Главная · Кашель · Хамида акилова, астраханская обл., с. тузуклей

Хамида акилова, астраханская обл., с. тузуклей

Юдина Людмила Николаевна, МБОУ «Гимназия №2» г.Белгород

Тема: Водоемы родного края

Цель: создание условий для знакомства детей с водоемами Белгородского края.

Задачи : (предметные) содействовать формированию представлений учащихся о водоемах нашего края, о значении водоёмов и их охраной.

(метапредметные) способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – создать организационные условия для развития у учащихся умений анализировать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

б) познавательных-учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

в) коммуникативных – учить строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

Личностные УУД: формировать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, основанное на соблюдении нравственных норм.

Оборудование: карточки с названиями водоёмов, карта Белгородской области, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, справочная литература о Белгородской области

Ход занятия

1.Организационный момент

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Учащиеся делятся на группы по 4 человека.

2.Целеполагание.

Каждой группе раздаются карточки с загадками.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)

4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)

Отгадайте загадки и скажите, о чем пойдет речь на занятии? Чему мы должны научиться? Что нового узнать?

Игра. (Работа с карточками)

На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

(Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ

река пруд

озеро канал

1 раздел: «Виды водоёмов»

Задания для групп:

1 группа: Эта группа работает с картой Белгородской области и составляет список естественных и искусственных водоёмов.

2 группа: На схеме реки подписать её части. В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова найти объяснения слов: исток, устье.

3 группа: Пользуясь планом описания реки, составить рассказ-описание одной из рек Белгородской области. Можно пользоваться справочной литературой

План описания реки:

1. Название.

2. К какому виду водоёмов относится (естественному или искусственному).

3. Где находится исток реки.

4. Какое течение: быстрое или медленное.

5. Притоки.

6. Куда впадает река.

4 группа: Собрать «рассыпавшееся» стихотворение о воде.

Ручеек и речка

Средь высоких гор и скал
Ручеек живой бежал.
Очень радостно журчал,
Жизнью горы наполнял.

С каждым днем он среди скал
Путь длинее пробивал.
И однажды прямо к речке
Быстрой, шумной он попал.

Говорит: «Привет, родня!
Не прогонишь ты меня?»
Речка очень удивилась:
«Мы-родня? Скажи, на милость,

Почему ты так решил?
Может, просто поспешил?
Мы с тобой совсем чужие,
Очень разные стихии».

Но сказал ей ручеек:
«Неужели невдомек,
Мы же оба из воды.
Наши водные следы

Уж давно переплелись.
Наконец-то мы нашлись!»

4.Физминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.(Наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один –

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой(Прыжки на месте)

И отправились домой.(Ходьба на месте)

5. Продолжение работы в группах

2 раздел: «Значение водоёмов и их охрана».

Задания для групп:

1 группа: Рассмотреть картинки. Дать название каждой картинке, на которой изображена роль водоёма в природе и жизни людей:

Водоемы- источник и хранилище пресной воды

Водоемы- дом для животных и растений,

Водоемы – место отдыха человека

Водоемы- украшение нашего края

2 группа: Составить памятку поведения на водоемах

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

4. Никогда не ныряй в незнакомом месте!

5. При купании будь осторожен. На дне могут оказаться разбитые бутылки, использованные консервные банки.

3 группа: Нарисовать экологические знаки, которые можно установить на берегу реки.

4 группа: Записать экологические проблемы водоёмов Белгородского края

6.Итог занятия

– Какие водоемы есть в нашем крае? (Пруды, реки, родники . и т. д.)

– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

7.Рефлексия.

Что понравилось, с какими трудностями встретились?

Что узнали на занятии нового?

Литература и интернет-ресурсы:

1) В. Иванкова «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок», Москва, «Аквариум», 2006г

2) http://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875

3) http://www.fizkult-ura.ru/sci/fizkultminutki/10

Ирина Львова
Конспект НОД «Путешествие по водоемам родного края»

Конспект НОД в старшей группе «Звездочка»

на тему «»

Выполнила :

воспитатель старшей группы «Звездочка»

МДОУ «Детский сад № 235»

Львова И. Ю.

Саратов 2017 год

Конспект НОД

«Путешествие по водоемам родного края » (открытое мероприятие)

Группа : Старшая

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «Я познаю мир» .

Тема НОД : «Путешествие по водоемам родного края » . Интегрированная НОД.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель : Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков воспитанников старшей группы по теме проекта «Водоемы родного края » .

Задачи :

Образовательные :

1. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

2. Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

3 Упражнять в умении отличать животных водоемов и умении рассказать о них.

4. Совершенствовать умение составлять рассказ по увиденному на экране.

5. Закреплять знания о жителях водоемов , путем отгадывания загадок .

Развивающие :

1. Обеспечить развитие умения детей отвечать на вопросы полным ответом, слушать других, не перебивать и не повторяться.

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Развивать : речь; логическое мышление, память, крупную моторику.

Воспитательные :

1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2. Развивать чувство единства, сплоченности, учить детей действовать согласованно.

3. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Оздоровительные :

1. Снятия мышечного и нервного напряжений (физминутка, п/и) .

2. Обеспечить двигательную активность детей на протяжении всей НОД.

3. Сохранять правильную осанку во время НОД.

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, музыкальная, продуктивная, трудовая.

Форма : подгрупповая НОД.

Форма реализации детских видов деятельности : разговор, беседа, просмотр презентации, д/и, подвижные игры и игровые упражнения, игры-иммитации, совместное и самостоятельное рассказывание стихотворений, ответы на вопросы, обобщение, физминутка, релаксация, подведение итога.

Материалы и оборудование :

Мультимедийное оборудование, презентация «Водоемы родного края » , видеозапись подводного мира, картинки животных, маска щуки, предметные картинки к д/и «Что изменилось?» , «Кого не хватает?» , «К какой части туловища относится?» , костюм для взрослого «Водяной» , экологические знаки, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : Беседы о водных ресурсах, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей пресных водоемов , беседы о родном крае и реке Волге , просмотр мультфильма «Беги ручеек» , д/и по ознакомлению с животными водоемов , подвижные игры «Ручеек» , «Караси и щука» , чтение рассказов о наших водных ресурсах, просмотр презентаций.

«Путешествие по водоемам родного края »

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель заводит детей в зал, просит поздороваться с гостями.

Наше сегодняшнее путешествие в мир природы мы посвятим одному волшебному веществу.

Я буду называть слова, а вы подумаете и скажите, что их объединяет :

Дождь, ручей, радуга, родник , фонтан, туча, болото, снег, рыба – это вода.

Вода принимает разные формы и бывает в разных состояниях. Она то дождь, то снег, то облако, то спокойное озеро, то буйное море, то твердый лед.

А что, если бы вода исчезла?

Об этом даже подумать страшно. Дети выстраиваются полукругом, здороваются

Дети отвечают : вода

Дети рассуждают : Не было бы дождя и снега – высохли бы реки и озера, погибли бы травы и деревья. Не было бы рыб, птиц, зверей и человека!

Основная часть

Вы слыхали о воде?

А я знаю слово «Водоем »

А вы? Что это?

Какие бывают водоемы ?

Как вы думаете, много ли воды на нашей планете, хватит ли ее всем?

Давайте посмотрим на глобус.

Что такое глобус?

Да, так выглядит наша планета Земля, только в уменьшенном виде. Каким цветом на глобусе обозначена суша? Каким цветом вода?

- Чего больше : суши или воды?

Да много воды на нашей планете. Но большую часть занимают большие водоемы – моря и океаны и вода в них соленая.

А всякая ли вода годится для человека, для различных его нужд?

Да, именно пресная вода нам нужна.

Давайте представим, что вся вода нашей планеты умещается в 3-х литровой банке (восп. показывает, то пресная вода (не соленая) уместится в половине стакана. Если я возьму 3 капельки пипеткой из этого стакана, то вот 3 капельки и будет вся вода рек и озер нашей планеты Земля.

Видите, как мало пресной воды.

Живым существам – человеку, животным, растениям нужно много воды именно пресной, но пресной воды явно недостаточно на нашей планете.

Есть такие места на Земле, где вообще воды нет.

Можно ли мы что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Всегда ли вы плотно закрываете кран? Из плохо закрытого крана за сутки вытекает ведро воды.

Значит, воду надо беречь!

Да что у тебя случилось?

Да ты подробней расскажи.

Да, очень жалко твой дом. Но не огорчайся. Мы сейчас с детьми подумаем о том, как тебе помочь. Советуемся. Давайте расскажем Водяному о наших водоемах , о нашей красавице Волге.

Рассаживайтесь поудобней, а ты, Водяной, смотри и слушай.

Наши дети тебе расскажут о наших водоемах .

Слышал о такой реке?

Слышал, слышал.

Река Волга течет медленно и спокойно. Весной, от таяния снега она разливается и становится намного шире.

В ветреную погоду река волнуется и волны гуляют по реке.

Давайте изобразим эти волны. Для этого мы построимся в цепочку, параллельно друг другу, взявшись за руки, образуя дугу, и будем опускать руки в тот момент, когда следующая пара, поднимает руки, получится река с бегущей волной.

Есть и даже много. Смотри (продолжение презентации)

Давайте все вместе поиграем в игру «Ручеек»

Ты найдешь у нас много друзей.

А ты проверь.

Давайте, подумаем, кто живет в водоеме ? Кто может быть другом Водяного?

Игра : «Четвертый лишний в нашем пруду» .

Я хочу предложить игру.

Давайте все отправимся на дно водоема . Хочешь с нами? Тогда…

Тогда давайте наденем водолазные костюмы , акваланги и спустимся на дно (имитация) .

Ну, вот мы с вами и на дне водоёма . Усаживайтесь поудобнее на «камушки» и приготовьтесь наблюдать.

Как много здесь различных рыб. Давайте попробуем угадать их названия. Внимательно послушайте загадку :

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно (сом) .

Давайте понаблюдаем за сомом. Посмотрите на его внешний вид. На что похоже его тело?

Сом – донная рыба и его тело приспособлено для жизни на дне. Такими челюстями ему удобно подбирать пищу со дна. Он хватает всё, что движется.

А вот появилась ещё одна рыбка. Она маленькая с красными плавничками. В народе их называют пёрышки. Вы знаете, как называется эта рыбка?

Как вы думаете, почему она так называется?

Смотрите, какая интересная рыба появилась. Эта тоже донная рыба и называется она карпом. Карп ест всё, что найдёт на дне. Его называют донной свинкой.

Вспомните, какую донную рыбу мы уже видели?

Похож ли карп на сома?

Есть ли у них что-то общее?

А чем они отличаются?

Эта рыба хищница.

У неё острые зубы.

Живёт она в реках и лиманах.

Щука быстрая. Прожорливая. Берегитесь караси – всех переловит.

Игра «Караси и щука» (физкультминутка) .

- В народе говорят : нем как рыба. Что это значит? Почему так говорят?

Как дышат рыбы?

Каких рыб вы ещё знаете?

Чем все рыбы похожи?

Чем отличаются?

Посмотрите, у меня есть картинки с изображением рыб, которых мы сегодня видели. Давайте с ними поиграем.

Наше путешествие по дну водоёма подходит к концу . Запаса воздуха в аквалангах осталось совсем немного, пора возвращаться на берег. Поднимаемся, снимаем акваланги (имитация) .

Дети по очереди читают стихотворение «ВЫ слыхали о воде?»

1 Говорят, она везде!

2 В луже, в море, в океане,

3 И в водопроводном кране .

4 Как сосулька замерзает,

5 В лес туманом заползает,

6 На плите у вас кипит,

7 Паром чайника дымит,

8 Без неё вам не помыться,

9 Не наесться, не напиться,

10 Смею вам я доложить :

Все : Без воды нам не прожить!

Ответы детей :

Это хранилище воды.

Это дом для животных и растений.

Они бывают разные большие и маленькие.

Большие это моря и океаны, поменьше реки, речки, озера, пруды, ручьи, родники .

Это наша планета.

Желтым, коричневым суша, голубым – вода.

Больше воды.

Соленая.

Только пресная.

Дети рассуждают :

Не лить понапрасну воду, закрывать кран.

Дети ведут рассказ.

1 Мы живем в красивом городе, который называется Саратов.

Вдоль города течет река Волга.

Наша Волга одна из самых больших и красивых рек в Европе.

Волга разделяет 2 города Саратовской области : Саратов и Энгельс.

Большой и красивый мост соединяет эти города.

2 Как жизнь начинается с детства, так и великая река начинается с маленького родника . Ключ, бьющий из земли, образует небольшой ручеек. И вот уже побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. По дороге к Каспийскому морю вбирает в себя многие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в могучую, полноводную и красивую реку.

3 Волга широкая, потому что у нее много помощников, притоков – больших и маленьких речек, которые несут в нее свои воды. Знаете сколько их? 200. Это реки Медведица, Хопер, Большой и малый Иргиз, Терешка, Баланда

Дети выходят со стульчиков, перестраиваются дугой и показывают волны

Продолжают рассказ.

4 Вода в Волге чистая, светлая, прозрачная. Поэтому в реке водится много рыбы, да такой, какой нигде не видали. Только в Волге водится стерлядь, осетр, белуга, угорь.

Дети вместе с Водяным играют в малоподвижную игру «Ручеек» .

Дети подходят к столам, выбирают подходящих животных и рассказывают о них.

5 Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки . У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали. Водомерка - насекомое . Живут у водоемов , они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

6 Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края . Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

7 Бобер живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой . Кроме того, бобры строят плотины.

8 Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Дети «спускаются на дно водоёма и усаживаются на камешки (иммитация) ».

Дети, сидя на ковре, рассматривают на экране различных рыб, отгадывают загадки, отвечают на вопросы воспитателя.

Похож на бревно, его тело длинное округлое без чешуи, голова большая, глаза маленькие, возле рта длинные усы которыми он осязает добычу.

Краснопёрка.

Потому что у неё красные пёрышки.

Нет, они разные.

И карп и сом живут на дне и собирают со дна пищу, их называют донными рыбами.

У карпа есть чешуя, а у сома нет и усы у карпа короче. Он меньше сома и его тело совсем другое и хвосты с плавниками непохожи.

Дети играют в подвижную игру «Караси и щука»

Рыбы не умеют издавать звуки.

У них есть жабры.

Судак, лещ, тарань.

Они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя.

Размером, окраской, средой обитания.

Дети вместе с воспитателем и Водяным играют в д/и :

«Что изменилось?» ;

«Какая рыба спряталась?» ;

Дети встают, имитируют как оно снимают акваланги. На экране мультимедийного оборудования появляется изображение воды, тихо играет музыка.

На экране открывается кадр «Водоемы »

Воспитатель демонстрирует глобус.

На экране кадр : «Как человек использует воду»

Воспитатель показывает опыт :

3-х литровая банка с водой , полстакана воды, пипетка, блюдечко.

Кадр «Пустыня»

Появляется грустный и расстроенный Водяной.

Беречь…. Нужно беречь… Мой пруд нужно беречь.

Кто я? Водяной, не похож? Доживете до такого и не узнаете друг друга

Ох, беда…погибает наша вода. Мои пиявки и лягушки – ух какая радость! (поет)

Люди построили возле моего пруда свои дачи, большие, красивые.

Мы им были рады. Приходите, купайтесь, отдыхайте, ловите рыбку, любуйтесь красотой. А они моют машины, сбрасывают свой мусор. Рядом с лебедями плавают памперсы и целлофановые пакеты (плачет, около красавиц лилий, сгрудились бутылки.

Я ушел, не смог, ищу вот новый водоем .

Воспитатель приглашает всех пройти и сесть на стульчики перед экраном.

На экране кадр : «Город Саратов» ;

Река Волга;

Мост через Волгу;

Широкая полноводная Волга.

Родник .

На экране :

Реки Саратовской области : Медведица, Хопер, Баланда, Большой Иргиз, Терешка…

Кадр : ветер на Волге

Музыка шума ветра.

Водяной вместе с детьми.

Дети поворачиваются к экрану

Кадр : «Стерлядь, осетр, белуга, угорь»

Водяной : А озера и пруды есть у вас? Ручьи?

Продолжение презентации.

Кадры : «Пруды, озера Саратовской области»

Водяной : Да, хорошо тут у вас, но без друзей мне будет плохо.

Разве вы знаете кто мои друзья, разве вы знаете жителей водоемов ?

Хорошо, вот вам задание (Водяной раскладывает карточки на столы с разными животными)

1 Водомерка , ежик, божья коровка, корова

2 Утка, собака, пчела, лиса.

3 Бобер, белка, хомяк, снегирь

4 Рыба, ворона, медведь, овца.

Водяной : Да, много вы знаете!

Видеозапись подводного мира, приятная музыка.

Присаживаются свободно на ковер.

Водяной : А можно я вам еще загадаю загадки.

Воспитатель приглашает подойти к экрану

Водяной :

Где же вы её найдёте? Ну конечно же, в болоте! Зелена, как трава, Говорит : «КВА, КВА, КВА!» (Лягушка)

Ползает наоборот,

задом наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй (Рак) .

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка) .

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Слушайте, как мне у Вас хорошо!

Заключительная часть (рефлексия)

Тебе Водяной понравилось?

А Вам, дети понравилось наше путешествие ? О чем мы рассказывали нашему другу Водяному?

Мы гордимся тем, что живем на берегу такой прекрасной реки «Волга» . Она нас и угощает и спасает от летнего зноя, помогает быть здоровыми, радует и веселит в любое время года.

А мы порой относимся к водоемам и её обитателям небрежно. Не соблюдаем «правила этикета» .

Как же мы с вами должны поступать, чтобы сохранить красоту и богатство

наших рек, рыбье царство и всех обитателей?

стихотворение Е. Шкловского.

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки :

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники :

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной .

И шепчут губы : «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»

Пусть вам у нас хорошо живется!

Дети вспоминают :

О нашей красавице Волге и ее притоках, рассматривали на экране красивые фотографии, по карточкам находили жителей водоемов , спускались на дно водоема , рассматривали рыб, отгадывали загадки, играли в игры «Ручеек» , «Караси и щука» , делали волны.

Дети берут расположенные на фланелеграфе экологические

запрещающие знаки, нарисованные совместно с родителями,

демонстрируют и рассказывают о их содержании и назначении 1 -В воде растут волшебные цветы,

И нет вокруг нежнее красоты!

Ребята, не пытайтесь нас срывать,

Для всех мы будем землю украшать,

А без воды - завянем сей же час.

Не надо, люди, не губите нас!

2 У озера свои зверюшки :

Улитки, рыбки и лягушки.

И хоть их водится тут много

Ты их, пожалуйста, не трогай!

3 Хоть опасны змеи, но нужны :

Чистоту беречь они должны.

Санитарам леса и воды,

Ты не делай зла или беды.

4 И разный сор в траве не оставляй,

Не зарывай в песок и в воду не бросай!

Не засоряй прекрасный водоем

Ведь мы еще не раз сюда придем!

5 Ты у реки и в ней велосипед не мой!

На нем ведь масло, грязь, мазут.

Речные обитатели умрут!

Такая грязная вода

Для рыбок настоящая беда!

6 У живности свои заботы,

И каждая дитя природы.

А для природы все важны,

Полезны очень и нужны!

Водяной : Эх, буду жить в вашем крае Саратовском, мне у вас понравилось. Пойду за своими друзьями приглашу их жить в Саратовские пруды.

А вам от меня на память игра «Удочка»

Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".

Хамида АКИЛОВА,
Астраханская обл.,
с. Тузуклей

Поволжье

Тема. "Водоемы нашего края. Поволжье".

Цели. Познакомить с разнообразием водоемов родного края, составить устное описание главной реки нашего края – Волги; раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

Оборудование. Физическая карта, названия станций, схематическое изображение Волги с рукавами для учителя и детей, лист с заданиями для тестирования, выставка книг, Красная книга (Астраханская страница), кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова астраханского поэта Б.Филиппова.

Здесь нет лесов –
Солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги-матушки реки
Необозримые просторы.

Сегодня мы отправимся в новое путешествие по родному краю и познакомимся с его водоемами, их значением.

III. Знакомство с новым материалом

У. Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают искусственные и естественные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
К естественным относятся ручей, река, озеро, море.
К искусственным – водохранилище, пруд, канал.
Какие водоемы нашего края вы знаете?

Дети отвечают.

– Вами была названа река Волга.
Волга – это естественный или искусственный водоем?

Д. Естественный.

У. Чтобы лучше познакомиться с Волгой, мы совершим путешествие по станциям.
Первая станция – "Историческая". Река Волга – самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на земле – "матушка". С какой гордостью каждый астраханец сообщает, что он родился и живет на Волге! О ней слагают песни, сказания, легенды.

Заранее подготовленный ученик рассказывает одну из легенд.

Д. Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников Древних и Средних веков. Первое упоминание о ней – как о реке Ра, затем она описывается под именем Эдель, но чаще Этиль. Предполагается, что современное название реки произошло от древнерусского слова "волога" – влага. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря выбивается на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Этот тоненький ручеек и дает начало реке Волге, которая впадает в Каспийское море.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

У. На первых десятках километров узенькая Волга протекает через несколько небольших озер, и только после впадения в нее реки Семежаровки вытекающая из озера Селигер Волга становится полноводной. Течет эта река по низинам Восточно-Европейской равнины.
Путешествуя дальше, мы оказываемся на станции "Географо-краеведческая". Вспомните, что такое исток, устье, приток, рукав.

Д. Исток – это место, где река начинается.
– Устье – место, где река впадает в озеро или море.
– Приток – река, впадающая в другую реку или море.
– Рукав – ответвление от главного русла реки.

У. Долгий путь – 3530 километров проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, принимая все новые и новые притоки. В нижнем течении у Волги притоков нет. Около города Волгограда она поворачивает на юго-восток к Приволжской низменности, у города Волжского от нее отделяется к востоку крупный рукав – река Ахтуба, к северу от города Астрахани от Волги отделяется рукав Бузан. Самыми крупными рукавами являются реки Бахтемир, Болда, Кигач.
От рукава Болда отделяется маленькая речка Тузуклейка, на берегу которой мы с вами живем.
Положите перед собой схемы. Обозначим на них названия рукавов реки Волги.

Дети выполняют задание вместе с учителем.

– Для реки характерно весенне-летнее половодье. Течение спокойное, медленное, зависит от поверхности (равнинное).

IV. Физкультминутка

У. Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! Хороша водица.
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
Раз-два – выше голова!
Три-четыре – руки шире!
Пять-шесть – тихо сесть.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Следующая станция – "Исследовательская".

Водоемы – это места, где живут разнообразные живые существа. Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах обитает очень много разной рыбы. Давайте исследуем, какую рыбу можно встретить в наших реках.

Отгадайте загадки.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.

Д. Сом.

У. Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его...

Д. Сазан.

У. Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет.

Д. Щука.

У. Ах, ты, модница-красавица,
Твой наряд всем очень нравится!
За красные плавники тебе "пять" –
Ярка рыбка...

Д. Красноперка.

У. А каких еще рыб вы знаете?

Дети отвечают.

– Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? Какие растения растут в водоемах?

Выслушиваются ответы детей.

– Разгадайте кроссворд, и вы назовете еще несколько растений, встречающихся на Волге.

На доске:

Вопросы

По горизонтали :

2. Водяной орех.
4. Сам стоит он в луже, и промокли лапки,
Голова снаружи в темно-бурой шапке.

По вертикали :

1. Ближний родственник рогоза.
3. Роза Каспия.

Ответы

По горизонтали : 2. Чилим. 4. Рогоз.

По вертикали : 1. Камыш. 3. Лотос.

У. К сожалению, многие растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Учитель показывает растения.

– Если вы хотите больше узнать о растительном и животном мире родного края, я предлагаю вам прочитать эти книги.

Учитель показывает книги об Астраханском крае, реке Волге.

– Прочитайте их, и вы откроете для себя таинственный мир природы нашего края. В природе прекрасно все, но вода – краса всей природы.

Мы достигли станции "Промышленно-хозяйственная". В теле рыб содержится до 70–80 процентов воды. Растения тоже не могут обойтись без воды. Вода доставляет из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений, испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева.
А как вы думаете, для чего нужна вода?

Д. С помощью воды мы пьем, готовим, моемся.

У. Вода необходима не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. По реке человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода, отведенная в оросительные каналы, позволяет выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах вода используется для изготовления бумаги, выпечки хлеба и еще для многого другого.
Наша самая последняя станция – "Экологическая". Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

У. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Д. Наверное, вода в речке была грязной.

У. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью, так как он пьет воду, использует в пищу разнообразных животных и растения.
В Волге и в нашей речке содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси.

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Что надо делать, чтобы так было?

Д. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

VI. Итог урока

У. Вот мы и познакомились с водоемами нашего края. Что нового вы узнали о Волге?

Выслушиваются ответы детей.

– Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме "Водоемы", предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме.

Обведите кружочком варианты правильных ответов.

1. К искусственным водоемам относятся:

а ) море;
б ) водохранилище;
в ) озеро.

2. Началом реки называется:

а ) рукав;
б ) устье;
в ) исток.

3. Ответвление от главного русла реки называется:

а ) приток;
б ) рукав;
в ) исток.

Конспект открытого урока

по курсу «Я и мой мир» ,

проведённого в рамках районного семинара

по правоведению для директоров школ Ломоносовского района

тема: «Водоёмы родного края»

3 класс

Цели и задачи урока:

1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.

2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.

3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.

4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.

5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

Оборудование урока:

1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми», Ломоносов, 1995 г.

2. Физическая карта России.

3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.

4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.

5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».

2. Повторение изученного материала.

Кроссворд на доске:

1 о

2 и

3 в

4 т

1) Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

2) Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан…

3) Неизвестно, где живёт…

Налетит – деревья гнёт.

Засвистит по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь.

4) Нахмурится, насупиться,

В слёзы ударится –

Ничего не останется.

Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).

Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.

Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?

Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).

Что это такое?

Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)

А в Ломоносове есть реки?

Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).

3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).

Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).

Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:

В о д о ё м ы

4.Работа над новым материалом.

На доске: карта России.

Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.

Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).

А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).

Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.

Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –

ИСТОК. Напиши это слово над точкой.

Где же исток Каросты? Угадай.

«Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осоки, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги». (Болото)

В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.

«К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я сын её родной,

А родился весной». (Ручей)

(Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).

« Под елью пушистой, высокой, зелёной,

Лесной ручеёк протекает студёный.

То звонко журчит он, как будто с травою,

Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.

В лесу разливается тихая трель.

В ручье отражается стройная ель.

Он путника в полдень прохладой встречает

И влагою жажду его утоляет.

Вода ключевая прозрачна до дна,

Она даже летом всегда холодна».

Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.

Физкультминутка.

«Рыбки весело плескались

В чистой, свеженькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке».

Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).

(Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).

«Вот пруд. Красивее на свете

Никто из нас, пожалуй, не встречал.

И на него глядим мы, словно дети,

Попавшие впервые на причал.

В него глядятся сосны, ветки ив,

В нём – облака и солнце. И этот пруд,

Пожалуй, потому-то и красив,

Что всё вот это отражено тут».

Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.

Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?

Как называется этот пруд? (Красный).

Подпиши название с большой буквы.

Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.

Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.

1) Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбы)

2) Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

3) На муху, по верху, со дна ли

Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)

Кто водится по берегам пруда и в камышах?

«Вдоль по речке, по водице

Плывёт лодок вереница.

Впереди корабль плывёт

За собою всех ведёт.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперёд

Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)

Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?

Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).

Физкультминутка.

Исток

-_- _

Красный

Пруд Нижний

Кароста пруд Кароста

Устье

Финский

Залив

Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.

«Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:

Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.

Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.

Река : Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.

Пруд : Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.

Река : Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё вижу, всё знаю!

Пруд : Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.

Река : Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!

В чём сходство реки и пруда?

Чем отличается река от пруда?

Почему река всегда в движении?

Чем отличаются берега этих двух водоёмов?

Раскрась речку, подпиши название.

Большая ли наша река?

Можем ли мы по ней плыть?

Какое у неё дно?

По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.

Есть ли на реке водопады? (Да.)

Где они находятся?

Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).

Есть ли на Каросте мосты? (Да.)

Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).

Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.

Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).

Куда же впадает Кароста?

Раскрась и надпиши: Финский залив.

Исток

Устье

Красный

Пруд Кароста Нижний

Пруд Кароста

Устье

Финский

Залив

Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?

Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.

Фото: Гавань - ранее и теперь.

А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)

В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!

Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).

4. Подведение итогов, обобщение.

Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?

Где она начинается?

Для каких целей люди сооружают пруды?

Для чего в парках? В городе?

Чем похожи река и пруд?

Чем отличаются?

Какие пруды нашего города вы знаете?

Откуда берётся вода в кранах ваших домов?

Как нужно охранять водоёмы?

Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.

5. Домашнее задание.

Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.