Главная · Простудные заболевания · Вепсы — Энциклопедия. Вепсы - финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии

Вепсы — Энциклопедия. Вепсы - финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии

В небольших деревнях Ленинградской области живут так называемые малые народы - коренные вепсы, водь и ижора, ингерманландцы и карелы. Два года назад власти Ленобласти обещали выделить 46 миллионов рублей для поддержки этнокультурного наследия не признанных в советское время национальностей. Пока же малые народы справляются как могут: открывают культурные центры и учат детей родному языку.

В репортаже «Бумаги» - три вепсские деревни, где редкие жители пытаются не забыть речь и традиции отцов и дедов.

На сегодняшний день вепсов осталось чуть менее шести тысяч, 87 лет назад их насчитывалось более 30 тысяч . Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, людей, владеющих вепсским языком, осталось чуть более трех с половиной тысяч, а в Ленобласти всего 30–40 человек . Четыре года назад ЮНЕСКО включило их язык в Атлас исчезающих языков мира. Вепсские деревни мало чем отличаются от русских. Собаки лают на чужаков, отстраненно бродят коровы на выпасе. Знакомые вывески сельпо, а если отъехать от административного центра, дома в деревнях все чаще заброшенные и сгоревшие. Разве что печь вепсы ставят в центре избы, и то не во всех домах, и селятся исстари вдоль воды.


Фото: Егор Цветков / «Бумага»

Деревня Винницы

Есть легенда и про Винницы. Говорят, на месте Винниц стояло два поселения, в одном жил человек по имени Вингл, а в другом - Виндл. Потому так назвали село. Так пишут карельские вепсы в своих топонимических изданиях. А есть другая легенда, что в Ярославичах, деревне неподалеку от Винниц, жили бояре Ярославлевы. Они решили посмотреть, что выше по реке Ояти делается. Поднялись на лодках вверх и увидели, как много здесь берез. Навязали веников, а когда переплывали через порог, веники выпали из ладьи. «Ой, веники-веники!» - спохватились они. Вот от этого слова якобы и происходит название. А есть предположение, что сюда ссылали виновных, но, скорее всего, название села произошло от слова «веняник». Так по-вепсски будет «русский», а здесь их живет много.


Чистокровная вепсянка Вера Васильевна работала учителем в винницкой школе. Лет пятьдесят тому назад она случайно увидела тоненький словарь вепсского языка, по нему сама научилась читать. В 1987 году Вере Васильевне на глаза попалась другая книжка - «Подпорожье», где в хронологическом порядке давались памятные даты этих мест. Первым значился 1137 год, когда в приписке к уставной грамоте князя Святослава Ольговича упомянули погост Вьюницы. - Я прикинула - получается больше 850 лет селу. Винницы старше Москвы, оказывается. Я сразу же нашему секретарю парткома сказала об этом. Потом в горком партии позвонила. Думаю, может это и послужило точкой отсчета для нашего праздника Древо жизни. А ведь когда зарождался праздник, в газетах поднялась полемика: а чем это вепсы лучше других народов?!

«Петрозаводские ученые очень много сделали для сохранения нашего языка. Они нас расшевелили. Вообще, вепсы очень пассивный народ»

В то время Вера Васильевна на общественных началах в школе год вела дополнительные занятия по родному языку, обучала школьников и коллег, а до нее это делал директор школы Виктор Петрович Ершов. Для первого праздника национальной культуры Древо жизни Вера Васильевна поехала за вепсскими букварями в Петрозаводск. Привезла три мешка. C 1993 года в Петрозаводске выходит единственная в мире газета на вепсском языке Kodima («Родная земля»).



В Центре вепсской культуры можно подержать в руках каждый экспонат: прялки, домашнюю утварь, берестяные коробы (в которых, между прочим, дольше хранится молоко и три дня не портится рыба), старинную выцветшую икону, рыболовные снасти. На первом этаже двухэтажного деревянного дома находится мастерская для детей «Туесок», там же - единственный в мире Вепсский национальный театр кукол «Пейвейне» («Солнышко»). Театру уже 20 лет. Актеры театра - дети: от малышей до старшеклассников. Спектакли «Пейвейне» рассказывают об истории вепсского народа, его обычаях, быте, фольклоре. На втором этаже за деревянными ткацкими станками встречаем Любовь Викторовну Медведеву - она мастер по ткачеству полотенец и плетению поясов, и Марию Викторовну Виноградову - своими руками она делает половики и картины. Обе ведут бесплатные кружки для школьников. Как говорят сами, ткать учились на старинных станках, которые пылились на чердаках у бабушек.

Люди в деревнях не понимают, что язык их исчезает: они живут в своей деревне, общаются со своими людьми. Им даже в голову не приходит, что когда-то может не быть языка и не с кем будет общаться. Мы сами детей научили вепсскому, внуков учим. У меня брат живет в Питере, все равно язык он знает и детей своих выучил. И внуки живут там же, общаются на вепсском. Я думаю, что в Питере живет очень много вепсов и язык передается. Просто не принято говорить. В свое время считалось, что нету вепсов


Словарь вепсского языка


Деревня Немжа

Деревня Немжа стоит на реке Ояти - одной из древних рек, у которой вепсы ставили срубы. О реке тоже есть местная легенда. Рассказывают, парень с девушкой полюбили друг друга, и парень девушку соблазнил. Молодые люди убежали из дома и провели ночь на берегу реки. Утром девушка просыпается, а парня нет. «Оя ять! Оя ять!» - запричитала она. - «Оставил! Оставил!». Прибежала к матери, рассказала ей обо всем. Стали они плакать. Так вот дочка превратилась в реку Оять, а мать в реку Свирь, что значит «глубокая».

Писать и читать по-вепсски училась в школе. Один урок в неделю был. Писали диктанты на вепсском. Помню учителя вепсского языка звали Филипп Николаевич Костин. До школы я по-русски не говорила. Образование у меня четыре класса. Помню, как у нас учили грамоте старух

Алла Степановна Фролкина , 89 лет

Когда я получал паспорт в Винницах, в 1966 году, говорю, что вы мне пишете „русский“, я же вепс, а мне отвечают, нет у нас такой национальности. А у отца в паспорте вепс написали. Он по-вепсски читать и писать учился, а я уже нет. Дети мои по-вепсски понимают, но не говорят. Раньше никто к нам не приезжал за вепсской культурой, ничем не интересовался. Это позже уже стали

Иван Егорович Мимышев

Деревня Озера




Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством, которое вепсы приняли в XI веке. Предки вепсов верили в «хозяина леса», «лесного человека» ростом выше деревьев, у которого есть жена и дети. Запрещали ругаться, когда плывешь по глади озера или реки, чтобы не злить водяного. После заката не полоскали белье, «а то водяной выйдет из воды и будет кричать, чтобы его ужин не тревожили». В лесу, чтобы не рассердить медведя, нельзя ругаться, разорять птичьи гнезда, без нужды рубить деревья. Бытовали так называемые запреты: чтобы не уменьшились удои - не мыть дна горшка снаружи, вечером не продавать молока соседям.

Языческие верования в этих краях тесно переплелись с христианством

Из современных поверий бытует такое, что якобы три листика ольхи в кармане отводят змей. А самое главное, в конце любого заговора сказать три раза «аминь», иначе заговор не подействует. Вепсские леса и болота отмечены камнями, которым поклоняются по сей день. Рядом с деревней Немжа лежит Крест-камень. На нем и в самом деле природа оставила крестообразную отметину. Ходят слухи, что иногда на фотопленке камень не появлялся. К нему раньше ходили старухи, приносили жертвы: деньги и кто что может. В тех же местах находится Ступа-камень, по легенде, туда нечестный дух уронил свое белье и оставил вмятину в камне. Бога вепсы зовут Юмал. Неподалеку от деревни Немжи есть озеро Белое. Туда с незапамятных времен ходят купаться на праздник Часовецкой иконы. В советское время - тайно, сейчас открыто.

На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем

В деревне Озера, на возвышенности, которую зовут Васильева гора, стоит часовня. Ее установили там недавно, обнаружив камень, на котором природа оставила отметину в виде буквы «Т». Решили, что таким образом зашифровано название Тихвинской иконы Богоматери, покровительницы деревни: по легенде, в достопамятные времена икона являлась над рекой Оять. На месте деревенского клуба стояла церковь, которую в 1960-е сравняли с землей вместе с прилегающим кладбищем. Есть у вепсов и свой флаг. Зеленое поле обозначает леса, синий крест - воду и небо, желтый крест - богатство, власть, верховенство, а крестообразность означает родство со скандинавскими странами. Яркие вышитые вепсские национальные костюмы в избытке увидишь лишь на празднике Древо жизни. Вывески в деревнях и селах на русском языке. Лишь в отдаленных поселениях говорят преимущественно по-вепсски и то - люди старшего поколения. С кем ни поговоришь из вепсов, которые не заняты в культурной жизни, как, например, Вера Лодыгина или Ольга Спиркова, никто не переживает об утрате национальной идентичности. Книг на вепсском языке мало, газета одна. Традиционные занятие вепсов: рыболовство и собирательство не тягаются с современным способом производства. От того молодежь и расселяется по городам.

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Вепсы. «Чудь», 2006


Общие сведения

В‘ЕПСЫ, бепся, вепсь, вепся, людиникад, тягалажет (самоназвание), народ в России. Живут группами на юге Республики Карелия (юго-западное побережье Онежского озера), в восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской областей. Численность 13 тыс. человек, в России - 12 тыс., из них 6 тыс. человек проживает в Карелии.

По данным Переписи населения 2002 года численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек.

Говорят на вепсском языке финно-угорской группы уральской семьи. Язык имеет три диалекта: северный (шелтозерский, юго-западное побережье Онежского озера), средний (северо-восток Ленинградской области и Бабаевский район Вологодской области) и южный (Ефимовский, Бокситогорский районы Ленинградской области). Вепсский язык в 2009 году включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под серьезной угрозой исчезновения. Распространён также русский язык.

Верующие вепсы - православные, но в быту сохраняются и языческие представления. Много ритуалов, связанных с огнем. Считается, что с помощью огня можно защитить от порчи. И это практиковалось, например, в свадебном обряде вепсов. Держа в руках горящую лучину, колдун обходил жениха и невесту, стоящих на сковороде. Окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств использовалось во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных). Перед отправкой на охоту или на рыбалку окуривались ружья и сети.

Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (10 век), в Повести временных лет (11 век, весь), у западно-европейских авторов - Адама Бременского (конец 11 века), Саксона Грамматика (начало 13 века). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения 10 - начала 13 веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь. Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5% Вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. В 1980-е годы возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.

Традиционное занятие - пашенное земледелие (трёхполье с сильными пережитками подсечной системы), животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со 2-й половины 18 века развилось отходничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева и др. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% живёт в городах.

Традиционные жилища и материальная культура близки к северорусским; отличия: Т-образная планировка связи жилой части с крытым двухэтажным двором; так называемое финское (у стены фасада, а не в переднем углу) положение стола в интерьере избы.

Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.

Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас.
До 1917 сохранялись архаичные социальные институты - сельская община (суйм) и большая семья.

Семейные обряды сходны с северорусскими; отличия: ночное сватовство, ритуальное съедание молодыми пирога-рыбника в составе свадебной церемонии; два типа похорон - с причитаниями и с "веселением" покойника.

В 11-12 веках среди Вепсов распространилось православие, однако долго сохранялись дохристианские верования, например, в домового (пертьижанд), в обереги (одним из них служила челюсть щуки); больные обращались за помощью к знахарю (нойд).

В фольклоре Вепсов оригинальны предания о древней чуди, сказки сходны с северорусскими и карельскими, в народной хореографии - танец с ложками. Сложилась собственная интеллигенция.

Известные вепсы:
Александр Свирский - русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, игумен Зинаида Строгальщикова - общественный деятель, является представителем Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов Николай Абрамов - известный вепсский поэт, журналист, переводчик и актёр Рюрик Лонин - собиратель вепсского фольклора, основатель Шёлтозерского вепсского этнографического музея, писатель (писал на вепсском и русском языках), знаток и пропагандист вепсской культуры Анатолий Петухов - вепсский писатель. Пишет на русском и вепсском языках, являясь фактически первым вепсским профессиональным писателем.

В.В. Пименов

Очерки

История торопится, жизнь не спешит

Еще в начале XIX века в России мало кто знал о существовании вепсов. А между тем этот древний и самостоятельный народ упоминается еще в VI веке нашей эры готским хронистом Иорданом. Правда, под названием vasina. К концу первого тысячелетия нашей эры вепсы уже перебрались из Восточной Прибалтики и расселились между Ладожским, Онежским и Белым озерами. В «Повести временных лет», а это XI век, вепсы фигурируют под именем весь. Николай Карамзин пишет в примечаниях к первому тому своей «Истории государства Российского» (вышел из печати в 1818 году): «Меря, мурома, весь уже давно обратились в россиян» (стр. 31, издание 1988 года).

От перемены мест слагаемых

Но нашлись в XIX веке люди, которые не поверили в версию знаменитого историка. Финский ученый Иоанн Андреас (Андрей Михайлович) Шёгрен в 1824-1829 годах совершил большое путешествие по Олонецкой губернии и выявил существование целого народа, доказав, что это особый этнос со своим языком, фольклором, компактным проживанием. По сути, это было второе открытие древнего народа. Кстати сказать, до 1917 года вепсов именовали чудью. Андрей Шёгрен выявил четыре группы расселения вепсов: около Белозера, Тихвина, Лодейного Поля и Вытегры. Численность этого народа финский ученый определил приблизительно, на глазок. В одной из своих статей он пишет, что вепсов от десяти до шестнадцати тысяч человек. А позже (через четыре года) он доводит численность вепсов до 21 тысячи.В 1840 году вопрос о численности нерусских народов России взялся решить академик Петр Иванович Кеппен. Губернатору Олонецкой губернии Христофору Христофоровичу Повало-Швейковскому академик прислал соответствующую бумагу с просьбой определить число нерусских жителей. Через полгода в академию был прислан краткий ответ, что в Олонецкой губернии инородческих селений и самих инородцев не имеется. Типичная отписка высокопоставленного царского чиновника. Ответом Повало-Швейковского академик Кеппен не удовлетворился и направил губернатору вторичное, тоже официальное, прошение от Академии наук с просьбой предоставить требуемые сведения. После этого губернатор, конечно же, отдал своим подчиненным распоряжение заняться переписью нерусского населения. И вся процедура растянулась на шесть лет. Летом 1846 года была наконец-то составлена ведомость «племен инородцев, городов, уездов и деревень, где они обитают» с указанием числа мужских и женских душ, их вероисповедания и ведомственной принадлежности. В 1852 году Русское географическое общество выпустило в свет первое этнографическое исследование, посвященное нерусскому населению Европейской России. Общую редакцию осуществил академик Петр Кеппен. По его данным, в Новгородской губернии чуди насчитывалось — 7067 человек, а в Олонецкой губернии — 8550 душ обоего пола. Всего — 15617.Вся эта «быль-небылица» с вялотекущей переписью вепсов очень напоминает сатирический рассказ в духе Салтыкова-Щедрина. Но все же как бы медленно ни шел процесс, в начале XIX века зародилось научное изучение вепсов. В XX веке специалистов по вепсам было уже больше. Назовем таких ученых, как Степан Макарьев, Петр Успенский, Юсси Райнио, Пертти Виртаранта.

Найду ягод, добуду рыбы

Лишь в конце 1980-х годов в некоторых школах снова началось преподавание вепсского языка, был издан вепсский букварь. Большинство ныне живущих вепсов действительно говорит по-русски. Что же касается вепсского языка, то его считают родным 37,5% вепсов в Карелии и 69,8% в Ленинградской области. По данным переписи населения 2002 года, численность вепсов, проживающих на территории России, составляет 8 тысяч человек. В последнее двадцатилетие активно стала развиваться вепсская литература и поэзия. Первым из русских писателей, обратившихся к вепсскому фольклору, был Виктор Пулькин. В 1973 году он выпустил в свет книгу «Вепсские напевы. Этнографические новеллы», ставшую в некотором роде путеводителем по вепсским землям. Сложность ситуации заключается в том, что само зарождение литературы происходит в период угасания языковой культуры. Некоторые исследователи всерьез полагают, что еще два-три поколения, и вепсский язык, как национальный язык живого общения, исчезнет.

Держись за ритуал - он поможет

Огонь фигурирует в ритуальных действах вепсов в виде костра, горящей лучины, свечи, а также дыма. Сами действия, производимые с огнем (а это: обегание, прыжки, обходы, окуривание), несут в себе магический заряд. Считалось, что с помощью огня можно защитить людей от порчи. Во многих обрядах вепсов (трудовых, лечебных, календарных и семейных) использовалось окуривание как одно из самых важных обеззараживающих средств. Перед тем как отправить к венцу жениха и невесту, их сначала «окуривали». Держа в руках горящую лучину, колдун обходил новобрачных, стоящих на сковороде. Интересно, что и душу человека вепсы как-то связывали с огнем и дымом. Вепсы верили, что невидимая душа покидает тело человека незаметно, как бы под видом огня или дыма. После похорон одежду, принадлежащую покойнику, сжигали. Считалось, что с помощью таких действий душе будет легче попасть на небо.

Борьба за чистый огонь

Не менее интересны представления вепсов и о том, откуда берется огонь. О появлении огня свидетельствуют знаки. Например, рыжая белка в некоторых вепсских деревнях считалась предвестницей пожара.Еще в двадцатых годах прошлого века оятские вепсы добывали огонь трением сосновой лучины на станке для точения веретен из бересты. И делали они это не из какой-то особой любви к старине. Просто огонь, полученный вот таким допотопным способом, считался наиболее действенным, целебным, обережным. Вепсы верили, что пожар можно победить, нейтрализовать с помощью сооружения вокруг него символической преграды. Например, вепсы считали, что огонь может остановить молоко. С ним и совершался троекратный обход вокруг горящего дома. А затем молоко выливалось в огонь.

Много слов хороших и разных

Младописьменный вепсский язык в последнее время стремительно обогащается новой лексикой. В 1995 году вышел в свет «Учебный вепсско-русский и русско-вепсский словарь» под редакцией Нины Зайцевой и Марии Муллонен. В нем уже собрано много новых слов, ранее не существовавших в языке. Даже младописьменный язык не может создаваться путем прямого заимствования из других письменных культур. Это разрушит его целостность. Но в каждом языке есть уже устоявшиеся правила словообразования, их и надо придерживаться при сочинении новых понятий. Остается только добавить, что о новой лексике вепсы узнают прежде всего из газеты KODIMA (Родная земля). Она издается с 1994 года. Есть и интернет-версия этого издания. А не так давно появилась у вепсского народа и Библия на родном языке. Эту большую и сложную работу проделала Нина Зайцева. Но не только профессионалы-лингвисты сочиняют новые слова. Рождаются они и в толще народной. Прежде всего во время работы, игры, живого общения. Лежа на печи, слово новое не придумаешь. Надо потрудиться, чтобы его найти. Как тут не вспомнить вепсскую пословицу «спящему коту мышь в пасть не полезет».
***
ВОДЬ, вадьялайн (самоназвание), этническая общность в России, в Кингисеппском районе Ленинградской области. Официальные данные о численности отсутствуют. Язык водский финно-угорской группы уральской семьи, имеет два диалекта, бесписьменный. В настоящее время Водь говорят на русском языке.

По данным Переписи населения 2002 года численность водь, проживающих на территории России, составляет 100 человек.

Водь - древнейшее население края, занимала земли от реки Нарова и Чудского озера на западе и включая Ижорское плато на востоке. Позднее они входили в состав Новгородских земель ("Водская пятина"). Водь испытала сильное славянское, позже русское влияние, приняла православие. В русских летописях известна как вожане, а также под общим наименованием финноязычных народов - чудь. В результате многочисленных войн, моровых поветрий, неурожаев численность Водь постепенно сокращалась.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы. С конца 19 века усиливается отходничество в промышленные центры. В традиционной материальной культуре сильно русское влияние (орудия труда, средства передвижения, постройки).

До начала 19 века сохранялся женский костюм с чёткой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек льняная белая (амы), у замужних синяя суконная (рукка), поверх - короткая кофта (ихад), старухи носили одежду типа рубахи (уммико). Головные уборы включали жёсткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника (льняные и суконные), одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники (риссико и мюэтси), украшенные вышивкой, тесьмой, бисером, раковинами каури. Прилужская Водь носила поверх рубахи несшитую юбку (хурстут). Во 2-й половине 19 века обычным становится русский сарафан (уммико, синякко).

Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности, в частности свадебной. Характерны общедеревенские культовые братчины (вакковы) с коллективной варкой пива.

До 20 века сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

Культура Ленинградской области. Электронная энциклопедия

ВЕПСЫ (устар., , чухари, кайваны; самоназв. у В. Лен. обл.: вепся/бепся/вепсь, вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед, людиникад, чухарид), этническая общность. Веппский яз. относится к подгруппе финно-угорской ветви уральской языковой семьи.

Вепсы. Жених в свадебном наряде

В. сформировались на терр. между , Онежским и Белым озерами (в Межозерье) в результате взаимодействия пришлых прибалт.-фин. групп и местного нас., родственного предкам совр. саамов. С конца I тыс. н. э. началось этнокультурное взаимодействие предков В. (летописная весь) со славянами. Этническая терр. В. со II тыс. н. э. неуклонно сокращалась в результате ассимиляции. В наши дни проживают на смежных терр. Ленингр., Вологодской обл. и Республики Карелия. Делятся на сев., среднюю и юж. этнографические группы. В Лен. обл. В. населяют сев. и сев.-вост. часть Бокситогорского р-на (юж. группа), сев.-вост. часть Тихвинского, юго-вост. часть Лодейнопольского и юж. часть Подпорожского р-нов (средняя группа) . Общая числ. В. в России 8240 чел., в т. ч. в Лен. обл. - 2019 (по данным переписи населения 2002 г.). Осн. занятия в ХХ в.: земледелие, скотоводство. Подсобную роль играли охота и рыболовство, собирательство, лесозаготовительный и иные промыслы: гончарный, катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный. Для поселений В. характерна свободная планировка, небольшие размеры и расположение у водоемов. Жилища близки к сев. среднерус. типу. Основой соц. ор-ции являлась сел. община, большое значение имели родственные отношения. Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского нас.


Традиционный орнамент вепсского полотенца из Музея в Доме творчества юных поселка Шугозеро Тихвинского р-на

Основу пищевого рациона составляли мучные продукты. Сохр. богатый фольклор. Письменность на осн. латиницы. Вепсский яз. преподается факультативно в школах, на нем издается литература и газ. «Kodima» («Родная земля»). Нар. иск-во представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (на р. Ояти), вышивкой, ткачеством. В традиционном мировоззрении В. сохранялись нек-рые языческие элементы: почитание деревьев и животных, вера в духов-хозяев. Верующие В. - православные. В наст. время среди В. осуществляется миссионерская деятельность представителями протестантских направлений.

Лит.: Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.; Л., 1965; Косменко А.П. Народное изобразительное искусство вепсов. Л., 1984; Проблемы истории и культуры вепсской народности. Петрозаводск, 1989; Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (кон. XIX - нач. ХХ в.). СПб., 1994; Прибалтийско-финские народы России. М., 2003. С. 324-467; Современная наука о вепсах: Достижения и перспективы (памяти Н.И. Богданова). Петрозаводск, 2006.
С.Б. Егоров

ВЕ́ПСЫ (самоназвания - vepsläine, bepsläine и др.), народ прибалтийско-финской группы на северо-западе России. Численность 7,1 тыс. чел. (2010, перепись, в т. ч. 1,2 тыс. чел. говорящих по-вепсски и назвавших себя русскими), в т. ч. в - 3,7 тыс. чел., Ленинградской обл. - 2,1 тыс. чел., Вологодской обл. - 0,5 тыс. чел.

Вепсская баня. Село Шелтозеро. Фото С. А. Макарьева. 1930. Архив З. И. Строгальщиковой

Более половины (56 %) вепсов живут в городах (в осн. в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Выделяются 3 диалектные группы: северные (прионежские, или шелтозёрские) - на зап. побережье Онежского оз. (Прионежский р-н Карелии); средние - на северо-востоке Ленинградской обл. (Подпорожский, Лодейнопольский и Тихвинский р-ны) и северо-западе Вологодской обл. (Бабаевский и Вытегорский р-ны); южные (Бокситогорский р-н Ленинградской обл.). Говорят на вепсском языке (им владеют 48,6% вепсов, в т. ч. 82% В. в Ленинградской обл., 32% в Карелии и 84% в Вологодской обл.; все В. владеют рус. языком). Верующие - православные.

Дом крестьянина И. Мелькина в селе Шелтозеро (ныне Этнографический музей). 1814.

В. счи-та-ют-ся по-том-ка-ми ве-си и чу-ди ; по ар-хео-ло-гич. ис-точ-ни-кам, пред-ки В. жи-ли в Ме-жо-зе-рье (ме-ж-ду Онеж-ским, Ла-дож-ским и Бе-лым озёра-ми). С кон. 19 в. учи-ты-ва-лись офиц. ста-ти-сти-кой как чудь (в Пет-ро-за-вод-ском, Ло-дей-но-поль-ском и Вы-те-гор-ском уез-дах Оло-нец-кой губ.) или чу-ха-ри (в Тих-вин-ском и Бе-ло-зер-ском уез-дах Нов-го-род-ской губ.), в пе-ре-пи-си 1926 впер-вые на-зва-ны В. В 1926 на-счи-ты-ва-ли 32,8 тыс. чел. Cу-ще-ст-во-вали Вин-ниц-кий (1931-37) в Ле-нингр. обл. и Шел-то-зёр-ский (1927-56) в Ка-релии вепс-ские нац. рай-оны, нац. сельсове-ты. С 1929 в Шел-то-зёр-ском нац. рай-оне бы-ло вве-де-но обу-че-ние в шко-лах на фин. яз., с 1932 в Ле-нингр. обл. вво-дит-ся пре-по-давание на вепс-ском яз. В 1937-38 обу-че-ние на вепс-ском яз. пре-кра-ще-но, ак-тив-ные пред-ста-ви-те-ли вепс-ской ин-тел-ли-ген-ции, в т. ч. ав-то-ры учеб-ни-ков, под-верг-лись ре-прес-си-ям. С 1989 по ини-циа-ти-ве Об-ва вепс-ской куль-ту-ры вепс-ская пись-мен-ность воз-ро-ж-да-ет-ся (газ. «Ко-ди-ма», пе-ре-вод Биб-лии), ве-дут-ся пре-по-да-ва-ние в Ка-ре-лии и Ле-нингр. обл., те-ле- и ра-дио-пе-ре-да-чи на вепс-ском язы-ке. В 1988 соз-дан вепс-ский Куй-ский нац. сель-со-вет в Во-ло-год-ской обл., в 1994-2005 су-ще-ст-во-ва-ла Вепс-ская нац. во-лость в Ка-ре-лии. В 2006 В. по-лу-чи-ли ста-тус коренно-го ма-ло-чис-лен-но-го на-ро-да Се-ве-ра.

Тра-диц. куль-ту-ра ти-пич-на для на-ро-дов лес-ной зо-ны Се-ве-ро-За-па-да Рос-сии (см. ста-тью На-ро-ды и язы-ки в то-ме «Рос-сия»). Осн. тра-диц. заня-тие - под-сеч-но-ог-не-вое зем-ле-де-лие (рожь, яч-мень, овёс), тра-диц. ору-дия - со-ха (адр) и бо-ро-на-су-ко-ват-ка (ягез). Бы-ли раз-ви-ты камено-тёс-ный про-мы-сел в При-оне-жье (до-бы-ча ма-ли-но-во-го квар-ци-та, или «шок-шин-ско-го пор-фи-ра»), от-ход-ни-че-ст-во (В. из-вест-ны как строите-ли Санкт-Пе-тер-бур-га). Тра-диц. ма-ло-двор-ные по-се-ле-ния об-ра-зо-вы-ва-ли ско-п-ле-ния. Жи-ли-ще у сев. В. - дом-двор на вы-со-ком, у ср. и юж. В. - на не-вы-со-ком под-кле-те; из-ба с кры-тым дво-ром со-еди-ня-ет-ся пе-ре-хо-дом, для ср. и юж. В. ха-рак-тер-на по-пе-реч-ная (Т-об-раз-ная) связь. На-вер-шия рез-ных на-лич-ни-ков ук-ра-ша-лись жен-ски-ми фи-гу-ра-ми, с 18 в. - во-лю-та-ми. Пла-ни-ров-ка из-бы у юж. и ср. В. - сев.-среднерус-ско-го ти-па (печь об-ра-ще-на усть-ем к фа-сад-ной сте-не, стол - в крас-ном уг-лу); у сев. В. печь об-ра-ще-на усть-ем к вхо-ду, стол - у фасад-ной сте-ны (т. н. фин-ская пла-ни-ров-ка). У пе-чи со-ору-жа-ет-ся ящик (кар-жин), ве-ду-щий в под-клет. Оде-ж-да у ср. и юж. В. близ-ка к сев.-рус-ской, в При-оне-жье бы-ту-ет юбоч-ный ком-плекс. Го-лов-ной убор у де-ву-шек - по-вяз-ка-лен-та, у жен-щин - за-кры-тые со-ро-ка, ки-ка, по-вой-ник, сбор-ник. Жен-ские ру-ба-хи ук-ра-ша-лись по по-до-лу крас-ной или бе-лой вы-шив-кой; изо-бра-зит. мо-ти-вы близ-ки к сев.-рус-ским. Осн. пи-ща - ржаной хлеб, ры-ба, на-пи-ток - квас из ре-пы, по празд-ни-кам - пи-во. До 1930-х гг. со-хра-ня-лись боль-шие пат-ри-ар-халь-ные се-мьи (3-4 по-коления). Обы-чаи «пив-ных празд-ни-ков» (ти-па брат-чин ), мо-ло-дёж-ных по-си-де-лок (но-риш-техт), ря-же-ния и га-да-ния на Свят-ки и , сва-деб-ный и ка-лен-дар-ные ритуалы, обряд оплаки-ва-ния умерших близ-ки к рус-ским; при по-гре-бе-нии де-ву-шек и не-же-на-тых - об-ряд «веселения» по-кой-ни-ка. На мо-ги-лу в те-че-ние 40 дней (ино-гда до го-да) вме-сто кре-ста ста-ви-ли две жер-ди от по-гре-баль-ных но-си-лок, ве-ря, что че-рез них под-дер-жи-ва-лась связь умер-ше-го с род-ст-вен-ни-ка-ми. Бытовала ве-ра в кол-ду-нов (нойд) и пред-ска-за-те-лей (ар-буй). Сохраняется тра-ди-ция обет-ных празд-ни-ков.

Осн. жанр фольк-ло-ра - при-чи-та-ния (по-хо-рон-ные, по-ми-наль-ные, сва-деб-ные). Ис-пол-ня-ют-ся обыч-но на вепс-ском яз., так же как колыбельные («бай-ки») и час-туш-ки. Сва-деб-ные, про-тяж-ные и пля-со-вые пес-ни (боль-шая часть - мно-го-го-лос-ные) по-ют-ся в осн. на рус. языке. Муз. ин-ст-ру-мен-ты: кан-те-лет (ти-па цит-ры), на-ту-раль-ные тру-бы (пист, торд), флей-ты, удар-ные, мир-ли-то-ны (из бе-ре-сты, стеб-ля лу-ка и др.), гар-мо-ни-ка. Сю-же-ты ска-зок (сар-над, ста-ри-над) близ-ки к ка-рель-ским и се-вер-но-рус-ским.

Лит.: Пес-ни на-ро-дов Ка-ре-ло-Фин-ской ССР. Сбор-ник ка-рель-ских, вепс-ских и рус-ских пе-сен / Сост. В. П. Гуд-ков, Н. Н. Ле-ви. Пет-ро-за-водск, 1941; Пи-ме-нов В . В . Веп-сы. Очерк эт-ни-че-ской ис-то-рии и ге-не-зи-са куль-ту-ры. М.; Л., 1965; Про-бле-мы ис-то-рии и куль-ту-ры вепс-ской на-род-но-сти. Пет-ро-за-водск, 1989; Веп-сы // При-бал-тий-ско-финские на-ро-ды Рос-сии. М., 2003.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вепсы
Современное самоназвание

vepsläižed , vepsä , lüdinikad

Численность и ареал

Всего: 6400

Археологическая культура
Язык

вепсский, русский

Религия

преимущественно православие

Входит в

Финно-угорские народы

Родственные народы
Происхождение

весь, чудь заволочская

Ве́псы (вепс. vepsläižed ; официально до 1917 — чудь ) — малочисленный финно-угорский народ, традиционно проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

В апреле 2006 года народность была включена в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Названия и этногруппы

Самоназвания — vepsä , bepsä , vepsläižed , bepsaažed , lüdinikad . До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В деревнях в бытовой русской речи также употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели шутливо-иронический оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять , в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Язык и письменность

Генезис и история

Основная статья: весь (племя)

В настоящее время учёные не могут окончательно решить вопрос о генезисе вепсского этноса . Полагают, что по происхождению вепсы связаны с формированием других прибалтийско-финских народов и что они обособились от них, вероятно, во 2-й половине 1 тысячелетия н. э., а к концу этого тысячелетия расселились в юго-восточном Приладожье . Курганные могильники X—XIII веков можно определить как древневепсские.

Полагают, что наиболее ранние упоминания вепсов относятся к VI веку н. э. (остготский историк Иордан пишет о племени вас ). Арабская историческая традиция, начиная с Ибн Фадлана (X век), упоминает этноним вису . Русские летописи с IX века называют, вероятно, этот же народ весью. Русские писцовые книги , жития святых и другие источники чаще знают древних вепсов под именем чудь.

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). « также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав, по данным летописи, вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами — военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути — от Ладожского до Онежского озера.

В межозерье между Онежским и Ладожским озёрами (на своей основной этнической территории) вепсы жили с конца 1 тысячелетия, постепенно перемещаясь на восток. Некоторые группы вепсов покидали межозерье и сливались с иными этносами (например, в XII—XV веках вепсы, проникнувшие в районы севернее р. Свирь , стали частью карельского этноса — людиками и ливвиками . В отличие от них, северные вепсы являются потомками более поздних переселенцев, не смешанных с карелами.

Миграции вепсов на северо-восток — в Обонежье и Заволочье — привели к возникновению вепсских групп, совокупность которых в русских исторических источниках названа заволочской чудью. Наиболее восточные из этих групп приняли участие в формировании западных коми . Остальные были ассимилированы в ходе славянской колонизации.

Основная часть вепсов до последней трети XV века жила в границах Обонежской пятины Земли Новгородской . После присоединения Новгорода к Московскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян . В начале XVIII века северные вепсы оказались приписанными к Олонецким (Петровским) металлургическим и оружейным заводам, а оятские — к Лодейнопольской судостроительной верфи.

Численность вепсов в России впервые была определена академиком П. И. Кёппеном по материалам VIII ревизии (1835). По его подсчётам, в Европейской России на этот момент проживало 15617 вепсов, в том числе в Олонецкой губернии — 8550, в Новгородской — 7067.

В 1897 году численность вепсов составляла 25,6 тысяч чел., в том числе 7,3 тысяч проживало в Восточной Карелии, к северу от р. Свирь. В 1897 году вепсы составляли 7,2 % населения Тихвинского уезда и 2,3 % населения Белозерского уезда Новгородской губернии.

В 1920—1930-е годы в рамках политики коренизации в местах компактного проживания народа были созданы вепсские национальные районы (Винницкий в Ленинградской области и Шелтозерский в Карельской АССР), а также вепсские сельские советы и колхозы. В начале 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе, появились учебники вепсского языка на основе латинской графики.

В 1937 году этническая территория вепсов на Вепсовской возвышенности была поделена между Ленинградской и Вологодской областями, тогда же Винницкий национальный район был преобразован в обычный, а в 1957 году был упразднён Шелтозерский район в Карелии. Также предпринимались попытки массового переселения вепсов, например, в 1959 году шимозерские вепсы Вологодской области были переселены в Подпорожский и Винницкий районы Ленинградской области.

С 1950-х годов в результате усиления миграционных процессов и связанного с ними распространением экзогамных браков ускорился процесс ассимиляции вепсов. Согласно переписи населения 1979 году в СССР проживало 8,1 тысяч вепсов. Однако по оценкам карельских учёных реальная численность вепсов была заметно выше: около 13 тысяч в СССР, в том числе 12,5 тысяч в России (1981 год). Около половины вепсов обосновалось в городах. Согласно переписи населения 1989 года в СССР проживало 12,1 тысяч вепсов, но только 52 % их называло вепсский язык родным.

Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации

Республики и области 1926 1937 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
СССР 32 785 29 842 31 679 16 374 8281 8094 12 501 ... ...
РСФСР / Российская Федерация 32 783 29 585 31 442 16 170 8057 7550 12 142 8240 5936
Республика Карелия 8587 9007 9388 7179 6323 5864 5954 4870 3423
Ленинградская область 17 290 15 146 15 343 8026 650 774 4273 2019 1380
Вологодская область 6888 5432 4976 117 282 65 728 426 412
Санкт-Петербург 5 0 198 848 154 208 368 318 271
прочие регионы 13 0 1316 648 639 819 607 450
остальные союзные республики 2 257 237 204 224 544 359

По сведениям переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 25 820 вепсов (по данным о родном языке).

Современное расселение и численность

Общая численность в России — 5936 человек согласно переписи 2010 г. (8240 человек согласно переписи 2002 года, 1989 — 12 142 человека; в 1959 — около 16 170).

В Карелии проживает 4870 вепсов (2002 г., в 1989 г. — 5954 чел.), что составляет более половины от общей численности этого народа. До середины XX в. вепсы проживали почти исключительно в юго-восточной части республики, в основном по западному берегу Онежского озера южнее и юго-восточнее села Шокша . В пределах существовавшего здесь до 1957 года Шелтозерского района вепсы в 1926 году составляли почти 95 % населения. В дальнейшем в результате миграционных процессов резко возросла концентрация вепсов в столице Карелии. Если в 1926 году в Петрозаводске проживало 1,2 % карельских вепсов, то уже к 1939 году этот показатель возрос до 25,2 % и в дальнейшем он продолжал непрерывно увеличиваться (1970 год — 44,1 %, 1989 год — 51,7 %). По данном переписи 2002 г. в Петрозаводске проживало уже 55,7 % вепсов Карелии. Процесс «перетекания» вепсов в столицу...

Вепсы

ВЕ́ПСЫ -ов; мн. Народ, близкий к карелам, живущий небольшими группами в Ленинградской и Вологодской областях России и в Карелии; представители этого народа.

Вепс, -а; м. Ве́псский, -ая, -ое. В. язык.

ве́псы

(самоназвание - тягалажет), народ в Ленинградской и Вологодской областях и Карелии. Общая численность 13 тыс. человек (1995). Язык вепсский. Верующие - православные.

ВЕПСЫ

ВЕ́ПСЫ (самоназвание - бепся), народ в Российской Федерации, близкий карелам; живет небольшими группами среди русского населения в Карелии (5 тыс человек) и Ленинградской области (2 тыс человек). Общая численность в Российской федерации 8 тыс человек (2002). Вепсы - потомки древнего финского племени весь, до 1920-х гг. официально назывались чудью. Верующие вепсы - православные.
Основная территория их расселения: Прионежский район Карелии, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области. Около половины всех вепсов живет в городских поселениях. Антропологически вепсы относятся к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы. Вепсский язык принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют три диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х годов его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Вепсы двуязычны, говорят также на русском языке. В 1932 была создана и использовалась до 1937 письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х годов началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.
Древнейшие предки вепсов жили в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале первого тысячелетия началось их движение на восток. С 11 по 14 века часть древних вепсов проникла на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к северо-востоку от Заволочья, достигнув бассейна реки Северной Двины.
Основой хозяйства вепсов было земледелие (трeхпольная система сочеталась с подсечной), значительное место занимало скотоводство, подсобную роль имели охота и рыболовство. С середины 19 века значительные масштабы приобрeл лесозаготовительный промысел. Сельскохозяйственное производство с середины 19 века стало ориентироваться на мясомолочное животноводство.
На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что обусловило отток значительной части трудоспособного населения в индустриальные районы. Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоeмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.
Жилища южных вепсов в большей степени сохранили традиционный интерьер северорусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приeмы строительства. Традиционный костюм сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле. В конце 19 - начале 20 века бытовало два типа традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный. Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.
Основу пищевого рациона вепсов в конце 19 - начале 20 века составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб. Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво.
В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения. Им на смену пришла сельская община, функции которой не отличались от русской. К началу 20 века у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие патриархальные семьи. Свадебная обрядность, бытовавшая до 1930-х годов, во многом напоминала северорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке.
У вепсов сохраняются почитание ели, можжевельника, рябины, ольхи; древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклорных жанров популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий географических объектов. Бытуют причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала 20 века сохранялось кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. Народное искусство представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (у оятских средних вепсов), вышивкой, ткачеством.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "вепсы" в других словарях:

    Вепсы … Википедия

    - (вепсь вепся, самоназвание бепся), народ в Санкт Петербургской и Вологодской обл. и Карелии. 13 тыс. человек (1992). Язык вепсский. Верующие вепсы православные … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ВЕПСЫ, ов, ед. вепс, а, муж. Народ, живущий группами на юге Карелии, на востоке Ленинградской и западе Вологодской областей. | жен. вепска, ы. | прил. вепсский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвания вепсь, веп ся, бепся), народ в Российской Федерации (12 тыс. человек). Живут в Ленинградской и Вологодской областях и Карелии. Язык вепсский прибалтийско финской подгруппы финно угорской группы уральской семьи. Предками В. учёные… … Русская история

    Вепсы - (самоназвание бепся, вепсь, вепся, люднникад, тягала жет, чудь) народность общей численностью 13 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 12, в т.ч. Карелия 6 тыс. чел. Язык вепсский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (самоназвание вепса, бепса, лудинкау) народ, близкий к карелам (См. Карелы). Живут небольшими группами среди русского населения в ряде районов Ленинградской и Вологодской областей РСФСР и Карельской АССР. Численность 16 тыс. чел. (1959,… … Большая советская энциклопедия

    вепсы - ВЕПСЫ, ов, мн (ед вепс, а, м). Народ, живущий небольшими группами среди русского населения в ряде восточных районов Ленинградской области, на юге Карелии и на западе Вологодской области; люди, принадлежащие к этому народу (прежнее название чудь); … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназв. вепса, бепса, лудинкау) народность, близкая карелам. Живут небольшими группами среди рус. населения в ряде р нов Ленинградской и Вологодской областей РСФСР и Карел. АССР. Числ. 16 т. ч. (1959). Язык вепский прибалтийско финской группы… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Народ прибалтийско финской подгруппы финно угорской этноязыковой группы, коренное население отдельных районов Ленинградской, Вологодской областей и Карелии. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Демографические процессы, динамика трудовых ресурсов и риски здоровью населения Европейской части Арктической зоны России ,

Основные сведения

Этноним основной - вепсы, чудь (до 1920-х гг.).

Автоэтноним (самоназвание) - вепся/бепся/вепсь, а также вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед; и ряд других.

Другие этнонимы - кайваны (у русских).

Территория расселения - основная: Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Другие места расселения: Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

В 1992 - 1994 гг. образованы Куйский и Пондальский национальные сельсоветы в Бабаевском районе Вологодской области и Шелтозёрская национальная волость в Прионежском районе Республики Карелия.

Численность:

1719 г. - 8,6 тыс. чел.
1744 г. - 10,2 тыс. чел.
1848 г. - 15,6 тыс. чел.
1897 г. - 25,6 тыс. чел.
1926 г. - 32 773 чел.
1937 г. - 29 842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29 585 чел.
1939 г. - 31 449 чел. в Российской Федерации
1959 г. - 16 374 чел.
1970 г. - 8 281 чел.
1979 г. - 8 094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7 550 чел.
1989 г. - 1 2501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 1 2142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия,
4273 чел. (35,2 %) в Ленинградской области.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Этнические и этнографические группы

Северная - Прионежский район Карелии.

Средняя - восток Ленинградской (кроме Бокситогорского района), северо-запад Вологодской обл. В составе средней группы - восточная подгруппа - Куйский и Пондальский сельсоветы Бабаевского района Вологодской обл.

Южная - северо-восток Бокситогорского района Ленинградской области.

Внешность вепсов.

Расовая принадлежность, антропологический тип: восточно-балтийский тип беломоро-балтийской малой расы.

Язык: вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля"). Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им. В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность: в 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ. В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Религия: православные христиане.

Этногенез и этническая история.

Наиболее вероятно, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тыс. н.э. началось их движение на восток. Как полагают, первое упоминание о племени весь (Vas, Vasina) - предках вепсов относится к VI в. В это время они и появились на территории между Ладожским, Онежским и Белым озёрами (так называемое Межозерье).

С конца I тыс. н.э. в этот район продвигаются славяне и начинается этнокультурное взаимодействие предков вепсов и русских, которое определило окончательную интеграцию весской общности в структуру древнерусского государства.

С XI по XIV вв. происходит движение части древних вепсов на Олонецкий перешеек, к северу от р. Свирь, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. В результате этих контактов складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. Последняя волна древних вепсов обосновалась на юго-западном побережье Онежского озера, положив начало северной группе вепсского этноса.

Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к Северо-Востоку от Межозерья (так называаемое Заволочье), достигнув бассейна р. Северной Двины. В этом регионе древние вепсы были ассимилированы западными группами коми, а на остальном пространстве Заволочья - славянами. К XVIII в. этническая территория вепсов стала ограничиваться Межозерьем, при этом продолжала сокращаться в результате непрерывной ассимиляции вепсского населения русскими на окраинах этнического ареала.

С конца XVIII по начало XX вв. вепсская территория оказались разделённой между Олонецкой и Новгородской губерниями. Вепсы Олонецкой губернии оказались активнее вовлечены во все сферы общественной жизни чем их соплеменники в Новгородской губернии. У последних сохранялись дольше архаические элементы культуры.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. были образованы национальные вепсские районы и сельсоветы. В 1937 г. они ликвидируются.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами, что привело к сокращению их численности в связи с оттоком вепсского населения со своей этнической территории. С конца 1980-х гг. предпринимаются попытки остановить этот процесс: воссоздаются национально-территориальные образования, письменность, вводится изучение вепсского языка в ряде школ региона, издаётся литература.

Хозяйство

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие. Трёхполье сочеталось с подсекой. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. Охотой занимались больше других вепсы Шимозерской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Рыболовство наибольшее распространение имело на Онежском озере, где оно приобрело в XIX в. характер промысла.

С середины XIX в. значительные масштабы приобрёл лесозаготовительный промысел.

Вепсы Прионежья работали на камнеломно-камнетёсном промысле по всему Северо-Западному региону. До 1930-х гг. сохранялся гончарный промысел в Приоятье. Кроме того, у средних и северных вепсов были развиты катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный промыслы.

Сельскохозяйственное производство с середины ХХ в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.

На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что способствовало оттоку значительной части трудоспособного населения с начала XX в. в индустриальные районы.

Вепсская деревня.

Традиционные поселения и жилища

Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов. В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.

Жилища южных вепсов наиболее устойчиво сохранили традиционный интерьер северно-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приёмы строительной техники. Здесь, наряду с однорядной, бытуют Т-образная и псевдо-Т-образная связь дома с двором.

Традиционное жилище.

Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов. К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы. Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Традиционный костюм.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.