Главная · Болезни уха · Арт-терапия: Что и как лечат красками и любовными романами. Арт-терапия: лечимся рисованием

Арт-терапия: Что и как лечат красками и любовными романами. Арт-терапия: лечимся рисованием

Терапия творческим самовыражением (арт-терапия, искусство-терапия) сейчас очень популярна (и заслуженно!), потому что она невероятно и очевидно — быстра, эффективна, полезна в деле коррекции текущего психологического состояния без медикаментов и даже без талантливых психотерапевтов.

Работает терапия рисунком (а об этом пойдёт речь) и как мгновенная диагностика состояния и как лекарство, корректирующее это состояние до нормы, медленно, но верно.

То есть, было «Плохо» - нарисовали вы это своё «Плохо», выплеснули это «Плохо» на бумагу в виде каракулей и цвета, и после этого обязательно стало чуть-чуть «Лучше». Даже так: сначала стало «Понятно что», а потом вот из-за этого «понятно что» сразу стало «Лучше».

А если делать так регулярно, то может стать и вовсе «Хорошо».

Кто придумал арт-терапию, терапию рисунком

Знаете такой магазин - Икеа? Нравится его стиль? Правильно, этот стиль сейчас в моде и он называется Nordic design.

А вообще-то, если быть справедливым, то этот стиль никакой не «нордик», его просто шведы реанимировали в наши дни, вырастили на своей почве заново, добавив своих народных фольклорных деталей. Придумали этот стиль немецкие и австрийские художники из знаменитой (на весь дизайнерский мир) группы «Баухаус».

Они начались в 1919 году и кончились в 1933... Их разогнали, Гитлер разогнал. И идеи Баухауса наполнили весь мир, чего Гитлер никак не ожидал. Баухаус объединил искусство, дизайн и ремесло и внушил людям идею о том, что настоящий стильный человек должен уметь работать на гончарном круге, ткасть, прясть и сколачивать сам себе мебель из дерева. Он должен жить в просторном, освобождённом от лишней мебели светлом помещении, которое будет «дышать» и радовать.

Фридл Дикер-Брандейс – это немецкая художница, которая выросла в группе Баухаус. Её судьбой высшие силы распорядились по-другому. Она не стала родоначальницей «стиля» где-нибудь в США или Норвегии. Нет, она просто изобрела арт-терапию, потому что коротала вместе с маленькими детьми из концлагеря дни в ожидании газовой камеры. Те педагоги, кого не отправили в газовую камеру, выжили и стали распространять её принципы работы с трудными детьми в трудной ситуации на всю психотерапию.

А те дети, которые выжили, говорили, что выжили только благодаря тем урокам рисования и лепки, которые проводила с ними Фридл Дикер-Брандейс.

Арт-терапия: правильная и неправильная

Фридл и её детям было не до смеха. Разрисоваться многим было очень трудно. И поэтому Фридл придумала такую методику: чтобы зажатые дети могли разрисоваться, она давала смешное задание. Например, нарисовать какую-нибудь глупую шутку или глупую фразу:

«Старый дед упал на паркет»

Люди рисуют и отвечают себе на вопросы: какой дед? Почему упал? Почему на паркет?

Как вы знаете, негативный компонент в арт-терапии – целителен, его не нужно бояться.

Как только он будет «вырисован», он уйдёт из души и из пальцев...

Психотерапевт и художник Виктория Ломаско, работающая волонтёром в детской колонии, рассказывает, что работает по принципам Фридл Дикер-Брандейс.

Она всегда даёт в качестве задания абсолютно несерьёзные темы, даже глупые.

В классе царит веселье, дети раскрепощаются, начинается процесс арт-терапии, ничем не зажатый.

Однажды на занятие по арт-терапии пришли воспитательницы и надзирательницы. Они тоже решили дать девочкам задание для свободного рисования. Задания же были такие, внимание:

    Вы освободились из колонии и стали хорошей матерью,

    нашли хорошего мужа,

    нашли хорошую работу.

Волонтёр и художница Виктория Ломаско говорит -смех сразу закончился, процесс творчества был убит. Хорошо, что воспитательницы быстро потеряли интерес к урокам терапии живописью.

Елена Назаренко

Что вы знаете о рисовании? Рисование – это великолепное умение. При помощи всего одного инструмента, карандаша, можно нарисовать свои идеи, свои эмоции. Если взять больше художественных материалов, добавить красок – можно нарисовать целый мир! А еще, рисованием можно лечиться, избавляться от стресса, негативных эмоций – такой метод лечения называется арт-терапия.

Арт-терапия

Как метод лечения, арт-терапия известна давно, но сначала применялась к больным с более серьезными расстройствами нервной системы. Теперь же, большинство медиков признают ее эффективность в лечении и диагностике легких расстройств нервной системы. Она применяется даже для лечения разнообразных зависимостей (алкогольной, игровой, наркотической). Но наиболее эффективна данная терапия в борьбе со стрессом, которого не избежать в нашей повседневной жизни.

Арт-терапия: рисование

На самом деле, существует множество направлений в арт-терапии. Наиболее популярный из них – рисование. И совершенно не важно, умеете вы рисовать или нет. Главное – не готовый рисунок, а процесс рисования. Создавая свой шедевр, вы расслабляетесь, отдыхаете, максимально выплескивая весь негатив на бумагу при помощи ярких красок.

Вы устали, хотите успокоиться и расслабиться? Почему бы не взять карандаши и просто порисовать? Вот увидите, занятие рисованием успокоит, расслабит, а сам процесс покажется чрезвычайно интересным. Арт-терапия – замечательный метод релаксации.

Кстати, на сегодняшний день, очень популярны в арт-терапии так называемые раскраски антистресс. Это обычные «разукрашки», состоящие из множества мелких деталей. Разукрашивая, человек отвлекается от переживаний, можно сказать «отключает мозг» от внешних раздражителей. Такие раскраски антистресс вы можете посмотреть и скачать в нашей галерее.

Арт-терапией называется один из методов психотерапии, основанный на применении творческих навыков пациента. Её цель заключается в успокоении, расслаблении человека и достижении им внутренней гармонии. С помощью искусства человек способен выразить свои самые тайные эмоции – злость, страх, обиду, неуверенность.

Выплескивая наружу отрицательные чувства, он «наводит порядок» в своей душе, его внутреннее состояние улучшается. Для проведения арт-терапии не требуются какие-то особые финансовые вложения, не нужны многочасовые беседы с психологом. Человек должен всего лишь делать то, что у него хорошо получается и приносит ему полное расслабление.

Арт-терапия для детей и взрослых

Так что же такое арт терапия? В её основе лежит метод сублимации. Сублимацией называется способность перенаправлять свою энергию с одного объекта на другой для снятия внутреннего напряжения. Дословно «арт-терапия» переводится как «лечение искусством». В каждом человеке есть зачатки творческих способностей, у всех они выражены по-разному. Кто-то неплохо рисует, а кто-то только мечтает научиться этому. Один из несомненных плюсов методики – она применяется по отношению как к взрослым людям, так и к детям. Некоторые люди стесняются выражать свое творческое начало, считая, что время уже потеряно. Дети в этом плане более открыты – они с удовольствием делают то, что им хочется, не задумываясь, как к этому отнесутся окружающие.

Для чего нужно обязательно разбираться со своим внутренним дискомфортом? Невысказанные вслух мысли и опасения, непроработанные страхи ведут к тому, что страдает не только наша психика и душа, но и наше тело. Так появляются психосоматические болезни и невротические расстройства. Выплескивая на бумагу весь негатив, который накопился внутри, человек помогает себе очиститься.

Означает ли это, что метод этой терапии заключается только в рисовании? Вовсе нет. Направлений арт-терапии столько же, сколько существует направлений в искусстве. Основные из них – самостоятельное сочинение кратких произведений в прозе или стихов, танцы, лепка, изготовление кукол и поделок, составление букетов.
Даже простое рисование может выполняться в различных техниках. Самые оригинальные из них – рисование солью, мятой бумагой, мыльными пузырями.

Арттерапию нельзя использовать как лечение от серьёзных психических расстройств и заболеваний, но она поможет «вытащить» наружу скрытые страхи и комплексы и достигнуть гармонии и успокоения.

Показания к применению арт-терапии

Кому нужна арт-методика? Показания к её применению следующие:

  • эмоциональное восстановление после потери близкого человека;
  • фобии, страхи, навязчивые мысли;
  • заниженная самооценка;
  • депрессивные состояния;
  • хронический стресс, неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • расстройства сна;
  • частые конфликты в школе у детей и подростков.

Иными словами, в список показаний входят состояния, которые заставляют человека чувствовать себя неуверенно и психологически плохо.

Противопоказаниями к арт-терапии являются тяжёлые депрессии, нарушения сознания, маниакальные состояния.

Сеансы терапии могут проводится индивидуально, но по желанию пациент может посещать групповые занятия. Некоторые предпочитают приходить на сеансы всей семьёй. Это способствует сближению членов семьи и формированию взаимопонимания между ними. Арт-терапевтические центры существуют при психиатрических клиниках, различных социальных центрах, центрах детского творчества.
Арт терапия в психологии ставит своей целью дать безопасный выход негативным эмоциям и чувствам, проработать подавленные страхи и тревоги, развить самодисциплину, сконцентрировать внимание пациента на чувствах, которые он переживает, поощрить развитие творческих способностей. Когда человек видит плоды своего труда, у него улучшается настроение и повышается самооценка. Кроме того, арт-терапию можно рассматривать как вспомогательную методику при проведении клинической психотерапии.

Методы арт-терапии для детей

Арт терапия для детей воспринимается малышами как весёлая и увлекательная игра. Психотерапевты, работающие с малолетними пациентами, знают, как важно установить контакт с ребенком и вызвать его доверие. В ходе занятий раскрывается творческий потенциал малыша, развиваются те участки мозга, которые отвечают за креативное мышление.

При работе с детьми помимо рисования могут использоваться такие методы:


Также с малышами можно лепить, мастерить самодельных кукол, изготавливать поделки из подручных материалов, заниматься пальчиковым рисованием. Всё это – тоже формы «лечения искусством».

Как быстро можно увидеть результат

Многие люди не понимают, зачем нужно тратить по несколько часов на лепку, рисованию или танцы, если можно прибегнуть к стандартным методам психотерапии – например, к беседе с квалифицированным психотерапевтом.

Дело в том, что арт-терапия позволяет и внутренней зажатости. Очень важно не сравнивать результаты своей работы с другими. Каждый рисунок или танец неповторим, если он выполнен с душой и от чистого сердца.
Одним людям станет легче уже после первых нескольких сеансов, другим потребуется несколько месяцев. Арт-терапия дает шанс открыть себя с новой стороны. Возможно, человек и сам не подозревал о своем таланте к какому-либо виду искусства. Особенно быстро свой творческий потенциал раскрывают маленькие дети.

Кроме того, очень важно то, что во время сеанса человека ничего не отвлекает. Он полностью посвящает себя занятию, отвлекается от насущных проблем и концентрируется на своих ощущениях. Это дает ему возможность остаться со своими чувствами наедине.

Арт-терапия возникла сравнительно недавно, в первой трети двадцатого столетия, а сегодня стремительно и активно методы арт-терапии набирают обороты. Слово «арт» обозначает творчество, так что фактически арт-терапию можно называть терапией с помощью творчества.

Творческая терапия как метод психологической коррекции с успехом применяется для лечения детей, взрослых и стариков и задействует рисование, лепку, плетение, танцы или сочинение в качестве основных приемов.

Что же такое настоящая арт-терапия, и зачем она нужна? Занятия «лечебным творчеством» применяются очень широко и в самых разных случаях достигают положительного эффекта. Широко применяется арт-терапия для подростков, детей, для беременных женщин. Она используется на психологических консультациях, при психотерапевтическом лечении, во время реабилитации после травм – как физических, так и психологического характера.

Методики арт-лечения очень эффективны для снятия стресса, борьбы с депрессией, апатией, фобиями, . Различные техники современной арт-терапии помогают глубже познать себя, улучшить настроение, гармонизировать душевное состояние, успокоить ум и душу.

Для каких бы целей ни применялись те или иные виды современной арт-терапии, она всегда дает результат и, что характерно, не имеет нежелательных побочных эффектов. Огромное отличие арт-техники еще и в том, что для лечения человек не обязан коммуницировать, он проявляет свое «Я» в образах через визуальное искусство, а не через общение. А для очень многих людей в стрессовом состоянии это крайне важно. Такое лечение не вызывает у человека никакого сопротивления, оно всегда добровольно и полностью безопасно.

В арттерапевтических целях могут применяться самые разные виды творчества. Возникающий и все больше растущий интерес к этой методике расширяет ее границы, и если раньше к арт-терапевтическим упражнениям можно было отнести в основном изобразительное искусство, то на сегодняшний день «инструменты» лечебного искусства очень разнообразны. В качестве арт-техник применяются такие виды искусств:

  • Рисование, живопись.
  • Лепка, скульптура.
  • Плетение, мандала.
  • Скрапбукинг, коллажирование.
  • Фотография.
  • Моделирование.
  • Шитье, вязание, рукоделие.
  • Танцевальная терапия.
  • Пение (музыкальная терапия).
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Актерская игра, пантомима.
  • Написание прозы или стихов.
  • Сочинение сказок (сказкотерапия).

Цели арт-техник – это улучшение психологического и эмоционального состояния, самовыражение, снятие напряжений, избавление от страхов, тревожности, агрессии, депрессии, апатии, поднятие жизненного тонуса и настроения. И это действительно работает!

Как это работает

Психология отмечает, что арт-терапевтические упражнения помогают в самых разных случаях, и многие психологи даже рекомендуют ввести эту технику в обязательную программу обучения, применяя повсеместно арт-терапию в школах, поскольку именно для подростков психологические проблемы особенно актуальны.

У техники нет никаких противопоказаний, она проста, приятна и не вызывает сопротивления, как бывает с групповой терапией или другими психологическими методами. Сопротивления попросту не может возникнуть, ведь занятия творчеством всегда приносят массу удовольствия, а занятия по арт-терапии – это настоящая радость для дошкольников и детей школьного возраста!

Работает арт-терапия просто: если говорить кратко, она трансформирует негативную энергию страха, напряжения или других эмоций в творческую энергию. Во-первых, необходимо найти тот вид искусства, который человеку ближе, который не вызовет у него негативных эмоций, страха или смущения. Например, человеку стеснительному и зажатому не следует навязывать пение или актерскую игру, стоит начать с рисования или лепки.

Для подростков с повышенной агрессивностью подходят смешанные техники – рисование успокоит нервы, а игра в любительском театре поможет адаптироваться социально и научит позитивному отношению к окружающим. Выбирать направление должен психолог, однако это можно сделать и самостоятельно, наблюдая за процессом и результатами. За основу в арт-терапии всегда берется вид творчества, с которым несложно справиться, в котором не нужны какие-то особые навыки и которым может заняться абсолютно каждый.

На первом этапе самое важное – начать. Для начала, выбрав технику и направление, следует просто уделить некоторое время занятию, и все. Если это рисование – следует просто взять краски и рисовать, не важно – что и как. Человек «отключается» и рисует цветные линии, пятна, узоры, неясные формы, а не что-то конкретное. В этом процессе ребенок или взрослый расслабляется, его нервная система постепенно нормализуется.

Важно в течение первого этапа просто научиться заниматься творчеством без оценки, без попытки достичь какого-то результата, а наслаждаться самим процессом. Зачастую это самый трудный этап, потому что с детства нас учат, что творчеством могут заниматься лишь одаренные люди, а если ты рисовать не умеешь – так и не берись.

Психология искусства помогает перевернуть взгляд на этот вопрос, и в арт-техниках важен именно процесс, а не результат. Приятный побочный эффект занятий – это повышение самооценки. Человек перестает считать себя неталантливым или бездарным, становится смелее и учится самовыражаться без страха быть непонятым или осужденным.

На следующем этапе начинается работа с внутренними проблемами. Человеку предлагается изобразить то, что его тревожит (страх, проблему), в абстрактной или конкретной форме. Если это, скажем, песочная или глиняная арт-терапия, рисование, живопись – можно визуализировать проблему, вылепив или нарисовав свой страх, изобразив всю ситуацию в красках.

Если это, например, арт-терапия не индивидуальная, а групповая – скажем, актерское мастерство, – то проблему можно разыграть по ролям. Это очень важный этап, к которому следует подходить осторожно. Человек должен как бы увидеть ситуацию со стороны, а не погружаться в нее с головой.

Затем идет завершающий этап – разрешение проблемы. Предположим, во время сеанса детской арт-терапии ребенок нарисовал свой страх – большую собаку, которая на него лает, показывая огромные острые зубы. Теперь ребенку предлагается «победить» собаку, сделать ее нестрашной. Как это сделать – ребенок сам придумывает, но ему можно и помочь.

Можно пририсовать собаке розовые крылышки и придумать, будто она не лает, а поет песенку. Сделать так, чтобы страх обернулся обратной стороной и пугающее стало смешным и забавным. Важно, чтобы борьба со страхом (или другой проблемой) была не агрессивной – нельзя, чтобы ребенок нарисовал, будто он бьет собаку или причиняет ей какой-либо вред, так как этот подход не поможет, а лишь усугубит проблему.

Такие методы арт-терапии в работе с детьми, взрослыми и группами подростков очень эффективны, но могут требовать разного количества времени. Для одной проблемы достаточно нескольких занятий, для другой может потребоваться год и больше.

Психология человека устроена таким образом, что внутренняя проблема может быть решена, но напомнит о себе через какое-то время, так что эти методы могут применяться всегда, просто по желанию человека. Тем более что процесс – приятный, легкий и не требует ничего сложного!

Арт-терапия, применяемая для детей, подростков и взрослых, может быть и просто в виде занятий творчеством. Рисование цветными карандашами и красками прекрасно помогает справиться с состоянием нервного напряжения, стресса и апатии, цветотерапия избавляет от депрессии и страхов, лепка поможет сконцентрироваться, гармонизирует состояние, успокаивает и помогает разобраться в себе. Групповые арт-методики, например игра в театре, танцы, прекрасно подходят для борьбы с социопатией, агрессией, закомплексованностью, неуверенностью в себе.

Важнейшее условие любого направления арт-терапии – это творить, не задумываясь о факторе художественной ценности создаваемого арт-объекта, и сосредоточивать внимание исключительно на процессе, а не на результате.

Сублимация – основной механизм, который и помогает справиться с волнующей ситуацией. Это связано с тем, что во время занятия творчеством человек перенаправляет свою энергию со страха в самовыражение, и наступает терапевтический эффект.

С помощью творческой энергии человек трансформирует страх, тревогу или агрессию в другие качества, меняет свое внутреннее отношение к сути проблемы и меняется сам. Происходит это бессознательно, на глубоком психологическом уровне, но эффект – налицо.

Упражнения

Есть множество прекрасных упражнений из арт-терапии, которые можно выполнять самостоятельно, прямо дома. Вы можете провести небольшое занятие для своего ребенка или заняться ими сами, для своей пользы. Приготовьте все необходимые материалы, постарайтесь создать спокойную, уютную атмосферу, выключите телевизор и музыку, отключите телефон, чтобы никто не помешал вам. И приступайте!

1. Поскольку основная функция арт-терапии – менять внутреннее состояние от плохого к позитивному, улучшать психическое здоровье и гармонизировать внутреннее состояние, то можно прямо сейчас, самостоятельно попробовать простое упражнение, которое поднимает настроение. Это занятие по арт-терапии хорошо для детей и взрослых, оно помогает улучшить настроение и «подружиться» с собой.

Понадобится лист бумаги и инструменты для рисования (только цветные) – карандаши, фломастеры или любые краски. Задание – нарисовать свое собственное настроение, используя фантазию и ассоциации. Это может быть просто набор цветных пятен или линий, может – пейзаж, образ, животное, предмет. Все, что угодно! Любые образы, которые передадут ваше настроение.

После того как рисунок будет готов, задача – сделать настроение таким, как хочется. Можно сделать рисунок ярче, поменять в нем что-либо, дорисовать – одним словом, поменять в лучшую сторону, меняя свое собственное настроение!

2. Еще одно прекрасное упражнение по арт-терапии, связанное с рисованием, – это «автопортрет». Это упражнение поможет разобраться в себе (или в ребенке), увидеть со стороны свое отношение к собственной персоне, а также скорректировать его в более позитивную сторону и увидеть, что нужно поменять, над чем поработать.

Задание очень простое – нарисовать автопортрет, то есть себя самого, лицо или в полный рост. А уже потом, когда рисунок будет готов, поменять и дополнить его – сделать таким, как хочется. Поменять прическу, одежду, выражение лица и цвет волос – все, что угодно. Этот прием в арт-терапии применяется для подростков и взрослых, помогает поднять самооценку, поверить в себя, вдохновляет на работу над собственными несовершенствами.

3. Очень эффективный вид арт-терапии – это сказкотерапия. Сочинение сказки – метод, который может на первый взгляд показаться «валянием дурака», но эффект от этого очень серьезный. Этот вид арт-терапии подходит для пожилых людей, взрослых, детей и подростков, он широко применяется в психологии.

Необходимы ручка и бумага, спокойная обстановка, тишина и уединение. Нужно расслабиться, отпустить все мысли и придумать главного героя. Затем описать его: кто он, как и где живет, о чем мечтает. Придумать ему друзей или семью, а может, он будет одинок. Затем сочинить «завязку», то есть с чего начинаются приключения. Пусть фантазия «несет» вас, не сопротивляйтесь и пишите все, что придет на ум!

Наверняка придумается противник, главный злодей, и помощники, как в любой сказке. За что будет бороться герой или чего искать? Обязательное условие – это хороший финал. После того как сказка будет готова, можно приступать к анализу.

Дело в том, что подсознательно главный герой всегда отражает то, каким мы видим или хотим видеть себя, а все события – сценарий нашей собственной жизни. Подкорректируйте сказку, сделайте образ героя более позитивным, а финал – волшебным. Так вы настроитесь на другой сценарий своей жизни, и сами не заметите, как она начнет меняться наяву!

Приемы арт-терапии для детей просты в применении, а эффекта достичь можно легче и быстрее, потому что детям не кажется, что рисование или сочинение сказок – это ерунда. А вот арт-терапия для людей взрослых иногда может быть встречена с недоверием, ведь нам кажется, что это – безделье, занятие ерундой и пустая трата времени. Важно настроить себя, выделить время для этого занятия и попросту позволить себе немного отдохнуть, уделив внимание своему внутреннему миру.

Волшебный эффект от арт-терапевтических методик заключается в том, что мы сами не замечаем, как меняемся изнутри, а потом результат дает о себе знать! Самые разные направления современной арт-терапии работают эффективно, и процесс трансформации идет, когда мы заняты свободным творчеством, не задумываясь и не замечая этого эффекта.

Работать над собой – это просто, приятно и легко. Уделяйте время творчеству, давайте выход своему вдохновению, находите время для своей души – и вы удивитесь тому, какие потрясающие трансформации будут происходить! Автор: Василина Серова

Текст: Анастасия Пивоварова

Мир постепенно привыкает к тому, что психические расстройства - это серьёзно, и даже в лёгкой форме они нуждаются в коррекции. Лечение при этом может заключаться не только в беседах с психотерапевтом или приёме лекарств. Мозг человека откликается и на воздействие искусством - на этом основаны арт-терапия и библиотерапия. Мы постарались понять, как работает лечение книгами и произведениями искусства, и обсудили воздействие искусства на ментальное здоровье с психотерапевтом Зоей Богдановой.

Лечение творчеством

Влияние искусства на эмоциональное состояние человека заметили, наверное, ещё пещерные люди, начавшие изображать мамонтов на стенах. О том, как живопись или музыка может изменить жизнь (причём не только художника или исполнителя), написано и рассказано многое - и неудивительно, что искусство пытаются специально применять для получения нужного эффекта. Арт-терапию используют и психотерапевты при разных заболеваниях, и психологи. Существуют даже ассоциации арт-терапевтов.

У арт-терапии почти нет научно обоснованных доказательств эффективности, в том числе из-за сложности её изучения: трудно провести сравнительное исследование способов лечения, основанных на индивидуальном подходе. Тем не менее данные наблюдений и их анализ показывают : это работает. Когда человек занимается творчеством , он погружается в процесс и остаётся наедине с собой, фокусируется на настоящем, учится выражать себя и знакомится со своим внутренним миром, выплёскивает эмоции и контролирует их. Лечение искусством охватывает разные сферы, и оно намного шире и интереснее, чем использование раскрасок для снятия стресса.

Психотерапевт Зоя Богданова рассказывает, что арт-терапия включает множество методов, связанных с творчеством. Выражение чувств и эмоций через рисунок или живопись - это изотерапия, причём техника может быть любой, от классической до рисования пальцами и расплёскивания краски. Такой вид арт-терапии - единственный, у которого нет противопоказаний, и его применяют в центрах помощи жертвам насилия или пациентам с онкозаболеваниями.

Скрытые сообщения

В изотерапии не рисуют картины как таковые, главная цель - выразить своё душевное состояние: эмоции, чувства и ощущения. Здесь не нужна идея полотна или талант художника; но важную роль играет, например, цвет используемых красок. Важен посыл, который может расшифровать профессионал. Богданова отмечает, что если человек не понимает, что ему рисовать и как это может помочь, то проблема может заключаться в специалисте - он должен соблюдать методику терапии и обязательно подготавливать пациентов. Терапевт -проводник человека в состояние, когда он готов перенести свой внутренний мир на лист бумаги.

Арт-терапия не такая безобидная штука, как кажется, и в некоторых случаях может усугубить положение дел. Ограничения, например, есть для людей, перенёсших сильный инсульт, для пациентов в тяжёлом реабилитационном периоде, детей с церебральным параличом и людей с биполярным расстройством. Для этих групп пациентов довольно эффективна фототерапия - метод, позволяющий как бы взглянуть на себя со стороны. Человек вместе со специалистом анализирует этапы своей жизни через снимки, разбирая детали, то, как эмоциональное состояние выражалось в определённый момент времени, какие люди его окружали, их позы и взаимоотношения.

К творческим видам терапии искусством относят ещё, например, глинотерапию. Для лепки может использоваться не только обычная, но и полимерная глина или пластилин, а получившаяся «поделка» отражает эмоциональное состояние человека. Бывает песочная терапия, драматерапия, куклотерапия, кинотерапия - и этот список продолжает пополняться.


Книга - лучший терапевт

Библиотерапия - это тоже способ справиться с внутренними проблемами, только уже при помощи книг. Люди, которые любят читать, наверняка сами замечали особенное влияние текста на сознание и даже поведение. Некоторые произведения настолько сильны, что меняют жизнь человека - и речь далеко не только о религиозных или мотивационных книгах, в которых содержатся прямые призывы к действию или указания. Просто порой после чтения мы не можем выбросить из головы новую идею или у нас «открываются глаза» и мы смотрим на вещи с неожиданного ракурса.

Библиотерапия не настолько исследована, как другие методы, у неё точно нет такой доказательной базы , как у когнитивно-поведенческой терапии, или мощной системы и школы, как у психоанализа. Но пользу большого текста для душевного здоровья заметили очень давно: у фараона Рамзеса II библиотека называлась «храмом исцеления души», да и Зигмунд Фрейд, который перевернул представление о терапии психических расстройств, включал работу с книгами в свой метод, а сам термин появился в 1916 году.

Библиотерапия строится на том, что после разговора с пациентом терапевт подбирает книги, которые могут положительно повлиять на состояние: покажут, как справляться с проблемой, напитают нужными эмоциями или позволят отключиться от текущих сложностей. Как правило, за чтением следует анализ и обсуждение - иногда в группах. Выбор книг при этом ограничивается только особенностями личности и диагноза пациента. Например, «Маленькая жизнь» Янагихары на пике депрессии может оказаться слишком тяжёлым выбором.

Научпоп
или худлит

Научно-популярная литература не всегда поднимает настроение и заглушает тревогу, зато может помочь разобраться, что происходит - как, например, издание «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» Дарьи Варламовой и Антона Зайцева. Но чаще всего для восстановления психики всё же используют художественную литературу. Когда пациенты читают о героях, особенно попадающих в сходные с нашими ситуации, они смотрят на проблемы под другим углом. Сопереживание персонажам - это способ выплеснуть эмоции, аналогичный эффекту от изотерапии. Для тех, кому эмоций как раз не хватает (например, это люди в состоянии депрессии, при котором мир кажется серым), текст может стать источником «потерянных» чувств.

В России и раньше в СССР библиотерапия основывалась , конечно, на классике, что сегодня уже неактуально. Мало того, что многие книги из школьной программы сами по себе могут довести до невроза, они ещё и не отражают современных реалий. Возможно поэтому о библиотерапии мы знаем мало, хотя это неплохой способ справиться с тревожностью и депрессией, работающий как дополнение к основной схеме лечения. В любом случае подбирать книги стоит со специалистом, который будет учитывать состояние и особенности пациента.

Книга, которая помогает справиться с внутренними конфликтами и расстройствами, необязательно должна быть особенно глубокой, проблематичной или даже умной. Популярность любовных романов с незатейливым сюжетом как раз и кроется в этой нарочитой простоте с непременным, вопреки всему, хэппи-эндом. Дарья Донцова, детективы которой не ругал, кажется, только ленивый, не зря называет книги «таблетками от депрессии». Писательница, испытавшая на себе опыт серьёзной болезни, фактически говорит о терапевтических эффектах творчества (пусть и чужого). Библиотерапия используется и для детей, которым чтение и подробный разбор сказок помогает разобраться в своих эмоциях.

Как выбрать арт-терапевта

Лечение искусством и литературой - один из самых незатратных, но при этом эффективных способов справиться с некоторых проявлениями расстройств, особенно со стороны настроения. Терапия творчеством помогает разобраться в эмоциях, библиотерапия учит смотреть со стороны на происходящее или отвлекаться от тяжёлых мыслей. Главное, что оба вида всегда можно применять вместе с основным лечением, как фармакологическим, так и «разговорным».

Зоя Богданова советует внимательно относиться к выбору психотерапевта, даже если вы хотите попробовать такой простой на первый взгляд метод, как арт-терапия или чтение книг. Лучше выбирать сертифицированных специалистов, которые получили профессию в аккредитованных заведениях - это может быть вуз или государственные курсы повышения квалификации. Там дают базовые знания по психологическому консультированию и арт-терапии в частности. Как и для других видов терапии, нужно смотреть отзывы клиентов, анализировать практику врача, по возможности поискать рекомендации. Бывает, что у молодого терапевта, несмотря на небольшой опыт, есть знания и желание работать с современными методами - а с той же фототерапией, по словам Богдановой, психотерапевты «старой школы» не занимаются.