Главная · Кашель · Что дает степень бакалавра. Бакалавриат и магистратура - что это такое и чем они отличаются

Что дает степень бакалавра. Бакалавриат и магистратура - что это такое и чем они отличаются

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

ВУЗы начали подготовку выпускников этого уровня с 1996 года, а до этого времени единственным направлением учебных заведений традиционно был специалист.

Бакалавр – это степень, для которой введены соответствующие программы обучения. По сравнению с другими степенями, длительность обучения значительно сокращена. Этот уровень подразумевает обучение от 4 до 6 лет, но сейчас практически отсутствуют учебные заведения, которые присваивают степень бакалавра после обучения дольше 4 лет.

Преимущество сроков обучения сильно повлияло на то, что диплом бакалавра хотят получить многие люди. Но многие сомневаются: бакалавр – это высшее образование или нет. Именно из-за сомнений многие бывшие школьники выбирают специалистов или магистров.

Специалитет – это традиционная форма обучения в высшем учебном заведении, в то время как бакалавриат и магистратура – это заимствованные у европейских государств направления. Специалист обучается от 5 до 6 лет, бакалавр – 4 года, а магистр – не менее 6 лет.

Часто люди после окончания бакалавра сомневаются, получить второе образование специалиста или магистра. Так вот, в Российской Федерации есть возможность продолжить обучение в магистратуре после окончания уровня бакалавра.

В таком случае в магистратуре вы будете более углубленно изучать вашу специальность. После окончания ВУЗа вы сможете продолжать заниматься научной деятельностью. В этом отличие от бакалавриата, который дает знания только для практической деятельности.

Совсем скоро планируется совсем отменить уровень специалиста, поскольку бакалавриат в совокупности с магистратурой дают наиболее полные навыки и знания для дальнейшего развития.

Чем отличается бакалавр от магистра?

И бакалавриат, и магистратура – это высшие образования. Разница состоит в сроках обучения и, соответственно, в уровне знаний выпускников этих направлений. Магистратура подразумевает освоение более сложных программ, чем бакалавриат, но после ее окончания вы сможете продолжать заниматься научной деятельностью.

В магистратуре вы получите углубленные знания по вашей специальности. После окончания ВУЗа вы сможете выбрать любое научное направление, в котором будете развиваться. После бакалавриата есть возможность только реализовать себя в практической деятельности, то есть работать только в вашем направлении.

Таким образом, бакалавриат – это уровень, подразумевающий применение полученных знаний и навыков на рабочем месте, а магистратура – это степень, позволяющая в будущем развиваться в выбранном научном направлении.

Именно из-за этого престиж уровня бакалавра значительно упал в последнее время. Отчасти это обосновано, поскольку бакалавриат – это неполное высшее образование, а магистратура – полное высшее образование.

Но на самом деле, дипломы бакалавра и магистра отличаются не престижностью, а целями их получения. Если вы хотите после университета получить работу и реализовывать себя с практической точки зрения, строя карьеру, диплом магистра вам не пригодится. Вам нужен только тот объем знаний, который необходим для выполнения должностных обязанностей.

Таким образом, наша система образования позволяет потратить на учебу столько времени, сколько действительно обосновано для ваших будущих занятий. Но степень специалиста все еще существует и актуальна. Почему, давайте разбираться.

Отличия специалитета от бакалавриата и магистратуры

Некоторые ВУЗы уже не практикуют уровень специалиста, ну а те, которые все еще предоставляют такую возможность, позволяют студентам после окончания поступить в аспирантуру. Это именно то преимущество, которое отличает специалитет от бакалавриата.

Поступить в аспирантуру, закончив степень бакалавра, нельзя. Для этого необходим специалитет или магистратура. Именно поэтому будущие аспиранты выбирают специалитет. Легче закончить уровень специалиста и стать аспирантом, чем отучиться на бакалавра, потом поступить на магистра, чтобы иметь возможность обучаться в аспирантуре.

Пока в некоторых высших учебных заведениях есть возможность поступить на специалиста, абитуриенты этим пользуются, но большинство университетов и институтов уже не предоставляют такое право. Они находятся в процессе полного перехода к европейским образовательным стандартам, по которым остаются уровни бакалавра и магистра.

Стоит отметить, что специалист также является полным высшим образованием, в отличие от бакалавра, что также поднимает спрос на этот уровень.

Какой диплом лучше: специалиста, бакалавра или магистра?

На самом деле, на этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь в России много разных направлений, для которых нужны разные дипломы. Сейчас все чаще работодатель смотрит на практическую деятельность стажера, а не на его диплом. А для того, чтобы быть хорошим работником, достаточно и знаний, полученных в бакалавриате.

На сегодняшний день в законодательстве Российской федерации прописано всего 3 уровня высшего образования:

  1. бакалавриат;
  2. специалитет;
  3. магистратура.

Поэтому образование бакалавра также является высшим, хоть и неполным. Конечно, диплом магистра лучше, если вы планируете продолжать научную деятельность, но уровня специалиста или бакалавра будет вполне достаточно, чтобы построить успешную карьеру и реализовать себя с практической точки зрения.

Разница между этими тремя дипломами заключается вовсе не в их престижности. Она состоит в степени специализации. Поэтому говорить о престижности каждого из уровней и сравнивать их бессмысленно, ведь их получают для разных целей.

Сложно ли найти работу с дипломом бакалавра?

В обществе бытует мнение, что бакалавр – это человек, который недоучился в университете. Как уже было сказано выше, диплом бакалавра – это диплом о высшем образовании, и сейчас мы поговорим об основных мифах, в которых уверены большинство людей.

«Уровень бакалавра – это все, что я могу, поскольку в магистратуру поступить тяжело». В магистратуру придется поступать так же, как и в бакалавриат, то есть сдавать экзамены. Талантливые студенты, которые учились, а не гуляли, получат бюджетные места. Если по каким-то причинам этого не удалось добиться, всегда можно поступить на платное обучение.

«Работодатели с неохотой берут на работу людей, которые окончили только бакалавриат». Часто в объявлениях о свободной должности указывается требование о наличии высшего образования. Уверяем вас, работодателя не волнует, образование у вас бакалавра или магистра, главное, чтобы было его наличие. Да и в объявлении ничего подобного не указано.

«Магистратура сильно повышает шансы устроиться на престижную работу». Уверяем вас, если вместо магистратуры вы окончите специальные практические курсы по вашей специальности или заработаете себе какой-то опыт, то вас гораздо охотнее возьмут на работу, чем, если вы еще 2 года потратите на просиживание за партой.

«Диплом магистра значительно повышает шансы получить работу». Получить работу помогают правильно составленное резюме, хорошая постановка речи на собеседовании, смекалка, хорошие манеры и, конечно, знания, но никак не диплом магистра.

В современной России очень редко работодатели смотрят на степень вашего диплома, чаще их интересует ваш опыт работы и ваши креативные идеи. Причин получить диплом магистра может быть много, но к ним никак не относится желание получить высокооплачиваемую работу.

Если вы талантливый студент, который хочет углубиться в науку и посвятить ей свою жизнь, тогда вам действительно нужно идти в магистратуру. Но если вы хотите реализовать себя на престижной работе, то лучше потратьте время на специальные курсы, разработку собственных идей и поиск работы, это гораздо быстрее приблизит вас в вашей мечте.

Таким образом, не стоит ставить под сомнение престижность диплома бакалавра. Ни один работодатель не будет вас из-за этого недооценивать, если вы действительно являетесь достойным и ответственным работником.

Бакалавр это высшее образование или нет? Разбираемся в уровнях высшего образования обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

0 Каждый год, словно по расписанию, из школы появляются очередные выпускники, и как у прежних поколений перед ними встаёт вопрос, куда поступать, устраиваться ли на работу, а может отдохнуть пару лет? Если с последними двумя вариантами всё понятно, то первый таит под собой некоторые сюрпризы. Ведь после 2011 года высшее образование, благодаря нашим мудрым вождям разделили на "магистратуру" и "бакалавриат "..
Однако, перед тем, как продолжить, я бы хотел посоветовать вам прочесть ещё парочку любопытных статей по рандомной тематике . Например, Как понять слово Импонирует , что значит Кошерная еда , что означает Ни с того ни с сего ; что такое Сентиментальность и т. п.
Итак, продолжим, что значит Бакалавр ? Это слово происходит из западноевропейских языков, например во французском обозначает человека, который сдал экзамены на курс средней школы, а в английском так называют первую учёную степень.

Бакалавр - это молодой специалист, который стремиться к самореализации и построению великолепной карьеры, увы не у всех это получается без связи и денег родителей


Бакалавр - это 4 года учёбы, как итог неоконченное высшее образование, и требуется отработать ещё 2 года в магистратуре


Бакалавр - это квалификация или академическая степень присуждаемая лицам, которые освоили необходимые для этого программы высшего образования


На западе "бакалавриат ", как система образования появился в 1999 году, его приняли на конференции в Болонье. В этой декларации были прописаны особые стандарты, к которым Россия присоединилась в 2003 году.

Значение слова "Бакалавр"

Первая версия . Если мы откроем словарь Фасмера, то там обнаруживается его связь со словом "лауреат", то есть отмеченный лавровыми листками, что издавна были символом победы и успеха. Однако, в нашем случае, оно произошло от "bacca и laureatas", первое слово можно перевести, как "ягода", а второе "лавровая".

Вторая версия . Другие лингвисты считают, что этот термин произошёл из английского языка "knight bachelor", что можно перевести, как "рыцарь бакалавр". Этим выражением обозначали рыцарей, которые были подчинены своему сеньору, и должны были нести военную службу. Люди, которые относились к "knight bachelor" принадлежали к самой низшей ступени в иерархии рыцарей. Это обычно были молодые землевладельцы, которые хотели стать настоящими рыцарями.

Третья версия . Юный землевладелец, о котором мы говорили во второй версии, обучался бою на палках, что по латински "baculum". Мечи в то время были оружием очень дорогим, и не каждый мог их себе позволить. Кроме того, поскольку этот юноша, только вступал во взрослую жизнь, и был полон планов и желаний, то в те тёмные века оно стало синонимом слову "холостяк".

Выпускник бакалавр получает в свои руки диплом о высшем образовании, и если он захочет пойти в магистратуру, то после завершения обучения получит ещё один диплом, об её окончании. Для тех, кто привык учиться, и пока не спешит устраиваться на работу, можно поступить в аспирантуру, и защитить кандидатскую и докторскую степень.

Об истории бакалавриата в России

Сейчас почти никто не знает, что подобная система образования существовала в Российской Империи начиная с 18 века. В то время было чёткое разделение на кандидатов и магистров. Что касается "кандидатов ", то это студиозусы, окончившие высшее учебное заведение, причём с отличием. Если молодые люди изъявляли желание продолжить своё образование, то им нужно было поступать в магистратуру. Подготовка к экзаменам в магистратуру занимала ни много не мало, а почти 4 года. Уровень знаний, необходимый для поступления в магистратуру соответствовал европейскому доктору философии. Если провести равенство, то в современной образовательной системе магистр соответствовал кандидату наук. Подобная система просуществовала довольно долго, и была отменена лишь в начале 20-го века, как и остальные учёные степени. Почему это было сделано, тема довольно интересная, и годится для очередной статьи. Впрочем, в 1934 году иерархия среди учёных снова была остановлена, что привело к здоровой конкуренции среди яйцеголовых.

Некоторые пытливые граждане, а также родители учеников задаются вопросом, может ли бакалавриат считаться полноценным высшим образованием? Ответ здесь будет чёткий и однозначный - может!
Если человек окончил бакалавриат, то на этом этапе процесс является полностью завершённым, а диплом действителен.

Чем отличается бакалавр от магистра?

Как правило различие здесь кроется по уровню узконаправленных и теоретических знаний. В первую очередь бакалавра "затачивают" под конкретные практические умения, которые должны применяться в конкретной профессии. В отличие от бакалавриата, магистратура более глубже погружает студентов в научные аспекты и теоретические гипотезы.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Бакалавр , и чем он отличается от магистра.

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.

В Российской Федерации установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "бакалавр" (срок обучения не менее чем 4 года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации "дипломированный специалист" (срок обучения не менее чем 5 лет);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) "магистр" (срок обучения не менее чем 6 лет).

Основная профессиональная образовательная программа, обеспечивающая подготовку магистра, состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению подготовки и не менее двухлетней специализированной подготовки (магистратура).

Лица, освоившие программу подготовки бакалавра, поступают в магистратуру по конкурсу.

Лица, получившие документ государственного образца о высшем профессиональном образовании определённой ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени.

Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.

Из Федерального закона "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании" от 22.08.96 ? 125 - ФЗ

Введением в 1992 году многоуровневой системы высшего профессионального образования решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах мира. Раньше у нас выпускались только дипломированные специалисты со сроком обучения 5-6 лет, т.е. была одноступенчатая схема. А теперь схема многоступенчатая: первые 2 года - неполное высшее образование, через 4 года обучения по определённому "направлению" - квалификация (степень) "бакалавр", ещё 2 года специализированной подготовки - квалификация (степень) "магистр". При этом параллельно бакалаврам и магистрам учится "специалист" в течение 5 - 6 лет.

Надо сказать, что полного единства в соответствии степеней "бакалавр" и "магистр" в разных государствах нет - бакалавром может быть и выпускник высшей школы, и обладатель первой учёной степени, или даже просто выпускник средней школы. А магистр - это в некоторых странах учёная степень между бакалавром и доктором наук.

Как бы там ни было, но абитуриентам надо определиться, на какой путь вставать. Расскажем вам о главных особенностях каждой "составляющей" в многоступенчатой схеме обучения в вузах.

В чем разница

Итак, у специалистов: пять лет - и диплом специалиста-практика ("инженер", "агроном", "экономист", "механик" и т.п.), затем работа по профилю полученной специальности. У бакалавров: четыре года - и диплом об общем высшем образовании, после чего можно продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Набор в магистратуру - конкурсный и составляет примерно 20% от выпущенных бакалавров. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Первые два года обучения у специалистов и бакалавров - одинаковые (базовое образование). Если вы передумаете продолжать учиться в данном вузе, получите диплом о неполном высшем профессиональном образовании. С 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров уже различаются. Поэтому переход с бакалавра на специалиста связан с ликвидацией разницы в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившейся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: "направление подготовки дипломированного специалиста".

Разница между специалистом и магистром: магистров готовят для научной работы, а специалистов - для профессиональной деятельности в отдельной отрасли.

Имея диплом бакалавра из одного вуза, поступать в магистратуру можно и в другом вузе. Правда, снова может возникнуть проблема с разницей учебных планов в разных вузах.

Тонкости перехода

Любое нововведение требует на свою "утряску" какого-то времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Времени-то с 1992 года прошло уже немало, но есть ещё некоторые проблемы в нашей многоступенчатой системе высшего профессионального образования. Например, в разделении направлений и специальностей на первых четырёх курсах. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. В негосударственных вузах, как правило, готовят только бакалавров.

Сохраняется ещё напряжённость в вопросе престижа диплома бакалавра: работодатели не всегда настроены брать на работу бакалавров. Причин несколько. Одна из них - психологическая. А именно: нынешние работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово "бакалавр" было "не нашим", западным. Да ещё при этом есть разница в программах обучения - специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата - широкопрофильные, имеют обще научный и обще профессиональный характер. Т.е. бакалавр получает фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, т.к. учился только 4 года. В законе, разумеется, говорится, что бакалавр имеет право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Но! Право-то он имеет, но не всегда ему это право предоставляют. Предпочитают брать "специалистов" и "магистров".

Вы не расстраивайтесь - со временем вопрос "Чем может заниматься бакалавр?" не будет возникать. А пока, если появятся проблемы, можно только посоветовать продолжать своё обучение на следующей ступени и получать квалификацию "дипломированный специалист" или "магистр".

И всё же достоинства выбора бакалавриата имеются. Перечислим их.

  1. Этот вид квалификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом. Там часто приглашают бакалавров, даже не оговаривая направления подготовки, поскольку для офисной работы нужен просто образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить всевозможные документы.
  2. Фундаментальность подготовки, её "несуженность" позволяет, при необходимости, легко сменить профессию. Дело в том, что в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за 1 год перейти к одной из целого "веера" совместимых профессий. А специалисту после 5-ти лет обучения получать новую профессию (в случае необходимости) придётся за 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет получением второго высшего образования. Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому оно бесплатное (для бюджетных мест).
  3. Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию построить для себя?

Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Т.е. постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти престижную работу, имея на руках диплом бакалавра.