Главная · Кашель · Карта специальной оценки условий труда рабочего места. Перечень рабочих мест при проведении соут: как не допустить ошибку

Карта специальной оценки условий труда рабочего места. Перечень рабочих мест при проведении соут: как не допустить ошибку

В каждой организации составляется перечень рабочих мест, который оформляется в виде таблицы (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

В таблице указываются:

В графе 1 – индивидуальный номер рабочего места от 1 до 99 999 999.

Аналогичные рабочие места обозначаются номером рабочего места с добавлением прописной буквы «А». Например, 125А(124А), т.е. рабочее место 125 аналогично рабочему месту 124, и если будет несколько аналогичных рабочих мест, то все они будут аналогичны рабочему месту 124, которое вписано в скобки.

В графе 2 – наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования профессии рабочих или должностей служащих, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОК 016-94).

Перечни рабочих мест формируются специалистами отдела кадров, отдела охраны труда, руководителями структурных подразделений организации.

Важно! Наибольшую сложность при составлении данного перечня представляет правильное отнесение отдельных рабочих мест к категории аналогичных в связи с учетом изложенных ниже восьми показателей, что требует от исполнителей значительного количества времени.

Игнорирование отдельных критериев аналогичности может привести к возникновению конфликтных ситуаций между работниками и работодателем и, возможно, к повторному проведению СОУТ на рабочих местах и дополнительным финансовым затратам работодателя.

Исполнителям работ по составлению перечня рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест рекомендуется последовательно оценивать рассматриваемые рабочие места на предмет их возможной аналогичности по следующим критериям:

1. Рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).

2. Рабочие места оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

3. Работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности.

4. Работники осуществляют одинаковые трудовые функции.

5. На рабочих местах установлен одинаковый режим рабочего времени.

6. На рабочих местах ведется однотипный технологический процесс.

7. На рабочих местах используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье.

8. На рабочих местах работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 № 426-ФЗ).

Несмотря на кажущуюся простоту определения аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии часто допускаются.

Пример 1. В штате компании на должности «менеджер по продажам» работает 5 сотрудников. Все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. В этой связи работодатель отнес их рабочие места к аналогичным и запланировал проведение СОУТ на 20 % от 5 рабочих мест, т.е. на одном рабочем месте.

Ошибка в данной ситуации состоит в том, что работодатель упустил из вида требование п.1 ст.16 ФЗ № 426 - СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах.

В ситуации, когда у работодателя было бы, например, всего 2 рабочих места «менеджеров по продаже», СОУТ должна проводиться на обоих рабочих местах. Установленный законом минимум (не менее 2 рабочих мест) имеет целью получение в ходе исследований объективных результатов оценки и, если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, СОУТ должна будет проводиться на всех аналогичных рабочих местах.

Пример 2. В одном кабинете расположены рабочие места главного бухгалтера, ведущего бухгалтера и специалиста по кадрам. У каждого их этих работников имеется персональный компьютер (ПК). Работодатель считает, что рабочие места этих специалистов аналогичные: в одном кабинете, с одинаковыми условиями труда, и выполняют работы на ПК.

Ошибка состоит в том, что при наличии идентичного оборудования и одинаковых условий труда данные работники имеют разные должности. В данном случае рабочие места не могут быть признаны аналогичными.

Учет наличия оборудования (в данном случае - ПК) будет осуществляться только в случае, если работники имеют одинаковые должности. При этом марка и год выпуска ПК должны быть идентичными.

Пример 3. В организации имеется 5 водителей. Один водитель работает на автомобиле марки УАЗ 2012 года выпуска, другой – на автомобиле марки КаМАЗ 2009 года выпуска, остальные – на автомобилях марки МАЗ 2013 года выпуска.

Часто комиссия определяет все 5 рабочих мест как аналогичные, мол, у всех автомобилей кабины современные и комфортные.

Ошибка состоит в том, что аналогичными являются рабочие места только на одинаковых автомобилях МАЗ с одинаковым годом выпуска при условии, что на данных автомобилях работники выполняют одинаковые трудовые функции с одинаковым режимом работы и т.д. Если же на автомобилях одной и той же марки и одного года выпуска выполняются разные работы (перевозка пассажиров, опасных грузов, хлыстовая вывозка леса, перевозка сыпучих материалов самосвалами и т.п.), то и в данном случае рабочие места не являются аналогичными.

В этой связи СОУТ должна проводиться на рабочих местах в автомобилях УАЗ (1 рабочее место), КаМАЗ (1 рабочее место) и МАЗ (2 рабочих места).

Пример 4. В штатном расписании организации имеются 6 должностей «Начальников отделов». Работодатель считает их рабочие места аналогичными и планирует проведение СОУТ на двух рабочих местах.

Ошибка в данном случае заключается в том, что все эти «начальники» являются начальниками не одного отдела, а разных: планового, отдела главного механика, финансового, снабжения и сбыта, и выполняют разную работу. Поэтому СОУТ необходимо проводить на всех этих рабочих местах.

Пример 5 . В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств при двухсменном режиме работы. Работодатель планирует провести СОУТ на 3 рабочих местах.

Ошибка состоит в том, что работодатель не учел сменность работы операторов. Необходимо разбить 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычислить из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и то же место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. СОУТ будут подлежать только 2 рабочих места.

С 1 сентября 2011 года работодатели не могут проводить аттестацию рабочих мест самостоятельно, а только силами независимой аттестующей организации (приказ Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011). Многим кадровикам это нововведение облегчило жизнь. Ведь ранее была распространена ситуация, когда руководитель поручал довольно большой объем работы по аттестации рабочих мест одному-двум сотрудникам, как правило, из службы охраны труда или отдела кадров дополнительно к другим обязанностям.

Сложность данной процедуры требует соответствующей квалификации, которая есть далеко не у всех. Как следствие, были неизбежны ошибки и необходимость переделывать работу.

Сегодня, согласно новым правилам, аттестационная комиссия в обязательном порядке должна включать в себя следующих лиц:

  • представителей работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, кадровики, расчетчики, главные специалисты, медработники и иные сотрудники). Кто-то из них будет возглавлять аттестационную комиссию;
  • специалиста по охране труда;
  • представителя профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
  • представителей аттестующей организации. Они и проводят оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. п. 14, 20 и 29 Порядка).

Если ваша организация относится к разряду микропредприятий или малого бизнеса, то состав комиссии может быть сокращен до:

  • работодателя (его представителя);
  • представителей аттестующей организации;
  • представителей профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии);
  • представителей организации или частного специалиста, привлекаемых работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).
Согласно Трудовому кодексу РФ, аттестация рабочих мест обязательна для любого работодателя независимо от величины и сферы деятельности его бизнеса (вредное производство или «обычный офис»).

Ошибки при определении списка рабочих мест

Однако роль кадровика при проведении аттестации по-прежнему очень важна. Именно он определяет количество рабочих мест, подлежащих ей. И вот тут часто возникают затруднения. Бывает, что аттестация необоснованно проводится на всех рабочих местах, имеющихся на предприятии, начиная со сторожа и заканчивая генеральным директором. Между тем существует такое понятие, как аналогичные рабочие места. Рабочие места признают аналогичными, если:

  • профессии или должности имеют одно наименование;
  • при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы выполняются одни и те же профессиональные обязанности;
  • используются однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • ведется работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
  • используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • производственное оборудование, транспортные средства и т п. расположены на рабочем месте одинаково;
  • существует одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
  • присутствует одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Кстати, на этапе формирования перечня кадровик определяет только предполагаемые аналогичные рабочие места. Если по результатам проведенных измерений хотя бы одно рабочее место не подпадает под признаки аналогичности, то оценке подвергаются 100% этих рабочих мест. Затем составляется новый перечень мест, подлежащих аттестации.

Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

Наиболее распространенные ошибки при составлении перечня рабочих мест в организации:

  • приравнивание количества рабочих мест к числу профессий (должностей) работников по штатному расписанию;
  • определение количества рабочих мест без учета профессий и должностей сотрудников;
  • несоответствие наименования профессий (должностей) штатному расписанию;
  • приравнивание количества рабочих мест к списочной численности работников организации;
  • смешение понятий «рабочее место» и «рабочая зона».

Небольшой совет: если на момент составления списка некоторые работники отсутствуют (например, прежний уволился, нового еще не приняли), то лучше зарезервировать их позиции в перечне на будущее.

Также кадровик не должен забывать, что после проведения аттестации нужно обязательно ознакомить с ее результатами работников. После чего в течение 10 календарных дней с даты издания приказа и утверждения отчета о завершении аттестации работодатель должен направить в государственную инспекцию труда своей области или края (п. 45 Порядка) в бумажном виде и на электронном носителе:

  • сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • сведения об аттестующей организации.
Проводилась ли аттестация рабочих мест по условиям труда на вашем предприятии за последние 5 лет? Такой вопрос задает посетителям сайт федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.ru. На начало сентября 2012 года результаты опроса были следующие: лишь 27% респондентов ответили «да»; 32% заявили, что «впервые слышат о необходимости аттестации рабочего места»; 37% отметили: «Не проводилась, но знаю, что должна проводиться»; 4% написали: «Да, проводилась, но мое рабочее место не аттестовано».

И напоследок рекомендация. На любом предприятии должны быть как минимум приказ о проведении аттестации и перечень рабочих мест — это позволит при проверке надзорными и контролирующими органами показать, что аттестация в вашей организации начата. При наличии даже не полностью оформленных документов по аттестации рабочих мест санкции могут быть намного мягче, чем при полном их отсутствии.

Несмотря на финансовые и временные затраты на проведение аттестации рабочих мест, однажды ее наличие может «спасти» вашего работодателя. Например, от уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве. Или от административной ответственности при проведении проверок Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Прокуратуры. Кроме того, организация, в которой проведена аттестация рабочих мест, получает возможность уменьшения страховых взносов в ФСС до 40% страхового тарифа.

При проведении специальной оценки условий труда (далее - СОУТ, спецоценка) используется такое понятие, как «аналогичные рабочие места». Специальная оценка условий труда в данном случае может быть проведена в отношении меньшего числа рабочих мест, а значит, работодатель имеет возможность сэкономить на проведении СОУТ. Рассмотрим данное понятие более подробно.

Общие положения

Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.

Итак, данные рабочие места характеризует следующее:

  • они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
  • эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
  • работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
  • в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.

Если в ходе спецоценки будет выявлено хотя бы одно несоответствие рабочих мест по указанным признакам, СОУТ должна быть проведена в отношении всех рабочих мест, ранее объединенных в одну категорию.

Комиссия по проведению спецоценки до начала процедуры должна утвердить перечень рабочих мест, которые будут подвергнуты СОУТ. В этом же перечне указываются аналогичные рабочие места. При проведении спецоценки рабочих мест из этой категории результаты будут применяться ко всем таким рабочим местам.

При определении их количества работодатель должен учитывать, что СОУТ должна проводиться в отношении 20 % от общего количества одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

По этим рабочим местам составляется одна карта СОУТ, устанавливается один перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Основные ошибки при определении аналогичных рабочих мест

Прежде чем заказать услуги по СОУТ, работодатель оценивает, в какую сумму ему обойдется данная процедура. Зачастую подсчеты работодателя оказываются неверными, поскольку не учитываются следующие моменты.

Ситуация 1. Рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера находятся в одном кабинете, а значит, они работают в одинаковых условиях по температуре воздуха, освещению и т.д. Трудовая деятельность данных работников одинаково связана с работой на компьютере. И все-таки данные рабочие места нельзя признать аналогичными, поскольку у этих работников разные должности, а значит, и разные трудовые функции.

Ситуация 2. В службе техподдержки в одном помещении работают 10 человек. У них одна и та же должность - оператор службы поддержки, одинаковые трудовые функции. Все они используют компьютеры и телефонную аппаратуру. Для того, чтобы данные рабочие места могли быть признаны аналогичными, работники должны использовать именно одинаковое оборудование: одной марки, одного года производства, с одинаковыми техническими характеристиками и т.д.

Ситуация 3. В юридическом отделе работает 5 юристов. Согласно требованиям законодательства спецоценке подлежат двадцать процентов аналогичных рабочих мест. Путем несложных вычислений получается, что СОУТ может быть проведена в отношении одного рабочего места из пяти. Однако при таком подсчете не учитывается другое правило - спецоценка проводится в отношении не менее двух рабочих мест из категории аналогичных.

Заключение

Итак, возможность сократить число рабочих мест, которые должны пройти СОУТ, за счет отнесения их к аналогичным действительно очень полезна для работодателя. Главное в этом вопросе - правильно установить количество рабочих мест в данной категории, а также рабочих мест, в отношении которых все-таки будет проведена спецоценка, и вовремя утвердить список таких рабочих мест.

01-09-2016

Специальная оценка условий труда (СОУТ), пришедшая в 2014 году на смену аттестации рабочих мест, кардинально изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению по его результатам гарантий и компенсаций.

На сегодняшний день практика активного применения СОУТ во всех городах России составляет более двух лет. За это время накоплена обширная практическая база в правовой сфере с вынесением многочисленных судебных решений по разным вопросам. Но, не смотря на это, случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ по-прежнему очень распространены. Ошибки допускаются как по вине организации проводящей СОУТ, так и в результате недосмотров работодателя и комиссии по проведению СОУТ. И, как правило, большинство всех нестыковок случается еще в начале процесса – при подготовке к проведению СОУТ.

Подсчет количества рабочих мест

Первый этап в работе комиссии по проведению СОУТ – это утверждение перечня рабочих мест, подлежащих , с определением количества аналогичных рабочих мест. На практике этот этап вызывает значительные трудности, особенно когда необходимо подсчитать количество рабочих мест с одинаковыми наименованиями должностей и несколькими работниками.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочему месту дано следующее определение – это место, где работник должен находиться или куда должен прибыть для выполнения своих должностных обязанностей, и которое прямо или косвенно контролирует работодатель. Из этого следует, что для корректного расчета необходимо понять, сколько сотрудников одновременно задействованы на одном рабочем месте.

Рассмотрим несколько примеров:

1. В организации, где отсутствует сменность и вахтовый метод работы, одновременно трудятся 5 бухгалтеров. В таком случае при проведении процедуры СОУТ должно быть указано 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер»;

2. В режиме «сутки через трое» работают 4 сторожа, то есть работники сменяют друг друга и фактически на рабочем месте присутствует только один. Для этого случая при проведении СОУТ допускается отражение одного рабочего места для 4 человек;

3. В одном цехе на 3 станках в 2 смены работают 6 токарей. При этом во время рабочего процесса каждый работник попеременно работает на каждом из 3 станков.

Следуя условию одновременного присутствия на рабочем месте, к проверке утверждается 3 рабочих места. Однако в случае соответствия установленным признакам, которые укажем ниже, возможно будет признать эти рабочие места
аналогичными, что значительно снизит расходы.

Иногда, члены комиссии по СОУТ могут прировнять количество работников к количеству единиц оборудования. Такой прием упрощает оформление перечня рабочих мест, однако не всегда оказывается верным, например, в случаях когда:

  • один работник использует несколько единиц оборудования;
  • одно и то же оборудование используют несколько работников, работающих одновременно.
  • Отметим, что такие правила распространяются и на нестационарные рабочие места, имеющие идентичные названия: при составлении перечня нельзя автоматически засчитывать несколько таких мест, как одно рабочее место.

    Соответствие наименований рабочих мест

    Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года была утверждена Инструкция по заполнению отчетности о проведении процедуры СОУТ. Указанный документ гласит, что наименование должности в материалах спецоценки условий труда, должно строго соответствовать штатному расписанию организации. Не редки случаи, когда комиссия из соображений коммерческой тайны, представляет экспертам, проводящим СОУТ, перечень рабочих мест не соответствующий «штатке». Такая фальсификация в дальнейшем может привести к тому, что контролирующие органы признают неполноту проведения СОУТ из-за отсутствия материалов по оценке некоторых должностей.

    Во избежание подобных ошибок, необходимо следить за строгим соответствием в наименованиях должностей, которые указываются в материалах СОУТ, штатном расписании и трудовых договорах.

    Реструктуризация производства

    Многие организации с целью оптимизации некоторых бизнес-процессов проводят реструктуризацию, которая влечет за собой, зачастую незначительные, изменения наименований должностей. При этом условия труда и должностные обязанности сотрудников практически не меняются. На основании этого многие работодатели не считают нужным проводить внеплановую СОУТ, даже при том, что обновленные наименования должностей в штатном расписании и
    трудовых договорах, не соответствуют собранным материалам СОУТ.

    Существует и более усугубленный вариант такой проблемы, когда изменения в организации настолько учащаются, что за время проведения СОУТ штатное расписание претерпевает множество корректировок. В таком случае члены комиссии по проведению СОУТ и инженеры по охране труда, должны поставить в известность руководство организации о последствиях таких реформ и о вытекающих в связи с ними финансовых затратах.
    В соответствии с 136 ФЗ, который вступил в силу 01.05.2016 г., если произошло переименование рабочего места не повлекшего за собой кардинальных изменений, СОУТ можно не проводить заново, а комиссия выпускает приказ и принимает решение о не проведении внеплановой СОУТ.

    Признаки аналогичности рабочих мест

    Объединение нескольких рабочих мест в аналогичные значительно сокращает расходы на , так как обязательная СОУТ проводится в отношении лишь 20% всех аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные при проведении СОУТ результаты распространяются на все аналогичные рабочие места и, соответственно, разрабатывается и заполняется одна документация: единые карта СОУТ и перечень мероприятий по охране труда и улучшению условий труда работников.

    Признаки, которым должны соответствовать аналогичные рабочие места, изложены в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ:

  • одинаковое наименование;
  • расположение в одной или нескольких однотипных производственных зонах (помещениях);
  • оборудование одинаковыми системами кондиционирования, вентиляции, отопления и освещения;
  • осуществление работниками идентичных трудовых функций с одинаковым режимом рабочего дня;
  • проведение однотипных технологических процессов;
  • использование работниками одинакового оборудования, инвентаря, инструментов, маатериалов и сырья;
  • обеспечение работников одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

  • Для определения аналогичности рабочих мест все вышеперечисленные условия должны быть выполнены. Функции определения аналогичных рабочих мест возлагаются на комиссию по проведению СОУТ, а подтверждение правильности выделения мест в аналогичные – задача эксперта организации, проводящей СОУТ. Согласно ст. 16 ФЗ №426-ФЗ, в случае выявления в ходе СОУТ несоответствия рабочего места хотя бы одному из признаков, необходимо будет проводить оценку условий труда на всех рабочих местах, которые ранее признали аналогичными.

    Подводя итог всему вышесказанному, обозначим несколько правил, которые помогут составить корректный перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ:

  • основание для составления перечня рабочих мест – это действующее штатное расписание;
  • количество рабочих мест, равно количеству сотрудников, одновременно задействованных в рабочем процессе;
  • рабочие места с одинаковыми или схожими должностными обязанностями, но с разными наименованиями – это разные рабочие места;
  • аналогичные рабочие места – это рабочие места, имеющие все признаки аналогичности, сформулированные в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.
  • В 2014 г. на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (далее – «СОУТ»), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к назначению гарантий и компенсаций по ее результатам.

    Более двух лет специальная оценка активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам. Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ. При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

    Первое, что должна сделать комиссия по проведению СОУТ – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ, с указанием аналогичных рабочих мест.

    На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

    На основании ст. 209 Трудового кодекса РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Таким образом, для того чтобы корректно провести расчет необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте. Если в организации работают 5 бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все 5 сотрудников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках СОУТ должно быть заявлено 5 рабочих мест по должности «Бухгалтер».

    Рассмотрим другой пример: 4 сторожа работают в режиме «сутки через трое» (4 работника сменяют друг друга – на рабочем месте одновременно только один работник). В этом случае при СОУТ может быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают 4 человека.

    Ошибки часто допускаются при включении в перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы. В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

    Рассмотрим пример: 6 токарей работают в 2 смены на 3 станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. Здесь необходимо фиксировать 3 рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места возможно будет признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

    Иногда, в целях упрощения оформления перечня рабочих мест, члены комиссии по СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет верным, например, при:

    а) использовании одним работником нескольких единиц оборудования;

    б) использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.

    Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход. Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

    Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о корректном наименовании рабочих мест. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении СОУТ, утвержденная Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия не представляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, и дает в работу перечень, не соответствующий «штатке». В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, назначении гарантий и компенсаций и проверках контролирующих органов оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

    Так, например, в рамках разбирательств по делам №№ 33-4199/2015 и А59-2617/2015 судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (Апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 г., Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 г. № 05АП-9269/2015).

    Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно отслеживать соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

    Разберем также и другую существующую проблему. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда, совершенно незначительным. При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда. В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

    Несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно разобрать на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015. Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана». При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках оценки условий труда было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Для доказательства данного факта после завершения процедуры оценки организация, проводившая аттестацию рабочих мест, даже издала по этому поводу соответствующее письмо. Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей оценку условий труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы оценки условий труда отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», так как такая возможность отсутствует в Порядках проведения аттестации рабочих мест и СОУТ.

    Вместе с этим есть и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях изменения проходят настолько часто, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

    На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ и связанные с ними финансовые затраты. Ведь в этих случаях в отношении вновь введенных должностей неизбежно потребуется, руководствуясь ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев с ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

    Так или иначе, изменение штатного расписания в части наименования должности – основание для проведения внеплановой СОУТ.

    Для формирования перечня рабочих мест в рамках СОУТ в окончательном виде помимо наименований и количества рабочих мест потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20% от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух) – полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

    Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ:

    а) имеющие одно и то же наименование;

    б) расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

    в) оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;

    г) на которых работники осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;

    д) на которых ведется однотипный технологический процесс;

    е) на которых используется одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;

    ж) на которых работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. Так, если в ходе проведения СОУТ будет обнаружено, что хотя бы одно рабочее место не соответствует любому из признаков, выделенных Законом, СОУТ придется провести на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 ФЗ № 426-ФЗ).

    Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления корректного перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ:

    1. Формирование перечня рабочих мест на основе действующего штатного расписания.

    2. Количество рабочих мест = количество сотрудников, одновременно работающих на рабочих местах.

    3. Рабочие места с разными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями = разные рабочие места.

    4. Аналогичные рабочие места = рабочие места, соответствующие всем признакам аналогичности, перечисленным в ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ.