Главная · Кашель · Как почти всегда побеждать в шахматах. История шахмат – кто придумал и как возникли шахматы

Как почти всегда побеждать в шахматах. История шахмат – кто придумал и как возникли шахматы

20 июля во всех странах и континентах отмечается Международный день шахмат. Впервые его праздновать стали в 1966 году по инициативе всемирной шахматной федерации. Дата выбрана неслучайно: в этот день в 1924 году в Париже и была основана ФИДЕ. Интерес к шахматам не ослабевает на протяжении столетий так же, как и не прекращаются споры на понимание сути этого занятия. Интересные факты из мира шахмат читайте далее.

Что такое шахматы

Спорт, игра, наука, искусство? Все придерживаются разных мнений. Например, Михаил Ботвинник полагал, что это наука, основа которой логика. Шахматы, по его мнению, - торжество разума. А вот его тезка Михаил Таль своей игрой доказывал, что это великое искусство, способное дарить настоящее эстетическое удовольствие. Манера ведения игры у всех шахматистов своеобразная: одним нравится нападать, другим – выстраивать оборону, третьи – мастера комбинаций. Но в любом случае все известные шахматисты – виртуозы.

Праматерью этой игры считают индийскую чатурангу, возникшую примерно в I-II в. н.э.
В отличие от современных шахмат участвовали четыре игрока (то есть вдвое больше, чем сейчас), фигур тоже соответственно было в два раза больше с каждой стороны, цвет тоже не совпадал. Так, в чатуранге у игроков с одной стороны были красные и желтые фигуры, а у противников – черные и зеленые.
В игре отсутствовал ферзь, были только король, слон, колесница (сейчас это ладья), конь и несколько пешек. Расстановка фигур была совершенно иной. Правила тоже сильно отличались. Чатуранга в те времена считалась азартной и шла до полного поражения. Партия была слишком длительной – 100–200 ходов, которые определялись не поочередно и не путем выигрыша, а жеребьевкой. Бросались кости – действовал слепой случай.
В VII веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж (шатранг). От современных шахмат она отличилась позиционностью ходов, не было рокировки.

В IX в. игра проникла в страны Западной Европы, Скандинавию и на Русь и получила теперешнее название «шахматы». Оно происходит от слияния двух тюркских слов «шах» и «мат», что означает «правитель повержен».
Знаменитые врачи древности Гиппократ и Гален были убеждены, что шахматы оказывают целебное воздействие на организм. А в Средние века церковь запрещала эту игру, считая ее бесовской. Английский поэт конца XII-начала XIII в. советовал при игре в шахматы воздерживаться от насмешек в адрес слабого партнера (кто знает, может быть, он искусно владеет шпагой): «Просто ставь ему мат и ступай своей дорогой».

Полководец или королева?

Ферзь на шахматной доске появился гораздо позже, примерно в VI в., когда игра распространилась в Малой Азии, проникнув в Афганистан, Пакистан, Иран. До сих пор в разговорной среде он называется по-разному. О том, почему это происходит, существует несколько версий. Слово «ферзь» в персидском языке означает советник, полководец, а в английском, например, называется «королевой». Обоими словами пользуются и в русском языке. В разговорном часто можно услышать «королева», может быть, по ассоциации с шахматным королем. Другая версия связана с усилением монархии в Испании при королеве Изабелле Кастильской в конце XV века.

В отличие от современной игры, где ферзь волен ходить на любое число клеток в любом направлении (по диагонали, вертикали и горизонтали), в VI–VII в. эта фигура могла перемещаться только на одну клетку. Сегодняшний ферзь обладает силой ладьи и слона, древняя «королева» в старых русских шахматах ходила и как конь и называлась «ферзь всяческая». Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры он забрал 11 штук. Сначала он был советником или визирем короля, а в дальнейшем стал самой сильной фигурой в шахматах. Материальная ценность ферзя равна примерно 9 пешкам.

Ладья, или тура

Сильной фигурой в шахматах является и ладья, не уступающая ферзю. Ее оценивают в 5 пешек. Разговорное название «тура» означает крепостная башня. Эта фигура по форме и напоминает ее.
В то время, когда шахматы ассоциировались с военной стратегией, ладья выполняла и роль колесницы, и роль осадной башни, появляясь на поле боя в самый нужный момент и подчас решая исход игры. На Руси эта шахматная фигура выглядела в виде настоящей ладьи под парусами, и только в эпоху Петра Первого ее облик пришлось изменить на общепринятый.
Известно, что в конце XVIII в. только в одной Англии было 26 дворянских семей, родовой герб которых украшала фигура ладьи.
Именно эту фигуру спрятал в карман «гениальный гроссмейстер» Остап Бендер из «Двенадцати стульев».

Некоронованные короли

Виртуозом шахмат второй половины XVIII в. признан французский композитор Филидор: он не только был сильнейшим игроком, но и шахматным теоретиком. Его книга «Анализ шахматной игры» только при жизни автора была издана рекордное количество раз, она популярна и сегодня. В его честь назван шахматный дебют - «Защита Филидора».
В первой половине XIX в. шахматным королем по праву считали француза Луи Лабурдонне, который прославился и как издатель. Его журнал «Паламед» способствовал развитию периодической шахматной литературы в Европе.
В середине XIX в. сильнейшим игроком был англичанин Говард Стаунтон. Он также оставил много трудов по стратегии игры. Он основатель и главный редактор «Хроник шахматной игры». Автор дебютного руководства по шахматам. Именем Стаунтона назван гамбит в голландской защите.
Во второй половине XIX в. сильнейшим считали Пола Морфи, который оставил свое увлечение из-за тяжелого заболевания.
В 1920-х годах в печатных изданиях многих стран можно было увидеть фотографию мальчика в матроске, еле достававшего до стола с шахматными фигурами, когда тот давал сеанс одновременной игры. 8-летний Самуэль Решевский, освоивший шахматы в 4 года, с легкостью выигрывал у маститых игроков.
Однако ему пришлось прервать свое увлечение на период учебы в школе и колледже. Когда Самуэль вернулся в большой спорт, профессионал из него не получился, хотя в 1935 году он выиграл у самого экс-чемпиона мира Капабланки.
Первым русским гроссмейстером первой половины XIX в. был Александр Петров, а в конце этого столетия умы привлекала игра Михаила Чигорина, не только сильнейшего шахматиста, но и известного теоретика, издателя «Шахматного листка» и «Шахматного вестника».

Шахматный автомат и современный компьютер

Первую механическую машину в 1769 г. изобрел венгерский барон Вольфганг Кемпелен.
Она имела вид большого ящика с шахматной доской и игрока, стилизованного под турка. Всепобеждающий шахматист был всего лишь фикцией. На самом деле внутри скрывался сильнейший игрок-оператор, который и передвигал фигуры в нужном направлении. Его не было видно, а иллюзию реальности создавали зеркала. Этот автомат пользовался большой популярностью, с успехом гастролировал по Европе, Англии и России, и везде был аншлаг. Ему в 1808 году проиграл Наполеон и сдался Фридрих II. К сожалению, это чудо техники не дошло до наших дней. В 1836 году шахматный автомат перекочевал в музей Филадельфии, где сгорел в 1854-м.
Кто сильнее человек или компьютер – такой вопрос задавали на заре использования шахматных программ. Безусловно, машина превосходит нас по скорости обработки информации и расчетов, однако проигрывает в оценке позиции с точки зрения шансов. Шахматист это делает интуитивно. Современные программы, например Deep Blue и Deep Fritz, способны поразить даже самых именитых чемпионов. Так, сильнейший игрок, чемпион мира Гарри Каспаров проиграл компьютеру Deep Blue в 1997-м году, а в 2006-м чемпион мира Владимир Крамник был поражен Deep Fritz.
Сегодня шахматные программы, в памяти которых миллионы комбинаций и партий, часто используются игроками для анализа и улучшения игры.

Живые шахматы

Это изобретение не плод фантазии писательницы Джоан Роулинг, автора книг о Гарри Поттере.
Еще во времена испанской инквизиции существовал такой вид казни: два слепых монаха играли в шахматы, где фигурами были приговорённые. Когда один из игроков «съедал» фигуру, соответствующего человека убивали на шахматном поле.

Шахматы вслепую

Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску.
При этом результаты ему объявляются устно. Если оба игрока действуют вслепую, то им помогает посредник, который перемещает фигуры. Медики не одобряют этот вид шахмат, потому что такая игра негативно сказывается на психике. Одним из рекордсменов шахмат вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, сыгравший одновременно с 52 противниками и выигравший 32 игры.

Сила и разум

Гарри Каспаров считает, что «шахматы – это муки разума». Нашлись те, кто решил объединить шахматы с физическими испытаниями. Так появился шахбокс. Считается, что идея сочетать силу и разум пришла в голову голландскому художнику Ипе Рубингу.
Бои по шахбоксу официально проводятся с 2003 года. В этой игре чередуются раунды шахмат и бокса. Девиз игры: «Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске».

До 60-х годов XIX века в шахматных турнирах не было ограничения по времени. Игры порой длились 20 часов, обдумывание ходов составляло 2,5 часа. Бывали случаи, когда игроки засыпали и выбивались из сил.
Такие изматывающие игры ничего хорошего не сулили, и в 1852 году на международном турнире для контроля времени стали использовать песочные часы. Превышение 10-минутного лимита на обдумывание хода каралось денежным штрафом. В 1883-м британец Томас Уилсон сконструировал первые механические шахматные часы.

Шахматы и наш мозг

Психологи часто упоминают шахматы, как эффективный способ улучшить свою память и тренировать логическое мышление. Это увлечение позволяет решать сложные задачи и продумывать идеи. Неудивительно, что шахматы стали рекомендовать как профилактику болезни Альцгеймера. Высокоинтеллектуальная игра улучшает творческие способности, способствует концентрации внимания и аналитическому складу ума.

Популярные истории и байки про шахматы и шахматистов

* Самое большое количество фигур, которое можно «съесть» на одной и той же клетке – 15. Эту клетку даже прозвали «черной дырой». Оказывается, в шахматы можно играть и без захвата фигур. Известна партия, которая была сыграна без «поедания» фигур на протяжении 94 ходов. Самая длинная зарегистрированная серия последовательных шахов состояла из 74 нападений. Самое высокое зарегистрированное число шахов в одной игре – 114, причем 98 из них принадлежали одному игроку. Самая короткая партия составляет три хода - это официально зарегистрированный рекорд профессионального шахматного турнира.

* Дурацкий мат состоит из двух ходов. Ничья или проигрыш может также произойти и до начала игры: или в случае определенного сценария в турнирной таблице, или из-за того, что игрок не явился на мероприятие.

* Самая длинная партия в шахматы была сыграна в Белграде в 1989 году между И. Николичем и Г. Арсовичем. Она длилась более 20 часов и закончилась ничьей на 269 ходу.

* Шахматам посвящено больше литературы, чем всем остальным играм, вместе взятым.

* Существует 318.979.564.000 различных вариаций первых четырёх ходов шахматной партии.

* В Европе шахматная доска с привычным чередованием тёмных и светлых клеток впервые появилась в 1090 году.

* В 1851 году чемпионом мира по шахматам был A. Андерсен, в то время как чемпионом мира по шашкам был A. Андерсон.

* Нияз Муршед из Бангладеша выиграл первенство страны по шахматам в 12 лет и стал самым молодым чемпионом. В 20 лет он стал первым и единственным гроссмейстером в своей стране.

* Первые карманные шахматы были созданы в 1845 году. Их выпустил Питер Марк Роджет, автор известных на Западе головоломок.

* В 1939 году Уивер Эдамс написал книгу "Белые начинают и выигрывают". На следующем шахматном турнире он проиграл все партии белыми и выиграл все чёрными.

* Все выдающиеся английские шахматисты периода Второй Мировой войны работали дешифровщиками в Британской разведке.

* Более 200.000.000 жителей Китая серьёзно увлечены шахматами. В России и на Украине, вместе взятых, живёт примерно столько же людей.

* Первая шахматная партия, сыгранная по телефону, состоялась между двумя джентльменами в 1878 году в графстве Дербишир, Англия.

* В 1958-59 годах Алекс Бернштейн из Массачусетского Технологического Института написал первую компьютерную программу, которая могла играть в шахматы.

* Первый шахматный турнир прошёл в 1575 году в Мадриде. Хулио Полерио в паре с Джованни Леонардо разбили Руи Лопеса и Альфонсо Серона в серии матчей, устроенной королём Филиппом II.

* Хосе-Рауль Капабланка, чемпион мира с 1921 по 1927 годы, начал играть в шахматы в четыре года и уже в таком юном возрасте он обыгрывал своего отца.

* Дольше всех думал (2 часа 20 минут) Франсиско Р. Торрес Троис, выбирая между двумя возможными ходами в игре против Луиса Сантоса в Виго, Испания 1980 год.

* Картина "Шахматисты", нарисованная в 1490 году, являете первым известным произведением искусства на шахматную тему.

* Самым молодой чемпион мира по шахматам - Майя Чибурданидзе из Грузии, СССР. Ей было семнадцать лет, когда она в 1978 году завоевала этот титул среди женщин.

* Гарри Каспарову было 22 года, когда он стал чемпионом мира по шахматам, победив Анатолия Карпова. Он самый молодой чемпион среди мужчин.

* Первые шахматные автоматы могли только имитировать игру в шахматы. Они назывались, соответственно, "Тюрк" (1769 год), затем "Аджиб" (1868) и "Мефисто" (1878).

* Шашки появились раньше, чем шахматы.

* Юдит Полгар, Венгрия, в 12 лет стала мастером спорта международного класса среди женщин, а тремя годами позже в 1991 завоевала звание международного гроссмейстера.

* В 1914 году шахматы дебютировали на киноэкране в фильме "Звонок желания".

* В 1974 году в Стокгольме прошел первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Первое место заняла советская программа "Каисса".

* Солисты группы ABBA Бьерн и Бенни вместе с Тимом Райсом (автором текстов рок - оперы "Иисус Христос - суперзвезда") написали мюзикл, посвященный шахматам. В 1986 песня "One night in Bangkok" из мюзикла попала в верхние строчки хит-парадов.

* Однажды Эмануэлю Ласкеру довелось сыграть в алкогольные шахматы с венгерским гроссмейстером Гезой Мароци на приз мецената. Условия игры сводились к следующему: захваченная фигура противника, представляющая емкость со спиртным, должна быть выпита. Вид, крепость и объем жидкости под градусом зависел от силы фигуры. Надо отдать должное смекалке Ласкера, который, пожертвовав на третьем ходу ферзя в виде 200-граммовой бутылки виски, лишил противника способности трезво мыслить и легко обыграл его.

* Русский гроссмейстер Алехин, выиграв матч у самонадеянного Боголюбова, решил проучить его, рассказав такой анекдот:
- Приснилось мне, что я умер и прибыл к вратам рая. Путь мне преградил святой Петр, спросив, кем я был на земле. «Шахматным маэстро», - ответил я. «Таких мы в рай не пускаем», - услышал я. Удрученный, я уж было хотел пойти прочь, как увидел за облаками Боголюбова. «А что делает этот господин здесь? Ведь он тоже играет в шахматы». – «Нет, что вы, это ему только кажется».

* В начале 90-х годов, когда из-за Каспарова произошел раскол в международном шахматном движении, Борис Спасский назвал Гарри «большевиком», охарактеризовав три его «революционные установки»: 1. Кто не с нами – тот против нас. 2. Если враг не сдается – его уничтожают. 3. Не знаем что, но доведем до конца.

* После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций.
Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10 79 , а число уникальных шахматных партий составляет 10 120 .


1. Шахматы произошли от древнеиндийской игры VI века чатуранга, чье название переводится с санскрита как "четыре подразделения войска", что включает в себя пехоту, конницу, слонов и колесницы, которые представлены в шахматах пешкой, конем, слоном и ладьей. В 7-м веке игра пришла в Персию и была переименована в шатрандж. Именно от персидского языка произошло название шахматы. Игроки говорили "Шах" (от персидского "король") атакуя короля соперника, и "Шах мат" (с персидского "король умер").

2. В 1770 году, венгерский изобретатель Вольфган фон Кемпелен создал шахматный автомат. Машина представляла собой фигуру "турка" в человеческий рост, который сидел за огромным деревянным шкафчиком, чьи двери открывались, демонстрируя публике сложные механизмы. Механическая рука двигала фигуры по полю, и обыграла таких знаменитых противников, как Наполеон Бонапарт и Бенджамин Франклин. Как оказалось много лет спустя, шахматный автомат не был машиной. Внутри автомата находился шахматист, который двигался внутри и скрывался, когда публике показывали сложные механизмы умной "машины".


3. Самая короткая шахматная партия называется дурацкий мат, состоящий из двух ходов: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничья или проигрыш может также произойти и до того, как игроки начинают делать ходы, как в случае определенного сценария в турнирной таблице, так и в результате того, что игрок не пришел на игру.
Самая продолжительная шахматная партия была сыграна между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем в Белграде в 1989 году. Она длилась 20 часов 15 минут, за игру было сделано 269 ходов, и она закончилась вничью. Теоретически партия может длиться еще дольше, но после введения правила 50-ти ходов, это число можно как-то ограничить.


4. Гарри Каспаров однажды сказал, что "шахматы - это муки разума". Видимо поэтому кто-то решил объединить шахматы с физическими испытаниями, создав шахбокс. Голландский художник Ипе Рубинг стал родоначальником шахбокса, после того как увидел идею сочетать шахматы и бокс в одной книге-комиксе. В шахбоксе чередуются раунды шахмат и бокса и ее девизом является "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске". Шахбокс приобретает все большую популярность и находится под управлением Всемирной организации шахбокса.


5. Шахматная фигура Ферзь или королева претерпела множество изменений за всю историю шахмат. Начиналось все с того, что она могла ходить только по одной клетке по диагонали, в дальнейшем она передвигалась на два поля, а потом все дальше, как конь. Теперь же эта фигура может двигаться, как по диагонали, так и по горизонтали, и по вертикали. Ферзю принадлежит рекорд «съедения» фигур противника: во время одной игры ферзь забрал 11 фигур.


6. Шахматы вслепую - это вариант игры, при которой игрок делает все ходы, не глядя на шахматную доску. Как правило, в игре присутствует посредник, который перемещает фигуры. Шахматы вслепую являются впечатляющей способностью, которой обладают многие сильнейшие игроки в шахматах. Один из рекордсменов в шахматах вслепую стал венгерский шахматист Янош Флеш, который сыграл с 52 противниками одновременно с завязанными глазами и выиграл 32 игры.


7. После трех ходов с каждой стороны существует больше девяти миллионов возможных позиций. Американский математик подсчитал минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и вывел число Шеннона. Согласно этому числу количество возможных уникальных партий превышает число атомов в видимой Вселенной. Число атомов оценивается как 10^79, а число уникальных шахматных партий составляет 10^120.


8. Шахматные компьютеры сейчас являются важной частью шахмат. Чемпион мира Гарри Каспаров, считающийся сильнейшим игроком в истории шахмат, проиграл компьютеру Deep Blue в 1997 году, и это стало настоящим шоком для всего мира шахмат. В 2006 году, чемпион мира Владимир Крамник был повергнут компьютером Deep Fritz, что еще раз подчеркнуло мощь шахматных компьютеров. Сегодня шахматные программы часто используются игроками для анализа и улучшения игры.


9. Вначале шахматные партии играли без часов. При этом игроки могли играть много часов, а то и суток подряд, доводя друг друга до изнеможения. В 1851 году во время турнира по шахматам, помощник судьи зафиксировал, что "партия не была завершена по причине того, что игроки, в конце концов, уснули". После этого через год на международном турнире ввели контроль времени в виде песочных часов, а в 1883 году появились первые механические шахматные часы, созданные британцем Томасом Уилсоном.


10. Один из турецких султанов имел привычку, играя в шахматы, задумчиво тереть босую ногу о валик дивана. Напрасно он это делал: его отравили, пропитав диванный валик ядом.


11. Индийский раджа Акбар, живший в XIX веке, любил созывать в свой сад несколько десятков танцовщиц, а сам забирался на высокую мраморную башню. Так он играл в шахматы, где фигурами были танцовщицы. Постепенно раджа отпускал девушек по мере удаления фигур с поля.


12. В древних и средневековых шахматах имелось немало экзотических модификаций фигур: драконы, кентавры, епископы, всадники и т.д. С развитием цивилизации их набор пополнялся, в том числе гренадерами, саперами и другими военными специалистами, а XX век обогатил шахматы танками, самолетами, и даже атомной бомбой, в которую превращается пешка, добравшись до последней горизонтали.


13. В Древней Индии в шахматы играли на пальцы. Побежденному отрубали палец на руке.


14. По личному указанию Хуана Антонио Самаранча в 1997 году один из бельгийских институтов провел исследование, из которого следовало, что игра в шахматы — труднейшее занятие с точки зрения стрессового воздействия. Человек, занимающийся этим, должен быть физически выносливым и иметь крепкую нервную систему. Говорят, что именно во время игры в шахматы скончались Иван Грозный и королева Бельгии Мария Генриетта Анна.


15. Именно в эту, страшно неприличную игру, предложила сыграть Робеспьеру жена Томаса Пейна, гражданина Франции, осужденного к гильотине за то, что он предложил не казнить Людовика XVI, а просто выслать его из страны. Жена Пейна выиграла жизнь своего мужа в шахматы. Пейн уехал в Америку и стал одним из отцов американской демократии.


16. Писательница конца XIX века Роза Майредер была теоретиком феминизма и постоянно возмущала современников своим шокирующим поведением. Мало того, что она демонстративно не носила корсет, она еще и не стеснялась заявлять, что ей нравится играть в шахматы. В те времена играть в шахматы для женщины считалось совершенно неприличным.


17. Положение игроков в обществе нередко влияло на стиль их игры. Например, и Наполеон, и Карл XII считали, что королю позорно прятаться, а потому в шахматы они никогда не делали рокировки. Карл при этом безбожно проигрывал.


18. Множество великих людей любили шахматы: Карл Великий, Спиноза, кардинал Ришелье, Пушкин, Стефан Цвейг, Толстой, Тургенев и Тамерлан. По одной из легенд, Гвиневра соблазнила Ланселота во время шахматной партии.


19. Семь искусств, которым обучались будущие рыцари, назывались «Семью рыцарскими добродетелями». Это фехтование, плавание, соколиная охота, сложение стихов в честь дамы сердца, владение копьем, верховая езда и игра в шахматы.


20. Ал-Бируни в книге «Индия» рассказывает легенду, которая приписывает создание шахмат некоему брамину. За тысячи лет до нашей эры жил да был царь по имени Махараджа Ранвир, который правил в древнем городе Магадхе, на берегах священной реки Ганги. Он так любил сражения, что всегда либо готовил войну, либо возвращался из похода. Но не все в его царстве разделяли это увлечение, и министры устали от его непрерывных военных кампаний. Надо было что-то придумать, чтобы избавить царя от его одержимости. И вот, первый министр призвал к себе Анантху, брамина-затворника, знаменитого астролога и математика, и попросил его помочь. Через неделю Анантха сообщил, что нашел лекарство, которое он продемонстрирует при дворе на следующее же утро. Наутро Анантха явился с доской в черно-белую клетку и 64 фигурами и научил махараджу Ранвира игре в шахматы. В те времена, собираясь на войну, владыка брал с собой слонов, верблюдов, коней и пеших ратников. Возглавлял войско первый министр. Таким образом, игра походила на настоящую битву. Она так понравилась махарадже Ранвиру, что он пообещал дать Анантхе все, что тот пожелает. Просьба Анантхи выглядела очень скромной: одно рисовое зернышко, положенное на первую клетку, два - на вторую, четыре - на третью, и так далее, пока не будут заполнены все клетки шахматной доски. Царь сначала подумал, что Анантха впал в маразм, пока не осознал, что с каждой клеткой количество зерен удваивается и уже к концу третьего ряда требуется 17 миллионов зерен (и 27 недель, чтобы их пересчитать). Если были бы заполнены все клетки, то очень много времени понадобилось бы, чтобы насчитать 18 446 744 073 709 551 615 зерен риса, приходящихся на последнюю клетку… Подсчитано, что общий вес риса при этом составит более 460 миллиардов тонн. Дело кончилось тем, что махараджа назначил Анантху министром финансов и больше никогда не ходил на войну, наслаждаясь игрой в шахматы.


21. Состав сборной США (!) на XXX шахматной олимпиаде в Маниле: Ирина Левитина, Елена Ахмыловская, Анна Ахшарумова, Эсфирь Эпштейн. Тренер - Александр Иванов.


22. Шашки старше шахмат.

Шахматы - настольная игра, в которой задействована не физическая ловкость или сила человека, а его интеллект и способность к логике. В некоторых школах шахматы введены в программу обучения для развития логического мышления учеников.


В шахматы играют на доске в 64 чёрно-белые (других контрастных цветов) клетки два человека, используя специальные фигуры с разными возможностями в игре. Правила игры регулируются Международной шахматной федерацией.

Современные шахматы - это и спорт, и индустрия наподобие футбола. Армии тренеров, чиновников, журналистов обслуживают шахматные турниры, конгрессы, лиги разного уровня.

Родом - из Индии

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет: изобретение игры - подарок миру Индии, где в V-VI вв. появились шахматные поля и фигуры. Известны древнеиндийские трактаты, которые упоминают о них в VII веке нашей эры.

Есть сведения о шахматах и в древнеиндийских «Ведах»: в то время шахматы назывались «чатуранга». Игра тогда была широко распространена на Востоке. Уже значительно позже она попала в Европу.

Шахматы - это «война»

Современное название игры заимствовано в персидском языке и означает «шах умер». Название игры в переводе с древнего индийского языка, санскрита, означает «четырёхсоставная». Этим термином в Индии называли определённое построение войск. Оно и было позаимствовано для расположения фигур на шахматной доске.


Фигуры включали боевые колесницы, слонов, коней и пеших ратников. Руководил шахматной партией начальник игры, а играли в «военный» вид шахмат вчетвером.

Старые правила игры

Старые правила игры напоминали современные и лишь немного отличались друг от друга в разных областях Индии. Игроки делали ходы по очереди. Тот, кто выигрывал фигуру противника, получал дополнительный ход. Контроля за временем игры не было.

По этой причине, а также в силу наличия четырёх игроков, партии длились долго, несколько часов. «Войска» каждого из соперников отличались по цвету фигур: «воины» были жёлтые, зелёные, черные и красные.

В этот древний вариант шахмат играли на доске размером восемь на восемь клеток. Порядок расстановки напоминал современные шахматы. Каждое войско имело в своём составе слона, колесницу (прообраз известной ныне ладьи), короля и четыре пешки. Четыре войска размещались по четырём углам шахматной доски.

Несколько отличался состав войска при игре «пара на пару». Это были два слона, два коня, две колесницы и восемь пеших воинов (аналогов современных пешек).

Шахматы на арабском востоке. Появление игры в современном её виде.

В XI веке шахматы «перебрались» на арабский восток. Первое упоминание о них встречается у арабского историка Альбируни, который даже посвятил этой игре отдельный труд.

Арабский вариант игры в шахматы назывался «шатрандж». В партии участвовало двое игроков. Состав «войска» включал короля, ферзя, восемь пешек, двух коней и две ладьи. Фигуры располагались по двум сторонам доски и имели два цвета – чёрный и белый.

Шатрандж был практически полным аналогом современных шахмат. Король мог ходить только на одно поле в любом направлении. Ход, когда король противника находился под ударом, назывался «шах». Ладья перемещалась по горизонтали или по вертикали на любое количество полей. А конь, как и в современных шахматах, мог ходить только буквой «г».

После завоевания арабами Пиренейского полуострова игра широко распространилась в Западной Европе. Много позже она попала в Среднюю Азию, а уже оттуда – в Российское государство. Большими приверженцами шахмат на Руси были царь Иван Грозный и император Петр I.

Шахматы в противостоянии человека и компьютера

Игра получила признание как самая интеллектуальная, где «ловкость рук» не имеет абсолютно никакого значения. По этой причине с 70-х годов ХХ века проводились партии между человеком и компьютером как показательные состязания между интеллектом биологическим и искусственным.

Первым сразился с умной машиной Дэвид Леви и - выиграл. Это случилось в 1978 году. В 1989 году он был побеждён - «разумнее» оказалась программа Deep Thought.

Но и она уступила российскому (тогда - советскому) шахматисту Гарри Каспарову, сумевшему в 1991 году дважды обыграть Deep Thought. Но в 1996 году и Каспаров сдался, проиграв компьютеру Deep Blue. После эпохального матча компания IBM, которой принадлежал компьютер, разобрала его.

Такие состязания проводятся довольно часто. И компьютеры побеждают всё чаще и чаще.

Шахматы — настольная логическая игра для двух человек со специальными фигурами и 64-клеточным полем. Шахматы сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Как вид спорта, шахматы имеют иерархию званий, развитую систему регулярных турниров, национальные и международные лиги.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ, фр. Federation Internationale des Echecs, FIDE) — международная спортивная организация, которая занимается популяризацией шахмат, а также организацией международных соревнований и турниров. Объединяет в себе национальные шахматные федерации.

История возникновения и развития шахмат

История шахмат насчитывает более полутора тысяч лет. Шахматы придумали в Индии в V-VI веке до нашей эры. Не позднее VI века в Индии появилась игра - чатуранга, которая имела узнаваемый шахматный вид. В отличие от шахмат в нее одновременно играли 4 игрока, а ходы зависели от бросков игральных костей. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить все фигуры оппонентов.

Распространившись из Индии в соседние страны, чатуранга претерпела ряд изменений. На востоке она стала носить название - шатрандж, в Китае - сянци, в Тайланде - макрук. В IX—X веке игра попала в Европу, где были составлены «классические» правила игры. Окончательно правила сформировались в XIX веке.

В 1886 году был проведен первый чемпионат мира по шахматам.

Шахматные фигуры

Пешка ♙ — ходит по вертикали на одно поле вперёд. Если ход сопровождается взятием фигуры соперника, то пешка имеет право ходить по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево.

Конь ♘ — ходит на клетку, находящуюся на расстоянии 2 по вертикали и 1 по горизонтали или 1 по вертикали и 2 по горизонтали от текущего положения.

Слон ♗ — ходит на любую клетку по диагонали.

Ладья ♖ — ходит на любую клетку по вертикали или горизонтали.

Ферзь ♕ — ходит на любую клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Король ♔ — ходит на 1 клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.

Перед началом партии каждый из игроков имеет на шахматном поле:

  • пешка - 8 шт.;
  • ладья - 2 шт.;
  • конь - 2 шт.;
  • слон - 2 шт.;
  • ферзь - 1 шт.;
  • король - 1 шт.

Правила шахмат

Ходы в шахматах делают поочередно, причем, первый ход делает игрок с белыми фигурами. Право играть белыми фигурами определяет жребий.

Ход считается сделанным в следующих случаях:

  • рука игрока опустила фигуру, после ее передвижения на незанятое поле;
  • при взятии фигуры оппонента, после замены фигуры оппонента на свою;
  • при рокировке;
  • при превращении пешки, в случае когда пешка снята с доски и игрок убрал руку от новой фигуры, поставленной на поле.

Кроме обычных ходов, в шахматах существуют 2 специальных хода:

  • Рокировка - одновременная смена положения короля и ладьи одного цвета, при условии, что они не двигались с начала игры. При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка считается ходом короля.
  • Взятие на проходе - специальный ход пешки, при котором она берет пешку соперника, которая была перемещена сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею.

Прежде чем поправить одну или несколько фигур на поле, игрок должен предупредить соперника об этом. В противном случае после прикосновения к фигуре необходимо будет выполнить ход до конца.

Выигрыш в шахматах

Шах - ситуация, когда король одного из игроков находится под ударом фигуры соперника. Для того чтобы отбить шах необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • отойти королем на любое поле, не находящееся под ударом фигур соперника;
  • взять фигуру, которая угрожает королю;
  • поставить другую свою фигуру под удар.

Мат — ситуация, когда король находится под шахом, но не может его избежать.

Партия считается выигранной если:

  • один из игроков дал мат королю соперника;
  • один из игроков признал поражение;
  • у одного из игроков закончилось время, отведенное на ходы;
  • техническая победа.

Ничья в шахматах

Пат - ситуация, когда игрок с правом хода не может им воспользоваться, так как все его фигуры лишены возможности сделать ход. Король при этом не должен находиться под шахом.

Кроме этого, ничья фиксируется в следующих случаях:

  • никакая последовательность ходов не приводит к мату;
  • троекратное повторение позиций (не обязательно в течение трёх ходов подряд) или пятикратное повторение одной и той же позиции в течение пяти последовательных ходов;
  • оба игрока сделали 50 ходов без взятия и без хода пешкой (правило 50 ходов);
  • обоюдное согласие на ничью;
  • один из игроков просрочил время.

Контроль времени в шахматах

Все официальные партии в шахматах проводятся с контролем времени с помощью специальных шахматных часов. Игрок, сделавший ход, нажимает на часах кнопку, которая останавливает его часы и запускает часы соперника.

Время игрока считается истекшим, если флажок на его часах упал. Это справедливо кроме следующих ситуаций:

  • на доске стоит мат;
  • на доске ситуация, которая приводит к ничьей;
  • флажки упали у обоих игроков;
  • у оппонента нет возможности поставить мат.

Шахматные соревнования

Все соревнования по шахматам проводятся по одной из четырех систем проведения турниров:

  • швейцарская система;
  • круговая система;
  • нокаут-система;
  • схевенингенская система.

К популярным международным шахматным турнирам относятся:

  • чемпионат мира по шахматам;
  • чемпионат Европы по шахматам;
  • кубок мира;
  • национальные чемпионаты;
  • FIDE Grand Prix Series.

Шахматные структуры

Профессиональная шахматная ассоциация (ПША, англ. Professional Chess Association, PCA) — организация, которая была создана по инициативе Гарри Каспарова и Найджела Шорта, которые приняли решение провести матч на первенство мира без участия ФИДЕ.

Международная федерация шахматной игры по переписке (англ. ICCF — International Correspondence Chess Federation).

2017-02-08

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Шахматы".

Происхождение игры и ее названия

Прародительницей шахмат является древнеиндийская игра "чатуранга", которая была популярна в VI-м веке. В переводе с санскрита "чатуранга" переводится как "4 подразделения войска" (пехота, конница, слоны и колесницы, чью роль в шахматах выполняют пешки, кони, слоны и ладьи). Придя в Персию в VII-ом веке, игра получила иное название - "шатрандж". То название, которое мы знаем сейчас - шахматы - игра получила именно здесь: когда игрок атаковал короля, он произносил "шах" ("король" по-персидски) и "шах мат" ("король умер" в переводе с персидского).

"Непостоянство" королевы

У королевы (или ферзя) - самый непостоянный характер. Эта шахматная фигура изменялась на протяжении всей истории игры больше всех. Изначально ферзь был советником короля (премьер-министром), однако впоследствии стал самой сильной шахматной фигурой. Сначала ферзь мог ходить по диагонали только по одной клетке, со временем он мог передвигаться сразу на 2 поля, а затем еще дальше, как конь. В современной игре ферзь может делать ходы по горизонтали, по вертикали и по диагонали.

Уникальный шахматный автомат Кемпелена

В 1770-м году австрийским изобретателем венгерского происхождения Вольфгангом фон Кемпеленом был создан шахматный автомат, представлявший собой сделанную в человеческий рост фигуру человека, одетого в турецкую одежду, который сидел за большим деревянным столом. Безмятежно куря трубку и передвигая фигуры по полю механической рукой, "турок" играл в шахматы со всеми желающими, обыгрывая Наполеона Бонапарта, Бенджамина Франклина и других знаменитостей.

Загадка столь умной машины была разгадана лишь годы спустя: внутри шахматного автомата прятался человек, который и играл за манекен, а когда машину и ее сложные механизмы демонстрировали публике, он скрывался.

Две "самые-самые" шахматные игры: самая длинная и самая короткая

Самой продолжительной за всю историю шахмат является игра, проведенная в 1989-м году в Белграде, участниками которой были Горан Арсович и Иван Николич. Во время шахматной партии продолжительностью 20 часов 15 минут, которая завершилась ничьей, противники сделали всего 269 ходов. Вообще, чисто теоретически, одна шахматная партия может быть еще более продолжительной, однако после того, как были введены правила о 50-ти ходах, стало возможным как-то ограничивать это число.

Самую короткую шахматную партию - мат в два хода ("дурацкий мат") - можно воспроизвести следующим образом: 1. f3 e5 и 2. g4 Qh4++. Ничью или проигрыш судьи могут зафиксировать и до непосредственного начала игры вследствие определенного сценария, который выявляет турнирная таблица, либо в случае неявки одного из игроков на игру.

Шахматы и бокс в одной игре

Знаменитое высказывание Гарри Каспарова о том, что "шахматы - это муки разума", вдохновило голландского художника Ипе Рубинга на создание шахбокса, объединившего в себе шахматы и физические испытания. Родоначальник шахбокса почерпнул идею совместить бокс и шахматы в одном из комикс-романов.

Этот гибридный вид спорта под девизом "Сражения происходят на ринге, а войны ведутся на доске", состоит из чередующихся раундов шахмат и бокса. В последнее время игра становится все более популярной, находясь под управлением Всемирной организации шахбокса.

Шахматы с завязанными глазами

Одним из вариантов игры являются шахматы вслепую: шахматист может делать все ходы, не видя шахматной доски. Как правило, у такого игрока есть посредник, который и осуществляет перемещение его фигур.

Такая впечатляющая способность присуща многим сильнейшим шахматистам. Одним из рекордсменов этого варианта игры в шахматы является венгр Янош Флеш, сыгравший вслепую одновременной в 52-мя противниками и выигравший 32 партии.

Шахматные часы, чтобы игроки не засыпали

Изначально во время шахматных партий часы не использовались: игроки могли провести за игрой множество часов подряд (а иногда и несколько суток), изнемогая сами и доводя до изнеможения своего противника. Однажды, во время одного из шахматных турниров, проводимых в 1851-ом году, два игрока даже уснули, так и не завершив партию. Спустя год после этого случая был введен контроль времени, который, до создания в 1883-м году первых механических шахматных часов, созданных британцем Томасом Уилсоном, осуществляли с помощью песочных часов.

Бескрайние возможности

После 3-х ходов со стороны каждого из игроков существует более 9.000.000 возможных позиций. Американским математиком было подсчитано минимальное количество неповторяющихся шахматных партий и выведено число Шеннона, согласно которому количество возможных уникальных партий (10^120) больше количества атомов в видимой Вселенной (около 10^79).

Мощные шахматные компьютеры

В настоящее время важной частью игры в шахматы являются шахматные компьютеры. Одна из самых известных шахматных партий, сыгранных между компьютером и человеком, была проведена в 1997-м году, когда компьютер Deep Blue выиграл у чемпиона мира Гарри Каспарова, считающегося сильнейшим шахматистом за всю историю шахмат.

Спустя 9 лет, в 2006-м году, другой компьютер - Deep Fritz - обыграл чемпиона мира Владимира Крамника, еще раз заявив о мощи шахматных компьютеров. Сегодняшние шахматные программы, сопоставимые с гроссмейстерами, чаще всего используются для проведения анализа игры и ее улучшения.

Игра в шахматы повышает уровень интеллекта

Шахматы часто упоминаются психологами в качестве эффективного способа улучшения человеческой памяти. Навыки игры в шахматы также могут помочь в решении сложных задач и продумывания идей. Большинство людей полагает, что игра в шахматы - лишь для обладателей высокого интеллекта. Отчасти это так и есть, однако каждый желающий может самостоятельно способствовать повышению уровня своего интеллекта, освоив эту игру и начав играть в шахматы. Во время игры в шахматы активизируются оба полушария мозга, улучшаются творческие способности, концентрация, навыки чтения и критическое мышление. Например, в Армении, чья шахматная школа является одной из сильнейших в мире, начиная с 2011-2012 учебного года, во всех общеобразовательных школах ученики со 2-го по 4-ый класс изучают шахматы в качестве обязательного предмета.