек»?

(проводится игра «Отдай платочек» «Детские подвижные игры народов СССР» под ред. Т.Осокиной, Москва, «Просвещение», 1989г.)

Ведущий. Дорогие гости, мы приготовили для вас сюрприз. Наши дети исполнят песню об Азербайджане.

(Дети исполняют песню «Песня о Баку» муз. О.Никольского, сл.П.Панченко)

Гостья из Азербайджана. Спасибо за ваш подарок.

Ведущий. А теперь я приглашаю буковку из русского букваря познакомить нас со своими друзьями.

(Под русскую мелодию появляются Василиса, Почётный Грамотей и буковка из русского букваря, проходят по залу)

Василиса. Здравствуйте, дорогие гости! В день родного языка хочется напомнить, как певуч, богат и разнообразен русский язык. А знакомиться с русским языком, мы начинаем со сказок. Вот я и расскажу вам русскую народную сказку «Каша из топора».

(Рассказ сказки сопровождается её инсценировкой детьми)

Василиса. А теперь приглашаю поиграть в русскую народную игру «Тетёра»

(Проводится игра под русскую народную мелодию с приглашением гостей)

(mir-skazki.narod.ru)

Василиса. А теперь слово нашему гостю Почётному Грамотею.

Почётный Грамотей. Хочу вам напомнить, что русский язык богат, красив и разнообразен. Сейчас я проверю ваши знания русского языка. Послушайте моё задание.

(Почётный Грамотей предлагает выполнить свои задания: «Назови слова-друзья» и «Вспомни пословицы о дружбе и доброте»)

Василиса. Мы видели чудесные изделия, созданные азербайджанскими мастерами. Теперь посмотрите на изделия русских умельцев.(Показ слайд) Это бело – голубое чудо как называется? (Гжель) А эта золотистая посуда? (Хохлома)

А это? (Дымка) Встречайте игрушки, которые пришли к нам в гости.

(Танец игрушек под русскую народную мелодию)

Почётный Грамотей. Что за праздник языка без стихов? А мы их ещё не слышали.

(Дети читают стихи о России)

Гостья из Азербайджана. Нам очень понравился сегодняшний праздник. На прощанье дарим вам песню о России.

(Дети исполняют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьёва)

Почётный Грамотей. Пусть люди празднуют года, века

Международный день родного языка

Цените же язык чудесный свой!

Родную речь любите, уважайте,

И никогда её не засоряйте.

Под музыку «Родина моя» дети покидают зал, проходя по кругу.

Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово “высоко” произнеси -
И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: “Кругом белым-бело” -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие “светло” -
И увидишь: солнышко взошло
Если скажешь слово ты “темно”,
Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь “ароматно”, ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты “красиво”,
Пред тобою - сразу вся Россия!

Землю населяют разные живые существа: от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар - священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный - мы не отразим во всей полноте его огромного значения. Сложно себе представить, как общались люди, когда средством коммуникации был не язык, а, к примеру, жесты или мимика. Наверняка, без языка сегодня мы бы не сумели передать настолько образно и ярко все наши эмоции, переживания и мысли, воплощая их в песни, стихи или прозу.

Духовное сокровище любой нации - это язык.

С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей - мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Ещё не зная слов, ребёнок по звукам голосов узнаёт близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью и познавать окружающий мир. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие - родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки в жизни можно обойтись, а без родного языка - нет. И это именно так.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.

Оно ограбит, иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить
Того, кто слушает тебя.

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки - русский, английский, французский, немецкий, испанский. Есть государственные или официальные языки - польский в Польше, монгольский в Монголии, шведский в Швеции и многие другие. А большинство языков не имеют никакой официальной “должности” - на них просто говорят… на одном - 10 человек, на другом -100, на третьем - 1000, а на четвертом - 10.000…

Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача эта важная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка....

История возникновения праздника родного языка.

Как и любое торжество, этот международный день имеет свою историческую подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.

Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, (признанной в 1971 году независимым государством), организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире уже 14 лет.

День родного языка в России

В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникален.В России государственным является один язык - русский. В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч!

Могуч и прекрасен наш родной русский язык.

Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему.

" Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина".

Константин Ушинский

"Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык.

Алексей Николаевич Толстой

С благоговением относился к родному языку Александр Сергеевич Пушкин, призывал любить и изучать его.

Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.

В нём каждое слово - бесценный алмаз.
В нём каждая песня - красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славится.

Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.

Русские пословицы о слове.

Сначала подумай - потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.
Меньше говори - больше дела твори.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Говорить не думая, что стрелять не целясь.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь - это его культура.

Ушинский отмечал: «Когда исчезает язык — народа нет больше!»

Язык наш прекрасный -

Богатый и звучный.
То мощный и страстный,
То нежно певучий.

В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки -

Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

20 занимательных и неожиданных фактов о русском языке, которые вы наверняка не знали:


Большинство слов с буквой «Ф» в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с буквой «ф» — флот.

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы «Й». Но большинство из нас помнит лишь «йод, йог» и город «Йошкар-Ола». В русском языке есть слова на «Ы». Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и «змееед».

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср.снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в «сунуть», «дунуть»).

Единственное односложное прилагательное в русском языке — это «злой».

В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и-, — итог и итого и а- — авось (устар. а вось «а вось не повезёт»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

Слова «бык» и «пчела» — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово «пчела» писалось как «бъчела». Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука U. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь, гудеть, жужжать» и этимологически родственный словам пчела, букашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.

Даль предлагал заменить иностранное слово «атмосфера» на русские «колоземица» или «мироколица».

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо «рентгеноэлектрокардиографического», в издании 2003 года «превысокомногорассмотрительствующий».

В Грамматическом словаре русского языка А.А. Зализняка издания 2003 самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме — это прилагательное «частнопредпринимательский». Состоит из 25 букв.

Самые длинные глаголы — «переосвидетельствоваться», «субстанционализироваться» и «интернационализироваться» (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись по 25 букв).

Самые длинные существительные — «человеконенавистничество» и «высокопревосходительство» (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, «человеконенавистничество» практически не употребляется в мн. ч.).

Самые длинные одушевлённые существительные — «одиннадцатиклассница» и «делопроизводительница» (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).

Самое длинное наречие, фиксируемое словарём — «неудовлетворительно» (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на -о / -е, далеко не всегда фиксируемые словарём.

Самое длинное междометие, включённое в Грамматический словарь — «физкульт-привет» (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

Слово «соответственно» является самым длинным предлогом и самым длинным союзом одновременно. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица «исключительно» на букву короче.

В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: «победить». Он победит, ты победишь, я… победю? побежу? побежду? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.