Главная · Кашель · Храм тадж махал. Тадж Махал — символ любви

Храм тадж махал. Тадж Махал — символ любви

Этот грандиозный мавзолей называют памятником бессмертной любви, и на протяжении многих веков всех волнует его романтическая история создания. Тадж-Махал, признанный одним из семи новых чудес света, с 1983 года находится под защитой ЮНЕСКО. Самое знаменитое Индии, не имеющее аналогов во всем мире, характеризует собой целую эпоху правления императора.

Выраженные в камне грусть и нежность заставляют всех путешественников остановиться в восхищении перед величественным шедевром искусства, повествующим об удивительной любви.

История создания

Тадж-Махал - это беломраморный мавзолей, расположенный в городе Агра. Он был возведен по приказу внука правителя страны Шах Джахана, мечтавшего выполнить волю умершей при родах жены.

Их все испытания, в том числе и вечностью. Удивительно, что в исторических хрониках зафиксированы нежные и романтические отношения правителя и его супруги, которую император нежно называл Тадж-Махал, что в переводе означает «гордость дворца». Для мусульман это большая редкость, ведь сильная любовь чаще всего проявляется у них к Богу и родине, но не к женщине.

Древние предания

Красивое предание гласит, что после трагической смерти любимой император не выходил из покоев неделю, а когда подданные увидели своего повелителя, то не узнали его: он постарел на несколько лет и стал седым. Шах Джахан отказался от трона, предавшись сильной скорби по ушедшей навсегда жене.

Правда, есть и не столь романтическая версия, рассказывающая о том, что правителя сверг собственный сын, объясняя свое поведение тем, что грандиозные проекты отца разоряют страну. Но это уже не очень важно для потомков, ведь ценность известного на весь мир памятника от этого не умаляется.

Выполненная клятва

Шах Джахан помнил, как мать его детей попросила однажды возвести красивый дворец. Обезумевший от горя правитель поклялся построить самую роскошную усыпальницу в мире. В память о жене и началось масштабное строительство величественного сооружения.

Так, благодаря официальным записям, сделанным подданными мусульманского короля, нам стала известна официальная история создания. Тадж-Махал считается одной из самых дорогих в мире построек, на которую были потрачены огромные средства.

Остаток жизни, проведенный в темнице

Ходит еще одна легенда о желании императора возвести второе аналогичное сооружение, однако он не успел этого сделать. И все, что ему оставалось после того, как его сверг собственный сын, - до конца своей жизни тоскливо смотреть из маленького окошка темницы на каменное произведение искусства, ставшее усыпальницей ушедшей жены.

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Многолетнее строительство

Больше 12 лет шло поэтапное строительство Тадж-Махала в городе Агра (Индия). Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

Чтобы прокормить рабочих, без устали строивших день и ночь роскошный памятник, им привозили зерно, предназначавшееся для отправки в провинции, и в стране начался страшный голод, который привел к нестабильной финансовой ситуации.

Визуальные эффекты

Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

Гробницы под мавзолеем

В Коране есть строки о том, что покой умершего человека нарушать нельзя. Под главным куполом мавзолея расположена гробница, на самом деле таковой не являющаяся. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.

Шкатулка для драгоценностей

Удивительно красив изнутри объединяющий несколько архитектурных стилей индийский Тадж-Махал. Отделка стен роскошных залов выполнена по итальянским технологиям. Красочные узоры из самоцветов делают мавзолей настоящей сокровищницей, хранящей драгоценности. Камни доставлялись из самых разных уголков страны, и даже в Россию приезжали послы для приобретения ценящегося в стране малахита.

Делящийся на две части дворец

Построенный в соответствии с представлениями ислама о загробной жизни знаменитый мавзолей Тадж-Махал делится на две части. Четыре двора караван-сарая и базарные улицы относятся к земному существованию, а сам мавзолей и райский сад - к потустороннему. Кстати, весь полученный доход от торговли шел на поддержание дворца.

Считается, что арка перед мавзолеем и красивый пруд, проложенный посредине главной дорожки, олицетворяют переход человека в иной мир.

Кто автор шедевра?

Исследователи не могут точно назвать имена архитекторов удивительного шедевра. Точно установлено, что иностранцы не принимали участие в проектировании мавзолея. А некоторые специалисты уверены, что сам правитель выступил в роли главного автора, ведь он славился образованностью и чувством стиля.

Архитектура мавзолея выражает основные принципы эпохи: строгие линии и симметричная планировка делают земное здание подобием райского дворца.

Величественный комплекс

Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен - минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом, в котором отражается совершенный образец искусства. В конце зеленого коридора посетителей встречает роскошный Тадж-Махал.

Цветовое решение

Обращает на себя внимание и цветовое оформление жемчужины Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.

Интересно наблюдать за игрой света, когда солнечные лучи на рассвете или закате окрашивают стены в нежные цвета.

Современные проблемы

Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) - густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

Перед входом всех посетителей тщательно досматривают. Запрещено проносить в мавзолей зажигалки, сигареты, пищу, мобильные телефоны и даже жевательные резинки. Поэтому эти вещи с собой брать не рекомендуется.

По пятницам вход туристам в Тадж-Махал запрещен, так как в находящуюся рядом мечеть в Агре собираются для совершения молитв мусульмане.

Символ бессмертия

Вошедший в список новых чудес света мировой шедевр продолжает будоражить умы особой красотой архитектурных линий и роскошью убранства, а творческих людей и всех влюбленных волнует печальная история создания.

Тадж-Махал ошеломляет с первого взгляда, и каждый посетитель прикасается к вечности, запечатленной в мраморе. Ставшая символом верности и бессмертия древняя достопримечательность останется навсегда в памяти, а сердце сохранит незабываемые впечатления от увиденного.

Тадж-Махал был построен в Индии в городе Агра . Этот мавзолей-мечеть находится на берегу реки Джамна - самого протяженного притока Ганга. Тадж-Махал признан одним из 7 чудес света , что серьезно выделяет его на общем фоне достопримечательностей нашей планеты. В 1983 году памятник архитектуры был признан одним из объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Многие едут в Индию именно ради того, чтобы посмотреть мавзолей, ведь он известен даже людям, далеким от архитектуры.

Тадж-Махал: история любви

Тадж-Махал называют памятником вечной любви. И вот почему. Мечеть была возведена по приказу правителя Шах-Джахана, пожелавшего увековечить образ своей жены , которую звали Мумтаз-Махал (сокращенное имя - Тадж-Махал, в переводе означающее «Гордость дворца»). Она умерла при родах 14-го ребенка , что повергло падишаха в такую скорбь, что он решил отказаться от трона. Более прозаичная версия указывает на то, что Шах-Джахан был просто свергнут, но это не столь важно, ведь ценность творения, возведенного по его приказу, от этого не умаляется.

Есть еще одна легенда Тадж-Махала о том, что у этого памятника архитектуры должен был появиться «двойник» , только не белого, а черного цвета . Раскопки не подтвердили данное предположение. Найденный темный мрамор на самом деле был белым. Просто его цвет изменился с течением времени. Скорее всего, задумывался второй аналогичный мавзолей, ведь правитель любил симметрию. Сделать это падишах не успел, так как сын свергнул его. Говорят, что до конца дней своих Шах-Джахан любовался мечетью из темницы .

Именно поэтому в Тадж-Махале не одна, а две могилы - безутешного правителя и его возлюбленной. Кстати, их тела захоронены не в гробницах, а строго под ними, под землей.

Индия - страна контрастов. Посмотрите, где находятся и поезжайте туда! Там есть, на что посмотреть.

Если же вам больше по душе пляжный отдых, тогда , какие пляжи есть в Южном Гоа.

Кто построил Тадж-Махал?

Мавзолей начал возводиться в 1632 году. В этом процессе приняло участие более 22 000 мастеров , которых собрали со всех концов империи. Конкурс на лучший проект выиграл Усто Иса Хан Эффенди . Именно его наброски легли в основу Тадж-Махала. О дальнейшей судьбе строителей ходят легенды. В частности, есть предание, в котором говорится, что все они были казнены по окончании работы.

Участок, на котором он построен, раньше принадлежал махарадже Джай Сигху. Земля настолько приглянулась падишаху, что он выменял его у подданного на дворец посреди Агры. Грунт был полностью перекопан. Уровень площадки, на которой осуществлялось возведение мечети, был поднят на 50 метров. Фундамент создавался особым образом, чтобы у Тадж-Махала была по-настоящему надежная основа . Платформа, на которой стоит здание, создана из мраморных блоков. Ее площадь равна 29 м 2 .

Возведение Тадж-Махала сопровождалось применением новаторских методик строительства, что делает данный памятник архитектуры еще значимее. В качестве примера можно привести леса из кирпича (обычно в качестве материала для этого сооружения использовался бамбук).

На создание шедеврального мавзолея ушло более 20 лет. Строительство велось поэтапно. Сначала появились гробницы и платформа, а потом – минареты, мечеть и т. д. Для транспортировки материалов было использовано более 1000 слонов.

Наши дни

Ежедневно Тадж-Махал посещается многими тысячами туристов. Он является не только достоянием мировой культуры, но и символом Индии . В город с мавзолеем Тадж-Махал съезжаются со всех концов земли.

Несмотря на бережное отношение, недавно наметилась серьезная проблема. На стенах здания обнаружены трещины. Это объясняется тем, что река, протекающая рядом, становится мелководнее. Это приводит к изменению структуры почвы. Тадж-Махал оседает , что и приводит к образованию неприятных трещин.

Кроме того, его белый мрамор желтеет с годами . Причина - слишком грязный воздух. Не спасает даже запрет на проезд автомобилей вблизи мавзолея и постоянно расширяющаяся парковая зона. Из-за этого его периодически чистят белой глиной .

По пятницам экспозиция дворца для обозрения закрыта, так как в этот день в мечети Тадж-Махала молятся мусульмане.

Фотогалерея

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.

Шах Джахан или «Властитель мира» - один из императоров династии Великих Моголов. По его велению в государстве были построены великолепные архитектурные памятники: главным из которых стал мавзолей Тадж-Махал в Агре, где нашла свое пристанище любимая жена императора, а позже и он сам.

Шах Джахан был третьим сыном падишаха Джахангира и по своему рождению не мог претендовать на престол.

Но путем интриг, борьбы с отцом и братьями, а также удачной женитьбы на племяннице своего отца в 1627 году он становится во главе большой империи Бабуридов. При нем государство достигло своего пика могущества и процветания. Доходы выросли, а императорские дворцы по роскоши могли сравниться с лучшими королевскими домами Европы.

Предыстория

Шах-джахан был женат несколько раз, по традиции имел и большой гарем. Но по утверждению историков всю свою жизнь он любил одну женщину. Некоторые источники рассказывают красивую историю о том, как юный шахзаде увидел на рынке прекрасную девушку и влюбился в нее.

Очень хочется верить в эту красивую сказку о Золушке. Но все было гораздо прозаические. Бану-Бегум являлась дочерью главного министра империи и приходилась принцу двоюродной сестрой. До свадьбы влюбленным пришлось ждать целых пять лет. Во-первых, потому что первой женой шахзаде стала персидская принцесса, это был выгодный династический брак. Во-вторых, всю свою жизнь королевские особы Востока сверяли со звездами. И благоприятный момент для очередной женитьбы выпадал на 1612 год. Юношеская любовь выдержала испытание годами. Во время свадьбы император подарил невестке новое имя. Так, появилась Мумтаз-Махал, что значило «украшение дворца».


Трудно представить, какие страсти кипели в императорском гареме. Отвергнутая старшая жена плела интриги, участвовала в заговорах, устраивала скандалы. Известен случай, когда Бану-Бегум чуть не отравили. И хотя правитель честно исполнял в гареме свой супружеский долг, на долгие годы его сердце оказалось в плену у Мумтаз-Махал.

Она была не просто женой, но и верной подругой, соратницей, компаньонкой. А также сопровождала мужа в его походах.

Женщина присутствовала на важных совещаниях, к ее советам прислушивались. О ее положении свидетельствовало хотя бы то, что Мумтаз было доверено хранение государственной печати. И все это несмотря на то, что любимая женщина падишаха исправно приносила почти каждый год по ребенку. Император называл жену Лалой, что переводилось как «капля рубина». В честь Мумтаз-Махал устраивались грандиозные праздники и шествия. Из всех падишахских жен лишь для нее был заказан портрет, хотя ислам и запрещал изображать живых людей.


Мелкие пакости гаремных жен не омрачали счастье Шаха Джахана и его возлюбленной. В 1627 году после смерти отца тогда еще шахзаде провозглашает себя властителем империи Моголов. Теперь у него есть все: трон, страна, любимая жена. Но счастье длится недолго. Спустя три года императору приходится отправиться на подавление восстания в провинцию Бурханпур. Верная супруга, хотя и была на последних сроках беременности, снова сопровождает мужа. Прибыв на место, Мумтаз-Махал родила четырнадцатого ребенка и умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она прожила в браке с Шахом Джаханом.

Император поклялся умирающей жене, что позаботится о старшей дочери Джаханаре и построит в честь своей любви великолепную усыпальницу.

Второе обещание было выполнено, и уже какой век весь мир любуется Тадж-Махалом - символом великой любви и безмерной скорби. Его строительство стало смыслом жизни императора. А вот дочь сама была вынуждена заботиться о своем отце. Она постаралась вывести его из глубокого траура, который длился несколько лет, а затем заняла в иерархии дворца место своей покойной матери.

Умершую жену Шах Джахан похоронил в провинции Бурханпур. Спустя несколько месяцев тело было перевезено в Агру, где снова было предано земле на берегу Ямуны. А император уже планировал возведение мавзолея для Мумтаз-Махал. Тадж-Махал строился более двух десятилетий.

Проект и строительство

Выбор императора пал на город Агру. В XVII веке он по значимости стоял на одном уровне с Дели. Удачным оказалось и место последнего упокоения Мумтаз-Махал. За несколько веков усыпальница не пострадала ни от одного землетрясения.

Строители приступили к возведению усыпальницы в 1632 году. Со всей страны было собрано более 22 тысяч искусных мастеров и просто рабочих, которые занимались возведением и украшением Тадж-Махала. Дизайн основного строения выполнил архитектор Исмаил Афанди. С ним вместе работал персидский архитектор и художник Устад Иса, знаменитый каллиграф Аманат Хан, мастер по отделке Казим Хан из Лахора и многие другие известные в свое время строители.

Мрамор, из которого построена усыпальница, имеет уникальные свойства. Полупрозрачный оттенок основного материала может менять свой цвет в зависимости от времени суток: розовый утром, белый днем, серебристый ночью. Мраморные плиты добывали в каменоломнях Макраны, что находилась на расстоянии 300 км от Агры. Их доставляли при помощи быков и слонов. Для этого утрамбовали дорогу, а материал складывали на специальные повозки. Для отделки использовались самые лучшие полудрагоценные камни: китайский нефрит, иранский аметист, русский малахит, персидская бирюза и другое, привозимое из разных стран. Исследователи насчитали около тридцати разновидностей камней, украшавших стены усыпальницы. Надписи выполнялись из черного мрамора.

Территория под Тадж-Махалом была перекопана, частично заменен грунт. Площадку приподняли над поверхностью реки на несколько десятков метров. Строителями была установлена специальная блочная система, при помощи которой тяжелый мрамор доставляли на нужную высоту. Чтобы не носить из реки воду в ведрах, придумали конструкцию из труб и емкостей.

Общая сумма, которую затратила государственная казна на строительство усыпальницы, равнялась 32 миллионам рупий.

Сегодня эта сумма составила бы 827 миллионов долларов. Шах Джахан не жалел средств, ведь и после смерти его любимая должна была получить все самое дорогое и изысканное.

Архитектура

В комплекс зданий Тадж-Махала входят следующие строения:

  • Главный вход. Он выполнен в виде высокой купольной стены с двумя башенками по краям. Пройдя его, можно попасть во внутренний двор усыпальницы.
  • Мавзолей-мечеть. По углам платформы высится четыре минарета, немного отклоненные в сторону. Такая конструктивная особенность не позволила бы высоким башням при разрушении упасть на усыпальницу.
  • Два одинаковых здания по бокам от усыпальницы. Слева и справа для равновесия выстроены гостевые дома.
  • Сад с комплексом бассейнов.


Архитектура всего комплекса представляет собой уникальное сочетание элементов индийского, персидского и арабского зодчества. Внешний вид усыпальницы имеет схожесть с гробницей императора Хумаюна из династии Бабуридов, что находится в городе Дели. По своей высоте Тадж-Махал равняется двадцатиэтажному дому, но необычные пропорции придают ему легкость и невесомость. Древний архитектор сравнял высоту и ширину фасада здания, и сделал множество полукруглых ниш. Высота центрального купола равна 25 метрам, а его диаметр - 17 метров. Для доставки на такую высоту строительных материалов была сложена покатая земляная насыпь длиной 3,5 километров.

Сам мавзолей установлен на большой площадке, длина которой равняется 600 метров, а ширина - 300 метров. С северной стороны она заканчивается небольшим обрывом у реки.

Вход на площадку мавзолея представляет собой широкую лестницу. Здесь принято оставлять обувь. Внутреннее убранство усыпальницы также красиво и величественно. Поверхности стен увиты цветами из камня и отделаны самоцветами, а над окнами начертаны фразы из Корана. В центральном помещении стоят две гробницы бело-розового мрамора. Но тела шаха, Мумтаз-Махал и приближенных находятся в подвальном помещении, расположенном ниже уровня земли.


На другом берегу реки напротив усыпальницы можно увидеть заброшенную строительную площадку. Историки утверждают, что в планах Шах-Джахана было возведение еще одного мавзолея. Обе усыпальницы должны были соединяться мостом из мрамора черного и белого цветов, который символизировал бы общность двух влюбленных душ. Но эта затея не удалась. Усыпальница Мумтаз-Махал обошлась слишком дорого государству, поэтому не было возможности выделить средства еще на одну постройку. Кроме того, вскоре один из сыновей императора принц Аурангзеб убил своих братьев и поднял мятеж против отца. Обвинив Шаха Джахана в огромных тратах, он держал бывшего правителя под охраной в Дели. После смети, согласно завещанию, тело императора перенесли в Тадж-Махал.

Парк

Вокруг Тадж-Махала разбит великолепный парк, площадью 9 гектаров. Территория парка разделена четырьмя каналами, которые соединяются под прямым углом. Так были воплощены представления Корана о рае. Ведь согласно священной книге, в раю текут реки не только с водой, но и с медом, вином и молоком. Центр парка занимает длинный водоем. Такое расположение было неслучайно. Входившие в главные ворота видели два Тадж-Махала, один реальный, а второй - отраженный в воде.

Занимаясь озеленением, ландшафтные дизайнеры того времени часто использовали число «4». Так, весь парк был разбит на четырехугольные участки. В каждой части расположилось по 16 клумб, которые отделялись друг от друга дорожками. Неслучаен был и выбор деревьев. Здесь были посажены фруктовые сорта и кипарисовые, символизирующие жизнь и смерть.


С трех сторон парк окружает ограда красного камня. Попасть сюда можно через главные ворота, которые венчают 22 маленьких купола по числу лет строительства усыпальницы. Великолепные ворота также символичны, они как бы открывают вход в рай. В старые времена в парке жили экзотические птицы, в водоемах плескались золотые рыбки, а сад благоухал запахом тысяч замечательных цветов. Позже за территорией перестали так тщательно ухаживать, и сегодня она напоминает традиционный английский парк.

После строительства

После падения империи Великих Моголов часть строений, принадлежавших династии Бабуридов, подверглась разрушению и разграблению. В XIX веке Тадж-Махал перестал играть роль государственной святыни. Теперь он превратился в место для развлечений. Здесь даже устраивали пикники и танцы. Богатства усыпальницы стали растаскиваться, отдыхающие не прочь были отломить кусочек каменного цветка или отколупнуть красивый камень из стены. Пострадал Тадж-Махал и во время восстания индийских солдат, недовольных политикой англичан.

Одно время строились планы по демонтажу здания и последующей продаже мрамора. К счастью, до этого не дошло. А усыпальница жены императора все больше приходила в упадок.

Трудно представить, как выглядел Тадж-Махал в свое время, какими богатствами обладал. Например, главные двери в усыпальницу были выполнены из серебра. А пол, на котором находились две гробницы, содержал золотые элементы. В помещении были и драгоценные покрывала, вышитые жемчугом. Это и многое другое было украдено иностранными солдатами и самими индусами. По утверждению историков, в начале XIX века английские драгуны вынесли из гробницы огромное количество чистого золота.


И только в начале XX века были начаты работы по реставрации усыпальницы. Инициировал их лорд Керзон, вице-король Индии, который уделял много внимания сохранению древних памятников. Строения Тадж-Махала отремонтировали, вычистили и заполнили бассейны, облагородили сад.

Тадж-Махал наряду с Храмом Лотоса в Дели - две самых посещаемых достопримечательности Индии. Приняты самые строгие меры для охраны памятников.

Во избежание различных инцидентов на территории Тадж-Махала дежурит множество полицейских. Приходящие в усыпальницу снимают обувь и оставляют в сейфах на выходе свое имущество, кроме документов и денег. Но великолепной святыне Индии грозит опасность иного рода. Из-за загрязнения атмосферы мрамор на здании начинает желтеть и портиться. Требуется постоянно чистить поверхности усыпальницы специальными составами. Над Тадж-Махалом запрещены полеты воздушных средств, а парковки перенесены от комплекса как можно дальше, чтобы выхлопные газы не портили старинный мавзолей. Пришлось закрыть и ряд городских комбинатов, которые загрязняли воздух своими выбросами.

В начале XXI века учеными была обнаружена еще одна неприятность: на стенах усыпальницы стали появляться трещины. Из-за пересыхания реки Джамны начала меняться структура почвы под Тадж-Махалом. Предполагается, что это может привести в будущем к смещению земляных пластов и обрушению дворца. Поэтому властям штата Уттар-Прадеш приходится вести работы по укреплению грунта.

Еще немного фактов о Тадж-Махале

Для тех, кто, по словам английского путешественника Эдварда Лира, еще не удостоился счастья лицезеть Тадж-Махал, имеется несколько интересных фактов:

  1. 1983 год - дата внесения усыпальницы в список культурного наследия ЮНЕСКО.
    На стенах главного здания начерчено 99 имен Аллаха.
  2. В усыпальнице невероятная акустика. Это было сделано специально, чтобы слова молитвы на некоторое время повисали в воздухе. Высчитано, что звук затухает здесь почти полминуты.
  3. 2001 год. В Индии неспокойно, продолжается конфликт с Пакистаном. Чтобы спасти усыпальницу от возможного разрушения с воздуха, власти страны велели заготовить 400 квадратных метров темной ткани, которой можно было бы накрыть здание сверху. В 1942 году уже устанавливались специальные леса, имевшие своей целью скрыть Тадж-Махал от бомбардировок немецкими и японскими летчиками.
  4. 2007 год - Тадж-Махал внесен в «Семь новых чудес света». Голосование проводилось посредством СМС-сообщений, в которых участвовало около 100 миллионов человек.
  5. Главный фасад здания ранее располагался со стороны реки Джамбы. Фасад в той части блистал драгоценными камнями. Была сделана и красивая терраса, по которой гости поднимались в усыпальницу. Этот вход был предназначен для императора и его приближенных. Но с годами северная часть здания стала выглядеть проще и беднее, поэтому вход перенесли на южную сторону.
  6. В январе в Агре часто бывают туманы. На таком фоне все великолепие Тадж-Махала бывает смазано. Для тех, кто хочет сделать хорошие снимки усыпальницы лучше выбрать другой месяц.

Как добраться

Тадж-Махал расположен в городе Агре штат Уттар-Прадеш. Доехать сюда из столицы Индии можно на поезде, который следует в одном из следующих направлений: в Мумбаи, Калькутту и Гвалиор. Железнодорожная станция носит название Agra Cantt.

Одно из чудеснейших творений человеческих рук, место, которое привлекает ежегодно миллионы людей со всего мира - величественный и прекрасный Тадж Махал - по праву является настоящим символом Индии.

История строительства

Тадж Махал – это изумительное белоснежное сооружение, которое было построено в качестве усыпальницы для третьей и любимой жены великого могольского Императора Шах Джахана Мумтаз Махал, на берегу реки Джамна в Агре. Несмотря на многочисленный гарем, император больше всех любил именно Мумтаз Махал. Она родила ему тринадцать детей, и умерла в 1631 году, при появлении на свет четырнадцатого. Правитель сильно горевал после смерти любимой жены, поэтому приказал собрать самых искусных мастеров того времени, чтобы создать мавзолей, который стал бы символом его бескрайней любви к Мумтаз. Строительство было начато в 1632 году и продолжалось более 20 лет: основной комплекс был окончен к 1648 году, а второстепенные здания и сад были завершены пятью годами позже. Своеобразными «прототипами» этой грандиозной усыпальницы стали Гури-Амир – мавзолей Тамерлана, родоначальника династии Могольских правителей, расположенный в Самарканде, мечеть Джама Масджид в Дели, а также гробница Хумаюна – одного из могольских правителей.

Архитектурное чудо

Тадж Махал выполнен в традиционном персидском стиле и представляет собой комплекс роскошных и величественных сооружений, построенных из белого мрамора. Основное место в нем занимает сам мавзолей, расположенный в центре площадки. Он имеет форму куба со «срезанными» углами и увенчан огромным куполом. Сооружение стоит на квадратном «постаменте», на четырех углах которого находятся высокие минареты. Мавзолей внутри имеет большое количество комнат и залов, украшенных изумительной мозаикой, расписанных тонкими узорами и витиеватыми орнаментами. В одной из таких комнат и расположен гроб Мумтаз Махал. А рядом с ним – гроб и самого Шах Джахана, который пожелал после смерти быть похороненным рядом со своей любимой. Изначально правитель собирался построить точную копию усыпальницы на другом берегу Джамны для себя, только из черного мрамора, но ему не удалось воплотить свою задумку в жизнь, поэтому он и завещал похоронить себя в Тадж Махале рядом с женой. Но стоит заметить, что оба этих гроба пусты, а настоящее место захоронения находится в подземном склепе.

Изначально мавзолей был украшен огромным количеством драгоценных и полудрагоценных камней, жемчугом, а его главная дверь была сделана из чистого серебра. Но, к сожалению, до нашего времени все эти сокровища практически не сохранились, «осевши» в карманах не очень честных «туристов».

С трех сторон Тадж Махал окружен прекрасным парком, ворота в который также представляют собой архитектурный шедевр. Через парк к главному входу ведут дороги, идущие вдоль широкого канала. А по обеим сторонам от мавзолея стоят две мечети.

В переводе с персидского языка «тадж махал» значит «корона всех дворцов». И он поистине является «жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из всемирно признанных шедевров мирового наследия».

Тадж Махал был внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году.

Стоит также отметить, что официально туристам разрешено фотографировать Тадж Махал только с одной стороны – напротив центрального входа.

На заметку

  • Месторасположение: город Агра, 200 км от Дели.
  • Как добраться: на поезде или экспрессе до ж/д станции "Agra Cantt."
  • Официальный сайт: www.tajmahal.gov.in
  • Часы работы: ежедневно с 6.00 до 19.00, кроме пятницы. За два дня до и два дня после полнолуния мавзолей открыт в вечерние часы – с 20.30 до полуночи.
  • Билеты: иностранцам - 750 рупий, местным жителям - 20 рупий, дети до 15 лет - бесплатно. Билеты для посещения в ночное время приобретаются за сутки.