Главная · Болезни уха · Что такое маскулинность. Жертвы во имя карьеры

Что такое маскулинность. Жертвы во имя карьеры

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.

Маскулинность и фемининность в поведении Городнова Н. Н.


Многочисленные теор етические и практические исследования свидетельствуют о значительности категории пола для понимания психологических особенностей и поведения личности. Поскольку мы рассматриваем пол не в биологическом значении, а в социально-психологическом, нами будет использоваться понятие „гендер”. Термин „гендер” был включен в научный контекст , прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультур ную причину межполовых различий. Гендер понимается, как социально сконструированные роли и социально освоенные модели поведения, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах.

Категория, которая конструирует отрасль половой дифференциальной и гендерной психологии применяется в гендерных исследованиях для определения культур но-символического содержания „женского” и „мужского” – это категория „маскулинности – фемининности”. Одной из категорий в гендерных исследованиях, которая относится к феномену маскулинности – фемининности есть полоролевое поведение. Оно определяется как специфическое поведение в несексуальной сфере, которое связанно с усвоением женских и мужских норм, ценностей и установок.

Мы не выходим за сферу социальной определенности полоролевого поведения, связанного с усвоением полоролевых стандартов. В первую очередь нас интересуют внутриличностные механизмы реализации полоролевого поведения. С этой целью необходимо рассмотреть место образования маскулинности и фемининности в основных психологических теор иях.

Мы выделили десять основных психологических теор ий формирования маскулинности и фемининности. Это психоаналитическая теор ия З.Фрейда; неопсихоанализ К.Хорни; Аналитическая психология К.Г.Юнга; теор ия связи с объектом; трансперсонал ьная концепция маскулинности и фемининности; перинатальный подход С.Грофа; теор ия социального научения и когнитивного развития; эволюционная теор ия пола В.Геодокяна; теор ия генезиса маскулинности в концепциях научно – исследовательского проекта АН СССР „Социально-психологические проблемы социализации и освоение половых ролей”, новая психология пола.

Несмотря на множество теор ий формирования маскулинности и фемининности, в настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результатом современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Так, в работе О.Вейнингера представлена первая модель „...мужчины и женщины являются как бы две субстанции, которые в разных соотношениях распределены на все живые индивидуумы, к тому же коэффициент каждой никогда не может быть равен 0”.

В психологии преобладала идея о том, что в человеке имеются и женские и мужские элементы, но они не проявляются одновременно. Считается, что идеальных мужчин, где фемининность равна 0, а также идеальных женщин, у которых маскулинность равна 0, в действительности не существует. Как в отношение к морфологии, так и по отношению к психологии отстаивается принцип промежуточных форм, который ориентирует на поиск разных вариантов соотношения мужского и женского в психи ке человека. Этим соотношением объясняется характерология и выбор стратегии поведения. Такая модель маскулинности - фемининности описывается как континуально- альтернативная.

А. Константинопль высказывает сомнение относительности такой концептуализации маскулинности - фемининности и рассматривает их как независимые величины. Идея независимости маскулинности и фемининности связана с появлением такого понятия как андрогиния.

Впервые понятие о психологической андрогинии было сформулировано В.Флиссом в Х1Х ст. И описывалось как идея присутствия в одном человеке мужского и женского начала. Опираясь на теор ию В.Флисса, О.Вайненгер писал: „Существует множество переходных степеней между мужчиной и женщиной, так называемые «промежуточные половые формы…» Мы можем принять идеального мужчину и идеальную женщину как типично половые формы, которые в действительности не существуют. Все особенности мужского пола, хотя и в слабом, еле развитом состоянии, можно найти в женском; и наоборот, все половые признаки женщин в совокупности есть в мужчине, хотя в довольно неформальном виде”.

Идея о наличии промежуточных форм между „идеальным мужчиной” и „идеальной женщиной” стала источником новой идеи о том, что маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими структурами. Каждый человек содержит в себе определенное соотношение маскулинных и фемининных черт с высоким уровнем их проявления и определяется как андрогиния.

Одной из отправных точек для дальнейшего исследования такого явления как андрогиния была теор ия S.Bem, в которой было выделено не две, а четыре полоролевых типа:

  1. маскулинный - высокие показатели маскулинности и низкие – фемининности;
  2. фемининный – высокие показатели фемининности и низкие – маскулинности;
  3. андрогинный – высокие показатели как маскулинности, так и фемининности;
  4. недифференцированный – низкие показатели и маскулинности, и фемининности.

Именно эта теор ия стала основополагающей для образования второй структурной модели, которая получила название ортогональной.

При континуально-альтернативной модели между маскулинностью и фемининностью существуют отношения взаимоисключения, а при среднем проявлении между ними возникают отношения взаимонезависимости. То есть континуально-альтернативная модель валидна только для полюсов параметров маскулинности и фемининности, а при среднем их проявлении – ортогональная, где маскулинность и фемининность взаимонезависимые. Поскольку представленные модели не являются взаимоисключающими, считаем необходимым, использовать обе модели при изучении полоролевого поведения личности в нашем исследовании.

Сбор данных проводился при помощи методики S.Bem (BSRІ), на базе КГПУ им. Б.Д.Гринченка, в четырех студенческих групп. В исследовании принимали участие 95 студентов, из них 67 женщины и 28 мужчин; возраст – от 18 до 20 лет.

Данные исследование выявило некоторые отличия в показателях маскулинности и фемининности студентов; в частности, 39% девушек определили у себя маскулинные черты, 32% фемининные, 23% андрогинные и 6% - недифференцированный тип поведения.

Маскулинных юношей за полученными данными – 34%, фемининных – 37%, и это беспокоит, поскольку они составляют свою гендерную модель поведения по фемининному типу, 25% – андрогинных и 4% недифференцированный тип.

Полученные результаты были для нас неожиданными, нами было предположено, что паттерны поведения молодежи могут влиять на выбор профессиональной направленности.

Для подтверждения полученных данных и проверки гипотез ы о том, что поведения влияет на самоопределение в будущей профессии, нами было проведено анкетирование по методике S.Bem (BSRІ), учащихся с разной предметной направленностью - гуманитарной гимназии и экономического лицея г. Киева. В выборку вошли 245 подростков мужского и женского пола в возрасте от 12 до 16 лет; женского пола - 133, мужского - 112. Подростки из гуманитарных классов были количественно представлены 92 девушками и 28 юношами; состав группы экономических классов - 33 девушками и 87 юношами.

При получении результатов, наши предположения подтвердились. Разница в оценке своего поведения девушками из экономических и гуманитарных классов была следующей. Анализ результатов показал, что подростки женского пола из экономического лицея, отметили у себя маскулинных черт - 44,7%, фемининных - 29,9%, андрогинных 15,8%, недифференцированного 8,6%. Девушки гуманитарной гимназии отметили у себя маскулинных - 10,7%, фемининных - 52,9%, андрогинных - 17,1%, недифференцированного - 20,3%. Подростки мужского пола с экономического лицея отметили у себя 52,1% -маскулинных черт, 4,2% - фемининных, андрогинных - 18,4% , недифференцированного -25,3%; из гуманитарной гимназии юноши отметили у себя маскулинных - 38,6%, фемининных 24, 6%, андрогинных – 19,9 %, недифференцированного – 17,8%;

Таким образом, мы получили данные, которые свидетельствуют о существование ярко выраженных отличий в паттернах поведения у подростков из классов экономического и гуманитарного направления. Результаты показали, что андрогинные показатели во всех группах меньше, подростки и молодежь отдают предпочтительную ориентацию на маскулинную или фемининную модели поведения.

Фемининность характеризуется экспрессивностью, зависимостью, принятием других. В то время как маскулинность диктует доминирование в отношениях, предполагает агрессивность, эмоциональную холодность, самоуверенность, высокую самооценку. Недифференцированный тип определяет наиболее слабый тип поведения личности по сравнению с другими типами и не предусматривает стабильного выбора стратегии поведения в группе. Только андрогинная полоролевая модель поведения дает человеку больше возможностей для выбора стратегий поведения в разных сферах человеческой деятельности, как наиболее эффективной, совершенной и успешной.

По итогам нашего исследования психологам, преподавателям университета, педагогам и родителям, были сформулированы практические рекомендации, по вопросам гендерного воспитания, в противовес гендерным стереотипам, которые играют немаловажную роль в развитии личности, в становлении гендерной идентифи кации и формировании паттернов поведения подростков и молодежи.

Литература

  1. Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование – М.: «Терра», 1992 –480с.
  2. Геодакян В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола. Онтогенетическая и филогенетическая пластичность. //Общая биология. 1974. Т.35. №3 – С.376-385.
  3. Городнова Н.Н. К вопросу о формировании гендерных ролей у учащихся лицейных классов с разной предметной направленностью //Материалы международной научной конференции. Ин-т психологии им.Г.С.Костюка АПН Украины – К.: Миллениум, Т. 2, 2002, С. 80-83.
  4. Гроф С. За пределами мозга – М.: Изд-во Трансперсонал ьного ин-та, 1993 –504с.
  5. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
  6. Мейнуоринг У. Механизм действия андрогенов. Пер.с англ. – М.: Мир, 1979. –224с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: Наука, 1989. –455с.
  8. Хорни К. Ваши внутренние конфликты: Пер. с англ. – СПб.: Лань, 1997. – 212 с.
  9. Юнг К.Г. Либидо, его метамарфозы и символы. – С.-П.: Восточно-Европейский ин-т психоанализа, 1994. –416 с.
  10. Bem S.Z. The measurement of psychological androgyny. – Journal of Consulting and Clinical Psychology. – 1974. – 42 (2),P. 155-162.
  11. Parsons F . Family structure and the socialization of the child // F. Parsons, R. Baler (eds.). Family socialisation and interaction process. N-Y., Free Press, 1955.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о полоролевом поведении, половой роли, простыми словами о том, как реализуется поведение человека как представителя пола в социуме. Сегодня достаточно часто можно услышать от женщин, что они не имеют отношений с мужчиной, не могут «встретить» достойных мужчин, мучаются в отношениях «не с тем» - слабым, несамостоятельным или безответственным, не любят и не хотят выполнять «женские» обязанности в семье. И, самое обидное, что большинство женщин с такими проблемами - молодые, умные, успешные.

Вот несколько типичных сценариев в их отношениях:

Она супер-женщина - он слабак или одинокая королева

Женщина, которая умеет сама решать многие проблемы, имеет хорошее образование, успешно строит карьеру. Она нуждается в любви, взаимопонимании, заботе и с удовольствием вступила бы в брак, если бы ей нашелся хотя бы «ровня», если бы… Не связав себя длительными отношениями, она имеет короткие романы, а позже решается родить и воспитать ребенка самостоятельно - как решает и другие вопросы или все же попадает в отношения с мужчиной «более слабым» и часто раздражается на него и обесценивает. Мужчине льстит, что рядом умная, самостоятельная, активная, она может стать хорошим другом и компаньоном, поддержкой, но в то же время с ней он зачастую ощущает себя недостаточно умным и достойным, не чувствует своей значимости, незаменимости, прежде всего для нее, но зато часто сталкивается с конкуренцией, борьбой за власть.

Женщине, которая в силу обстоятельств или воспитания в семье, научилась со всем справляться сама, достигать своих целей, опираться на себя, достаточно трудно перестать действовать привычным образом и в отношениях с мужчиной. Трудно довериться, отдать инициативу, подождать решения, которое примет мужчина или принять тот способ, который может выбрать он или договориться с учетом мнений и желаний обоих. Она знает, как проще и быстрее достигнуть цели, поэтому некоторые женщины воспринимают мужчину как «тормозящую часть», обузу. Поэтому такие женщины чаще остаются в одиночестве или «кастрируют» своего мужчину.

Девушка-друг или «свой парень»

С раннего возраста она чаще находится в компании парней, они ей ближе, понятнее, интереснее, чем женщины. Ей кажется, что женщины не о том думают, говорят и занимаются глупостями, недостаточно развитые, ограниченные личности и т.п. В джинсах, рубашке она чувствует себя комфортно и разделяет мужские увлечения. И часто настолько становится «своей», что молодые люди не воспринимают ее как женщину. Она сближается с тем парнем, который очень нравится, интересен, а он начинает рассказывать о трудностях с девушками, о своих симпатиях и желаниях в отношении других. И тогда в душе у нее остается большая рана от того, что отвергнута, не воспринята, не замечена.

Сильный и еще сильнее

Она маскулинная - он гипермаскулинный, т.е., мужчина агрессивный, часто злоупотребляет алкоголем, может ударить, «нечувствительный» к женским проявлениям, игнорирующий. Именно такой мужчина будет выглядеть рядом как более сильный.

В целом…

Если смотреть на описанные особенности у женщин с точки зрения оценки половой идентичности и полоролевого поведения (основных характеристик психосексуального развития), то зачастую можно выявить, что внутренне такая женщина чувствует себя ближе к мужчинам, с ними ей легче и комфортнее общаться, их ценности оцениваются как более значимые. Типичное женское поведение и увлечения обесцениваются, забота о семье и создание уюта считаются чуть ли не унизительными. Кроме трудностей в отношениях, с которыми неизбежно сталкивается маскулинная женщина, бывают и более неприятные ситуации. Общаясь с мужчинами на равных - находясь в мужских компаниях, разделяя увлечения, употребляя алкоголь, она может не чувствовать опасных ситуаций и иногда становится жертвой насилия.

Причины?

С точки зрения некоторых теорий, маскулинность считается и психологической защитой. Т.е., это защитное поведение, которое вырабатывается женщиной, чтобы не быть обиженной, проигнорированной, не испытывать боль. Но, как говориться, ежик защищается от нападения врагов и лишается поглаживаний друзей (а женщина - заботы и защиты со стороны мужчины).

Также, за маскулинным поведением может стоять желание все держать под контролем, чтобы не испытывать тревоги от неопределенности или ощущения зависимости от другого человека.

Задатки такого поведения, как правило, формируются из-за неправильного отношения к поведению ребенка, иногда - программирования (хотелось мальчика, но родилась девочка), плохих отношений с родителями или алкоголизм от одного из них. Особенно часто маскулинность свойственна девочкам с большим количеством энергии, физически активным.

Сегодня в обществе среди мужчин и женщин приветствуется маскулинное поведение, т.е. такое поведение, которое традиционно ожидалось от мужчин - быть активным, брать на себя ответственность, принимать основные решения, быть независимым. На сегодняшний день люди с маскулинным поведением лучше адаптируются в социуме.

Можно ли на это повлиять?

По современным представлениям, маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими понятиями, а существуют параллельно. Поэтому, если у женщины и развиты маскулинные черты, она может развить и фемининность в достаточной степени!! И такое более гармоничное развитие личности дает возможность успеха в отношениях и обогащение сексуальной жизни, т.к. маскулинная женщина более сексуально активная, энергичная.

Фемининная женщина также может и защититься, и поддержать своего мужчину, но «женскими» способами. У таких представительниц пола есть женская мудрость , а умный человек и умная женщина - это разные вещи! По наблюдениям специалистов, более устойчивыми являются семьи, где мужчина является лидером, главным. Это значит не то, что он является лучшим или более важным, а он несет ответственность за семью и принимает все основные решения с учетом интересов всех членов своей семьи, обеспечивает всем необходимым. В такой семье женщина занимается «внутренней» политикой в семье, заботой, организацией хозяйства, эмоциональной стороной отношений и таким образом, является лидером и ответственной в этих сферах.

Чтобы рядом был настоящий мужчина - надо самой стать настоящей женщиной. Маскулинное поведение приносит много плодов, отказываться от которых не хочется, но если женщина хочет построить семью, то, возможно, будет необходимо пересмотреть свои приоритеты.

Только в процессе индивидуальной психотерапии можно понять, как сформировалось маскулинное поведение и какова его роль, освободиться от причин, мешающих проявлению фемининного поведения и наладить взаимопонимание в личных отношениях, присвоив свою, женскую, роль.

Маскулинные девочки - девочки, похожие на мальчиков. Ребенок входит в жизнь с определенными врожденными программами развития и психофизиологическими половыми различиями. В динамике этого развития осваиваются половые роли, и к 5 годам ребенок полностью усваивает роль, идентичную своему полу. Но по разным причинам, из-за влияния среды и семьи (см. Роль семьи в воспитании мальчиков и девочек) или из-за нарушения в эндокринной системе (см. - Мальчики, похожие на девочек феминные мальчики) так не происходит. В результате растет девочка, похожая на мальчика и внешне и по поведению. К счастью, с наступлением полового созревания (см. Как взрослеют девочки) мальчикоподобные девочки, как правило, становятся девушками, со всеми свойственными им физическими и психическими особенностями.

При проявлении следующих признаков родителям и воспитателям следует обратиться к врачам:

Выбор игр и игрушек. Девочки играют только в войну, в ковбоев или во что-то подобное и выбирают роль не медсестры и любимой девушки ковбоя, а роль солдата или самого ковбоя. При этом в куклы или в дочки-матери не играют никогда.

Общение со сверстниками. Девочки играют только с мальчиками и выглядят в этом общении такими же, как они.

Общение со взрослыми. Маскулинные девочки предпочитают, как правило, мужские компании, избегают ласк в отношениях с матерью, но могут демонстрировать влюбленность в женщин, которую они проявляют в энергичном мужском стиле.

Стремление к изменению внешности. Маскулинные девочки не любят платья и украшения, стесняются себя и завидуют мужской стати, любят мужскую одежду и носят ее в подчеркнуто мужском стиле, предпочитают короткую стрижку без бантиков и заколок. Но эти моменты не очень информативны, так как современное общество ориентировано на приоритет мужчин и эмансипированность женщин в нем поощряется.

Неудовлетворенность своей социальной ролью также свойственна современным эмансипированным женщинам. Поэтому она может быть влиянием скорее всего среды, а не следствием эндокринных изменений. Более информативно настойчивое высказывание желания изменить свой пол и имя.

Творчество. При просьбе нарисовать человека маскулинная девочка нарисует мужчину и чаще рисует танки, машины, корабли.

Стиль поведения. Маскулинные девочки размашисты и резки в движениях, по-мужски угловаты, напористы в речи и действии, употребляют часто грубые слова и демонстрируют утрированную мужественность.

Каждый из перечисленных признаков в сочетании или в отдельности не свидетельствует о несоответствии ребенка паспортному полу. И в отношении маскулинных девочек отклонения еще более сложно определить, чем в отношении феминных мальчиков. Большинство современных культур маскулинно ориентированы. Американские ученые проанализировали литературу для детей и выявили, что соотношение мужских и женских персонажей составило в изображении людей 11:1, а животных - 95:1. 75% главных героев книг для детей 2-6 лет - это мужчины. Поэтому маскулинизация поведения девочек может поощряться и семьей, особенно не полной, и средствами массовой информации, где много внимания уделяется успехам женщин в традиционно мужских видах труда и спорта.

И все-таки в пользу полоролевых отклонений говорит раннее и интенсивное проявление сочетания большинства перечисленных признаков.

Маскулинность

(мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности, которые варьируются от эссенциалистской до социально-конструктивистской.

Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в терминологии гендерных ожиданий. Маскулинность - это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На уровне индивидуальном, маскулинность конструируется как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в той или иной социальной группе, и реализуется посредством интерактивных действий.

При рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационность.

Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности - от доминантных до маргинализированных (см. ). Доминантная модель маскулинности отражает представления о мужской гендерной роли, разделяемые преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Эта форма маскулинности считается наиболее правильной и желаемой (например, маскулинность известных атлетов, политиков или актеров), при этом она также является наиболее жестко структурированной моделью. Однако это не означает, что большинство мужчин, проживающих в данном обществе и поддерживающих идеологическую основу доминирующей формы маскулинности, соответствуют характеристикам, входящим в данную модель. Эта модель представляется, скорее, образцом, идеалом. По словам известного американского исследователя Майкла Киммела, доминирующая маскулинность - это "маскулинность тех мужчин, которым принадлежит власть". Несмотря на явный статус "идеала", которым данная модель маскулинности наделяется в патриархатном обществе, эту модель еще называют нормативной, поощряя стремление соответствовать ей. В современном обществе доминирующая форма маскулинности непосредственно связана с производством системы властных отношений патриархата. Так называемые маргинализированные модели маскулинности существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как "ущербные", воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

Историчность маскулинности проявляется в изменениях, вносимых в ее структуру в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных и экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.

Ситуационность маскулинности проявляется через социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с ее некоторыми характеристиками. Так, например, во время войн, спортивных состязаний и конфликтных ситуаций существующие модели маскулинности интенсифицируются, и на первый план выходят такие характеристики как агрессивность и состязательность. В относительно спокойное время происходят инфляционные процессы, в результате которых ценность данных характеристик существенно понижается, и милитаризированная концепция маскулинности сглаживается.

Концепция маскулинности важна как для гендерных, так и для женских и мужских исследований. Изучение моделей маскулинности позволяет лучше понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти пути изменения существующего гендерного порядка.

Masculinity (англ.)

Литература:

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.

Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под редакцией Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

© А. С. Синельников


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Маскулинность" в других словарях:

    маскулинность - и ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых …

    Маскулинность - (лат. masculinus мужской) комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это сила, жестокость и пр … Психологический словарь

    маскулинность - Совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также фемининность. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

    Маскулинность - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 мая 2012. Дата постановки к улучшению 6 мая 2012. Маскулинность (от … Википедия

    Маскулинность - совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также Фемининноать. (Источник: Сексологический словарь) (от лат. masculinus мужской), выраженность муж. вторичных… … Сексологическая энциклопедия

    Маскулинность - (лат. masculinus – мужской) – характерные для мужского пола данного существа внешний вид, внутренние качества и модели поведения. Термин не указывает на принадлежность к мужскому полу. * * * (от лат. masculinus – мужской) – понятие для… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МАСКУЛИННОСТЬ - Буквально – состояние организма, обнаруживающего внешний вид, черты и модели поведения, характерные для мужского пола данного биологического вида. Как видно из определения, это понятие не обязательно включает род; оно не должно использоваться как … Толковый словарь по психологии

    Маскулинность - Черты личности, свойственные мужскому организму и биологически обусловленные задачами передачи потомству способности к адаптации и защите потомства. Поэтому мужскому организму свойственны большие размеры с преобладанием мышечной массы, большие… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    маскулинность и фемининность - (маскулинность и фемининность) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии… … Большая психологическая энциклопедия

    маскулинность - фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии дифференциальной маскулинность и… … Большая психологическая энциклопедия