Главная · Болезни уха · Интеллект - структура, виды, качества и развитие интеллекта. Виды интеллекта — классификация в психологии

Интеллект - структура, виды, качества и развитие интеллекта. Виды интеллекта — классификация в психологии

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Чтобы приступить к получению и обработке данных необходимо не только выбрать методы, которые позволят это сделать, но и понять какая именно информация нас интересует, какие у неё специфические и общие характеристики, особенности, для этого введём несколько понятий и постараемся рассмотреть их структуру.

Интеллект

Интеллект, или говоря иначе, умственное развитие, в настоящий момент это понятие вызывает большой интерес и самые различные споры, уже существует масса разнообразных теорий и гипотез. Структура же его до конца не исследована, что затрудняет его исследования. Так, например можно выделить три теории о природе интеллекта: первая предполагает, что интеллектуальное поведение может проявляться в таких способностях, как рассуждение, воображение, инсайт, суждение и адаптируемость; вторая говорит, что следует выделять только три фундаментальных познавательных процесса (абстрагирование, научение и оперирование с новым); третья же утверждает, что существует так называемый генеральный фактор, который, как предполагалось, лежит в основе всех интеллектуальных функций.

Теории интеллекта в свою очередь каждый раз жёстко увязаны к системе оценок, которая отражает социальные и культурные особенности общества.

Столь ажиотажный спрос на различного рода тесты можно обосновать тем, что именно от способности быстро и качественно принимать решения зависит умение извлекать выгоду из опыта и управлять самыми различными системами, а значит показатель IQ имеет значение при приёме на работу, при социализации в жизни в целом. Это впрочем может грозить дискриминационными последствиями.

Общие понятия об интеллекте

Примем наиболее общим определением интеллекта следующее:

Интеллект - это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Так же интересным и содержательным можно посчитать утверждение Холодной М.А., что «интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума объективной картины происходящего».

Как отмечает М.А. Холодная «с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности» .

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.

Самым первым предположением о природе интеллекта были рассуждения Фр. Гальтона, однако он, заблуждаясь, отнёс его к врождённым фнукциям психики, таким как реакция и чувствительность.

В 1905 г. А. Бине и Т. Симон - в связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей создали первую серию тестов (30 заданий). Они же впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).

Как уже говорилось, существуют различные теории природы и структуры интеллекта, но можно выделить две основные тенденции в развитии представлений об интеллекте:

Признание общего фактора интеллекта;

Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.

Рассмотрим их поподробнее.

1) Целостный интеллект

Наиболее ярким представителем и, даже можно сказать основополжником этой теории является К. Спирмен, который определил двухфакторную систему, в которой general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии» (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания.

Так например Дж. Равен выделял продуктивный интеллект, который производил оценку настоящего, на основе которой создавались алгоритмы действия в других схожих ситуациях, за реализацию же этих алгоритмов отвечал равеновский репродуктивный интеллект. Именно подобные размышления о его структуре привели к созданию теста «матрицы Равена».

Ровно так же и Р. Кеттелл в своих исследованиях разделял эти два основных интеллекта с тем отличием, что продуктивный интеллект был им назван кристаллизованным, а репродуктивный процессуальным, текущим.

В свою очередь, Ф. Вернон, разделяет фактор g на два основных групповых фактора: вербально-цифровой-образовательный и механико-пространственный-практический.

2) Множественность и независимость интеллектуальных способностей

Основоположниками и исследователями интеллекта с позиции крайней дифферентности его природы, являются Терстоун, Гилфорд, Р. Стенберг и Ягер.

Так Л. Терстоун определил семь основных умственных способностей, или факторов, к которым он отнёс:

Пространственный;

Восприятие;

Вычислительный;

Вербальное понимание;

Беглость речи;

Логическое рассуждение.

Дж. Гилфорд, создал структурную модель, основными критериями классификации факторов которой были тип операции, форменное содержание материала и, собственно, конечный продукт, который получался в результате реализации самых разнообразных интеллектов.

А. Ягер предложил «берлинскую модель структуры интеллекта» предусматривающую две его основы:

Операции (в том числе скорость, память, креативность);

Критерий превосходства (тестового);

Критерий редкости (нетипичности);

Критерий продуктивности;

Критерий демонстративности (повторяемости);

Критерий ценности (для данной культуры).

Здесь следует отметить, что одарённость это такая особенность человека, которая позволяет создавать что-то субъективно-объективно новое.

Необходимо указать, что все создатели тестологических моделей в конечном итоге приходили к выводу, что существует как многофакторная, так и однофакторная природа интеллекта, что вполне объяснимо высокой степенью сложности всех природных систем в целом, что нет ничего однозначного. В то же время тесты, которые были разработаны для определения умственных способностей, являются удачным инструментом для выявления некоторых психических отклонений, так же эти тесты направлены скорее на определения умения решать какие-то практические задачи или оценку социализированности, культурной адаптированности. Поэтому будем в дальнейшем аккуратны в трактовке результатов тестов.

Теория множественности интеллектов Гарднера

Рассмотрим отдельно теорию Говарда Гарднера, т.к. она качественно отличается от всех ранее представленных. И рассматривает интеллект как совокупность многих способностей.

Гарднер разработал критерии, предпосылками которых являются психологические, антропологические, биологические, культурологические закономерности, которые уже выявлены человечеством.

Используя эти критерии, Говард Гарднер оценил множество способностей и выделил семь соответствующих способностей, которые он классифицирует и определяет, как интеллекты:

Языковой

Логико-математический

Музыкальный

Пространственный

Телесно-кинестетический

Интраперсональный

Интерперсональный

Интеллект естествоиспытателя

Этот список может быть продлён в соответствии с новыми открытиями в самых различных областях миропознания человека.

Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями.

Одна из отрицательных черт данной концепции заключена в сложности оцифровки и численного представления данных, что на наш взгляд является вопросом математической статистики и времени.

Замечательной же чертой можно считать предпосылку к тому, что, составив правильный психологический портрет «мировосприятия» ребёнком или взрослым человеком, можно составить такую программу обучения, которая будет эффективна. Уже сейчас мы наблюдаем реструктурирование образовательных процессов. Что позволяет говорить о возможности полнее реализовать свой интеллектуально-социальный потенциал.

Формы проявления интеллекта

Мы можем утверждать, что интеллект это некоторый параметр, некоторая оценка средней эффективности решения самых различных задач, т.е. КПД умственной деятельности. Субпараметрами или качествами человеческого интеллекта можно назвать пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

В свободной интернет-энциклопедии приводятся следующие качества человеческого интеллекта:

Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;

Глубина ума - способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;

Логичность мышления - способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей;

Доказательность мышления - способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;

Критичность мышления - способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);

Широта мышления - способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Многие из этих субфакторов поддаются внешнему влиянию или корректировке, так существует некоторый ряд исследований показавший, что групповое мышление может оказать весьма значительное влияние на позицию отдельного человека. Из этого следует, что СМИ, формирующие культуру и стереотипы критически важный орган социума, при помощи которого можно изменять уровень общественного интеллекта.

Восемь основных подходов к формированию интеллекта

Многие учёные, в том числе и Холодная М.А., выделяют восемь основных подходов к формированию и природе интеллекта, к ним относят:

Феноменологический подход: интеллект представляет собой систему внезапно порождающую решения вследствие произведённой ею реструктуризации познаваемого окружения (В. Келлер.; К. Дункер,; М. Вертгеймер; Дж. Кемпион и др.).

Генетический подход: интеллект рассматривается как биопсихическая структура, которая имеет своё развитие в рамках онто- и филогенезов, вследствие необходимости адаптироваться к окружающей среде (У.Р. Чарльзворт; Ж. Пиаже).

Социо-культурный подход: интеллект неотъемлемый продукт социальной деятельности человека (Дж. Бруннер; Л. Леви-Брюль; А.Р. Лурия; Л.С. Выготский и др.).

Процессуально-деятельностный подход: интеллект предлагается расценивать, как характеристику мыслительных процессов, позволяющую производить объективизации окружающей действительности (С.Л. Рубенштейн; А.В. Брушлинский и др.).

Образовательный подход: интеллект есть продукт формирующийся в процессе обучения или разрешения задач (А. Стаатс; К. Фишер; Р. Фейерштейн и др.).

Информационный подход: интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации (Г. Айзенк,; Э. Хант; Р. Штернберг и др.).

Функционально-уровневый подход: интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (Б.Г. Ананьев; Е.И. Степанова; Б.М. Величковский и др.).

Регуляционный подход: интеллект рассматривается как фактор саморегуляции, возбуждения и торможения, психической активности (Л.Л. Терстоун и др.).

Соотношение мышления и интеллекта

В этом разделе мы произведём сравнение этих двух понятия, взяв для простоты за первичные определения следующие утверждения.

Интеллект - способность к мышлению.

Мышление - процесс оценки и принятия решений используя интеллектуальные способности.

Значительное внимание этому вопросу уделил Дружинин В.Н. Он приводит весьма самодостаточное утверждение: «Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие слово «обдумывание». Слово «ум» выражает свойство, способность, а «обдумывание» - процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта.»

В то же время необходимо отметить ещё одну отечественную созданную Ананьевым Б.Г. теорию о структуре и природе интеллекта, которая первую очередь она основана на стимул-реакционности поведения любого живого существа и человека в том числе.

Согласно этой теории мышление выступает не как нечто отдельное, но тесно связанное с интеллектом, а как его непосредственная высшая форма, которая проявляется в случае если совместное действие восприятия, внимания, памяти не разрешили поставленную задачу.

Как ни странно, здесь будет весьма уместным указать, что современные персональные компьютеры, стремящиеся упростить решение задач, требующих интеллектуального напряжения, обладают различной структурой, однако подавляющее большинство из них имеют центральный процессор, оперативную память, материнскую плату, жёсткий диск, различные средства ввода и вывода информации.

Подобное устройство в контексте мышление-интеллект мы сможем интерпретировать следующим образом: характеристика быстродействия процессора, частота, может быть неким аналогом уровня интеллекта, мышление же это процесс обработки данных, которые в свою очередь поступают из аналога хранилища жизненного опыта, жёсткого диска, и мгновенно поступающей за счёт персептивных органов, требующей немедленной обработки информации, подобно содержанию оперативной памяти. Однако принципы и алгоритмы работы, координируемой посредством материнской платы, задаются инженерами-технологами, и компьютер не в состоянии создавать какие-либо иные нестандартизованные подходы и решения. Подобный пример может подтверждать идею Дружинина о различных задачах и характеристиках мышления и интеллекта, как самостоятельных, но непрерывно взаимодействующих образований, результатом совместной работы которых является решение задач или составление новых систем реакций и поведения.

Индивидуальные особенности интеллекта

Индивидуальные особенности интеллекта определяются структурой интеллекта, как мы писали ранее, она вызывает массу споров. В частности интересен аспекты связности субспособностей, «переносимости», т.е. степень эффективности «перенесённого интеллекта» из одной сферы деятельности в другую, так же важен аспект наличия общего механизма выполнения любой интеллектуальной деятельности или системы отдельных локальных механизмов.

Факторный анализ является таким математическим методом, который позволяет обнаружить корреляции между параметрами системы выявить их организационную структуру интеллекта. Подробнее о факторном анализе можно прочитать в многочисленных руководствах.

Так, например, К. Спирмен, положивший в 1927 г. начало разработке факторного анализа, производил его по отношению к своим G-фактору и S-факторам. Так он определил три промежуточных фактора интеллекта: числовой, пространственный и вербальный. Фактор G оказался наиболее значимым для некоторых конкретных операций, что говорит о неполной слабой централизованности интеллекта вокруг некого единого «ядра».

Главным оппонент Спирмена Л. Терстоун, так же прибег к факторному анализу и подтвердил, что ряд независимых способностей определяют успешность интеллектуальной деятельности.

Так же имела место «кубическая» модель Д. Гилфорда. Он полагал, что наши способности определяются тремя основными категориями: операциями, содержанием и продуктами.

Так например любая задача имеет тот или иной вид содержания, предполагает осуществление определенной операции, которая приводит к соответствующему продукту.

В настоящее время, однако, математические методы Гилфорда подвергнуты резкой критике. Показано, что его данные могут быть легко объяснены, исходя из другой факторной модели.

В то же время Е. Торранс, последователь Гилфорда, извлёк практическую пользу и разработал тест креативности.

Обобщая здесь сказанное, отметим, что уровень интеллекта, в общем понимании, есть некоторый интегральный показатель, который в действительности связан с самыми различными проявлениями психики, однако несёт достоверную информацию об общем состоянии всей мыслительной деятельности.

Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта

Как мы уже определились ранее уровень интеллекта подвержен изменению, однако есть некоторый ряд особенностей который связан с возрастными, половыми и социальными характеристиками отдельно взятого человека. Так, например, выявлено, что в большинстве случаев, в которых наблюдались хорошие или высокие показатели интеллектуального развития в детстве, наблюдался и пропорциональный рост уровня интеллекта по отношению к возрасту. Причём может происходить как естественно обусловленный рост интеллекта, так и его снижение.

Сложная структура интеллекта не однозначна в своих изменениях, что можно связать с тем, что входящие в неё субструктуры изменяются с разными частотами, т.е. в разное время ведут себя по разному.

В подтверждение сказанному Дружинин В.Н. приводит график зависимости интеллекта от возраста, составленный на основании использования теста Равена.

Продуктивная способность как функция возраста

Так же исследователи на основе экспериментальных данных выявили интеллектуальную акселерацию, которая предполагает учёт изменений среды. Ведь не секрет, что сейчас темп жизни ускорился и приходится решать самые разнообразные задачи почти мгновенно. Поэтому люди, рождённые сейчас, обладают отличным от прошлых лет уровнем интеллекта, но это связано в первую очередь со временем решения задач и опытом, полученным в течение жизни. Однако этот процесс, на наш взгляд, временно начнёт претерпевать векторные изменения, т.к. сейчас многое из того, что нужно было делать самостоятельно заменено различными инструментами, которые упрощают жизнь, а следовательно не способствуют научению в большем смысле.

Необходимо понимать, что опыт в формировании интеллектуальных способностей имеет одну из самых ключевых ролей в решении задач. Поэтому рост IQ наблюдается в течении всего периода активной умственной деятельности.

Социальный аспект выражается в характере деятельности, семейных отношениях в детстве, уровня имущественного благополучия, в условиях элитарного образования. Так, например, далеко не всем желающим открыты двери Йельского университета, предполагается, что качественное образование в несоциальноориентированных государствах могут быть в основном материально благополучные люди. Характер деятельности, будь-то рабочей, будь «повседневной» так же оказывает влияние, что вполне объяснимо тем, что именно характер интенсивности умственной деятельности для каждого случая различен, в то же время нужно помнить о кругозоре и интересах отдельного человека. Семейные взаимоотношения и среда в которой развивался и рос человек, в которой он сейчас пребывает, оказывает вполне закономерное влияние, что обуславливается структурой познания человека.

Так например Р. Зайонц исследовал такую частность, как зависимость интеллекта детей от их количества в семье, порядка и интервала их рождения (рис. 3). Для этого он ввел понятие «интеллектуальный климат», который определяется средним интеллектом членов семьи. Из построенного им графика видно, что среда социально личностных взаимоотношений оказывает значительное влияние на умственное развитие отдельно взятого индивида, что говорит о необходимости более жёсткого контроля и более высокого понимания родителями многодетных семей своих задач и целей.

Зависимость интеллекта детей от их количества в семье, порядка и интервала их рождения

Однако среда не является единственным фактором, т.к. любые качества человека формируются путём взаимодействия его физиологии, устоявшихся систем мировосприятия с внешней средой. Однако же интенсивность и качество внешних влияний могут иметь весьма значимый характер.

Другой вопрос в сфере психологии интеллекта, который вызывает идеологические дискуссии, - это гендерные различия. В принципе существуют уже сформированные модели гендерного поведения, которые прививаются каждому с детства. Поэтому при выборе некоторых приоритетов ориентируются на устоявшиеся модели. Даже само общество располагает этому, облегчая интеграцию среднестатистических мужчин и женщин. В то же время нельзя отрицать некоторые психофизиологические особенности деятельности головного мозга. Так, например, принято считать, что у женщин более развито «интуитивное» полушарие, а у мужчин «логическое». Что тоже является своеобразным стереотипом. Впрочем, так же очевидно, что мировосприятие формируется от взаимодействия, в том числе и физиологических особенностей с внешней средой.

Поэтому природа различий в интеллектуальных способностях крайне многогранна и как многое другое в человеке сводится к генетике и среде.

Интеллект (от лат. intellectus - понимание, познание) - общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

«Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые, по сути, являются «рабочими средствами» интеллекта. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики. Мышление – это процесс умственной деятельности, а интеллект – это способность к этой деятельности. Многие ставят знак равенства между понятиями мышления и интеллекта, но на самом деле, нельзя путать мощность и само явление.

Все-таки разница между интеллектом и мышлением огромная. Мышление – это совокупность врожденных (!) активных познавательных процессов. Это ассоциации, восприятие, внимание, анализ, а также способность к умозаключениям. А интеллект можно как развивать, так и терять. Интеллект представляет собой совокупность способностей к осуществлению мыслительного процесса, умение познавать новое, решая задачи и переступая через преграды. Наличие интеллекта означает в то же время и наличие способности планировать и сознательно направлять свои силы на достижение желанного. Теперь понятно, почему интеллект подлежит корректировке».

Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:

v Способность к обучению;

v Оперирование символами;

v Способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности

Свойства интеллекта:

Основными свойствами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек.

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления - негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам - его креативности. Показателем развитости интеллекта является его дивергентность - несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида - прогностика - предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов - признак развитости ума, широты интеллекта.

Виды интеллекта :

Вербальный интеллект . Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.

Логический интеллект . Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.

Пространственный интеллек т. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.

Физический интеллект . Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.

Музыкальный интеллект . Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.

Социальный интеллект . Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.

Эмоциональный интеллект . Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо интеллект понятие структура и видыанализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.

Духовный интеллект . К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.

Творческий интеллект . Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

Функция интеллекта :

Функция - это способ, которым человек осуществляет познание содержания, это внешнее поведение, по нему можно судить об осуществлении функции. Итак, функции интеллекта реализуются через действия по конструированию им самого себя и предметного мира как дифференциация аккомодации и ассимиляции и отказ от эгоцентрической позиции, характерной для младенца.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Интеллект (лат. intellect us — ум, рассудок, разум) — устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненными ситуациям. Интеллект означает понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума.

Интеллект не сводится к совокупности познавательных процессов, которые по сути являются «рабочими средствами» интеллекта.

Современная психология рассматривает как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психологической диагностики.

В начале XIX в. немецкий астроном Ф. В. Бессель (1784- 1846) утверждал, что может определить уровень интеллекта человека по скорости его реакции на вспышку света. Но только в конце XIX в. американский психолог Дж. М. Кеттелл (1860) выступил в качестве основоположника научной тестологии, разработав систему тестов, направленных на выявление психических возможностей индивида, в том числе интеллектуальных (ментальных). Формировалась научная концепция человеческого интеллекта.

Развитие интеллекта как умственного возраста исследовалось французским психологом А. Вине (1857-1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), который предложил определять коэффициент умственного развития ребенка путем деления его умственного возраста на хронологический возраст.

В 1937 г. Д. Векслером (1896-1981) была создана первая шкала интеллекта для взрослых.

В начале XX в. английский психолог Ч. Э. Спирмен (1863-1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфакторную теорию интеллекта . В нем выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S). Возникла теория специфических способностей. Психолог Дж. П. Гилфорд (1897-1987) выделил 120 факторов интеллекта и представил ею структуру в виде кубической модели (рис. 80).

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень развития интеллекта у детей (коэффициент интеллектуальности) посредством специальной шкалы тестов (IQ). Интеллект, умственное развитие индивида трактуются как его способность выполнять доступные для его возраста интеллектуальные задания, успешно приспосабливаться к различным типам жизненных ситуаций.

В индивида существенную роль играют как генетические, так и социокультурные факторы, а точнее,взаимодействие этих факторов. Генетические факторы — наследственный потенциал, получаемый индивидуумом от своих родителей. Это исходные возможности взаимодействия индивида с окружающим миром.

Рис. 80. Структура интеллекта по Дж. П. Гилфорду.

Эта кубическая модель — попытка определить каждую из 120 специфических способностей, исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат). Например, при заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при опенке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются совсем различные типы интеллекта

В сотнях тысяч генов, расположенных в 46 хромосомах, кроется огромный, еше малоизученный потенциал человеческой индивидуальности. Однако по наследству индивиду передается только «сырье» для построения сложных психорегуляционных конструкций. Жизненные потребности индивида могут посылать соответствующие запросы отдельным генетическим образованиям. Различные генетические локусы, как показали исследования лауреатов Нобелевской премии Р. Робертсона и Ф. Шарпа, способны к функциональным перестройкам.

Интеллектуальные возможности человека проявляются в той стратегии , которую он вырабатывает в различных проблемных ситуациях, в его способности трансформировать проблемную ситуацию в конкретную проблему, а затем в систему поисковых задач.

Одни люди способны к быстрым умозаключениям, интуитивным озарениям, одномоментному охвату события во всех его взаимосвязях, они последовательны в выдвижении гипотез и проверке их правильности; другие замыкаются на первой пришедшей на ум гипотезе, их мышление нединамично. Некоторые пытаются решать проблемные задачи вообще без всяких предварительных предположений, надеясь на случайные находки; их мышление бессистемно, перекрывается импульсивными эмоциями. Мышление многих людей стереотипно, излишне стандартизировано.

Качества человеческого интеллекта

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Пытливость ума — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек (рис. 81).

При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Интеллект — способность индивида обобщенно, схематично осмысливать конкретную ситуацию, оптимально организовать ум при решении нестандартных задач. Однако сущность интеллекта нельзя понять только через описание отдельных его свойств. Носителями интеллекта являются опыт умственной деятельности индивида, сформировавшееся у него ментальное пространство, способность к презентации структурного представления исследуемого явления в сознании индивида.

Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей с другими объектами. Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.

Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Интеллектуально ограниченные люди крайне узко, локально отражают действительность, не производят необходимого переноса знаний на новые объекты.

Развитие отдельных качеств ума индивида определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта, семантическим полем его сознания — индивидуальной системой значений, структурой интеллекта. В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое щелевое мышление, суженное до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм. В групповом мышлении начинают преобладать стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации как в содержании, так и в структуре интеллекта.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта — умственные аномалии . Они выражаются в нарушении всей психической системы личности — ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенности интеллекта:

  • неадекватность мотивов совершаемым действиям;
  • нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;
  • нарушения смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;
  • дефекты мыслительных операций (обобщения, классификации и т. д.).

Приведем некоторые интеллектуальные тесты, выявляющие качества интеллекта (рис. 81-84).

В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на обобщение, классификацию, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию. Некоторые задания оперируют рисунками и геометрическими фигурами. Успех испытуемого определяется количеством правильно выполненных заданий.

Рис. 81. Тесты на дивергентность мышления

Рис. 82. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных

Рис. 83. Исключите лишнюю фигуру

Рис. 84. Вставьте недостающее число (тест на экстраполяцию)

Тест на выявление абстрагирующей деятельности

Из слов, стоящих в скобках, выделите два слова, имеющих существенное отношение к исходному слову.

  1. САД (растения, садовник, собака, забор, земля).
  2. РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
  3. ГОРОД (автомобиль, здание, толпа, улица, плошадь).
  4. САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).
  5. КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
  6. ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
  7. КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, округлость, золото, печать).
  8. ЧТЕНИЕ (глаза, книга, картина, печать, слово).
  9. ГАЗЕТА (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).
  10. ИГРА (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
  11. ВОЙНА (пушки, самолеты, сражение, ружья, солдаты).
  1. Растения, земля.
  2. Берег, вода.
  3. Здание, улица.
  4. Крыша, стсны.
  5. Углы, сторона.
  6. Делимое, делитель.
  7. Диаметр, округлость.
  8. Глаза, печать.
  9. Бумага, редактор.
  10. Игроки, правила.
  11. Сражения, солдаты.