Главная · Болезни уха · Что такое лицей в царском селе. Царскосельский лицей

Что такое лицей в царском селе. Царскосельский лицей

В здании бывшего Императорского Царскосельского Лицея, основанного императором Александром I в 1811 году как учебное заведение для детей дворян. Музей-Лицей был открыт в 1949 году к 150-летию великого поэта.

А.С. Пушкин воспитывался в лицее шесть лет - с 1811 по 1817 год и нашел здесь преданных друзей, до конца дней сохранивших верность нерушимому лицейскому братству. Первый выпуск оказался самым блистательным, имена многих его воспитанников вошли в историю России. Вместе с поэтом учились будущие декабристы Пущин и Кюхельбекер, дипломат А. М. Горчаков и поэт А. А. Дельвиг, адмирал, историограф русского флота Ф. Ф. Матюшкин и многие другие.

На основе архивных материалов в музее воссозданы комнаты, где жили и учились лицеисты, - это Большой зал и Газетная комната, Библиотека, где представлены подлинные книги лицейской библиотеки, учебные классы и спальни воспитанников. В экспозиции можно увидеть рисунки и стихи, написанные рукой Пушкина и других учеников, а также памятный знак, который был подарен императором Александром I в связи с открытием учебного заведения.

Надо отметить, что лицеисты были изолированы от своих семей, поскольку считалось, что влияние семьи тормозит развитие воспитанников в надлежащем духе. По этой причине лицеистов не отпускали даже в близлежащий Санкт-Петербург в течение шести лет. День лицеиста начинался в шесть утра с молитвы, и заканчивался в 10 вечера. Занятия чередовались с прогулками. Кроме основных предметов проводились уроки по танцам, фехтованию и рисованию.

Среди 29 выпускников, получивших аттестаты, по успеваемости А.С. Пушкин был 26-м, показав успехи только в российской и французской словесности, а также в фехтовании.

В нижнем этаже здания находились лазарет и канцелярия, а на последнем, четвёртом – спальни, в одной из которых, под номером 14 с окнами в сад, жил А.С. Пушкин. В своем стихотворении поэт называет лицей монастырем, а свою комнату кельей:

В монастыре,
При бледном свеч сиянье,
Один пишу к сестре.
Всё тихо в мрачной келье:
Защёлка на дверях,
Молчанье, враг веселья,
И скука - на часах!

Основной стихией в жизни учебного заведения была литература. Друзья-поэты организовали кружок, главная роль в котором принадлежала Александру Сергеевичу. Это был тот «прекрасный союз», о котором он писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Музей-лицей А.С. Пушкина - режим работы в 2019 г.

Музей-лицей А.С. Пушкина – является частью Всероссийского музея А.С. Пушкина. Находится около Екатерининского дворца, в начале улицы Садовой.

Время работы – с 10:30 до 18:00, касса работает до 17:00. Выходные дни - вторник и последняя пятница месяца

Музей-лицей А.С. Пушкина - стоимость билетов в 2019 г.

  • посещение с экскурсией
    • взрослые - 270 руб.
    • дети до 16 лет и школьники до 18 лет - 120 руб.
    • студенты и пенсионеры - 180 руб.
  • посещение без экскурсии
    • взрослые - 150 руб.
    • дети до 16 лет и школьники до 18 лет - бесплатно.
    • студенты и пенсионеры - 60 руб.

Музей-лицей А.С. Пушкина - Императорский Царскосельский лицей рассказывает о 200-летней истории этого замечательного учебного заведения и судьбах выдающихся его выпускников.

А.А. То н. Царское Село. Лицей. 1822

В конце XVIII – начале XIX веков дворянские дети учились либо дома у иностранных гувернеров и воспитателей, либо в частных пансионатах, принадлежащих иностранцам. В Петербурге даже существовал пансион Ордена иезуитов.
На государственную службу приходили люди родовитые, но малообразованные, часто невежественные. Как писал Карамзин – пыльный генеалогический свиток давал право быть невеждой и занимать важнейшие места в государстве.
В начале царствования Александра I вся Россия желала перемен. В 1802 году учреждено Министерство народного просвещения. Началась реформа образования.

По воле императора Александра I были открыты учебные заведения для представителей разных сословий: приходские и уездные училища, гимназии. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, и в каждом из них образованием руководил университет. Кроме Московского и немецкоязычного Дерптского университетов были открыты университеты в Петербурге, Казани, Харькове и в Вильне, где преподавание велось на польском языке.
По университетскому уставу ректора, деканов и профессоров выбирал профессорский совет. Университеты получили право на свободное преподавание. Они были открыты для всех: и для студентов, и для вольных слушателей (возраст и сословие не имели значения).

Реформа образования столкнулась с рядом трудностей: недостатком финансов; отсутствием собственных научных кадров; высокой платой за обучение (2300 рублей в год платили студенты, 2000 рублей в год платили за пансионат); и с отсутствием желающих получить университетское образование. В самом большом университете, Московском в 1811 году училось 215 студентов. Дворяне традиционно предпочитали военное образование для своих сыновей. Желающие получить научное образование отправлялись в Германию или Англию. Терялись родной язык и историческая память.

Все эти преграды правительству необходимо было преодолеть. Для этого приняли «Общие правила народного просвещения», по которым люди без свидетельства об окончании учебного заведения не могли поступить на службу в качестве чиновника.

В этих условиях передовыми представителям общества выдвигается идея организации учебного заведения нового типа для поднятия крайне низкого образовательного уровня чиновничества и улучшения работы государственного аппарата. Инициатива создания Лицея - привилегированного образовательного учреждения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.

Название учебного заведения происходит от древнегреческого Ликея. Ликей - так называлась философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона Ликейского. Здесь юноши обучались философии, искусствам, гимнастике. Часто занятия проводились в форме бесед во время прогулок по тенистым садам.
В обществе развернулась дискуссия вокруг Лицея. Его не только поддерживали, но и пытались всячески противодействовать его организации. Сторонники Ордена иезуитов и противники организации Лицея предлагали сократить без пощады «ерунду наук», сократить учебный план за счет истории, химии, астрономии, эстетики, физики, нравственных дисциплин. Но при поддержке императора Лицей все-таки был организован.

Он создавался как высшее учебное заведение для высокоодаренных детей всех сословий. Предполагалось, что Лицей будет доступен всем желающим, но царское правительство оставалось осторожным в своих нововведениях, и пункты о приеме детей всех сословий и равенстве учащихся были изъяты из устава. Однако обучение осталось бесплатным.

В правилах о приеме было записано: прежде чем попасть в списки избранных, дети должны быть представлены лично министру народного просвещения А. К. Разумовскому, и, кроме того, пройти ряд экзаменов.

В объявлении к 55-му номеру "Санкт-Петербургских ведомостей", который вышел в июле 1811 года, было написано: "Вступающие в лицей должны иметь некоторое грамматическое познание российского и французского либо немецкого языков, знание арифметики, по крайней мере, до тройного правила, понятие об общих свойствах тела".

Обучение в Лицее, рассчитанное на 6 лет, состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным, гимназическим и включал в себя следующие предметы:
грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого),
науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики),
науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика),
науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология),
первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики),
изящные искусства и гимнастические упражнения.

Лицеисты с большим интересом занимались рисованием, музыкой, пением и гимнастическими упражнениями. Уроки танцев и фехтования давали иностранцы, специально приглашенные в лицей.

Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора.

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль.

Проверка знаний всегда проводилась в торжественной обстановке. Были испытания трехмесячные, полугодовые, годовые и трехгодичные.

По окончании начального курса в лицее устраивали публичный экзамен. О нем заранее объявлялось в газете: «Императорский царскосельский лицей имеет честь уведомить, что 4 и 8 числа января месяца от 10 часов утра до 3 пополудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема, по случаю перевода их из младшего в старший возраст».

На переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии самого Державина прочитал свои знаменитые стихи «Воспоминания в Царском Селе». Стихи вызвали общий восторг. Державин со слезами на глазах бросился целовать мальчика. Смущенный Пушкин убежал, а великий старик сказал, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».

Репин Илья Ефимович. Александр Пушкин на акте в лицее, 8 января 1815 года. 1911

Второй курс охватывал основные науки трех университетских факультетов: нравственно-политического, физико-математического и словесного. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Лицеисты, избравшие военную карьеру, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов, обзор военного искусства и прочее.

В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе. В наказание оставляли за обедом без третьего блюда, или заставляли за утренними и вечерними молитвами стоять на коленях.

Кроме того, были еще наказания, которые делились на четыре степени:
1 - Отделение провинившегося за особый «черный» стол в классе.
2 – Имя провинившегося писалось на «черную» доску
3 – Провинившегося оставляли на хлебе и воде не долее двух дней.
4 - Заключение в карцер. Уединенное заключение, в течение которого провинившегося посещает директор, который делает ему увещания. Это наказание не должно продолжаться более трех дней.

Но, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

За отличные успехи и примерное поведение существовали в Лицее меры поощрения:
1 - имя отличника изображали на белой доске золотыми буквами и выставляли в классе.
2 - отличившемуся ученику давали книгу с надписью директора и профессора той науки, в коей он показывал отличные успехи.
3 - При испытаниях отличившимся определяли золотые и серебряные медали.
Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.
Шесть дней в неделю делались учебными. Обычно уроки были сдвоенными: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд. При этом занятия были правильно организованы, учеба чередовалась с отдыхом и прогулками, так что у воспитанников не возникало ощущения перегруженности.

6.00 подъем, утренняя молитва. Чай с крупитчатой булкой
7.00– 9.00 – занятия
9.00- 10.00 - прогулка в любую погоду
10.00- 12.00 – занятия
12.00 -13.00 –прогулка в любую погоду.
13.00 - обед.
14.00 -15.00 – занятия чистописанием или рисованием.
15.00- 17.00 – занятия
17.00 – чай с булкой, прогулка в любую погоду.
18.00 - уроки к следующему дню
20.30 – ужин, личное время
22.00 - молитва, сон

Вот как об этом писал 26 апреля 1812 года другу Павлу Фуссу Алексей Илличевский: «Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся только 7 часов, и то с переменами, которые по часу продолжаются; на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет; уроки, сказать правду, не весьма велики; а нынче ж начинается лето, и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских. Ведя себя скромно, учась прилежно, нечего бояться. Притом родители нас посещают довольно часто, а чем реже свидание, тем оно приятнее».

В мае 1817 года «Санкт-Петербургские ведомости» пригласили публику и родителей на первые выпускные экзамены Царскосельского Лицея. 15 экзаменов были распределены на 17 дней.
Каждый день испытания проводились с 8 до 12 часов утра и с 4 до 8 вечера.

15 мая – латинский язык.
16 – закон божий; на обоих экзаменах присутствует министр и другие важные лица.
17 – российская словесность.
18 – немецкая словесность.
19 – французская словесность.
21 – иностранная география и статистика.
22 – всеобщая история «с особенным вниманием к трем последним векам». Среди гостей на экзамене присутствуют Карамзин и Вяземский.
23 – политэкономия и финансы.
24 – естественное, частное и публичное право.
25 – уголовное и гражданское право.
26 – отечественная география и статистика.
28 – чистая математика.
29 – прикладная математика.
30 – фортификация и артиллерия. Среди гостей на экзамене снова присутствуют Карамзин и Вяземский.
31 – физика.

Прочитаем свидетельство выпускника Александра Пушкина:
«В течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в законе божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском гражданском и уголовном праве хорошие;
в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие;
в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные.
Сверх того, занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком».

Ура! Экзамены позади! Впереди ждала долгожданная Свобода!

Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.

Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.

Наступили дни прощания. 9 июня состоялась скромная церемония выпуска первых лицеистов в присутствии Александра I. Директор Энгельгардт прочитал коротенький отчет за весь шестилетний курс, Куницын провозгласил утверждение о выпуске. После этого каждого воспитанника представили императору с объяснением чинов и наград. Александр I поблагодарил директора и весь штат педагогов, тепло напутствовал воспитанников.

Потом хор лицеистов исполнил прощальную песню Антона Дельвига, музыку к которой написал Теппер де Фергюсон, преподаватель музыки и хорового пения. Эту песню, ставшую лицейским гимном, будут исполнять в дальнейшем на всех лицейских встречах.

Шесть лет промчались, как мечтание,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества призванье
Гремит нам: Шествуйте сыны!

Тебе, наш Царь, благодаренье,
Ты сам нас юных съединил,
И в сем святом уединеньи
На службу музам посвятил.

Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости Твоей.

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, съединила нас!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о, друзья, храните
Ту ж дружбу, с тою же душой,
То ж к правде пылкое стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь,
В несчастье гордое терпенье,
А в счастье всем равно любовь.

Глаза воспитанников и наставников наполнились слезами. В тот же день, после обеда, начали разъезжаться: прощаньям не было конца.

Директор Егор Антонович Энгельгардт напутствовал своих воспитанников такими словами:

«Идите вперед, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Тогда же выпускники дали клятву: « …и последний лицеист один будет праздновать день открытия лицея 19 октября».

Одна из самых известных традиций в Лицее – традиция после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия.

Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.
Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца.

Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Эти кольца директор надел выпускникам лицея - и они стали «чугунниками».

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Е.А. Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали.

Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея.

Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии.

Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Большую золотую медаль получил Владимир Вольховский, вторую золотую медаль - Александр Горчаков.
Серебряные медали получили Вильгельм Кюхельбекер, Дмитрий Маслов, Николай Корсаков, Семен Есаков и Сергей Ломоносов. С правом на серебряную медаль окончили курс Модест Корф и Петр Саврасов.

9 выпускников лицея получили звание титулярного советника - чиновника IX класса, 7 выпускников зачислили прапорщиками в гвардию. Прежде чем стать офицерами, им предстоит еще пройти пятимесячный фрунтовой курс.

Гражданский чин титулярного советника соответствует военному рангу гвардейского прапорщика. В первую очередь IX класс получили золотые и серебряные медалисты и имеющие право на серебряную медаль.

Ученики послабее получили чин коллежского секретаря – чиновника X класса, или первый офицерский чин прапорщика, но не в гвардию, а в армию. Совсем не плохое начало карьеры для нигде не служивших юношей, потому что низший класс в «табели о рангах» - XIV.

Вот строки из письма Федора Матюшкина к другу Созоновичу:

«Вчера, любезный Сережа, был у нас выпуск:

Государь на оном присутствовал, посторонних никого не было:

все сделалось так нечаянно, вдруг;

я выпущен с чином коллежского секретаря;

ты конечно поздравишь меня с счастливым началом службы.

Еще ничего не сделавши – быть X класса.

Конечно это много, но мы судим по сравнению: некоторые выпущены титулярными советниками, но об этом ни слова”.

Александр Горчаков, Сергей Ломоносов, Николай Корсаков, Вильгельм Кюхельбекер, Павел Юдин, Павел Гревенец и Александр Пушкин пойдут служить по дипломатической части в Коллегию иностранных дел.

В Департаменте народного просвещения ждут Федора Стевена, Сергея Комовского и Аркадия Мартынова.
В Министерство Финансов определились Алексей Илличевский, Антон Дельвиг и Константин Костенецкий.

Модест Корф и Михаил Яковлев найдут применение в Министерстве юстиции, а Дмитрий Маслов будет работать в государственной канцелярии.

Гвардейскими прапорщиками станут Владимир Вольховский, Семен Есаков, Петр Саврасов, Иван Пущин, Александр, Корнилов, Александр Бакунин и Иван Малиновский;

армейскими прапорщиками – Константин Данзас, Николай Ржевский, Павел Мясоедов, Александр Тырков и Сильверий Броглио;

на флоте будет служить Федор Матюшкин.

Царь Александр Павлович распорядился выделить из казны по 10 тысяч рублей на экипировку тех лицеистов, которые победнее, и выплачивать каждому стипендию не менее 700 рублей ассигнациями, пока тот не станет работать.

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

А. С. Пушкин

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение - Императорский Царскосельский лицей. Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.

Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.

После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея. На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.

Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.

Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти - занятия («классы»). В девять часов утра - чай. С десяти до двенадцати - снова занятия. От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трёх дня - чистописание или рисование. От трёх до пяти - другие уроки. В пять - чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера - «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.

Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.

Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет - первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года - предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического. Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе - учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село - колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», - скажет он спустя годы.

Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать - в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.

После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Лицейские годовщины у Пушкина

День основания Лицея- 19 октября 1811 года - ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817-1819 годах, в 1820-1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам. В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея - 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах. Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».

Лицейские профессора у Пушкина

Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И. де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников. В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию - и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» - первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» - первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

Вот каковы были помещёния Лицея. «На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <…>, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.

День лицеистов начинался в 6 утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 - занятия. 9.00 - чай. 10.00-12.0- занятия. 12.00-13.00 - прогулка. 13.00 - обед. 14.0- 15.00 - чистописание либо рисование. 15.00-17.00 - другие уроки. 17.00 - чай, потом до 18.00 - прогулка. 18.0- 20.30- повторение уроков. 20.30 - ужин, после до 22.00 - отдых. 22.00 - молитва и отход ко сну.

По уровню познаний Лицей равнялся к вузам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском лозунге - обучаться и жить «для общей пользы».

3. Каких лицеистов - друзей Пушкина вы знаете?

И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский.

4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

Всего в Лицее было 6 профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкин в особенности запомнил А. П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и российская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток старого и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (германская словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).

5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Лицеисты после выпуска всегда встречались 12 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.





Октябрь 1811 года вошел в историю нашей страны открытием Императорского лицея в Царском Селе. Это был первый лицей в России. Целью этого учебного заведения было «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной». Лицеем назвал новую школу автор ее проекта М. М. Сперанский, советник императора Александра I в первую половину его царствования. Это время, когда государь находился под влиянием просветительских идей, время проектов преобразований, надежд и ожиданий, Пушкин назвал «дней Александровых прекрасное начало». Царскосельский лицей стал детищем этого прекрасного времени. По мысли Сперанского, работавшего в ту пору над планами преобразования Российского государства, новой школе надлежало подготовить молодых людей к осуществлению этих планов и работе в преобразованной реформами России. Сперанский считал, что выпускники Лицея должны обладать широтой знаний, умением мыслить, любить Россию и трудиться для ее блага. По словам историка Военского, «Лицей утверждался со светлыми надеждами создать сословие людей государственных, долженствующих вести Россию по пути просвещения и общей пользы».

Программа обучения, разработанная М. М. Сперанским позволяла двенадцатилетним мальчикам, поступившим в Лицей, за шесть лет получить образование, приравненное к университетскому. Однако в лицейском образовании не было специализации. Воспитанников знакомили со всеми важнейшими отраслями человеческого знания. Одна из задач лицейского образования - развить индивидуальные способности ученика. «Склонности и познания, здесь приобретенные, решат, какой путь потом избрать оно (юношество) должно к ознаменованию себя истинными сынами отечества». Случилось так что первым прославил Лицей не государственный деятель, а поэт. Лицей стал колыбелью пушкинской поэзии вошел в творчество поэта вместе с первыми стихами. До конца своих дней Пушкин воспевал школу, его воспитавшую, а стихотворение «19 октября» (1825 года) стало настоящим гимном Лицею. Все воспитанники последующих поколений считали своим долгом знать это стихотворение наизусть.

Со стороны Садовой улицы открывается один из самых красивых видов Царского Села - на дворцовую церковь с куполами, стройную арку с тремя пролетами и Великокняжеский флигель Екатерининского дворца. Возведенный в конце XVIII века И. В. Нееловым, флигель в 1811 году был передан Министерству народного просвещения для размещения в нем Лицея. Архитектор В. П. Стасов перестроил здание и приспособил его для нужд учебного заведения. По воспоминаниям Ивана Пущина, здесь «были соединены все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения». В нижнем этаже помещалось хозяйственное управление, во втором - столовая, больница с аптекой. В третьем - рекреационная зала, классы, физический кабинет, комната для газет и журналов и библиотека.

В 1843 году Лицей из Царского Села был переведен в Петербург. Здание перестроили и в течение столетия использовали как жилой дом. В 1899 году на здании была установлена мемориальная доска: «Здесь воспитывался Александр Сергеевич Пушкин. 1811-1817». Вторая доска, появившаяся на фасаде в 1912 году, свидетельствовала: «В сем здании с 1811 по 1843 год находился Императорский лицей». Мемориальный музей-лицей был открыт в 1949 году и первоначально занимал лишь часть здания. В последующие годы были восстановлены его историческая планировка и архитектурно-декоративное убранство. 6 июня 1974 года, в день рождения поэта, Лицей предстал перед посетителями таким, каким он был в пушкинское время.

Среди возрожденных помещений - Большой зал. Названный в документах Стасова гимнастическим, или рекреационным, он предназначался для свободного времяпрепровождения. Зал был необыкновенно красив: светлый, просторный, с большими окнами, в простенках - зеркала в золоченых рамах. Стены, расписанные под розовый мрамор, и потолок украшены живописью. В этом зале происходили все важнейшие события в жизни учебного заведения. Самое первое торжество - открытие Лицея 19 октября 1811 года. В этот день учебному заведению была вручена Высочайше дарованная грамота, содержащая Устав Лицея. Сегодня Грамота занимает свое историческое место в Большом зале. В день открытия здесь впервые прозвучали имена тридцати воспитанников первого курса, представленных государю. Пройдет три года, и эти же имена прозвучат в зале вновь - на переводном экзамене при переходе воспитанников на окончательный курс. Одному из воспитанников этот экзамен принесет первую славу. 8 января 1815 года на экзамене по российской словесности Александр Пушкин прочел перед присутствующим на нем патриархом русской поэзии Г. Р. Державиным свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был в восхищении. Он назвал юного поэта своим преемником. Волнения этого дня поэт выразит много лет спустя: «Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом».

Рядом с залом небольшая комната, именуемая Газетной. Она памятна всем питомцам в связи с событиями Отечественной войны 1812 года. «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве», - вспоминал Иван Пущин. В это тревожное время самым шумным и многолюдным помещением в Лицее становится Газетная, где «при неумолкаемых толках и прениях читались русские и иностранные газеты». В эти дни общение воспитанников с наставниками становится особенно тесным - вместе они следят за ходом военных действий, читают и обсуждают реляции, приказы по армии, воззвания к народу. Впервые для питомцев Лицея по особому зазвучали слова «народ» и «Отечество». Они ощутили себя одной семьей, жили одними мыслями, одними чувствами.

Через всю арку, соединяющую Лицей с Екатерининским дворцом, проходит двусветная галерея, в которой размещалась библиотека. Как в пушкинские времена сегодня здесь стоят шесть больших книжных шкафов под красное дерево. В них более семисот подлинных книг лицейской библиотеки. С изданиями французских просветителей соседствуют произведения английских, немецких авторов, книги по истории, богословию, искусству, описания путешествий, законодательные акты, нравоучительные сочинения. Подборка книг свидетельствует об энциклопедизме лицейского образования. Проявлением заботы Александра I об учениках созданной им школы явилось разрешение пользоваться книгами его юношеской библиотеки в Александровском дворце. В отдельном шкафу стоят сочинения русских поэтов и писателей XVIII - начала XIX века, в том числе В. А. Жуковского. В библиотеке были собраны первые издания почти всех русских авторов того времени.

Лицейским уставом было предписано создать в учебном заведении обстановку при которой воспитанники никогда не были бы праздны. Это удалось осуществить: в Лицее царило уважение к умственному труду умственным занятиям. Какие же умственные занятия могут обойтись без чтения? В годы ученичества о пользе чтения рассуждал А. Илличевский: «Чтение питает душу, образует разум, развивает способности». Позднее, вспоминая о лицейском образовании, М. Корф отметит: «Мы мало учились в классе, но больше в чтении и беседах при непрестанном трении умов». «Чтение - вот лучшее учение», - скажет Пушкин.

Два арочных прохода из Большого зала ведут в две небольшие комнаты, предназначавшиеся для занятий после классов. В этих помещениях у каждого воспитанника была отдельная конторка. Сегодня в одной из комнат в качестве образца стоит конторка красного дерева конца XVIII века. На ней среди автографов лицейских стихотворений Пушкина - «Воспоминания в Царском Селе». Спустя много лет после смерти Г. Р. Державина, разбирая архив поэта, Я. К. Грот найдет в его рукописях этот пушкинский автограф. Грот считал, что по этой рукописи Пушкин читал свое стихотворение на переводном экзамене. В аккуратно переписанном стихотворении есть одно исправление, причем в самой первой строке: «Навис покров угрюмой ночи». Слово ночи исправлено на старославянское «нощи». Однако исправление сделано не Пушкиным; считается, что эту поправку сделал сам Державин.

Из комнат для занятий можно пройти в учебный класс, похожий на университетскую аудиторию. В классе стоят расположенные один выше другого, амфитеатром, шесть полуциркульных столов, за каждым из которых размещалось по пять воспитанников. Кафедра для преподавателя поднята на три ступени. Лицеистов рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. Определенного места, где сидел Пушкин, установить невозможно: у разных профессоров поэт занимал разные места. Однако на уроках российской словесности и французской риторики Пушкин неизменно был среди первых. «При самом начале он наш поэт, - вспоминал И. Пущин. - Как теперь вижу тот послеобеденный класс, когда, окончив лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: „Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами". Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили».

После лекций по физике и математике лицеисты для практических занятий переходили из класса в расположенный рядом физический кабинет. Сегодня в физическом кабинете собраны физические и математические приборы пушкинской поры. Это было время гуманитарных наук, и точные науки подчас вызывали уныние и досаду. «О, Ураньи чадо темное, / О, наука необъятная, / О, премудрость непостижная, / Глубина неизмеримая!..» - писал Алексей Илличевский о математике. Однако нет сомнения, что занятия физикой и математикой расширяли кругозор лицеистов, побуждали к познанию тайн Вселенной. В одном из лицейских писем будущего мореплавателя Федора Матюшкина можно прочесть такие строки: «Если бы возможно было смертному вознестись выше земли и видеть строение натуры, источник Солнцев, какое бы приобрел он себе от сего знание и удовольствие...» Всего через несколько лет научно-технические открытия изменят представления о мире и вызовут огромный интерес к точным наукам. И появятся гениальные пушкинские строки: «О сколько нам открытий чудных / Готовят просвещенья дух, / И опыт, сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг...»

В начале XIX века владение искусством рисования было обязательным для образованных людей. «Рисовальный учитель» С. Г. Чириков применял академическую систему обучения, уделяя главное внимание рисунку. После приобретения первых навыков воспитанники приступали к копированию античных бюстов, фрагментов гравюр, позднее пробовали свои силы в искусстве портрета. Много внимания преподаватель уделял выбору оригиналов для рисования. По словам И.-В. Гете, знакомство с произведениями искусства следует начинать с совершенных образцов, так как вкус должен формироваться только на избранных предметах искусства.

По степени дарования всех своих учеников «рисовальный учитель» разделил на четыре разряда: «отличные дарования», «хорошие дарования», «великие дарования», «средние дарования». Пушкин был включен Чириковым в первый разряд.

До нас дошло более тридцати рисунков первокурсников, два из которых принадлежат Пушкину. На этих рисунках - античные головы, сельские пейзажи, сцены из библейских времен, изображения цветов, птиц, животных. Часть из них (в копиях) можно увидеть в классе.

Соседнее помещение занимал Певческий класс. Музыка и пение входили в число любимых занятий воспитанников. Обучение инструментальной музыке проводилось в виде частных уроков в свободные от занятий часы. На скрипке играли Вильгельм Кюхельбекер, Михаил Яковлев, Сергей Комовский; Николай Корсаков - на фортепьяно и гитаре. Корсаков и Яковлев пробовали свои силы в композиторском искусстве. Стихи Пушкина были положены на музыку еще в лицейские годы его товарищами и пользовались популярностью не только в Лицее, но и в Царском Селе. С 1816 году лицеисты стали заниматься пением под руководством Л.-В.Теппера де Фергюсона. Музыкант и композитор, он не только учил пению, но сочинял для воспитанников духовные концерты, перелагая с разными вариациями концерты Д. Бортнянского. Нередко в Певческом классе проводились занятия, на которых присутствовали оба курса Лицея - старший и младший. Младший оставил описание класса: «Здесь находится филармоническая зала, и любители музыки часто здесь пленяют пением своим лицеян. Иногда же шумным хором, всем собором граждане воспевают национальные песни их...» Сегодня в классе на старинном фортепьяно лежит издание «Прощальной песни» 1835 года, предпринятое бывшим директором Лицея Е. А. Энгельгардтом. Издание «Прощальной песни» Энгельгардт предпринял в связи с исполнявшимся в 1836 году 25-летием открытия Лицея. Энгельгард разослал экземпляры «Песни» своим прежним питомцам, среди которых был и «государственный преступник» И. И. Пущин. В письме к нему в Сибирь Энгельгардт сожалел, что Пущин не услышит напева лицейской песни. Но старый директор ошибался. Товарищи Пущина по заточению разучили «Песнь» и с помощью жен декабристов Марии Волконской и Камиллы Ивашевой исполнили ее для Пущина.

Через весь четвертый этаж проходит широкий коридор. По обе стороны его - комнаты воспитанников. У каждого лицеиста была отдельная комната. В этом проявлялось уважение к личности воспитанника и забота о его здоровье. Над тридцатью дверями прикреплены черные металлические дощечки с номером комнаты, фамилией и именем ее владельца. Комната Пушкина под № 14 оказалась меньше других: с одной стороны в ней была капитальная стена. Свою узенькую комнату поэт нередко называл «кельей», Лицей - монастырем. Такому восприятию способствовало соседство двух церквей, строго регламентированный уклад лицейской жизни, безвыездное в течение шести лет пребывание в Царском Селе. Но как преобразилась «студенческая келья», когда Пушкин почувствовал себя поэтом! Он признавался товарищам, что стихи видит даже во сне. По ночам, когда все засыпали, вполголоса через перегородку велись беседы с «первым другом» Иваном Пущиным, занимавшим комнату под № 13. Нередко речь шла о взаимоотношениях Пушкина с товарищами, которые не всегда складывались просто. Товарищи недоумевали, почему Пушкин, во многом опередивший их, читавший книги, о которых они не имели представления, помнивший все прочитанное, отнюдь не гордился всем этим и даже не ценил. «Случалось точно удивляться переходам в нем: видишь, бывало, его поглощенным не по летам в думы и чтения, и тут же внезапно оставляет занятия, входит в какой-то припадок бешенства за то, что другой, ни на что лучшее не способный, перебежал его или одним ударом уронил все кегли». Пожалуй, объяснение этому противоречию в поведении юного Пушкина дал в разговоре с Н. В. Гоголем В. А.Жуковский, заметивший, что когда Пушкину было восемнадцать лет, он думал как тридцатилетний человек, что его ум созрел гораздо раньше, чем характер, и это часто поражало его, когда Пушкин был еще в Лицее. Когда товарищи поняли, что Пушкин - поэт; отношение к нему переменилось. «Дай Бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах», - напишет Илличевский. Эти слова оказались пророческими.

На втором этаже здания лицея развернута литературная экспозиция. Ее открытие состоялось 25 июня 2010 года, в дни празднования 300-летия Царского Села. Экспозиция служит дополнением к мемориальным помещениям третьего и четвертого этажей и в то же время является самостоятельной. История Лицея не исчерпывается годами обучения воспитанников прославленного первого выпуска. Она насчитывает более ста лет существования и заканчивается после революции, когда Лицей, как «учреждение вредное», был закрыт. Посетители имеют возможность познакомиться со всей историей Лицея, которую принято делить на два периода - царскосельский и петербургский. В Царском Селе учебное заведение существовало с 1811 по 1843 год. 6 ноября 1843 года по указу Николая I оно было переименовано в Императорский Александровский лицей и переведено в Петербург. Два больших раздела экспозиции рассказывают о Царскосельском и Александровском лицее. Третий раздел посвящен истории лицейского здания в Царском Селе и созданию в нем музея.

В просторном светлом зале, посвященном царскосельскому периоду, представлены портреты наставников и питомцев, лицейские реликвии, личные вещи воспитанников, виды Царского Села первой четверти XIX века. Материалы рассказывают, как сложились судьбы лицеистов после окончания учебного заведения. Подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Первый выпуск вошел в нашу историю именами А. С. Пушкина, поэтов А. А. Дельвига и В. К. Кюхельбекера, мореплавателя адмирала Ф. Ф. Матюшкина, министра иностранных дел, канцлера А. М.Горчакова, декабриста И. И. Пущина, генералов В. Д. Вольховского и К. К. Данзаса, директора Императорской Публичной библиотеки М. А. Корфа. Рассказывает экспозиция и о судьбах тех, кто пришел в Лицей на смену пушкинскому выпуску. Это писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин, поэты Л. А. Мей, В. Р. Зотов, М. Д. Деларю; ученые Я. К. Грот, К. С. Веселовский, Н. Я. Данилевский; создатель общества социалистов-утопистов Н. В. Петрашевский; министры А. В. Головнин, Д. А. Толстой, Д. Н. Замятнин, М. Х. Рейтерн, Н. К. Гирс.

Значительная часть экспозиции посвящена петербургскому периоду существования Лицея. Александровский Лицей отличало уважение к прошлому, сохранение лучших лицейских традиций. Велика роль учебного заведения в деле увековечения памяти А. С. Пушкина. Лицеисты были инициаторами сооружения первого памятника Пушкину. В стенах Александровского Лицея был создан первый в России Пушкинский музей, открыто Пушкинское лицейское общество. Теме «Пушкин и Александровский Лицей» в экспозиции посвящен отдельный зал. В нем представлены материалы, собранные лицеистами и хранившиеся ранее в Пушкинском музее Александровского Лицея. В центре зала установлена модель памятника А. С. Пушкина работы скульптора А. М. Опекушина, открытого в Москве 6 июня 1880 года. Эта модель принадлежала бывшему лицеисту, министру народного просвещения А. В. Головнину и после его смерти подарена Лицею его сестрами.

В этом же зале по сохранившимся фотографиям воссоздана часть интерьера Пушкинского музея Александровского Лицея. На стене - знаменитая картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Справа и слева от картины помещены памятные доски с именами воспитанников первого курса. На одной из них - фамилии лицеистов, вышедших в гражданскую службу. Список открывает Александр Горчаков; в этом же списке и Александр Пушкин. На другой доске - фамилии поступивших в военную службу; здесь первым стоит имя Владимира Вольховского. Картина была написана Репиным по заказу членов Пушкинского лицейского общества к 100-летию Лицея, отмечавшемуся 19 октября 1911 года. Приняв лицейский заказ, Репин с увлечением приступил к работе. Художника ознакомили с полным списком участников экзамена, предоставили для работы портреты некоторых из них, сведения о костюмах той эпохи, зале, где происходил экзамен. Для Репина в Александровском Лицее была устроена инсценировка экзамена, в которой приняли участие воспитанники, директор, преподаватели и воспитатели. Во время инсценировки фотограф Карл Булла запечатлел этот интересный и важный для создания картины момент. Сегодня фотография помещена в витрине, стоящей под картиной.

Еще одна реликвия, хранившаяся когда-то в Пушкинском музее-лицее, - папка-футляр, в которой товарищ Пушкина по Лицею М. Л. Яковлев преподнес в дар учебному заведению автограф стихотворения А. С. Пушкина «19 октября» (1825 года). На крышке футляра надпись: «19 октября. Автограф Александра Сергеевича Пушкина. Михайловское 1825 года. От совоспитанника поэта Михаила Лукьяновича Яковлева принесенный в дар Лицею 2 марта 1855 года». Сам автограф хранится в Институте русской литературы РАН (Пушкинский дом).

Продолжает раздел экспозиции об Александровском Лицее зал, повествующий о музее «Лицеана», посвященном истории учебного заведения и его ученикам. Размещался музей в «Каменке», комнате, в которой хранился камень от фундамента здания Царскосельского лицея, перевезенный в Петербург в знак преемственности лучших лицейских традиций и неразрывной связи Царскосельского и Александровского лицея. Также, как сегодня в экспозиции, на стенах «Каменки» висели фотографии курсов, портреты знаменитых выпускников; здесь же хранилась библиотека, состоящая из трудов лицейских питомцев, архивы курсов, лицейские реликвии. В «Каменке» происходил последний обряд прощания выпускников с учебным заведением. Положив на царскосельский камень верный спутник лицейской жизни - курсовой колокольчик, созывавший лицеистов «к молитве и ученью», они разбивали его, и кусочки колокола раздавались всем членам курса на память о курсовом единении, о товарищах, о родной школе. Их оправляли в золото, и они служили как брелоки, каких ни у кого не было. Этот же зал рассказывает о праздновании столетнего юбилея, об участии лицеистов в Первой мировой войне, о последних днях Лицея, о судьбах его питомцев, уехавших после революции за рубеж, и трагических событиях в жизни лицеистов, оставшихся в советской России.

Окна последних залов экспозиции выходят на Знаменскую церковь и лицейский сад. Знаменская церковь - первое каменное строение Царского Села. Здесь хранилась святыня города - древняя родовая икона дома Романовых - образ Знамения Божией Матери. Церковь была приходской, но среди прихожан нередко можно было увидеть и лицеистов.

Лицейский сад сегодня невозможно представить без памятника А. С. Пушкину. Открытие памятника состоялось 15 октября 1900 года. Средства на его создание собирались по подписке, организованной среди жителей Царского Села. Автор памятника академик Р. Р. Бах, житель Царского Села. Скульптор изобразил юного поэта в лицейской форме, незадолго до окончания Лицея, сидящим на чугунной скамье, каких в ту пору было немало в царскосельских парках. Активное участие в постановке памятника принимал поэт И. Анненский. Им были подобраны строки из произведений Пушкина, высеченные на трех сторонах гранитного постамента. Перед открытием Анненский очень волновался. Проснувшись ночью, он подумал, что одну из цитат выбили неточно: вместо «весной при кликах лебединых» написали «весной при криках лебединых». В пятом часу утра он побежал в лицейский сад и убедился, что написали правильно. Когда поэт рассказал об этом знакомым, один из них воскликнул: «Какая разница!». «Разница, - ответил Анненский, - целое столетье!». Искусствовед Э. Ф. Голлербах, присутствовавший при открытии памятника, вспоминал: «В минуту, когда брезент сползал, я задыхался от волнения. Меня обуял такой восторг, как если бы мне показали живого Пушкина». Здесь, у памятника поэту, в феврале 1937 года состоялся митинг трудящихся города, на котором сообщили о присвоении Царскому Селу имени Пушкина. Памятник поэту в лицейском саду стал одним из символов города, носящего его имя.

Поводом к открытию Лицея стало стремление Александра I создать особое учебное заведение, в котором совместно с несколькими сверстниками могли получить всестороннее образование малолетние великие князья, братья императора — Николай и Михаил. Однако, в итоге было принято решение о расширении состава учащихся, образование которых в конечном счете сводилось к воспитанию всесторонне развитых, широко эрудированных молодых людей, предполагающих выстроить свою карьеру в сфере государственной службы. Сам формат образовательного учреждения — лицей — был выбран неслучайно: он апеллировал к давней исторической и культурной традиции, базировавшейся на моделях античных учебных заведений, в том числе и на основанный учителем Александра Македонского Аристотелем в IV веке до н. э. Ликей.

В Лицее действовал запрет телесных наказаний

Концепция уникального образовательного учреждения была разработана в 1808 году при непосредственном участии М. М. Сперанского, а потому она предлагала новую модель не только воспитательного процесса, но и была призвана сформировать новый тип личности, соответствующий высоким идеалам русской культуры начала XIX века. Кстати, по изначальной мысли Сперанского в учебное заведение должны были приниматься одаренные представители разных сословий, без каких-либо имущественных цензов, однако в конечном уставе 1810 года положения о равенстве обучающихся были ликвидированы. Лицею отводилось особое место в системе народного просвещения — он фактически был уравнен в правах и привилегиях с университетами, к началу столетия их насчитывалось шесть: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. Идея коллективной общности легла в основу лицейской философии — Лицей воспринимался как дом-семья, особое объединение единомышленников-адептов, отобранных для обучения по строгим критериям: «Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностию своею общее доверие заслуживающих».

22 сентября 1811 года Александр I подписал «Грамоту Царскосельскому лицею», после чего представители самых знатных российских фамилий жаждали устроить своих сыновей в это учебное заведение. Первые вступительные экзамены проводились в три этапа, а допущены к ним были 36 из 50 претендентов на высокое звание будущих лицеистов. По итогам испытаний 30 человек были приняты на обучение. Кстати приемные экзамены проводились в усадьбе министра народного просвещения графа А. К. Разумовского, что призвано было подчеркнуть особое, привилегированное положение Царскосельского лицея, коль скоро контроль за отбором обучающихся был доверен высшему лицу в российском образовании. Абитуриенты различались по возрасту: так, барону Модесту Андреевичу Корфу, будущему директору Императорской публичной библиотеки, было при поступлении 11 лет, а Ивану Васильевичу Малиновскому, близкому другу Пушкина — 16. Стоит отметить, что до поступления в Лицей дети проходили обучение в самых разных форматах: в пансионах (в частности, при Московском университете), гимназиях (например, знаменита была Санкт-Петербургская) или домашнее образование.

Среди первых 29 выпускников: А. Дельвиг, А. Горчаков, В. Кюхельбекер

Воспитанию новой породы граждан был подчинен весь уклад жизни воспитанников Царскосельского лицея. Это касалось даже введения особого распорядка дня, однажды утвержденного и практически не изменявшегося, пытаясь гармонично сочетать время отдыха и часы учебы. В 6 утра ученики просыпались и шли на молитву. С 7 до 9 проходили первые утренние занятия. В 9 часов — перерыв на чаепитие, после которого до 10 отправлялись на прогулку. С 10 до 12 — снова «классы». Потом опять часовая прогулка. Обед приходился на час дня, а с двух до пяти следовали уроки чистописания или живописи, а также другие дополнительные занятия, в зависимости от наклонностей учеников. В 5 часов снова чаепитие, а потом прогулка, после которой воспитанники принимались за выполнение домашних заданий и повторение пройденного в течение дня материала. В 8.30 — ужин, а затем до 10 вечера отдых или, как это называлось по уставу, «рекреация». В 10 часов ученики уходили на вечернюю молитву, после которой отправлялись ко сну.


Комната № 14, где жил Александр Сергеевич Пушкин

Учитывая, что целью создания Царскосельского лицея было воспитание будущих государственных деятелей, выполнение столь важной задачи было поручено большому, по нашим современным представлениям, штату руководителей, профессоров, гувернеров, надзирателей и других сотрудников. Определяя главную идею содержания образования, директор Лицея Василий Федорович Малиновский, подчеркивал, что старается делать так, чтобы «воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие», чтобы воспитанник чувствовал в педагогах не начальников, а друзей. Необходимо отметить, что Лицей тогда был единственным учебным заведением в Российской империи, где детей не секли.

Обращение с учениками было исключительно вежливое и тактичное. Учителя и гувернеры называли их по фамилии, с прибавлением слова «господин». Кстати, первый директор Лицея, Василий Федорович Малиновский, знаменитый русский дипломат и публицист, проповедовал исключительные принципы гуманизма и просвещения. Особое внимание в создании уникальной концепции воспитания он уделял вопросам войны и мира, считая, что в борьбе за вечный, всеобщий мир должно участвовать всё человечество. Будучи человеком весьма прогрессивных взглядов, он разделял теорию естественного права и идею общественного договора, выдвинутую европейскими философами-просветителями XVIII века. Интересно отметить, однако, что он был убежден в сакральности монархического правления, хотя предлагал меры, способные при помощи определенных конституционных статей ограничить абсолютистскую тиранию в России, говоря о необходимости подчинения власти законам, которые в свою очередь должны быть выражением всеобщей воли народа.


Современная фотография Царскосельского лицея

Самым знаменитым выпускником Царскосельского лицея был, разумеется, Александр Сергеевич Пушкин. Он больше всего общался с наиболее «неспособным и ленивым», по отзывам педагогов, Антоном Дельвигом, чем со старательным и прилежным Александром Горчаковым. Любопытно, что в Лицее первое время действовал «запрет на сочинительство», было для воспитанников чем-то вроде «запретного плода». Естественно, лицеисты все равно сочиняли украдкой. И только позже по специальному разрешению профессора Н. Ф. Кошанского запрет был снят. Многие педагоги отмечали способности Пушкина, но не возлагали на него особых надежд. Один из любимых педагогов лицеистов профессор Александр Петрович Куницын записал в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен». Кстати, среди лицейских стихотворцев Пушкин не сразу был признан первым. Пальму первенства успешно держал Алексей Демьянович Илличевский, который писал басни, эпиграммы (особенно на Кюхельбекера), послания. Пушкин называл его «остряком любезным» и предлагал вылить сотню эпиграмм «на недруга и друга». Кроме того Илличевский обладал удивительным талантом рисовать карикатуры, сохранившиеся в виде иллюстраций, к различным «злобам дня» в школьном сборнике.

Примечательно, что все профессора Лицея, кроме Давида Ивановича де Будри, были молодыми людьми, едва достигшими тридцатилетнего возраста. По оценкам современников, в частности, первого биографа Пушкина Павла Васильевича Анненкова, лицейские профессора Александр Петрович Куницын, Иван Кузьмич Кайданов, Яков Иванович Карцев, Николай Федорович Кошанский «должны были считаться передовыми людьми эпохи на учебном поприще». Куницын, Кайданов и Карцев окончили Петербургский педагогический институт и, как особо отличившиеся, были отправлены для продолжения образования за границу. Их «усовершенствование» проходило в Геттингене, Иене, Париже — в крупнейших культурных и образовательных центрах того времени. Важным считался принцип, чтобы педагоги, работающие с одаренными учениками, сами создавали программы, учебные пособия, а также занимались научными изысканиями. Так, профессор Кошанский, до Лицея преподававший в Московском университетском Благородном пансионе и имевший степень доктора философии и свободных искусств, активно сотрудничал с журналами, публиковал статьи, переводы, собственные стихи, издал несколько учебников и хрестоматию «Цветы греческой поэзии». Работая в Лицее, он написал латинскую грамматику, перевел и напечатал огромную «Ручную книгу древней классической словесности», басни Федра, сочинения Корнелия Непота — всем этим пользовались лицеисты в процессе обучения.