Главная · Кашель · Церковь екатерины великомученицы, что на всполье. Храм великомученицы екатерины на всполье Храм великомученицы

Церковь екатерины великомученицы, что на всполье. Храм великомученицы екатерины на всполье Храм великомученицы

История церкви св. Екатерины Великомученицы, что на Всполье
Архитектор К.И. Бланк. 1766-75 гг.

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. Екатерины Великомученицы, которой молятся об облегчении родов и защите детей.

Документально церковь известна с 1612 г., деревянная же, причем в литературе встречаются сведения, что она поставлена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, устроив здесь укрепление. Сражение закончилось победой русских войск.

С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. - придел св. Николая.

В 1657 г. церковь в документах показана каменной.


В 1696 г. церковь была обновлена.

В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И.Бланку.

Храм строился на казенные средства. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г.Левицким совместно с В.И.Василевским.

Старая трапезная была сохранена. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм.


Оба храма - старый и новый - были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма.

Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов - "теплого" и "холодного" - с колокольней между ними, сблизив строения.


Екатерининская церковь является редким для Москвы памятником позднего барокко. К центральной части, представляющей в плане квадрат со срезанными углами, примыкают со всех строн пониженные объемы трапезной, апсиды и притворов. Вместе с центральной частью они образуют как бы первый ярус; верх храма выступает как традиционный восьмерик, но невысокий, придавленный тяжелым аттиком и массивным куполом. Пластическая выразительность здесь выявлена ярче, чем его же вертикальная композиция. На полукруглых притоварх диагонально поставлены фланкирующие входы парные колонны. Высокие люкарны купола, стройная главка, нарядные крупные наличники и лепной декор дополняют богатство облика.




В 1769 г. была установлена ограда. Для нее использовались кованые звенья фигурной решетки, выполненные в 1731 г. для ограждения Соборной пл. Кремля. В 1740-х гг. ограда площади была разобрана, и сохраненные звенья передали, по распоряжению Екатерины, для ограды Екатерининской церкви.

Украшенные пилястрами столбы и мощные пилоны ворот, симметирчно фланкирующих здание по линии улицы, были увенчаны белокаменными орлами. Кованые российские гербы венчали центральные прутья решетки.

В 1820-х гг. Ф.М.Шестаков, ремонтируя ансамбль после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды.

В 1870-72 гг. по проекту П.П.Петрова (в литературе также называют Д.Н.Чичагова) была полностью перестроена "теплая" церковь. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного Образа разместились приделы св. Николая и блгв. кн. Александра Невского.

Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами; часть их, возможно, была открытой. Кирпичный объем на белокаменном цоколе неоштукатурен; кирпичная декорация выделена побелкой.

Масивный объем Спасской западной церкви оформлен пилястрами, воспроизводящими пилястры основного Екатерининского храма. Купол ее также напоминал купол основной церкви. Тонкая и высокая четырехярусная колокольня стала центром композиции.

В 1931 г. храм был закрыт. Храмовая икона св. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения - в храм Флора и Лавра на Зацепе. Последний тоже был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. Екатерины колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Спасский храм был отдан под жилье, Екатерининский - под контору. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно- конструкторское бюро приборостроения.

В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. храм св. Екатерины был отреставрирован внешне, даже была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, который и вел реставрацию. К 1990 г. Центр занял и зимний храм, разместив в нем мастерские.


В 1992 г. храм частично возвращен верующим.С 1992 года первым настоятелем храма был протопресвитер Даниил Губяк. В 1994-м году Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм становится представительством Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. В день храмового праздника в 1994 г. Святейший Алексий, Патриарха Московского и всея Руси и Блаженнейший Феодосий, Митрополит всея Америки и Канады отслужили молебен в ознаменование официального открытия представительства.

Великое освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита всея Америки и Канады Феодосия состоялось 11 июня 1999 года.

Многолетними трудами настоятеля храма с 2002 года архимандритом Закхеем (Вуда) в день Престольного праздника храма святой великомученицы Екатерины 7 декабря 2006 года храм святой великомученицы Екатерины был окончательно передан представительству Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. После праздничного богослужения директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря Алексей Петрович Владимиров торжественно вручил ключи от храма его в то время настоятелю, представителю ПЦА при Патриархе Московском и всея Руси архимандриту Закхею.

Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью Дроздов Денис Петрович

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ (Большая Ордынка, № 60)

ЦЕРКОВЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ

(Большая Ордынка, № 60)

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье последняя только по порядку, но не по значению. Трудно поверить, что храмов на пути мы больше не увидим. Вся наша прогулка логически состояла из переходов от церкви к церкви, возле которых делались самые большие остановки. Так не хочется с ними прощаться! В Замоскворечье наиболее явственно прослеживается роль церквей как архитектурных доминант и ориентиров небольших кварталов. До революции 1917 года здесь было пятьдесят храмов. Классик французской литературы Теофиль Готье в середине XIX века совершил путешествие в Россию и настолько восхитился Москвой и Замоскворечьем в частности, что сделал в своем дневнике следующую запись: «Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание. В довершение всего представьте себе на холодных и синеватых тонах снега как бы рассеянные по ковру русской зимы отсветы слегка красноватого свечения заходящего солнца». Вернувшись на родину, он опубликовал комментированный альбом «Художественные сокровища старой и современной России» и выпустил книгу очерков «Путешествие в Россию».

Церковь Екатерины Великомученицы, что на Всполье

С церковью Великомученицы Екатерины связаны важнейшие исторические события нашей страны. По большому счету с помощью церквей Большой Ордынки можно изучать историю России. Помните, мы проходили мимо храма Климента, папы римского, возле которого произошло решающее сражение ополченцев и интервентов в 1612 году. Так вот, поляки отступили именно сюда – к храму Екатерины. Во многих книгах и даже исторических трудах говорится о том, что церковь Великомученицы Екатерины была построена на месте, где в 1612 году войска второго народного ополчения князя Д.М. Пожарского и Кузьмы Минина одержали победу над войсками гетмана Хоткевича. Но на самом деле церковь на этом месте уже существовала. Это подтверждает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Клементьевский острог опять был занят поляками, и гетман расположил свой обоз у церкви великомученицы Екатерины (на Ордынке)».

Соловьев описывает, как главный опорный пункт ополчения Климентовский острог переходил то к интервентам, то к освободителям. Наконец, когда произошло объединение войск Пожарского, Трубецкого и замоскворецких казаков, «поляки не могли выдержать этого дружного натиска; потерявши 500 человек – потеря страшная при малочисленности его войска! – гетман вышел из екатерининского стана и отступил на Воробьевы горы; разгоряченные русские ратники хотели преследовать неприятеля, но осторожные воеводы остановили их, говоря, что не бывает на один день по две радости».

В середине XVI века в районе сегодняшних Щетининского и Погорельского переулков первой женой Ивана Грозного царицей Анастасией Романовной была устроена белильная слобода с церковью Великомученицы Екатерины. Жители слободы занимались белением тканей и пряжи и были тесно связаны с Кадашевской государевой хамовной. Церковь в честь именно этой святой была освящена не случайно: Екатерина – покровительница беременных женщин и защитница детей, а в белильной слободе работали в основном женщины. Вскоре слобода стала именоваться Екатерининской. После Смутного времени она сделалась черной, то есть свободной, жители слободы стали платить налоги государству. К 1651 году в Екатерининской слободе было уже восемьдесят семь дворов.

В 1657 году на месте деревянной была построена каменная церковь с приделами Николая Чудотворца и Федора Стратилата. В 1762 году после коронации в Москве Екатерина II пожелала перестроить храм, освященный в честь своей святой покровительницы. За проект взялся лучший московский архитектор К.И. Бланк. Уже в 1767 году строительство было завершено. От храма 1657 года уцелела только трапезная, а увеличенный пристройками Никольский придел стал функционировать как «холодная» церковь. Бланк соединил зимнюю и летнюю церкви с помощью двухъярусной колокольни, нижний ярус которой стал притвором летнего Екатерининского храма.

Хоть императрица Екатерина II и не любила барокко, новопостроенная церковь во имя ее тезоименитой святой имеет барочные черты.

Как отмечается в книге «Памятники архитектуры Москвы»: «Екатерининская церковь является памятником редкого для Москвы позднего барокко, включающая элементы рококо.

Очевидна большая, чем у других московских мастеров, связь Бланка с петербургской архитектурой 1750 – 1760-х годов. Здание напоминает и некоторые парковые павильоны того времени». Бланк внес в церковную архитектуру элементы архитектуры светской.

Нижний ярус церкви – объединенные объемы трапезной, апсиды и притворов, а верхний – невысокий восьмерик с тяжеловесным куполом. То есть вертикальной композиции Бланком практически не предполагалось. Храм как будто прижимается к земле под собственным весом. Маленькая вытянутая глава над куполом лишь усиливает подобное впечатление. Фасады церкви украшены столбиками и арками, притворы скруглены и выделены парными колоннами.

Екатерина II пожертвовала храму богатую утварь и драгоценную ризу на храмовую икону великомученицы Екатерины с российским гербом с императорским вензелем. В церкви установили барочный иконостас и серебряные, со сквозными орнаментами, Царские врата, справа и слева от которых находились иконы, изображающие сцены из жизни святой Екатерины. Росписи храма в итальянском стиле выполнил известнейший художник своего времени Д.Г. Левицкий со своими учениками.

В 1769 году была сооружена ограда с решеткой, изготовленной изначально кремлевскими мастерами для Соборной площади Кремля. Некоторые прутья решетки венчали гербовые орлы. Чувствуется, что стилистические особенности ограды и храма соответствуют друг другу. Значит, Бланк и после завершения строительства следил за судьбой своего детища. Пилястровые столбы с императорскими коронами и массивные пилоны, украшенные белокаменными орлами, делают дошедшую до наших дней ограду Екатерининской церкви поистине уникальной. В 1920-х годах с прутьев решетки были спилены раздражавшие большевиков гербы Российской империи.

Во время пожара 1812 года «теплый» храм сгорел. В 1820-х годах архитектор Ф.М. Шестаков перестроил части церкви, утраченные в пожаре. В это же время достроили и ограду храма со стороны сегодняшнего Щетининского переулка. Ограда была точно стилизована Шестаковым под бланковскую. В 1870 – 1872 годах «теплая» церковь была полностью переделана архитектором Д.Н. Чичаговым. Ее заново освятили в честь Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами – Никольским и Александра Невского.

Таким образом, храм стал состоять из трех стоящих по одной линии частей: Спасской зимней церкви, летней Екатерининской и стройной колокольни, которая являлась композиционным центром всего строения. Единство композиции достигается за счет одинаковых куполов и пилястр обеих церквей. В зимнем храме все три престола с небольшими деревянными иконостасами были расположены в один ряд и соединялись друг с другом. В 1879 году на углу Погорельского и Щетининского переулков была построена кирпичная двухэтажная богадельня на месте деревянной середины XVIII века.

В 1922 году в Екатерининском храме было изъято около двухсот килограммов золота и серебра, в том числе все пожертвованные Екатериной II ризы и утварь. В 1931 году храм закрыли. При этом властями было разрешено взять только одну икону – Святой великомученицы Екатерины. Она была отдана в храм Воскресения Словущего в Монетчиках, а позже – в церковь Флора и Лавра на Зацепе. В этом храме след иконы теряется, и судьба ее до сих пор неизвестна. В 1930-х годах разобрали колокольню. Композиционная законченность и выразительность храма были потеряны, потому что внимание сместилось в одинаковой степени и на западную и на восточную его части. Также были повреждены главы обеих церквей и сломаны кресты на них. Роспись Д.Г. Левицкого и его учеников за исключением отдельных участков была утрачена.

После закрытия в церкви располагались жилые помещения и различные организации: Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения, НИИ стандартизации приборов и пр. В 1970-х проводилась реставрация, в результате которой установили новую главу с позолоченным крестом и отремонтировали церковную ограду. В обновленных помещениях сами реставраторы (Всероссийский художественно-научный реставрационный центр имени И.Э. Грабаря) и поместились. В 1992 году Екатерининский храм был возвращен верующим, однако до 1994 года в здании оставался ВХНРЦ, а службы приходилось проводить на ступенях летней церкви. В 1994 году храм был заново освящен в честь великомученицы Екатерины патриархом Алексием II при сослужении блаженнейшего Феодосия, архиепископа Вашингтонского, митрополита всей Америки и Канады. После этого патриарх зачитал указ о том, что Екатерининский храм становится подворьем Американской православной церкви в Москве.

Святыней храма является большой ларец с частицами святых мощей святителей Григория Богослова и Василия Великого, апостолов Андрея Первозванного, Марка, Петра и Павла, первомученика Стефана и других святых. Особо почитаемые иконы церкви – Святого князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, святителя Тихона с частицами их мощей. Патриарх Тихон, которого в 1989 году канонизировали в лике святителей, при жизни каждый год в день памяти великомученицы Екатерины служил литургию в Екатерининской церкви.

Храм Великомученицы Екатерины ведет активную просветительскую, образовательную и общественную деятельность. При церкви открыты воскресная школа для взрослых, изостудия, библиотека и видеотека с обширным материалом на английском и русском языках. В храме проводятся Евангельские чтения. А еще Екатерининская церковь является центром распространения гуманитарной и благотворительной помощи от православной церкви в Америке для приходов Русской православной церкви.

Место, на котором стоит церковь Великомученицы Екатерины, по-настоящему исключительное. Храм был свидетелем кровопролитного боя, победы русского ополчения над поляками и литовцами и освобождения Москвы от иноземных захватчиков. Попадая внутрь Екатерининской церкви, поражаешься одновременной торжественности и простоте. Немаловажную роль здесь играет особенное освещение огромного пространства за счет поярусного расположения окон – в трапезной, верхнем четверике, куполе и даже маленькой главке. Екатерининская церковь как будто венчает Большую Ордынку, и последнее впечатление об улице складывается в том числе и благодаря этому особенному храму.

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ Исследователи предлагают не одну версию возникновения топонима. По мнению видных филологов Г.П. Смолицкой и М.В. Горбаневского: «Название происходит от слова орда, а вернее – от топонима Орда. В Орду, или Золотую Орду, вела дорога,

Из книги автора

БОЛЬШАЯ ОРДЫНКА СЕГОДНЯ Большая Ордынка идет от Малого Москворецкого моста к Добрынинской площади. Ее современное направление окончательно сформировалось в XVII веке. Большая Ордынка сохранила для нас редкие памятники архитектуры разных эпох. На этой сравнительно

Из книги автора

Усадьба Куманиных (Большая Ордынка, № 17) Но вот наконец мы подошли к дому № 17 по Большой Ордынке. «И что в нем такого особенного?» – спросите вы. Вполне обыкновенное пятиэтажное здание, отличающееся от остальных разве что сложностью плана и украшенное старинной оградой да

Из книги автора

ГОРОДСКАЯ УСАДЬБА ДОЛГОВЫХ (Большая Ордынка, № 21) Во второй половине XVIII века жил на Большой Ордынке в приходе церкви иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость первостатейный купец Афанасий Иванович Долгов. Всем он был хорош: и дела свои вел грамотно, и уважением всеобщим

Из книги автора

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ (Большая Ордынка, № 22) Из гостеприимных Толмачей по Большому Толмачевскому переулку снова возвращаемся на Ордынку. По обе стороны переулка расположены два самых высоких здания, которые заняли ни много ни мало по целому кварталу. В

Из книги автора

ЗДАНИЕ РОСАТОМА (Большая Ордынка, № 24) В огромном, просто колоссальном, в сравнении с уютными замоскворецкими особнячками, здании расположилась Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот дом сравнивают с неприступной крепостью, с могучим бастионом.

Из книги автора

ХРАМ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ В ПЫЖАХ (Большая Ордынка, № 27а) Даже если бы мы не совершали нашу прогулку, а спешили, например, на работу – и тогда бы наш взгляд непременно остановился на белоснежной церкви Николы в Пыжах. Это настоящая драгоценность Большой Ордынки и одно из

Из книги автора

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ (Большая Ордынка, №

Из книги автора

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Большая Ордынка, № 34, стр. 13) Среди одиннадцати зданий Марфо-Мариинской обители выделяется церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева в 1912 году. При закладке соборного камня 22 мая 1908 года (о

Из книги автора

ДОМ КИРЕЕВСКИХ–КАРПОВЫХ (Большая Ордынка, № 41) Отличный архитектурный ансамбль с храмом Иверской иконы Божией Матери составляет дом Киреевских – Карповых начала XIX века. Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр коринфского ордера, выделяющимся на глади стены,

Из книги автора

ОСОБНЯК ЕЛИСЕЕВЫХ–МИНДОВСКИХ (Большая Ордынка, № 43) Этот дом с длинным фасадом никого не оставит равнодушным. Удивителен он хотя бы тем, что его раз за разом удлиняли вдоль красной линии Большой Ордынки, а не в глубь двора. Первыми хозяевами особняка были дворяне

Из книги автора

ДОМ АРСЕНЬЕВЫХ (Большая Ордынка, № 45) Флигель отделяет особняк Миндовского от любимого жителями Замоскворечья замечательного дома Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род. Для всех носителей этой фамилии есть замечательная книга историка В.С.

Из книги автора

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКОЕ ЗАМОСКВОРЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ (Большая Ордынка, № 47) Но возвратимся опять на Большую Ордынку. Нас ждет заключительный отрезок пути. Помните, когда мы гуляли по Большому Толмачевскому переулку, то проходили мимо библиотеки имени К.Д. Ушинского. Теперь на

Из книги автора

ПО ПУТИ К ЦЕРКВИ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ, ЧТО НА ВСПОЛЬЕ Сразу за 1-м Казачьим переулком по правой стороне Большой Ордынки среди современных жилых и офисных зданий затерялся деревянный дом (№ 54) с большим мезонином и каменным фундаментом. В 1830-х годах усадьба

Из книги автора

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА (Большая Ордынка, № 69) Малый театр – явление в отечественной культуре сродни Третьяковской галерее. И как хорошо, что венчает Большую Ордынку здание Малого театра, пусть здесь и находится только его филиал. Особенный дух Малого, его философия и

Из книги автора

АПТЕКА ФЕРРЕЙНА (Большая Ордынка, № 74) В 1880 году аптекарь первого класса и потомственный почетный гражданин Карл Иванович Феррейн приобрел бывшую усадьбу купца Марка Никитича Гусева для устройства в ней аптеки. Усадьба имела прекрасное местоположение на стрелке Большой

Архитектор К.И. Бланк. 1766-75 гг.

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь во имя св. Екатерины Великомученицы, которой молятся об облегчении родов и защите детей.

Документально церковь известна с 1612 г., деревянная же, причем в литературе встречаются сведения, что она поставлена на месте сражения русских войск с польско-литовскими. После поражения у Климентовского острожка гетман Хоткевич перевел свои войска сюда, устроив здесь укрепление. Сражение закончилось победой русских войск.

С 1625 г. в церкви значится придел Феодора Студита, с 1636 г. - придел св. Николая.

В 1657 г. церковь в документах показана каменной.

В 1696 г. церковь была обновлена.

В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II. После коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм во имя своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И.Бланку.

Храм строился на казенные средства. Храмовую икону св. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г.Левицким совместно с В.И.Василевским.

Старая трапезная была сохранена. Феодоровский придел разобрали, а Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм.

Оба храма - старый и новый - были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма.

Таким образом, Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов - "теплого" и "холодного" - с колокольней между ними, сблизив строения.

Екатерининская церковь является редким для Москвы памятником позднего барокко. К центральной части, представляющей в плане квадрат со срезанными углами, примыкают со всех строн пониженные объемы трапезной, апсиды и притворов. Вместе с центральной частью они образуют как бы первый ярус; верх храма выступает как традиционный восьмерик, но невысокий, придавленный тяжелым аттиком и массивным куполом. Пластическая выразительность здесь выявлена ярче, чем его же вертикальная композиция. На полукруглых притоварх диагонально поставлены фланкирующие входы парные колонны. Высокие люкарны купола, стройная главка, нарядные крупные наличники и лепной декор дополняют богатство облика.

В 1769 г. была установлена ограда. Для нее использовались кованые звенья фигурной решетки, выполненные в 1731 г. для ограждения Соборной пл. Кремля. В 1740-х гг. ограда площади была разобрана, и сохраненные звенья передали, по распоряжению Екатерины, для ограды Екатерининской церкви.

Украшенные пилястрами столбы и мощные пилоны ворот, симметирчно фланкирующих здание по линии улицы, были увенчаны белокаменными орлами. Кованые российские гербы венчали центральные прутья решетки.

В 1820-х гг. Ф.М.Шестаков, ремонтируя ансамбль после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды.

В 1870-72 гг. по проекту П.П.Петрова (в литературе также называют Д.Н.Чичагова) была полностью перестроена "теплая" церковь. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного Образа разместились приделы св. Николая и блгв. кн. Александра Невского.

Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами; часть их, возможно, была открытой. Кирпичный объем на белокаменном цоколе неоштукатурен; кирпичная декорация выделена побелкой.

Масивный объем Спасской западной церкви оформлен пилястрами, воспроизводящими пилястры основного Екатерининского храма. Купол ее также напоминал купол основной церкви. Тонкая и высокая четырехярусная колокольня стала центром композиции.

В 1931 г. храм был закрыт. Храмовая икона св. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения - в храм Флора и Лавра на Зацепе. Последний тоже был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. Екатерины колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Спасский храм был отдан под жилье, Екатерининский - под контору. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно- конструкторское бюро приборостроения.

В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. храм св. Екатерины был отреставрирован внешне, даже была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, который и вел реставрацию. К 1990 г. Центр занял и зимний храм, разместив в нем мастерские.

В 1992 г. храм частично возвращен верующим.С 1992 года первым настоятелем храма был протопресвитер Даниил Губяк.В 1994-м году Решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II храм становится представительством Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. В день храмового праздника в 1994 г. Святейший Алексий, Патриарха Московского и всея Руси и Блаженнейший Феодосий, Митрополит всея Америки и Канады отслужили молебен в ознаменование официального открытия представительства.

Великое освящение храма св. вмц. Екатерины Святейшим Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита всея Америки и Канады Феодосия состоялось 11 июня 1999 года.

Многолетними трудами настоятеля храма с 2002 года архимандритом Закхеем (Вуда) в день Престольного праздника храма святой великомученицы Екатерины 7 декабря 2006 года храм святой великомученицы Екатерины был окончательно передан представительству Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате. После праздничного богослужения директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря Алексей Петрович Владимиров торжественно вручил ключи от храма его в то время настоятелю, представителю ПЦА при Патриархе Московском и всея Руси архимандриту Закхею.

Об истории возникновения церкви святой великомученицы Екатерины, что в гор. Москве на Большой Ордынке, и мои воспоминания о ней

Община церкви была зарегистрирована в 1991 году. Однако в связи с тем, что здание было занято реставрационной мастерской им. Грабаря, совершались молебны на ступенях южного входа в летний храм вплоть до конца 1994 года.

7 декабря 1994 г. в передней части летнего храма, в день памяти св. великомученицы Екатерины, был совершен молебен, который возглавил Патриарх Алексий II в сослужении архиепископа Вашингтонского, митрополита всея Америки и Канады Феодосия и священников московских храмов. После молебна Святейший Патриарх зачитал Указ о том, что этот храм передается для подворья Американской Православной Церкви в Москве.

В конце 1995 г. часть храма без трапезной была освобождена мастерской им.Грабаря, и 7-го декабря 1995 г. в день св. великомученицы Екатерины состоялось торжественное богослужение как накануне, так и в самый день праздника. С этого времени начались регулярные богослужения. Настоятелем храма был назначен митрофорный протоиерей (ныне протопресвитер) отец Даниил (Губяк) - клирик Православной Церкви Америки.

Церковь св. великомученицы Екатерины появилась уже в 1612 г. как свидетельница отчаянной битвы русских с поляками и литовцами. Пользуясь смутами казаков, Гетман Хоткевич переставил свой обоз и таборы от церкви св. Климента (Климентовский переулок отходит с Бол. Ордынки к Пятницкой ул.) к Екатерининской церкви, пополнив ров пешими людьми, а за рвом (который был тогда рядом) поставил обозы.

Ревностный Авраам Палицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, в 1608-1619 годах именем преподобного Сергия Радонежского усмирил и воодушевил храбростью колебавшихся казаков. С ними полки Пожарского и Трубецкого, соединясь вместе, ударили на врагов, овладевших церковью Христовой мученицы Екатерины. Завязался кровопролитный бой. По словам очевидца Авраамия Палицына, "сурово и жестоко нападали казаки на войско литовское, токмо едино оружие имуще в руках своих - меч при бедре своем, побивающе их немилостивно, и обоз у литовских людей разорвали и запасы поймали и в остроге литовских людей всех побили". Здесь погибло одних венгров 700 человек. Эта победа при Екатерининской церкви было началом совершенного поражения поляков, началом освобождения Москвы.

Сказание Палицына хотя и упоминает о Екатерининской церкви, но не говорит, какая была тогда эта церковь - деревянная или каменная. Позднее, в писцовых книгах 1689 г. она уже значится каменной, что в Екатерининской слободе.

Может быть рождение царевны Екатерины в 1658 г., ознаменованное чудесным явлением, внушило царю Алексею Михайловичу благое желание вновь построить каменную церковь в честь тезоименитой Великомученицы, так как в благодарность Богу и Его святой, основал он в 1659 г. Екатерининскую пустынь по Каширской дороге (в Подольском уезде Московской губернии в 25 верстах от Москвы) и даже рощу при ней назвал Екатерининской.

Известно, что русские государи, цари имели обыкновение сооружать, обновлять и украшать церкви в честь святых тезоименитых себе и своим детям. Церковь Великомученицы Екатерины пользовалась жалованием таковой милостию.

Императрица Екатерина II (1729-1796 гг.) во второй год своего царствования (с 1762), ознаменованного основанием воспитательного дома, дала обет соорудить на собственное иждивение храм во имя тезоименитой себе великомученицы Екатерины, вместо прежнего, уже обветшавшего.

Храм был заложен 25 мая 1766 года. На медной доске в главном храме была следующая запись: "Благоволением всеавгустейшия, всемилостивейшия, премудрыя Государыни, вторыя Императрицы Екатерины Алексеевны матери милосердия при любезном сыне ея и наследнике, благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе Павле Петровиче сей св. храм Великомученицы начало приял во 2 лето по возшествии на Всероссийский Престол, т.е. 1763 г. основание и заложение сего храма было 1766 г. 25 мая. по полудни в 4 часа, совершися 1767 года, освятися в 1768 преосвященным Амвросием, архиепископом Московским и Коломенским соборне, сентября 28 дня рачением той церкви иерея Симеона Ставровского".

В церкви были храмовой образ и драгоценные утвари, принесенные в дар Императрицею Екатериною II-ой и отмеченные Российским Гербом с Императорским вензелем. В 1812 г. ценности были скрыты священником под церковным помостом.

Церковь построена русским архитектором К.И. Бланком (1728-1793). В главном храме был великолепный алтарь, а по обе стороны царских врат находились иконы с изображением явления Иисуса Христа св. Екатерине в темнице и обручения Его с Нею перстнем; в верхних ярусах иконостаса представлены были страдания и коронование великомученицы. Образы были написаны академиком в итальянском стиле. Перед иконами висели на кронштейнах художественно выполненные большого размера серебряные лампады. Внутреннюю роспись храма выполнял русский художник Д. Г. Левицкий и его ученики.

Замечательным украшением храма были серебряные царские врата и вклады на два местных образа, выполненные придворным фабрикантом Сазиковым. Врата состояли из сквозных орнаментов, искустно перемешанных с отливными цветами, близко подходящих к натуре. Вход в летний храм был с южной стороны у начала трапезной. "Вдоль окон трапезной с обеих сторон были небольшие возвышения, немного выше основного пола".

Теплый храм сгорел в 1812 г. Согласно клировой ведомости за 1904 г. Спасская теплая церковь построена на месте старой в 1872 г. на собранную от доброхотных дателей в продолжении 20 лет сумму и накопившиеся на нее проценты с добавлением бывшим церковным старостой, московским купцом Александром Николаевичем Ереминым 19 тысяч рублей.

Таким образом, здание состоит как бы из трех отделов в одной связи: в первом - холодная церковь св. великомученицы Екатерины, в другом - колокольня, в третьем - главный престол Нерукотворного Спаса, святителя Николая чудотворца (устроен по Высочайшему повелению на собственном иждивении Императрицы Екатерины II) и третий, левый, - во имя Александра Невского.

В 1904 голу построен новый двухэтажный доходный дом старанием старосты Митрофана Самуиловича Романова. Причта положено: священник, диакон, два псаломщика. На содержание священнослужителей получают проценты с бумаг - 1239 руб. 14 коп. За отдаваемый в аренду участок получают 1713 руб. 14 коп. При церкви богадельня на 10 человек женского пола. На содержание богадельни получают проценты с капитала, а также Государственного казначейства, - 56 руб. 48 коп. по двум Государственным непрерывно доходным билетам.

В 1904 году - священник Иоанн Петрович Ключарев, 56 лет, рукоположенный в 1882 году. У него - жена, три дочери и сын. Диакон с 1872 г. - Павел Иванович Лебедев, 56 лет, имеет двух сыновей, один из которых - священник о. Сергий в Новодевичьем монастыре, другой - учитель, трёх дочерей, одна из которых учительница.

Вокруг участка храма металлическая решетка в каменной ограде увенчана российским гербом, а столпы ее - императорской короной. В ограде четверо металлических ворот. Из них два выходят на Бол. Ордынку, и два - в Мал. Екатерининский пер. (ныне Щетининский пер.).

В 1916 г. настоятелем храма был священник Постников Петр Никифорович, диакон - Семеновский Сергей Алексеевич. Псаломщики - Глинков Сергей Васильевич и Мошков Иван Андреевич. Псаломщиков этих я застал, когда бывал в церкви, и они были там до закрытия храма.

В теплом храме все три престола были построены в один ряд и сообщались друг с другом. Главный алтарь был устроен немного углубленный по отношению к двум приделам. Иконостас храма был деревянный с резными царскими вратами, позолоченными, и содержал две иконы. Справа - образ Нерукотворного Спаса, слева - иконы Казанской Божией Матери. Рядом северные и южные двери входа в алтарь. На южной двери было изображение великомученицы Екатерины во весь рост. Алтарь был значительно шире и глубже по сравнению с алтарем летнего храма. Запрестольный образ - Вознесение Господне - был написан во всю стену. В правом углу вдоль восточной стены стояла богато инкрустированная плащаница Спасителя. Престол значительного размера обрамлен толстым прозрачным стеклом с позолоченными стоками по его сторонам. Иконостасы двух приделов по ширине были также небольшими - в две-три иконы с резными позолоченными царскими вратами. Особенно величественна была икона благоверного князя Александра Невского, написанная во весь рост с правой стороны алтаря. Солея и амвон возвышались на две-три ступеньки над полом храма. В середине амвона были полукруглые ступени на всю длину солеи. Между ступенями храма стояла небольшая металлическая позолоченная ограда, открывающаяся в центре и напротив северных и южных дверей алтаря. Пол в храме был плиточный, и на нем были постелены по всему полу веревочные ковры для тепла. В центре храма висели два электрических паникадила с белыми лампами. В приделах висели по одному паникадилу из цветных красивых лампад в несколько ярусов.

В храме была богатая ризница. В приделе св. князя Александра Невского вдоль каменной стены справа стояли от пола до потолка большие деревянные шкафы с выдвижными ящиками, в которых хранились облачения. В Никольском приделе стоял комод, где также хранились облачения. Каких только не было облачений. Шитые золотом и серебряною нитью, бархатные, черные и фиолетовые, тканые золотые и серебряные, пасхальные - красные с золотом, цветные для Троицына дня и другие. Все это пропало и было вывезено при закрытии храма. Вход в теплый храм осуществлялся только с одной западной стороны малого Екатерининского переулка (ныне Щетининский пер.) в центре основного здания. В настоящее время дверной проем заложен и сделано окно. С тротуара вели на паперть три каменные ступени. На паперти были полустеклянные дубовые двери двухстворчатые, как в начале ее, так при входе в храм. Снаружи была навешана металлическая двухстворчатая дверь, наверное, метра два с половиной высотой.

В 1920 г. наша семья - мама, два старших брата и я переехали с Малой Дмитровки, где я родился на Малую Ордынку, в 2-3 минутах ходьбы от церкви великомученицы Екатерины. Это был наш приходский храм и по большим праздникам причт этого храма приходил к нам домой и совершал молебны. Я с 1920 г. прислуживал вместе с другими сверстниками в алтаре, думаю, что всем известно, в чем состояла наша задача, отмечу только, что я иногда читал Шестопсалмие.

В мою бытность в храме настоятелем был протоиерей отец Александр Добронравов, довольно пожилой (около 60 лет), награжденный в 1925 или 1926 г. митрой. Он жил со своею дочерью в двухэтажном доме близ церкви на углу Большой Ордынки и Большого Екатерининского переулка. Голос у него был громкий и красивый. Любил проповедовать в храме.

Диаконом служил отец Стефан (фамилии не помню), бывший монах из Троице-Сергиевой Лавры, тогда уже закрытой. У него был небольшой, но очень приятный баритон. Были два псаломщика, о них сказано выше. Богослужения совершались в основном в зимнем храме, за исключением теплого летнего времени, когда служили в летнем неотапливаемом храме св. великомученицы Екатерины. Это был период между Троицыным днем и до осенних холодов.

Ранние литургии круглый год совершались в теплом храме, а в летнем - только поздние. Всегда очень торжественно, в украшенном березками и цветами храме отмечался Троицын день. Вечерние службы совершались всегда в 18 ч. 30 м., а утренние - в 7 ч., по праздникам - в 10 ч.

Несколько раз мне довелось звонить на колокольне. Первый раз было довольно страшно забираться на верхний ярус колокольни, где висели колокола, по крутой каменной, с забежными ступенями лестницы. Вход на колокольню был с ее северной стороны в отдельную дверь. Главный колокол был басовой, очень большого размера, самый звонкий из всех колоколов семи храмов, находившихся на Б. Ордынке. Звон его был слышан на несколько километров. Язык этого колокола был тяжелый, и, чтобы его раскачать, надо было приложить значительные усилия, а потом уже дергать за веревочку и ударять было легко. Один человек мог звонить только в этот колокол, а во все остальные, которых было больше десятка, звонил другой звонарь.

Хотел сказать о незабываемых впечатлениях, которые остались от ежегодного празднования Пасхи.

Ночью в 12 часов выходил из теплого храма крестный ход со множеством икон, хоругвями, свечами и обходил вокруг храма. Сначала выходил на Б. Ордынку, где вдали можно было видеть такие же крестные ходы и в других храмах, расположенных на Б. Ордынке. Во время крестного хода устраивались по тогдашним временам грандиозные фейерверки, - запускались с колокольни ракеты, шутихи, снопы и т.д., и делалось светло, как днем. Служба под Пасху заканчивалась обычно около 4-х часов утра, и больше Литургия не служилась.

Всегда особенно торжественное богослужение бывало в день праздника св. великомученицы Екатерины - 24 ноября (7 декабря). К этому празднику всегда заблаговременно готовились. Убирали храм, мыли и чистили подсвечники, украшали храм ветками ёлок.

Следует сказать, что накануне Екатерининого дня был в храме также престольный праздник в честь благоверного князя Александра Невского - 23 ноября (6 декабря), который отмечался в храме.

Накануне Екатерининого дня всенощное бдение и литургию в самый праздник с 1920 г. (а может быть и раньше) до 1924 г. совершал Святейший Патриарх Тихон (ныне Святитель Тихон). Ему сослужили обычно митрополит - один или два, несколько архиереев и много священников и протодиаконов. Один раз мне довелось видеть и слышать архидиакона отца Константина Розова, с его мощным, сильным басом. Был он крупного и крепкого сложения и прекрасно произносил ектении.

Патриарх Тихон производил впечатление очень скромного, одухотворённого, доброжелательного церковного иерарха. Нас, мальчиков, как мне думается и всех верующих, он всегда благословлял с доброй улыбкой и ласковыми словами, чему мы были бесконечно рады. В декабрьские дни в те годы было всегда много снега, и Святейший Патриарх приезжал в храм со своим келейником на открытых санях, запряжённых прекрасной лошадью, под звон всех колоколов храма. На улице его встречало духовенство, народ, и он проходил в храм. Каких-либо эксцессов или беспорядков никогда не было. Служба проходила без спешки, торжественно, довольно длительно, и все радовались Патриаршему служению. Храм был всегда переполнен. Пел большой хор, который специально приглашали на этот день. Обычно же в храме в праздничные дни пел свой хор - 10-12 человек, всегда стройно и без особых выкрутасов.

Иногда Святейший Патриарх Тихон за вечерним богослужением стоял на солее, напротив иконы св. великом. Екатерины, изображенной на южных вратах входа в алтарь, и там молился. Так видимо ему было лучше молиться за всю Россию, за верующих и за "ненавидящих и обидящих нас". Осталось у меня впечатление о святителе Тихоне, когда он, находясь под домашним арестом на втором этаже здания, находящегося у Северных ворот Донского монастыря, прогуливался на площадке у храма Тихвинской иконы Божией Матери, всегда благословлял сверху народ, проходящий мимо, озаряя всех своей улыбкою. После кончины Св. Патриарха Тихона (1925 г.) Екатеринин день также праздновали в храме, но, быть может, менее торжественно. В 1925 г. в этот день возглавил службу Патриарший местоблюститель Митрополит Петр (Полянский), который был арестован 14 декабря 1925 года, был сослан и там скончался. В последующие годы служба в Екатеринин день совершалась обычно архиереями, Управляющими делами Московской Патриархии, которые в те годы были недолговечны. В этот день всегда служили протодиаконы или отец Михаил Холмогоров, или отец Максим Михайлов (впоследствии артист), своим пением услаждавшие слух верующих в храме. Мне довелось лично быть на похоронах Св. Патриарха Тихона, скончавшегося 25 марта (7 апреля) 1925 года. Тысячи и тысячи людей шли от Калужской площади по Донской улице к Донскому монастырю, чтобы поклонится его праху и проститься с необыкновенным Пастырем Русской Православной церкви.

Я был в ограде монастыря и видел, как тело усопшего Патриарха в дубовом гробу обносили на руках вокруг Большого Собора. Затем процессия направилась к Малому Собору, где под спудом был погребен Патриарх.

Совершал службу, погребение и отпевание Патриарший местоблюститель Митрополит Петр (Полянский) в сослужении множества митрополитов, архиереев, священников, протодиаконов, диаконов, монахов и др. Вся эта скорбная служба и событие оставили незабываемое впечатление в моей душе.

5-го апреля 1992 г. мне посчастливилось быть в Донском монастыре, когда было прославление обретенных 7 февраля 1992 года мощей Святителя Тихона и перенесение их из Малого собора в Большой собор Донского монастыря. Канонизирован Св. Патриарх Тихон был на Архиерейском соборе в 1989 г., проходившем в Даниловом монастыре.

Следует сказать, что для церкви великомученицы Екатерины время с 20-х годов нынешнего столетия и до ее закрытия было не легким. В теплом храме в подвале была своя котельная, от которой подавалось тепло в храм. В этот период было всегда трудно и дорого приобретать топливо в достаточном количестве. Поэтому в храме, особенно зимой, в большие морозы, было довольно холодно, и священнослужителям и нам, прислуживающим, приходилось "подмерзать". Бывало, дохнешь, и "дух" видно. Народу обычно, кроме праздничных дней, бывало не так уж много, и доходы были не очень большие. Несмотря на это, храм всегда содержался в благолепии. В храме бывали именитые прихожане, которые поддерживали храм и жертвовали средства. В последний раз мне пришлось быть в храме на Пасху в 1930 г.

В 1922 году Советской властью, якобы для оказания помощи голодающим в России, происходило изъятие церковных ценностей. Так, в газете Известия за 6 апреля 1922 г. сказано, что "изъято ценностей золота и серебра из церкви Екатерины мученицы - 11 пудов 33 грунта, 72 золотника, что в переводе на килограммы составляет около 195 кг". В их числе были сняты серебряные царские врата из летнего храма, пожертвованные Екатериной II, и заменены простыми деревянными мало художественными. Были сняты золотые и серебряные ризы с икон, взята часть священных сосудов.

При описании храмов я, к сожалению, пропустил места расположения в них икон святой великомученицы Екатерины. Восполняю этот пробел. Икона святой великомученицы Екатерины старинного письма в теплом храме находилась на южной стене храма в простенке между двумя окнами. Она была довольно большого размера. Для подхода к ней была сделана площадка и три ступеньки с двух сторон для входа, обрамленные ограждением. Над иконою была сделана небольшая металлическая сень.

В летнем храме икона святой великомученицы Екатерины располагалась на небольшой высоте над полом, близ южного входа в храм на правой стене.

Закрытие храма и его последствия.

Точной даты закрытия храма я назвать не могу, т.к. в то время не был в Москве. По рассказам и описаниям, храм был закрыт в 1931 г. При закрытии храма властями было разрешено взять только ОДНУ ИКОНУ - святой великомученицы Екатерины для переноса в церковь Воскресения Словущего, которая находилась в Большом Монетчиковом пер., дом 7. После ее закрытия и сноса в 1934 г. приход перешел в церковь Флора и Лавра на Дубининской ул. После закрытия и этого храма в 1935 или 1937 г. из храма взять ничего не разрешили. После закрытия храма великомученицы Екатерины, в летнем храме было жилье в два этажа, в теплом храме - конторские помещения. Высокая многоярусная колокольня была частично разобрана, осталась только нижняя ее часть в уровень с летним храмом. Главы на обоих храмах и кресты были сломаны. Вход в зимний храм был пробит в нижней части колокольни напротив трапезной летней церкви. Вероятно, вход попал в главный престол Спасского храма. К сожалению, я там не был и не видел этого безобразия.

Несколько лет тому назад летний храм был снаружи отреставрирован. Приведены в порядок окна, двери, восстановлена глава храма с крестом.

Роспись в летнем храме была изуродована и почти вся ликвидирована. Осталась в плохом состоянии роспись внутри барабана и немного в левом крыле храма. Несколько лет помещение как летнего, так и зимнего храма занимает реставрационный центр им. Грабаря.

В мае месяце 1992 г. было распоряжение мэра города Москвы Ю. М. Лужкова о выселении центра им. Грабаря из храмов. До сих пор это не сделано (декабрь 1996 г.). Освобождены лишь для нужд церкви часть летнего храма - без трапезной, где сейчас проходят богослужения. Трапезная и зимний храм заняты реставраторами.

Вообще, из-за варварского и самого пренебрежительного отношения к "памятникам архитектуры" (а таким значится храм) не надо удивляться, как изуродовано то, что строилось на народные деньги, как, например, бывший теплый храм.

Источники.

  1. Токмаков И. Ф. Исторический очерк церкви св. великом. Екатерины на Б. Ордынке. М., 1882.
  2. Клировая ведомость Замоскворецкого сорока. 1904.
  3. Личные воспоминания.

Храм святой Екатерины на Всполье упоминается в летописях впервые под 1612 годом. Предположительно ее возвели на месте сражений русских и польско-литовских войск.

Однако, предназначение церкви заключалось в другом: Великомученице Екатерине молились с просьбой облегчить роды, защитить детей.

Место для возведения было выбрано за чертой городского поселения, на пахотных землях, которые в то время называли «вспольем». Название сохранилось до наших дней.

В летописях 1657 года церковь значится уже каменной. В неизменном виде святыня простояла до 1762 года.

История становление нового храма святой Екатерины

Считается, что Екатерина II, которая прибыла в Москву на коронацию, пожелала перестроить храм. Проект был заказан архитектору К. Бланку. Работы начались незамедлительно.

От старого храма пресвятой Екатерины на Всполье что-то было решено оставить: так, например, Никольский придел церкви не тронули и он долгое время выполнял роль зимнего яруса. Феодоровский придел служил летним, теплым ярусом.

Композиция получилась в итоге довольно традиционная: зимний и летний ярусы были связаны между собой колокольней. Верх храма представлял собой восьмерик, придавленный огромным куполом. Нарядные большие наличники, богатая лепнина - все это дополняло образ храма, выполненного в стиле позднего барокко.

В 1812 году церковь святой великомученицы Екатерины частично пострадала от пожара. К ремонту приступили лишь в 1820-х годах и в это же время к восстановленной церкви пристроили еще одно здание, служившее свечной лавкой.

В 1870-х годах - новая реконструкция. На этот раз был перестроен полностью летний ярус храма.

Когда в 1931 году храм закрыли, икону Великомученицы Екатерины пытались сохранить: она скиталась по многим церквям, однако сегодня о ней ничего не известно.

Колокольню храма разрушили, уничтожили главки. В одной части церкви разместилась контора, другую отдали под жилье, а в итоге все здание исторического памятника занял проектный отдел приборостроения.

В 70-х годах прошлого века реставрационные работы начались и внешние стены храма святой Великомученицы Екатерины на Всполье были отреставрированы, однако долгое время в стенах заведения размещался институт стандартизации приборов.

Лишь когда в 1992 году здание передали Русской Церкви, здесь началась настоящая религиозная жизнь.

Сегодня в храме постоянно проходят богослужения, Евангельские чтения, церковь также занимается благотворительностью. В церковной лавке храма можно приобрести православную религиозную литературу на английском языке, что является редкостью даже для Москвы. Прихожане могут посещать библиотеку и видеотеку храма, а дети - бесплатную изостудию.

Описание:

История

В XVI в. в белильной слободе, устроенной царицей Анастасией Романовной, первой женой Ивана Грозного, была поставлена деревянная церковь в честь св. вмц. Екатерины.

С 1625 г. в церкви значится придел св. Феодора Студита, с 1636 г. — придел свт. Николая Чудотворца. В 1657 г. церковь в документах значится каменной. В 1696 г. храм был обновлен. В 1762 г. в Москву приехала на коронацию Екатерина II, после коронации государыня пробыла в Москве целый год. Считается, что храм в честь своей святой пожелала перестроить сама государыня; проект она заказала архитектору К.И. Бланку. Церковь в стиле барокко была построена в 1766-75 гг. за счет казенных средств. Храмовую икону св. вмц. Екатерины украшала пожертвованная императрицей драгоценная риза с царским вензелем.

Все иконы в иконостасе были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским.

В ходе строительства была сохранена старая трапезная. Феодоровский придел разобрали, Никольский придел в трапезной был сохранен и долгое время функционировал как зимний храм. Оба храма — старый и новый — были соединены посередине двухъярусной колокольней, нижний ярус которой служил притвором основного, летнего Екатерининского храма. Таким образом, К.И. Бланк возродил традиционную для русского зодчества композицию из двух храмов — летнего и зимнего — с колокольней между ними.

В 1769 г. была установлена ограда, для нее были использованы решетки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле.

В 1820-х гг. Ф.М. Шестаков, ремонтируя здания храмов после пожара 1812 г., поставил на углу одноэтажную каменную постройку (сторожка или свечная лавка). С западной стороны была построена ограда, выполненная в формах старой ограды. В 1870-72 гг. по проекту П.П. Петрова (автором проекта также называют Д.Н. Чичагова) был полностью перестроен зимний храм. В новом здании с главным престолом Спаса Нерукотворного разместились приделы свт. Николая и блгв. кн. Александра Невского. Угловая сторожка, заменившая шестаковское строение, была оформлена разномасштабными арочными нишами.

В 1920-24 гг. в храме на престольный праздник служил .

В 1931 г. церковь была закрыта. Храмовая икона св. вмц. Екатерины была перенесена в церковь Воскресения в Монетчиках, после сноса церкви Воскресения — в храм свв. мчч. Флора и Лавра на Зацепе. Последний также был закрыт; судьба иконы неизвестна.

После закрытия храма св. вмц. Екатерины его колокольня была разрушена до первого яруса, главы были разобраны. Впоследствии здание церкви заняло Центральное проектно-конструкторское бюро приборостроения. В 1970-х гг. началась реставрация храма. К 1983 г. Екатерининский храм был отреставрирован внешне, была установлена глава с крестом.

В Спасском зимнем храме размещался НИИ стандартизации приборов. Екатерининский храм занял Всесоюзный художественный реставрационный центр имени Грабаря, осуществлявший реставрацию здания. К 1990 г. Центр также занял зимний храм, разместив в нем мастерские.