Главная · Кашель · Зимний дворец в каком веке построен. Зимний дворец

Зимний дворец в каком веке построен. Зимний дворец

Зимний дворец на Дворцовой площади Санкт-Петербурга - главная достопримечательность северной столицы, с 1762 по 1904 год служившая официальной зимней резиденцией российских императоров. По богатству и разнообразию архитектурного и скульптурного декора дворец не имеет себе равных в Петербурге.


Чтобы обойти все экспонаты Эрмитажа, потребуется потратить 11 лет жизни и пройти 22 километра. Все петербуржцы хорошо знают: в главном музее города на первом этаже — Египетский зал, на третьем этаже — импрессионисты. Гости города тоже в курсе.

Чем будем удивлять? Можно попробовать фактами:

№1. Эрмитаж огромен… Как и территория огромной страны, которой правил царь, самодержец всея Руси прям из стен этого роскошного дворца. 1057 комнат, 117 лестниц, 1945 окон. Общая протяженность главного карниза, окаймляющего здание, почти 2 км.

№2. Общее количество скульптур, установленных на парапете Зимнего — 176 штук. Количество ваз можете подсчитать сами.

№3. Строили главный дворец Российской Империи более 4000 каменщиков и штукатуров, мраморщиков и лепщиков, паркетчиков и живописцев. Получая за свою работу ничтожную плату, они ютились в жалких лачугах, многие жили здесь же, на площади, в шалашах.

№4. С 1754 по 1762 год шло строительство здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Долго… Императрица Елизавета Петровна скончалась, не обжив новые хоромы. Принимал 60 000 квадратных метров нового жилья Пётр III.

№5. После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь перед ним была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — он приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.

№6. Убрали мусор — новая беда. В 1837 году дворец сгорел. Без крова осталась целая императорская семья. Однако 6000 неизвестных работников спасли положение, работая днем и ночью и за 15 месяцев дворец бал полностью восстановлен. Правда, цена трудового подвига — несколько сот простых рабочих…

№7. Зимний дворец всё время перекрашивали в разные цвета. Был и красным и розовым. Свой оригинальный, бледно-зеленый цвет, приобрел в 1946 году.

№8. Зимний дворец — совершенно монументальное сооружение. Оно было призвано отразить могущество и величие Российской империи. Подсчитано, что здесь 1786 дверей, 1945 окон и 117 лестниц. Длина главного фасада 150 метров, а высота — 30.








История возникновения Зимнего дворца начинается с времен царствования Петра I .

Самый первый, тогда еще Зимний дом, был сооружен для Петра I в 1711 году на берегу Невы. Первый Зимний дворец был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. В 1719-1721 годах архитектор Георг Матторнови построил для Петра I новый дворец.

Императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и не захотела поселиться в нем. Она поручила постройку нового Зимнего дворца архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены находившиеся на набережной реки Невы дома графа Апраксина, Рагузинского и Чернышева, а также здание Морской академии. Они были снесены, а на их месте к 1735 году был построен новый Зимний дворец. На местестарого дворцав конце XVIII века был возведен Эрмитажный театр.

Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию . Строительство нового дворца было поручено архитектору Растрелли.Созданный архитекторомпроект Зимнего дворца был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

Летом 1754 года Елизавета Петровна издает именной указ о начале строительства дворца . Необходимую сумму - около 900 тысяч рублей - отвели из "кабацких" денег (сбор с питейной торговли). Предыдущий дворец был разобран. На время строительства двор переехал во временный деревянный дворец, построенный Растрелли на углу Невского и Мойки.

Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством.

Зимний дворец представляет собой трехэтажное здание, имеющее в плане прямоугольную форму, с огромным парадным двором внутри. Главные фасады дворца обращены к набережной и сформировавшейся позднее площади.

Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса был главный вход во дворец.

По периметру кровли дворца расположена балюстрада с вазами и статуями (первоначально каменные в 1892-1894 годах были заменены на латунную выколотку).

Длина дворца (вдоль Невы) 210 метров, ширина - 175 метров, высота - 22 метра. Общая площадь дворца - 60 тысячквадратных метров, в нем более 1000 залов, 117 различных лестниц.

Во дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Здесь проживало около четырех тысяч служащих, была даже своя армия - дворцовые гренадеры и караулы из гвардейских полков. Во дворце имелось две церкви, театр, музей, библиотека, сад, канцелярия, аптека. Залы дворца были украшены позолоченной резьбой, роскошными зеркалами, люстрами, канделябрами, наборным узорным паркетом.

При Екатерине II во Дворце были организованы зимний сад, где росли и северные, и привезенные с юга растения, Романовская галерея; тогда же завершилось формирование Георгиевского зала. При Николае I организовали галерею 1812 года, гдебыли помещены332 портрета участников Отечественной войны. Архитектор Огюст Монферран пристроил к дворцу Петровский и Фельдмаршальский залы.

В 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар . Многие вещи удалось спасти, однако само зданиесильно пострадало. Но благодаря архитекторам Василию Стасову и Александру Брюллову уже через два года здание было восстановлено.

В 1869 году во дворце вместо свечного появилось газовое освещение. С 1882 года началась телефонизация помещений. В 1880-х годах в Зимнем дворце был сооружен водопровод. На рождество 1884-1885 года в залах Зимнего дворца было опробовано электрическое освещение, с 1888 года газовое освещение постепенно заменялось на электрическое. Для этого во втором зале Эрмитажа построили электростанцию, 15 лет являвшуюся крупнейшей в Европе.

В 1904 году император Николай II переехал из Зимнего дворца в Царскосельский Александровский дворец. Зимний дворецстал местом для торжественных приемов, парадных обедов, и местом пребывания царя во время коротких визитов в город.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Само здание несколько раз меняло цвет своих стен. Зимний дворец красили в красный, розовый, желтый цвета. Перед первой мировой войной дворец был выкрашен в красно-кирпичный цвет.

В годы Первой мировой войны в здании Зимнего дворца находился лазарет . После Февральской революции 1917 года в Зимнем дворце работало Временное правительство. В послереволюционные годы в здании Зимнего дворца находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году часть здания была передана музею Эрмитаж.

В 1925 - 1926 годах здание вновь перестроили, теперь уже под нужды музея.

Во время Великой Отечественной войны Зимний дворец пострадал от авианалетов и артобстрелов . В подвалах дворца размещался диспансер для ученых и деятелей культуры, страдавших дистрофией. В 1945-1946 годах были проведены реставрационные работы, тогда же весь Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем составляет единый музейный комплекс "Государственный Эрмитаж".

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле елизаветинского барокко с элементами французского рококо, бывший императорский дворец, построенный по проекту Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 годах. С 1920 года здание входит в состав главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

До 1762 года в Санкт-Петербурге успели построить пять Зимних дворцов, включая нынешний вариант. Первый дворец был построен в 1712 году, второй — в 1720 году, третий — в 1735 году, предпоследний четвертый — в 1755 году. Последний Зимний дворец с момента постройки и до 1904 года использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. После революции 1917 года во дворце заседало Временное правительство. С 1920 года здание стало использоваться в качестве музея.

Здание дворца имеет форму каре из 4 флигелей, которые располагаются вокруг Большого двора, а своими фасадами смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь.

Пышный и великолепный облик Зимнего дворца должен был продемонстрировать статус нового города на Неве как столицы Российской империи. Это было достигнуто установкой особых двухуровневых колонн на фасадах здания, а также с помощью скульптур и ваз, расположенных над карнизом по всему периметру дворца.

Над внутренней отделкой залов Б. Ф. Растрелли не успел лично закончить работу, так как был отстранен Екатериной II, интерьеры дворца заканчивали Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Самые известные помещения дворца — это Иорданская галерея, Иорданская лестница, Фельдмаршальский зал, Петровский (Малый тронный) зал, Гербовый зал, Военная галерея 1812 года, Георгиевский (Большой тронный) зал, Большая церковь, Пикетный (Новый) зал, Александровский зал, Октябрьская лестница, Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Синяя спальня, Аванзал, Большой (Николаевский) аванзал, Концертный зал, Малахитовая гостиная, Малая (Белая) столовая.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, продолжавшийся целых 3 дня, а восстановление здание после которого потребовало около 2 лет.

В 1844 году император Николай I подписал указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше Зимнего дворца. Запрет действовал вплоть до 1905 года.

Во время Первой Мировой войны, в 1915 году, во дворце размещался военный госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.

Штурм Зимнего дворца, а точнее его окружение и арест членов Временного правительства, стал основным событием октябрьского переворота 1917 года, приведшего к власти большевиков.

В период Великой Отечественной войны в подвалах дворца были оборудованы 12 бомбоубежищ, рассчитанных на 2000 человек. За годы войны в здание дворца попали 17 артиллерийских снарядов и 2 авиационные бомбы. Но уже в ноябре 1944 года Зимний дворец был частично открыт для посещения, хотя его полное восстановление заняло несколько лет.

Интерьеры дворца часто используются для съемок художественных фильмов, а также моделируются в мультипликационных лентах и компьютерных играх.

Во дворце живет почти 50 котов, ведущих свою родословную от голландского кота Петра I. Их основная роль — охрана Зимнего дворца от мышей. Существует даже специальный фонд друзей котов Эрмитажа, а сотрудники музея устраивают для них специальные праздники.

Трехэтажное здание Зимнего дворца имеет в своем составе 1084 комнаты, 1945 окон и 117 лестниц. Длина фасада со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота дворца — 23,5 метра, общая площадь — 46516 квадратных метров.

Зимний дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России и в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра города.

Туристу на заметку:

Посещение Зимнего дворца будет интересно туристам, интересующимся архитектурой второй половины XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившегося во дворце, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль

В 1754 году на левом берегу Невы возле Адмиралтейства по проекту Ф. Б. Растрелли началось строительство Зимнего дворца, который и сейчас является важнейшим сооружением и в панораме Невы, и в ансамбле главной в городе Дворцовой площади, современный облик которой сложился к середине XIX века.
Зимний дворец принадлежит к числу выдающихся памятников барокко. По словам зодчего, он сооружал его «для единой славы всероссийской».
Новое здание заменило дворцовый комплекс, в перестройке которого Растрелли тоже принимал участие. Создавая новый дворец, архитектор прежде всего исходил из того, что здание должно было стать доминантой центрального района столицы.
В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, впервые примененная при строительстве Строгановского дворца. Четыре огромных угловых массивных объема, в которых размещались главные помещения (Тронный зал, театр, парадная лестница и церковь), соединяются корпусами-галереями (с анфиладой парадных залов во втором этаже), образуя в центре крестообразной формы парадный двор.
Фасады здания членятся на два горизонтальных пояса. Нижний состоит из цокольного и первого этажей, объединенных колоннами ионического ордера, над которыми помещается ярус колонн более пышного композитного ордера, чем подчеркивается большая значимость двух верхних этажей. Ритм колонн все время меняется: они то собираются пучками на углах, то равномерно членят стены, то в разном сочетании группируются, подчеркивая средние части ризалитов. Установленные на балюстраде крыши декоративные вазы и статуи усложняют силуэт здания. Первоначально они были выполнены из пудостского камня русскими мастерами. Существующие сейчас пустотелые статуи из штампованной меди изготовлены в 1892 году по моделям М. П. Попова.
Важную роль в декоративном оформлении фасадов играют прихотливо изгибающиеся карнизы и разнообразные по форме наличники окон, которых во дворце около двух тысяч. Многочисленны варианты наличников, украшенных львиными масками, головами ангелов, причудливыми завитками, фронтончиками разного рисунка. Так как часть лепных работ производилась вручную, мастера-лепщики вносили что-то свое в трактовку каждого образца. Поэтому едва ли можно было найти два одинаковых оконных обрамления. Впечатление праздничности, создаваемое архитектурой величественного дворца, усиливается интенсивной окраской участков стен, свободных от декора, яркой белизной колонн и позолотой некоторых лепных деталей.
Понимая, что Зимний дворец, занимавший колоссальный участок, будет хорошо обозрим со всех сторон и с разных расстояний, Растрелли проектировал каждый его фасад с учетом конкретного окружения. Северному фасаду, обращенному к Неве, придан спокойный, торжественный характер. Как и у стоявших когда-то рядом построек петровского времени, у дворца здесь нет сильных выступов. Издали он напоминает двухъярусную колоннаду. Равный ему по протяженности южный фасад, отделявшийся раньше от городской застройки обширным зеленым лугом, наоборот, сильно расчленен. В нем динамика пластических форм нарастает к центру, выделенному широким, богато декорированным ризалитом с тремя арками парадного въезда. Два боковых ризалита уступают ему по величине и не так сильно выдвинуты вперед. Западный и восточный фасады близки по композиции: они фланкированы мощными выступами - между ними размещались подъезды.
Как указывалось, парадный въезд во дворец был со стороны огромного луга. Проехав под арками, миновав парадный двор, именитые особы попадали под высокие своды той части дворца, которая обращена к Неве, и направлялись к роскошной Иорданской лестнице. Она и сейчас находится в северо-восточном корпусе. Ее торжественные марши вели к главной северной анфиладе, состоявшей из пяти просторных помещений, так называемых антикамер, из которых попадали в Большой тронный зал, находившийся в северо-западном ризалите.
В южном направлении от парадной лестницы протянулась другая цепь парадных залов - Большая анфилада, к которой с юго-востока примыкает церковь. Отделка ее, сохранившаяся до наших дней, мало чем отличалась от декора других залов дворца. Великолепный плафон был написан художником Ф. Фонтебассо, который создал и плафон парадной лестницы. Виртуозно исполненный, лепной, изящного рисунка легкий растительный орнамент, покрытый позолотой, украшает стены. В прошлом только наличие иконостаса указывало на назначение помещения.
Кроме парадных залов, на втором этаже находились жилые покои. Первый этаж был отведен под хозяйственные и служебные помещения. Большую часть верхнего этажа занимали квартиры придворных.
Строительство огромного дворца стоило дорого, требовало колоссального количества материалов и огромного числа мастеров самых разных специальностей, а следовательно, быстро двигаться не могло. К 1762 году, когда владелицей дворца стала Екатерина II, фасадные работы были окончены, но большинство помещений отделки не имело. Императрица отстранила Растрелли от руководства работами, так как творческая манера архитектора не отвечала новым вкусам. К отделке интерьеров были привлечены архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди, работавшие в стиле, получившем название классицизм. В 1780-1790-е годы многие помещения, находившиеся в северной и западной частях дворца, были оформлены по проектам И. Е. Старова и Д. Кваренги. Некоторые части здания подверглись перепланировке. На месте тронного зала и театра Старое создал жилые покои, расположенные вокруг световых двориков. Кваренги оформил Невскую анфиладу, объединив три средние антикамеры в огромный зал, перспективу которого организовывали своим ритмом два симметричных ряда колонн. Антикамера, первоначально примыкавшая к тронному залу, была превращена в Концертный зал.
Кваренги был создан новый, грандиозный Тронный зал, для чего к центру восточного фасада дворца пристроили специальный корпус. В оформлении этого зала, названного Георгиевским, широко использовались цветной мрамор и золоченая бронза.
К работам во дворце привлекались и крупнейшие архитекторы первой половины XIX века. В 1826 году по проекту К. И. Росси около Тронного зала построили Военную галерею, которая стала своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. Многочисленные портреты участников войны, украшающие ее стены, написаны английским художником Д. Доу. Эта же тема нашла отражение и в отделке Александровского зала, осуществленной по чертежам А. П. Брюллова в 1839 году.
О. Монферран занимался перестройками в восточном корпусе дворца, где оформил Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы.
17 декабря 1837 года в Зимнем дворце возник пожар, в результате которого от творения Растрелли остались одни обгоревшие стены. Правда, произведения искусства, украшавшие помещения, мебель и другое ценное имущество удалось спасти.
Восстановить дворец смогли в очень короткий срок - всего за два года. Работы шли днем и ночью. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А. П. Брюллов. Некоторые интерьеры, как, например, парадная Иорданская лестница, Концертный зал, церковь, были возобновлены, а иные получили новое оформление, которое позднее частично заменили.
Во второй половине XIX - начале XX века были переделаны некоторые покои в соответствии с вкусами менявшихся владельцев. Именно в этот период стилистическое единство интерьеров разбивается появлением помещений, отделанных в приемах разных архитектурных стилей. Проектов, отличавшихся широтой замысла, строгостью, величием и яркой индивидуальностью больше не создавалось; возникают композиции, перегруженные измельченными деталями. Таковы, например, сохранившиеся интерьеры на половине императрицы Марии Александровны, выполненные по чертежам Г. А. Боссе (Красный будуар), В. А. Шрейбера (Золотая гостиная), или библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский).
В это же время изменения вносятся и во внешний облик дворца. Сильно исказились пропорции западного фасада из-за поднятия грунта более чем на метр для устройства сада. В 1901 году вокруг него создали по чертежам Р. Ф. Мельцера ограду. На высоком цоколе из полированного красного гранита были укреплены тяжелые чугунные звенья. Ранее по шаблонам этого же архитектора были изготовлены перегруженные орнаментом решетки для въездных арок и к пандусам подъездов.
В 1900-е годы интерес владельцев ко дворцу угас. Напуганный быстрым ростом революционного движения, Николай II в 1904 году покинул столичную резиденцию и поселился в Александровском дворце Царского Села. С этого времени Зимний дворец становится только местом официальных приемов и церемонии. Опасения Романовых были не напрасными Чаша народного терпения переполнилась. Количество забастовок и демонстраций в столице росло с каждым днем. Царское правительство жестоко расправлялось с их участниками. 9 января 1905 года у стен дворца была расстреляна мирная демонстрация рабочих. После Февральской буржуазной революции в Зимнем дворце разместилось Временное правительство. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года отряды революционных моряков, солдат и питерских рабочих, руководимые партией большевиков во главе с В. И. Лениным, штурмом взяли Зимний.
Ныне Зимний дворец - это важнейшая часть всемирно известного музейного комплекса Государственного Эрмитажа.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Освоение территории восточнее Адмиралтейства началось одновременно с возникновением верфи. В 1705 году на берегу Невы возвели дом для «Великого Адмиралтейца» - Федора Матвеевича Апраксина. К 1711 году место нынешнего дворца занимали особняки знати, причастной к флоту (строиться здесь могли только морские чиновники).

Первый деревянный Зимний дом «голландской архитектуры» по «образцовому проекту» Трезини под черепичной крышей был построен в 1711 году для царя, как для корабельных дел мастера Петра Алексеева. Перед его фасадом в 1718 году прорыли канал, впоследствии ставший Зимней канавкой. Петр называл его «своей конторой». Специально к свадьбе Петра и Екатерины Алексеевны дворец из деревянного был перестроен в скромно декорированный двухэтажный каменный дом с черепичной кровлей, который имел спуск к Неве. По мнению некоторых историков, свадебный пир состоялся в большом зале этого первого Зимнего дворца.

Второй Зимний дворец был сооружен в 1721 году по проекту Маттарнови. Главным фасадом он выходил уже на Неву. В нем Петр прожил свои последние годы.

Третий Зимний дворец появился в результате перестройки и расширения этого дворца по проекту Трезини. Части его позднее вошли в объем Эрмитажного театра, созданного Кваренги. В ходе реставрационных работ были обнаружены фрагменты петровского дворца внутри театра: парадный двор, лестница, сени, комнаты. Теперь здесь по существу экспозиция Эрмитажа «Зимний дворец Петра первого».

В 1733-1735 годах по проекту Бартоломео Растрелли на месте бывшего дворца Федора Апраксина, выкупленного для императрицы, был построен четвертый Зимний дворец - дворец Анны Иоанновны. Растрелли использовал стены роскошных палат Апраксина, возведенных ещё в петровские времена архитектором Леблоном.

Четвертый Зимний дворец стоял примерно там же, где мы видим нынешний, и был гораздо наряднее предыдущих дворцов.

Пятый Зимний дворец для временного пребывания Елизаветы Петровны и ее двора вновь строил Бартоломео Франческо Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Это было огромное деревянное здание от Мойки до Малой Морской и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. От него давно не осталось и следа. Многие исследователи истории создания нынешнего Зимнего о нем даже не вспоминают, считая пятым - современный Зимний дворец.

Нынешний Зимний дворец – шестой по счету. Строился он с 1754 по 1762 год по проекту Бартоломео Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны и является ярким образцом пышного барокко. Вот только пожить во дворце Елизавета не успела - умерла, так что первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца стала Екатерина вторая.

В 1837 году Зимний сгорел - пожар начался в Фельдмаршальском зале и продолжался целых три дня, все это время служители дворца выносили из него произведения искусства, украшавшие царскую резиденцию, вокруг Александровской колонны выросла огромная гора из статуй, картин, драгоценных безделушек... Говорят, что ничего не пропало...

Зимний дворец был восстановлен после пожара 1837 года без каких-либо серьезных внешних изменений, к 1839 году работы были закончены, ими руководили два архитектора: Александр Брюллов (брат великого Карла) и Василий Стасов (автор Спасо-Перображенского и Троице-Измайловского соборов). Было только уменьшено количество скульптур по периметру его крыши.

На протяжении столетий время от времени менялся цвет фасадов Зимнего дворца. Первоначально стены были окрашены «песчаной краской с самой тонкой прожелтью», декор – белой известью. Перед первой мировой войной дворец приобрел неожиданный красно-кирпичный цвет, придавший дворцу мрачный вид. Контрастное сочетание зеленых стен, белых колонн, капителей и лепнины декора появилось в 1946 году.

Внешний вид Зимнего дворца

Растрелли сооружал не просто царскую резиденцию, - дворец строился «для одной славы всероссийской», как было сказано в указе императрицы Елизаветы Петровны Правительствующему сенату. От европейских зданий стиля барокко дворец отличают яркость, жизнерадостность образного строя, праздничная торжественная приподнятость Его более чем 20-метровую высоту подчеркивают двухярусные колонны. Вертикальное членение дворца продолжают статуи и вазы, уводящие взгляд в небо. Высота зимнего дворца стала строительным эталоном, возведенным в принцип петербургского градостроения. Выше Зимнего здания в старом городе строить не разрешалось.
Дворец представляет собой гигантский четырехугольник с большим внутренним двором. Фасады дворца различные по композиции образуют как бы складки огромной ленты. Ступенчатый карниз, повторяющий все выступы здания, протянулся почти на два километра. Отсутствие резко выдвинутых частей по северному фасаду, со стороны Невы (здесь всего три членения), усиливает впечатление протяженности здания вдоль набережной; два крыла с западной стороны обращены к Адмиралтейству. Главный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений, он наиболее парадный. В средней, выступающей, части располагается тройная аркада въездных ворот, украшенных великолепной ажурной решеткой. За линию главного фасада выступают юго-восточный и юго-западный ризалиты. Исторически сложилось так, то именно в них находились жилые покои императоров и императриц.

Планировка Зимнего дворца

Бартоломео Растрелли уже имел опыт строительства царских дворцов в Царском Селе и Петергофе. В схему Зимнего дворца он заложил стандартный планировочный вариант, ранее им опробованный. Подвал дворца использовался, как жилье для слуг или складские помещения. На первом этаже размещались служебные и хозяйственные помещения. Во втором этаже размещались торжественные парадные залы и личные апартаменты императорской семьи.На третьем селили фрейлин, врачей и ближних слуг. Эта планировка предполагала преимущественно горизонтальные связи между различными помещениями дворца, что нашло отражение в бесконечных коридорах Зимнего.
Северный фасад отличается тем, что в нем располагаются три громадных парадных зала. Невская анфилада включала: Малый зал, Большой (Николаевский зал) и Концертный зал. Большая анфилада разворачивалась по оси Парадной лестницы, идя перпендикулярно Невской анфиладе. Она включала в себя Фельдмаршальский зал, Петровский зал, Гербовый (Белый)зал Пикетный (Новый) зал. Особое место в череде залов занимали мемориальная Военная галерея 1812 года, торжественный Георгиевский и Аполлонов залы. В число парадных залов входили Помпейская галерея и Зимний сад. Маршрут прохождения царской семьи через анфиладу парадных залов имел глубинный смысл. Отработанный до мелочей сценарий Больших выходов служил не только демонстрацией всего блеска самодержавной власти, но и обращением к прошлому и настоящему российской истории.
Как в любом другом дворце императорской семьи, в Зимнем была церковь, вернее - две церкви: Большая и Малая. По замыслу Бартоломео Растрелли, Большая церковь должна была служить императрице Елизавете Петровне и её «большому двору», Малая же - «молодому двору» - двору наследника-цесаревича Петра Федоровича и его супруги Екатерины Алексеевны.

Интерьеры Зимнего дворца

Если экстерьер дворца выполнен в стиле позднего русского барокко. То интерьеры в основном выполнены в стиле раннего классицизма. Один из немногих интерьеров дворца, сохранивший первоначальную отделку в стиле барокко – парадная Иорданская лестница. Она занимает огромное пространство почти 20-метровой высоты и кажется еще выше за счет росписи плафона. Отражаясь в зеркалах, реальное пространство кажется еще больше. Созданная Бартоломео Растрелли лестница после пожара 1837 года была восстановлена Василием Стасовым, сохранившим общий замысел Растрелли. Декор лестницы бесконечно разнообразен – зеркала, статуи причудливая позолоченная лепнина, варьирующая мотив стилизованной раковины. Формы барочного декора стали сдержаннее после замены деревянных колонн, облицованных розовым стюком (искусственным мрамором) на монолитные гранитные колонны.

Из трех залов Невской анфилады наиболее сдержан по отделке Аванзал. Основной декор сосредоточен в верхней части зала – это аллегорические композиции, исполненные в монохромной технике (гризайль) на позолоченном фоне. С 1958 года в центре Аванзала установлена малахитовая ротонда (сначала она находилась в Таврическом дворце, затем в Александро-Невской лавре).

Более торжественно оформлен самый большой зал Невской анфилады – Николаевский. Это один из самых больших залов Зимнего дворца, его площадь - 1103 м кв. Парадность ему придают трехчетвертные колонны пышного коринфского ордера, роспись каймы плафона и огромные люстры. Зал выдержан в белом цвете.

Концертный зал, предназначенный в конце XVIII века для придворных концертов, имеет более насыщенный скульптурный и живописный декор, чем два предыдущие зала. Зал украшают статуи муз, установленные во втором ярусе стен над колоннами. Этот зал завершал анфиладу и первоначально был задуман Растрелли как преддверие к тронному залу. В середине XX века в зале установили серебряную гробницу Александра Невского (переданную в Эрмитаж после революции) весом около 1500 кг, созданную на Монетном дворе Санкт-Петербурга в 1747–1752 гг. для Александро-Невской лавры, в которой и по сей день хранятся мощи Святого князя Александра Невского.
Большую анфиладу начинает Фельдмаршальский зал, предназначенный для размещения портретов фельдмаршалов; он должен был дать представление о политической и военной истории России. Его интерьер создан, так же как и соседнего с ним Петровского (или Малого тронного) зала, архитектором Огюстом Монфераном в 1833 г. и восстановлен после пожара 1837 г. Василием Стасовым. Главное назначение Петровского зала мемориальное – он посвящен памяти Петра Великого, поэтому его отделка отличается особой пышностью. В золоченом декоре фриза, в росписи сводов – гербы Российской империи, короны, венки славы. В огромной нише с закругленным сводом помещена картина, изображающая Петра I, ведомого богиней Минервой к победам; в верхней части боковых стен размещены картины со сценами важнейших битв Северной войны - при Лесной и под Полтавой. В декоративных мотивах, украшающих зал, бесконечно повторяется вензель из двух латинских букв «P», обозначающих имя Петра I, - «Petrus Primus»

Гербовый зал украшен щитками с гербами русских губерний XIX в., расположенными на огромных люстрах, освещающих его. Это образец позднеклассического стиля. Портики на торцовых стенах скрадывают огромность зала, сплошное золочение колонн подчеркивает его парадность. Четыре скульптурные группы воинов Древней Руси напоминают о героических традициях защитников отечества и предваряют следующую за ним Галерею 1812 года.
Самое совершенное творение Стасова в Зимнем дворце - Георгиевский (Большой тронный) зал. Созданный на том же месте зал Кваренги погиб в пожаре 1837 г. Стасов, сохранив архитектурный замысел Кваренги, создал совершенно иной художественный образ. Стены облицованы каррарским мрамором, из него же высечены колонны. Декор потолка и колонн выполнен из золоченой бронзы. Орнамент потолка повторяется в паркете, набранном из 16 ценных пород дерева. Отсутствуют в рисунке пола только Двуглавый орел и святой Георгий – негоже наступать на гербовые знаки великой империи. Трон из золоченого серебра восстановлен на прежнем месте в 2000 г. архитекторами и реставраторами Эрмитажа. Над тронным местом находится мраморный барельеф со святым Георгием, поражающим дракона, работы итальянского скульптора Франческо дель Неро.

Хозяева Зимнего дворца

Заказчицей строительства была дочь Петра Великого, императрица Елизавета Петровна, она торопила Растрелли с постройкой дворца, поэтому работы велись бешеными темпами. Спешно отделывались личные покои императрицы (две опочивальни и кабинет), покои цесаревича Павла Петровича и некоторые примыкающие к покоям помещения: Церковь, Оперный дом и Светлая галерея. Но пожить во дворце императрица не успела. Она скончалась в декабре 1761 года. Первым хозяином Зимнего дворца стал племянник императрицы (сын её старшей сестры Анны) Петр III Федорович. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию к Пасхе 1762 года. Петр III немедленно затеял переделки в юго-западном ризалите. В число покоев вошли кабинет и библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу царскосельского. Для своей жены он определил покои в юго-западном ризалите, окна которого выходили на промышленную зону Адмиралтейства.

Император прожил во дворце только до июня 1762 года, после чего, сам того не предполагая, навсегда покинул его, переехав в свой любимый Ораниенбаум, где в конце июля подписал отречение, вскоре после чего был убит в Ропшинском дворце.

Начался «блестящий век» Екатерины II, ставшей первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца, а юго-восточный ризалит, выходивший на Миллионную улицу и Дворцовую площадь, стал первой из «зон проживания» хозяев дворца. Екатерина II после переворота в основном продолжала жить в деревянном елизаветинском дворце, а в августе уехала в Москву для коронации. Строительные работы в Зимнем не прекратились, но вели их уже другие архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Антонио Ринальди, Юрий Фельтен. Растрелли сначала отправили в отпуск, а потом и в отставку. Вернулась Екатерина из Москвы в начале 1863 года и перенесла свои покои в юго-западный ризалит, показывая переемственность от Елизаветы Петровны к Петру III и к ней - новой императрице. Все работы в западном крыле свернули. На месте покоев Петра III при личном участии императрицы был выстроен комплекс личных покоев Екатерины. В него вошли: Аудиенц-камера, которая заменяла Тронную залу; Столовая с двумя окнами; Уборная; две Повседневные спальни; Будуар; Кабинет и Библиотека. Все помещения были выдержаны в стиле раннего классицизма. Позднее Екатерина приказала переделать одну из повседневных спален в Бриллиантовую комнату или Алмазный покой, где хранилось драгоценное имущество и императорские регалии: корона, скипетр, держава. Регалии находились в центре комнаты на столе под хрустальным колпаком. По мере приобретения новых ювелирных изделий появлялись застекленные ящики, крепящиеся к стенам.
Императрица прожила в Зимнем дворце 34 года и ее покои расширялись и перестраивались не раз.

Павел I прожил в Зимнем дворце детство и юность, а получив в подарок от матери Гатчину в середине 1780-х выехал из него и вернулся в ноябре 1796 года, став императором. Во дворце Павел прожил четыре года в переделанных покоях Екатерины. Вместе с ним переехала его большая семья, поселившаяся в своих комнатах в западной части дворца. После воцарения он сразу начал строительство Михайловского замка, не скрывая своих планов буквально «ободрать» интерьеры Зимнего дворца, использовав все ценное для украшения Михайловского замка.

После гибели Павла в марте 1801 года император Александр I сразу же вернулся в Зимний дворец. Дворцу вернулся статус главной имперской резиденции. Но он не стал занимать покои юго-восточного ризалита, вернулся в свои комнаты, находящиеся вдоль западного фасада Зимнего дворца, с окнами на Адмиралтейство. Помещения второго этажа юго-западного ризалита навсегда утратили значение внутренних покоев главы государства. Ремонтировать покои Павла I начали в 1818 году, накануне приезда в Россию короля Прусси Фридриха Вильгельма III, назначив ответственным за выполнение работ «коллежского советника Карла Росси» . По его рисункам выполнены все дизайнерские работы. С этого времени комнаты в этой части Зимнего дворца стали официально именовать «прусско-королевскими комнатами», а позднее - Второй запасной половиной Зимнего дворца. Она отделена от Первой половины Александровским залом, в плане эта половина состояла из двух перпендикулярных анфилад, выходящих окнами на Дворцовую площадь и Миллионную улицу, которые по-разному соединялись с комнатами, выходящими во двор. Было время, когда в этих комнатах жили сыновья Александра II. Сначала Николай Александрович (которому так и не суждено было стать русским императором) , а с 1863 года и его младшие братья Александр (будущий император Александр III) и Владимир. Они съехали из помещений Зимнего дворца в конце 1860-х, начав свою самостоятельную жизнь. В начале ХХ века в комнатах Второй запасной половины селили сановников «первого уровня», спасая их от бомб террористов. С начала весны 1905 года там жил генерал-губернатор Санкт-Петербурга Трепов. Затем осенью 1905 года в этих помещениях поселили премьер-министра Столыпина с семьей.

Помещения на втором этаже вдоль южного фасада, окна которых расположены справа и слева от главных ворот, еще Павел I отвел своей супруге Марии Федоровне в 1797 году. Умная, честолюбивая и волевая жена Павла в период своего вдовства сумела сформировать структуру, которая именовалась «ведомство императрицы Марии Федоровны». Оно занималось призрением, образованием, оказанием медицинской помощи представителям различных сословий. В 1827 году в покоях сделали ремонт, закончившийся в марте, а в ноябре этого же года она умерла. Её третий сын император Николай I принял решение о консервации ее покоев. Позднее там сформировалась Первая запасная половина, состоящая из двух параллельных анфилад. Это была самая большая из дворцовых половин, простиравшаяся по второму этажу от Белого до Александровского зала. В 1839 году там поселились временные жильцы: старшая дочь Николая I великая княгиня Мария Николаевна и ее муж, герцог Лейхтенбергский. Они прожили там почти пять лет, до завершения строительства Мариинского дворца в 1844 году. После смерти императрицы Марии Александровны и императора Александра II их комнаты вошли в состав Первой запасной половины.

На первом этаже южного фасада между подъездом императрицы и до главных ворот, ведущих в Большой двор, окнами на Дворцовую площадь шли помещения Дежурных дворцовых гренадер (2 окна), Свечной должности(2 окна) и отделение Военно-походной Канцелярии императора (3 окна). Далее шли помещения «Гоф-фурьерской и Камер-фурьерской должности». Эти помещения заканчивались у Комендантского подъезда, справа от которого начинались окна квартиры коменданта Зимнего дворца.

Весь третий этаж южного фасада, вдоль длинного фрейлинского коридора, занимали квартиры фрейлин. Так как эти квартиры являлись служебной жилой площадью, то по воле хозяйственников или самого императора фрейлин могли перемещать из одного помещения в другое. Некоторые из фрейлин быстро выходя замуж, навсегда покидали Зимний дворец; другие встречали там не только старость, но и смерть...

Юго-западный ризалит при Екатерине II занимал дворцовый театр. Его снесли в середине 1780-х гг., чтобы разместить там комнаты для многочисленных внуков императрицы. Внутри ризалита устроили маленький замкнутый дворик. В комнатах юго-западного ризалита поселили дочерей будущего императора Павла I. В 1816 году великая княгиня Анна Павловна вышла замуж за принца Вильгельма Оранского и уехала из России. Ее покои переделали под руководством Карло Росси для великого князя Николая Павловича и его молодой жены Александры Федоровны. Супруги прожили в этих комнатах 10 лет. После того как великий князь стал в 1825 году императором Николаем I супруги переехали в 1826 г. в северо-западный ризалит. А после женитьбы наследника-цесаревича Алесандра Николаевича на принцессе Гессенской (будущей императрице Марии Александровне) они заняли помещения второго этажа юго-западного ризалита. Со временем эти комнаты стали именоваться «Половиной императрицы Марии Александровны»

Фотографии Зимнего Дворца