Главная · Простудные заболевания · Японские железные дороги. Высокоскоростные японские поезда: описание, виды и отзывы

Японские железные дороги. Высокоскоростные японские поезда: описание, виды и отзывы

В Японию и не перестаю удивляться этим обаятельным, жизнерадостным, предельно вежливым, отзывчивым и приветливым людям. Если честно, то архитектурные памятники Японии меня абсолютно не впечатлили, нет в этой стране действительно выдающихся мест, где вы воскликните "Вау!"; в массе своей древние храмы, замки и дворцы не дожили до наших дней, а те, что сохранились (например в Киото и Наре) на 90% отстроены заново по старым чертежам.

Природа интересная, но сколько-нибудь опытный путешественник тоже скажет, что ничего особенно выдающегося. Но люди и их образ жизни - это просто шедевр, вот зачем надо ехать в страну Восходящего солнца. Вчера и сегодня гуляю последовательно по трем городам (Саппоро, Отару и Хакодате), про который, думаю, было сложно писать соответствующие главы в путеводителях. А вы попробуйте выдавить из себя текст про достопримечательности города, если их (достопримечательностей) там попросту нет. Вот, к примеру, чем славен университет в Саппоро? Там маленькая статуя Уильяму Кларку, основателю сего заведения. Видел я эту статую, не впечатляет. А вот сам университет прикольный, о нем будет отдельный репортаж, учатся в нем такие фрики, что хочется фотографировать всех и каждого. А еще в Японии регулировщики движения кланяются в знак благодарности, что вы их слушаетесь и останавливаетесь -


Офисные клерки -

Японские девчонки... они суперские! Кто-то скажет, что азиатки не в его вкусе, что они лишены неких пышностей там, где это ожидается в представлении европейца. Да ну, бросьте. Ничего вы не понимаете в "колбасных обрезках". Японки безумно обаятельны, а если всмотреться, то часто даже красивы. По своему красивы. На фотографиях я принципиально не выискивал красавиц, а фоткал всех подряд, кто входил в здание ж.д вокзала Саппоро в течении нескольких минут, либо прогуливался на площади перед вокзалом -

Эта фотография дорогого стоит! Я в восторге. Обычный общественный туалет на вокзале, но они подумали о детях -

Обычный подъезд в обычном жилом доме. Зонтики, которые в общем пользовании. Идет дождь - взял, сходил в магазин, вернулся, поставил зонтик назад. Ковшик и веник из той же серии. Другая планета, слов нет -

Сегодня ехал в поезде из Саппоро в Хакодате, это 3,5 часа в пути. Рядом со мной сидела девушка, преподаватель английского в университете в Хакодате. В Японии не часто встретишь людей, так хорошо говорящих по английски и упускать момент я не стал и все 3,5 часа мы проговорили о жизни в Японии, да и вообще о жизни. Весьма интересно! Я ей рассказал, что накануне прилетел из Владивостока, на что она ответила, что всегда мечтала побывать в России, но одна не готова, поскольку русские кажутся ей "дикими" (wild). Спрашиваю, а почему ей так кажется? Но воспитанные японцы никогда вам правду в глаза не скажут, знатные они дипломаты. И тут мне в голову приходит интересная мысль, выведу я девушку на искренность про Россию другим путем!

Помните мой пост про Владивосток, где я раскритиковал строительство двух огромных мостов, во что из федерального бюджета вложили порядка 60 миллиардов рублей? Многие со мной не согласились, мол, мост разгрузил пробки. И все бы нормально, дискуссия - есть дискуссия. Но полезла "чернуха", увы, типичная для современной России. В ответ на предметную критику (неважно, справедливую, или слишком субъективную) пошло нечто кориченевое: жиды виноваты, хохлы, пиндосы, заговор против России, Госдеп проплачивает такие посты и прочее. Тема получила развитие в посте у Сергея periskop "Владивосток 154 ", где полез прям таки махровый антисемитизм и ксенофобия. Лично к Сергею никаких вопросов, он просто удачно поймал "волну". Так вот, решил я японке задать следующий вопрос:

-Скажи, если гайдзин (иностранец) скажет тебе, что в Японии много мусора, что ты ему ответишь?
-Я спрошу, где именно и сообщу в соответствующие инстанции, чтобы мусор убрали. Или сама уберу, если это в моем дворе.
-А если этот иностранец - гражданин США?
-Какая разница чей он гражданин? Я хочу, чтобы моя страна была чистой.
-Но американцы напали на Ирак...
-Не понимаю, причем тут Ирак.
-Американцы правят миром...
-Это шутка?
-Заговор (conspiracy) против Японии...
-Я не понимаю о чем речь, но моя страна будет самой чистой и самой лучшей!

Тогда я рассмеялся (до этого старался выглядеть серьезным) и попытался объяснить ей суть российского менталитета. Она не хотела отвечать, почему русские по ее мнению "дикие"? Тогда выведу ее на откровенность хитростью. Говорю, что Япония достигла фантастических успехов потому, что не искала виноватых в 1945 году, а бросила все силы на восстановление государства и построение мощной экономики вкупе с высочайшим уровнем жизни. А Россия все ищет виноватых в ее бедах, в то время, как коррупция зашкаливает и советский ресурс активно "проедается". Рассказал ей, что веду блог, где была статья про мосты во Владивостоке, и что народ вместо предметной дискуссии бросился ругать мифических американцев, евреев, украинцев и прочих.

Девушка говорит: "We say here Japan, it"s like looking for clams on a dry field ".

Странная поговорка. Искал ее смысл в интернете, но так и на нашел сколько-нибудь ясного объяснения. Есть идеи?

Ни в одной другой стране мира нет настолько развитой сети железных дорог, как в Японии. У любителей посмотреть на красивые поезда (а кто же этого не любит?!) здесь просто глаза разбегутся от разнообразия.

Сегодня я расскажу вам об этих прекрасных поездах, а в конце покажу самый симпатичный во всём мире.

Японский рельсовый транспорт принимает совершенно разные формы. - это железнодорожный high-end. (Если помните, здесь их и поездами почти не считают!) Так же - они в самом низу этой пирамиды. А теперь давайте поговорим о тех поездах, которые занимают промежуточные уровни.

Лирическое отступление: билеты на рельсовый транспорт продаются в автоматах. Цена зависит от станции назначения, и её надо заранее посмотреть на карте станций, которая запросто может не иметь английского перевода. Если ошибся, при выходе придётся доплачивать в ещё одном автомате. Гораздо легче пользоваться Суйкой. Суйка (или Suica) - это платёжая карточка, которая принимается почти по всей стране.

Ирония в том, что Суйку не надо никуда сувать - она бесконтактная. Её можно приобрести в автоматах на больших станциях, за 500-иенный депозит, который потом могут вернуть в любой железнодорожной кассе. Пополнять её можно в автоматах, за наличные. Я в этой поездке впервые воспользовался Суйкой, и это очень сильно облегчило жизнь - рекоммендую. Правда, по понятным причинам, каждому пассажиру нужна будет своя.

Границы между метро, электричками и поездами у японцев очень размыты. Например в Токио есть метрополитэн (даже два), а есть метро-образные электрички компании JR, которые из местных (типа линии Yamanote) постепенно превращаются в дальноходные. Если помните, я в посте про районы Токио уже показывал эту запутанную сеть:

Компания JR (Japan Railways Group) - главный оператор железных дорог в стране. Она разбита на региональные компании, но во многом разница между ними не ощущается. Все синкансэны принадлежат этой группе компаний. Самое главное, что иностранные туристы могут приобрести JR-Pass , который позволяет ездить на почти всех поездах JR на протяжении одной, двуй или трёх недель.

Помимо JR по всей стране есть небольшие независимые линии железных дорог, ими управляют отдельные компании. Часто пути JR и не-JR проходят очень близко, и маршруты чуть ли не дублируют друг друга. Станции тоже бывают очень близки. Например вот две станции в пригороде Киото (недалеко от ), разделённые стенкой. Слева - станция JR, справа - компании Keihan Railways.

Так как это две отдельные системы, чтоб пересесть с одной на другую, надо купить отдельный билет. (Или отдельно заплатить Суйкой.)

В час пик в метро всё совсем по другому. Вагоны забиваются как консервные банки, внутри не протолкнуться.

Люди на перроне выстраиваются в аккуратные очереди (на платформе отмечено, куда приедут двери вагонов). Когда приходит поезд, очереди расступаются по бокам, чтоб дать пассажирам выйти. В очереди никто не пытается друг-друга обогнать, все стоят спокойно.

Зато когда начинают заходить, внутри вагона может возникнуть давка из за количества народу (но только в порядке очереди). Бывает, не все пассажиры могут зайти в поезд, некоторые остаются ждать следующего. Благо в час пик, они ходят очень часто, каждые пару минут.

Меня всё время спрашивают, "А ты видел, чтоб полицейские заталкивали народ в поезда?" Во первых, не полиция - просто служащие все в такой форме. Во вторых, почти видел. Не то чтоб прямо заталкивали, но прижимали рюкзак, или пальто, чтоб двери могли закрыться. Но вроде как бывает и действительно заталкивают.

На больших городских станциях все выходы пронумерованы. У некоторых ещё и названия есть. На станциях жёлтые указатели направляют пассажиров к нужному выходу. Почти всегда, рассказывая, как добираться, вам скажут из какого удобней выходить. Не игнорируйте этот совет, обходить станции дело непростое. Один раз мы вышли со знакомым японцем из неправильного выхода, и он, растеряно оглянувшись сказал, что лучше нам доехать куда надо на такси. (Пятиминутная поездка обошлась где-то в $7.)

На линии Yamanote стоят вот такие карты, показывающие, в каком вагоне лучше ехать для каждого выхода со всех станций.

Честно говоря, никогда не понимал, почему в не нумеруют выходы, это ж так удобно, и ничего не стоит!

Междугородние поезда больше напоминают электрички. Сидения здесь расположены рядами перпендикулярно к движению.

Очень часто поезда не разворачивают на конечной, а пускают назад. Они ведь электрические, в каждом вагоне свой двигатель, так что не надо перегонять локомотив в голову состава (локомотива вообще нету). Зато надо сиденья разворачивать, чтоб весь поезд спиной не ехал. В японских поездах некоторые кресла разворачиваются на 180 градусов. А бывают такие, что просто спинка на шарнире перекидывается взад-вперёд через сидение.

Иногда поезда разбивают после определённой станции на две части. Или наоборот добавляют вагонов, чтоб сделать длиннее. В таких случаях кабины машиниста бывают не только в голове и хвосте, но и посередине состава.

Заглянем кстати к машинисту. Разумеется, он тоже в фуражке и перчатках.

Перед ним распечатано расписание маршрута. Пунктуальность японских поездов легендарна. Все знают, что они практически никогда не опаздывают. А если и опаздывают, то об этом сообщается на табло на станции. Задержка в две-три минуты - уже повод оповестить пассажиров, чтоб не переживали.

Проезжая каждую станцию, машинист сверяет время в расписании. Всё должно быть точно.

У каждого машиниста свой хронометр, выданый ему компанией. На панели управления есть специальное гнездо, куда он вставляется. Теперь, если машинист вдруг опоздал, он не может пожаловаться на неисправные часы.

Даже портфель у машинистов особый, выданный компанией JR.

Японская любовь к железным дорогам проявляется ещё и в том, что рядом со станциями часто ставят старые вагоны. Причём это можно и увидеть, и на маленьких станциях в горах:

А иногда и целые паровозы выставляют напоказ. Очень люблю паровозы!

В поездах JR есть так называемые "Green Cars" - зелёные вагоны. Это бизнес-класс. Билеты в них примерно в полтора раза дороже, чем обычные. В таких вагонах шире сидения, но разница в комфорте незначительная. Это вам не в самолёте из эконома в бизнес-класс пересесть . Тут главное преимущество, в том, что ты едешь с другими пассажирами высшего класса. Здесь часто можно встретить богатых бизнесменов, не желающих смешиваться с плебсом.

На перронах стоят вот такие автоматы, которые позволяют держателям нормальных билетов доплатить за Green Car.

Кстати, туристы, покупающие JR Pass тоже могут шикануть, и купить Green JR Pass, он позволяет ездить в этих вагонах бизнес-класса.

Ладно, хватит теории, давайте просто посмотрим на японское железнодорожное разнообразие!

Поезд в стиле ар-деко:

Ещё один, раскрашеный в паровозика Томаса и его друзей! Ясно? Электровоз украшенный мультипликационными паровозиками?..

Красивый жёлтый поезд в пригородах Хиросимы:

Вот этот почти синкансэн, но носом не дорос:

Sea Side Liner на южном острове Кюсю:

phd_paul_lector , что поделился этой коллекцией!

И, наконец, обещанный мной, самый симпатичный поезд в мире. Вот он - Narita Express, возит пассажиров с разных вокзалов Токио в аэропорт Нарита:

Если кто-то считает, что существует поезд симпатичней чем этот, пусть первый кинет в меня камень покажет мне фотографию в каментах!

Единственный его минус в том, что он постоянно увозит меня, когда пора улетать из Японии!

Вот такие японские железные дороги. Надеюсь вам понравилось.

Реалии японских железных дорог в России практически неизвестны: кто немного в теме, слышал про "толкачей" на наиболее загруженных линиях метро и пригородных поездов в Токио и Осаке, ну и про скоростные Синкансэны. Большинство туристов (не только из России) также пользуется только услугами скоростных поездов, метро и дневных электричек. Однако в Японии, несмотря на кажущиеся небольшие размеры островного государства, есть ещё и ночные поезда, на одном из которых мне удалось прошлой осенью прокатиться. Речь пойдёт о поезде Sunrise Izumo/Seto, который соединяет Токио с префектурой Симанэ на западе Японии и Такамацу на острове Сикоку. Фактически поездов два: вечером состав отправляется из Токио, разделяется на две части в Окаяме и утром две части прибывают в Идзумо и Такамацу. Одновременно в обратном направлении поезда сцепляются в Окаяме и едут в столицу (карта на японском).
Небольшой отчёт о поездке, особенностях состава, купе и цене вопроса. Отличительной особенностью состава можно назвать то, что это не вагоны с локомотивом, как у нас привыкли видеть ночные поезда, а два электропоезда с двумя моторными и пятью прицепными вагонами в каждом. Впрочем, старые ночные поезда с локомотивом тоже пока встречаются, но из-за расширения сети синкансэнов, "традиционного" ночного сообщения с "голубыми поездами" (как их в Японии называют), становится всё меньше и меньше. Направление Идзумо/Такамацу - Токио обслуживает не только жителей конечных станций, но, в первую очередь, является одним из немногих способов добраться ночью от Токио до второго по величине города страны - Осаки, и поэтому падение пассажиропотока данному поезду не грозит.
Хотя Sunrise Express ездит по путям, принадлежащим сразу четырем компаниям, направление обслуживается компанией JR East. Электропоезд 285-й серии совместного производства Кавасаки, Ниппон Сярё и Кинки Сярё специально "заточен" под данное направление и его пассажиропотоки, и потому больше нигде в Японии не встречается. Все вагоны двухэтажные и их окна специально ориентированы так, чтобы по пути из Идзумо в Токио наблюдать закат над реками Такахаси и Хино, любоваться небом над горами Тюгоку или видеть рассвет над Тихим океаном на обратном пути. Максимальная скорость поезда - 130 км/ч, быстрее практически нигде на японской узкой колее не разгоняются. Соединения вагонов герметичные, форточек во всем составе нет - подразумевается, что с неисправным кондиционером состав на линию выпускать нельзя. В поезде три класса: одноместный "делюкс" (А1), одно- и двухместный второй класс (B1 и B2), а также аналог местного плацкарта, именуемый нобиноби. Их расположение можно посмотреть на схеме составов (опять же, всё на японском). Два вагона в 14-вагонном составе курящие. Поезд по японским меркам достаточно старый, был построен в 1997 году, поэтому всяких новомодных фич вроде вай-фая в салоне ждать не приходится. Есть также купе для инвалидов, на вагон по 1-2 туалету. Я ехал в одноместном делюксе. В переводе на российские рубли поездка в нем стоит 8 тысяч рублей от конечной до конечной. Мне она обошлась дешевле, в 5 тысяч благодаря проездному JR Rail Pass. В плацкарте-нобиноби с этой картой можно ехать бесплатно. Сингл-делюкс, как понятно из названия, одиночное купе. Кроме кровати расположенной вдоль направления движения в нем есть умывальник с холодной и горячей водой, широкий стол, стул, зеркало, блок управления и телевизор. Места достаточно даже для человека с большим багажом.
Всем пассажирам бесплатно выдают халат-юкату и тапочки.
На блоке управления регулируется кондиционер, громкость объявления остановок и освещение в купе.
Также всем пассажирам первого класса выдают симпатичный мешочек с туалетными принадлежностями: полотенцем, зубной щеткой, пастой, расческой, бритвой, всякими шампунями и гелями. Всё это, разумеется, можно забрать с собой.

Окно купе первого класса "залезает" на крышу: очень приятно наблюдать из него звездное небо.
Купе каждого класса занимает свой сегмент на этаже. От коридора на уровне высоких платформ к ним ведут лесенки вверх и вниз.
Любой пассажир может воспользоваться душем при помощи карточки. Душевых кабинок - четыре на состав. Для пассажиров едущих первым классом эта услуга бесплатная, остальные же должны покупать карточку, примерно, за 100 рублей. По карточке можно запустить горячую воду на 6 минут (перед глазами тикает счетчик). Если кто предпочитает холодный душ, то воспользоваться душевой кабинкой можно бесплатно. На выходе надо нажать кнопку дезинфекции и санобработки, которая за 1 минуту чистит кабинку от вашего там присутствия. Поезд от Идзумо до Токио идет 12 часов, так что вполне хватает времени на то, чтобы перед сном принять душ, как следует выспаться, и утром вымыть голову и позавтракать. Местный плацкарт представляет собой двухуровневые сегменты, отгороженные друг от друга небольшим стенками у окна. Японцы привыкли спать на полу. Занавесками можно отделиться только от прохода, но не от соседних сегментов, хотя если спать головой к окну, соседей не увидишь.

Одноместный второй класс - просто кровать с минимумом места для багажа. А так выглядит двухместное купе.
На каждый состав Sunrise Izumo и Seto приходится по одному проводнику. Билеты проверяют уже после начала движения, доступ в купе - по четырехзначному ключу, который задает пассажир. Проводники объявляют остановки (слышно из динамиков в купе), но разносом чаёв не занимаются: напитки продаётся в автоматах, имеется также небольшой салон-бар. Тем более они не заставляют сдавать "постель" перед прибытием на конечную. Туалеты имеются как в европейском,
так и в японском стиле. Управление сливом и рукомойником и там, и там сенсорное.

Что-то вроде вывода

Любая мысль о том, чтобы для ночных поездов использовать МВПС, тем более со сложной технологической начинкой вызывает у российских железнодорожников недовольство и священный ужас: "а что делать, если сломается?" Тем более не стоит отечественным железнодорожникам рассказывать о том, что на направлении можно и нужно использоваться специальные составы, заточенные под нужды и запросы конкретного маршрута. Как известно, индивидуальные фирменные составы сейчас у нас есть лишь на считанных направлениях, включая ленинградское. Одноместные купе и душ в вагоне РЖД по-прежнему считает "роскошеством", к примеру, одноместное купе в "грандэкспрессе" обойдётся минимум в 19000 рублей, в то время как одиночное купе второго класса в Санрайз Идзумо стоит до 6 тысяч рублей (при этом ещё нужно не забывать про то, что уровень дохода в Японии значительно выше российского). Спрос на бюджетные перевозки в одиночных купе РЖД удовлетворять не собирается, хотя именно из-за того, что в купейных и даже мягких вагонах приходится проводить ночь с незнакомыми людьми, многие пассажиры предпочитают поезд самолёту, билет на который зачастую обходится дешевле купе. Ну и опять же повторюсь, что описанный в данном репортаже уровень комфорта - это уровень 13-летней давности.

Япония, без преувеличений, является самой страной в мире во многих отраслях. И скоростные поезда у них соответствующие. Называются они 新幹線 ), что можно перевести как: "Новая"←(新) "магистраль"←(幹線). Это т.н. "поезд-пуля", который за считанные часы преодолевает расстояние в сотни километров. Скоростные поезда в Японии считаются одними из быстрейших в мире и могут развивать скорость до 320км/ч (чуть позже мы подробнее на этом остановимся ), что является выдающимся показателем по состоянию на 2013 год. Из-за очень вытянутых форм для лучшей обтекаемости, внешне поезда больше напоминают "футуристические крейсеры", чем транспорт 21 века. ;)

Поезда были запущены к открытию Олимпийских игр в Токио в 1964 году: первые поезда курсировали от Токио до Осака по линии "Токайдо" со скоростью чуть более 200 км/ч, что по тем временам было просто сумасшедшей скоростью.

Маршрут Синкансэна по линии "Токайдо" по сей день является самой перегруженной линией в мире . Еще 1 интересный факт: с момента открытия (т.е. с 1964 года) не произошло ни одной аварии, т.е. по сути, это очень безопасный вид !

Небольшая справка: Линия получила название "Токайдо" потому, что в древние века тракт "Токайдо" соединял две столицы - Эдо (ныне Токио) и Киото.

Когда я ехал по маршруту "Токайдо" из Токио до Осака и обратно, то я заметил насколько часто курсируют эти поезда: если в Германии, например, скоростные поезда класса ICE ходят каждые 2 часа (если не изменяет память), то поезда в Токио ходят каждые 20-30 минут. У нас в России так даже локальные электрички не ходят!

Синкансэн использует европейскую колею (1435 мм). Все Синкансэны электрифицированы. Стоимость билета от Токио до Осака на синкансэн составляет примерно 13 000 - 14 000 иен (126-136$) в одну сторону (детский примерно в 2 раза дешевле), что достаточно дорого, но все же это намного комфортабельнее самолета, т.к. синкасэн едет очень плавно и при достаточно больших поворотах корпуса это просто не ощутимо, да и удобнее по месторасположению: аэропорт находится на окраине, а вокзал - в центре. Обычно, авиакомпании держатся лишь на том, что стараются сделать авиабилет дешевле билета на поезд.

Кстати, купив билет на синкансэн, например, до Осака, у Вас будет возможность бесплатно ездить по центру (однократно), а если Вам надо до конечной станции - это все равно обойдется дешевле, т.к. стоимость "центра" (23 района Осака) уже включена билет Синкансэн, что очень приятно. С Токио та же самая ситуация: проезд по всем 23 специальным районам Токио (то бишь центр) обойдется Вам бесплатно, а вот проехав еще дальше нужно будет уже доплачивать.

Классификация поездов

Одним из основных производителей поездов Синкансэн являются компании Hitachi и Nippon Sharyo (яп. т.с.).

В Японии есть 3 основных типа маршрутов : Нодзоми (のぞみ), Хикари (ひかり) и Кодама (こだま).

Их отличие друг от друга состоит в скорости, количестве остановок, комфортабельности и стоимости, например:

Нодзоми (のぞみ) - что в переводе с японского означает "Надежда" - самый быстрый класс поездов, развивает скорость до 300-320 км/ч. Делает минимум остановок. Т.е. например, если ехать по маршруту "Токайдо", то он сделает только остановки в г. Токио, Иокогама, Нагоя, Киото и Осака, соответственно. Билеты самые дорогие и на поезда данного класса не распространяются какие-либо проездные билеты. От Токио до Осака доезжает примерно за 2 часа 20 минут.

Хикари (ひかり), в пер. с яп. "Сияние, свет" - более низкий класс поездов, которые делают значительно больше остановок и по скорости немного уступают вышеупомянутым (до 270км/ч). Я пользовался и тем и тем классом и могу сказать, что отличия не значительны - в поездах класса Хикари более крупные окна, нет розеток ну и чуть дольше по времени ехать. Билеты стоят немного дешевле, чем на Нодзоми . От Токио до Осака доезжает примерно за 2 часа 40 минут.


Кодама (こだま) - самые медленный класс поездов. Делают остановки на всех крупных станциях. В основном нужны для того, добраться до своей станции от более крупных вокзалов, где останавливаются Нозоми или Хикари. На расстоянии 540 км (Токио-Осака) тратит порядка 3 с хвостиком часов.

Также, есть и дополнительные маршруты:

Цубамэ (つばめ), что в переводе означает "Ласточка". Одни из самых быстрых и комфортабельных серий Синкансэн. Такие поезда обладают самыми передовыми технологиями вагоностроения. Курсируют по острову Кюсю.

Хаятэ (はやて), что можно перевести как "шторм". Маршруты Токио-Сэндай, Мориока или Хатинохэ. Аналог Нодзоми, т.к. является самым быстрым маршрутом на этом участке (всего 275км/ч). Преодолевает расстояние за 2,5 часа (до Хатинохэ - 3 часа).

Ямабико (やまびこ) - "эхо". Аналог Хикари на том же маршруте, что указан выше.

Сравнение японских скоростных поездов с другими странами

Я не специалист в поездах, но могу точно сказать, что самые близкие конкуренты, которые подобрались к Японии, это: Германия, Франция и Китай.

У Германии достаточно хорошие поезда (например ICE-3), но далеко не везде еще есть ж/д полотно позволяющее реализовать весь функционал немецких поездов. Есть небольшие участки со скоростью 330 км/ч, а так - 160-230 км/ч. Основные производители - Siemens AG и Bombardier. Уже давно в Германии идут споры о том, что нужно не колею улучшать, а заниматься прокладкой линий Маглев (магнитная левитация), т.к. за этим будущее, но в Германии во всем присутствует консерватизм, посему они все-таки улучшают ж/д колею.

У Франции с ж/д полотном дела обстоят лучше и из-за этого (опять же, я не специалист, это лишь предположение ) тамошние поезда быстрее немецких. Опять же, 300 км/ч у них "честные", а не на бумаге.

Китайские выскоскоростные поезда - самые быстрые (на некоторых участках до 400 км/ч), однако меня лично настораживают проблемы с безопасностью, т.к. на моей памяти, относительно недавно, слетел с моста в речку высокоскоростной китайский поезд. Сами понимаете, не в скорости дело, если люди гибнут.

Будущее высокоскоростных поездов в Японии

Будущее высокоскоростных поездов, определенно, за Maglev (magnetic levitation) - «магнитная левитация». В Японии чаще называют не "Maglev", а "Риниа-Ка" リニアーカー (Linear Car) из-за используемого линейного двигателя.

Сейчас в Японии уже провели все испытания и JR Tokai (Central Japan Railway Co.) займется постройкой линий Маглев, пока что, из собственного бюджета они могут выделить средства на постройку линии от Токио до Нагоя, планируется закончить этот отрезок к 2025 году, а уже ближе к 2040 годам обещают проложить и такие популярные маршруты, как Токио-Осака , где время поездки будет составлять не 138 минут (маршрут Нодзоми), как сейчас, а 67 минут .

Корпорации придется сильно похлопотать над новыми линиями, т.к. основной участок будет скорее всего прокладываться под землей из-за того, что шум при въезде в тоннель будет колоссальный и местные жители просто взбунтуются. :)

Уже сейчас можно прокатиться на тестовой версии поезда на коротком промежутке в префектуре Яманаси. На видео ниже можно посмотреть как это выглядит на данный момент.

Это все, что я хотел рассказать Вам о скоростных поездах Японии . Спасибо, что читаете . Если понравилось - ставим оценку внизу, комментируем и подписываемся на наши группы в соц. сетях, чтобы следить за новыми статьями.

Я давно заметил, что самые оживленные точки в крупных городах - это вокзалы. Чем ближе ты подходишь к крупному вокзалу, тем явственнее ощущается движение, какая-то скрытая энергия. В Токио это проявляется очень явно. Ты приезжаешь на Токийский вокзал и чувствуешь пульс японской столицы. Для меня это было всегда каким-то импульсом, день дальше катился по нужному плану на приподнятом настроении.

Сами японцы вокзалами и, соответственно, железной дорогой пользуются очень активно, и на железнодорожный транспорт в Японии приходится основной пассажиропоток. При этом одинаково популярны как междугородными маршрутами, так и пригородными и внутригородскими поезда.

В отличие от системы городского общественного транспорта железнодорожный устроен довольно просто, а пользоваться им – одно удовольствие.

Категории японских поездов

Японская железная дорога предлагает несколько вариантов поездов.

Синкансэн

Самый известный, удобный и одновременно самый быстрый – это знаменитый Синкансэн. Хорошо помню, какое ошеломляющее впечатление Синкансэн произвел на меня в первый раз. Футуристически выглядящие, эти поезда способны двигаться со скоростью почти 300 км/час, оставаясь одним из самых безопасных способов передвижения. Маршруты Синкансэна покрывают почти всю территорию страны, именно его появление и дальнейшее развитие привело к тому, что у авиаперевозчиков появился серьезный конкурент. Специфика поезда не предполагает остановок на промежуточных станциях, это идеальный вариант для туристов, которые передвигаются между основными достопримечательностями страны, например, из Токио в древнюю столицу Киото .

Синкасэн - это общее название всех типов супер экспрессов, собственно говоря, он определяет категорию перевозки и означает «новая магистраль». Поезда, курсирующие на линиях Синкансэн, имеют собственные имена, между ними существуют некоторые различия. Например:

  • Экспрессы «Нодзоми» и «Мидзухо» - самые быстрые, они почти не делают остановок.
  • «Хикари» и «Сакура» останавливаются чаще, но на них, в отличие от первых, можно пользоваться проездным JR Pass, а значит, существенно сэкономить на поездке.

Экспрессы

Следующая категория – экспрессы, за ними идут несколько типов электричек. Мне часто приходилось ими пользоваться в самых разных вариантах, они очень удобны, когда не торопишься. Есть время спокойно подумать, выпить кофе, посмотреть в окно. По внутреннему устройству и функционально эти поезда хотя и носят в разных регионах разные названия, почти не отличаются друг от друга. Разница между категориями не скоростных поездов в основном в том, с какими интервалами они делают остановки и на каких станциях. С учетом того, что их маршруты покрывают всю территорию Японии, на такие поезда приходится большой процент всех пассажирских перевозок.


Сразу скажу, что все типы японских поездов имеют очень комфортабельные вагоны и отличаются высоким уровнем сервиса. Понятие первый класс существует, но оно реализуется за счет большего расстояния между креслами, более функциональных сидений. В целом на выбор типа поезда, которым вы поедете, будет в основном влиять расстояние и ваше расписание.

До приятеля, который живет в Осаке, я из Токио , конечно, добираюсь Синкасэном. Но когда нужно в Йокогаму, то чаще всего я выбираю одну из пригородных электричек.

Покупка билетов на поезда в Японии

Наконец, очень важный для путешественников вопрос: «Сколько это стоит и как в стране, использующей иероглифы, не уехать в другую сторону?» Стандартная цена проезда напрямую зависит от двух факторов: расстояния и категории поезда.

Сейчас добраться из Токио в Осаку (530 км) на супер экспрессе обходится примерно в 135 долларов (14 тыс. иен), билет из Токио в Саппоро (830 км), расположенный на северном острове Хоккайдо, будет стоить около 205 долларов (21 тыс. иен).


Я пользуюсь несколькими видами проездных: они предоставляют реальную возможность сэкономить на транспорте. Остановлюсь на этой теме поподробнее. И на том, конечно, как без проблем купить билет.

Проездной JR Pass - один ответ на многие вопросы

Наиболее известный туристам тип проездного билета – JR Pass. Он может использоваться на всех поездах и автобусах компании Japan Railways (за исключением супер экспрессов «Нодзоми» и «Мидзухо»). А поскольку ассоциацией Japan Railways обслуживается более 70% всех железных дорог Японии, в том числе и все основные, то понятно, что именно JR Pass - это то, что нужно туристу, намеревшемуся передвигаться на большие расстояния.

JR Pass ограничен временем, но не количество поездок, которое в течение срока действия проездного может быть абсолютно любым. Существует два класса этих билетов – Green (1 класс) и Ordinary (все остальные классы). Детские проездные потребуются юным пассажирам в возрасте от 6 до 11 лет, с 12 лет приобретается взрослый.


Когда меня спрашивают про JR Pass, я всегда напоминаю, что у приобретения, фактического получения и использования JR Pass есть своя специфика.

JR Pass покупается заранее на сайте Japan Railway (данную услугу вам бесплатно окажут в туристической компании, а заодно и ответят на все вопросы). При этом по факту заказа вы получаете только ваучер, который по прибытии в страну обмениваете на билет в одном из офисов JR. Последнее не представляет никакого труда: офисов очень много и говорить там ничего не придется.

Важно помнить, что срок действия вы определяете при заказе проездного, он жестко зафиксирован, так что постарайтесь, заказывая билет, предусмотреть все главные детали ваших предстоящих передвижений. Закреплён и владелец билета: JR Pass – именной, помните об этом, не забывайте загранпаспорт в гостинице.

JR Pass вы можете приобрести на срок в 7, 14 или 21 день. Стоимость билетов (в скобках Green JR Pass для 1 класса) такая:

  • 7 дней – 285 долларов/29100 иен (382 доллара/38880 иен);
  • 14 дней – 456 долларов/46390 иен (617 долларов/62950 иен);
  • 21 день – 584 долларов/59350 иен (806 долларов/81870 иен).

JR Pass при правильном планировании и использовании в состоянии помочь сэкономить значительную сумму, поэтому подытожим сказанное:

  • Определяете дату начала и срок действия.
  • Заказываете JR Pass самостоятельно или через турагентство.
  • Получаете ваучер.
  • По прибытии обмениваете ваучер на билет в офисе Japan Railways.
  • Не забываете паспорт.

JR Pass дает право бесплатного проезда на всех поездах JR (кроме двух супер экспрессов), на всех автобусах JR (в том числе внутригородских, которых немало), на пароме до острова Миядзима (если решите туда прокатиться) и на экспрессах N’EX до или из аэропорта Нарита.

Проездной Seishun 18

Помимо JR Pass популярным проездным является билет Seishun 18. Я воспользовался им однажды, когда путешествовал в сезон сакуры между , Осакой и Нара - было очень удобно. В отличие от JR Pass он не именной, но имеет большой недостаток – действует только в дни каникул трижды в год: с 1 марта до 10 апреля, с 20 июля до 10 сентября и с 10 декабря по 10 января. На первый взгляд ограничения серьезные, однако, если присмотреться к датам, то мы увидим, что они приходятся на очень интересные туристам сезоны – цветение сакуры (конец марта) и рождество. Так что помнить о такой возможности будет не лишним. Seishun 18 действует в течение пяти дней, распространяется на все поезда (кроме Синкансэн) и отличается демократичной ценой – 115 долларов (11850 иен).


Этот проездной, как и обычные билеты, покупается в кассах, которые называются Ticket Office. Найти их на вокзалах несложно, ищите логотип JR на ярко зеленом фоне. Также билет можно приобрести в расположенных тут же либо поблизости автоматах.

Практическая инструкция по покупке билета в кассовом автомате:

  1. Найдите станцию назначения и соответствующий тариф на карте, расположенной над автоматом. На карте отмечены региональные все линии и станции назначения. Тарифы указаны рядом с каждой станцией.
  2. Пополните счёт. Автоматы принимают монеты 10, 50, 100, 500 иен и купюры 1000 иен., большинство берёт и купюры большего достоинства.
  3. Выберите количество билетов, которые вы намерены купить. По умолчанию это один билет, так что пропустите этот шаг, если путешествуете в одиночку.
  4. Нажмите на кнопку, подтверждающую общую сумму вашей покупки
  5. Возьмите распечатанные билеты.

Дальнейшая процедура проста и многих хорошо знакома – билет прикладывается к сканеру либо передается контролеру, после чего сохраняется до конца поездки, на выходе они потребуются вам еще раз.

Наконец, еще одна практическая рекомендация: если сомневаетесь или растерялись – не бойтесь спросить. В кассе просто называйте станцию, которая вам нужна. То же самое делайте, обращаясь к кому-то за помощью. Говорите четко, не торопитесь, вас обязательно поймут и помогут.

Цены на железнодорожные билеты

Для тех, кто занимается формированием программой и бюджетом поездки, ниже привожу информацию о некоторых возможностях, пакетах услуг и ценах, а также о стоимости стандартных вариантов проезда. Информация эта далеко не исчерпывающая, но сориентироваться поможет.

Стандартная стоимость билетов на маршрутах между городами:

  • – Никко (120 км) - 13 долларов/1 320 иен;
  • – Йокогама (30 км) - 4.50 долларов/450 иен;
  • Токио – Камакура (50 км) - 8.80 долларов/890 иен;
  • Осака – (45 км) - 5.30 долларов/540 иен.

Kansai Аrea pass

Поезда в районе Кансай – проезд между гг. Нара, Осака, Кобэ, Киото:
  • 1 день – 19 долларов/2 000 иен;
  • 2 дня – 39 долларов/4 000 иен;
  • 3 дня – 46 долларов/5 000 иен;
  • 4 дня – 57 долларов/6 000 иен.

Pass не принимается на линиях Синкансэн.

Sanyo Area Pass

Поезда, в том числе, Синкансэн, на маршрутах между Осакой, Кобэ, Хиросимой, Хакатой:
  • 4 дня – 195 долларов/20 000 иен;
  • 8 дней – 293 доллара/30 000 иен.

Kyushyu Pass

Региональный проездной по о. Кюсю на 5 дней стоит 154 доллара/16 000 иен.

Hokkaido Pass

Региональный проездной по о. Хоккайдо:

  • 3 дня – 135 долларов/14 000 иен;
  • 5 дней – 176 долларов/18 000 иен.

***

Отмечу еще несколько важных практических моментов:

  1. На всех основных маршрутах предусмотрены скидки для разных категорий пассажиров. Например, для студентов или детей в возрасте до 12 лет. Общего правила по поводу размера скидок не существует, он зависит от сезона, маршрута и железнодорожной компании.
  2. На многие маршруты можно купить билеты, воспользовавшись сезонными скидками. В Японии лучшие с точки зрения цен сезоны это Рождество и Новый год, а также традиционные японские праздники начала мая.
  3. Купленный, но не использованный билет можно сдать. У разных перевозчиков на этот счет существуют разные правила, но в любом случае, чем раньше вы обратитесь по этому вопросу, тем меньше будут потери. Для того, чтобы решить этот вопрос без задержек, я рекомендовал бы попросить помощи у кого-то, кто говорит на японском языке.
  4. Если вы опоздали на поезд с фиксированной датой и местом - не огорчайтесь сверх меры. В большинстве случаев вы сможете переоформить ваш билет с небольшой доплатой.
  5. На случай задержки или отмены поездов для пассажиров предусмотрены компенсации. Однако для Японии задержка любого поезда - случай эктраординарный. На моей памяти такое происходило только по вине землетрясений.

Напоследок

Я не могу не упомянуть и один довольно забавный факт. В супер современной инфраструктуре японского железнодорожного транспорта продолжают существовать обычные ночные поезда. Они так и называются – Night Trains. Это поезда со «старорежимными» вагонами: в каждом из них расположены полки, только в отличие от привычного нам рисунка они установлены вдоль и отделены от прохода легкими шторками.


Кроме этого, в таких поездах есть еще одна – элитная – конфигурация мест: приватные купе, называемые «места ноби ноби» (nobi nobi seats). Сейчас такие поезда остались только на маршруте между Токио и городом Изумо на западе Японии. Маршрут этот экзотический, при желании им воспользоваться обязательно сделайте предварительное бронирование – места, особенно «ноби ноби», часто проданы надолго вперед.

Желая удачи в дороге!