Главная · Простудные заболевания · Таблица реформы александра 2 содержание реформ. Реформы Александра II

Таблица реформы александра 2 содержание реформ. Реформы Александра II

1861 год. Наиболее известна, как отмена крепостного права в России. Крепостным крестьянам была дана свобода. Все что у них было (дома, скот и т.п.) стало их личной собственностью. Также они получили право на местное самоуправление, которое осуществлялось с помощью выборов. Помещики сохраняли свои земли, но были обязаны давать из них наделы в аренду крестьянам. «Арендной платой» служили барщина или оброк. Земледельцы могли выкупить землю, на эти цели государство давало им ссуду на 49 с половиной лет. Крестьяне получили свободу, но не получили землю.

Условия выкупа были крайне невыгодны и загоняли земледельцев в новую кабалу. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний. Однако со временем свобода бывших крепостных приняла реальные очертания, особенно для трудолюбивых и предприимчивых. Реформа 1861 г. явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализму и капитализму , создав условия для утверждения капитализма как господствующей формации. Личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, способствовало более быстрому росту рынка рабочей силы для развивающегося капитализма как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

Реформа образования. 1863-1864. Реформы народного просвещения Александра 2 (иначе называемые образовательными), коснулись прежде всего университетов (университетский устав дал им большую самостоятельность во внутренних делах), гимназий (их устав обеспечивал возможность получения среднего образования всем слоям населения Российской империи вне зависимости от сословия и вероисповедания) и начальных школ (положение о начальных народных училищах возлагало заботы об основах грамотности населения на государство, духовенство и на городские и земские управы).

Итоги и значение реформ образования Александра 2 невозможно переоценить: менее чем за десятилетие после их проведения количество школ в России выросло почти до 20 тысяч, а число студентов в ВУЗах увеличилось в полтора раза. Уровень грамотности в народной среде существенно повысился.

Земская реформа. 1864 г. Были введены земские и уездные учреждения: собрания и управы. Они стали элементами местного самоуправления. Это были выборные органы. Причем в голосовании (пусть и в разной степени) принимали участие все сословия. Собрания, как правило, созывавшиеся ежегодно, давали управами распоряжения. Управы их выполняли и отчитывались. Их штат составлял шесть человек и занимался хозяйственными нуждами: в их ведении были местные образование и медицина, они способствовали развитию в своих районах торговли, сельского хозяйства, промышленности и т.п.


Подчинялись земства губернаторам. Земские учреждения были введены не во всех губерниях. Земства сыграли значительную роль в распространении грамотности среди российского крестьянства. Земские учреждения способствовали открытию множества школ, а также больниц на селе, поднимая, таким образом, уровень медицинского обслуживания крестьян (например, количество врачей в земских губерниях с 1870 по 1910 год выросло в 5 раз).

Судебная реформа. 20.11.1864 г. были введены судебные Уставы, которые предусматривали независимость судей и судов, самостоятельность и несменяемость судей, разделение обвинителей и судей, равенство всех сословий в России перед судом. Судебная реформа Александра 2 предусматривала, что приговор мог теперь выноситься только судом и учреждала суд присяжных заседателей, а также вводила институт адвокатуры (тогда адвокаты назывались присяжными поверенными).

Также реформа обеспечивала гласность судебного производства. Судебная реформа 1964 года была весьма прогрессивной. Она частично отделила суд от власти и сформировала систему судебных инстанций. Эта реформа (пусть и не намного) уменьшила произвол и сделала судебные решения справедливее.

Городская реформа. 1870г. Городская реформа Александра 2 вводила новые элементы городского самоуправления: избирательные собрания, думы (выбирались раз в 4 года, избирательное право сильно ограничивалось величиной имущества) и управы (отвечали за пожарную безопасность, благоустройство, продовольствие, возведение общественно-полезных строений (например, пристаней) и т.п.). Сильно напоминала земскую реформу с поправкой на городские условия и особенности. Результатом реформы городского управления Александра 2 стало бурное развитие городов, особенно в области торговли и промышленности, а также усиление роли общества в процессе управления городами.

Однако не обошлось и без минусов. В связи с введением нового порядка, мелкие города испытывали значительные трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений (полиции и т.д.). Некоторые города не могли с этим справиться. В целом реформа оказала положительное влияние на экономическую ситуацию в России и сделала экономику менее централизованной.

Военная реформа. Главным творцом военной реформы Александра 2 был военный министр Д. А. Милютин. Что было сделано: армия и флот получили более современное вооружение, проведена реконструкция военных заводов, отменено подавляющее число телесных наказаний в армии, создание Главного Штаба, введение военных образовательных учреждений, значительное сокращение численности армии. Но главным элементом военной реформы была замена рекрутского набора всеобщей воинской повинностью.

В результате военной реформы Александра 2 русская армия значительно уменьшилась, зато получила огромный резерв на случай войны, состоящий из обученных военному делу, но живущих обычной мирной жизнью мужчин. Кроме того, армия была лучше вооружена и экипирована по сравнению с дореформенным периодом. Из недостатков следует отметить слабую организацию тыла.

Денежная реформа. Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Начало реформы было положено 22 мая 1862 года. Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля - контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы. Налогообложение было разделено на две части - неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной - велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Реформы Александра 2:

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год);
  • Финансовые реформы (с 1863 года);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа;
  • Городская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного управления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год).

· Суть реформ Александра 2 заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее строить экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет и, несмотря на то, что правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы, крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа – реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Также открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения – это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности и пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

40. Освобождение крестьян и осуществление земельной реформы.

19 февраля 1861 Г., в пятую годовщину своего вступления на престол, Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права в России и ряд «Положений», которые разъясняли условия освобождения крестьян. Бывшие помещичьи крестьяне из разряда пользователей землей перешли в разряд собственников и приобрели личную свободу. Крестьянин мог теперь свободно наняться на работу, уйти в город или заняться промыслами Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной за­висимости, признавало право собственности помещика на все земли. Исходя из этого, крестьяне наделялись усадебной и поле­вой землей не безвозмездно, а за повинности и затем выкуп. Пре­имущество отдавалось «полюбовному» соглашению между крестья­нами и помещиком. В случае не возможности достижения такого соглашения в действие вступали нормы, предусмотренные рефор­маторами. В течение первых двух лет должны были быть составлены устав­ные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян. Крестьяне переводились на положение временнообязанных. Они оставались в этом состоянии до момента перехода на выкуп. Размеры крестьянских наделов определялись местными поло­жениями. Все губернии были поделены на три полосы (чернозем­ная, нечерноземная и степная). В черноземной и нечерноземной полосах в каждой местности были определены высшая и низшая нормы наделов. Крестьянам предполагалось передать те наделы, которыми они пользовались до реформы. Если отводимый кре­стьянину надел был больше высшей нормы, то помещик имел право отрезать «излишек » до этой нормы. И наоборот, если фак­тический надел крестьянина был меньше низшей нормы, то по­мещику приходилось прирезать земли до этой нормы.

Помещики постарались установить нормы в таком размере, чтобы можно было отрезать в свою пользу часть крестьянских зе­мель. Подача помещиками в Редакционные комиссии занижен­ных данных о размерах крестьянских наделов привела к тому, что даже после увеличения комиссиями высших норм крестьяне в большинстве губерний потеряли часть земель. В итоге крестьяне получили в среднем 3,4 десятины на душу. Между тем для обеспе­чения прожиточного минимума крестьянин черноземной полосы должен был иметь не менее 5,5 десятины на душу, а в остальных местностях - от 6 до 8 десятин



Временнообязанные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика временные повинности в виде денежного оброка или барщины. Период перехода от повинностей к выкупу растянулся на 20 лет (с 1863 по 1883 г.). Лишь в западных губерниях все кре­стьяне были сразу переведены в разряд крестьян-собственников. Основной повинностью признавался оброк. Размер барщины был ограничен 40 мужскими и 30 женскими днями в год. Через два года крестьяне могли перейти с барщины на оброк без согласия помещика.

Величину выкупа крестьянских повинностей определили сле­дующим образом: была найдена величина капитала, которая, бу­дучи положенной, в банк, выплачивающий на вклады в год 6 % прибыли, приносила бы ежегодно сумму оброка, получаемого помещиком. Например, при размере оброка в 10 рублей величина выкупа составляла 166 рублей 66 копеек. Иначе говоря, положив в банк сумму в размере 166 рублей 66 копеек, помещик получал в год 6 % от этой суммы, что как раз и составляло 10 рублей.

Разумеется, крестьяне не могли сразу выплатить помещику всю сумму выкупа. Но помещик был заинтересован в получении именно всей суммы единовременно. Поэтому была проведена выкупная операция с участием государства. Крестьяне получали государ­ственный кредит в размере 80 % выкупной суммы. Помещики получали 80 % всего выкупа сразу после заключения выкупной сделки. Остальные 20 % крестьяне должны были уплатить поме­щику по договоренности. Затем в течение 49 лет крестьяне долж­ны были возвращать государству кредит с процентами в форме выкупных платежей. Сумма этих платежей намного превышала затраты государства.

По крестьянской реформе 1861 г. община и ее выборные органы стали низшим звеном административного управления в деревне на всех категориях земель. Были определены функции общины, получившей наименование сельского общества , права и обязан­ности сельского схода как собрания глав крестьянских дворов, а также избираемого сельским сходом старосты.

Подготовкареформ
Подготовка земской реформы началась в 1859, когда полным ходом шла работа над крестьянской реформой 1861 Лидером в этой законодательной деятельности правительства был Н. А. Милютин Основные принципы земельной реформы - выборность, всесословность, самоуправление в вопросах местных хозяйственных нужд - были включены в проект еще до отставки Милютина в апреле 1861. Возглавивший затем подготовительные работы министр внутренних дел П. А. Валуев(оппонент Милютина) был вынужден считаться с этим проектом и принять его за основу.
Формированиеместныхорганов
«Положение 1 января 1864» предусматривало создание земства в 34 губерниях Европейской части России. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России - Прибалтику, Польшу, Кавказ, Казахстан, Среднюю Азию. В 1911-13 земские учреждения, помимо 34 губерний, были введены еще в 9-ти.
Согласно «Положению» создавались земские учреждения в уезде и губернии, состоявшие из земских собраний и земских управ. Избирательная система строилась на сочетании сословного и имущественного принципов. Каждые три года жители уезда разных сословий избирали от 14 до 100 с лишним гласных - депутатов уездных земских собраний. Выборы проводились по куриям (частям), на которые разделялось все уездное население. Первую курию составляли землевладельцы, имевшие 200 десятин и более земли (включая надельное землевладение крестьян, еще не перешедших на выкуп) или другое недвижимое имущество стоимостью 15 тыс. руб., или годовой доход в 6 тыс. руб. Тон в этой курии задавали дворяне (помещики), однако со временем все большую роль начали играть представители других сословий - купцы, скупавшие дворянские земли, богатые крестьяне, приобретавшие землю в собственность. Вторую курию составляли горожане, владевшие купеческими свидетельствами, торговыми и промышленными предприятиями с годовым доходом не менее 6 тыс. руб., владельцы городских недвижимых имуществ стоимостью не менее чем 500 руб. - в небольших и 2 тыс. руб. в крупных городах. Третья курия главным образом состояла из представителей сельских обществ, крестьян, для которых не требовался специальный имущественный ценз. Создание сословного крестьянского самоуправления (сельского и волостного) позволило дать выход крестьянам во всесословные земские учреждения. В результате первых земских выборов 1865-66 дворяне составили 42% уездных и 74% губернских гласных, крестьяне соответственно - 38,5% и 10,6%, купцы - 10,4% и 11%. Гласные уездных земств избирались в куриях, а губернских - в уездных земских собраниях. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства. Земские собрания являлись распорядительными органами, они избирали исполнительную власть - губернские и уездные земские управы (три, пять человек).
Праваземств
Компетенция земства ограничивалась местными хозяйственными делами (медицина, народное образование, агрономия, ветеринарная служба, устройство местных дорог, организация статистики и др.). Земские сборы обеспечивали финансовую базу деятельности земских учреждений. Бюджет утверждался земским собранием. Он складывался в основном из налогов на недвижимость, прежде всего - на землю, при этом главная тяжесть ложилась на владения крестьян. В пределах своей компетенции земства обладали относительной самостоятельностью. Председателя губернской земской управы утверждал министр внутренних дел.
В структуре земских учреждений не было «мелкой земской единицы», т. е. всесословного волостного земства, наиболее близкого к нуждам местного населения, не был предусмотрен и общероссийский орган, который мог бы координировать деятельность местных земств. В результате земства оказались «зданием без фундамента и крыши». Правительство препятствовало и общению земств друг с другом, боясь конституционных веяний. У земств не было собственных органов принудительной власти, что вынуждало их обращаться к администрации и полиции. Все это поставило земство с первых шагов в оппозицию к самодержавной власти и вместе с тем делало его уязвимым, не защищенным от пресса могучей государственной машины. Общий пересмотр земской реформы осуществлен в царствование Александра III. В 1890 принята земская контрреформа существенно ограничившая права земств.
Значениеземскойреформы
Земская реформа создала в России новый, современный институт местного самоуправления, приобщила к гражданской жизни ранее абсолютно бесправное крестьянство, она способствовала развитию местного благоустройства. Описанный А. П. Чеховым земский интеллигент - врач и учитель, бескорыстный подвижник и знаток своего дела - стал олицетворением лучших черт русской интеллигенции

См № 39 и 40

4. Земская и городская реформы , проведенные, соответственно, в 1864 г. и 1870 г., сформировали выборные органы местного самоуправления на основе избирательного права по куриальной системе (с разными нормами представительства для различных сословий) и имущественному цензу. В городах ими стали городские думы , исполнительными органами которых служили городские управы и возглавлявший их городской голова , а в сельской местности – уездные и губернские земские собрания (или попросту земства) с исполнительными органами в лице земских управ .

Несмотря на ограничение их полномочий вопросами хозяйства, здравоохранения и просвещения (власть по-прежнему осталась в руках назначенных правительством губернаторов), земства и городские думы дали либеральной интеллигенции первый опыт организации . В них шли лучшие силы интеллигенции, благодаря чему значительно улучшились образование и медицинское обслуживание, особенно в сельской местности.

5. Образовательные реформы заключались во введении выборного самоуправления вузов (1863), равенства сословий при приеме в учебные заведения (за исключением отдельных элитных) – при сохранении, однако, высокой платы за обучение. Основными типами средних школ были гимназии с гуманитарным уклоном и реальные училища , дававшие преимущественно техническое образование. Были созданы первые женские гимназии и высшие женские курсы, что положило начало женскому образованию в России.

6. В рядувоенных реформ главной стала замена петровской рекрутской системы комплектования армии всеобщей воинской повинностью (1874), позволявшей развернуть из обученного запаса массовую армию во время войны (по примеру передовых европейских стран). Отныне призыву в армию подлежали всесословия (кроме духовенства), не исключая и дворян. Имевшие среднее или высшее образование призывались на льготных условиях и с сокращением срока службы в качестве вольноопределяющихся . Условиями освобождения от военной службы отныне стали не сословное происхождение, а семейное положение (единственный кормилец в семье) или общественно значимая профессия (педагоги, врачи и др.).

Кроме того, были сокращены сроки службы солдат и матросов с 25 до 6 лет (позднее – 3 года в армии и 5 лет на флоте), отменены телесные наказания для них, широко применявшиеся раньше (1863). Территория страны была разбита на военные округа . Армия была оснащена нарезным оружием, флот – паровыми, а затем и броненосными судами.

Значительно повысился уровень военного образования: была основана сеть военных академий (до этого существовала одна Академия Генерального штаба, основанная при Николае I) и училищ, выделенных из старших классов кадетских корпусов. Доступ в военные учебные заведения (кроме наиболее элитных, вроде Пажеского корпуса) был открыт опять же для всех сословий . Благодаря этому, если в эпоху крепостного права офицеры русской армии были почти сплошь выходцами из дворян, теперь доступ к офицерскому званию был открыт практически всем, и уже к началу Первой мировой войны больше половины офицеров (за исключением гвардии) не имели дворянского происхождения.

Общее значение Великих реформ как второй модернизации России можно сформулировать в трех главных направлениях:

1. Переход на либеральный, гуманистический путь политического развития без революции (характерное отличие от большинства стран Запада ).

2. Переход на более эффективный, рыночно-капиталистический путь развития экономики , основанный не на принуждении, а на таких стимулах, как свобода наемного труда, конкуренция и безработица.

3. В социальных отношениях – ослабление сословного строя, являвшегося пережитком феодального общества.

42. Рост общественного движения и оппозиции самодержавию. Деятельность подпольных и террористических организаций («Земля и Воля», «Народная Воля», «Черный передел»).

“Земля и воля ”, общество (первое) зародилось в конце 1861 г. В нем участвовали Н. Г. Чернышевский, Н. Н. Обручев (автор революционных прокламаций, при Александре III - начальник генерального штаба). А. А. Слепцов, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьевичи, П. И. Боков, Н. И. Утин и др. М. И. Михайлов в “Земле и воле” не участвовал: он был арестован до ее возникновения. Общество было связано с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. В конце 1863 г. после подавления польского восстания и торжества реакции “Земля и воля” была ликвидирована ее участниками.

Партия ставила основной задачей работу среди народных масс для подготовки восстания. Внутри партии "Земля и воля" образовалось два течения: землевольцев-"деревенщиков" и зeмлeвольцeв-"гopoжaн". Первые работали среди крестьянства, подготавливая почву для будущей революционной деятельности в деревне, вторые же собирались в городах, обращая свое внимание на рабочих, как на самый революционный слой населения. Важнейшим пунктом программы общества являлся "переход всей земли в руки сельского рабочего сословия", выдвигался и ряд демократических требований, добиться которых можно было "только путем насильственного переворота".

Народная воля - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году после раскола организации «Земля и воля» поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения убийством императора Александра II. От названия организации образовано наименование её участников - народовольцы . Небольшая по численному составу партия, опиравшаяся на сочувствие части интеллигенции и не имевшая почвы в широких массах, обнаружила такую энергию, что сама уверовала в свою силу и заставила в неё верить. Политикой графа М. Т. Лорис-Меликова часть общества, ранее сочувствовавшая «Народной воле», была оттолкнута от неё. Когда партия, не смягчённая уступками, 1 марта 1881 г. убила императора Александра II, это убийство вызвало не только правительственную реакцию, но и реакцию общественную в гораздо более широких размерах, чем этого ожидала Народная воля. Тем не менее в следующие годы партия ещё продолжала свою деятельность.

Чёрный Переде́л - тайное общество, связанное с одноимённым журналом. «Чёрный Передел» образовался при распаде общества «Земля и Воля» в 1879 г.; террористическое крыло последнего образовало Народную Волю, а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям - общество «Чёрный Передел». Чернопередельцы своей ближайшей задачей ставили организацию широкой народной боевой партии, но условия и обстановка революционной деятельности в России к концу 1879 г. настолько изменились, что выполнение этой задачи при данных политических условиях стало совершенно невозможным. Прежние землевольческие поселения в деревнях совершенно распались; попытки к их восстановлению потерпели неудачу, и всю свою деятельность чернопередельцам пришлось сосредоточить в городах на пропаганде народнических идей среди интеллигенции и рабочих. Но и тут они не имели успеха; призыв к деятельности в народе утратил к этому времени свое прежнее обаяние. Партийно-организационная работа "Черного передела" шла также крайне неудачно. Среди лиц, вошедших в "Черный передел" (в типографскую группу), был рабочий Жирнов, который оказался предателем и вскоре выдал всех членов группы. Организации был нанесен непоправимый удар. В начале 1880 г. главные члены "Черного передела" - Плеханов, Засудит Стефанович, Дейч - выехали за границу и там образовали в 1883 г. с-д. группу "Освобождение труда".

43. Правление Александра III: состояние экономики, развитие капиталистических отношений. Внешняя политика.

Внутренняя политика Александра III (1881 - 1894) былa последовательной. Б ее основе лежал комплекс вполне определенных представлений о том, какой должна стать Россия. Александр III был консерватором по природе, воспитанию, жизненному опыту. Его убеждения сформировались под влиянием горького опыта борьбы правительства и революционеров-народников, свидетелем которой он был и жертвой которой стал его отец - Александр II. Наставления К. П. Победоносцева, видного идеолога русского консерватизма, нашли в лице нового монарха благодарного, готового им следовать ученика.

Удалив от власти либеральных министров (Д. Н. Милютина, М. Т. Лорис-Меликова, А. А. Аба-зу и др.), казнив по приговору суда первомартовцев, царь твердо объявил о намерении утверждать и охранять самодержавие. Александр III верил в историческую миссию России, в самодержавие, призванное вести ее дорогой побед, в православие, духовную опору народа и власти. Самодержавная власть, полагал царь, должна помочь растерянному обществу обрести почву под ногами, окружить его заботой и опекой, строго наказывать за непослушание. Александр III ощущал себя отцом большого семейства, нуждающегося в его твердой руке.

Политика в крестьянском вопросе. В 1881 г. был принят закон об обязательном выкупе крестьянами их наделов.

Политика в рабочем вопросе. Законами 1882- 1886 гг. были заложены основы рабочего законодательства: запрещен труд детей, не достигших двенадцатилетнего возраста; запрещен ночной труд женщин и несовершеннолетних; определены условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями.

Полицейские мероприятия. Распоряжение об «Усиленной охране» (1881) разрешало вводить особое положение в неблагонадежных губерниях.

Мероприятия в области печати и просвещения. Новые «Временные правила о печати» (1882) устанавливали жесточайшую цензуру и давали возможность беспрепятственно закрывать неугодные издания.

Контрреформы. 1889-1892 гг. Закон 1889г. учреждал должность земского начальника. Земские начальники получали административные и судебные полномочия, могли отрешать от должности сельских старост, подвергать телесным наказаниям, штрафу, аресту крестьян. Назначались они правительством из числа местных потомственных дворян.

Закон 1890 г. фактически лишал крестьян права выдвигать гласных в уездные и губернские земские учреждения. Теперь их назначал губернатор.

Законом 1892 г. вводился высокий имущественный ценз, от выборов в городскую думу были отстранены ремесленники и мелкие торговцы.

В 80-е гг. правительство получило возможность смещать судей по своему усмотрению, изъяло из судов присяжных политические дела, уволило многих прокуроров, служивших в 60-70-е гг.

Историки называют эти мероприятия контрреформами, чтобы подчеркнуть: они были направлены против преобразований царствования Александра II.

Оценка царствования Александра III не может быть однозначной. Правительство, с одной стороны, обеспечило внутреннюю стабильность, быстро развивалась промышленность, в страну притекал иностранный капитал. С другой стороны, попытки царя обратить вспять процессы, начатые в годы «великих реформ», не соответствовали потребностям стремительно менявшегося общества. Начавшаяся в пореформенной России модернизация экономики порождала острые, качественно новые проблемы и конфликты. Власть, видевшая свое предназначение в том, чтобы сдержать общество, защитить его от перемен, с новыми проблемами справиться не могла. Результаты не замедлили сказаться: революция, потрясшая основы старой системы, произошла через десять лет после смерти Александра III.

44. Россия в начале ХХ в.: характеристика экономического потенциала. Кризис политической системы самодержавия. Образование нелегальных политических партий. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Спокойная, по определению министра иностранных дел Н. К. Гирса, политика Александра III была продолжена и в первое десятилетие царствования Николая II (1894-1917). «Спокойствие» состояло в поддержании дружественных отношений с Францией, уважительных, но лишенных доверия - с Германией, нацеленных на сохранение сложившегося положения в балканских делах - с Австро-Венгрией, доброжелательных и не слишком теплых - с Великобританией.

«Спокойная политика» Николая II в европейских делах определялась необходимостью обеспечить благоприятные внешние условия для экономического развития России, решавшей болезненные задачи модернизации, с одной стороны, и для усиления российского влияния на Дальнем Востоке - с другой. Именно на Дальнем Востоке произошло важнейшее внешнеполитическое событие российской истории начала XX в. - русско-японская война 1904-1905 гг.

Причины русско-японской войны. Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке, требовала от России активных действий. Китай, ослабленный затяжным кризисом, приковал к себе корыстное внимание всех крупных участников мировой политики: Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Россию. Шла ожесточенная борьба за раздел сфер влияния в Китае. Япония в 1894 г. ввела войска в Корею, вступила в войну с Китаем, навязала ему унизительные условия мира (частично они были пересмотрены под давлением России, Франции и Германии). Россия в 1891 г. начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, рассматривая его как начало энергичного освоения своих сибирских и дальневосточных окраин. В 1896 г. Китай предоставил России концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), в 1898 г. добилась права аренды южной части Ляодунского полуострова с крепостью-портом Порт-Артур и портом Дальний. Боксерское восстание в Китае дало повод иностранным державам открыто вмешаться во внутренние китайские дела. Россия ввела войска в Маньчжурию и, несмотря на протесты Японии, заручившейся поддержкой Германии и Великобритании, отказывалась их выводить (хотя российско-японский договор предусматривал вывод войск к осени 1904 г.). Япония, в свою очередь, навязывала России неприемлемые для нее условия соглашения по Корее. Дело шло к открытому столкновению.

В ночь на 27 января 1904 г. японские миноносцы напали на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура, а также на крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец». Война началась.

Ход военных действий. На суше русские войска (главнокомандующим был назначен А. Н. Куропат-кин, лишенный сколько-нибудь значительных воинских талантов) потерпели поражение в сражениях у Лаояна (август 1904), у реки Шахэ (октябрь 1904), под Мукденом (февраль 1905). Во всех сражениях численное превосходство было за русскими армиями. Японцы оказывались сильнее в военно-техническом отношении, их генералы лучше владели искусством ведения современной войны. В декабре пал Порт-Артур, осажденный в июле, - он был сдан невежественным и трусливым генералом А. М. Стесселем.

Причины поражения России. Неподготовленность высшего руководства к войне; военно-техническое отставание; бездарное командование; растянутость коммуникаций, удаленность театра военных действий; внешнеполитическая изоляция (Россию не поддержало ни одно крупное государство, опасавшееся ее усиления на Дальнем Востоке).

Итоги и последствия войны. Мирный договор был подписан в Портсмуте, в США, которые выступили посредниками на переговорах. Несмотря на крайне неудачный ход войны, С. Ю. Витте удалось заключить выгодный (с учетом сложившейся ситуации) мир: Россия уступила Японии Южный Сахалин и Порт-Артур, признала Корею зоной японских интересов, но избежала уплаты контрибуций. Обе страны обязывались вывести войска из Маньчжурии.

Последствия военного поражения для России были значительными: авторитет власти в глазах общества был подорван катастрофически; усилились оппозиционные и революционные настроения. Война, воспринятая как национальный позор, унесшая десятки тысяч человеческих жизней, сыграла свою роль в развитии революции 1905-1907 гг.

В результате Русско-японской войны 1904–1905 Япония превратилась в ведущую державу Дальнего Востока. Внешнеполитические позиции России были серьезно подорваны. Поражение также обнажило пороки ее военной организации (техническая отсталость флота, слабость высшего командного состава, недостатки системы управления и снабжения) и способствовало углублению кризиса монархического строя.

Политические партии в России в начале XX в. (консервативные, либеральные, радикальные)

События 1905-1907 гг. создали благоприятные условия для образования множества политических партий - как общероссий­ских, так и местных, которых насчитывалось до 50. Все эти партии относились к трем основным направлениям: консерватив­но-монархические; либерально-оппозиционные; революционно-демократические (радикальные).

В ходе революции возникают монархические и националисти­ческие партии - «Русская монархическая партия» (весна 1905 г.), «Союз русского народа» (ноябрь 1905 г.) и др. Лидерами правых были В.М. Пуришкевич, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков 2-й, И. И. Восторгов, Г. Г. Розен и др. Социальную основу этих партий составляли аристократия, чиновники, православное духовенство, мелкие купцы и мещане, часть монархически настроенных крестьян и интеллигенции. «

В октябре 1905 г. возникли либеральные партии. 12-18 ок­тября прошел I съезд Конституционно-демократической партии (кадетов), которая с 1906 г. именовалась также «Партией народ­ной свободы».

Второй крупной либеральной партией стал «Союз 17 октяб­ря» (октябристы), возникший в октябре 1905 г. - феврале 1906 г. Лидерами партии были известные предприниматели и фи­нансисты А.И. Гучков, М.В. Родзянко, братья П.П. и В.П. Рябушинские, Н.С Авдаков, а также представители интеллигенции Л.Н. Бенуа, проф. В.И. Герье. Октябристы были партией крупно­го капитала. Они выступали за укрепление конституционной мо­нархии непарламентского типа, их программа предполагала осуществление гражданских свобод, но при сохранении «единой и неделимой России». В программе провозглашалась необходи­мость социальных реформ - социального страхования рабочих и ограничения рабочего дня, передачи крестьянам государственных земель и земель императорской фамилии. Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимали «Партия мирного обновления» и ее преемница «Пар­тия прогрессистов».

Эсеровская партия в период революции достигла максималь­ной численности - 50-60 тыс. человек, причем большинство ее членов составляли крестьяне, хотя в руководстве преобладала интеллигенция. Главной целью эсеров в революции было сверже­ние самодержавия и установление демократической республики, поэтому они бойкотировали выборы в I Государственную думу. Эсеры принимали участие практически во всех вооруженных вы­ступлениях и восстаниях, проводили акты террора. 4 февраля 1905 г. И.П. Каляев убил дядю императора, великого князя Сер­гея Александровича (генерал-губернатор Москвы).

Неонароднической идеологии придерживались и представите­ли «Трудовой народно-социалистической партии» (энесы), со­зданной в сентябре-ноябре 1906 г

Энесы и эсеры оказывали большое влияние на крестьянство и на его представителей в Государственной думе, образовавших «Трудовую группу». Кроме того, в 1905 г. возникли и крестьян­ские организации, крупнейшим из которых был Всероссийский крестьянский союз, насчитывавший до 200 тыс. членов (лиде­ры - С.В. Курнин, В.Ф. Краснов, СП. и В.П. Мазуренко).

Социал-демократы в период революции оставались разделен­ными на большевиков и меньшевиков, что сильно осложняло их действия.

Крупнейшие политические партии России приняли участие в основных событиях революции, в том числе и деятельности I и II Государственных дум. Но не стоит преувеличивать степень их влияния на население империи: в 1906-1907 гг. совокупная чис­ленность членов всех партий составляла лишь около 0,5% общей численности населения России.

45. Революция 1905–1907 гг.: причины, ход протестного движения, нарастание политического кризиса. Манифест 17 октября 1905 г. и его влияние на революционное движение.

Проигранная Крымская война показала полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I . Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции. Александру II была ясна невозможность для России претендовать на роль ведущей европейской державы и при этом оставаться крепостнической.

В 1856 г.Александр II возглавил особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве».

В1857 г. – ликвидация военных поселений; учреждение Секретного комитета для подготовки крестьянской реформы.

18 февраля 1864г. – «положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест» об освобождении крестьян.

Основные положения крестьянской реформы :

    Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп).

    До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и обрабатывал барщину.

    Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику. Эти «отрезки» составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

    взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами».

    Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

Реформа стала результатом компромисса меду помещиками, крестьянами и правительством.

Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками.

Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.

С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и преобладании дворянства.

Основная цель последующих реформ привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьянство получило свободу.

Развитие системы государственных учреждений .

В ноябре 1861 г. для рассмотрения вопросов, касающихся намечаемых реформ, был утвержден Совет министров . Государственный Совет (в 60 – 70 гг. проводил большую работу по рассмотрению проектов законов и подготовке их для утверждения императором) был заменен Комитетом министров.

В экономической сфере:

1865г. – Министерство путей сообщений (вместо управления путей сообщений и публичных зданий). В составе министерства финансов было создано Главное выкупное учреждение (для контроля за своевременной выплатой крестьянских кредитов), а также Департамент торговли и мануфактуры, руководивший государственными и принадлежащими царю предприятиями и оказывающий финансовую помощь частным предприятиям.

Принципы судебной реформы 1864 г.:

Бессословность суда;

Равенство всех подданных перед законом;

Независимость суда от администрации;

Создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);

На судебные заседания допускалась публика и представители прессы.

Утверждены и стали законом акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Вместо громоздкой системы сословного суда создавались два типа судов: местные (для рассмотрения мелких преступлений и проступков, мелких гражданских исков; волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей ) и общие (окружные суды и судебные палаты , при которых состояли судебные следователи, судебные приставы и прокуратура ).

Верховным судом, а также высшим органом судебного надзора являлся Сенат , в составе которого было создано два кассационных департамента – гражданский и уголовный. В 1872 г. в составе Сената было образовано Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах – высший политический суд России.

Земская реформа 1864 г.

Земства вводились в уездах и губерниях (в 33 из 50 российских губерний), и каждое из них имело распорядительные (земские собрания) и исполнительные (земские управы) органы. Председателем Земского собрания был предводитель дворянства. Земские собрания каждые три года проводили выборы земских управ. В основу избирательной системы положены выборное, имущественное (ценз) и сословное начала. В земских органах преобладали помещики и дворяне. Земства ведали хозяйственными делами, касающимися «польз» и «нужд» губернии или уезда; занимались устройством благотворительных учреждений, здравоохранением и народным образованием.

Значение земской реформы в том, что во-первых с учреждением земств была предпринята попытка создать новую систему местного самоуправления, основанную на всесословном представительстве. Во-вторых, земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правительству.

Реформа городского самоуправления 1870 г.

Создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские думы. Они занимались вопросами городского благоустройства, здравоохранения и др. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенциям земских учреждений в сельских местностях.

Финансовая реформа 1862 – 1866 гг.

Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , который стал кредитовать торгово-промышленные предприятия. Главный итог преобразований финансовой системы заключался в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменений в налоговой системе.

Военные преобразования 60-х – 70-х годов .

Военная реформа (начало 1860 – 1861гг., завершение – 1874г.). Ее подготовкой и проведением руководил Д.А.Милютин. Ему удалось изменить структуру и вооружение армии, обновить и качественно улучшить офицерский корпус, облегчить положение солдата, внедрить новые принципы набора в армию. Главное достижение военной реформы – переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности (мужчины в возрасте до 20 лет подлежали призыву на военную службу – 6 лет для сухопутных войск, 7 лет для флота, военнообязанные имели ряд льгот, срок службы зависел от образования).

Значительные преобразования проведены в области просвещения. 1863 г. – утвержден новый университетский устав, который расширял автономию университетов. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из профессоров, преподавателей и сотрудников.

1864 г. – принят Устав средней школы, по которому гимназии подразделялись на классические (готовили к поступлению в университет) и реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения). Школьная реформа 1864 г. демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические кадры.

В 1865 г. утверждены «Временные правила» о цензуре (реформа печати). Отменялась предварительная цензура для большей части книги литературных журналов. Вводилась карательная цензура – применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издания.

Реформы 60 – 70-х годов XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако политическое переустройство страны не было завершено. Россия по- прежнему оставалась самодержавной монархией. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель (несмотря на незавершенность крестьянской реформы). Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной. Процесс реформ был прерван 1 марта 1881 г. в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

ТЕМА № 2

Россия в начале XX века.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Сильно отличались от всех предыдущих российских реформ XIX века (и уж тем более от реформ XVIII века ).

  1. Крестьянская реформа Александра . 19 февраля 1861 года произошла отмена крепостного права . Реформ, конечно, была спонтанна и недоработана. Однако все крестьяне стали свободными. Не все из них были к этому готовы, и многие просто не могли найти себя после освобождения. Единственным серьезным минусом реформы было ее проведение в период экономического кризиса. Все остальные недочеты были делом времени. Главным «плюсом» было то, что крестьяне не просто выгонялись на улицу, а получили в пользование наделы земли с правом выкупа в кредит.
  2. В 1857 году были ликвидированы Военные поселения , основанные еще Александром I .
  3. В 1863 году прошла финансовая реформа с целью модернизации финансовой структуры государства под капиталистический промышленный тип государственной экономики (по европейской модели). Был создан Государственный Банк .
  4. В этом же году прошла реформа образования (Университетский устав ). Результатом стали глобальные преобразования в структуре высшего образования. Вузы стали более самостоятельными и похожими на нынешние высшие учебные заведения.
  5. В 1864 году была проведена Земская реформа (реформа местного самоуправления, давшая больше полномочий органам на местах).
  6. Судебная реформа того же года также приблизила структуру судебных учреждений к современному виду.
  7. 1870 год - год реформы городского самоуправления (дала толчок к промышленному развитию городов).
  8. В 1871 году была, наконец, завершена реформа образования. В этот раз Александр взялся за среднее образование не без помощи Министра просвещения Дмитрия Толстого.
  9. В 1874 году была проведена военная реформа. Реформа была многоструктурной и затрагивала военное образование, технологические моменты, организационные моменты, обмундирование и многие другие нюансы, как например, отмена телесных наказаний или введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутирования и воинских поселений.

Реформы Александра II в 60х-70х годах XIX века стали действительно «Великими реформами », хотя и не все были доведены до конца. Тем не менее, Российская империя стала на самом деле правовым государством. Кроме того, эти перемены разрешили многие социальные и экономические проблемы в обществе и дали возможность нормального развития промышленности в стране.

В 1880 году Александр II начал разрабатывать Конституцию Российской империи , но доделать ее не успел по причине смерти.

Смерть Александра II.

Многие историки советской эпохи описывают всеобщее недовольство народа внутренней политикой Александра II . На самом деле эти сведения многократно преувеличены. Факт заключается в том, что в нескольких многонациональных городах Российской империи (в первую очередь - в Москве и в Санкт-Петербурге) радикально настроенная «интеллигенция» решила продолжить деятельность несостоявшихся революционеров (декабристов ).

По всей стране стали образовываться тайные организации. Некоторые из них даже имели по несколько ячеек в разных городах. Большинство таких террористических организаций спонсировались из-за рубежа сторонниками разложения Российской империи, а таких в Европе хватало.

За последние 15 лет правления Александра II на него было совершено шесть покушений. Как минимум три последних покушения были организованны радикальной террористической группировкой «Народная воля », идеи которой, на самом деле, были далеки от народной воли.

  1. 1866 год - пуля просвистела над головой Александра в Санкт-Петербурге.
  2. 1867 год - в Париже польский террорист выстрелил, но попал в лошадь.
  3. 1879 год - в Петербурге террорист четырежды выстрелил в императора, но со стрельбой у него были серьезные проблемы, потому как ни одна пуля не достигла цели.
  4. 1879 год - «Народная воля» взорвала вагон поезда, но император, по счастливой случайности, пересел на другой поезд перед этим.
  5. 1880 год - те же личности подложили взрывное устройство в Зимнем дворце, но Александр до взрыва не успел, так как задержался из-за встречи с принцем Гессенским.
  6. 1 марта 1881 года народоволец Рысаков бросил бомбу в императорскую карету на Малой Садовой Санкт-Петербурга. Александр Николаевич не пострадал, но был тяжело ранен казак его лейб-гвардии. Несмотря на просьбы гвардейцев, император выскочил из кареты и склонился над раненым, пытаясь ему помочь. В этот момент другой народоволец Гриневицкий подкрался к императору и бросил бомбу ему под ноги. Через час всероссийский император скончался от ран, не совместимых с жизнью, в Зимнем дворце. Гриневицкий был убит сразу своей же собственной бомбой. Кроме того, в результате покушения погиб тот самый раненый лейб-гвардеец и случайный прохожий - 14-летний мальчик из мясной лавки. Еще 17 человек было ранено.

Все участники преступления были схвачены (всего 6 человек) и приговорены к смертной казни. Как раз в этот день Александр II собирался одобрить проект конституции, но не сложилось.

К сожалению, всю «Народную волю» выявить и ликвидировать не удалось. Чуть позже от этой организации откололась «Террористическая фракция », одним из членов которой был старший брат В.И. Ленина .

После смерти Александра II на престол взошел его второй сын Александр Александрович (